Глава 5

1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не под­вергайтесь опять игу рабства.

2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.

3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.

4 Вы, оправдывающие себя зако­ном, остались без Христа, отпали от благодати,

5 А мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры;

6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необреза­ние, но вера, действующая любо­вью.

7 Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись ис­тине?

8 Такое убеждение не от Призы­вающего вас.

9 Малая закваска заквашивает все тесто.

10 Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а сму­щающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.

Н За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую об­резание? Тогда соблазн креста прекратился бы.

12 О, если бы удалены были возму­щающие вас!

13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода (ваша) не бы­ла поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу.

14 Ибо весь закон в одном слове

заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя».

15 Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделе­ний плоти;

17 Ибо плоть желает противного духу, а дух ~ противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,

20 Идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси,

21 Ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,

23 Кротость, воздержание. На тако­вых нет закона.

24 Но те, которые Христовы, распя­ли плоть со страстями и похотя-ми.

25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу за­видовать.

1. Итак стойте: Линия размышления начатая в гл. 4:22 продолжается не прерываясь. Павел призывает Галат остаться верными Евангелию как он перво­начально провозгласил им гл. 1:6-9, и ни в какой мере не подвергаться влия­нию [975] ложного благовествования Иудействующих. Это предостережение имеет первостепенное значение сегодня, пред лицем бесчисленных небиблей­ских теорий о спасении праведностью через веру (ср. Ефес. 4:14)

Если кто-либо желает «стоять твёрдо» как сказано в других переводах, тот должен иметь прочное основание, но котором стоит. Для христианина таким основанием является истина, как она изложена в Священном Писании. Прилеж­ный христианин проявит настойчивость в своём исследовании Священного Пи­сания (2Тим. 3:16, 17; 5СЦ 708), и затем испытает себя чтобы обнаружить, стоит ли он твёрдо в вере 2Кор. 13:5. Независимо от того, как много человек может знать относительно Священного Писания и его истолкования, он должен всегда продолжать исследовать его для более глубокого познания истины. На­мерение Божие в том и заключается, чтобы христианин постоянно «возрастал в благодати и познании» Христа 2Пет. 3:18, осознавая, что «стезя праведных, -как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» Пр. 4:18.

свободе: Т.е., свободе спасения непосредственно чрез веру во Христа, независимо от требования церемониальной системы (см. на гл. 3:25; 4:5, 31).

даровал нам: См. на гл. 3:22-29; 4:4, 5, 31,

и не подвергайтесь: Или, «не попадайтесь в ловушку». Галаты вышли из-под рабства идолов, когда приняли благовествование Павла. Принятие Иуда­изма снова возвратило их в подобное состояние рабства (см. на гл. 4:3, 9). Это фактически означало полностью отвергнуть Христа. Отрицать или оставлять истину означает стать уязвимым для заблуждения и греха. Даже упуская воз­можность сделать то, о чём знаем, что оно справедливо — есть грех (см. Пак. 4:17).

1. я Павел: Апостол отмечает в записи своё имя и говорит с полнотой апостольского авторитета. Оставаться молчаливым в этом кризисе означало сделаться предателем перед Христом, Который вручил ему заботу о церквах (ср. 2Тим. 4:1, 2). Он получил свой авторитет от Христа (см. на Гал. 1:11, 12), и надеялся быть признанным как представитель Бога, говоря вместо Бога (см. на 2Кор. 5:19, 20). Когда обстоятельства требовали этого, Павел проявлял свой авторитет без страха или хвастовства (ср. 1Кор. 5:3-5; 2Кор. 13:1-4).

если вы обрезываетесь: Это подобно тому, если бы Павел сказал: «Вы знаете, что я был строгим Иудеем, твёрдо веря в правила и церемонии Иудаиз­ма» Деян. 26:5. Спорный вопрос ясен, положение критическое. Павел полагал, что необходима твёрдость, чтобы удержать некоторых, которые придерживают­ся точки зрения Иудаизма, от совершения этого. Он не понимал, что тот, кто принял обрезание, этим поставил препятствие, чтобы стать христианином. Он также был обрезан. Если некоторые из Галат уже приняли обрезание, они могли подобно ему, рассматривать их обрезание как «необрезание» 1Кор. 7:18-20. Но

если некоторые надеются посредством обрезания достигнуть высшего опыта праведности чрез веру, пусть это будет им предостережением! См. на Рим. 4:9-13.

никакой пользы: Обетования Божий принадлежат только тем, которые приняли их верой, но не тем, которые желают достигнуть их через свои собст­венные заслуги. Праведные дела человека не имеют ценности в небесном банке (см. Ис. 64:6). Праведность от дел совершенно несовместима с праведностью чрез веру. Всё, что может быть заслужено не может быть получено как дар Рим. 4:4, 5; 11:6. Теперь Павел настаивает на том, чтобы этот факт был осоз­нан. «Дела закона» {см. на Рим. 2:12; Гал. 2:16) совершенно бесполезны как средство спасения (см. на Гал. 3:19). Относительно применения этого принци­па, здесь констатированного к христианам сегодня (см. введение к Галатам 934 стр.).

3. Ёше свидетельствую: Сравните гл. 3:10.

должен: В других переводах, «должник». Он не утверждался на Христе (см. на 2 ст.); вместо этого «закон» утверждался на нём. Павел сделал это за­явление на основании что «закон» помещает человека «под проклятие», если он будет небрежным даже к одному из его требований (см. на гл. 3:10). По-видимому, теперь Иудействующие разрушали церкви в Галатии, по крайней мере, выделяя только обрезание и некоторые другие избранные узаконенные требования (см. гл. 4:10; 5:2, 3). Но закон не предусматривал выбора из него, он должен быть принят весь или совершенно отвергнут. Тот, кто принимал об­резание, таким образом, выражал веру в целую систему и был согласен подчи­ниться всем ее требованиям. Но в то же время он выражал недоверие к действи­тельности искупления, совершённого для него Иисусом Христом. Галаты долж­ны уразуметь, что невозможно быть верными Иудаизму £976] и христианству в одно и то же время (см. на Матф. 6:24).

Павел не имел намерения учить, что для кого-либо является грехом быть об­резанным. Он согласился, чтобы Тимофей был обрезан, в силу необходимых обстоятельств, чтобы он был более безопасен. Тимофей был на половину Иуде­ем, и Павел его обрезал в уступку предубеждениям Иудеев, среди которых он должен был трудиться (см. Деян. 16:1-3). Поскольку Павел и Тимофей были заинтересованными этим действием, но для них это была просто форма. Лишь Иудействующие настаивали на обрезании как средстве спасения и как необхо­димом условии в христианских церквах, что Павел постоянно отрицал и борол­ся против этого.

весь закон: См. на гл. 2:16.

4. оправдывающие себя законом: Т.е., думающих, что они могут полу­чить праведность через дела закона (см. введение к Галатам 933 стр.; см. на Рим. 3:20; Гал. 3:19, 24). Скорее всего, что «закон» мог сделать, так это пока­зать человеку его нужду в оправдании и указать ему путь ко Христу. Павел, во время своего благовествования, ясно представил план Божий для спасения че­ловечества. Этот план подобен тому, через который Авраам получил оправда-

82

ние (см. на Гал. 3:6). И он не был тогда объявлен праведным, когда получил обряд обрезания, но это было намного раньше. Обрезание — в смысле «дел зако­на», — не приносит праведности. Но оно было знаком, что Авраам принял пра­ведность верой (см. Рим. 4:9-11). Позже Павел рекомендовал «дела» Гал. 5:13 по 6:15 как «плоды Духа» гл. 5:22, и таким образом как доказательство силы Христа в спасении Рим. 1:16, но не спасение в смысле средства, чтобы заслу­жить спасение.

остались: Или, «трудные отношения с», «стали бездеятельны». Отноше­ние завета требует абсолютной веры со стороны верующего (см. на / ст.). Тот, кто смешивает дела праведности со своей верой, таким образом, нарушает свою часть соглашения и Христос становится свободным от всякой дальнейшей от­ветственности по отношению к нему. «Дела» отрицают веру. Галаты называли самих себя христианами, в самом же деле, они были убеждены, что только те, которые приняли «закон», могли быть истинными христианами. Но через их курс действия, они отказались от самого основного действия Христа, которое Он пришёл исполнить за них, и лишали себя, Его заслуг. Если они могли, в са­мом деле, заслужит спасение, какую необходимость они имели вообще во Хри­сте?-Его работа в их пользу стала бы бесполезной, ибо они нашли путь, как на­ладить отношения с Богом от своего собственного имени. Если они могли полу­чить оправдание вне Христа, тогда они не нуждались в Нём. Но Иисус провоз­гласил, что человек не может прийти к Отцу, как только через Него (Ни. 14:6; ср. Деян. 4:12). Иисус подчёркивал истину, контрастно выделяя её в Своих учениях, и в позднейшие годы Его последователи называли себя народом, сле­дующим по Его «стопам» (см. Деян. 9:2; 22:4).

отпали от благодати: Буквально, «отпали без благодати». Относительно значения слова «благодать» (см. на Рим. 3:24). Галаты получили Духа Божьего гл. 3:2, 3, они пережили оправдание верой гл. 1:6, они действительно наслаж­дались свободой Евангелия гл. 5:1, они на протяжении некоторого времени «шли хорошо» 7 ст. Если они теперь пытались получить спасения чрез «дела закона» (см. на гл. 2:16).. тогда они лишались благодати Христа, которой они до сих пор наслаждались (см. на гл. 5:1-4; ср. на гл. 3:19). Эти два метода поуче­ния оправдания взаимно исключают друг друга. Принять один означает отверг­нуть другой.

Некоторые заняли положение, которое Павел здесь рассматривает как про­извольное удаление от благодати Божьей по причине определённых действий греха, такое действие не находит поддержки в Священном Писании. Потеря Божественной благодати является результатом добровольного действия того, кто лишается её. Бог никого не исключает из благословений спасения, за ис­ключением тех, которые сами исключают себя (см. Иез. 18:23, 31; 33:11; 2Пет. 3:9; см. на Ин. 3:17-20; Ефес. 1:4-6). Контекст заявления показывает ясно, что ответственность всецело ложиться на тех, кто намеренно отвергает спасение верой ради спасения через дела. Это не дело Божие оставлять людей, но люди сами отвращаются от Бога и отвергают Его благодатный призыв. Бог предлагает прощение всем, которые обратятся от своих своенравных путей (см. Ин. 3:16; Шн. 1:9). Тот, кто отпал от благодати Божьей, является всегда — и

исключительно тем, — кто добровольно избрал курс действия, о котором знал, что оно будет противоположным воле Божьей. Таким является, к великой печа­ли, состояние многих, исповедующих христианство сегодня. Это положение является результатом желания следовать естественным [977] влечением гре­ха — вместо того, чтобы обратить внимание на побуждения Духа Божия. До тех пор, пока такие лица совершают непростительный грех чрез настойчивое от­вержение побуждений Духа (см. на Матф. 12:31, 32, 43-45), нет надежды, что они могут быть возвращены к благодати.

Павел здесь особо и выразительно отрицает другое популярное, но всецело небиблейское учение, обычно выраженное в словах, «однажды в благодати все­гда в благодати». Это, в свою очередь основано на другом небиблейском уче­нии, согласно которого Бог предопределил определённых лиц ко спасению, а других к погибели, независимо от их собственного избрания в этом вопросе. Относительно рассуждения о истинной природе предопределения (см. на Ин. 3:17-20; Ефес. 1:4-6). Согласно популярному понятию о предопределении, те которых Бог избрал ко спасению, не имеют возможности отпасть от Божествен­ной благодати, ибо их право на неё было гарантированно Богом. Аналогично рассуждая, те, которые смогут достигнуть Божественной благодати и, следова­тельно, никогда не могут отпасть от ней. Отсюда вытекает вывод, что те, кото­рые кажется, имели отпасть от благодати, только кажется, что они поступили так, поскольку никогда не достигали её. Достаточно сказать, что, только удалив слова Гал. 5:4 всецело из контекста, возможно, сделать такое кажущееся за­ключение (см. на 1-4 ст.).

В действительности, эта теория, — теория так называемых Божественных предписаний, — отвергает все ясные заявления Священного Писания, которые указывают на человеческую волю, как на решающий фактор в спасении любого и каждого человека. Смотрите также места Священного Писания, как (Ис. 55:1; Иез. 18:21-30; 33:12, 13; Лук. 5:32; Ин. 6:37; ср. Ин. 7:37; 12:32; Рим. 10:13; 11:20-23; 1Кор. 9:27; Откр. 22:17). Учение, что Бог предопределил некоторых людей к спасению, а других к уничтожению, независимо от их выбо­ра в этом деле, явно несовместимо с этим заявлением Священного Писания. Таким образом, итог учения, что человек не может отпасть от благодати — что когда «однажды в благодати» он «всегда в благодати»- оказывается лишь чело­веческой выдумкой.

5. А мы: Слово «мы» подчёркнуто — «мы», которые ищем праведности через веру в противоположность намекаемым в 1-4 ст., которые пытались дос­тигнуть её через дела закона {см. на гл. 2:16).

духом: Святому Духу было поручено совершать работу, которую Хри­стос начал Ин. 14:16, и также через действие Духа люди приступили ко спасе­нию через веру во Христа Ин. 16:7-9. Присутствие Духа в жизни верующих является постоянным напоминанием, гарантией, что Бог исполнит все Свои обещания (см. на 2Кор. 1:22). В особенности это является истинным относи­тельно обещаний о возвращении Иисуса и наследстве святых (Ефес. 1:13, 14; ср. Кол. 1:27; Тит, 2:13). Дар праведности сообщается людям чрез действие

Святого Духа (см. Ин. 16:9). Причём имеется различие между бездеятельной человеческой праведностью, достигаемой чрез дела и действенной праведно­стью, которая приходит чрез веру. В первой Дух не имеет части, ибо усилия чисто человеческие и таким образом, независимые от Божественной благодати.

ожидаем: Греч, apekdechomai, «ожидать терпеливо на». Во всех других шести примерах, где это слово встречается Рим. 8:19, 23, 25; 1Кор. 1:7; Фил. 3:20; Евр. 9:28, оно употреблено в смысле ожидания или взгляда на пришест­вие Иисуса и воскресение.

надеемся праведности: Т.е., надежда стала возможной чрез праведность. Павел не подразумевал, что те, которые получили Духа, должны надеяться на праведность. Они «ожидали надежды», переданной праведности, надежды за­вершения плана спасения и возвращения Иисуса и воскресение от смерти Рим. 8:23; Тит. 2:13. Павел последовательно говорит об оправдании, как завер­шающей работе в жизни христианина (Рим. 5:1; и т.д.; см. на Матф. 5:48).

от веры: Не через «дела».

6. во Христе Иисусе: Павел, таким образом, изображает положение тех, которые были оправданы через веру во Христа, тех которые стали христианами не только по имени, но и на деле.

обрезание: См. на Быт. 17:10,11; Рим. 4:11. Павел здесь говорит не «в смысле осуждения тех, которые были обрезаны, он просто предостерегает, что когда личность находится «во Христе Иисусе», тогда нет различия, обрезан ли он. Решающим фактором является вера. Само по себе обрезание является незна­чительным делом для христиан, поскольку их интересует [978] всё, сверх физической точки зрения, но с предлагаемой религиозной ценности обряды и понятия о делах праведности, их дополняемых, христианство находится в по­стоянной войне.

вера, действующая: Вера имеет «дела», но они не являются «делами за­кона» (см. на гл. 2:16). Таким образом, исключаются все «дела» совершаемые ради цели заслужить праведность (см. введение к Галатам 934 стр.). «Дела», которые сопровождают истинную веру, вдохновлены духом уважения к дару Божественной благодати, любовью к Богу и ближнему (см. Гал. 5:14; см. на Матф. 22:34-40). Это дела, подобные тем, о которых говорил Иаков, когда он провозгласил, что «вера без дел мертва» (Иак. 2:26; ср. Иак. 4:17). В этой пункте учения Павел и Иаков встретились. Они оба не в споре между собой, как некоторые поспешно заключили. Это ложная вера, которая не производит «пло­ды Духа» в жизни Гая. 5:22, 23. Это ложная вера, которая ведёт человека к мысли, что он освобождён от послушания воле Божьей, выраженной в Десяти-словии, которое является кратким представлением любви к Богу и человеку (см. на Матф. 5:17,18; 7:21-27). Без послушания исповедание любви является яв­ным лицемерием. Послушание известной обязанности является неизбежным результатом праведности, которая приходит через веру и наивысшим испытани­ем её подлинности (см. Иак. 2:18). Павел выразительно провозгласил, что цель Божия в отдаче своего Сына для спасения грешников (см. на Ин. 3:16) заклю-

чалась в возможности, чтобы принципы Его святого закона стали действующи­ми в жизни людей (см. на Рим. 8:3, 4). В представленном разделе гл. 5:13 по 6:15 Павел трактует о роде «дел», которые он рекомендует Галатским христиа­нам.

любовью: Любовь к Богу и человеку является духом, который пробуж­дает совершить «дела», сопровождающие веру.

7. шли хорошо: В других переводах «бежали хорошо». Павел неодно­кратно сравнивает христианскую жизнь с состязаниями в скорости бега 1Кор. 9:24, 26; Фил. 2:16; 2Тим. 4:7; Евр, 12:1. Галаты «бежали хорошо» до тех пор, пока не пришли Иудействующие (см. на Гал. 1:6, 7; 3:1). Они приостано­вили христианский бег, угасив пыл и усердие.

остановил: Греч, anakopto, «отбивать», «сдерживать», как корабль в его курсе. Как военное выражение, это слово относится, к примеру, к разрушению дорог уничтожению мостов или размещению препятствий на пути врага, чтобы остановить его продвижение. Были, очевидно, те, которые причиняли беспокой­ство Галатам гл. 1:7, и «очаровали» их гл. 3:1. Это, конечно, были Иудействующие (см. введение к Галатам 932 стр.)

8. Такое убеждение: Т.е., убеждение, принять учение Иудействующих.

Призывающего: Т.е., Павла, или возможно Бога, говорящего чрез Павла (см. на Гал. 1:6; ср. 2Кор. 5:19, 20). Бог не мог так убеждать их, ни даже Па­вел. В учении Иудействующих было нечто особым образом очаровывающее, ибо так много из первых христиан были обольщены им, и так много предосте­режений против него написал Павел (см. 33 стр.; введение к Галатам 932 стр.). Кажется, почти странным, что в этот период времени христиане были прельще­ны Иудаизмом, как в ВЗ времена Иудеи соблазнились идолопоклонством.

9. закваска: Или, «дрожжи» (см. на Матф. 13:33; 1Кор. 5:6; ср. 2Тим. 2:17). По-видимому, из незначительного начала влияние Иудействующих воз­росло до внушительных размеров. Когда Павел цитирует эту пословицу в своём первом послании к Коринфянам, он ссылается на заразительный пример не­скольких членов, о поведении которых Павел вынужден, был сделать выговор. Если бы это движение в Галатии продолжалось, то со временем все христиан­ские церкви были бы обращены к практикованию обрядов и церемоний Иуда­изма.

10. уверен о вас: Движение отступления в Галатии, хотя было и тревож­ным, но всё же ещё не вполне завершённым (см. на гл. 1:7; 3:10; 4:10; 5:3). Павел был уверен, что, по крайней мере, большинство осознают свою ошибку и не будут сбиты с пути (ср. 2Кор, 2:3; 7:16; 8:22). Выражение уверенности отражает верное суждение со стороны Павла как церковного руководителя, по­буждает к действию. Руководители всегда должны стараться подчёркивать мыс­ли о надежде и бодрости духа даже при суровых испытаниях.

не будете мыслить иначе: Т.е., что их состояние мыслей будет тако-

У

вым, чтобы принять совет Павла и обратить внимание на его предостережение (см. на 1-6 ст.). Павел тактично избегал попытки принудить своих читателей веровать, как он веровал. Он предоставил факты в их правдивом смысле, логи­ческий образ действия, и обратился к ним с призывом, сделать [979] личное решение в свете представленных доказательств. Он надеялся на единство в Га-латийской церкви, поскольку .был лишь единственный, благоразумный курс, которым он следовал и защищал и он верил, что они увидят всё в таком же све­те. Он заранее хвалит их за их доброе служение.

смущающий вас: См. на гл. 1:7. Галаты очевидно, колебались, находясь в неуверенном состоянии и замешательстве. Более чем одна личность была от­ветственна за отступление в Галатии гл. 1:7; 4:17. Через местоимение «он» в единственном числе Павел, возможно, не ссылается на какого-либо особенного руководителя, но лично к каждому учителю ереси или же, возможно, «он» от­ражает факт, что лишь несколько лиц ответственны за смущение церкви.

осуждение: Греч, krima, «приговор», «вынесенное решение». Те, кото­рые были разрушителями Галатийских церквей, должны будут ответить перед Богом за их предосудительный курс действия и принять наказание, которое он, несомненно возложил на них (см. Деян. 17:31; Рим. 14:10; 2Кор. 5:10). Павел верил, что истина и справедливость восторжествует, и ничто не сможет воспре­пятствовать продвижению Евангелия вперёд (см. 2Кор, 13:8; Фил. 1:12).

11. За что же гонят меня: На безосновательное обвинение Павел отве­чает поставленным вопросом, который доказывает, что обвинение не имеет за­конной силы. Если бы это было истинно, спрашивает он, за что Иудействующие всё ещё преследует меня? (см. 2Кор. J2:26; Гал. 2:4). Большинство преследо­ваний Павел перенес от рук Иудеев (см. на гл. 4:29). Повсюду, где он следовал, гонение воздвигалось почти всегда по той лишь причине, что он не давал места Иудейской системе в своём благовествовании. Это, конечно, было ложным об­винением, ибо Павел непрерывно обращался к Писаниям Моисея для поддерж­ки его благовествования. Обрезание, было особенным отличием Иудаизма и поэтому это должно было быть в самом деле странным для Иудеев преследовать Павла, если они действительно верили, что он защищал обрезание.

проповедовать обрезание?: Иудействующие очевидно обвиняли Павла по причине, что он обрезал Тимофея, и возможно других Деян. 16:1~3. Они, несомненно, намеревались представить характер Павла непостоянным. См. на Гал. 5:2-4.

соблазн: Греч, skandalon, пустить в ход палку, которая отпускает пружи­ну ловушки (см. на 1Кор. 1:23). В переносном смысле skandalon может обозна­чать действие «подножки какому-либо лииу для претыкания». Для Иудеев крест был skandalon, «камень претыкания» 1Кор. 1:23. Причиной было их представ­ление, что Мессия должен прийти как великий политический и военный руко­водитель и освободить их от тирании Римлян (см. на Лук. 4:19). Когда Иисус подчинился жестокости, которую они причинили Ему, Иудеи заключили, что Он не мог быть обетованным Мессией. Его смирение было истолковано как

86

слабость. Если бы они приняли пророчество Ис. 53 гл., они бы никогда не со­вершили этой ошибки. Но в их мыслях, и сердце, не было места, для страдающе­го Мессии.

прекратился: «Обрезание» несовместимо с «крестом» (см. на /, 2 ст.). Если бы Павел действительно проповедовал «обрезание» значит, он больше не проповедовал бы «крест» каждый из этих пунктов не может существовать один возле другого.

12. О. если бы: Павел не желал своим противникам зла. Он просто имел в виду, что Иудействующие могли так хорошо и логично действовать, как он подчёркивал, ибо, если они поступят так, чем они, казалось, были, тогда они действительно были — фанатиками.

удалены: Греч, apokopto, «обрезаны», «отсечены», как верёвка Деян. 27:32, «лишать себя членства», «калечить себя», как в Марк 9:43; Ин. 18:10, «кастрировать себя», и «делать себя евнухом», Втор. 23:1 в переводе LXX, и обычно в папирусе. Это слово никогда не употреблялось символически в смыс­ле удаления личности из церковного членства, или лишения жизни.

Город Пессин в центральной Галатии (см. карту 930 стр.) был известен как центральное место культа и поклонения Цибелле, характерной богине древней Анатолии (местность нынешней Малой Азии). Это было обычай людей посвя­щать свою жизнь поклонению и служению Цибелле сделать себя евнухами. Павел подчёркивает, что Иудействующие, которые защищали обрезание, могли также кастрировать самих себя. Если мера добродетели может быть обеспечена чрез обрезание, тогда в ещё большей мере она может быть достигнута через кастрирование. Поскольку они намеренно представили Павла в ложном свете (см. /) ст.) Иудействующие сами доказывали, что они не были лучше язычни­ков. См. 33 стр.; см. на Деян. 16:6.

Это наивысшая точка доказательства Павла против Иудействуюших и его последнее упоминание о них в послании к Галатам. Иудействующие находятся на одном уровне с язычеством, и обрезание не является более ценным как сред­ство для спасения, [980] чем языческий обычай кастрирование. Для христиан обрезание, как религиозный обряд было бессмысленным уродованием тела.

13. К свободе призваны: Т.е., «свобода» спасения верой во Христа в противоположность спасению чрез дела закона (см. на / с/я.}. О взаимоотноше­ниях между «свободой» Евангелия и законом Божиим (см. на б ст.). Сравните учения нашего Господа относительно христианской свободы Ин. 8:31-36.

Нельзя смешивать свободу с распущенностью. Истинная любовь к Богу ве­дёт каждого к тому, чтобы стараться понять и исполнять волю Божью. Любовь Божия и благодать не освобождают человека от верности и послушания Ему (см. на Матф, 7:21-27; Гал. 5:6). «Свобода», о которой Павел здесь говорит, является свободой от «рабства» церемониальной системы (см. на гл. 5:1). О взаимоотношениях между христианской свободой и Божественным законом (см. на Рим. 3:31; ср. на Гал. 3:19, 24), Человек не может пережить высшей

88

радости, чем радость, которая исходит от искреннего, разумного сотрудничест­ва с Божественным намерением, которое вызвало его к существованию.

поводом к угождению плоти: Свобода. Евангелия не разрешает челове­ку совершать «дела плоти» (см. на 19-21 ст.). Свободой можно безопасно поль­зоваться только при наличии самообладания, уравновешивающего её. Бог пред­ставил людям свободу от греха и тогда в них совершается «хотение и действие по Его благоволению» (Фил. 2:13; ср. на Рим. 8:3,4).

служите ддуг другу: Т.е., вместо того, чтобы воспользоваться один дру­гим. Две последних части предложения находятся в полной противоположности одна к другой. Тот, кто «угождает плоти» служит себе, но не своим ближним. Любовь к другим сделается очевидной чрез готовность служить им (см. на Матф. 22:39, 40). Павел обычно ссылается на себя как на «раба» (см. Рим. 1:1; Тит. 1:1), но его рабство было добровольным служением любви. Любовь к Богу обнаруживает свои наивысшие и наилучшие выражения в любви и служении ближним (см. 1Ин. 4:20, 21). В Гал. 5:13 по 6:15 Павел подчёркивает истину, что действенным доказательством, что мы приняты Богом и дети Его, является преобразование жизни гл. 6:15, в которой «плоды Духа» гл. 5:22, 23 достига­ют зрелости и приносят добро всем людям (гл. 6:10; ср. гл. 5:13). Такого рода любовь, является исполнением закона Рим. 13:10,

14. закон: В Греческом языке это слово имеет определенный артикль (см. на Рим. 2:12). Здесь Павел ссылается на тору, то есть, на всю открытую волю Божию, но особенно на моральный закон, как об этом подразумевает контекст.

рдяном слове: Т.е., любви (см. на Матф. 5:43, 44).

«люби ближнего твоего: Эта тема простирающихся дальше стихов от гл. 5:13 по 6:15. Любовь к ближнему, является темой последних шести запо­ведей Десятисловия (см. на Матф. 22:39, 40). Эти шесть регулируют отноше­ния человека с человеком, подобно тому, как первые четыре управляют отно­шениями между Богом и человеком. Молчание Павла, в данном случае, относи­тельно первых четырёх заповедей, не подразумевает, что они потеряли ценность для христиан. Отнюдь нет. Тема этого послания не затрагивает отношений меж­ду христианином и его Богом. Но чтобы Галаты не ошиблись в понятии, что религия состоит только в правильных отношениях с Богом, Павел ясно подчёр­кивает, что она заключается также в правильных отношениях и с ближним. Ци­тата взята из Лев. 19:18.

15. друг друга угрызаете и съедаете:Яркое сравнение, которое изобра­жает картину людоедства, Галаты вели себя подобно диким, хищным зверям. Словом и делом они терзали друг друга. Такая деятельность как сплетни, клеве­та, резкое, грубое обхождение, несомненно, включены в такое поведение.

истреблены друг другом: История церкви отметила печальную судьбу одной религиозной группы за другой, на которых исполнилось роковое преду­преждение Павла. Единство веры и единство верующих внутри единой веры было темой молитвы нашего Господа, отмеченной в Ин. 17 гл. При таком пре-

обладающем положении, как здесь описано Павлом, не христианская группа могла наслаждаться языческим, религиозным опытом.

16. поступайте по духу: Буквально, «ходите в Духе», то есть, в гармонии с духовными идеалами (см. на Рим. 8:1, 14). Павел использует это выражение неоднократно в своих посланиях. Дух Святой определённый Богом посредник, чтобы привести людей к вечной жизни (см. на Ин. 16:8-11).

вожделений: Греч, epithumia, «похоть» (см. на Марк 4:19). Относитель­но комментария на выражение «вожделение плоти» (см. на Рим. 13:14). «Ис­полнять вожделения плоти» означает находиться под водительством [981] плотских страстей, чувств и желаний в противоположность хождению в «Духе». Путь Духа ведёт к жизни, но путь плоти ведет к смерти (см. Рим. 8:6-8). Здесь слово «плоть» олицетворяет испорченную человеческую природу.

17. противного духу: По-видимому, бесконечная продолжающаяся борьба, между склонностью поступать справедливо и склонностью делать зло. Павел, анализируя эту битву на своём личном опыте, видел, что победа возмож­на только через Иисуса Христа (см. Рим. 7:24 по 8:2).

противятся: Неизбежно и постоянно так. Не может быть никакого ком­промисса между этими двумя. Компромисс со злом никогда не приведёт к доб­рым результатам.

вы не то делаете, что хотели бы: См. на Рим. 7:21-24. Учение Павла относительно плоти, заключается в недостатке согласия с верой, как талантом в человеке, силой через которую он может победить греховные наклонности.

18. духом водитесь: См. на Рим. 8:14.

не под законом: Павел предостерегает Галат, что Дух Святой никогда не поведёт людей, искать спасение через согласие с требованиями Иудейской об­рядовой системы или достигать этого через любую узаконенную систему пра­ведности (см. введение к Галатам 934 стр.). Наоборот, те кто подчинены узако­ненной религиозной системе находятся во вражде со Святым Духом. См. на гл. 2:16.

19. Дела плоти: Т.е., дела, как результат неограниченного действие чело­веческих страстей, чувств и желаний. См. на 16 ст. Павел предоставляет час­тичный список этих «дел» в 19-21 ст.

известны: Следующий перечень грехов, является скорее иллюстрацией, чем исчерпывающим представлением. Чувственность, суеверие, эгоизм, невоз­держание — всё представлено. Как только Галаты оставляли руководство Свято­го Духа эти греховные плоды, несомненно, проявились в их жизни.

прелюбодеяние: Важное текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к опущению этого слова. «Блуд», то есть, вообще безнравственность, конечно, включает и «прелюбодеяние».

блуд: Или, «безнравственность» (см. на Матф. 5:32).

90

нечистота: Или, «смешение», «осквернение» (см. на 2Кор. 12:21). непотребство: Или, «необузданные похоти» (см. на 2Кор. 12:21).

20. Идолрслiужен не: Всё, что занимает в наших чувствах место выше Бога, становится идолом. Языческое поклонение обычно включало безнравст­венные обычаи и поощряло своих поклонников участвовать в них (см. II том. 39, 40 стр.; см. на Втор. 23:17).

волшебство: Греч, pharmakeia, буквально, «яд», «магическая доза ле­карства» или «яда», «назначать лекарство», и таким образом «колдовать», «вол­хвовать», «чаровать» (см. на Исх. 7:11), предполагая способность производить магические заклинания. Павел столкнулся с обычаем волшебства в Ефесе (см. на Деян. 19:19). Древнее волшебство и современный спиритизм имеют много общего. Иоанн поместил волшебство среди грехов тех, которые будут исключе­ны из присутствия Божия (Откр. 21:8; ср. Откр. 9:21; 18:23).

вражда: Или, «враждебность», «неприязнь».

зависть: Или, «ревность».

разногласия: Скорее, «разделение», «отделение».

ереси: Греч, haireseis (см. на IKop. 11:19), здесь в значении «фракции», «партии». Сравните ситуацию в Коринфской церкви (см. IKop. 1:12, 13). Ис­тинно христианский дух, это дух единства (см. на Ин. 17:21).

21. убийства: Важное текстовое свидетельство (ср. стр. 10) склонно к

опущению этого слова.

пьянство: Или, «пированье».

Царствия Божия: Здесь будущего царства Божественной славы (см. на Матф. 4:17; Матф. 5:2).

не унаследуют: См. на IKop. 6:9; ср. Откр 21:27.

22. Плод же духа: Это, относится к тому, кто естественно развивается под водительством Духа (ср. 18 ст.). Результат такого водительства стоит в известном контрасте с делами плоти 19-21 ст. Плод Духа не является естест­венным продуктом человеческой природы, но силы находящейся вне человека-Внимание, возможно, будет обращено на факт, что слово «плод» употребле­но в единственном числе, в то время как «дела» 19 ст. во множественном. Есть только один цельный «плод Духа», который заключает в себе все христианские качества перечисленные в 22, 23 ст. Другими словами, все эти качества долж­ны быть в жизни христианина, и не возможно сказать, что он имеет «плод Ду­ха», если какое-либо одно качество отсутствует. С другой стороны, имеется много различных форм проявления греха и достаточно лишь [982] одной из греховных черт, перечисленных в 1921 ст., присутствовать в жизни, чтобы человек был сопричислен к совершающим «дела плоти». Для того чтобы быть истинным последователем Христа, человек должен иметь все христианские

12-16 13

16 16,17

17

19-21 20,21 21

22 22,23

22-24 22-26 24

26

Комментарий Е. Г. Уайт к 5 главе Галатам.

ДА 388; ССШ35; РП 124; СП 247.

ХД31; 0X6263,341,358; НПХ53; СИ 169; МС316 1СЦ

705; 5СЦ 482, 534, 648; 6СЦ 238; 7СЦ 93; 8СЦ 195; 9СЦ

2СЦЮО.

ОХВ55; 4СЦ203,489.

5СЦ243.

ЖВ651; Вое. 139.

ОЖЗО; 5СЦ243.

С369.

Пит. 389; МС278; ВМ114; ОЖ92; СП 160

5СЦ 244.

ОЖЗО.

ЖВ806; ПП461.

ПП372; ОЖ13; 1СЦЗОЗ; 5СЦ48, 169

ДА 388; НУХ68; Ев. 557; ОХВ 240; ВБ 474; СЕ 128 287

МЖС50; ВМ242; ПХ 58; ОЖ 15, 80; 4СЦ355, 570-Ц

Н7,306; СБ152.

4СЦ365; 5СЦ148.

ЗСЦ236; 5СЦ650.

Пит. 44; ОЖ23,30; 1СЦ 440; 2СЦ443,484; ЗСЦ45 241-4СЦ655; 5СЦ47,83.

ОХВ 121.

94