Глава 1

1.Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,

2.Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.

3.Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою сове­стью, что непрестанно вспоми­наю о тебе в молитвах моих днем и ночью,

4.И желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне испол­ниться радости,

5.Приводя на память нелицемер­ную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике;уверен, что она и в тебе.

6.По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение;

7. Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.

8.Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием (Христовым) си­лою Бога,

9.Спасшего нас и призвавшего зва­нием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и бла­годати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,

10. Открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Хри­ста, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,

11. Для которого я поставлен пропо­ведником и Апостолом и учите­лем язычников.

12. По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Ко­го уверовал, и уверен, что Он си­лен сохранить залог мой на оный день.

13. Держись образца здравого уче­ния, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.

14. Храни добрый залог Духом Свя­тым, живущим в нас.

15. Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.

16. Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он много­кратно покоил меня и не стыдил­ся уз моих,

17. Но, быв в Риме, с великим тща­нием искал меня и нашел.

18. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил (мне) в Ефесе, ты лучше знаешь.

1. Павел— Апостол См. на 1Тим. 1:1.

волею Божией: — Сравните «по повелению Бога» 1Тим. 1:1. Павел нико­гда не забывал воздействия призыва, изменившего его жизнь, призвавшего к апостольству (см. на Гал. 1:15-17). Этот непосредственный призыв Божий представлял главный источник его мужества и утешения, когда самые трудные проблемы вставали перед ним.

обетованию жизни: — Т.е., как вечного спасения, которое каждый верую­щий надеется достигнуть в мире грядущем (см. на Ин. 3:16; 1Тим. 6:19), так и новой жизни праведности, силы и мира в настоящей жизни (см. на 1Ин. 5:12). По мере того, как Павел приближался к часу своей смерти, эта надежда вечной жизни была наиболее драгоценной для него. Римский император мог отнять его настоящую жизнь, но он не мог отнять мира, наполнявшего ум апостола или лишить его вечной награды (см. на Матф. 10:28).

во Христе Иисусе:: Излюбленная фраза Павла, которую можно назвать его девизом (ср. Рим. 9:1; 12:5; 16:7; 2Кор. 1:21; 2:14, 17; 5:17; 12:2; 1 Фес. 4:16; 1 Тим. 2:7; и т.д.).

2, Тимофею:: О кратком биографическом очерке (см. на Деян. 16:1).

возлюбленному сыну:: Буквально, «возлюбленному дитяти». Павел

употребил это нежное выражение, ибо он воспитал Тимофея в христианской вере (см. на 1Тим. 1:2).

благодать, милость,мир:— См. на 1Тим. 1:2.

Бога Отца и Христа Иисуса: См. на Рим. 1:7.

3. Благодарю Бога:: Вместо недовольства или сострадания к себе, томя­щемуся в Римском тюремном заключении, Павел воскрешал в памяти приятные воспоминания о возлюбленных товарищах. Истинно великие люди благодарны за приятные моменты жизни, в то время как другие видят лишь неудобства и трудности.

прародителей: — Павел был благодарен за строгое религиозное воспита­ние, обеспеченное его родителями. Его родители были верны принципам стро­гой, требовательной секты фарисеев, что и отразилось в их ранней заботе и воз­можном интересе его строгого фарисейского воспитания в Иерусалиме. Относи­тельно полной дискуссии родословной Павла (см. Дополнительное Примечание к Деян. 7 гл., 2 параграф).

Несмотря на то, что Римский император мог теперь жестоко преследовать христиан из-за их религии, Павел мог служить Богу с чистой совестью, ибо он поклонялся тому же Богу, что и его прародители, он не нарушал закона. Вся его жизнь была прожита в «чистой совести», даже хотя он и совершал некоторые дела, достойные порицания (см. на 1Тим. 1:13).

4. слезах твоих:: Пресвитера Ефеса также проливали «слезы», когда они расставались с Павлом в Милите, веруя, «что они не увидят более его лица» (см. Деян. 20:17, 36-38). Это нежное, любящее товарищество молодого и старого соработников, является образцом взаимоотношений для всех пастырей и гото­вящихся стать таковыми для подражания.

5. Приводя на память: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению «воспоминая». Возможно, Павел как раз получил от Тимофея письмо или путешественник, проходя через Рим, сообщил Павлу добрые известия о Тимофее.

нелицемерную веру: — См. на 1Тим, 1:5.

прежде: — Павел теперь сравнивает хорошее религиозное происхождение семьи Тимофея со своим собственным 3 cm. Оба происходили из искреннего Израильского рода и теперь продолжали поклонение тому же Богу в новом об­рамлении христианства. Здесь не имеется в виду полная параллель между Пав­лом и Тимофеем, но соучастие ясно — Павел теперь ожидал казни из-за своей христианской веры, такой же веры, которую разделял и Тимофей. Что ожидало Тимофея впереди, никто из них не знал, но Павел использовал этот последний и удобный случай для увещания Тимофею — жить благородно, как истинный слуга Божий (см. на гл. 2:1-13).

Лоиде: — Нет более сведений относительно этой благородной женщины.

Евнике:Греч. Eunike, «победное желание», «добрая победа» (см. на Деян. 16:1). Павел подчеркивает влияние этих женщин-христианок, потому что отец Тимофея, который уже возможно умер, когда сын был юношей, — был Грек, а посему, возможно, равнодушен к истинному Богу.

уверен: — Т.е., апостол был уверен в истинности посвящения Тимофея и его весьма важных способностях, прежде посвящения в духовный сан; и после­дующее служение Тимофея оправдало предыдущее доверие Павла, искренняя вера его бабушки и матери вселилась в Тимофея с самых ранних лет; все же, «вера» его прародителей не должна быть спасающей верой для Тимофея. Вто­рое и третье поколение членов церкви не может полагаться на простое ознаком­ление с Евангелием для личного спасения; оно должно стать личной «верой», которая приносит ежедневно мужество и мир.

6. По сей причине: — Т.е., апостол находился в спокойной уверенности, находясь в Римской темнице, что церкви в Малой Азии в способных, компе­тентных руках и что настоящая вера Тимофея составляет сильное основание для суровых требований будущего.

напоминаю: — Нежные слова совета апостола, несомненно, были великим источником ободрения для молодого Тимофея. Эти слова дышали доверием и нежными чувствами товарищества.

возгревать:Греч, anazopureo, «обновлять пламя», «воспламенять сно­ва». Это заявление не подчеркивает недостаток Тимофея в мужестве или при­лежании: скорее, этот метод Павла, хвалить Тимофея за эффективное прошлое служение и призывает его продолжать, достойное награды, служение. Поскольку Павел теперь был принужден оставить руководящий пост в Малой Азии, Тимофей должен был подняться с новым рвением и взять на себя ещё большие обязанности.

дар: — См. на 1Тим. 4:14.

чрез мое рукоположение: См. на 1Тим. 4:14.

7. боязни:Греч, deilia, «трусость», «малодушие», «робость». Что истин­ное христианство не приносит трусости, лучше всего видно в жизни Христа и Павла. Боязливый не смог бы написать такое послание, когда тень меча палача уже витала над ним.

силы:Греч, dunamis, «сила», «способность» (см. на Лук. 1:35; 1Kop. 4:20), от которого произошло английское (и русское) слово «динамит».

любви: — См. на 1Кор. 13:2. Качество, которое должно сопровождать «си­лу», чтобы последняя не применялась грубым, жестоким, враждебным образом. Господь Иисус представляет поразительный пример силы, соединённой с любо­вью.

целомудрия: — Т.е., доброго, здравого смысла, который хранит верных хри­стиан от ловушек фанатизма и ошибочных привычек.

8. Итак не стыдись: — Греческое слово подразумевает, что Тимофей не был постыжен до этого времени. Павел здесь призывает своего верного соработника никогда не быть постыженным. Такие выражения доверия вдохновляют моло­дых работников к ещё более благородным подвигам.

свидетельства Господа нашего: — Т.е., христианского свидетельства об Иисусе Христе, которое для язычников было «безумием», а для Иудеев «со­блазном» (см. на1Kop. l:23, 25).

узника: — Добавочное доказательство, что Павел написал это послание во время Римского тюремного заключения (см. введение на 2 Тимофея 325 стр.).

страдай:Греч, sugkakopatheo, «переносить бедствие совместно», «раз­делять позор сообща».

с благовестием: — Буквально, «ради благовестия». Павел перенёс публич­ное и открытое унижение ради Евангелия; что-либо меньшее, чем полное това­рищество с Павлом публично или лично — должно быть боязнью или трусостью (см. на 7cm.). Апостол хорошо понимал, что силы зла безжалостно и неустанно будут преследовать каждое дитя Божие, и что венцу славы должен предшество­вать крест позора и недоразумений (см. гл. 3:12).

силою Бога: — Лишь благодать Божия в состоянии укрепить верующего, чтобы победить благовидное искушение и перенести страдания от врага душ (см. на Рим. 1:16; 1Kop. 1:18).

9. Спасшего нас: — Стихи 8-11 должны быть рассмотрены как одно целое. Только «сила Божия» в состоянии спасти людей от их греховных привычек. До тех пор, пока люди подчиняют свою волю Богу, их спасение обеспечено (см. на Матф. 1:21).

звание: — Бог желает, чтобы все люди были спасены (см. на 1Тим, 2:4). Однако, многие отвергли Божий призыв ко спасению (см. на Матф. 23:37).

святым: — Или, «к святому призванию», то есть, к осознанной жизни, ради её безукоризненности. Сравните на Рим. 1:7.

не по делам нашим: — Т.е., не на основании «наших дел». Спасение чрез веру является одним из фундаментальных фактов Евангелия, подчёркиваемых Павлом особенным образом из-за обманчивого доверия Иудеев, спасающихся силой «дел закона» (см. на Гал. 2:16; Рим. 3:19-24; 10:1-4; Ефес. 2:8, 9; Тит. 3:5). Человек ничего не в состоянии предложить Богу, как основание сво­его спасения; он беспомощен без благодати Божией, свободно предложенной нам.

но по Своему изволению: — Из-за исключительного свойства любви (см. 1Ин. 4:9,10) Бог проявил инициативу, намереваясь спасти грешников чрез дар Своего Сына, «Христа Иисуса». Относительно более подробного рассуждения о намерениях Божиих (см. на Рим. 8:28-30; Ефес. 1:3-11).

благодати: См. на Рим. 1:7; 3:24; 1Кор.1:3. Любовь Божия, всегда те­кущая к недостойным грешникам, приглашает каждого человека принять иску­пление, предусмотренное во Христе (см. на Рим. 3:23, 24; Ефес. 2:4-10).

прежде вековых времен:Греч, pro chrononaionion, «прежде времен веч­ных» т.е. прежде долгих веков этой земной истории. В Своем предвидении Бог был готов встретить трагедию и кризис греха прежде, чем он вошёл в наш мир (см. Рим. 14:24, 25; см. на Матф. 25:34; 1Kop. 2:7). Поскольку Бог всеведущ, прошлое, настоящее и будущее равным образом известны для Него; никакое земное событие не является для Него неожиданным. Зная, что грех проявится как личное нападение созданных существ против Его авторитета, и таким образом, против Его характера, Бог всегда был готов проявить Свою лю­бовь и справедливость не только к безгрешной вселенной, но также и перед теми, которые презирали Божественную любовь. См. на Ин. 1:14; 3:16; Рим. 5:5-10,

10. Открывшейся: — Т.е., «цель и благодать» Божия 9 ст. были ясно от­крыты во Христе Иисусе. Люди должны рассматривать невидимого Бога в лич­ных отношениях, которые они видели в Иисусе. Люди теперь знают, что Бог размышляет об их земных страданиях из-за исцеляющего служения Христа и Его вести ободрения и надежды. Человек может измерить нежное отношение, которое Бог имеет к человечеству, сравнивая терпеливую постоянную любовь Иисуса.

явлением:Греч, epiphaneia, «явление», «видимое проявление» (см. на 1Тим. 6:14). Это единственный случай в НЗ, когда epiphaneia ссылается на пер­вое пришествие нашего Господа. Во всех других случаях слово изображает Вто­рое пришествие (см. 2Фес. 2:8; 1Тим. 6:14; 2Тим. 4:1, 8; Тит. 2:13).

Спасителя:Греч, soter, «Избавитель», «Хранитель». Это слово часто приписывалось древними народами своим богам, государственным деятелям и генералам. Однако только Иисус Христос принес подлинное избавление миру, скованному узами греховных привычек.

разрушившего:Греч, katargeo (см. на Рим. 3:3). Когда Христос воскрес из мертвых, была проявлена сила более сильная, чем смерть. Христос предлага­ет эту же силу над «смертью» всем, которые принимают план спасения. «Смерть» не является более чем-то ужасным.

жизнь: — См. на Ин. 1:4; 3:16. В самом деле, это была надежда для мира, который рассматривал смерть как непонятную тайну. Это обетование о «жиз­ни», принесло радость и смысл временного пребывания на земле. Вместо тщет­ности оно приносит целенаправленность, вместо отчаяния оно приносит обод­рение, отражённое в свете христианского преимущества.

нетление: — Т.е., жизнь, которая никогда не прекратится (см. Рим. 2:7). Здесь Павел ссылается на физическое воскресение и телесное существование искупленных на новой земле.

чрез: — Пришествие Иисуса Христа, Его весть избавления от греха и побе­да над смертью, здесь сравнены с наступлением нового дня после темной ночи. В других переводах «свет благовестил». Иисус Христос свет человеков (см. на Ин. 1:4). Поскольку Павел ожидал своей неминуемой казни, «свет» обетований Божиих относительно «жизни и нетления» принес победоносный и ликующий мир его душе.

благовестие: — Предмет наивысшего уважения Павла и источник совер­шенного мужества и мира. В виду преимуществ благовестия, Павел и Тимофей не были постыжены тем, что они проповедовали (см. 8 ст.).

11. поставлен — Т.е., Богом (см. на 1Тим. 1:1; 2:7).

проповедником: См. на 1Тим. 2:7.

Апостолом: — Павел заявляет свои права на это звание, ибо он был непо­средственно призван к служению самим Иисусом (см. 1Кор. 15:8, 9). О дискус­сии относительно значения слова «апостол» (см. на Марк 3:14; Деян. 1:2).

учителем: — Это завершенное троекратное понятие отображает представ­ление Павла о его пастырском поручении.

язычников: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к опущению этого слова. Однако, из написанного в 1Тим. 2:7 следует, что он был послан к язычникам, как их особый апостол (см. Деян. 9:15; Рим. 11:13; 15:16; Гал. 1:15,16; 2:7, 8; Ефес. 3:8; 1Тим. 2:7).

12. сей причине: — Т.е., степень унижения. Павлу было предъявлено об­винение о преступных уголовных действиях против Римской империи.

страдаю: — По своему личному опыту страданий ради Евангелия, Павел мог сочувственно увещевать Тимофея страдать без колебания.

стыжусь: — Несмотря на то, что Павел встретил лицом к лицу позорную казнь, как преступник и глумящийся над империей, его доверие к вести, кото­рую он проповедовал, приподняло его дух и увеличило его смелость. Это такой же вид благородного величия, который закалил сердца Еврейских юношей-героев, когда они встретились с яростью Вавилонского царя (см. Дан. 3:16-18); Христос также представил миру пример — Он не стыдился в доверии верховному провидению Отца, когда встретил лицом к лицу позор креста.

знаю: — Павел был убежден в личной заботе Христа, относительно его благополучия, и его благодарность за это проявилась в открытом нестыдливом свидетельстве.

уверовал: — Форма Греческого глагола подчеркивает, что Павел уверовал в прошлом и продолжает верить. Он поддерживал свою веру даже среди сурового переживания, будучи представлен как обычный преступник. Бог не ожидает, чтобы кто-либо слепо и безрассудно доверял Ему. Он дал каждому человеку достаточно доказательств, для основания доверия Ему. Радость жизни заключается в осознании этих доказательств о близости Божией.

уверен: — Или, «убеждён».

сохранить: — Полная фраза читается буквально, «охранить мой вклад [за­лог, депозит] на оный день» (ср. 1Тим. 6:20; 2Тим. 1:14). Комментаторы рас­ходятся во мнениях, или Павел здесь ссылается на нечто вверенное Христу, или на что-либо вверенное ему Христом. Первая точка зрения принимает во внима­ние личное спасение Павла, его характер, его будущее, как залог, вклад, кото­рый Христос, верно сохранит? до дня воскресения. Даже если смерть скрывает людей от земного взора, Христос отмечает могилы всех, кто однажды получит дар вечной жизни.

Придерживающиеся второй точки зрения испытывают трудность размыш­ления, по причине употребления точно таких же слов в 1Тим. 6:20 и 2Тим. 1:14, но выраженных в другом значении. В этих местах Священного Писания значение слов ясно подчеркивает вклад, залог, вверенный Тимофею, как хри­стианскому служителю. Эти толкователи утверждают, что Павел здесь разделил с Тимофеем доверие, что даже в случае близкой смерти Павла, Евангелие не должно остановиться, но что Христос в состоянии сберечь христианское свиде­тельство, пока оно не выполнит своей задачи. Другим людям, подобным Тимо­фею, будет вверено такое же поручение, которое было дано Павлу. Даже если смерть Павла, возможно, нанесет сокрушительный удар молодым в вере церк­вам, они вместе с Павлом будут убеждены, что Христос ещё жив и Он в состоя­нии вести их к ещё большим достижениям, чем он совершил для Христа.

оный день: — Т.е., день, когда задача, вверенная христианам, будет испол­нена. Павел, возможно, ссылается на «оный день» когда «жизнь и нетление» (см. 10 cm.) будут дарованы верным, ибо они безупречно сохранили вверенное им.

13. образца:Грея, hupotuposis, «пример», «образец», «модель», переве­дённое «пример» в 1Тим. 1:16. Как один из инструментов Христа, чрез Которо­го «залог» Павла или его «наследие истины» (см. на 2Тим. 1:12), будет надёжно сохранено и передано дальше миру, Тимофей призывался верно представить Евангелие, как он слышал его от Павла. Павел здесь подразумевает, что его слова вдохновлены Богом (см. на гл. 3:16) и в такой же мере авторитетны, как и слова ВЗ. Таким образом, они не были поддельными, но имеющими законную силу, как образец Евангельской истины.

здравого:Греч, hugiaino, «быть здоровым» (см. на 1Тим. 1:10). Весть Павла была свободной от заблуждения и верно представляла непреложность Божьего плана спасения. Он был уверен, что » Евангелие, которое он проповедо­вал, было истинным (см. на Гал. 1:6-8).

слышал от меня: — Павел в достаточной мере наставил Тимофея в истине.

С верою и любовью:— Эта фраза может быть соединена с «держись». Лич­ная вера Тимофея не могла иметь лучшего основания. Кроме того, представле­ние слов, относительно Божьего дара спасения, должно быть в духе любви, ко­торая характеризует Бога спасения. Переданная в любом другом духе, пропо­ведь Тимофея могла стать препятствием для принятия Евангелия, а не помо­щью.

14. добрый залог: — Полная фраза читается буквально, «храни прекрасный залог» (см. на 1Тим. 6:20; 2Тим. 1:12). Здесь Павел ссылается на поручение Тимофею, как верному служителю Евангелия, которое было вверено ему, как людьми так и Богом. Часть этого залога составляли собственные слова Павла, в которых он призывал Тимофея «держаться» 13 cm. Служение Павла почти окончилось; апостол сохранил свой залог истины свободным от доктринального заблуждения или нравственной испорченности. Но дело, которое было поручено Павлу, его «залог» был теперь возложен на плечи Тимофея и других. С этого времени они должны были быть стражами неоценимого сокровища Евангелия и в свою очередь передать его верно другим стражам.

Духом Святым: — Т.е., Дух Святой является эффективным посредником, который даёт людям способность успешно выполнить задачу проповеди Еван­гелия. Нет предела полезности и влияния для кого-либо, кто посвятил свою во­лю для целей Божиих. Святой Дух становится силой позади каждого продвиже­ния дела Божия.

живущим: — Сила Божия стала близкой, жизненным силам людей. Человек внутренне изменится, когда позволит Святому Духу руководить своей жизнью. Сравните Ин. 15:4-7 (см. Ин. 14:17; см. на 1Кор. 6:19; Ефес. 3:16).

15. Асийские: — Т.е., проживающие в Римской провинции Малая Азия со столичным городом Ефес (см. Дополнительное Примечание к Деян. 16 гл.; см. карту в VI томе, 33 стр.).

оставили меня: — Ничего не известно об особенном положении, пред­ставленном здесь. Однако это должно было быть событие, потребовавшее му­жества и чести от верно исповедывающих христианство. Павел остро чувство­вал эту неприятность в осознавал, что если все его соработники будут убегать пред лицом преследований, здание, над построением которого он трудился, будет разрушено. Однако доверие к преданности Тимофея ободрило Павла и предусмотрело необходимый вызов Тимофею стоять без стыда за Евангелие, которое он проповедовал (см. на 8 ст.). Кроме того, он должен был торжественно охранять святой «залог» истины (см. на 12 ст.), который он получил от Павла и других апостолов 14 ст. во время своего обращения.

Фигелл и Ермоген: — Священное Писание не представляет дальнейших сведений относительно этих людей или их преступлений. Очень трагично быть воспоминаемым только ради позора или трусости. Эти люди не «сохранили» залог истины, который был вручен им.

16. Онисифора: — Буквально, «тот, кто приносит пользу». Относительно этого верного верующего, ничего более неизвестно. Очевидно, он соответство­вал значению своего имени, ибо он принес много радости и ободрения Павлу, в то время как другие члены церкви обманули его ожидания. Онисифор не сты­дился Евангелия или позора, которое оно принесло Павлу. Некоторые полагают, что в то время он был уже почившим, 1) ибо Павел здесь ссылается только на его «дом» и «дом Онисифоров» в гл. 4:19; 2) ибо выражение в гл. 1:18, «в оный день» обозначает время, равнозначное выражениям в 12 ст. и гл. 4:8, состав­ляет ссылку на Второе пришествие.

покоил: — В других переводах «подкреплял». Онисифор был подобен ды­ханию горного воздуха для Павла, вдыхающего вредные испарения Римского тюремного заключения. Вместо того, чтобы выразить соболезнование Павлу, он принес атмосферу мужества, жизнерадостности и товарищества.

не стыдился: — В противоположность Фигеллу и Ермогену и представил достойный образец для подражания Тимофею (ср. 8 ст.).

уз: См. на Деян. 28:20.           

17. с великим тщанием: — В своей попытке найти Павла, Онисифор не проявлял никакой небрежности.

искал меня: — Возможно, Онисифор был выдающимся членом Ефесской церкви, вероятно купцом, который предпринял деловое путешествие в Рим. Однако, попытка найти Павла, — была рискованным делом, ибо после пожара Рима все христиане были подозреваемы.

18. в оный день: — См. на 12 ст.; гл. 4:8. Источник радости Павла «оный день», когда тень и грех удалятся, когда страдания и бедность не встретятся более. Тогда осуществятся самые глубочайшие желания жизни, разбитые зем­ные мечты сменятся на чудеса и бесконечные наслаждения небес (см. на Матф. 16:27; Рим. 2:7; 2Тим.4:1; Откр. 21:1-4).

служил: — Т.е., совершал личное служение. Ничего более неизвестно об упоминаемом служении Онисифора в Ефесе.

(мне): — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к опущению этого слова. Павел ссылается на жизнь служения Онисифора, как на дело Христа, часть которого он провел в общении с Павлом.

знаешь: — Как руководящий работник Ефесской церкви, Тимофей был сви­детелем верности Онисифора.

Комментарий Е. Г. Уайт к 1 главе 2Тимофею.

2.МС 203.

2,3.ДА 499.

2-4.МЖС 209.

5.ДА 203; ПП592.

6.ХС 90.

6-8.ДА 499.

7.С3630; ЖВ341; МЖС 148.

8.ЗСЦ 67.

9-12.ДА 500.

10.ВБ533; ИС48; 5СЦ260; 6СЦ230.

12.ДА 27, 511,512; ССШ 110; ОЖ 82; ИС 318; 2СЦ 320; 4СЦ599.

13.ХД438.

16-18.ДА 490.

ДА 491.

188

ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ