Итак, мы продолжаем исследование 24-25 главы Евангелия от Матфея, большого разговора Христа с учениками, на горе Елеонской. Тема значительная и сложная. О событиях описанных в этой части Нового Завета Бог говорит многократно и многообразно. Сегодня мы подходим только к средине, потому что по некоторым вопросам нужно будет сделать более подробное исследование.

Сегодня у нас эсхатологические притчи Христа. Притчи о событиях последнего времени – финального момента истории этого греховного мира, притчи о том, как всё закончится. Момент очень ответственный, и для того чтобы нам не ошибиться в наших исследованиях, в самом начале определимся, что такое притча, чем отличается этот гомилетический приём, способ передачи мысли.

Что такое притча?

Наша стандартная гомилетика определяет и использует различные приёмы усиления выразительности слов для лучшего понимания мысли слушающим или читающим. Для пояснения новой информации используются знакомые, привычные слова или выражения, но иносказательно, или лучше сказать, в переносном смысле. По способу отождествления все иносказания делятся на два вида:

Иносказание через сравнение, например, Иисус КАК агнец.

Метафора – иносказание через прямое отождествление, например, Иисус – Агнец.

Понимаете разницу? В первом случае субъект сравнивается с предикатом, во втором случае субъект напрямую отождествляется с предикатом.

Теперь дальше. Во многих случаях нужно какое то большое понятие сделать более понятным посредством применения большого иносказания. Когда необходимо многое сказать иносказательно, то есть в переносном смысле, метафора и сравнение расширяется. И тогда получается так:

Расширенное сравнение это ПРИТЧА.

Расширенная метафора это АЛЛЕГОРИЯ.

Теперь, для лучшего понимания, прочтём наоборот:

ПРИТЧА это расширенное СРАВНЕНИЕ.

АЛЛЕГОРИЯ это расширенная МЕТАФОРА.

И вот три эсхатологические притчи, изложенные в 25 главе Евангелия от Матфея. Все три имеют явные признаки притчи – это расширенное сравнение:

1. Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам…

2. Ибо [Он поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну…

3. и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь

То есть во всех трёх случаях видно явное сравнение. Именно расширенное сравнение.

Эсхатологические притчи

И есть ещё одна важная черта сходства этих притч, признак, по которому мы и относим эти притчи к эсхатологическим. Действие каждой притчи происходит непосредственно перед Пришествием Христа, и именно в то время, когда характер действующих лиц уже сформирован окончательно. В процессе действия каждой притчи никаких изменений в характере самих героев притчи не происходит. Действие каждой притчи позволяет только выявить, обнаружить и засвидетельствовать перед всем миром этот уже сформированный характер каждого участника.

Девы с самого начала разделены на две группы и «приговорены» быть мудрыми и неразумными.

Рабы-управители с самого начала также разделились – двое пустили таланты в оборот, третий пошёл и зарыл – сразу, с самого начала. И его дерзкий ответ в конце, при появлении хозяина говорит о том, что решение было принято так же в самом начале, как только таланты были получены.

Овцы и козлы строятся в одну шеренгу, и уже больше никакого действия не происходит, как в первых двух притчах. Небесный Пастырь сразу разделяет их кого направо, а кого налево. А потом уже объясняет кому как и за что так…

Третья притча, с ней также сразу всё понятно, это финальное разделение, самый конец, приговор. Интересно было бы исследовать и сравнить две первые – девы и рабы управители.

В первом случае у всех участниц одно простое поручение, простое дело – встретить Жениха с горящими светильниками. Всё. Можно сказать, что это простые работники, исполнители, рабочие.

Во втором рассказе рабам было доверено руководство имением Господина. То есть явно что перед нами — руководители.

Вот две группы людей, которые проходят окончательную верификацию в конце времени – работники и руководители, воины и командиры, рядовые члены церкви и пастыри. Но объединяет всех участников всех трёх притч одно – к моменту начала действия их характеры уже сформированы и самое действие позволяет только выявить, и обнаружить сформировавшийся характер. Три эсхатологические притчи позволяют нам понять, и утвердиться в мысли, что существует некая точка во времени незадолго до Пришествия Христа, когда характеры людей будут уже окончательно сформированы, и ничего изменить уже больше будет нельзя. И эта точка во времени незадолго перед Пришествием, на нашем адвентистском слэнге называется, — закрытие двери благодати. Вот мы дошли до этой точки. После закрытия благодати уже все, – какой есть такой уже и есть, ничего не сделаешь. Но ещё будет некоторый небольшой отрезок времени для того, чтобы эти определяющие свойства характера были обнаружены и засвидетельствованы перед всем небесным сообществом.

Разделение в притчах

Ещё раз посмотрим на то, как происходит процесс разделения или лучше сказать, отделения в каждой из притч.

В первой притче мы имеем дело с простыми людьми, исполнителями. С ними всегда было просто.

Первые, то есть мудрые, с ними всё ясно – для чего пришли то и получили.

Вторые, мудрые только до определённой степени, ну с теми, в сущности, тоже всё ясно. Жених их особо не интересует, им так, подурачиться, послэмиться. Ну, не сильно толкаться, а так, слегонца. А масло? Да ну его… Тащиться со светильником да ещё и с канистрой, неудобняк. Или как лучше сказать – влом? Ну а потом когда проснулись, хватились, а маслу то и конец пришёл. Первое самое простое решение – шкабнуть у соседей. Привыкли самым лёгким путём двигаться. Ну а вот соседки, видишь ты, зажлобили, тогда что, в магаз… Потом вернулись когда, так уже к шапошному разбору. Ну и ладно…

Вот так и живут одним днём. И сгорят как солома. Прошли по жизни без следа и уйдут бесследно.

Со вторыми немного сложнее, но тоже в сущности понятно. Посмотрите на этого третьего – каков мерзавец! Я даже не буду ничего домысливать про него, притягивать за уши, строить какой то психологический портрет. Здесь достаточно того, что сказано. Причём, сама ситуация так устроена что в конце ему приходится проговорить всё самому. Мы выясняем о нём немного, но самое важное, самое главное. Первое самое главное – он боится! Это самое первое и самое главное следствие разрыва отношений с Богом. Самый-самый первый грешник сказал точно так же, помните? «голос Твой я услышал в раю, и убоялся…». Вся империя сатанинского зла основана на страхе. Везде где даже послушание Божьим заповедям основано на страхе, там территория зла. И если вам говорят: «мы должны бояться потерять спасение» — знайте, перед вами служитель сатаны, переодетый в христианскую мантию.

Но смотрите дальше – что делает с грешником его страх. Пускать талант в оборот он боится, – бизнес штука жестокая, можно хорошо навариться, но можно и проиграть всё. Ну, если без ума совсем то можно. Если дело вести с умом то по крайней мере можно свести всё к минимуму, застраховать риски… По крайней мере не потеряешь. Но этот мерзавец решил не рисковать совсем. Вот он в своём страхе и трепете идёт и зарывает талант. Чтоб не стырил кто ненароком – тогда ведь совсем беда…

И вот теперь смотрите, что дальше делает с грешником этот первородный страх. Это второе самое главное. Приходит «страшный» Хозяин и как ведёт себя трепещущий раб? Как и положено – агрессирует против объекта своего страха. Ну а как ещё? Нет, конечно с его точки зрения он просто пытается спастись, как то оправдаться, отвести от себя возможные проблемы и наказание. Понимаете? Он рассчитывает на то, что он таким образом отмажется, и его не накажут. Может быть. Вот на что он рассчитывает. Переводя уже на реальный духовный язык, скажем так — он хочет войти в царство Божие, поиметь все блага вечной жизни, но только с Богом жить не хочет, потому что не знает и не желает жить с Богом. Он боится потерять вечность, но реально может рассчитывать только на свою изворотливость, психологию, дипломатию. Рассчитывает что вот сейчас он сначала «наедет» на Хозяина, напугает Его, однако потом вернёт Ему талант и подмажется, и Хозяин на контрасте «кнута и пряника» простит ему и возьмёт в Своё царство. Тут простая психологическая технология, всё выстроено по правилам. Так получается, такой вывод из прочитанного. Какая досадная, примитивная, глупая ошибка!

Сотерия это спасение

Видите, какая штука, друзья. Мы ведь верующие с самого начала говорим, что первично сознание, а материя вторична. Для нас главное – игры разума. Материя для нас только «сома», сумка, упаковка, чемодан, фура… Однако между разумом и материей есть ещё нечто называемое в просторечии, «душа», амортизирующая прокладка, или как говорили создатели текста Нового Завета, – «псюхэ». И вот с этой нашей психикой тоже очень много хлопот получается. Душа наша очень долго сопротивляется истине. Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Иеремия 17:9.

Греческое слово «сотерия» (σωτηρία) переведённое на русский как «спасение» переведено так не очень удачно. Более удачный перевод был бы такой – «обретение целостности» или проще – исцеление. И наверное в большей степени речь идёт об исцелении разума и души. 1Пет. 1:9. κομιζόμενοι τò τέλος τη̃ς πίστεως ὑμω̃ν σωτηρίαν ψυχω̃ν, достигая наконец верою вашею спасения душ. 1 Петра 1:9.

Проповедь о самом главном

С самого детства мы, грешные, рождаемся и живём в греховном мире. И душа наша, стремящаяся к истине, с самого начала получает множество психотравм по причине греха вокруг нас. И тогда Бог, видящий тайное, видящий наши души, работает с нами для исцеления нашей души. И только Бог знающий нас от рождения, видящий насквозь и разум наш и сердце, способен понять, как освободить души наши от власти греха. Сам человек не может исцелить себя от греха. Наше спасение, исцеление души – дело всемогущего Бога. В нашей власти находится только одно – выбор! Принять Бога всем сердцем, идти за Богом ко спасению. Или остаться во тьме и погибнуть. Всё очень просто. Просто включить переключатель, кликнуть по кнопке ОК, и всё! Такое маленькое, простое действие реально решает нашу судьбу и нашу вечную участь.

Тот кто идёт за Богом каждый день, каждую минуту сохраняет отношения и держится за Бога всей верой своей, всем разумением своим, всем существом своим держится за Бога и старается только об одном – сохранить добрые отношения с Богом, тот становится наследником самого величайшего обетования Божьего.

Того обетования, о котором Он говорил ещё устами Иеремии и Иезекииля! Помните? Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. Иер. 31:33. И ещё вот это — И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. Иез.36:26-27

Мы всё время забываем эти тексты. Бог говорит определённо и конкретно. Бог Сам сделает нас праведными! Для того чтобы стать праведным, нужно выполнять только одно условие – быть с Богом! Этого достаточно! Быть с Богом всё время! Ходить пред Богом, как Енох! Про Еноха что ни будь такое написано, чтобы он там соблюдал заповеди, в том числе и четвёртую, благовествовал, воздерживался и давал десятину? Написано или нет? Однако Енох заслужил величайшее благословение! Чем? Тем, что ходил пред Богом. И всё!

Написано, однако, про Авраама, что Авраам соблюдал заповеди. Однако, где такое написано чтобы Бог из субботы в субботу читал Аврааму нотации о необходимости праведной жизни? Где написано, что Бог что то такое говорил Аврааму о том, что жизнь это ежедневная борьба с самим собой и со своими порочными наклонностями? Где такое сказано? Написано «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен». Всё! Один раз сказал Бог, и этого было достаточно!

Вот это «будь непорочен» мы как-то странно понимаем. Понимаем неправильно. Понимаем вне контекста. Мы тут какой то свой контекст всё время приклеиваем – фарисейский контекст. В Библии совершено другой контекст. Наши неверующие, далёкие от Бога пасторы, сами этот путь не знают, поэтому и другим объяснить не могут, как это так – Бог Сам очищает! Поэтому и придумывают самые невероятные, противоестественные способы очищения от греха, способы, способные только погубить. Божий способ спасения один:

Бытие 15:6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность — вот это настоящий Божий контекст, Божий способ очищения! И самое главное, что Бог ведь, прежде всего, говорит «ходи предо Мною»! Мы не можем выдёргивать эти слова из контекста Божьего плана спасения — И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. Иез.36:26-27

«Ходи предо Мною – говорит Бог Аврааму – и Я сделаю тебя непорочным!» Так звучит Божье повеление, если читать этот текст в подлинном контексте. Бог обещал, Бог сделает!

Итак, вот три опорных текста. Три яркие, живые сцены, три горячие точки великой борьбы:

Иоанн 6:28 Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии. Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.

Деяния 2:37-38 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа.

Деяния 16:30-31 «что мне делать, чтобы спастись?» — «веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой».

И во всех трёх – живая деятельная вера как средство спасения. Не заповеди, не миссионерство, не воздержание. ВЕРА! Вера живая и действующая. Действующая любовью! Вера как необходимое и ДОСТАТОЧНОЕ условие для спасения. Эти тексты очень важны. Они показывают значительные моменты в жизни людей, ключевые, поворотные моменты. И каждый раз о вере говорится не только как о необходимом, но и как о достаточном условии. Никаких «заповедей», никакого «благовестия», никакой десятины, никакой «святости» наконец! Писание говорит коротко и очень конкретно – веруй в Господа Иисуса Христа и спасёшься!

Согласитесь, друзья! Если бы кроме веры было бы ещё какое то условие спасения – неужели об этом не было бы сказано? Именно в такой торжественный момент – решается судьба человека, вопрос жизни и смерти! И Бог сказал бы только часть истины? И если было бы ещё что то настолько важное и серьёзное, для спасения – неужели Бог о том не сказал бы здесь и сейчас?

Обратите внимание на следующую цитату:

Подлинное послушание идет от сердца. Оно возникает в душе под влиянием Христа. И если мы не будем противиться, то Он настолько сольется с нашими помыслами и целями, настолько приведет наше сердце и ум в согласие со Своей волей, что, повинуясь Ему, мы будем исполнять не что иное, как свои желания. Очищенная и осветленная, наша воля будет радостно участвовать в служении Христу. Когда мы познаем Бога так, как нам это дано, наша жизнь станет примером постоянного повиновения. Елена Уайт Желание веков Глава 73.

О чём идёт речь? О ПОСЛУШАНИИ! О ПОВИНОВЕНИИ ХРИСТУ! Но в этом тексте полностью сформулирован и способ достижения совершенного послушания — это постоянное общение со Христом! И тогда Христос Сам изменит наше поведение, приведёт ум и сердце в согласие со Своей волей. И тогда мы с радостью будем повиноваться Христу, исполнять Его волю, потому что наши желания будут находиться В ГАРМОНИИ с его волей. Другого способа достичь святости, просто нет!

Вот это и есть самое главное во всём о чём говорим, вот мы и дошли с вами до самого главного. В нашей христианской науке вот это – достижение святости силой Божией, это и есть самое главное. Не история, не догматика, не гомилетика, не текстология и греческий, нет! Вот это, такое простое «Когда мы познаем Бога так, как нам это дано, наша жизнь станет примером постоянного повиновения».

Наши неверующие пасторы, служители церкви которые не познали Бога, не могут понять эту простую истину. В силу своего неверия руководители нашей церкви, наёмники, работающие только ради вознаграждения, не способны понять, как Бог преобразует сердца верующих. Потому что сами не живут с Богом. Потому что сами не позволяют Богу преобразовать их сердца. Никогда, ни один служитель-наёмник не сможет сам поверить, принять и другим объяснить, что такое «Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять».

Христос критиковал раввинов за то что они носят на себе хранилища с текстом закона. Наши современные наёмники-раввины поняли только то что на себе таскать лишнюю тяжесть как то не комильфо, поэтому скрижалями с текстами заповедей они украшают наши молитвенные дома. Но Христос говорит о другом, – заповеди должны быть начертаны на наших сердцах, и принтер такой, чтобы совершить эту операцию есть только у Духа Святого! Именно поэтому Христос говорит – бодрствуйте, ибо не знаете дня и часа. Постоянно живите с Богом в OnLine. Постоянно! Написано для всех нас: Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус. 1 Тимофею 2:5. И других никаких посредников нет. Только Бог видит человека насквозь, только Бог имеет ключи от сердца каждого человека.

Поэтому, друзья, не позволяйте никому указывать вам, как строить отношения с вашим личным Спасителем! Дело служителя церкви – обратить внимание человека на действия Божьи и объяснить, что спасением занимается только Бог. Слишком часто наши неверующие пасторы берутся выполнять несвойственные им функции. Пытаясь спасти человека, а вернее делая только вид, что спасают, чтобы отработать зарплату, наносят непоправимый ущерб душе и толкают в погибель.

Теперь вы понимаете, друзья, для чего нам пандемия? Для того чтобы все мы поняли – спасение не в церкви а в Боге! И не в общении с дерзкими самоправедными законниками и доморощенными раввинами, а в общении с Богом, в тихих личных размышлениях о личных проблемах, видя как Бог спасает вас, исцеляет ваше сердце от ваших проблем.

О пользе пандемии

Да и пасторАм нашим и служителЯм тоже не вредно остаться один на один со своей совестью, каждому со своим Богом, подумать и о своей душе, а не только возвышаться и надмеваться над «членами». Да и поэкономить, попоститься не вредно, раз показатели по десятине просели, поскольку собирать её труднее стало. Есть возможность подумать о своём личном спасении, о своём личном спасителе.

Пока ещё есть возможность, подумать – а может и не стоит стены в молитвенном доме баннерами со скрижалями с заповедЯми обвешивать, напрасно время тратить. А может лучше это время и средства потратить на то, чтобы купить тот самый принтер, который эти заповеди Божьи вечным тонером на сердцах напечатать может! Пока ещё дано время, пока ещё двери благодари не затворились. Пока ещё Бог не привёл в действие свой особый, семиведёрный клининговый девайс. Может быть и пройдёт мимо эта страшная штука, когда если хоть раз, честно и откровенно, по душам с Богом поговорим! Когда примем, наконец, Бога нашего всем сердцем и всей душей, всем разумением и всем существом своим. Когда дойдёт наконец до нашего сокрушённого сердца, как на самом деле совершается спасение наше и Кто совершает очищение и исцеление души. Поэтому, как написано – за всё благодарите, — так вот и слава Богу за пандемию эту окаянную! Видите – всё, что Бог не делает, всё к лучшему! Что делает к лучшему, и что не делает всё равно к лучшему! Такая вот у нас наука.

Ну, а что до наших овец и козлов, которые там у нас в третьей притче остались, так о том, наверное рано пока говорить о них. Потом разберёмся, когда придёт время. Сподобимся если дожить – там понятно всё станет.

Христос OnLine

А пока для нас, живущих в эпоху очередного, и дай Бог не последнего кризиса, самым актуальным и своевременным текстом будет всё тот же — Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Матфей 25:13. А поскольку никто не знает, и ничто нам не подскажет когда, значит бодрствовать нужно постоянно, постоянно пребывая в молитве OnLine. Благо этот онлайн самый надёжный, самый постоянный, без никакого дисконнекта, и самое главное – бесплатный! А что до дисконнекта так это только от нас зависит – в коннекте мы или нет. Написано: И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Иоанн 10:28. Никто не может разорвать это Божье оптоволокно, никто! Кроме нас самих только. Подключиться к этому каналу связи очень просто – только призови имя Божие, Бог всегда с тобой!

Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие. 1 Фессалоникийцам 5:23-24.

Вот собственно и всё

Этими последними тремя притчами Христос заканчивает Свою проповедь о последних событиях. Заканчивает ответ на неправильные вопросы, отвечая также и на правильные, но пока не заданные. Но поскольку мы решили в несколько проходов исследовать эту проповедь, потому как для нас пока это слишком сложно сразу всё понять, у нас ещё остались темы для исследования. Некоторые очень важные тексты этой проповеди Христа мы ещё не рассматривали. Бог говорит многократно и многообразно. Поэтому, что делать? – продолжение следует…