Глава 1

1.Павел и Силуан и Тимофей -Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе:

2.Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Хри­ста.

3.Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами,

4.Так-что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением ва­шим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами

5.В доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.

6.Ибо праведно пред Богом — ос­корбляющим вас воздать скор­бью,

7.А вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа

Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,

8 В пламенеющем огне совершаю­щего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,

9 Которые подвергнутся наказа­нию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,

10 Когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться див­ным в день оный во всех веро­вавших, так как вы поверили на­шему свидетельству.

11 Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас дос­тойными звания и совершил вся­кое благоволение благости и де­ло веры в силе,

12 Да прославится имя Господа на­шего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа.

1. Павел и Силуан и Тимофей: — Относительно комментария об этом

приветствии (см. на 1Фес. 1:1).

в Боге Отце нашем: — Эта фраза отличается от переданной в Фес. 1:1 лишь употреблением слова «нашем», которое подчеркивает близкие и личные отношения Павла и его обращённых к Тому, Которому они поклонялись. Одна­ко, текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) может цитироваться с опущением слова «нашем».

2. Благодать вам: — Обычное благословение Павла (см. на Рим. 1:7; ср. 1Фес. 1:1). Формулировка изменяется лишь в пастырских посланиях прибавле­нием слова «милость». Апостол осознает, что духовные дары — благодать и мир, — могут снизойти только от Бога. Благодать и любовь Божия в действии, обильно обеспечивающая полное спасение не заслуживающим, — этого грешникам через Иисуса Христа, в то время как мир — результат такого действия, включает в себя сознание прощённых грехов, признание примирения с Богом.

3. по справедливости: — См. на 1Кор. 16:4. В виду его предшествующей просьбы о духовном состоянии Фесссалоникийцев 1Фес. 3:12, Павел чувство­вал, что это будет единственно справедливым признать ответ на его молитвы.

благодарить Бога: — Услышав добрые вести о духовности церкви, распо­ложенной в Фессалонике (см. введение к 2 Фессалоникийцам 262 стр.), Павел, лучше, чем когда-либо осознал, что он должен иметь в самом себе доверие к их духовности, рассматривая его как единственную причину воздаяния благодар­ности Богу.

возрастает вера ваша: — Павел был озабочен о своих обращённых и ис­кренно молился о благоприятной возможности посетить их, чтобы укрепить их и дополнить чего недоставало их вере (см. 1Фес. 3:10). В этом преимуществе ему было отказано. И всё же Бог личным благим путём так благословил их, что вера их чрезвычайно возросла.

любовь:Греч, agape (см. на 1Кор. 13:1). Не только вера Фессалоникийцев возросла, но их любовь друг к другу переполнилась, и таким образом, также увеличилась. Они, несомненно, непрерывно имели случаи помогать друг другу, ибо опасности и лишения возникали от повторяющихся преследований. Это, в самом деле, высокая похвала. Но Павел применяя эти слова, не имел в виду, что в этой церкви не было слабости. Наоборот, он продолжает в двух последующих главах указывать на серьезные недостатки, но он желал, чтобы все познали, что он имел уверенность в их духовных силах.

4. мы сами: — Т.е., Павел и его спутники, а не Фессалоникийцы, которые не могли должным образом хвалиться их собственной репутацией.

хвалимся:Греч, kauchaomai, «хвалиться», «прославлять» (ср. на Рим. 5:2).

в церквах: — Павел не отождествлял эти церкви по имени, и он также не мог подразумевать, что все христиане знали о превосходных качествах Фессалоникийцев. Вероятно, он ссылается на местные церкви, такие, как нахо­дящиеся в Коринфе и Верии. Позже, обращаясь к Коринфянам, он хвалится церквами Македонскими и побуждает Коринфян следовать примеру Македон­ских братьев, в раскрытии их сердец Духу Божию (см. 2Кор. 8 гл.).

терпением:Греч, hupomone (см. на Рим. 2:7; 5:3).

верою:Греч, pistis (см. на Рим. 3:3). Терпение ценно при сочетании с ве­рой; ибо без Божественной помощи никто не сможет иметь успех в своей борьбе против сил тьмы Ефес. 6:11-16. Просто стоическая выносливость нигде не за­печатлена в Священном Писании, посему страданий, самих по себе не должно домогаться. Апостол не прославлял страдания своих обращенных, но их стой­кость и веру.

гонениях: См. на гл. 3:3.

скопбях:Греч, tklipseis (см. на Рим. 2:9; 5:3). См. 1Фес. 3:4.

переносимых:Греч, anechomai оригинально «держаться бодро», следо­вательно, «выдерживать», «терпеть», «переносить». Слово необходимо перевес­ти «переносимых» (как это в Синодальном переводе) подразумевая, что верую­щие даже в то время были преследуемы.

5. доказательство:Греч, endeigma, «очевидность», «доказательство», «знак» (ср. на Флп. 1:28, где употреблено родственное слово endeixis). He пре­следования и несчастья являются доказательством праведного суда Божия, но скорее отношение верующих к такому несчастью. Терпеливая выносливость и смелая вера при преследованиях, как результат благодати Божией, являются доказательством Его настоящего интереса и заботы о страдающих, и таким об­разом, доказательство, что Он, в конечном счете, аннулирует несправедливости мира (ср. Еккл. 3:16,17).

Праведный суд Божий: — Это можно применить к вмешательству Бога в пользу Его народа 6 ст. и к великому суду, исполнение которого изображено в 7-10 ст. (см. на Пс. 72:3-24; Рим. 2:5). Стойкость преследуемых святых явля­ется для нечестивых предзнаменованием их собственного грядущего уничтоже­ния (ср. на Флп. 1:28).

удостоиться: — Христианин сам по себе не достоин царствия Божия, и также страдания не в состоянии сделать его таким. Он ничего не может сделать, чтобы заслужить царство Божие (ср. на Ефес. 2:8), но посредством прощающей благодати Божией он рассматривается как достойный (ср. на Рим. 6:23).

Царствия Божия: — Выражение, как оно употреблено здесь, обычно рас­сматривается как синоним «небу» (ср. на Матф. 4:17).

и страдаете: — Павел представлял себе, что не только апостолы были сре­ди страдающих, но что и Фессалоникийцы даже и тогда (во время написания послания) переносили преследования ради царствия.

6. праведно: — Т.е., праведно, исходя из точки зрения Бога. Бог видит не так, как видит человек и в состоянии придти к совершенно справедливым реше­ниям, поскольку Он, знает все факты и может различать побуждения человече­ских сердец.

воздать:Греч, antapodidomi, буквально, «воздать в ответ», следователь­но, «отплатить», «отомстить», «вознаградить», Принципы справедливости тре­буют, чтобы люди были вознаграждены соответственно их дел. Те, которые отталкивают искупление Спасителя, находятся без защиты и подвергают себя справедливому возмездию. Сравните на Рим. 2:6; Гал. 6:7; Откр. 22:12.

скорбью:Греч, thlibo, «жать чрезмерно на [что-либо]», «причинять страдание». Глагол, который соответствует существительному thlipsis «огорче­ние» или «страдание», «бедствие» (см. на 4 ст.). Тe, которые огорчали Фессалоникийцев, не отождествлены здесь, но из повествования в Деян. 17:5-9 ста­новится ясным, что подстрекателями к преследованиям были Иудеи.

7. отрадою:Греч, anesis, «освобождение», «смягчение», «облегчение» следовательно, «покой». Следует отметить, что слово «покой» или «отрада» KJV в данном случае существительное. Павел противопоставляет вознагражде­ние гонителей и гонимых. Гонители получат в удел несчастье, которое они на­значали другим; в то время как гонимые достигнут того, к чему они так страст­но стремились, то есть, покой или отраду. Ценность этого покоя или отрады усиливалась сознанием того, что оно будет наслаждением в общении с апосто­лами. Обращённые и вестники будут торжествовать совместно. Каким укрепле­нием это было для гонимых Фессалоникийцев!

в явление: — Эта часть предложения может быть переведена бук­вально: «В открытии Господа Иисуса». Слово, употребленное как «открытие» или «откровение» (apokalupsis) означает «снимать покрывало», «открывать своё лицо», «обнаруживать», «появиться» (см. на 1Кор. 1:7; Откр. 1:1). Павел со­поставляет со Вторым пришествием их Господа в славе и в лице верующих по­лучает отраду. Тогда будет дано вознаграждение праведникам и живущим беззаконникам (см. Дополнительное Примечания к Откр. 20 гл., 2 параграф).

с Ангелами силы Его: Сравните

8. В пламенеющем огне: — Эта фраза вероятно должна быть присоединена к 7 ст на Матф. 25:31; Иуд. 14.., как дальнейшее описание пришествия Христа. Контекст и всеобщее учение Священного Писания поддерживают это. В великий день пришествия, Господь откроется в Своей личной славе, в славе Своего Отца и святых ангелов (см. Лук. 9:26). Такая слава покажется для смертных глаз, как огонь. Таким образом, Моисей описывает славу Божию Исх. 3:2, и также Иезекииль Иез. 1:27, Даниил Дан. 7:9,10, и Иоанн в видении Откр. 1:14,15.

отмщение:Греч, ekdikesis (см. на Рим. 12:19). Фраза может быть пере­ведена, «применить наказание», «привести в исполнение».

не познавшим Бога: — Под этими людьми, которых накажет Господь, Па­вел представлял принадлежащих к двум классам, не познавших Бога и не поко­ряющихся благовествованию. Некоторые представляют эти два класса соответ­ственно «как язычников и Иудеев (ср. Иер. 10:25; Рим. 10:16), но более при­емлемо принять их как два обычных класса народа. Первые — это те, которые имели благоприятную возможность познать Бога, но отвергли с презрением это преимущество (см. Пс. 18:2-4; Рим. 1:18-21). Второй класс — это те, которые узнали Евангельскую весть, но отказались повиноваться ей. Их причины отвер­жения Евангелия ясно показаны самим Господом в их любви ко греху (см. Ин. 3:17-20).

9- вечной погибели:Греч, olethros aionios. О значении olethros (см. на1Фес. 5:3); о значении aionios (см. на Матф. 25:41). Расположение рядом этих двух слов точно изображает вечную судьбу отвергнувших благодать Господа. Все таковые в конечном итоге будут истреблены, не временно, с позднейшим воскресением, но истреблением, от которого они не будут пробуждены. Слова Павла устраняют любую идею о вечных муках (см. на Матф. 3:12; 5:22).

от лица Господа: — Фраза выражает мысль отделения от Господа. В такой же мере, как наивысшая точка благословения для праведных пребывать пред лицем Господа Матф. 5:8; Откр. 22:4, так в другом конце черты самое худ­шее из всех наказаний для беззаконников будет их исключение из Божественно­го присутствия. Живя на земле, они пренебрегли всеми благоприятными воз­можностями познать Господа (ср. на 2Фес. 1:8), но в конце, когда будет слиш­ком поздно, они осознают ценность отвергнутых преимуществ.

Необходимо отметить, что Павел не проводит различия между пришествия­ми Христа, до и после тысячелетия, но включает два как одно величественное событие. Смерть нечестивых в начале тысячелетия будет наглядным примером смерти, которая последует тысячу лет спустя после их воскресения, когда они будут брошены в озеро огненное и сгорят (см. Мал. 4:1-3; см. на Откр, 20:5, 15). Поскольку Павел говорит о «вечной погибели» не верно ссылаться на это место, как доказательство истребления нечестивых при Втором пришествии Христа (см. на Откр, 20:3).

славы могущества Его: — Или, «славы Его могущества», то есть, славы, исходящей от силы Христа (см. на Ин. 1:14), которая проявлена в спасении святых и уничтожении нечестивых.

10. Когда Он приидет: — Апостол снова отождествляет событие, вокруг которого вращаются его мысли, а именно, пришествии Господа во славе (ср. 7 ст.).

прославиться во святых Своих: — Т.е., прославиться в лице Своих свя­тых. Наивысшее оправдание образа действий Христа произойдет, когда вся Его семья святых соберется вместе. Тогда вселенная увидит цену Его жертвы и ус­пех цели, которую Он преследовал, таким образом, Спаситель будет прославлен (ср. Гал. 1:24; 1Фес. 2:20; 2Фес. 1:4). Как художник, мастер своего дела, про­славляется своим лучшим произведением или шедевром, так и Христос просла­вится перед небесными сонмами делами рук Своих и чудесами Своей благодати (см. Матф. 13:43; СП 18, 49, 50). На протяжении вечности к Спасителю будет возвращаться слава, по мере того, как святые будут более познавать мудрость Бога в Его чудесном плане спасения, который был «осуществлен во Христе Иисусе, Господе нашем» (Ефес. 5:10,11, RSV).

дивным:Греч, thaumazo, «удивляться», «удивляться в», «изумляться»; во второстепенном смысле «восхищаться». В тексте проявлены оба значения. Святые страстно ожидают своего Избавителя, они радостно предвкушали Его появление, но исполнение их ожиданий далеко превзошло их наиболее торже­ственные надежды. Когда красота Его присутствия осенит их, к их удивлению прибавится благоговейное восхищение (см. Ис. 25:9).

в день оный: — Неясность устраняется, если эту фразу поместить раньше в этом стихе, после «когда Он придет» или непосредственно после «Его святых». Относительно комментария на «день оный» (см. на Деян. 2:20; ср. на Флп. 1:6).

во всех: — Или, «через всех».

веровавших: — Буквально, «которые веровали», или «которые зафиксиро­вали, закрепили веру». Это те, которые зафиксировали их веру до пришествия Христа, спасенные в «день оный». Это те, которые уже приняли Своего Господа верой и претерпели до конца. Именно таковые будут спасены при возвращении Иисуса Матф. 24:13. Павел особенным образом имел в виду своих Фессалоникийских обращенных и их первоначальное действие веры в благовествовании, как это становится ясным из вводного выражения «так как вы поверили нашему свидетельству». Приняв весть спасения, они преобразовались и были уверены, при условии верности, что они также будут среди спасенных. Но фраза «во всех веровавших», также применима ко всем верным верующим.

нашему свидетельству:: Апостол нёс свидетельство о великих истинах Евангелия Деян. 1:8; 2:32; 8:25; 1Ин. 1:1, 2. Они не проповедовали отвлечен­ные рассуждения, шаткие теории, «хитросплетённые басни» 2Пет. 1:16. Ско­рее их проповедь — свидетельство очевидцев. Эти истины они знали, опробовав их, пережив на опыте и они побуждали принять путь жизни, которым они жили сами. Такая проповедь всегда имеет силу.

11. молимся всегда: — Сравните 1Фес. 1:2; 2Фес. 1:3; см. на Флп. 1:4.

соделал вас достойными: — См, на 5 ст., где Павел подразумевает, что образ действий Фессалоникийцев при перенесении преследований привлечет их к Богу. Здесь он молится о том, чтобы Бог сделал их достойными Его призвания.

звания: — Скорее, «призвания». См. на Рим. 8:28,30; 2Тим. 1:9. Призва­ние к святой жизни, выйти из мира и отделиться 2Кор. 6:17, 18, быть гражда­нами небесного царства (Флп. 3:20, RSV). По проверенному тексту английской Библии, мы можем спросить, «согласуется ли моя жизнь с Божественной целью Того, Кто так милостиво призывает? Признаёт ли меня достойным Судья?».

благоволение благости:Греч, eudokia agathosunes. Eudokia означает «благоволение», «желание». Agathmune слово употребляемое лишь библейски­ми и церковными писателями, подчеркивая честность сердца и жизни. Здесь не говорится о «благоволении» Бога, но скорее о каждом «добром желании» со стороны народа Божия. Павел молился, чтобы Бог «совершил», то есть, испол­нил в полноте или вполне осуществил каждое стремление к благости, воспри­нимаемое его обращенными. Это Бог, Который посредством Своего Духа вло­жил в наши сердца желание исполнить Его «благоволение» (eudokia) и чрез того же Духа дал нам особую силу, дающую возможность выполнить такое же­лание (см. Флп. 2:13; 1Фес. 5:24). Моральная доброта и благость, является одним из плодов Духа Гал. 5:22.

Дело веры: — Это место Писания можно перевести, «всякое доброе намере­ние и всякое дело, внушённое верой». Род веры, которую Павел желал увидеть в жизни народа Божия не просто теоретическая вера, но активный, действующий принцип (ср. Иак. 2:17). Он осознавал, что такая живая, энергичная вера была вдохновлена Богом и Его Духом (см. 1Фес. 1:3, 5). Поэтому, он серьезно умолял, чтобы Бог дал возможность Его народу преодолеть человеческие препятст­вия и исполнить дело веры в их жизни (ср. Рим. 4:20, 21).

в силе: — Слова должны быть истолкованы вместе с глаголом «совершил» в следующем значении, «Бог … совершил … в силе».

12. имя: — Заключительная цель молитвы Павла, чтобы жизнь Фессалоникийцев принесла славу имени (268) Иисуса. Относительно комментария о значении слова «имя» (см. на Деян. 3:6; Флп. 2:9).

прославится: — Мы прославляем это имя, проявляя как спасающую силу Его благодати в нашей жизни. Это прославление является взаимным, ибо когда мы прославляем Его, Он даёт нам от своей славы, совершенствуя в нас Свой характер (см. Ин. 17:10, 22).

благодати: — Павел осознает снова, что верующий сам по себе не в состоя­нии совершить доброе дело (ср. на Ин, 15:5; Рим. 7:18), и что благость может снизойти только через действие Божественной благодати в христианской жизни.

Бога нашего и Господа: — Греческий оригинал позволяет перевести, «на­шего Бога и Господа Иисуса Христа» (как в Синодальном переводе; см. на Рим. 9:5). Но в 1Фес. 2:2, Павел говорит о «Боге нашем» без ссылки на Христа; по­этому возможно, что здесь он также ссылается на Отца и Сына.

Комментарий Е.Г. Уайт к 1 главе Фессалоникийцам.

4 ДА 264.

7, 8 ПП 339.

7-9 ДА 264.

7-10 ОЖУ51; 1СЦ41.

8 ВБ424; 5СЦ 15.

9 2СЦ 396.

10 9СЦ 285.

11 Вое. 134; НПХ110. 11,12 ДА 265.