Глава 2

1.Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,

2. Не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от сло­ва, ни от послания, как бы нами (посланного), будто уже наступа­ет день Христов.

3.Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,

4.Противящийся и превозносящий­ся выше всего, называемого Бо­гом или святынею, так что в хра­ме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.

5. Не помните ли, что я, еще нахо­дясь у вас, говорил вам это?

6.И ныне вы знаете, что не допус­кает открыться ему в свое время.

7. Ибо тайна беззакония уже в дей­ствии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, —

8.И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит яв­лением пришествия Своего,

9.Того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со вся­кою силою и знамениями и чуде­сами ложными,

10 И со всяким неправедным оболь­щением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.

11 И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи,

12 Да будут осуждены все, не веро­вавшие истине, но возлюбившие неправду.

13 Мы же всегда должны благода­рить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от на­чала, через освящение Духа и ве­ру истине, избрал вас ко спасе­нию,

14 К которому и призвал вас благовествованием нашим, для дости­жения славы Господа нашего Иисуса Христа.

15 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием на­шим.

16 Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, воз­любивший нас и давший утеше­ние вечное и надежду благую во благодати,

17 Да утешит ваши сердца и да ут­вердит вас во всяком слове и де­ле благом.

1- Молим вас: — Кажется, что в Фессалоникийской церкви распространи­лись ошибочные идеи, относительно учения Павла, о близости пришествия Христа. Чтобы исправить эти ошибочные понятия, Павел написал второе посла­ние. Он подошёл к решению этого вопроса с великим тактом, обращаясь к сво­им читателям не как к подчинённым, стоящим ниже, но как братьям и просил их выслушать наставление, которое он собирался передать. Он желал ободрить, а не лишить мужества малодушных.

о: — Скорее, «относительно» или «ради пришествия».

пришествии:Греч, parousia (см. на Матф. 24:3), Доказательство Павла в 1-12 ст. вращается вокруг темы возвращения Христа.

нашем собрании: — Одна из первостепенных целей возвращения Господа собрать вместе Своих избранных (см. на Матф, 24:31; Ин. 14:3), чтобы они могли «всегда быть с Господом» 1Фес. 4:17. Павел обратил внимание на пано­раму этого события, сосредотачивая мысли Фессалоникийцев на этой теме и придавая серьёзное значение их размышлению.

2. колебаться умом: — Фессалоникийцы не должны были отходить от их опоры и якоря спасения определенного убеждения и «увлекаться всяким ветром учения» Ефес. 4:14. Христиане должны быть умственно стойкими.

смущаться:Греч, throeo, «кричать громко», «страшиться», следователь­но, «беспокоиться», «смущаться». Здесь это слово ссылается на действие смяте­ния или нервного возбуждения. Мысль о близости пришествия Господа держала Фессалоникийцев в состоянии постоянной тревоги и страха.

духа: — Здесь, несомненно, обозначен Дух пророчества (ср. на 1Кор. 7:40;12:10).

слова: — Т.е., устного учения.

послания: — Т.е., письменного сообщения.

как-бы нами посланного): — Эту фразу можно подразумевать, как при­менимую ко всем трём видам сообщения, в каких случаях оно могло снизойти от Павла. Многие толкователи полагают, что Павел здесь ссылается на некото­рые сообщения, подделанные от его имени. Возможно, что Павел имел в виду ложные, поддельные послания, особенно в свете принятой предосторожности обозначать послание своей собственной рукой (см. на гл. 3:17). Другие верят, что если был такой случай, то он более убедительно разрешил бы вопрос, отно­сящийся к сомнению. Они подчёркивают, как более вероятное, что некоторые подлинные выражения Павла в учении или в официальных обращениях или в написанном его первом послании были неправильно истолкованы (см. на 1Фес. 4:15,17; 2Фес. 2:1; ср. ДА 264).

наступает:Греч, enistemi, «стоять близко», «быть близким». Enestos пе­реведено «настоящего» в Гал. 1:4. Из этого становится ясным, что относитель­но самого события не было неправильного понятия, но о Его близости. Павел подчеркнул в своём первом послании, согласно учений Самого Господа, что христиане должны быть живыми, в состоянии готовности к возвращению Гос­пода Матф. 24:42, 44; Они должны были бодрствовать и быть готовыми, но они никогда не должны были быть настолько наполнены чувством непосредственности второго пришествия, каким оно предстало в без­рассудном возбуждении лжеучителей.

День христов: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению «день Господень». Относительно комментария на «день Господень» (см. на Деян. 2:20).

3. Да не обольстит вас никто: — Апостол осознает, что опасность обмана действительна и серьезна (ср. Матф. 24:4). Методы ожидаемых обманов мно­горазличные и Павел не пытается ограничить их тремя указаниями в 2Фес. 2:2, но представляет словом «никак» (в других переводах «любыми средствами»). Враг церкви употребит знамения явные и очевидные чудеса, чтобы привести неосторожных к принятию великого обмана или лжи 9-11 ст. Следовательно, народ Божий должен остерегаться, чтобы его не сбили с истинного пути. Их вера должна утверждаться на ясных заявлениях слова Божия.

день тот не придет:Эти слова являются веской поддержкой для за­вершения мысли. Это событие не придёт до тех пор, пока не явится антихрист и тогда будут собраны Христом Его собственные, о которых беспокоились Фесса­лоникийцы 1 ст.

отступление:Греч, he apostasia, «отпадать», «изменять», или «отсту­пать». Apostasia встречается в НЗ только здесь и в Деян. 21:21. Артикль (he) подчеркивает ссылку на определенное отступление и подразумевает, что это «отпадение» нечто хорошо известное для читателей. Несомненно, сам Павел дал устное наставление Фессалоникийцам о приближении отступления. Обращаясь к руководителям Ефесской церкви, несколько лет спустя, он предсказал, что от­ступление должно произойти в церкви через восставших людей «дабы увлечь учеников за собою» Деян. 20:30. Он предостерег Тимофея о подобных опасностях, присоединяя мысль, что наступит время, когда люди обратятся к басням, отвращая свой слух от истины 1Тим. 4:1-3; 2Тим. 4:3, 4. Петр и Иуда говорят пылкими словами о тех, которые оставили правильный путь 2Пет. 2:1, 12-22; Иуд. 4,10-13. Также и Иоанн свидетельствует о том, что в то время, ко­гда он писал, появилось много антихристов 1Ин. 2:18. Сам Господь побуждал Своих последователей остерегаться ложных пророков Матф. 7:15; 24:24 и предсказал, что многие соблазнятся Матф. 24:10. При таком стечении обстоя­тельств, Павел не особенно точно определил форму отступления, но она может быть выведена из выше упомянутых мест Священного Писания. Однако, сле­дующее, очень ясно: 1) Отступление — религиозный вопрос, духовное восстание, не имевшее первичной основной связи с политикой. 2) Отпадение должно про­изойти в будущем в сравнении с временем, когда писал Павел. 3) Отступление не должно лишь предшествовать второму пришествию 2Фес. 2:2, оно должно служить знамением близости возвращения Христа; следовательно, пришествие Господа не должно быть ожидаемо без предшествующего отступления. Проро­чество относительно отпадения частично исполнилось во дни Павла и ещё более на протяжении темного средневековья, но его полное исполнение произойдет в период, непосредственно предшествующий возвращению Иисуса (ср.Дополни­тельное Примечание к Рим. 13 гл.).См.VI том, 64-67 стр.

откроется:Греч, apokalupto, «открывать», «снимать покрывало», «обнаруживать», «сделать известным» (ср. на Откр. 1:1). Подобный глагол повторя­ется в 2Фес. 2:6, 8, и употреблен в других местах НЗ для выражения сверхъес­тественных откровений (ср. Матф, 16:17; Лук. 10:22; и т.д.) и особенно явле­ние Христа (ср. Лук. 17:13). Существительная форма apokalupsis «откровение» встречается в 1Пет. 1:7,13; 4:13; 1Кор, 1:7; 2Фес. 1:7, Это значение должно подчеркнуть что откровение (или обнаружение) «человека греха» может вклю­чать в себя сверхъестественные элементы и что его сфера действия может быть по характеру определённо религиозной. Что «человек греха» «откроется» под­разумевает, что до определенного момента, прежде явления миру, он будет скрыт или будет укрывать свою обманчивую внешность и явится в своём ис­тинном свете, или обманчивая внешность будет снята с него и истинная природа его станет известной жителям земли.

человек греха:: Т.е., человек, отличительная характеристика которого -грех. Важное текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению «человек беззакония» (ср. на 8 ст., где буквально нужно понимать «беззаконник» как и в Синодальном переводе). Присутствие в оригинале определённого артикля под­черкивает, что Павел ссылается на врага, о котором он уже говорил Фессалоникийцам и он надеется, что они знают о ком он пишет. Также и то, что он приме­няет Греческое слово для «человек» (anthrdpos), ещё более подчёркивает опре­делённую личность или власть. Относительно комментария на тождество этой личности или власти (см. на 4 ст.).

сын погибели: — Или, «сын уничтожения», то есть, сын, предназначенный к уничтожению. Это другой титул или описание «человека греха». В Священ­ном Писании есть только еще одно место, где употреблено это имя. Оно приме­нено Спасителем к Иуде (см. на Ин. 17:12), апостолу, однажды последователю и равному другим ученикам, но который позволил сатане настолько войти в своё сердце Ин. 13:2, 27, что он предал своего Господа Матф. 26:47-50.

4. Противящийся: Греч, antikeimai, «быть враждебным к кому-либо», «противостоять», «противиться».

превозносящийся:Греч, huperairomai, «подниматься [самому] выше», «возвышаться [самому] над» чем-нибудь.

выше: — Или, «против».

всего, называемого Богом:— Это должным образом включает все виды божества как истинные, так и ложные и не ограниченные Богом христиан.

святынею:Греч, sebasma, «предмет поклонения», «всё религиозно по­читаемое». Слова Павла изображают высокомерную и надменную власть, кото­рая противостояла всем соперникам в области религии и не разрешала конку­ренту получить поклонение, которое она требовала для себя.

так-что: — Эти слова служат указателем цели действий высокомерной власти.

как Бог:: Важное текстовое свидетельство (ср, 10 стр.) склонно к опущению этих слов. Это опущение не изменит в значительной степени значения это­го места, поскольку мысль подразумевается в последующих словах. Властная, повелевающая власть присвоила себе Божественное исключительное право со ссылкой на истинного Бога, а не просто языческие божества.

в: — Буквально, «внутри» подчеркивая как вход этой власти в храм Божий, так и её пребывание там.

храме:Греч, naos, внутреннее святилище или место поклонения, святы­ня, в противоположность слову hieron, которое обозначает полное храмовое сооружение. Некоторые, на основании 1Кор. 3:16; 2Кор. 6:16; Ефес. 2:21, полагают, что слово «храм» здесь ссылка на церковь; другие, что Павел употре­бил выражение «храм» образно, чтобы представить центр религиозного покло­нения. В месте, вероятно, посвященному для поклонения истинному Богу, без­законник поставил требуемое поклонение самому себе.

выдавая себя:Греч, apodeiknumi, «указывать», «проявлять», «провоз­глашать». То, что он занял место во внутреннем святилище храма, открывает его требование сесть «как Бог», то есть, в самом деле «выдавать себя за Бога». Богохульство не может быть большим.

Для осведомлённых исследователей Библии признаки отождествления, пе­речисленных в 3, 4 ст. уже известны, поскольку они обнаруживаются и в дру­гих местах вдохновенного Слова. Сравнивая пророчества Даниила о богохуль­ной власти, которая сменила языческий Рим (см. на Дан. 7:8, 19-26), которая в пророческом слове Иоанна изображена зверем, подобным барсу (см. на Откр. 13:1-18), открывает много сходств между тремя описаниями. Это приводит к заключению, что Даниил, Павел и Иоанн говорят об одной и той же власти, именно о папстве (ВБ 49-54, 356). Многие толкователи применяют термин ан­тихрист, «тот, кто противостоит Христу» или «тот, кто занял место Христа» (ср. на 1Ин. 2:18), к власти здесь описанной. Относительно более пространного комментария на различные признаки отождествления смотрите на вышеупомя­нутые места в книгах Даниила и Откровения.

В более широком смысле власть, изображенная здесь, может быть отожде­ствлена с сатаной, который страстно стремился «быть подобным Всевышнему» (см. на Ис. 14:14). «Сатана прилагает все усилия, чтобы выдать себя за Бога и уничтожить всех, противящихся его власти. И сегодня мир склоняется перед ним. Его власть принимают за власть Божью» (6СЦ14). «Решительность анти­христа довести до конца восстание, которое он начал на небесах, побудит его непрерывно действовать в сынах противления» (9СЦ 230). «В этом веке анти­христ проявит себя как истинный Христос, и тогда закон Божий будет сделан совершенно недействительным. … Но истинным руководителем всего этого восстания является сатана, облеченный в вид ангела света. Люди будут обману­ты, и будут превозносить его вместо Бога и обожествлять его» (СП 62). «Вскоре мы столкнёмся с последним великим обманом. Антихрист будет перед нашими глазами творить свои чудеса» (ВБ 593).

5. Не помните ли: — В своих двух посланиях к Фессалоникийцам апостол многократно обращается к своему прежнему устному наставлению (ср. 1Фес. 2:1, 9,11,13; 3:4; 4:1; 5:1, 2; 2Фес. 2:15; 3:10).

говорил вам: — Скорее, «я воспользовался, чтобы сказать вам», как под­черкнуто в Греческом оригинале. Маловероятно, чтобы такой добросовестный учитель, как Павел, упустил наставить своих обращенных в таком важном во­просе. И тот факт, что он мог свободно напомнить своим читателям о своём прежнем учении, показывает, что его взгляды относительно пришествия Христа не подверглись изменению, и что он не ожидал преждевременного, немедленно­го явления Господа, В то же самое время его написанные слова были внима­тельно и с осторожностью составлены, возможно, с намерением избежать поли­тической запутанности, полагая, что его послание могло попасть в руки против­ников.

6. И ныне вы знаете: — Павел снова напоминает своим читателям тему, с которой они, по крайней мере, частично осведомлены. Более поздние после­дующие исследователи его слов не имели преимущества знать полное содержа­ние его устного наставления.

не допускает:Греч, katecho, «задерживать», «сдерживать», «удержи­вать». Фраза буквально обозначает «удерживающий факт», «сдерживающий факт» будучи среднего рода в Греческом подлиннике. В 7 ст. Павел употребил подобное выражение, но применил мужской род «удерживающий» или «тот,который удерживает».

Комментаторы осознают огромную трудность в истолковании 6-12 ст., и усматривают эти трудности в факте, что Павел говорит Фессалоникийцам о неизвестной, находящейся в тени, ранее сообщённой информации, которой мы теперь не обладаем. Таким образом, любое объяснение этого места Писания, которое выдвигает содержащиеся элементы догадок, должно быть вни­мательно сравнено с контекстом вести послания Павла к Фессалоникийцам.

Некоторые полагают, что удерживающая сила, это Римская империя. Языче­ские гонители сдерживали наклонность церкви принять языческие обычаи и верования и таким образом сдерживали появление папства (ВБ 49). Вероятно, Павел не отождествляет здесь удерживающей силы из-за того, что он имел дело с затруднительным вопросом, который он не рисковал разъяснять более под­робно, из-за боязни принести ещё большее преследование своим обращённым, если бы его послание попало в руки врагов.

Другие видят более широкое применение фразы. Они верят, что форма муж­ского рода «удерживавший» (см. выше) относится к Богу. В таком случае, «что не допускает» можно рассматривать как ссылку на обстоятельства устроенные и допущенные Богом (ср. на Дан. 4:17), задерживающие явление антихриста, как в его историческом аспекте, так и в его заключительном проявлении вплоть до пришествия (см. на 2Фес. 2:4). Относительно образа действий, посредством которых Бог сдерживает силы зла (см. на Откр. 7:1).

открыться ему: — Хотя Павел не отождествляет точно слова «ему», кон­текст определяет, что он всё ещё говорит о «человеке греха» 3, 4 ст. Относительно комментария на слово «открыться» (см. на 3 ст.).

в свое время:: Или, «в свой срок», то есть, во время или срок, определен­ный Богом, но не во время, определенное самим «человеком греха». Антихрист появится тогда, когда наступит надлежащее время. Если применить это к исто­рическому папству (см. на 4 ст.) тогда это необходимо понимать как ссылку на 1260-ти летний период господства этой власти (см. на Дан. 7:25; Откр. 12:6). Если принять более широкое применение (см. на 2Фес. 2:4) то это место Писа­ния можно также рассматривать, как ссылку на время, когда сатана будет лично участвовать в заключительных событиях последних дней, лишь для того, чтобы его тщательно разработанный план мирового господства был раскрыт и его ис­тинная природа стала очевидной (см. на 2Фес. 2:4; Откр. 17:16).

7. тайна беззакония:Греч, musterion tes anomias. Относительно значе­ния musterion, как чего-то скрытого (см. на Рим, 11:25); относительно anomias «презрение и нарушение закона», «беззаконие» см. выше на «человек греха» 2Фес. 2:3. Название «тайна беззакония» ссылается на власть, характеризую­щуюся беззаконием, нарушением закона. Ссылка на закон является особенно важной в виду попытки изменить закон, о чём упомянуто в Дан. 7:25 (см. соот­ветствующий комментарий). В конечном счёте это описание применимо к сата­не, автору беззакония (СП 365), но диавол обычно маскирует свою личность, действуя через посредников. В последние дни он будет лично играть более не­посредственную роль, достигая наивысшей точки своего обмана, лично подра­жая пришествию Христа (см. на 2Фес. 2:4, 9).

действии:: Греч, energed (см. на Флп. 2:13). Павел ссылается на уже проявляющееся действие. Отступление началось во дни Павла (см. на 2Фес. 2:3). В последующее время, эта форма отступления приняла вид папских притя­заний, таким образом, исходя из современной исторической точки зрения, «тай­на беззакония» может быть отождествлена с папской властью (ВБ 49-55). Сле­довательно, выражения «человек греха» и «тайна беззакония» можно рассмат­ривать как представляющие одну и ту же отступницу, — папскую власть (ВБ 356); и позади всех человеческих проявлений беззакония стоит сам сатана, ко­торый в конце будет играть личную роль, в попытке пленить весь мир (см. на 4, 9 ст.).

только: — Это слово вводит элемент, который разграничивает действие тайны беззакония.

удерживающий:Греч, katecho (см. на бет.). Большинство толкователей согласны, что Греческая конструкция предусматривает прибавление объясни­тельной фразы, такой как «будет удержан, чтобы дополнить мысль предложе­ния». Некоторые полагают, что здесь Римская империя в роли удерживающего, как и в 6 ст.; другие, — что удерживающим является Сам Бог (см. на 6 ст.).

взят:от среды: — Те, которые придерживаются взгляда, что удерживающей силой является Римская империя (см. выше на «удерживающий») верят, что эта сила прекратит своё существование. Те, которые придерживаются точки зрения, что Бог является удерживающим, перефразировали вторую половину стиха сле­дующим образом; «Удерживающий Бог, который сдерживает зло (ВБ 589, 614),будет продолжать сдерживать до тех пор, пока не «откроется» 8 ст. тайна без­закония и «будет взят от среды удерживающий». Эти толкователи рас­сматривают эту фразу, как заверение верующему, что, несмотря на действие отступнической власти, она не будет продолжаться вечно. Воля Бога, в опреде­лённое Им время прекратит её деятельность (см. на Матф. 24:21, 22),

8. тогда: — Те, которые придерживаются точки зрения, что «удерживаю­щий», который «будет взят от среды» 7 ст., это Римская империя, понимают «тогда», как ссылку на время, когда папский Рим придёт в силу (см. на Дан. 7:8), Те, которые придерживаются взгляда, что «взят от среды» это есть анти­христ (см. ниже на «беззаконник») верят, что «тогда» применимо к будущему времени, когда папство будет переживать краткий период возрождения (см. на Откр. 13:3), в течении которого его истинная природа обнаружится (см. на Откр. 17:16, 17), или, в более широком применении ко времени, когда сатана, главный антихрист, примет личное участие в делах последних дней только для того, чтобы испытать ложность своих требований относительно Божества, кото­рые будут разоблачены (см. на 2Фес. 2:4).

Необходимо помнить, что апостол не пытается дать полную доктринальную схему событий последних дней, но пытается лишь предусмотреть Фессалоникийцам такую пророческую информацию, которая смогла бы сохранить их от обмана относительно времени возвращения Спасителя. Поэтому, мы не должны ожидать полной хронологии событий, которые предшествуют «дню Христову»

откроется:Греч, apokalupto (см. на 3 ст.). Применительно к папству это должно относиться к присвоению им власти после падения Римской империи. Ссылка также может относиться к будущему времени, когда папская власть будет возрождена (см. на Откр. 13:8), и на время, когда после этого краткого периода возрождения истинная природа этой системы будет раскрыта или обна­ружена (см. на Откр. 17:16,17).

Применяя к сатане, открытие или раскрытие должно относиться к его по­пытке подражать пришествию Христа (см. на 9 ст.).

беззаконник:: Греч, ho anomos, буквально, «лишенный закона», следова­тельно, «нарушитель закона», «беззаконник». Ссылка на «человека греха» 3 ст., или «тайну беззакония» 7 ст. Согласно первой точки зрения «беззаконником» является папство (см. на 4 ст.; ср. ВБ 356, 579). Согласно второй точки зрения «беззаконник» не только папство, но более значительно, сам сатана, наи­высший антихрист, поскольку он будет выдавать себя за Христа, как раз перед концом времени (см. на 4, 9 ст.).

Господь: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) раздвоено, между этим чтением «Господь Иисус», и чтением, согласующимся с контекстом, который говорит о славном возвращении Христа.

убьет:Греч, analisko, «израсходовать», «истощать», «уничтожать». Тек­стовое свидетельство (ср. 10 стр.) раздвоено между analisko и чтением anaireo, «удалять», «упразднять», «устранять с пути», «убивать». См. ниже на «истре­бит».

духом уст Своих: — Т.е., дыханием уст Своих (ср. на Лук. 8:55; Откр. 19:15). Возможно, здесь имеется намёк на сказанное в Ис. 21:4.

истребит:Греч, katarged, «сделать пустым», следовательно «сделать не­существующим и недействительным» (см. на Рим. 3:3). Это последнее значе­ние очень хорошо подходит к описанию судьбы которая ожидает папство или более существенно сатану при Втором пришествии Христа (ср. на Откр. 20:1-6). Папство прекратит своё существование и старательно составленный план сатаны разрушится.

Слова этого стиха иногда употреблялись для описания истребления нечес­тивых при Втором пришествии Христа. Верно, что живущие в то время нечес­тивые будут внезапно убиты, но Павел здесь имеет дело с судьбой «исключи­тельно беззаконника», а не с нечестивыми вообще.

явлением:Греч, epiphaneia, «явление», «появление» слово, которое час­то употребляется в классическом Греческом языке для описания великолепного явления языческих богов. В НЗ оно употребляется исключительно для выраже­ния славного пришествия Господа Иисуса, как первого 2Тим. 1:10, так и второ­го 2Тим. 6:14; 2Тим. 4:1, 8; Тит. 2:13.

пришествия:Греч, parousia, слово обычно употребляемое для Второго пришествия Христа (ср. на 2Фес. 2:1; см. на Матф. 24:3),

9. Того,которого: — Ссылка на «беззаконника» 8 ст.

пришествие:Греч, parousia, такое же слово употреблено для пришест­вия Христа (см. на 8 ст.). По причине: 1) Почти технического термина parousia, 2) многократного употребления термина для изображения Второго пришествия Христа; и 3) сопоставления parousia с подобным словом в 8 ст., многие придерживаются мнения, что апостол ссылается на поддельное подра­жание сатаной личного, славного пришествия нашего Господа. Относительно факта, что сатана будет иметь parousia пришествие (см. ВБ 593, 624, 625; 5СЦ 698; 8СЦ 27, 28). Мы можем быть благодарны, что Слово Божие предусмотре­ло ясное описание пришествия Христа так, что верующие не должны быть об­мануты. Сам Господь «сойдет с неба» 1Фес. 4:16 «с облаками» Откр. 1:7, «придет таким же образом» как ученики видели Его «восходящим на небо» Деян. 1:11, и Его пришествие будет «как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада» Матф. 24:27, следовательно, «узрит Его всякое око» Откр. 1:7. Для сатаны не будет возможности точно и вполне подделать такое пришествие parousia (см. ВБ 625). Собственный народ Божий посредством тщательного изучения Священного Писания и напоминания пророческих под­робностей о подлинности Второго пришествия, будет в состоянии избежать обмана диавола (см. на Матф. 24:24).

по:Греч, kata, «согласно», «в соответствии с» (ср. 8СЦ226)

действию сатаны:: Т.е., согласно сатанинских методов действия:

силою … знамениями … чудесами ложными: — Слово «ложными», буквально, «с ложью», применимо также к «силою» и «знамениями». Такие же сло­ва: «силою», «знамениями» и «чудесами» употреблены в отношении чудес Ии­суса (см. V том, 208 стр.). Но чудесные дела Господа были истинными и явля­лись признаками, удостоверяющими Его Божественную природу (см. Ин. 10:25, 37, 38). Чудеса, включая в себя творческие действия, конечно, не под силу сатане. Однако отмечено, что сатана имеет силу связывать людей телес­ными немощами (см. Лук, 13:16}. Очевидно, в таком случае, он имеет силу ос­вобождать их, когда это соответствует его намерениям. Чудесные действия ка­жущегося исцеления, по виду тождественны в соответствии с совершаемыми Христом, будут совершаться сатаной и его агентами (ВБ 588, 589, 593; СП 365; 5СЦ 698; 9СЦ 16). Удивительные действия и спиритические проявления сверхъестественной силы будут проявлены в заключительной попытке сатаны обмануть мир.

10. всяким неправедным обольщением: — Т.е., всякий обман, который исходит от неправедности. Это последующие отождествления природы обман­щика через разоблачение его намерений (обмануть) и происхождения (от непра­ведности).

погибающих: — Буквально, «к [или, «для»] погибающих». Подобная Гре­ческая фраза встречается в 2Кор. 2:15; 4:3. Сатана имеет успех в обмане не искупленных. Избранные не будут обмануты (ср. Матф. 24:23-27).

приняли:Греч, dechomai, «принять с благосклонностью», «радушно принимать» (см. на 2Кор. 6:1). Павел точно указывает на причину, почему не­верующие будут обмануты. Им предоставлялся благоприятный случай возлю­бить истину, но они с презрением отвергли это преимущество.

любви_истины: — Не возрожденный духовно не только отвергает истину, но даже не питает любви к истине, то есть, он ненавидит истину. Эта позиция не касается правды вообще, но «истины», исключительной, великой истины, кото­рая исходит от Бога, которая воплощена во Христе Иисусе. Заключительное осуждение грешников будет основано на их отвержении Иисуса, Который явля­ется «истиной» Ин. 14:6. Их отказ заботливо растить и лелеять любовь ко все­му, что является истинным, сделало их восприимчивыми к влиянию всякого обмана, совершаемого посредством бесчисленных интриг беззаконника.

для своего спасения: — В такой же мере, как отвержение истины, которая заключается во Христе Иисусе, влечет за собой смерть, так её принятие прино­сит жизнь в вечном спасении.

11. И_за_сие:— Или, «в вследствие этого», то есть, вследствие отказа неве­рующих любить и верить истине. Все, что следует далее, является результатом их закоснелого, ожесточенного отношения.

пошлет им Бог: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению, «Бог посылает», то есть, в то же самое время, когда один «беззаконник» навод­няет мир своими обманами 8-10 ст. В заключительном периоде мировой исто­рии, здесь предсказанной, невозрождённые определённо изберут ложь, предпочитая ее истине и окажутся вне искупления. Поэтому Бог предоставил их из­бранному ими курсу (см. на Рим. 1:18, 24). В Священном Писании часто гово­рится о Боге, как сделавшем то, чему Он не препятствовал (см. на 1Цар. 16:14; 2Пар. 18:18).

действие заблуждения: — Ср. на 9 ст., то есть, действие которое ведёт к конечному заблуждению, итог которого неотвратимое осуждение.

лжи: — Скорее, «определенной лжи», то есть, завершающему обману, ко­гда сатана будет выдавать себя за Христа. Не может быть худшей лжи как эта, когда автор греха примет вид Христа, Источника истины. Те, которые будут введены в заблуждение, помышляя о сатане как об Иисусе, будут вне искупле­ния.

12. осуждены:Греч, krino, «судить». Результат такого решения суда под­разумевается из контекста, а не из слова krino (см. на Рим. 2:2).

не веровавшие истине:: Отрицательное определение тех, о которых в 11 ст. сказано буквально, что они верили «лжи», в то время как в 10 ст. о них сказано, что они не приняли любви истины.

но возлюбившие: — Т.е., они обрели свою любовь в неправде и беззаконии. Это вдохновенный анализ умонастроения погибших: они предпочитали грех -праведности, получали удовольствие, поступая несправедливо.

13. должны благодарить: — Сравните на гл. 1:3. Здесь имеет место пере­ход. Завершив своё рассуждение о «человеке греха» и об одном «беззаконнике» 1-12 ст., апостол размышляет о прекрасных условиях Бога, представленных в Евангелии, так что никто не имеет возможности быть обманутым или погиб­шим. Он также ободряет своих читателей после представления мрачной карти­ны в 1-12 ст.

возлюбленные Господом: Сравните на 1Фес. 1:4, где обращённые изображены буквально как «возлюбленные Богом».

от начала:: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) может также цитиро­ваться чтением, «первые плоды», «первые обращённые» (RSV, примечания на полях), но перевод KJV предпочитает значение «от вечности» (ср. 1Ин. 1:1; 2:13). Павел напомнил своим читателям, что Бог избрал их «от начала». Это аналогично мысли, выраженной в других посланиях Ефес. 1:4; 2Тим. 1:9. Сравните на 1Пет. 1:20; Ефес. 3:11; Откр. 13:8; ср. ЖВ 22.

чрез освящение Духа: — Или, «в освящении духа». Однако признано, что всякое истинное освящение есть дело Святого Духа (ср. на 1Пет. 1:2). Такое освящение совместно с «верой истине», является средством, благодаря которо­му спасение становится действенным в жизни верующего.

веру истине: — Это стоит в резкой противоположности верить «лжи» 11 ст., которая следует результатом падения жертвы обманов антихриста.

избрал вас: — Сравните на Ефес. 1:4; Кол. 3:12; 1Фес. 1:4; 5:9. Что это

избрание не является произвольным со стороны Бога, представлено последую­щими определёнными словами. Избрание зависит от освящения избранных.

14. к которому и призвал вас: — Это выражение ясно показывает, что предшествующий стих не учит предопределению некоторых ко спасению, а других к осуждению (см. на 1Фес. 1:4). Поскольку Бог имел цель спасти людей независимо от расы, Он вдохновил Павла пылающим желанием и решением проповедовать Евангелие язычникам. Призыв принесения благой вести спасе­ния чрез Иисуса Христа, был широко провозглашён. Его принятие или отверже­ние зависело от личности. Те, которые уверовали и приняли призыв, были пре­образованы Святым Духом. См. на Рим. 8:28-30.

благовествованием нашим: См. на 1Фес. 1:5.

достижения славы: — Это цель Евангелия, чтобы принявшие его могли участвовать в славе Христа (ср. 1Фес. 5:9). Эта «слава» может ссылаться на красоту характера Христова, в которой могут участвовать все искупленные (см. на 1Ин. 3:2), и на славу вечного Царства Христа (см. на Ин. 1:14; Рим. 8:17, 30),

15. Итак, братия: — Фессалоникийцы лишились мужества чрез непра­вильное понимание учений относительно близости возвращения Христа. На­ставления Павла специально предназначались для того, чтобы ободрить их. От­носительно многократного употребления апостолом слова «братья» (см. на 1Фес. 1:4).

стойте:Греч, steko (см. на Флп. 1:27). Правильное понимание «блажен­ного упования» является великим побуждением к стойкости характера (см. на Тит. 2:12, 13). Неправильное понимание ведет к заблуждению и возможно к фанатизму (см. на 2Фес. 2:2).

держите:Греч, footed, «держать твердо», «сохранять внимательно» (ср. Марк 7:8; Евр. 4:14; Откр. 3:11).

предания:Греч, paradoseis (см. на Марк 7:3). Это слово пред­ставляет рассказ, передаваемый другому или унаследованный в виде учения или доктрины. Выдающаяся идея этого слова исключительно авторитетное, ранее упомянутое утверждение этого учителя; посему здесь ссылка на вдохновенные вести, полученные Павлом и его спутниками и верно переданные Фессалоникийцам.

словом, или посланием нашим: — Прилагательное «нашим» в такой же мере применимо к «словом» как и к «посланием». Сравните на 2 ст. Посредст­вом этих фраз, Павел охватывает все источники принятия учения. Его фразеоло­гия также ставит эти два вида наставления на одинаковом основании, что каса­ется вдохновения.

16. Сам же Господь наш Иисус Христос: Обыкновенная привычка Пав­ла упоминать Отца первым в приветствии и в молитве (ср. 1Фес. 1:1; 3:11;2Фес. 1:1,2,11,12); но здесь он первым упоминает Сына (ср. 2Кор. 13:14; Гал. 1:1). Такая последовательность произошла, вероятно, из-за предыдущей ссылки апостола 2Фес. 2:14 на «славу нашего Господа Иисуса». Это предположение поддерживается Греческой конструкцией, в которой слово «Сам» поставлено первым и посему занимает подчеркнутое, выделенное место в предложении.

возлюбивший нас: — Глагол единственного числа, который можно рас­сматривать как относящийся как к Сыну, так и к Отцу. Близкая связь удостове­ряет понятие Павла о равенстве Божественности Сына с Отцом. Форма глагола в Греческом языке показывает, что автор имел в мыслях определенное истори­ческое событие. Он ссылается на единственный в своём роде, исключительный акт любви Божией в отдаче Своего Сына в жертву за наши грехи и самоотвер­женное действие нашего Спасителя в отдаче Самого Себя Ин. 3:16; Тит. 2:14. Апостол не в состоянии цитировать ещё большего доказательства, чем крест, как наивысшее проявление любви Божией и надёжное основание для утешения и надежды.

утешение вечное:Греч, paraklesis aionion. Относительно paraklesis (см. на Деян. 9:3); относительно aionion (см. на Матф. 25:41). Утешение или под­держка, источник которой в Отце и Сыне, не является преходящим, как это час­то случается с земным утешением, но простирается в вечность. Этот дар очень хорошо послужил для утешения малодушных среди Фессалоникийцев, и дал им возможность противостать любому беспокоящему учению относительно воз­вращения Христа 1Фес. 5:11, 14; 2Фес. 2:2. Малодушные не были презрены, но ободрены (см. Рим. 14:1; Евр. 12:12).

надежду благую во благодати: — Надежда (искупления при пришествии Христа) является «доброй» или благой в смысле истинности, и поэтому надёж­ной в противоположность ложным надеждам, вызванным ошибочными учения­ми о непосредственности возвращения Спасителя. Она законно названа «бла­женным упованием» Тит. 2:13. Подобно всем дарам Божиим к человечеству, она дарована свободно в согласии с изобилующей благодатью неба (ср. на Ефес. 2:5, 8).

17. утешит:Греч, parakaleo (см. на Матф. 5:4). Глагол употреблен в единственном числе, как и переведённый «утвердит». Утешение и утверждение исходит как от Отца, так и от Сына (см. на 2Фес. 2:16).

вас: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к опущению этого слова, полагая, что глагол «утвердит» относится и к выражению «ваши сердца». Только Божественная сила в состоянии истинно утвердить сердце, и по сей при­чине, Павел молился, чтобы Христос и Бог совершили это для Фессалоникий­цев.

всяком слове и деле благом: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к перестановке слов в следующем порядке чтения: «Всяком благом деле и слове». Два существительных «дело» и «слово» представляют сферу, в которой Бог утешает и утверждает сердца верующих. Уверенное сердце под­скажет совершение приемлемых, желанных дел и слов.

Комментарий Е. Г. Уайт к 2 главе 2Фессалоникийцам.

3.ДА 265.

3,4.ВБ 50, 356, 443, 446, 453,456; 9СЦ 230.

4.ВБ49.571; ОЖУ96; ИС 326, 382; 1СЦ76.

4.ВБ53; НПХ126; ИСЗЗО; 6СЦ 14.

5,7.ДА 266.

7.ДА 587; ВБ 49, 54, 384; ИС 326, 330; 5СЦ712; 7СЦ 166.

7,8.ВБ 356.

7-12.8СЦ 226.

8.ЖВ 108; ВБ 37, 321, 579, 657; 2СЦ 173.

8-12.1СЦ 290.

9.РП 91, 261, 262, 265,266; ВБх; ПП 686; 1СЦ 302.

9,10.НУХ414; ВБ553; ПЦ 717; 1СЦ291; 2СЦ 172; 5СЦ 746;8СЦ49.

9-11.ВБ 389, 444.

9-12.ДА 266.

10.ХС 158; ОХВ88; ВБ 560; ВМ 59; 1СЦ 294, 299; ЗСЦ 407;4СЦ 557, 576, 594; 5СЦ 102, 366, 429; 7СЦ 113; 8СЦ 28, 49,162; 9СЦ62.

10,11.ВБ559; ПП55; СП 397; СП 365; 1СЦ73, 300, 301; 6СЦ401;8СЦ 298.

10-12.ВБ 431, 523; 8СЦ249.

11,12.РП 44, 45, 88; 2СЦ 173; 4СЦ 595; 5СЦ 144.

12.ВБ390; 2СЦ455,470.

13.РУУ22; ОХВ189.

13-17.8СЦ 226.

14.ЖВ341.

15-17.ДА 267.

ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ