Глава 2

1 Итак укрепляйся, сын мой, в бла­годати Христом Иисусом.

2 И что слышал от меня при мно­гих свидетелях, то передай вер­ным людям, которые были бы способны и других научить.

3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.

4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы уго­дить военачальнику.

5 Если же кто и подвизается, не увенчавается, если незаконно бу­дет подвизаться.

6 Трудящемуся земледельцу пер­вому должно вкусить от плодов.

7 Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.

8 Помни (Господа) Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему,

9 За которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.

10 Посему я все терплю ради из­бранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.

11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;

12 Если терпим, то с Ним и царство­вать будем; если отречемся, и Он отречется от нас;

13 Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не мо­жет.

14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в слово­прения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слу­шающих.

15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукориз­ненным, верно преподающим слово истины.

16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более бу­дут преуспевать в нечестии,

17 И слово их, как рак, будет рас­пространяться. Таковы Именей и Филит,

18 Которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже бы­ло, и разрушают в некоторых ве­ру.

19 Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедую­щий имя Господа».

20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.

21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освящен­ным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.

22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.

23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;

24 Рабу же Господа не должно ссо­риться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,

25 С кротостью наставлять против­ников, не даст ли им Бог покая­ния к познанию истины,

26 Чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.

1. укрепляйся: — Никакой человек не в состоянии совершать работу хри­стианского служителя, если он ежедневно не будет руководствоваться благода­тью или силой Божией (см. на 2Кор. 12:9; Ефес. 6:10; Флп. 4:13).

сын мой: См. на 1Тим. 1:2; 2Тим. 1:2.

2. что: — Т.е., «здравое учение» в гл. 1:13. Возможно, Павел обратил осо­бое внимание на умение Тимофея в передаче Евангельских истин, зная, что наступит время, когда Тимофей должен будет принять на себя обязанности Павла.

при многих свидетелях: — «Здравое учение» Павла, во многих случаях, вероятно, не было передано Тимофею секретно, но скорее как слушателю при различных церковных служениях.

передай: — Сравните на 1Тим. 6:20. Христианский руководитель не дол­жен проповедовать Евангелие лишь стаду и неверующим, он должен также при­готовить способных молодых людей, которые бы приняли руководство церко­вью, когда отойдёт старшее поколение.

верным: — Или, «заслуживающим доверия» (см. на 1Тим. 1:12).

3. переноси страдания: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению «переноси страдания совместно [с кем- нибудь, или другими]», то есть, «переноси свою часть страдания» (RSV).

добрый: — Или, «первоклассный», «превосходный».

воин: — Сравните Флп. 2:25; 1Тим. 1:18. Всякая преданность, верность и физическая выносливость буквального солдата является необходимым условием для подлинного христианского руководства.

4- Никакой воин: — Или, «никакой служащий, подобно воину».

связывают: — Т.е., запутывают, затрагивают.

делами: — Т.е., гражданскими делами, которые отнимают время и силу воина. Служитель должен быть посвящен единственной великой задаче — пропо­веди Евангелия. Иногда, в самом деле, возникает необходимость, заняться ка­кой-либо светской деятельностью, как об этом засвидетельствовал Павел, кото­рый делал палатки. Но в таких случаях мирская деятельность лишь является необходимым средством для великой цели — эффективной проповеди Евангелия.

угодить: — Первая забота христианского служителя, чтобы Иисус Христос, Который призвал его к служению, был удовлетворен его отчётом. Служитель не намерен угодить земному человеку. Такая попытка угодить человеку, воспре­пятствует его полному посвящению Господу.

5. подвизается:Греч, athleo, «участвовать в состязании», «состязаться в гимнастических играх», «становиться атлетом». Английское слово «атлетика» (как и наше русское) происходит от athleo. Здесь Павел вводит другое сравне­ние для христианского служителя, сравнивая с атлетом (ср. 1Кор. 9:24-27).

увенчавается: — Т.е., увенчивается венком победы (см. на 1Кор. 9:25).

незаконно: — Любой атлет, нарушающий правила состязаний, дисквалифи­цировался, то есть, лишался прав участия в состязаниях. Павел снова представ­ляет возможность Тимофею сделать заключение, имея в виду параллель, срав­нение с христианским служителем. Не взирая на количество сказанных пропо­ведей и число посещающих, если служитель не учит «здравому учению» гл. 1:13 или не облекает свою весть в обаятельность и любовь Христа, все его тру­ды окажутся напрасными (ср. Матф. 7:22, 23).

6. земледельцу:Греч, georgos, «буквально земледелец», от которого про­исходит Английское имя «Георг». Павел теперь сравнивает служителя с земле­дельцем, как он уже сравнивал с атлетом 5 ст. и воином 3, 4 ст.

вкусить — Земледелец производит пищу как для себя, так и для окружаю­щего мира. Если земледелец не будет вкушать от своих трудов, он должен уме­реть, а окружающие его должны голодать. Следовательно, служитель должен первым вкусить от христианских добродетелей (см. на Гал. 5:22, 23) прежде, чем он сможет разделить их с другими. Никто не в состоянии разделить то, чего он не имеет. Мир нуждается как в продуктах земледельца, так и в подлинном проявлении плодов христианства, но если земледелец не вкушает пищи, кото­рую производит, и служитель не проявляет на деле истин, которые проповедует, мир страдает от этого.

7. Разумей: — В 3-6 ст. Павел передал учение посредством сравнений. Теперь он призывает Тимофея увидеть полное значение его сравнений. Сравни­те наставление Христа Своим слушателям в Матф. 24:15.

даст тебе: … разумение: — Апостол напоминает Тимофею, что не все сведе­ния заключаются в фактах, которые он мог вспомнить. Скорее там были многие проблемы, включённые как передача личного опыта или другие. Но восстанут новые проблемы, для которых не будет прямого сравнения в прошедшем опыте. Чтобы ни случилось, христианский служитель обратится к Богу, Который даст «разумение во всём». Следовательно, верный христианский работник, всегда будет внимательно прислушиваться к голосу Бога, живя каждый день в полной уверенности, что ответ на каждую молитву будет явлен в наиболее полезное время.

8. помни … Иисуса Христа: — Здесь Павел подчёркивает человеческую природу Христа, которая обеспечивает солидное, надежное основание для чело­веческой уверенности в плане опасения. В других примерах Павел выделял Бо­жественную природу Христа, то есть, Его любовь как Бога к грешникам. Воз­можно, апостол здесь противостал возрастающей угрозе учения Докетизма (см. V том, Дополнительное Примечание к Ин, 1 гл.; 912 стр.; VI том, 58 стр.), которое отрицало действительность человеческого существования Христа. Это заявление Павла составляет сущность христианского благовествования. Хри­стианская церковь не наставляется неуместными или фантастическими истолко­ваниями Священного Писания. Слова Иисуса составляют образец для пропо­ведников, таким образом утомлённые обременённые грехом мужчины и жен­щины смогут обрести мир и победу, — личность Иисуса стала образцом христи­анского характера для всех людей. Христианство есть живая и сильная весть.

от семени Давидова: — Для Иудеев родословная линия Давида была свя­щенной, ибо Мессия должен был родиться «от семени Давидова» ( см. на 2Цар. 7:12; Матф. 22:41-46). Снова Павел подчеркивает чело­веческую природу Иисуса и полное исполнение Им ВЗ пророчества. Происхож­дение Христа от семени Давидова составляло сильный аргумент, когда Еванге­лие было представлено Иудеям.

воскресшего из мертвых: — Пустая могила Христа представляла христи­анству неопровержимое доказательство о Божественности Христа и полноту Евангельской вести. Никакой другой человек или религия не в состоянии ука­зать на такое сверхъестественное доказательство Божественного вмешательства, Воскресение Иисуса, — это печать одобрения Божия, удостоверяющая Его как Спасителя этого мира (см. на 1Кор, 15:4,12-20).

по благовествованию моему: — Сравните Рим. 2:16; 14:24. Весть Павла к миру была основана как на ВЗ, так и на личном откровении, которое Бог вру­чил апостолу (см. на 1Тим. 1:11). Следовательно, его «Евангелие» (благовествование) было в согласии с фактами жизни, смерти и воскресения Христа.

9. За которое: — Т.е., за проповедь Евангелия.

страдаю:Греч, kakopathed, «переносить несчастье», «переносить позор». Сравните гл. 1:8; 2:3.

до уз: — Т.е., обращение, подобно, как с обычным преступником, даже до такой степени, что он был скован цепями.

Но для слова Божия нет уз: — Находясь под Римской стражей, Павел так эффективно проповедовал Евангелие, что множество в Риме, даже, некоторые из кесарева дома, были обращены (см. на Деян, 28:17-24; Флп. 4:22). Апостол мог также ссылаться на продолжение проповеди другими апостолами, людьми подобными Тимофею, которые продолжали труды Павла, в то время, когда он был заключён в Римской темнице,

Хотя, подобно Павлу, проповедников, возможно, заставляли замолчать, но проповедь продолжалась чрез непрерывно последовательный ряд людей, кото­рым Бог вверил Евангелие (см. 2Тим. 2:2). Слова Павла были триумфальным маршем Слова Божия чрез все столетия. Хотя Мартин Лютер был заключен в Вартбургской крепости, библейская истина о праведности чрез веру не имела «уз», ибо во время своего заключения он приготовил свой монументальный вклад для немецкого народа, — Священное Писание на немецком языке (см. 53 стр.). Вильям Тиндаль, в конце концов, был предан мученической смерти за свой труд — перевод Священного Писания на английский язык. Большую часть своей жизни он провел в изгнании вдали от Англии, и издание его перевода было воспрещено. Библия в его переводе была издана в Англии, как авангард распространяемой по всему миру волны Библий, вышедших из этой страны. Люди могли изгонять из общества переводчиков Библии, сжигать Библии и осуждать всякое распространение Священной истины, но «для Слова Божия нет уз».

10. Посему: — Т.е., по причине уверенности Павла в правдивости искупле­ния Христа 8 cm. и в определенном триумфе истины.

терплю:Греч, hupomeno, «стойко, упорно, продолжать», «переносить бодро и спокойно». Относительно дискуссии о существительной форме слова hupomone (см. на Иак. 1:3). Павел знал, что слава вечной жизни и вознаграж­дение видеть спасенные души чрез свою проповедь, были достойны настоящей цены страданий в узах.

избранных: См. на Рим. 8:33.

вечною славою: — Павел, возможно, сравнивал временные лишения, пе­реносимые в то время христианами постоянством их вечной награды.

11. Верно слово: — См. на 1Тим. 1:15, Из-за ритмичного харак­тера предложений в 2Тим. 2:11-13, некоторые полагают, что Павел цитирует слова из какого-либо христианского гимна или официального заявления.

если: — Греческое выражение ясно допускает, что каждое из условий, пред­ставленных в 11-13 cm. является истинным. Доверие христианина пребывает в факте, что когда определённые, установленные Богом условия исполнены, Бог будет верным в исполнении своей части соглашения.

умерли: — Т.е., умерли для греха. Покаяние христианина символизировано обрядом крещения, который Павел изображает как смерть (см. на Рим. 6:3, 4).

и оживем: — Здесь Павел, возможно, ссылается на: 1) новую жизнь пра­ведности, которую Бог поможет нам прожить после крещения (см. на Рим. 6:5-11), или 2) вечную жизнь на новой земле (см. на Ин. 3:16; 14:3).

12. терпим:Греч, hupomeno, «выносить», «стойко, упорно продолжать» (см. на 10 ст.). Эту часть предложения можно перевести, «если сохраним тер­пение» (см. Матф. 24:13).

с Ним и царствовать: См. на Рим. 8:16,17; Откр. 20:4; 22:5. Павел побуждает вечной перспективой, так что настоящий позор и лишения должно рассматривать как временное скоропреходящее в свете вечных преимуществ и славы.

если отречемся: См. на Матф. 10:32, 33. От Христа можно отречься различным образом, таким как — открытое отречение, молчанием, когда необхо­димо защищать истину, исповеданием верности, в то время как жизнь неверно представляет Христа.

отречется от нас: — См. на Матф. 10:32.

13. неверны:Греч, apisted, «быть неверным», «быть недостойным дове­рия». Хотя люди могут изменить Богу и разочаровать своих ближних, христиане могут быть уверены, что Бог достоин доверия. Его постоянное присутствие ни­когда не оставит людей, которые доверились Ему.

Себя отречься: — Из-за Своей исключительной природы, Бог не может не исполнить Своих обещаний (см. на Числ. 23:19; Пс. 88:35; Тит. 1:2; Евр. 6:18; 10:23). Бог в такой же мере будет справедлив в наказании нечестивых, как и в вознаграждении праведных. Грешник не должен думать, что Бог в послед­ний день изменит Свои мысли относительно уничтожения нечестивых.

14. Сие напоминай: — Буквально, «продолжай сохранять повод для напо­минания». Павел поручает здесь Тимофею напоминать особенно «верным лю­дям» 2 ст., а также и всей церкви в целом об основных истинах, провозглашён­ных в 8-13 cm. Когда они будут знать свои преимущества и обязанности, это укрепит их против бесполезных словопрений и ошибочных учений.

словопрения:Греч, logotnacheo, «отражаться словами», относительно существительной формы logomachia (см. на 1Тим. 6:4).

расстройству:Греч, katastrepho, «опрокидываться», от которого проис­ходит наше слово «катастрофа». Преувеличивать пустяки — означает отнимать драгоценное время от важных вопросов и приводить в замешательство обыкно­венного человека. Евангельская весть не зависит от изворотливости слов. Цель христианской жизни — достигнуть определённого сходства со Христом (см. на Ефес. 4:13), а не искусство в подборе слов или способность толковать иносказа­тельно простые слова Священного Писания.

15. Старайся:Греч, spoudazo, «опешить», «напрягаться», «быть прилеж­ным» также переводимое «старание» 2Пет. 1:15; Ефес. 4:3; 1 Фес. 2:17, «ста­раться» 2Пет. 1:10; 2Тим, 4:9; Тит. 3:12, «постараемся» Евр. 4:11. Павел напоминает Тимофею, что только серьезный и прилежный служитель сможет правильно представить своего Господа и исполнит трудную задачу, вверенную ему.

представить:Греч, paristimi, «поместить рядом», «представить». В то время как христианин трудится вместе с ближними, и ради них он должен все­гда помнить, что Бог наблюдает за ним. Именно Богу христианин должен уго­дить вполне.

достойным: — Христианского работника должны все узнавать по его неза­пятнанной жизни и бодрому, радостному разрешению различных проблем жиз­ни.

делателем: — Поскольку сам Павел был делателем палаток (см. на Деян. 18:3), он осознавал насколько важно для делателя трудиться настолько эффек­тивно, чтобы он был «неукоризненным» в своих усилиях.

верно преподающим: — Буквально, «резать прямо». Истины Библии должны быть правильно истолкованы так, чтобы ни одна часть Священного Писания не противопоставлялась картине, представленной Библией в целом. Каждой части Священного Писания должно быть дано её истинное значение, подобно тому, как каждый кирпич в стене здания должен быть в его надлежа­щем месте, или вся стена пострадает. В 14 ст. Павел предостерег против «сло­вопрения», показав пример непристойного употребления Священного Писания. Преподавать Библию правильно означает, что каждая фраза истины должна получить свою надлежащую выразительность. Неуместные и второстепенные опорные вопросы должны быть подчинены принципам, которые действительно приготовляют людей, чтобы победить грех и дать им возможность жить побе­доносно во Христе.

слово истины: — Т.е., слово, которое составляет истину Священного Пи­сания, (см. на Ефес. 1:13).

16. непотребного пустословия: См. на 1Тим. 6:20.

удаляйся: — Или, «избегай», «отвращайся от» (см. Тит. 3:9). Обыденные и фантастические, нереальные темы никогда не будут рассматриваться как дос­тойные времени верного христианина. Он отвернётся совершенно от всей этой болтовни.

они: — Также, «пустословы» или те, которые учат такой пустой беседе.

преуспевать: — Неправильное,обращение со Словом Божиим всегда при­водит к дальнейшему и более тяжелому ущербу в неблагоразумии учителя и самой церкви. Только истина приводит к благочестию и согласию среди членов церкви.

17. рак:Греч, gaggraina, «гангрена», то есть, болезнь которая разрушает плоть и постоянно распространяется на другие части тела. Болтливые спорщики 14 ст. и пустословы 16 ст. питаются вниманием, предоставленным им.

распростра няться: — Ущерб, причинённый пустой религиозной болтов­ней 16 ст. будет увеличиваться. Таких притворных учителей не стоит не толь­ко слушать, но избегать вообще.

Именей: — См. на 1 Тим. 1:20. Быть упомянутым только из-за гибели и не­благочестивого поведения крайне трагично.

Филит: — В Библии не имеется более каких-либо сведений о нём.

18: отступили: — См. на 1Тим. 1:6; 6:21.

истины: — Т.е., христианского откровения, содержащегося в Священном Писании (см. на 15 ст.).

воскресение уже было: — Ранняя христианская церковь уже вела борьбу с учителями, отрицавшими буквальное воскресение тела (см. на 1Kop. 15:12-19). Эти делатели «неправильно» преподавали «слово истины» 15 ст. Относительно представления Павла о телесном воскресении при Втором пришествии (см. на 1Kop. 15:12-58; 1Фес. 4:13-18; 2Тим. 4:1).

разрушают: — Или, «ниспровергают». Христиане довольно часто полага­ются в церкви на тех, которые считаются как особые исследователи Библии, вместо прилежного личного изучения Священного Писания. Следовательно, при встрече с заблуждением, они часто находятся в затруднении, чтобы сделать различие между заблуждением и истиной.

19. На: — Здесь ясно представлено лучезарное, неукротимое мужество Пав­ла. Его можно сравнить с благородным ответом трех Еврейских поклонников, когда они стояли пред лицом непосредственной смерти из-за своих убеждений. Они были верными Богу, который мог избавить их, видя их готовность «если же и не будет того», они всё же будут служить Ему Дан. 3:18.

В этом последнем послании к Тимофею, Павел старается подбодрить его пе­ренести все грядущие испытания. Любовь к Тимофею побуждала Павла пред­ставить лежащий впереди путь вполне реально (см. гл. 1:8; 2:3,9,16,17; 3:1,12).

Павел не мог даже заверить Тимофея, что его коллеги-пастыри и члены его собственной церкви окажутся вполне верными (см. на гл. 1:15; 2:17,18; 4:10, 14). Апостол был научен горьким опытом при слезах, что неприятности и раз­очарования могут случиться в любое время.

Павел уже надеялся умереть незаслуженной смертью, под мечем палача. Предусмотрел ли он всё для Тимофея наперёд? Нет, ещё не всё предусмотрел. Он продолжал наставления, как бы говоря: «Мир будет преследовать тебя, Ти­мофей, некоторые из твоих личных друзей изменят тебе, некоторые из твоих лучших надежд будут повергнуты на землю, — «но есть единственное», на что ты сможешь ещё рассчитывать- «твердое основание Божие» .

твердое:Греч, stereos, «твердое», «надёжное», «непоколебимое», «стой­кое». Первая часть этого стиха читается буквально, как в Синодальном переводе — «твердое основание Божие стоит».

основание Божие: — Т.е., неизменяемые свойства и характер Бога, как они открыты в Священном Писании. Церковь, как результат благодати Божией и предмет Его величайшей заботы победит вполне, ибо Бог не изменит Своих обетований и не отнимет Своего водительства. Она покоится на уверенном ос­новании (ср. Ефес. 2:19, 20; см. на Матф. 16:18).

печать:Греч, sphragis, «печать», которой что-либо утвержда­лось, удостоверялось или выдавалось письменное удостоверение. Сравните Иез. 9:4; Рим. 4:11. Всегда, со времени сотворения человека, Бог желал удо­стоверить тех, которые проявили подлинную и настоящую верность к Его пути жизни. Быть запёчатлённым одобрением Бога — составляет наивысшее достиже­ние человека. Запечатленным мужам и жёнам Бог обещал охрану легионов ан­гелов, утешение и ободрение, посредством Своего присутствия. Кроме того, люди настоящего времени могут быть уверены, что мерило, согласно которого Бог полагает Своё одобрение точно такое, как и в библейские времена (см. на 2Тим. 2:13). Работа запечатления будет продолжаться до тех пор, пока люди имеют возможность принять спасение. См. на Откр. 7:1, 4.

познал: — Вероятно, ссылка на перевод LXX фразы из Числ. 16:5. Все, верные принципам правления Божия, могут быть уверены в Его обещании, что никакой человек или сам сатана не в состоянии похитить их из руки Его Ин. 10:28. Бог достоин доверия; Его условия для вечной жизни неизменяемы; посе­му человек не имеет никакой причины потерять доверие к Его слову. Те, кото­рые готовы верно свидетельствовать о Боге на земле, могут быть уверены, что Бог вспомнит их на небесах (ср. 2Тим. 2:12).

отступит:Греч, aphistemi, «держаться на расстоянии от чего-либо». Сравните Матф. 7:23 (см. на Ис. 52:11; 1Пет. 1:15,16; 1Кор. 6:17,18). Апо­стол заявляет о неизбежных последствиях полного подчинения Богу нашего пути жизни; такой член церкви будет питать отвращение ко греху, подобно Христу. Печать Божия никогда не будет покоиться на нечистом мужчине или женщине; Бог никогда не одобрит что-либо меньшее, чем полное посвящение принципам Его правления. Те, которые носят печать Его одобрения, выделятся от мира как образцы превосходящего образа жизни, открывая характер, который отражает нравственную чистоту Бога.

неправды: Греч, adikia, «неправедности».

всякий, исповедующий имя Господа:. -: Т.е., те, которые решились на­зываться «христианами» (см. на Деян. 11:26), Во дни Павла исповедывать «имя Господа», в других переводах «Христа», было открытым вызовом к преследова­нию и осмеянию (см. на Деян, 15:26). Христианин должен заявить о вручении своего пути жизни Христу, оценивая Его одобрение выше, чем человеческое.

20. А:— Скорее, «теперь». Павел не вводит контрастной противоположной мысли.

большом доме: — Здесь апостол сравнивает церковь с большим домом (см. Числ. 12:7; 1Тим. 3:15; Евр. 3:5, 6).

золотые … серебряные … деревянные: — Эти «сосуды» отличаются цен­ностью, согласно присущего им внутреннего достоинства. Также обстоит дело и с человеческими характерами в служении Господу.

глиняные:Греч, ostrakinos, «те, которые сделаны из обожжённой гли­ны».

Одни в почетном»: — Подобно тому, как с домашней посудой, так и в хри­стианской церкви есть члены, чьё служение почитаемо. Эти «почитаемые чле­ны» состоят из прочного материала и не будут выброшены, подобно тому, как и сосуды сделанные из золота и серебра никогда не будут брошены. Павел здесь подчеркивает скорее ценность материала, чем особенные функции, определён­ные для каждого сосуда. Сравните 1Кор. 3:12 в другом случае, где Павел про­тивопоставляет два вида членов церкви стойких и нестойких.

другие в низком употреблении:: Некоторая домашняя посуда или ут­варь выполняет лишь временное служение; то есть, когда разобьётся или более не нужна, она выбрасывается как ничего не стоящая. Павел предостерёг Тимофея, что не все члены церкви, заявляющие в своём служении Христу «отступали от неправды» 19 ст. Следовательно, их судьба, в такой же мере печально опре­делена, как глиняного ночного горшка, который после выполнения наиболее низких домашних функций выбрасывается. Такие члены будут уничтожены при последнем суде (см. на Откр. 21:8).

21. чист:Греч, ekkathairo, «очистить вполне». Сравните «отступит от не­правды» 19 ст. от сего:: Павел ссылается как на ложные учения 14, 16-18 ст., так и на

членов церкви, находящихся в «низком употреблении» 20 ст.

сосудом в чести:: Различие между домашним сосудом «низким в упот­реблении», и не почитаемым членом церкви заключается в том, что член церкви может изменить свою природу, стать драгоценным для Бога и достойным веч­ной жизни.

освященным:Греч, hagiazo, «сделать святым», «обращаться, как со свя­тым» (см. на Ин. 17:11, 17; 1Кор. 7:14). Относительно существительного hagiasmos (см. на Рим. 6:19). Здесь Павел обосновывает своё увещание отде­литься «от неправды» 2Тим. 2:19. Через освящение, жизнь становится более близкой к Богу, Который «свят» (см. на 1Пem. 1:16). Каждая фаза жизни этого члена церкви посвящена для чести Божией; таким образом, он становится «сосудом в чести».

благопотребным:Греч, euchrestos, «полезным».

Владыке: — Т.е., употреблен Иисусом Христом. Он желает служения ис­тинных христиан, ибо только таким образом мир всегда увидит наивысшее дос­тоинство Божьего пути жизни (см. на 2Кор. 2:14; 1Тим. 4:16). Чрез особенно­сти характера Христоподобных мужчин и женщин, мир в конце концов, будет поставлен перед последним призывом благодати Божией (см. на 2Пет. 3:12). Члены церкви, не проявляющие нравственной чистоты Иисуса Христа, являют­ся сосудами в «низком употреблении» 2Тим. 2:20 и станут камнем претыкания и соблазна для не христиан.

22. похотей:Греч, epithumiai, «желания» (см. на Марк 4:19; Иак. 1:14). Павел здесь ссылается на нетерпеливое отстаивание своих прав и другие черты, так часто проявляющиеся в молодом возрасте.

убегай:: Сравните 1 Тим. 6:11. Здесь, Павел применяет в общих чертах принципы, объявленные в 2Тим. 2:21. Он объясняет свойства «сосуда в чести».

держись: — См. на 1Тим. 6:11.

правды: См. на Матф. 5:6

веры: См. на Евр. 11:1.

любви: См. на 1Кор. 13:1.

мира: См. на 1Кор. 1:3.

чистого сердца:: Т.е., с теми, которые «отступили от неправды» 19 ст., теми, которые «очистили себя» 21 ст. Эта четырехсторонняя картина, изобра­жает «освященную» жизнь 21 ст., которой Бог предоставит возможность дос­тигнуть каждому искреннему христианину (см. на Рим. 6:19).

23. невежественных: — Т.е., недостаточно воспитанных или умственно не тренированных посредством обучения, чтобы надлежащим образом обходиться различными вопросами (ср. 1Тим. 1:4; 4:7; 6:4).

уклоняйся: — Т.е., продолжай избегать, стараясь не иметь ничего общего с глупыми, неуместными, бесполезными спорами (см. на 1Тим. 4:7).

рождают: — Буквально, «родить».

ссоры: — Или, «раздоры». Сравните 1Тим. 6:4.

24. Рабу:Греч, doulos, «раб» (см. на Ин. 8:34; Рим. 1:1). Павел здесь

особенным образом ссылается на христианского служителя.

не должно ссориться: — См. на 23 cm. Время служителя слишком драго­ценно, чтобы тратить на глупые и невежественные состязания 23 cm. Кроме того, он должен представить достойный пример перед своими членами церкви, подчёркивая неотъемлемую обязанность христианства, в проявлении положи­тельных качеств своего характера.

быть приветливым: — Сравните 1Фес. 2:7.

ко всем:: Т.е., как внутри, так и вне церкви.

учительным:: См. на 1Тим. 3:2.

незлобивым: — Или, «быть терпеливым», «способным переносить неспра­ведливое обхождение».

25. кротостью: — Сравните Матф. 5:5. «Раб Господа» будет наставлять других, как Он наставлял. Непросвещённые были, таким образом, пленены, готовностью Христа встретить обычного человека в его личном положении. Хотя Иисус говорил серьёзно и авторитетно, Он никогда не смущал и не при­нуждал Своих слушателей. Самыми разнообразными представлениями истины, Он нежно удовлетворял требования Своих слушателей. Как воспитанные, так и невежественные, равным образом были привлечены Его привлекательностью и любовью, ибо они чувствовали, что Христос отождествил Себя с их нуждами и интересами.

противников: — Т.е., тех, которые противопоставляли себя истине.

даст: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) раздвоено, между чтением

«может дать» и «даст».

ли: — Или, «возможно», «может быть».

покаяния:Греч, metanoia, «перемена мыслей» (см. на Матф. 3:2). Вме­сто противления принципам Евангелия как прежде, те, которые испытали эту перемену мыслей, ответят всем своим существом на просьбы Духа Божия и станут «приветливыми», «незлобивыми» и кроткими «рабами Господа» (см. 24 ст.).

познанию: — Или, «полному познанию», «правильному познанию». Те, ко­торые таким образом раскаялись, видели в жизни христианских учителей дейст­вительные результаты послушания истине. Они осознали, что только истина представляет удовлетворительный ответ на проблемы человечества.

26. освободились: — Буквально, «возвратились к здравости», то есть, воз­вратиться к здравому уму после опьянения, свершённого сатанинскими удо­вольствиями и обольщениями.

сети: — Сравните 1Тим. 3:7. Как алкогольные напитки опутывают ум и действуют опьяняющим образом на личность, искажая взгляд на жизнь, взгляд теряющий всякую сосредоточенность, так и ум, противодействующий истине, становится извращённым и теряет надлежащую перспективу по отно­шению к истине. Понимание истины искажено его отказом, осознать и принять её.

уловил:Греч, zogreo, «пленить живым».

который … их в свою волю: — Эта фраза истолковывается комментатора­ми разнообразно: 1) Оба местоимения «который» и «свою» относятся к сатане. 2) Оба местоимения ссылаются на Бога. 3) «Уловил» сатана, но теперь стали здравыми посредством «воли «Божией». 4) «Уловлен» «слугой Господа» 24 cm. с целью выполнить «волю» Бога. Как первая, так и вторая вероятности затруд­нительны для поддержки в Греческом подлиннике. Греческая конструкция фра­зы более всего, кажется, склонна к третьему предложению, хотя последнее так­же возможно, соответственно, стих можно читать; «Чтобы взятые в плен им [диаволом] могли быть здравыми, [а поэтому выведены] из сетей диавола, с целью [исполнения] воли [Божией]».

200

ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ

Комментарий Е. Г. Уайт к 2 главе 2Тимофею.

1.МЖС319.

1,2;1-3.2СЦ343.

2-5.ДА 500; ОХВ341.

4.СЕ 102.

7.4СЦ 352.

9.НУХ58; Вос. 295; РП 46; ОХВ 301; МЖС 319- ВМ 96-2СЦ 102, 150, 333, 710; ЗСЦ 323, 326, 434; 4СЦ 39- 6СЦ 335-8СЦ52.

11-14.ДА 366, 506; 1СЦ467. 6СЦ 134. ДА 462.

12.СЕ 311.

15.МЖС 93; 1СЦ78; ЗСЦ 66, 531; 5СЦ215 ДА 501; ССШ83; РУУ238,535; Вос. 61; Ев. 134, 625- ОХВ 215,217,243,394; СЕ 92; ПЦ 218; СП 194; 2СЦ 230 501 642,710; ЗСЦ 421; 6СЦ55, 134; 9СЦ48 ' '

15,16.СЕ 312.

16.С3458; 5СЦ197.

19.СУ 66; СЕ 464; ОЖ 12; СП 410; 1СЦ 323; 2СЦ 348, 397,407,441,490,515; 4СЦ 583,595.

21.ДА 55; ОХВ 360; ПЦ 384; СП 248, 404; 5СЦ512,514; 9СЦ2,78.

22.ХД 59; РУУ 535.

22,23.ССШ 30.

22-25.ДА 501.

23-26.СП 164; 2СЦ501.

24.ССШ 103, 118.

24,25.СЕ 303; СП 31; 2СЦ389.

24-26.1СЦ648.

26.НУХ198; ВМ51; ПХ43; 1СЦ429; 2СЦ 303, 448; ЗСЦ 230-5СЦ288,329.