Введение.

Вероятно, всего через несколь­ко месяцев после того, как Павел отправил христианам в Фессалонику свое первое послание, он, на­ходясь все еще в Коринфе, написал этой общине еще раз. Это было, скорее всего, уже в 51 г. по Р. Хр.

1. Заглавие. В наиболее ранних, сохранившихся Греческих рукописях это послание озаглавлено просто, Pros Thessalonikeis В («К Фессалоникийцам II). Более пространное заглавие в Английской Библии перевода KJV, (как и в Сино­дальной Библии) Второе послание к Фессалоникийцам, святого апостола Павла является результатом более поздней разработки.

2. Авторство. До недавнего времени положение Павла, как автора послания не подвергалось сомнению. Характер Павла отражен в послании повсюду. Неж­ная забота апостола о своих обращенных гл. 2:13-17, его похвальный отзыв об их добродетелях гл. 1:3-5; 3:4, чрезвычайная забота, которую он проявил, ука­зывая на их слабости, и даже резкая, авторитетная природа его повелений гл. 3:6,12, всё это представляет доказательство, что автором был Павел. Но всё это было до тех пор, пока в первой части 19-го столетия не возникло серьезное со­мнение относительно авторства Павла в разделе, связанном с «человеком гре­ха». Оно было вызвано тем, что в других посланиях Павла не было высказано ничего подобного в таком апокалиптическом духе. Однако этот факт не удовле­творяет требованиям настолько, чтобы считать неразумным давно принятую точку зрения, что Павел написал послание. Хотя он больше нигде не выражает­ся прямо апокалиптический факт, что он имел видения Деян. 22:17-21; 2Кор. 12:2-4 подразумевает, что он мог написать такое апокалиптическое место. Трак­тование автором этого пророчества с серьезной озабоченностью, чтобы народ Божий не обманулся в отношении времени пришествия Господа, но был готов к этому великому событию, — определенно принадлежит Павлу.

Подлинность послания подтверждается определенным и сильным доказа­тельством. Кроме упоминания в наиболее ранних, сохранившихся списках НЗ канона, второе послание упоминается или цитируется некоторыми ранними церковными писателями, в такой же мере, как и первое послание (см. введение к 1 Фессалоникийцам 223 стр.). В дополнение к этому, оно кажется, было известно Поликарпу (около 150 г. по Р. Хр.; Послание Поликарпа к Филипийцам II); и Иустину Мартуру (около 150 г. по Р. Хр. Диалог с Трифо 32; ПО) упоминания «человек греха», как будто делая ссылку на пророчество Павла в 2Фес. 2:3. Относительно даты написания (см. VI том, 103 стр.).

3. Историческая обстановка. Относительно того, что время и места напи­сания второго Послания такие же, как и для первого, становится очевидным из факта, что те же три апостола соединены вместе (см. 1 Фес. 1:1; 2Фес. 1:1). Павел оставался в Коринфе только полтора года во время своего Второго Миссионерского Путешествия (см. Деян. 18:11) и нет доказательства, что Сила пребывал с ним позже. Второе послание должно быть написано не более, чем несколько месяцев спустя после первого, следовательно их историческая пред­посылка в общем одинакова (см. введение к 1 Фессалоникийцам 223 стр.; отно­сительно дискуссии о дате написания см. VI том, 103 стр.). Вероятно, вестники понёсшие первое послание, возвратились и принесли Павлу информацию, что там был фанатичный дух, распространяющийся среди членов в Фессалонике, вследствие чувства близкого пришествия Господа. Это положение потребовало немедленного внимания. Любое промедление могло быть роковым для самых важных интересов церкви, ибо среди этих скромных христиан были малодуш­ные, находившиеся в серьезной опасности стать жертвой лжеучителей.

4. Тема, В виду проблем в Фессалонике, подсказанных этим посланием, од­ной из его первых целей было заверить скромных христиан этой церкви, что они одобрены Господом. Он настойчиво утверждает, что он должен благодарить Бога за одержанные победы. Он отмечает их продвижение вперед в христиан­ской добродетели и вере 2Фес. 1:3, братской любви (2Фес, 1:3; ср. 1Фес. 4:9,10) и стойкости при гонениях 2Фес. 1:4.

Поскольку во втором Послании не говорится ничего более в отношении об­раза пришествия Христа и воскресения умерших праведников, первое послание, вероятно, достигло цели в освящении церкви относительно этих вопросов. Од­нако, освещая это, апостол подчеркнул необходимость готовности к этому ве­ликому дню возвращения Господа, в ежедневной жизни постоянно иметь в виду Второе пришествие Христа (1Фес. 5:1-11; ср. Тит. 2:11-13). Это подчеркива­ние Второго пришествия кажется было понято многими, как указание и при­знак, что Павел ожидал возвращения Христа почти тот час же (см. 2Фес. 2:2). Теперь он спешит объяснить, что не имел такого понятия, напоминая своим читателям, о чём он лично учил их, что прежде должно иметь место отступле­ние, сопровождаемое появлением антихриста (см. 2, 3, 5 ст.). Павел обращает­ся непосредственно к непокорным бездельникам, которые очевидно утвержда­ли, что нет необходимости трудиться в виду приближающегося пришествия. Он уже предостерёг их в своём первом послании 1Фес. 4:11; 5:14 и теперь он по­велевает и увещевает их в Господе 2Фес. 3:12. Он настаивает, чтобы церковь приняла против них дисциплинарные меры, с целью их исправления 14,15 ст.

Таким образом, тема второго послания, как и первого, — практическое благо­честие гл. 1:11,12. Малодушные должны быть утешены и утверждены гл. 2:17; лжеучители должны замолчать гл. 3:12, Церковь должна уразуметь обманчи­вую работу великого противника в осуществлении отступления и господства антихриста и окончательное поражение всех сил сатаны гл. 2:3-12. Со славной надеждой торжества дела Божия перед ними, христиане из Фессалоник побуж­дались жить так, чтобы их можно было рассматривать как достойных призвания Господа гл. 1:11,12.

5. План.

I. Утешение преследуемых верующих — 1:1-12.

А. Приветствие- 1:1,2.

Б. Благодарность Богу за их духовное возрастание -1:3, 4.

1. Отмечен прогресс в вере и братской любви -1:3,

2. Терпеливое перенесение гонений -1:4.

В. Панорама суда и спасение — 1:5-10.

1. Гонимые верующие признаны достойными -1:5.

2. Гонителям воздано скорбью -1:6.

3. Праведные утешатся в пришествие Господа — 1:7.

4. Вечная разлука с Богом отвергнувших Его благодать -1:8, 9.

5. Христос прославлен в Своих святых -1:10.

Г. Молитва об оскорбляемых -1:11, 12.

II. Наставление и увещание относительно проявлений антихриста — 2:1-17.

А. Предостережение против введения в фанатизм относительно времени пришествия Христа — 2:1-12.

1. Не должны быть обмануты любыми средствами -2:1,2.

2. Отступление и господство «человека греха» должно придти прежде — 2:3,4.

3. Напоминание об учении, которое было передано устно — 2:5.

4. Тайная работа искусителя — 2:6, 7.

5. Обнаружение, судьба и действие сатаны — 2:8-10.

6. Обман и осуждение тех, которые приняли сатану — 2:11,12.

Б. Благодарность, предостережение и молитва — 2:13-17.

1. Благодарность Богу за Его спасающее избрание Фессалоникийцев-2:13,14.

2. Увещевания стоять твёрдо и держаться преподаваемых истин -2:15.

3. Молитва относительно непоколебимости и утешения — 2:16,17.

III. Заключительные просьбы, увещания и повеления — 3:1-15.

A. Просьба молиться об апостолах — 3:1, 2.

Б. Уверенность Павла и ходатайство о Фессалоникийцах — 3:3-5.

B. Повеления и увещевания относительно бесчинных — 3:6-15.

1. Повеление — удаляться от бесчинных — 3:6.

2. Личный пример апостолов — 3:7-9.

3. Предыдущие повеления относительно праздности — 3:10.

4. Нынешние предписания — 3:11-13.

5. Совет относительно непослушных — 3:14,15.

IV. Заключительная молитва и приветствие — 3:16-18.

A. Молитва о мире-3:16.

Б. Личное приветствие-3:17.

B. Благословение- 3:18.