Глава 10

1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, нико­гда не может сделать совершен­ными приходящих с ними.

2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого созна­ния грехов.

3 Но жертвами каждогодно на­поминается о грехах,

4 Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.

5 Посему Христос, входя в мир, говорит: «жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.

6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.

7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже».

8 Сказав прежде, что ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, — которые приносятся по закону, — Ты не восхотел и не благоизволил»,

9 Потом прибавил: «вот, иду ис­полнить волю Твою, Боже». От­меняет первое, чтобы постано­вить второе.

10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.

11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истре­бить грехов.

12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,

13 Ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.

14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.

15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:

16 «Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,

17 И грехов их и беззаконий их не воспомяну более».

18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.

19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредст­вом Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,

20 Который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,

21 И имея великого Священника над домом Божиим,

22 Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроп­лением очистивши сердца от по­рочной совести, и омыв тело во­дою чистою,

23 Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.

24 Будем внимательны друг ко дру­гу, поощряя к любви и добрым делам;

25 Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещавать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.

26 Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за гре­хи,

27 Но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового по­жрать противников.

28 Если отвергшийся закона Мои­сеева, при двух или трех свиде­телях, без милосердия наказыва­ется смертью,

29 То сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь заве­та, которою освящен, и Духа бла­годати оскорбляет?

30 Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам, гово­рит Господь». И еще: «Господь будет судить народ Свой».

31 Страшно впасть в руки Бога жи­вого!

32 Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страда­ний,

33 То сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для дру­гих, то принимая участие в дру­гих, находившихся в таком же состоянии;

34 Ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего при­няли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество луч­шее и непреходящее.

35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит ве­ликое воздаяние.

36 Терпение нужно вам, чтобы, ис­полнив волю Божию, получить обещанное;

37 Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.

38 Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благо­волит к тому душа Моя.

39 Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спа­сению души.

1. Закон. -: Это слово употреблено здесь как в гл. 7:11, чтобы изобра­зить Иудейскую систему законов, учреждённых на Синае. Термин почти равно­значен выражению «первый завет», как автор употребляет это выражение (см. на гл. 8:7). «Закон», или «первый завет» находится в силе для системы дейст­вующей в ВЗ времена, начиная с Синая.

тень: — Тень показывает только общие контуры оригинала. Следовательно, нельзя ожидать слишком близкого сходства между тенью и предметом, отбра­сывающим тень. Это слово противопоставлено со словом «образ» (eikdri), кото­рое более близко представляет изображение (см. на 2Кор. 4:4; Откр. 13:14).

будущих-благ»: -Т.е., благ, которые должны быть представлены с прише­ствием действительности.

самый образ: — Или, «сам образ». См. выше на «тень».

теми же жертвами:: Особая ссылка на жертвы Судного дня (или Дня Искупления), хотя заявление в такой же мере может быть истинным в отношении ежедневных жертв. Причина, почему здесь избранны для употребления ежегодные жертвы, кажется заключается в том, что они приносились первосвя­щенником, и Иисус представлен в послании к Евреям как великий Первосвя­щенник нового и лучшего завета гл. 8:1; 9:11. Сравните гл. 9:25,26, где работа Христа снова противопоставлена работе земного первосвященника в Судный день.

постоянно:Греч, eis to dienekes, «навсегда», «на все времена», «постоян­но». Мнения комментаторов раздвоены, относится ли это наречие к глаголу «приносимыми» или «сделать совершенным». Любое соединение имеет доброе значение, но лучшим кажется расположение 14 ст., где Христос «одним при­ношением» навсегда (eis to dienekes) сделал совершенными освящаемых. Из­древле приносимые жертвы имели временную, воспитательную ценность и ни­когда не предназначались, чтобы привести к совершенству поклоняющихся. Их приносили постоянно до времени, когда их место заняла исключительная жерт­ва Христа, принесённая однажды за всех.

никогда: — Неспособность «закона» сделать совершенным навсегда, сильно выделена.

совершенными: См, на гл. 7:18,19; 9:9; 10:14.

прижодящих: — Т.е., принимающих участие в служении Судного дня.

2. перестали бы приносить:— Т.е., они должны прекратиться, если бы могли достигнуть результата подобно жертве Христа — сделать совершенными навсегда 14 ст. Христос разрешил проблему греха однажды и навсегда. Не было нужды в многократном повторении Его жертвы (ср. гл. 9:25,26).

очищены однажды: — Это очищение не могло произойти до тех пор, пока Христос не «принес Себя» гл. 9:14. Только тогда произошло прощение грехов, сделанных при первом завете гл. 9:15.

никакого сознания: — Сравните на гл. 9:9. Лучшие поклонники ВЗ могли посредством веры взирать вперёд на время, когда будет принесена действительная жертва за грехи. Но если вера была потеряна, тогда поклонение становилось на самом деле мёртвым и формальным.

3. напоминается: — Приносимые жертвы постоянно, год за годом, постоянно напоминали о факте, что истинная жертва за грех всё еще не была прине­сена,

4. невозможно: — О неспособности крови животных удалить грех — уже

было подчёркнуто (см. гл. 9:9-14).

5. входя: — Т.е., во время воплощения. Христос здесь представлен, как про­износящий слова из Пс. 39:7-9, во время Своего входа в мир. Здесь ясно подра­зумевается предсуществование Христа.

«жертвы и приношения: — Заявление, что Бог не желает таковых — оче­видно ссылка на принесение этих жертв просто, как исполнение обрядовых требований без истинного посвящения сердца. Ведь жертвенную систему учредил Сам Христос. Правильно употреблённая, она должна была принести благосло­вение сознательному, совестному поклоннику. Но Бог не находил удовольствия в жертвах неискреннего поклонника (см. 1Цар, 15:22; Ос. 6:6).

но тело уготовал Мне: — Это чтение по переводу LXX. Относительно чтения согласно оригинальному Еврейскому тексту и его значения (см. на Пс. 39:7). Автор послания к Евреям, безусловно, был осведомлён относительно этих двух чтений, и из двух он избрал перевод LXX. Формулировка перевода LXX учит значительной истине, и употребление этого чтения передаёт изучаемую истину без необходимости подтверждения перевода, насколько верно отражено значение оригинального Еврейского текста.

Относительно значения, которое автор придаёт «телу» (см. на 10 ст.).

6. неугодны: — См. на 5 ст. Неискренний поклонник полагал, что Богу

очень нравятся его формальные жертвы.

7. вот, иду: — Скорее, «Я прихожу». Слово, кажется, выражает прямой ответ на положение, которое требовало исправления.

книги: — Скорее, «свитка». См. на Пс. 39:8.

исполнить волю Твою: — В оригинальном контексте эта фраза изобража­ет нравственное послушание воле Бога. Автор послания к Евреям употребляет эту фразу, чтобы показать, что жертва Христа выполнила волю Бога в обеспече­нии приемлемого искупления, которое не предусматривали жертвенные живот­ные. Этот вопрос он продолжает расширять.

8. прежде: — Буквально, «выше». Ссылка на 5, 6 ст. цитированные раньше. Большая часть этих стихов повторяется в 8, 9 ст.

ни жертвы, ни приношения: См. на 5, 6 ст.

по закону: -Или, «согласно закону». Относительно закона, на который здесь ссылка (см. на 1 ст.).

9. исполнить волю Твою: — См. на 7 ст.

Отменяет первое: — Прежде всего автор цитирует место из Псалма 5-7 ст., затем он повторяет существенные части из него, ради своей настоящей цели 8, 9 ст. и теперь он представляет своё применение. Он употребляет это место, чтобы доказать, что древняя система прекратилась, когда Христос при­шёл исполнить волю Божию, то есть, обеспечить эффективную жертву. Пре­кращение ветхого отмечено заявлением, что Богу неугодны жертвы, приноси­мые по закону. Установление нового отмечено заявлением, что Христос испол­нил волю Божию в обеспечении истинной жертвы. Сравните на гл. 8:13. Факт, что ветхая система устарела, — был трудным вопросом для понимания христиа­нам из евреев. Автор послания к Евреям пытается доказать, что это было пред­сказано в ВЗ, писания занимали внимание святых, живших при ветхой системе.

10. По сей-то воле: — Значение, возможно, заключается в том, что в совершенной жертве Христа, посредством исполнения этой воли, мы освящены или что в этой воле, которая отдала Иисуса как жертву за людей — включено наше, освящение (ср. 1Фес. 4:3).

освящены мы: — Греческий подлинник подчёркивает мысль, что мы были освящены и теперь находимся в состоянии освящения. Здесь имеется в виду освящение не с точки зрения постоянного процесса (об этом, см. на Рим, 6:19), но в пределах первоначального изменения от греха к святости и постоянное продвижение в освящении. Это значение находим и в других местах. Подобным образом Павел, обращаясь к верующим из Коринфа, говорит к ним, как «освященных во Христе Иисусе» (см. на 1Кор. 1:2). Он также напоминает им, что они «освятились», буквально «были освящены» 1Kop. 6:11,

единократным: — Не было нужды в многократном принесении жертвы. Она выполнила необходимое очищение, касающееся греха гл. 9:14. Она не бы­ла, подобно жертвам приносимых по закону, простой тенью.

принесением тела: — Здесь заявление автора взято из места «но тело уго­товал мне» (см. на.). Христос принял человеческую плоть, то есть, тело, которое было принесено (ср. на 5 ст гл. 2:14). Через принесение этого тела люди получили освящение. Иисус Христос «сделался для нас премудростью…пра­ведностью и освящением и искуплением»1Кор. 1:30.

11. стоит: — На это слово, кажется, ставится особое ударение. Оно обозна­чает незавершённую работу. В противоположность этому выражению, Христос «воссел» 12 ст., подразумевая, что Его работа, что касалось Его жертвы, была завершена. Непрерывная природа принесения жертв священниками далее подчёркнута словами «ежедневно» и «многократно».

истребить грехов: См. на 4 ст.

12. Он же: — Скорее, «этот же». В Греческом языке нет никакого слова для «человек» (как переведено в английской Библии). Человеческая природа Иисуса не отрицается, она просто не выражена.

одну:— В противоположность многим жертвоприношениям земных свя­щенников 11 ст.

навсегда:Греч, eis to dienekes (см. на 1 ст.). Здесь перевод «для всякого времени» кажется наиболее соответствующим. Блага этой исключительной жертвы имеют постоянную, неизменную ценность.

воссел: — Означает оконченную работу (см. на 11 ст.),

одесную Бога: — См. на гл. 1:3.

13. затем:Греч, to loipon, «отныне и далее», «с этого времени», «в будущем».

Ожидая: — Христос здесь представлен как ожидающий момента заключительного торжества над всеми Своими врагами.

доколе враги: — Намёк на Пс. 109:1 (см. на Евр. 1:13; ср. на 1Kop. 15:24-28).

14. одним приношением: — Эта мысль неоднократно подчёркнута (см. на10,12 ст.).

навсегда:Греч, eis to dienekes (см. на 12ст.). Здесь не имеется в виду значение, что человек, однажды пришедший ко спасению, не может отпасть от благодати, ибо автор послания к Евреям уже отверг такое утверждение (см. на гл. 6:4-6). Ударение ставится на непрерывную действенность исключительной жертвы Христа (ср. на гл. 10:10,12).

сделал совершенными: — Одна жертва Христа выполнила то, чего не мог­ли сделать постоянно приносимые жертвы священников, ибо они не могли очи­стить совесть (см. на гл. 9:9,14; 10:2). Когда грешник верой принимает блага этой исключительной жертвы, — он принят в Возлюбленном и рассматривается как совершенный, ибо Христос, как его заместитель, становится на его месте (см. на Рим. 5:1; ср. ПХ62).

освящаемых: — Здесь употреблена форма Греческого глагола, отличная от формы, переведённой «освящены» в 10 ст. (см. соответствующий коммента­рий). Здесь значение «будучи освящаемы». Однако нет необходимости подра­зумевать эту форму, что автор теперь говорит об освящении, как непрерывном процессе. Очень маловероятно, чтобы он употребил такое слово с таким отли­чительным значением в таком близком, вытекающем из контекста, взаимоотно­шении. Фраза «будучи освящаемы» здесь, вероятно, употреблена, чтобы изобра­зить непрерывный прилив новых верующих в христианскую церковь.

15. Дух Святый: — Свидетельство Священного Писания представлено как

свидетельство Святого Духа (см. на 2Пет. 1:21).

сказано: — Имеется некоторое затруднение в истолковании конструкции 15-17 ст. Кажется, самое простое объяснение — рассматривать 15, 16 ст. как заявление, относящееся к фразе «ибо сказано». Тогда 17 ст. становится заклю­чением предложения. Если мы прибавим к вступлению 17 ст. некоторые слова, подобно «тогда он сказал» — подсказываемые взаимоотношения станут ясными. Ударение в этом месте делается на прощение грехов 17,18 ст. Стих 16 введён просто для того, чтобы показать, что именно новый завет предусматривал эти славные блага.

16. «Вот завет: — См. на гл. 8:10. Формулировка здесь отличается от гл. 8:10. Автор, возможно, цитирует по памяти, или просто избрал выдающиеся моменты из пророчества Иеремии, достаточные для его настоящей цели.

17. не воспомяну более»: — См. на гл. 8:12. Теперь грехи могли быть за­быты, ибо за них была принесена жертва, такой факт не мог быть истинным при ветхом завете (см. на гл. 10:2).

18. прощение:Греч, aphesis (см. на гл. 9:22).

Не нужно приношение: — См. на 1,2 ст.

19. Итак,_…_ имея: — Здесь начинается новый раздел. Автор кратко сумми­рует, что он доказал, а именно, что через Иисуса Христа мы имеем непосредст­венный доступ к Богу и извлекает для Иудейских христиан практические уроки. Этот практический раздел продолжается, начиная от этого места, и продолжает­ся до конца послания.

братия: — См. на гл. 3:1, Это первый случай такой формы обращения, проявившийся после гл. 3:12. ;

дерзновение:Греч, parresia, «прямота», «откровенность», «прямота ре­чи», «смелость», «уверенность», «дерзновение», «бесстрашие».

входить: — При ветхом завете это было преимуществом только первосвя­щенника и только однажды в год гл. 9:7, 25. Теперь каждый верующий имеет свободный доступ.

во святилище:Греч, ta hagia (см. на гл. 8:2; 9:8).

посредством Крови Иисуса: — Не с кровью животных, как земной перво­священник, которая не могла уничтожить грехи 4 ст., но с кровью действен­ной, пролитой однажды за всех, жертвой Христа.

новым: — Он был новым в смысле, что как таковой ранее не существовал. Ветхий завет не предусматривал такого пути. Он также является новым в смысле, что он всегда новый — всегда действенный.

живым: — Христос «всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас» гл. 7:25. Новый путь сосредоточен в вечно живой личности. Он есть, «путь, истина и жизнь» Ин. 14:6. Всё это находится в контрасте с мертвыми жертвами, приносимыми при ветхом завете.

20. открыл:Греч, egkainizo, «открывать», «посвящать». Этот путь был открыт смертью Христа.

завесу:Греч, katapetasma (см. на гл. 6:19). Древние толкователи обычно понимали, что завеса, представленная здесь, означает вход, то есть, дверной проём, вход в помещение, через который был доступ к Божественному присут­ствию. Однако «завеса» кажется находится более в согласии с символизмом завесы в гл. 6:19, и также со значением разорванной завесы во время распятия Христа (см. на Матф. 27:51). Эта разорванная завеса не только означает, что жертвенная системы пришла к концу, но также, что «приготовлен новый и жи­вой путь» (ЖВ 757).

то есть, плоть Свою: — «Плоть» — здесь обозначает человеческую природу Иисуса (ср. гл. 5:7). Этот термин подразумевает всё, что включало в себя пер­вое пришествие Христа на эту землю, включая Его жертвенную смерть.

Вопрос, на который необходимо ответить, следующий: Находится ли слово = «плоть» присоединением к «завесе» или соединить его с — «путем»? Грамматически, согласно Греческому языку, возможно любое присоединение, хотя второе кажется более естественным. Однако истолкование места является более простым с прежним присоединением. Есть истолкования на обе точки зрения. Если «плоть» соединена с «путем», тогда воплощение, жизнь и смерть Христа представлены как путь через завесу пред лицо Божие. Стих 20 тогда просто является расширением мысли 19 ст., где «Кровь Иисуса» представлена как средство, которым мы входим во святилище.

Если «плоть» присоединить к «завесе» — тогда значение будет, что благодаря опыту, который Христос пережил при воплощении, мы получим возможность входить во «святилище» 19 ст. Нет никакой проблемы с этим истолкованием, если не заходить слишком далеко. Ещё другие точки сравнения между «пло­тью» и «завесой» должны быть избегаемы — например, что Христос, прошедший через Свою человеческую природу не обладает более Своей человеческой нату­рой (см. на Ин. 1:14), или что человеческая природа Христа в любом смысле действует как барьер, отделяющий людей от доступа к Богу.

Каким бы ни было особое значение этого текста, общее значение — ясно. Большинство затруднений в этом месте Писания является результатом чтения в нём большего, чем автор имел в виду сказать.

По справедливости необходимо отметить, что это одно из нескольких мест, где автор послания к Евреям особенно подчёркивает мысль, что через Иисуса Христа человек имеет прямой доступ к Богу. Это, кажется, должна быть цен­тральная мысль всей вести послания к Евреям. Благодаря жертве Христа ради нас, не существует более завесы между нами и Богом. Наша надежда «входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус» гл. 6:19, 20. «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, … но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» гл. 9:24. Писатель послания к Евреям пытается доказать превосходство небесного служения нашего Господа над зем­ным служением, совершаемым земными священниками. При этом он ссылается как на одно из наиболее выдающихся доказательств — на главный факт, что нет более завесы, барьера между нами и нашим Богом. См. Дополнительное Приме­чание в конце главы. См. на Исх. 25:9; Дан. 8:14.

21. великого Священника: — Здесь автор снова подтверждает тему посла­ния к Евреям — священство Христа в небесном святилище (см. введение к Евре­ям 390 стр.). См. на гл. 2:17; 4:14.

домом Божиим: — Т.е., церковью (см. на гл. 3:3-6).

22. Да приступаем: — Недостаточно верить во Христа и Его священниче­ское служение в небесных дворах. Искренний верующий использует благопри­ятные возможности Неба, так любезно представленные, чрез которые он может «получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (см. на гл. 4:16). «Приступаем» — подразумевает близкое общение и товарищество.

с искренним сердцем: — Т.е., первое из четырёх качеств, которыми долж­ны обладать те, которые воспользуются спасительными заслугами нашего вели­кого Первосвященника. Тот, кто приступает «с искренним сердцем», делает это со всей искренностью, без лицемерия или любого рода оговорок. Сравните «преданное сердце» в Ис. 38:3.

с полною: — Те, кто «приступают», должны это делать с непоколебимой верой в силу Христа, что Он может очистить душу от греха и дать благодать чтобы жить без греха. Сомнения и неверие лишают личность способности вос­принять спасительные заслуги Спасителя. Важность веры для живого христиан­ского опыта составляет тему гл. 10:38 по 11:40.

верою:Греч, pistis (см. на гл. 11:1).

кроплением очистивши сердца: — В древности личности, таким образом окроплённые и облечённые в особую одежду, посвящались для святого служе­ния (см. Лев. 8:30; и т.д.). Ветхий завет был ратифицирован или подтверждён чрез окропление кровью Евр. 9:19. Подобным образом тот, кто приступает ко Христу, всем сердцем примет обеспечение нового завета и посвятит себя ново­му пути жизни, предусмотренному этим заветом.

порочной совести: — Здесь равнозначно «ветхий человек» из Рим. 6:6; Ефес, 4:22; Кол. 3:9. Новое сердце становится на место ветхого, и земные же­лания, которые прежде руководили жизнью, должны быть оставлены. Теперь в руководстве — мысли и любовь Христа (см. на 2Кор. 5:14; Флп. 2:5).

омывши тело: — Здесь внешнее доказательство, свидетельствующее о про­исшедшем внутреннем преобразовании. Обряд крещения объявляет всем людям намерение каждого кандидата — войти в преимущества и принять обязанности, которые следуют после обращения. Относительно значения обряда крещения (см. на Рим. 6:3-6).

водою чистою: — Вода в физическом мире является важным и ценным очищающим средством и она является подходящим символом очищения жизни от греха.

23. Будем держаться: — Снова и снова Христос и НЗ писатели подчёрки­вают важность выносливости и стойкости (см. Матф. 10:22; 24:13; Кол. 1:23; и т.д.). Имеется опасность, что те, которые вступили в новую жизнь во Христе, станут «унывать, делая добро» Гал. 6:9, и уменьшат своё внимание к истинам Слова Божьего. См. на Евр. 3:6.

исповедания: — См. на гл. 3:1.

упования: — Буквально, «нашей надежды», то есть, надежды спасение че­рез Христа (см. на Тит. 2:13; ср. Евр. 3:6; 6:11,18,19).

неуклонно: — «Колебаться» противоположно держаться (см. на Матф. 24:13; ср. Евр. 4:14; 10:35, 36). В результате «колебания» при Кадес-Варни поколение Израильтян, которое вышло из Египта, не вошло в Обетованную Землю. Их «колебания» — результат потери веры (см. на Евр. 3:12,18,19; 11:1)-.

верен: — Т.е., Бог верен в выполнении Своих обещаний — избавление из Египта и входа в Ханаан, избавление от греха и введение в благословения спа­сения во Христе Иисусе. Поскольку Бог верен и не колеблется в исполнении Своих обетований, мы должны быть верны и не колебаться в принятии их. Верность Христа, как нашего великого Первосвященника подчёркнута в гл. 3:2, 5, 6.

Обещавший: — Автор, несомненно, имел в виду обетования, данные Ав­рааму и его потомкам, относительно Ханаанской земли (см. на Быт. 15:18; Евр. 4:1), но в мыслях имел более высокое обетование — спасение через Иисуса Христа (ср. Ин. 3:16; см. на Мф. 1:21).

24. Будем внимательны: — Этот стих можно перевести так: «Будем внима­тельны, как ободрять друг друга в любви и добрых делах». Вместо того, чтобы делать и говорить то, что затруднит других «держаться … неуклонно» 23 ст., истинный христианин будет очень внимательным, чтобы ободрить их поступать так. Это применение великого принципа любви по отношению к ближним, ко­торый отражён во второй скрижали Десятисловия (см. на Матф. 5:43, 44; 22:39). Искренняя забота о временном и вечном благополучии других — вот ме­ра, посредством которой Небо определяет искренность человеческого заявления о любви к Богу (см. на 1Ин, 2:9-12; 3:10,14).

любви: См. на Матф. 5:43, 44.

добрым делам: — Т.е., любви в действии, любви выраженной в делах доб­роты и милосердия. Мы сможем поощрить других, быть добрыми и вниматель­ными, если мы сами — добры и внимательны. Такой пример — неотразимый. См. на Иак. 1:27; 2:18.

25. Не будем оставлять: — Или, «не будем пренебрегать».

собрания: — Писатель здесь ссылается на христианские собрания с целью поклонения и взаимного одобрения, которые в НЗ времена обычно проводились в домах верующих (см. VI том, 47 стр.).

у некоторых обычай: — Или, «привычка». Очевидно, некоторые пренеб­регали общением со своими собратьями в соответствующее время поклонения и посвящения, в ущерб самим себе. Так поступая, они нарушили совет 24 ст., чтобы ободрить своих собратьев — верующих к любви и добрым делам. В виду политического положения, преобладающего во время написания посла­ния к Евреям, некоторые могли отсутствовать, из-за страха навлечь гнев и воз­можно, гражданское наказание. Другие отсутствовали на религиозных служени­ях из-за небрежности и равнодушия (см. 26, 27 ст.).

увещавать: — Или, «ободрять». Слова увещания должны ободрять других «держаться» их «упования неуклонно» 23 ст. Твёрдо основанные в вере, нико­гда не забудут, что некоторые из них собратья, чьи возможности для проявления христианского характера возможно были менее благоприятными, могут нахо­диться в сомнении и унынии духа. «Слово подкрепления изнемогающему» Ис. 50:4 — может быть средством в продвижении Божием обращения «грешника от ложного пути его», и «спасение его души от смерти» и «покроет множество грехов» Иак. 5:20.

и тем более: — Примере того, как скорбь, затруднения и преследования увеличатся, взаимное увещание и ободрение должны принести ещё большую пользу. Мужество и сила, как результат христианского общения, перевесят опасность, возникающую при посещении публичных богослужений.

дня оного: — Ссылка здесь на день «суда и ярости огня» 27 ст., день, ко­гда «Грядущий приидет не умедлит» 37 ст. Выражение «усматриваете при­ближение дня оного» — несомненно, указывает на увещание нашего Господа в ответ на вопрос учеников: «Когда это будет? и какой признак Твоего пришест­вия и кончины века?» Матф. 24:3. Вопрос учеников и ответ нашего Господа в равной мере заключают в себе ответ как разрушение Иерусалима в 70 г. по Р. Хр., и конец мира (см. Матф. 24:3). В виду факта, что послание к Евреям было написано незадолго перед 70 г. по Р. Хр. (см. введение к Евреям 389 стр.), это не должно казаться невероятным, что писатель, взирая вперёд, имел в виду роко­вые события того года. Однако, как явствует из контекста (см. особенно Евр. 10:27, 37) он, главным образом имел в виду второе пришествие Христа (см. До­полнительное Примечание к Рим. 13 гл.).

26. Ибо, если: В 26-31 ст. автор объясняет более совершенно свойства колеблющихся, на которых ссылался в 23 ст., и состояние мыслей, упомянутых в 25 ст., которые пренебрегали, чтобы присутствовать на определённых собра­ниях верующих.

получивши: — С уверенностью можно сказать, что все грешники находятся в состоянии восстания против Бога (см. на Рим. 8:7). Но, согласно объяснению Павла Афинянам, прежде чем грешники получат познание истины, Бог прини­мает во внимание их неведение Деян. 17:30, Прежде чем свет истины воссияет в человеческих сердцах, Бог не считает их ответственными за тьму, преобла­дающую в них (см. Ин. 15:22; ср. Иез. 3:18-21; 18:2-32; 33:12-20; Лук. 23:34; 1Тим. 1:13). Бог любит грешников и, в самом деле, послал Своего Сына спасти их (см. на Ин. 1:4, 8, 9-12; 3:16; ср. Матф. 9:13). Но когда приходит свет, а люди избирают тьму вместо света, они сами осуждают себя перед Богом Ин. 3:19, и «не остается более жертвы за [их] грехи» (Евр. 10:26; ср Иак. 4:17).

познание:Греч, epignosis, «полное познание». Личности, о которых здесь упоминается, вполне осознали последствия курса действий, который они избрали.

истины: — Т.е., истины, касающейся любви Бога Отца, как она представ­лена грешникам в плане спасения и в даре Его Сына (см. гл. 2:1-3).

произвольно грешим: — Т.е., продолжаем грешить преднамеренно, как подчеркнуто в форме Греческого глагола. Как явствует из контекста (см. 29 ст.), здесь ссылка не на единичное проявления греха, совершённого с полным сознанием его отвратительного, ужасного характера, но на преобладающее со­стояние ума, когда личность обдуманно не признаёт Христа, отрицает спасение и отвергает Святого Духа. Это умышленный, постоянный, открытый грех. Это обдуманная перемена прежнего решения — принять спасение во Христе и посвя­тить Ему своё сердце и жизнь. Это продуманное заранее отступление и ведёт к непростительному греху (см. на Матф. 12:31, 32). Это состояние постоянного восстания против Бога.

не остается более жертвы: — Моисеев закон предписывал смерть, а не жертвы, за подтверждённые и неподдающиеся исправлению закоснелые отступ­ления (см. на 28 ст.). Таковыми были Надав и Авиуд (см. Лев, 10:1-5), и Корей, Дафан, и Авирон и 250 мужей связанных с ними (см. Числ. 16:1-35). Жертвы этих личностей были неприемлемы для Господа, ибо жертвы ценны в той мере, когда они представляют раскаяние сердца.

27. страшное ожидание: — Или, «страшна перспектива» (RSV).

суда:Греч, krisis, действие исполнительного суда, здесь заключительного суда, как свидетельствует дополнительное выражение «ярость огня» (см. на Деян. 17:31; Евр. 9:27).

ярость огня: — Скорее, «интенсивность огня», то есть, огня последнего дня (см. 2Пет. 3:7,10-12; Откр. 20:9-15). Ссылка — на интенсивность огня, а не на Божественное отношение, находящее своё выражение в огне (см. на Рим. 1:18).

пожрать: — Или, «поглотить», «истребить».

противников:-Т.е., умышленных, утвердившихся грешников в 26cm.

28. отвергшийся:Греч, atheteo, «отвергать признание», «аннулировать», «делать недействительным». «Отвергшийся закона Моисеева» жил, открыто нарушая его предписания. Он попрал авторитет закона и этим вызвал, чтобы правосудие закона совершилось над ним.

закона Моисеева: — Здесь ссылка на весь узаконенный кодекс, провоз­глашённый Моисеем по указанию Бога, особенно, отмеченный в книге Второза­коние (см. Втор. 31:24-26).

при: — Буквально, «на [свидетельстве]».

двух или трех свидетелях: , — В случае серьезного преступления, такого как убийство, закон Моисеев ставил в качестве особого условия, чтобы, по крайней мере, два свидетеля были согласны в необходимых весьма ценных под­робностях, прежде чем мог быть произнесён приговор о виновности (Втор. 17:6; ср. на Матф. 26:60; см. V том, Дополнительное Примечание к Матф. 26 гл., 539 стр.). Эта милостивая и мудрая мера предосторожности была направ­лена к тому, чтобы привести в замешательство ложных обвинителей и гаранти­ровать справедливость. Такой принцип имеет силу и сегодня.

без милосердия наказывается смертью: — Не было никакого права апел­ляции (то есть, обращения в высшую инстанцию для пересмотра дела). Не было никакого высшего суда, чтобы оказать милость. Не было никакого избавления от наказания, предписанного законом. Открыто признанные преступниками, должны были умереть, чтобы их влияние не осквернило других.

29. То сколь тягчайшему…. наказанию: — Или, «более суровому возмездию». Наиболее суровым наказанием, согласно закона Моисеева, была смерть. Она лишала человека остатка его естественной жизни. Но «ярость огня, готово­го пожрать противников» Господа 27 cт, в последний день лишит людей веч­ной жизни. Воскресение будет только от первой смерти, но не от второй, и по­этому вторая смерть, соответственно «тягчайшее … наказание».

думаете: — Истина, представленная здесь в форме вопроса, намного более подчёркивает её, чем каким-либо другим образом.

повинен будет: — Т.е., перед великим Судьёй вселенной.

попирает: — Т.е., как умышленное действие презрения (ср. Матф, 7:6). Те, о которых здесь сказано, не только отвергли предложенную благодать Хри­ста, но не приложили усилий, чтобы принять её, и таким образом стало извест­ным, что они отвергли Его предложение.

Сына Божия: — См. на Лук. 1:35.

не … за святыню: — Буквально, «почитает обычным». Человек, который отверг любовь Божию, не примет во внимание наивысшей ценности этого дара. Такой человек представляет контраст купцу, ищущему драгоценных жемчужин (см. Матф. 13:45, 46) и человеку, утаившему сокровище, скрытое на поле Матф. 13:44.

почитает: — Т.е., обращать внимание.

Кровь завета: — Т.е., кровь Христа, благодаря которой условия нового завета действенны (см. гл. 9:12-26).

освящен: — Отступление здесь указывает на того, кто однажды открыто исповедывал принятие спасения через искупительную благодать Христа. Он однажды высоко ценил то, что теперь отверг и таким образом нёс невольное свидетельство о факте, что его настоящая позиция не была основана на неведе­нии.

Духа благодати: — Т.е., Духа, через действие Которого благодать Христа направляется к каждому кающемуся грешнику.

оскорбляет?:Греч, enubrizo, «оскорблять», «преступать закон». Посто­янный отказ прислушаться к побуждениям Святого Духа отражает презрение для них. Относительно различных путей, посредством которых люди могут ос­корбить Святого Духа и совершить непростительный грех (см. на Матф. 22:31, 32; Ефес. 4:30).

30, у Меня отмщение: — Цитата взята из Втор. 32:35. Относительно комментария (см. на Рим. 12:19).

Я воздам: — Бог «воздаст каждому по делам его» (Рим. 2:5-10; ср. Откр. 22:12). В великий, заключительный день суда, те, которые презирали благодать Божию и оскорбляли Его Дух, не могут ожидать милости. Они вос­примут справедливое возмездие — полное воздаяние.

Будет судить: — Цитата взята из Втор. 32:36, где повторяется мысль 35 ст.

31. Страшно: — Страх, который овладевает грешниками, когда они пред­станут пред лицо праведного Бога, очень ужасен, чтобы представить себе (ср. Откр. 6:14-17). Как намного более ужасным будет пройти чрез этот опыт.

впасть в руки: — Многие забывают, что хотя Бог в самом деле «милосерд­ный и многомилостивый», однако Он «не оставляет без наказания» Исх. 34:6, 7. Те, которые отвергают благодать Божию, никогда не должны забывать: «Что посеет человек, то и пожнет» Гал. 6:7.

Бога живого!: — Бог — живой! Его предостережения о возмездии не должны быть восприняты как пустые угрозы, подобно совершаемым во имя языческих богов, которые являются лишь деревом или камнем (см. Ис. 37:19).

32. Вспомните: — Писатель снова обращается непосредственно к своим чи­тателям. Они, возможно, понимали, что он имел в виду, отражая их личный прошлый опыт, как христиан.

прежние дни: — Т.е., опыты, которые пришли к ним вскоре после обраще­ния. Первые, которым было направлено послание к Евреям — были Иудеи (см. введение к Евреям 389 стр.). Как многочисленны места в книге Деяния Апосто­лов открывающие неверующих Иудеев, которые от самого начала преследовали своих братьев, принявших христианство.

бывши просвещены: — Т.е., посредством света Евангелия.

выдержали: — Те, к которым автор обращается, уже терпеливо перенесли преследования и трудности в прошлом, почему они должны стать трусливыми и малодушными теперь?

подвиг:Греч, athlesis, «состязание», «борьба», «конфликт». Выдержав «великий подвиг», они должны быть хорошо приготовлены, чтобы смело встре­тить страдания настоящего времени. Природа этого «подвига страданий» объ­яснена дальше в 33,34 ст.

33. То: — Или, «временами», «иногда».

поношений:Греч, oneidismoi, «оскорблений», «плохое отношение», «уп­рёков».

скорбей: — Или, «страданий», включая возможно, такие переживания, как лишение наследства, изгнание из общества, и лишение средств к жизни.

служа зрелищем:Греч, theatrizo, «предстать публично [как в театре]», «подвергать позору». В древности преступников часто выставляли для публич­ного осмеяния и затем казнили на apeне театра.

принимая участие в других: — Даже когда они сами непосредственно не переносили испытаний, они были готовы разделить «поношения и скорби», которым подвергались их братья. Последующие стихи цитируют особый при­мер их товарищеских отношений в страданиях.

34. вы … сострадали: — Буквально, «вы страдали с кем-либо». Слово «и моим» — были прибавлены переводчиками. «Сострадали» — несомненно, включало посещения Павла, когда он находился в тюремном заключении и пищу для него в дополнение к скудному тюремному пайку.

моим узам: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) раздвоено, между этим и чтением «на заключённых [desmioi]». Текстовое свидетельство может быть также чтением «узникам desmoi». Из-за этих вариаций Греческого текста, ясно, или автор ссылается особенным образом на прежний личный опыт или он, возможно, включает себя как одного из многих заключённых, ссылаясь в общем на «других» в 33 ст. Контекст может быть понят как более склонный к чтению «заключённых». Сравните Ефес. 3:1; 2Тим. 1:8.

расхищение: — Или, «захват». Некоторые пережили конфискацию имуще­ства и личных принадлежностей.

приняли с радостью: См. на Матф. 5:12; Иак. 1:2; ср. 1Пет.4:13.-

зная, что есть у вас: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению «осознавая, что у вас есть», то есть, зная, что вы имеете.

на небесах: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к опущению этих слов, хотя, конечно, не может быть никакого сомнения, что «прочное имущество» христианина находится «на небесах» (ср. Матф. 6:19-21).

имущество: — Или, «наличие», «обладание».

лучшее: — Или, «предпочтительное», «более полезное», «более выгодное».

35. не оставляйте: — Как некоторые, очевидно, поступали (см. 25 «Не оставлять» то же самое, что и «держаться неуклонно» 23 ст. См. на Матф 24:13; Евр. 3:14.

упования:Греч,рагге(см.гл.3;6).

воздаяние: — «Награда» верности — вечная жизнь (см. на Рим. 2:6, 7).

36. Терпение: — Терпение является положительной добродетелью, Оно призывает к стойкости, настойчивости и действиям не взирая на усталость, упа­док духа и препятствия, преграждающие путь.

исполнивши волю Божию: — Относительно комментария о важности ис­полнения воли Божией (см. на Матф. 7:21-27).

обещанное: — Т.е., обещанная награда — вечная жизнь. Как атлеты получа­ли приз после успешного выступления, так христиане получат «обещанное» после «исполнения воли Божией». В послании к Евреям «обещанное» или «обетование» — особенно ссылается на обещанный Богом «покой» и «вечное наслед­ство» (гл. 4:1; 9:15; ср. гл. 11:13).

37. еще немного: — Буквально, «очень мало [времени]». См. Дополнительное примечание к Рим. 13 гл.

Грядущий приидет: — Т.е., Тот, Кто обещал возвратиться (см. Ин. 14:1-3). Сравните Лук. 21:27; Иак. 5:8.

умедлит:Греч, chronizo, «проводить время», «задерживаться». Сравните Аввак. 2:3, где в переводе LXX употребляется такое же Греческое слово. Божьи обетования могут казаться очень замедленными, но в конечном счёте они уве­рено исполнятся.

38. Праведный: — Первая часть стиха цитирована из Аввак. 2:4 (см. соот­ветствующий комментарий, и на Рим. 1:17; ср. Гал. 3:11). Здесь «праведный» в смысле «живущий верой» во время ожидания обещанного пришествия Христа. Верою они терпеливо перенесут скорбные времена, которые предшествуют Его пришествию.

поколеблется: — Т.е., оставит своё упование (см. 35cm.).

не благоволит: — Те, которые оставляли путь веры, никогда не могут наде­яться услышать слова: «Хорошо, добрый и верный раб … войди в радость гос­подина твоего» Матф. 25:21.

душа Моя: — Обычное Библейское выражение, означающее — «я» (см. на Пс. 15:10).

39. Мы же не из колеблющихся: — Тактично автор включает всех своих читателей в группу, которая будет «верою жить» 38 ст. Увещание 23-36 ст. подразумевает, что некоторые из них находились в опасности, ведущей «в по­гибель». Но автор теперь устраняет мысль, что кто-либо из них действительно находился в таком состоянии.

погибель: — Т.е., окончательное уничтожение (см. на Ин. 17:12).

спасению:Греч, peripoiesis, «нечто сберегаемое», «приобретение», «со­хранение». См. на Ефес. 1:14, где peripoiesis переведено как «искупление уде­ла».

Дополнительное Примечание к 10 главе.

Библия выдвигает неоднократные заявления относительно великого плана, который Бог предназначил для спасения людей, план который нашёл своё сре­доточие и круг действий в жертве нашего Господа на Голгофе, и Его служение ради нас в небесах. Когда Бог вызвал для Себя избранный народ, одним из Его первых откровений для них был открыт план спасения. Бог наставил Моисея, чтобы он построил Ему святилище, чтобы Он мог пребывать среди них (см. Исх 25:8). Это святилище имело два отделения (см. на Исх. 26:31-37), в каж­дом из которых были помещены определённые предметы, В первом отделении находился стол с хлебами предложения, светильник с семью подсвечниками и жертвенник курений, совершались ежедневно определённые служения. Во вто­ром отделении находился ковчег завета, служение совершалось только в самый выдающийся день годового цикла — День искупления или Судный день. В связи со служениями в обоих отделениях принимали участие животные — чрез проли­тую кровь (см. I том, 698-710 стр.).

Это святилище было сделано по «образцу», показанному Моисею «на горе» (Исх. 25:40; см. на Исх. 25:9; Деян. 7:44). В небесах находится оригинал, по отношению которого земное святилище является «тенью» (см. на Евр. 8:5; 9:23). Носитель откровений Иоанн, которому были даны в обозрении картины небес, говорит о «храме скинии свидетельства на небе» (см. на Откр. 15:5). В этом «храме» он видел «ковчег» Откр. 11:19. В небесном видении он также увидел жертвенник курения (см. на Откр. 8:3), Павел, автор послания к Евре­ям, говорит о нашем «Первосвященнике» в небесах (см. Евр. 3:1; 9:24), Кото­рый принёс однажды за всех Себя в жертву, пролил Свою кровь ради кающихся грешников (см. на гл. 9:24-26; 10:12).

Из этих и других мест, которые можно процитировать, становится очевид­ным, что земное святилище с двумя отделениями и его циклом служения, является «тенью», или очертанием работы Христа за грешников на Голгофе и в небесах. В самом деле, мы сможем говорить с большей определённостью о служении святилища, чем о любом другом виде из путей Божиих к человеку, ибо оно действительно представлено перед нами, как земные символы, соответственно отражающие великий оригинал в небесах. Из того, что нам становится известным о земном, мы можем вывести определённые заключения о небесном. Как земное служение не могло начаться, пока священник не совершил жертвоприношение, так и Христос начал Своё дело в небесном святилище как наш Первосвященник после принесения Себя в жертву. Как служение в земном святилище имело две фазы, представленные двумя отделениями, так и небесное имело две фазы. И как земное служение было в период первой фазы, пока не наступит День Искупления или Судный день, так и небесное служение находилось в периоде первой фазы, пока не наступило время, близкое к завершению земной истории, когда наш великий Первосвященник вступил во вторую фазу Своего священнического служения. Пророчества Дан. 8:14 (см. соответствующий комментарий) взятое вместе с Дан. 9:25 показыва­ют, что Он начал эту вторую фазу служения в 1844 году.

Однако, как отмечено в комментарии на Исх. 25:9, тщетно делать предположения относительно измерений, точного внешнего вида, определённости устройства небесного святилища, ибо «простор и великолепие этого храма не может повторить никакое земное строение» (ПП357). Человек сотворён «по образу Божию» Быт. 1:27, всё же только Христос — «выражение образа Его личности [анг. перевод]» Евр. 1:3. Земное святилище было сделано по небесному образцу в такой мере, чтобы оно было ярким представлением различных аспектов служения Христа ради павшего человека (ПП 357). Мы можем должным образом говорить о «святом» и «святом святых» небесного святилища, ибо, таким образом, мы употребляем язык и символы земного святилища Исх. 26:33, 34, чтобы в лучшем смысле понять истину относительно небесного святилища. Но мы не должны позволить какому-либо ограниченному недоумению, касающемуся отчётливого представления о небесном святилище посредством земного, — затемнить в нашем сознании великие истины, преподанные чрез эту земную «тень», одной из которых является служение Христа за нас, исполненное в двух фазах или «две великие части» согласно выражению Елены Г. Уайт (ПП 357). Эта истина является существенной для надлежащего понимания работы нашего Первосвященника. Для более обширного рассуждения об этой истине, внимание читателя обращается на комментарии затронутых здесь текстов.

Послание к Евреям рассуждает о работе Христа как нашего Первосвящен­ника. В некоторых случаях, к примеру, в гл. 9, — Павел говорит о двух отделе­ниях земного святилища применительно к служению Христа в небесах. Следо­вательно, эта книга иногда становилась центром богословских дискуссий об истолковании слов Павла, касающихся двух отделений небесного святилища или «двух великих частей» в священническом служении Христа.

Теперь, этот комментарий безоговорочно полагает, что небесное служение Христа совершалось в «двух великих частях» или, заимствуя символы Священ­ного Писания в «святом» и «святое святых» небесного святилища (см. особенно на Исх. 25:9; Дан. 8:14); но в книге к Евреям едва ли можно обнаружить место, безусловного представления по этому вопросу.

В НЗ времена еврейские христиане были озабочены проблемой, как отно­ситься к служению в земном святилище, которое они и их отцы на протяжении пятнадцати столетий рассматривали как центр и круг действий истинной, рели­гиозной жизни (см. VI том, 30-33 стр.). Павел перечнем параллелей и контра­стов пытается показать, что земное святилище никогда не было чем-то боль­шим, чем только «тенью» (см. введение к Евреям 390-393 стр., где приводится широкий список параллелей). К примеру, автор послания говорит о вечно жи­вущем Первосвященнике в небесах в сравнении с умирающими священниками на земле (см. на Евр. 7:23, 24, 28), о неоценимости жертвы Христа в сравнении с жертвами животных (см. на гл. 9:11-14, 23-26; 10:11-14), и прихо­дит к возвышенному заключению, что теперь «служение превосходнейшее» (см. на гл. 8:6) доступное для каждого дитяти Божьего. Мы больше не имеем нужды обращаться к земным священникам, чтобы представить перед Богом нашу просьбу о прощении. Мы можем теперь сами придти с дерзновением и непо­средственно к престолу благодати через нашего великого Первосвященника в небесах (см. на гл. 4:14-16; 10:19-22).

Павел стремился доказать эту главную истину о значительном превосходст­ве небесного святилища, чтобы убедить Иудейских христиан обратить свой взор навсегда от земных священников и земного святилища к небесному священнику и небесному святилищу. На этой истине Павел сосредоточил своё пылкое дока­зательство относительно святилища. Этот комментарий придерживается взгля­да, что если провозглашение Павла в послании к Евреям поместить рядом с другими местами Библии, которые имеют отношение к «двум великим частям» служения во святилище — представится хорошо согласованная библейская кар­тина о природе и превосходстве первосвященнического служения Христа ради нас.

Комментария Е. Г. Уайт к 10 главе Евреям.

1-39 7СЦ 40.

5-7 ЖВ 23.

7 ЖВ757; 4СЦ121.

16 НПХ50; ПХбО.

19,20 ОХВ 309.

21 ЖВ52. 21,22 4СЦ121.

22 МЖС129; СП 515.

23 ИС247; 1СЦ 121; 5СЦ630; 7СЦ274. 25 1СЦ 548; 6СЦ 365; 7СЦ 190.

26,27 ПП 405, 517; СП 97.

27 НПХ26; ПХ24.

29 ОХВ 434; ВБ601; СП 91; 1СЦ429; 9СЦ48.

31 ПП329; 4СЦ533.

32 ВБ 39; ИС 320; 6СЦ 365; 8СЦ 113. 32,33 ЗСЦ319.

35 ВБ408; ВМ111; ОЖ89; 2СЦ509; 5СЦ578,

35-37 НУХ177; ПЦ 732; 9СЦ287.

35-39 РП25; ВБ407; ИС374.

37 5СЦ485; 9СЦ11.

37.38 ВБ408.

38 ПХ 69; СП 424; 4СЦ 237.

38.39 5СЦ693.

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ