Глава 3

1.Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.

2.Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокор­ны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,

3.Непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любя­щие добра,

4.Предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,

5.Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых уда­ляйся.

6.К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и оболь­щают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями,

7.Всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания ис­тины.

8.Как Ианний и Иамврий противи­лись Моисею, так и сии проти­вятся истине, люди, развращен­ные умом, невежды в вере,

9. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед все­ми, как и с теми случилось.

10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, ве­ликодушии, любви, терпении,

11 В гонениях, страданиях, постиг­ших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я пе­ренес, и от всех избавил меня Господь.

12 Да и все, желающие жить благо­честиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

13 Злые же люди и обманщики бу­дут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблужда­ясь.

14 А ты пребывай в том, чему нау­чен и что тебе вверено, зная, кем ты научен;

15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые мо­гут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обли­чения, для исправления, для на­ставления в праведности,

17 Да будет совершен Божий чело­век, ко всякому доброму делу приготовлен.

1. Знай: — Или, «понимай». Павел уже предсказал относительно отступле­ния от истинной «веры» 1Тим, 4:1-3. Здесь он побуждает Тимофея быть пре­дельно понимающим незаметно подкрадывающиеся проблемы, уже непосредст­венно угрожающие церкви в его дни опасности, которые будут смертельным образом угрожать чистоте и репутации церкви даже до возвращения Христа.

последние дни: — Сравните 1Тим. 4:1; см. Дополнительное Примечание к Рим. 13 гл.; см. на Иак. 5:3; 2Пет. 3:3; 1Ин. 2:18; Евр. 1:2. С тех пор, как грех вошёл в мир, грехи перечисленные в 2Тим.3:1-5 были сильно распростра­нены в мире. Так было во дни Ноя (см. Быт. 6:5, 11) и во дни НЗ (ср. ЖВ 36, 37), и таким образом они будут до самого конца времени. В другом месте Павел говорит об «этом настоящем греховном мире», а Иоанн провозглашает, что «весь мир лежит во зле» 1Ин, 5:19. Таким образом, наличие греха не является единственной в своём роде характеристикой «последних дней». Тем не менее, возрастание моральной развращенности человеческой расы свидетельствует о совершенной неспособности человека спасти самого себя. Но с увеличением деятельности князя зла (ср. Откр. 7:1; 12:12), необходимо ожидать, что века­ми распространяющееся течение греха достигнет наивысшей точки интенсивно­сти, именно в «последние дни». В противоположность успокаивающим утвер­ждениям несметного числа вводящих в заблуждение религиозных течений, ко­торые учат, что человек становится всё лучше и лучше, и что, в конечном счёте, весь мир будет обращен. Священные Писания провозглашают, что злые люди «будут преуспевать во зле» 2Тим. 3:13. Именно в этом направлении слова апо­стола относительно «последних дней» принимают их полное и окончательное значение.

времена:Греч, kairoi, «времена», «периоды» (см. на Деян. 1:7). Начиная с дней Павла, церковь пережила времена серьезных опасностей, вызванных светскостью, преследованием, заблуждением или отступлением. Но вдохнове­ние, здесь провозглашает, что в «последние дни» народ Божий может ожидать особых искушений и опасностей.

тяжкие:Греч, chalepos, «тяжелые», «тягостные», «беспокойные». Разно­видности опасностей упоминаемые перечнем в 7-5 cm.

2. люди:Греч, anthropoi, «человечество».

самолюбивы: — Полная противоположность истинному христианскому духу бескорыстия (см. на 2Кор. 13:5) и кротости (см. на Матф. 5:5).

сребролюбивы:Греч, philarguroi, «любящие деньги» (см. на Лук. 16:14; ср. на 1Тим. 6:10).

горды: — Или, «пустые притворщики» (см. Рим. 1:30), то есть, доверяю­щиеся своим собственным способностям и в то же самое время пренебрегающие средствами Божьими и правами своих ближних.

надменны: — Или, «высокомерны» (см. Рим. 1:30), то есть, смотрящие на других с презрением и неуважением.

злоречивы: — Или, «клеветники», «оскорбители», то есть, злоязычники, которые пытаются повредить репутации и достоинству других, будь-то Бога или человека».

родителям непокорны: — Т.е., за преимущества, полученные как от Бога, так и от родителей. Сребролюбивы, очень редко благодарны по отношению к другим. Современные изобретения содействуют человеческой самонадеянности, которая часто скрывает постоянную нужду человека в благословениях Божиих.

нечестивы: — Ссылка на состояние ума, которое исключило Бога из мыс­лей и действий (см. Ис. 57:20, 21; Рим. 3:17, 18).

недружелюбны: См. на Рим. 1:13.

3. Непримирительны: — Или, «противоречивы», «неумолимы».

клеветники:Греч, diaboloi, «клеветники» (см. на Матф. 4:1; Ефес. 4:27), от которого происходит английское (и русское) слово «диавол».

невоздержанны: — Или, «без самообладания». 1342] Те, которые живут, чтобы доставить удовольствие только для себя, руководствуются личными по­буждениями, а не принципами. Самолюбивая личность удовлетворяет только свои побуждения, когда и как ей заблагорассудится.

жестоки: — Буквально, «не имеющие смирения».

не любящие добра:Греч, aphilagathoi, «те, которые не любят добрых людей».

4. Предатели: Или, «изменники».

наглы:Греч, propeteis, «опрометчивые», «безрассудные» переведённое «опрометчиво» в Деян, 19:36.

напыщенны: — Или, «ослеплённые гордостью» (см. на 1 Тим. 6:4).

сластолюбивы: — «Самолюбивые» 2 ст. будут естественно искать нарко­тических удовольствий скорее, чем исполнения святых требований Божьего пути жизни.

нежели: — Более точно, «скорее, чем», то есть, эти люди руководствуются скорее любовью к удовольствиям, чем любовью к Богу. Такое изображение можно применить в равной мере, как членам церкви так и не членам.

5. вид благочестия: — Т.е., характерные внешние черты религии, такие как: посещение церкви, дары и даже личное служение в церкви. Эта характери­стика особенным образом применима к отождествлению себя с христианством.

Силы отрекшиеся:— Т.е., силы Божией, которая сотрудничает с волей,человека для уничтожения всех греховных наклонностей (см. на Рим. 1:16;2Кор. 13:4; Ефес. 3:20),

удаляйся: — Павел советует Тимофею и всем последующим руководите­лям быть бдительными к опасностям, стоящим перед церковью. Наряду с лич­ной ответственностью, чтобы не уступить греховным привычкам (описанных здесь 2-5 ст.), Тимофей должен был раскрывать публично эти коварные на­клонности и привычки, лишившие влияния христианство. В течение многих лет, поведение членов церкви по имени, то есть, тех, которые исповедывали вер­ность Божьему пути жизни и не проявляли заметного доказательства роста в Христоподобии, было ешё большей помехой прогрессу Евангелия, чем какой-либо другой фактор. Сравните 2Пет. 3:12; 2Кор, 2:14-16; 1Тим.4:16.

6. К сим: — Те, которые являются религиозными обманщиками или те, ко­торые состязаются в «словопрении» (см. на 1Тим. 6:3-5; 2Тим. 2:14) часто проявляют характерные черты, перечисленные в гл. 3:2-5.

вкрадываются:Греч, enduno, «входить в», «проникать в», «вкрадывать­ся».

женщин:Греч, gunaikaria, «мелочных женщин», употреблено презри­тельно. Павел здесь изображает тех доверчивых женщин, которые из-за недос­татка религиозной воспитанности, являются легкой добычей фантастических истолкований Священного Писания. Возможно, по причине праздности в доме, эти женщины имели много времени для удовлетворения своих прихотей любо­пытства. Они были довольны особому вниманию, оказанному им этими ложны­ми учителями, и в свою очередь ответили им бесхитростным уважением. Такого поведения членов церкви могло бы не быть, если бы каждый христианин принял решение познать лично истины христианства. Склонность всегда искать что-либо новое и сенсационное не являемся характерной чертой зрелого христиани­на (см. на Ефес. 4:14).

утопающих: — Или, «переполняющих», то есть, в привычках личного гре­ха. Будучи озабочены о своей личной ответственности перед Богом, они успо­каивают совесть многократными уклонениями в религиозные новшества. Они отказываются признать строгие требования обращённой жизни в угоду почти религиозной жизни, они «всегда учащиеся и никогда не могущие дойти до по­знания истины» 7cm.

различными: похотями — Или, «разнообразными».Греч, epithumiai, «желания», «страстные желания» (см. на Марк 4:19; Иак. 1:14).

7. Всегда учащихся: — Т.е. «женщины» 6 cm. и все другие, содержащие в исправности внешний вид религии, однако живущие во грехах.

познания:Греч, epignosis, «полное познание», «определённое и правиль­ное познание». Религиозные поверхностные исследователи 6 cm. обладали лишь частичкой истины, смешанной с различными заблуждениями; они не видели истины в целом. Всякая новая религиозная фантазия или сенсация пленяла их,

8. Ианний и Иамврий: — Хотя эти имена не встречаются в ВЗ, они сохра­нились в Иудейском Таргуме (см. V том, 95, 96 стр.), как истолкование на Исх. 7:11. Подразумевают, что эти лица были двумя волшебниками, которые подра­жали чудесам Моисея, когда он впервые явился пред фараоном.

противились: — Буквально, «стояли против».

так и сии: — Они, то есть, как Ианний и Иамврий препятствовали сообще­нию истины, так поступали и эти религиозные учителя.

развращенные умом: — Ум определяет направление воли. До тех пор, по­ка будет неправильным мышление, нельзя ожидать правильного поведения.Следовательно, правильному учению предшествует правильный образ жизни.

невежды:Греч, adokimoi, «неутвержденные», «не истинные». Весть или «вера» этих религиозных учителей не издавала истинного звука. Сравните 2Tим. 2:15,

9. немного успеют: — Т.е., они не постигнут более, чем «женщины, уто­пающие во грехах» и им подобные, которые на некоторое время последуют этим переносчикам религиозных фантазий и развлечений.

безумие:Греч, anoia, «недостаток понимания». История подтверждает предсказание Павла, что безумные люди рано или поздно проявили себя и были отвержены даже наиболее обманутыми.

как и с теми: — Т.е., как увертки Ианния и Иамврийя 8 ст. открылись как перед Египтянами так и Израильтянами.

10. ты: — Греческое слово подчеркивает особое знакомство Тимофея с жизнью Павла, которая находилась в резкой противоположности с образом жизни ложных учителей, изображенных в 2-9 ст. Если бы в жизни Павла было какое-либо несоответствие и какие-либо скрытые дела, которые не оправдывали его искренности и честности, можно с уверенностью сказать, что Тимофей был бы осведомлён об этом. Жизнь Павла должна была быть постоянным вызовом и путеводителем для подражания в трудные времена, когда руководство Павла придет к концу. Сравните 1Фес. 2:1-12.

учении:Греч, didaskatia, «учение» (см. 1Тим. 6:1, 3; 2Тим. 3:16; 4:3). Учение Павла, как об этом могли засвидетельствовать плоды повсюду в Малой Азии, было истинным. Оно находилось в полной противоположности с «неве­жественной верой» гл. 3:8, извращающих учителей.

житии: — Буквально, «пример», следовательно «поведение», «направление жизни».

расположении: — Целью Павла после его обращения было прославление Христа, чтобы все люди могли быть приведены к Нему. Эта цель контролирова­ла его учение и поведение.

вере: — Личное доверие к любви и ежедневному водительству Бога, пре­доставило Павлу перспективу среди тягостных проблем, которые окружали его (см. на 1Тим. 1:14).

великодушии:-: Сравните гл. 2:24.

любви: См. на 1Кор. 13:1.

терпении: См. на Иак. 1:3; Откр. 14:12.

11. гонениях, — Сравните Деян. 13:50; 2Кор. 11:23-27; 12:10.

страданиях: — Сравните 2Кор. 1:5, 7; Кол. 1:24.

Антиохии: См. Деян. 13:14-50.

Иконии: См. Деян. 13:51 по 14:6.

Листрах: См. Деян. 14:6-20. Апостол, возможно, избрал эти три города, ибо Тимофей был хорошо знаком с местностью, где они были расположены (см. Деян. 16:1, 2).

я_перенес: — «Расположение» Павла 10 ст. помогло ему перенести уни­жение и страдание; он имел намерение продвинуть вперёд дело Христа, но не посредством своего личного престижа или обеспечения.

и от всех: — Такое свидетельство о личной заботе Бога, должно было стать великим источником ободрения для Тимофея, когда подобные преследования и страдания пронесутся над его жизнью.

избавил: — Сравните просьбу Христа в Его примерной молитве Матф. 6:13. Бог не избавил Павла от испытаний жизни, как не избавил Он и Иисуса. Но Бог помогает нам перенести такие испытания. Камни жизни становятся по­душками, испытанные святые, подобно Христу, в состоянии увидеть предлежа­щую им «радость» (ср. Евр. 12:2), таким образом, свидетельствуя'о сохраняю­щей силе благодати Божией среди неблагоприятных обстоятельств.

12. все: — Не только служители церкви, но и все посвятившие себя, чтобы следовать образу жизни Христа, должны ожидать, что они будут неправильно поняты, оклеветаны и подвержены различного рода страданиям (см. на Ин. 15:18-20; 1Пет. 4:12-19).

желающие:Греч, thelo, «принявшие решение», «решившиеся».

благочестиво: — В противоположность притворству «ввиду» христианской жизни 5 ст.

во Христе Иисусе: — Т.е., нет «благочестивой» жизни, существующей от­дельно от жизненной связи с нашим Господом. Он в такой же мере является образцом, как и поддерживающим христианскую жизнь.

будут гонимы: См. на Флп. 1:29.

13. Злые же люди: — Они изображены в 2-5 ст.

обманщики: — Или, «мошенники», «самозванцы», они изображены в 5-9 ст.

будут преуспевать во зле: Т.е., будут становиться хуже. Павел здесь ссылается на характер грешных людей и на злобность их планов. В 9 ст. он ссылается на успех их хитрых изощрений. Подобно всем другим, нравст­венные привычки трудные для искоренения; привычка делает более легким повторение дел, добрых или злых. Только благодать Божия в состоянии снять оковы привычек и исправить направление жизни. Хотя Павел здесь говорит об ухудшении состояния греховной жизни, но в такой же мере истинно, что повто­ряющиеся «трудные времена», которые будут сопровождать церковь до конца мира, являются последствием «злых людей и обманщиков». В каждом поколе­нии злые люди, научившись от своих предшественников, прибавляли ко греху интенсивность и силу зла и подтверждали пророчество Христа об «умножения беззаконий» Матф. 24:12.

вводя в заблуждение:Греч, planao, «быть причиной заблуждения».

заблуждаясь: — Уступающие заблуждению и убеждающие в нём других, таким образом, становятся восприимчивыми к дальнейшему обману.

14. пребывай: — Или, «оставайся».

научен: — Единственная защита Тимофея против обманчивых учений за­ключалась в его твёрдой зависимости от наставлений Павла и других апостолов (см. на гл. 1:13; 2:2), Эти истины Евангелия не только приводили к сознанию разум, но также согревали сердце. Личный опыт подтверждал вескость Еван­гельских принципов и таким образом создавал всё большую уверенность на будушее.

кем: — В Греческом подлиннике это местоимение находится в единствен­ном числе. Однако, текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к употребле­нию множественного числа. Тимофей был счастлив учиться от своей благочес­тивой бабушки Лоиды и своей матери Евники (см. гл. 1:5), и в такой же мере от Павла и других апостолов. Некоторые полагают, что «кем» ссылка на Священ­ные Писания гл. 3:15 подразумевает, что авторитет Павла, или матери Тимо­фея и бабушки, в конечном итоге, находился в Священном Писании, а не в них самих. Только Священное Писание даёт жизни неизменное основание к созна­нию греховности и уверенности.

15. из детства: — Верные Иудейские родители начинали обучать своих детей истинам ВЗ с пятилетнего возраста.

священные писания: — Буквально, «святые Писания», то есть, книги ВЗ. В то время, когда Павел писал эти строки, ещё не было собранных Священных Писаний НЗ, хотя в обращении уже находились определённые Писания. О жиз­ни и высказываниях Христа и несколько личных посланий Павла к церквам, относительно сообщения, касающегося развития НЗ канона (см. V том, 123-132 стр.).

умудрить тебя во спасение: — Насущная, неотъемлемая цель Библии, не просто увековечить историю или даже изобразить свойства Бога. Библия была написана, чтобы показать людям, как они могут спастись от своих грехов. Есть много так называемых священных «писаний» в мире, но только Библия верно указывает путь для избавления человечества. Великие мировые религии, такие как Магометанство, Буддизм, Индуизм, имеют «святые писания», но они не в состоянии кого-либо «умудрить во спасение». Только Библия открывает, каким образом люди могут разорвать узы греховных привычек и получить прощение от Бога. Следовательно, первой обязанностью человека должно быть понимание Библии для себя лично.

верою: — Даже если человек выучит Священное Писание и овладеет каж­дым пунктом учения, это само по себе ещё не гарантирует ему спасения. «Бесы также веруют» Иак. 2:19, но их познание истины не сделало их святыми и не гарантирует им будущего спасения.

16. Все Писание: — Хотя Павел здесь ссылается особенным образом на Пи­сания ВЗ, его заявление в равной мере истинно по отношению и к НЗ. Бог не поручил людям предпринимать разграничение между тем, что им кажется богодухновенным, и что по их предположению является просто результатом челове­ческой изобретательности.

богодухновенно:Греч, theopneustos, буквально, «выдохнутое Богом», «вдохновлённое Богом». Здесь Павел констатирует, почему Библия умудряет человека ко спасению 15 ст., она является особой мыслью Бога, переданной человеку (см. на 2Пет. 1:21). Жизнеспособность Священного Писания обу­словлена жизнью, вдохнутой в него Самим Богом, продолжительность их обая­ния и их соответствие, чтобы удовлетворить всякую нужду человека, свидетель­ствует об их Божественном происхождении.

Относительно дискуссии о природе-вдохновения (см. ВБ v-xii; Дополни­тельный Комментарий ЕГУ на 2Пет. 1:21).

Некоторые комментаторы переводят первую часть этого стиха следующим образом: «Всякое Писание вдохновлено Богом» или «Всё вдохновенное Писа­ние». Они допускают, что theopneustos ограничивает слово его определением. Следовательно, эти комментаторы полагают, что только те места Священного Писания ВЗ или какая-либо другая часть Священных Писаний, которая вдох­новлена, только на них здесь имеется ссылка. Однако, даже хотя Греческий подлинник разрешает такой перевод, чтение Библии, перевод KJV, более близко согласуется с тем, что Библия желает сказать относительно себя самой. Выдаю­щийся современный ученый богослов С.Ф.Д. Моули заявляет, что эта фраза «является наиболее маловероятной, чтобы иметь в виду всякое вдохновенное Писание и больше всего, вероятно, обозначает что, «всё Писание [является] вдохновенным»» (Язык Греческих книг Нового Завета 95 стр.).

Другие комментаторы, отстаивая активное значение theopneustos, таким об­разом, переводят эту часть предложения: «Все Писание выдохнул Бог». Однако грамматически правильное употребление и свидетельство самого Священного Писания поддерживает пассивное истолкование (так называемый страдательный залог, — переводчик) сводит к нулю очевидное, ясное утверждение, что всё Писа­ние вдохновлено Богом. Текст должен тогда констатироваться просто, что Биб­лия, подобно другим религиозным Писаниям, является книгой, концентрирую­щей мысли на Боге и содержащая наилучшие мысли людей о Боге.

полезно: — Здесь Павел излагает подробно четыре действия, составляющие основное назначение Святого Слова, таким образом открывая в точных деталях, как Библия «умудряет ко спасению» 15 ст.

научения: — См. на 10 ст. Только Библия является учебником спасения для человека. Только Бог может предложить человеку спасение. Таким образом, только Бог может открыть Его природу и широту действий. Всё, что нужно сказать относительно ответственности человека к Богу, сказано в Священном Пи­сании.

обличения:Греч, elegmos, «порицание». Относительно родственного глагола elegcho (см. на Ин. 8:46; 1Тим. 5:20). Библия не только порицает грешника, она также предусматривает опровержение извращённых учений, по­добно тем, с которыми Тимофею придётся состязаться (см. на 2Тим. 2:14, 16-18,23; 3:7-9,13).

исправления: — Или, «реставрация, восстановление до правильного со­стояния», «улучшение», «усовершенствование». Даже начиная со своей первой написанной страницы, Библия совершала свою восстанавливающую преобра­зующую силу в жизни людей.

наставления: — Или, «дисциплины», «порядка», «воспитания», «обучения» переведенного «воспитывайте» в Ефес. 6:4. Как дитя учится основным обязан­ностям возмужалости и зрелости, так и христианин находит в Священном Писа­нии те принципы, которые помогут ему возрасти в «мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» Ефес. 4:13. Этот процесс возрастания в подобие Христу, известен как освящение, воспитание, которое будет продолжаться на протяжении всей жизни.

праведности:Греч, dikaiosune, это качество или состояние, которое Бог может одобрить. Только Библия содержит план пути жизни, который Бог может одобрить.

17. совершен:Греч, artios, «пригоден», «укомплектованный», «снаря­жен» всё, что необходимо человеку — христианину.

Божий человек: См. на 1Тим, 6:11, Только те, которые искренно ре­шатся быть известными как люди Божии, будут серьёзно принимать во внима­ние Священное Писание, чтобы исполнить свои четырехкратные обязанности, как они представлены во 2Тим. 3:16. Оставаясь верными библейскому наставле­нию, они станут известными всем, как люди Божии.

всякому доброму делу: — «Человек Божий» может представить самое лучшее служение, передавая благословения Библии, которые принесли несрав­нимую силу и надежду для его личной жизни.

приготовлен:Греч, exartizo, «полностью приспособлен», «в достаточ­ной мере снаряжен».

Комментарий Е. Г. Уайт к 3 главе 2 Тимофею.

1 Ев. 626; ВБ321; ПП 103.

1.2 ДА 502; ВД 229,4СЦ 206.

1-5 НУХ4П; ВБ444.

2 ОХВ101; ЗСЦ199.

2.3 1СЦ217. 2-5 ВМ 347.

4 ХД499; РУУ 281; ОХВ 192, 220; МЖС321; ВМ84; 2СЦ 145,285,289,293; ЗСЦ 41, 60; 5СЦ106,363; 8СЦ 55.

4, 5 ОХВ 460; ВМ 142; СП 474; ЗСЦ 29.

5 ДА 502; ОХВ 134; ПЦ 317; 1СЦ 162, 407, 2СЦ395,;442; 4СЦ377,403; 5СЦ 87, 258; ~7СЦ42; 8СЦ 86, 249, 294.

6 5СЦ 139, 140.

7 СП 401; 1СЦ418; ЗСЦ 53. 9 ВБ275.

12 ДА 576; ВБ 48, 507, 608; МЖС69; ПП608; ИС 324.

13 Ев. 359; ВБ321; 2СЦ 390. 13-17 ДА 502.

14 СА118. 14,15 МЖС34.

14-17 ССШ24; ОХВ 394.

15 ДА 203; ОХВ 170, 240; ВМ 260; ПП 592; ЗСЦ 333; 4СЦ 398; 5СЦ389; 6СЦ 160; 8СЦ 157.

15-17 ВД 512; РУУ 139; ОХВ 391.

16 РУУ 462; Вос. 191; Ев. 134; ВБу,324; 5СЦ434.747.

16,17 ССШ 17; Вос. 171; РП 136; ОХВ 123, 169, 187, 408, 444; ВБ vii; СЕ 250, 309; СП 330; 4СЦ441; 8СЦ299.

17 ССШ 20; РУУ 447; ВМ 274; 1СЦ 135, 648; 2СЦ 500, 710; ЗСЦ 228,235, 374, 556; 4СЦ 498.