Глава 1

1 Павел Апостол, [избранный] не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых,

2 и все находящиеся со мною братия — церквам Галатийским:

3 благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа,

4 Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего;

5 Ему слава во веки веков. Аминь.

6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,

7 которое [впрочем] не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.

8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.

9 Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.

10 У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.

11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,

12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.

13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,

14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.

15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил

16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,

17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.

18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.

19 Другого же из Апостолов я не видел [никого], кроме Иакова, брата Господня.

20 А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу.

21 После сего отошел я в страны Сирии и Киликии.

22 Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен,

23 а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, —

24 и прославляли за меня Бога.

(Гал.1:1-24)

1. Апостол: См. на Рим. 1:1. Павел обычно говорит о себе как об апо­столе, без попытки оправдать свои претензии на это звание. Здесь, однако, про­стирается зашита его апостольства Гад. 1:1 по 2:14, подчёркивающая, что церкви, которым адресовалось послание, без сомнения, принимали его как тако­вого. Его благовествования — Божественного происхождения гл. 1:6-10. Он был подлинно обращённым 12-18 ст. и был принят в братство Иудейскими церква­ми 19-24 ст. Его точка зрения относительно обрезания была одобрена руково­дителями в Иерусалиме гл. 2:1-6. Его миссия как апостола язычников была также признана ими 7-10 ст. Его авторитет как апостола был равен Двенадцати.

не человеками: Его противники очевидно отрицали его претензии на апостольский авторитет по причине, что он не был назначен и уполномочен Двенадцатью. Это он свободно признавал, но в том же самом духе представлял утверждение на более высшее рукоположение в духовный сан.

Но Иисусом Христом: Подобно Двенадцати он получил своё поручение прямо от Христа. Роль Анании была, очевидно, второстепенной (см. Деян. 9:17-20). Относительно комментария на звание «Иисус» и «Христос» (см. на Матф. 1:1).

из мертвых: Авторитет Павла как апостола снизошёл от воскресшего Христа. Ссылка на воскресение Христа из мёртвых в приветственной части по­слания является особенной в послании к Галатам. Очевидно, лжебратия из Иудеи, теперь сбивали с пути Галатийских верующих, оспаривая законность апо­стольства Павла на том основании, что он не имел преимущества личного об­щения со Христом, подобно Двенадцати и не получил своего призвания одно­временно с ними. Из этого очевидного факта они заключили, что он был ниже Двенадцати и подразумевали, что поскольку он не был официально избран и уполномочен ими, то был самозванцем и его весть ненадёжна.

2. братия: Для Павла было обыкновением включать имена своих сотруд­ников в приветствии своих посланий. Таким же образом он упоминает в 1Кор. 1:1 Сосфена, и в Фил. 1:1, Тимофея. Исходя из точки зрения, что это послание, возможно, было написано почти одновременно с посланием к Римлянам из Ко­ринфа, здесь может быть ссылка на тех, которые упомянуты в Рим. 16:21-23.

церквам Галатийским: См. введение к Галатам 931 стр. Приветствие в этом послании находится в отмеченном контрасте почти со всеми другими, на­писанными Павлом. Здесь нет выражения личной любви, такого как «возлюбленный» в Рим. 1:7, или доверие их верности к истине как в 1Фес. 1:3. Здесь нет выражения высокой оценки о верности или христианском служении. Даже нет упоминания о Галатах, как о «святых». Возможно, в какой-то степени здесь отразилось их отступление — Павел не мог найти причины, чтобы похвалить их.

3. Благодать … и мир: Обычное приветствие Павла почти во всех по­сланиях (см. на Рим. 1:7; 1Кор. 1:3). Хотя Павел мог чувствовать недостатки Галат, однако, из-за этого его любовь не уменьшалась. Он искренно желал, что­бы они получили благодать, которая нисходит к человеку как дар через веру в Иисуса Христа. Основная мысль Павла в этом послании подчеркнуть им снова великую истину, что праведность приходит от Бога как благодать (см. введение к Галатам 933 стр.). Её» никогда нельзя заслужить делами, но она достигается верой в искупительную жертву Христа. Полученная грешником, эта благодать приносит мир (см. на Рим. 5:1; ср. Фил. 4:7),

4. отдал Себя: См, на Матф. 20:28; Рим. 4:25. Тема этого послания -спасение через Иисуса Христа. Галаты отвернулись от этой духовной истины и приняли ложное учение, согласно которому спасение можно заслужить. Приня­тие этого учения, противоречащего Священному Писанию, практически приве­ло их к отвержению искупительной смерти Христа. Отдавая Себя, чтобы осво­бодить нас от наказания за грех, Иисус не только пожертвовал Собою, как жертва за человека, страдал и умер ради него, но соединился Сам с человече­ской семьей и отождествил её интересы со Своими собственными (см. на Фил. 2:6-8).

за грехи наши: См. на Не. 53:4-6.

настоящего лукавого века: Т.е., от преобладающего греха и разложе­ния в настоящем веке. Мы сами собой бессильны получить избавление (см. на Рим. 7:24 по 8:4). К Галатам, которые так скоро забыли великие истины об оправдании и освящении и обратились к делам закона, [938] как средству спасения, Павел снова представил великую истину, что Иисус через Свою иску­пительную жертву предусмотрел путь избавления для всех, которые примут Его. Любая попытка достигнуть победы над грехом мира посредством своих собственных усилий, противоречит воле Божьей. Таким образом, в своём крат­ком вступлении Павел объявил тему послания в письменной форме. Если Гала­ты будут упорствовать в своём понимании спасении через дела закона, то они не смогут иметь надежды на избавление от греха теперь или на вход в будущий безгрешный мир.

по воле: См. на Ис. 53:10; ср. Ин. 3:16.

Бога и Отца нашего: Буквально, «нашего Бога Отца». Оба выражения относятся к одному и тому же лицу.

5. ему слава: Мысль о великом даре Божьей любви, вдохновила апосто­ла приступить к описанию хвалы. На протяжении всей вечности искупленные будут петь песни хвалы Тому, Который принес такую великую жертву, сделав­шую возможным их вечное спасение. Относительно слова «слава» (см. на Рим. 3:23).

Аминь: См. на Матф. 5:18.

6. Удивляюсь: Это исключительный пример, ибо из всех своих посла­ний к церквам, только здесь Павел не выразил благодарности и радости. Вместо этого в послании звучит вьфажение глубокого удивления. Как могли Галеты так скоро забыть истины Евангелия и все доказательства призыва Божия, который однажды так много означал для них и стать на сторону ложных учителей, кото­рые противоречили всему, чему их учил Павел? Ещё недавно они с радостью приняли Христа, как их замену и наслаждались в свободе от греха посредством веры. Теперь они пытались искупить свои грехи через дела закона. Они, в самом деле, отрицали действительность их собственного прежнего опыта.

от призвавшего вас: Комментаторы расходятся во мнении, к кому отне­сти это выражение к Богу, к Христу или Павлу. Однако Павел, всегда определял Бога Отца как источник евангельского призыва (см. Рим. 8:30; 9:11; 1Кор. 1:9; и т.д.). Тем не менее, возможно, что Бог через Павла сделал свой милости­вый призыв к Галатам (ср. 2Кор, 5:18-20).

так скоро: Вероятно, «так скоро» после обращения, но возможно после того, как они услышали «иное благовествование».

переходите: Греч, metatithemi, «перемещаться», «покидать», «остав­лять», «дезертировать». Здесь глагол употреблён в настоящем времени, подчёр­кивая, что отступление было ещё в процессе развития в то время, как Павел писал. Отступление от веры пришло внезапно и быстро прогрессировало, Фор­ма глагола также подразумевает, что они были ответственны за оставление Пав­ла. Другие влияли на них, но они охотно ответили на это влияние. Таким обра­зом, конечно, вина не ложится абсолютно лишь на ложных учителей.

иному благовествованию: Т.е., другому (heteros) необычному виду (см. на 2Кор. 11:4). «Благовествование» ложных учителей не было изменением благовествования Павла, но что-то в целом отличное. В действительности оно не было благовествованием вообще (см. Гал. 1:7). Нет другой благой вести, чем спасение через Иисуса Христа (см. Деян. 4:12). Павел проповедовал, что люди спасаются через веру, независимо от дел закона. Любая попытка поставить дела выше веры, как средство спасения, являются извращением Евангелия, ибо дела отвергают как необходимость так и силу жертвы Христа. Относительно ком­ментария на слово «Евангелие» (см. на Марк 1:1). Относительно комментария на попытки соединить Иудаизм и христианство (см. 53, 54 стр.).

7. не imoe: To, что эти Иудействующие проповедовали, не является «Евангелием» вообще, но извращением или подделкой Евангелия.

есть люди: Павел даже не удостоил назвать Иудействующих по имени, но подразумевает, что они являются лишь частью или личностями, которые нико­го не представляют, только самих себя, склонные исключительно к преследова­нию своих собственных интересов.

смущающие: Греч, tarasso, «волновать», «возбуждать», «беспокоить», «сбивать с толку», «запутывать» мысли, относящиеся к чему-либо, здесь через внушение сомнений о действительности благовествования, как оно провозгла­шается Павлом.

8. мы: Очевидно Павел и возможно его сотрудники, упомянутые в 2 ст. Павел обычно употребляет первое лицо множественного числа, когда ссылается только на себя.

Ангел с неба: Павел едва ли мог сделать более сильное утверждение об определённости, что касается Евангелия, чем он представил его. Это было неве­роятно, чтобы ангел с неба сбивал людей с пути.

не то: Или, «противоположное», «иное благовествование», то есть, благовествование, которое будет [939] противоположным истинному Еванге­лию. Бог не изменяется и не противоречит Себе.

анафема: Греч, anathema, «проклятие», то есть, преданное мести, здесь — мести Божией. В переводе LXX anathema соответствует Еврейскому сущест­вительному cherem родственному глаголу charam и означает лицо или вешь, определённую для уничтожения (см. на Щар. 15:3). Духовно оно обозначает состояние того, кто отчуждён от Бога через грех. В таком виде, как употреблён­ное здесь в НЗ, оно не ссылается на духовное отлучение от церкви, как это практиковалось в поздние столетия, но несомненно включает в себя некоторую форму отделения от церкви. В случае безнравственного поведения человека в Коринфской церкви, Павел советовал удалить его из церкви 1 Кop. 5:2.

9. Как прежде мы сказали: Очевидно, во время предыдущего посеще­ния, Павел предостерегал Галат о ложных учителях, которые пытались извра­тить благовествование (ср. Деян. 20:29, 30). Это прежнее предостережение должно было предохранить их от подобных самозванцев.

и теперь еще говорю: Изменение от «мы» к «я», вероятно, отражает усилие распространить свой личный авторитет как апостола на заявление, кото­рое он снова повторил.

анафема: См. на 8 ст.

10. У людей … ищу благоволения: Т.е., понравиться им и таким обра­зом расположить их в свою пользу. Сравните Матф. 28:14. Наверное, всё то, что Павел сказал о самих Галатах и как поступить с противящимися благовест-вованию Гал. 1:6-9, не может быть расценено, как попытка расположить к себе благоволение людей. Только Бог мог быть доволен таким определённым разо­блачением греха. Возможно, этот вопрос был ответом на обвинение, возведён­ное против него ложными учителями, что он желал расположить благосклон­ность Галат лестью и отговорками.

рабом Христовым: Как раб Христа, Павел должен сделать всё, что в его силах, чтобы спасти людей, а не для того, чтобы понравиться им. Если бы он искал «угодить людям» независимо от своей обязанности, как проповедника Евангелия, — он не мог бы быть верным своему призванию как раб Христа. Не­возможно даже помыслить о совершении такого компромисса. Он мог, это вер­но стать «всем для всех», чтобы спасти некоторых 1Кор. 9:22, но поступая так, он никогда не шёл на компромисс, не подвергал риску свою верность по отно­шению к истине. Он стремился прежде всего ещё к тому, чтобы спасти людей и ради этой цели он желал с радостью пожертвовать даже самой жизнью.

11. Возвещаю вам: Павел торжественно провозглашает тему, которой в особенности посвящены стихи с гл. 1:11 по 2:21.

не есть человеческое: Предмет обсуждения заключался в авторитете как апостола и, таким образом, в законности его «благовествования» — о спасе­нии верой вместо спасения через «дела закона». Он посвятил много места для детального рассмотрения определённых случаев от времени своего обращения до совета в Иерусалиме, на котором апостолы официально признали его призыв к евангельскому служению. Такое описание было необходимо по причине на­стойчивых претензий Иудействующих учителей, которые заявляли, что по­скольку Павел не был одним из Двенадцати, поэтому его благовествование не было апостольским и следовательно не истинно. В 12-24 с/я. он доказывает Божественное происхождение своего благовествования, а в гл. 2:1-10 он пред­ставляет доказательство того, что апостолы подтверждали его законность.

12. откровение: Греч, apokalupsis (см. на Откр. 1:1).

Иисуса Христа: Т.е., вероятно откровение истины, представленной ему Иисусом Христом, скорее, чем просто откровение относительно Христа. Павел был наставлен в благовествовании «не от человека, но через … Иисуса Христа». Это включает в себя видение на пути а Дамаск и последующие откровения, ко­торых, по-видимому, было много. Во 2Кор. 12:7 он говорит о «чрезвычайности откровений», которые он получил. В Гал. 1:17 он подразумевает, что большин­ство из этих наставлений, которые имели место на протяжении трёх лет, кото­рые он получил в Аравии. Уединение в пустыне было предусмотрено как иде­альное место для откровения и размышления. Совершенство его наставлений является очевидным из того факта, что при последующем посещении Иеруса­лима, руководители ничего не могли прибавить к этому гл. 2:6. Они признали законность его призвания к служению и подали правую руку общения как апо­столу 7-9 ст.

13. образе жизни — Буквально, «поведение» (ср. Ефес. 4:22). Опыт до об­ращения Павла в гонении церкви, равнодушии, фанатичной вере Иудаизму, доказывают, что он не имел своего сформировавшего понятия о благовествова­нии прежде своего обращения. Он напомнил Галатам, чтоб они знали о его отъ­явленном поведении. [940] Это. кажется, было общеизвестным, ибо в своей защите перед царём Агриппой, он провозгласил, что его образ жизни от юности был хорошо известен всем Иудеям Деян. 26:4, 5, Его прежняя ревность к Иуда­изму, и его узаконенной системе, была прямо противоположной к его настоя­щему рвению к свободе Евангелия (см. Деян. 26:9-11). Эта ссылка на его про­шлое также была предназначена вызвать внимание к тому факту, что его на­стоящее противодействие Иудаизму не является результатом пренебрежения Иудейской веры, но наоборот, исходит от личного опыта пребывания в ней,

жестоко гнал Церковь: Рвение Павла в преследовании превосходило всех других Иудеев. Он был, настолько одержим манией преследования, как впоследствии проповедью Евангелия, что был готов уничтожить церковь со­вершенно (см. Деян. 8:3; 22:19; 26:10, II). Если бы не вмешательство Бога, Павел мог бы уничтожить церковь в её младенческом состоянии.

опустошал: Греч, portheo, «уничтожал», «разрушал».

14. преуспевал: Греч, prokopto, «продвигаться», «прогрессировать». Это слово первоначально применялось при прокладывании се5е пути через кустар­ник, высекая деревья. До обращения Павла рассматривали как восходящую звезду первой величины в небе Иудаизма.

сверстников: Буквально, «современников», «ровесников». Павел отли­чался не только богословскими познаниями, но и своей ревностью в строгом соблюдении ритуальных требований закона. Без сомнения, в данном случае он ссылается на юношей своего собственного поколения, которые учились в Иеру­салиме при Гамалииле или других выдающихся Иудейских учителей. Его ран­нее выдвижение в члены Синедриона (ДА 112) свидетельствует, что старейши­ны имели о нём высокое мнение.

преданий: Т.е., устного закона в отличии от писанного {см. Матф. 15:2; V том, 96 стр.). Устная передача закона постепенно становилась как дополнение писанного Моисеева закона и с течением времени рассматривалась как равная с писаным законом Божиим, если не выше его. Но Иисус провозгласил, что пре­дания сделали закон Божий недействительным, лишённым силы (см. на Марк 7:13). Некоторые толкователи отмечают, что Павел, возможно, принадлежал к части фарисеев, с очень крайними взглядами, которые рассматривали себя как самых ревностных защитников закона. Павел засвидетельствовал перед царём Агриппой, что он жил согласно самых строгих правил Иудаизма Деян. 26:4,5.

15. Бог, избравший меня: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) раздвое­но между этим и чтением: «тот, который отделил меня», то есть, для Евангель­ского служения. Всё воспитание Павла от рождения, его обучение, вера и обы­чаи были в полном согласии с преданиями Иудаизма 14 ст., и в его прошедшем опыте не было ничего, что предположило бы его отвергнуть Иудейскую узако­ненную систему; в самом деле, всё было направлено в противоположном на­правлении. Исходя из человеческой точки зрения, нельзя было найти удовле­творительное объяснение изменению его понятия от спасения через дела закона, к спасению верой. Изменение может быть приписано только прямому вмеша­тельству Бога.

бдагодатию Своею: Даже прежде его рождения Бог имел цель исполь­зовать Павла как Своего представителя среди язычников, вопрос требующий личного согласия Павла и Бог предвидел, что он ответит на призыв, когда он придёт к нему. Павел здесь провозглашает, что его призвание к апостольству было определено Богом, а не человеком; он ничего не сделал, чтобы заслужить эту высокую честь и поэтому все заслуги в этом отношении надо отнести к действию благодати. Его собственный план относительно своей жизни был в целом превосходным. Опыт на пути в Дамаск явился к нему, как большая неожидан­ность, но теперь он осознал ей как особое действие провидения — повеление сле­довать плану Божию относительно его жизни.

16. открыть во мне Сына Своего: Обращение Павла в христианство и поручение ему проповедовать Евангелие — таковы два аспекта его первого личного соприкосновения с воскресшим Христом (см. Деян. 26:12-19). Это было откровение или явление Христа Павлу лично на пути в Дамаск 1Кор. 15:8, ко­торое преобразовало его верность от Иудаизма к христианству, и последующий опыт «и уже не я живу, но живёт во мне Христос» Гал. 2:20 посредством чего он успешно проповедовал Христа среди язычников. Благодаря Павлу мир полу­чил обильное познание об Иисусе и относительно Божьего плана для человече­ства через Его жизнь и смерть. Павел стал успешным орудием для проповеди Евангелия, ибо он н2с личное свидетельство о силе Евангелия.

язычникам: Поручение Павлу [941] идти к язычникам, было переда­но Ананией три дня спустя после видения на пути в Дамаск (см. Деян. 9:9,15-17). Ему не воспрещалось проповедовать Иудеям, но его главной обязанностью было проповедовать язычникам. При входе в город он должен был прежде всего идти в синагоги и там нести свидетельство об Иисусе прежде всего своим со­братьям соотечественникам и там он должен был также встретить богобоязнен­ных язычников (см. Деян. 13:14, 43-48; 14:1; 17:1-4).

не стал ..советоваться: Дальнейшее доказательство Божественного происхождения его поручения явствует из факта, что он не имел соприкоснове­ния с руководителями в Иерусалиме на протяжении трёх лет 17 ст., после сво­его обращения и что он не получил наставления от них, как он должен пропове­довать об Иисусе.

17. не пошел: Чтобы получить официальное подтверждение церкви, Па­вел должен был совещаться со старшими апостолами, её признанными руково­дителями в Иерусалиме. И что он не поступил так, является доказательством, что ему не было необходимости поступать так. В некотором смысле он был «рожден для этого времени» KJV IKop. 15:8, и был апостолом хотя не из Две­надцати.

а пошел в Аравию: Неизвестно, в какую часть Аравии удалился Павел или как долго он пробыл там. Но этот период не превышал более трёх лет. Не­которые полагают, что Павел ссылается на пустыню в окрестности Дамаска, возможно включая сам город. Другие подчёркивают, что местом его временного пребывания была пустыня близ горы Синай. Однако, несомненно, одно, что Павел говорит о местности, названной «Аравия».

Последовательность событий между обращением Павла и последующим по­сещением Иерусалима /8 ст. можно восполнить повествованием, как оно пе­редано Лукой и случайными высказываниями, встречающимися в посланиях Павла. Лука не упоминает о посещении Аравии, но рассказывает только, что Павел проповедовал в Дамаске после своего обращения и затем переходит к событиям в Иерусалиме.

Сочетая информацию из всех источников, события этого периода на протя­жении двух или трёх лет были следующие. После пребывания некоторого вре­мени в Дамаске, одновременно проповедуя Евангелие, Павел удалился в Ара­вию. Когда он возвратился в Дамаск, его проповедь, очевидно, была прервана неблагосклонным к нему отношением и была сделана попытка, несомненно, подстрекаемая Иудеями, схватить его. Однако он сделал нечто для своего избавления — спустился «в корзине … по стене» 2Кор. 11:32. См. 101 стр.; карту 226 стр.; см. на Деян. 9:24,25.

18. спустя три года: Павел представил Галатам подробный перечень со­бытий в своём переживании после обращения, чтобы его противники не имели повода сказать, что он тайно посетил апостолов в Иерусалиме в какое-либо вре­мя на протяжении этого периода времени и получил своё наставление от них. Его очевидной целью было ясно показать, как долго он находился в таком со­стоянии прежде своего посещения Иерусалима. Прошло «три года», прежде, чем он даже увидел Петра и некоторую часть этого времени он уже посвятил для проповеди.

видеться: Или, «посетить». Павел посетил Иерусалим с особенной целью увидеть Петра, но не получить наставление от него или гарантировать себе раз­решение проповедовать. Павел имел очевидную цель, познакомится с Петром и укрепить с ним дружбу. В Иерусалиме Павла встретил Варнава, и представил его апостолам, осведомив о его смелости и публичном провозглашении Иисуса Христа Сыном Божиим (см. Деян. 9:27).

Петром: Важное текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению «Кифой» (см. на Матф. 16:18).

дней пятнадцать: На протяжении этого короткого пребывания в городе, Павел был занят проповедью и диспутами среди Греков, говорящих по-Иудей­ски и лишь малую часть этого времени он мог провести среди апостолов Деян, 9:28, 29. Ненависть вскоре увеличилась, и началось подстрекательское движе­ние с целью убить его. Однажды в храме он был предостережён чрез видение, быстро оставить Иерусалим Деян. 22:17-21. Павел, без сомнений, мог иметь более длительное пребывание в Иерусалиме, но он прекратил его по причине злобной оппозиции, угрозы о его смерти и Божественного предостережения оставить город. Его цель в упоминании этого посещения была — доказать, что главные апостолы в тот ранний период познакомились с ним, приняли его об­ращение как подлинное и, в заключении всего, — одобрили его истолкование Евангелия Гал. 1:24. Как ответственные руководители, Петр и Иаков 18,19 ст. не могли упустить возможности, познакомиться с учением Павла или промол­чать, если бы они не были согласны с его учением. [942] Особенное упоми­нание о «дней пятнадцати» придаёт фактический тон всему отчёту и подчёрки­вает невозможность получить обширное наставление за время своего пребыва­ния там.

19. Другого же из Апостолов: Помимо Двенадцати были и другие, кото­рых в разное время называли апостолами, но они никогда не рассматривались как принадлежащие к группе, избранной и уполномоченной Иисусом (см. Рим. 16:7; 1Фес. 2:6).

Иакова, брата Господня: Некоторые, отождествляют этого Иакова с сыном Алфеева, объясняя, что «брат» необходимо понимать в общем смысле, «двоюродного», или в каком-либо близким родственном отношении, Это отождествление возникает из убеждения, что Павел ссылается на этого Иакова, как апостола. Однако это выражение не допускает такого заключения, и отождеств­ление совершенно невозможно (см. Матф. 13:55; см. на Марк 3:18).

Павел торжественно заверяет об истинности всего того, что считает более важным из всего отчёта.

21. Гнрии и Киликии: Павел удалился из Иерусалима по причине заго­вора против его жизни Деян. 9:29, 30. Господь предостерёг его в видении, бы­стро удалиться из города (см. гл. 22:17,18). В это время Сирия и Киликия были объединены под Римским провинциальным управлением (см. карту на вкладке 33 стр.). Таре, родной город Павла, находился в Киликии. Относительно после­дующих пяти лет в записях НЗ царит полное молчание (см. на Деян. 9:30). Предполагают, что в этот период Павел был занят активным служением в Тарсе и его окрестностях. Приблизительно пять лет спустя Варнава пришёл в Таре и Павел возвратился с ним в Антиохию, где они оба учили на протяжении целого года Деян. 11:25, 26.

22. лично я был известен: Вероятно, Павел стал известен христианам в Иерусалиме за время 15 дней, проведённых там, ибо Лука говорит, что он об­щался с ними в Иерусалиме Деян. 9:26-28, но не имел общения с другими хри­стианами за пределами города.

23. гнавший их некогда: Павел вполне искренно преследовал эту нена­вистную секту (см. Деян. 26:9, 10). Неудовлетворённый только искоренением христианства в Иерусалиме и городах Иудеи, он стремился к достижению своей цели даже в областях за пределами Палестины.

благовествует веру: Какое изменение произошло с гонителем, известие об этом чуде веры распространилось повсюду. Этим Павел подчёркивает, что Иудеи Палестины признавали истинное достоинство проповеди и учения. Оче­видно, никто не обнаружил существенного различия между его благовествова-нием и вестью провозглашаемой апостолами.

24. за меня: Т.е., они обнаружили в Павле в его обращении и служении

причину для прославления Бога.

Комментарий Е. Г. Уайт к 1 главе Галатам.

1

з

3,4

4

6-в

6-9

8

10

11-16

17

17,18

21,23

24

ДА 127, 387.

ДА 384.

ДА 208.

ЖВ266; СИ 70.

ДА 384.

РП27.

ВБ243.

2СЦ492.

ДА 386.

ДА 125; Вое 65; ИС 274.

ДА 128.

ДА 156.

СЕ 65; 6СЦ413.