Глава 11

1 Вера же есть осуществление ожи­даемого и уверенность в невиди­мом.

2 В ней свидетельствованы древние.

3 Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из неви­димого произошло видимое.

4 Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею полу­чил свидетельство, что он праве­ден, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти гово­рит еще.

5 Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.

6 А без веры угодить Богу невоз­можно; ибо надобно, чтобы при­ходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

7 Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, бла­гоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наслед­ником праведности по вере.

8 Верою Авраам повиновался при­званию идти в страну, которую имел получить в наследие, и по­шел, не зная, куда идет.

9 Верою обитал он на земле обето­ванной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, со­наследниками того же обетования;

10 Ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.

11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени воз­раста родила, ибо знала, что верен Обещавший.

12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бес­числен песок на берегу морском.

13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали виде­ли оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;

14 Ибо те, которые так говорят, пока­зывают, что они ищут отечества.

15 И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться;

16 Но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Бо­гом: ибо Он приготовил им город.

17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,

18 О котором было сказано: «в Исаа­ке наречется тебе семя»;

19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и по­лучил его в предзнаменование.

20 Верою в будущее Исаак благосло­вил Иакова и Исава.

21 Верою Иаков, умирая, благосло­вил каждого сына Иосифова и по­клонился на верх жезла своего.

22 Верою Иосиф, при кончине, напо­минал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.

23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились цар­ского повеления.

24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном доче­ри фараоновой,

25 И лучше захотел страдать с наро­дом Божиим, нежели иметь вре­менное греховное наслаждение,

26 И поношение Христово почел большим для себя богатством, не­жели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

27 Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.

28 Верою совершил он Пасху и про­литие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.

29 Верою перешли они Чермное море, как по суше, — на что поку­сившись, Египтяне потонули.

30 Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.

31 Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.

32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,

33 Которые верою побеждали царст­ва, творили правду, получали обе­тования, заграждали уста львов,

34 Угашали силу огня, избегали ост­рия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;

35 Жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресе­ние;

36 Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,

37 Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя не­достатки, скорби, озлобления;

38 Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,

40 Потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

1. Вера:Греч, pistis, «доверие», «уверенность», «вера», а также «вер­ность», «достоверность». Слово pistis может обозначать позицию ума или обра­зец поведения, верное поведение как результат позиции веры. Два оттенка зна­чения тесно переплетены на протяжении всей главы, ибо в каждом приведенном примере веры, — позиция веры ведет к верным делам. Ударение ставится на праведные дела.

глава 11 обильно иллюстрирует принцип, более сжато представленный в 10 гл., особенно 35-39 ст., что вера и верность являются наибольшей необходимо­стью ожидающих пришествия Господа. Существует опасность, что некоторые потеряли доверие, в виду замедления пришествия Христа. Все таковые «нужда­ются в терпении», чтобы они могли «жить верой». Люди, чьи выдающиеся за­слуги здесь перечислены, «не получили обещанного» гл. 11:39, — но только «издали видели» 13 ст. Однако «все сии … имели доброе свидетельство посредст­вом веры [анг. перевод]». Но теперь «еще немного, очень немного, и Грядущий приидет и не умедлит» гл. 10:37. Если достойные люди всех прошлых веков настолько вполне «убеждались KJV» гл. 11:13, в обетованиях, хотя они были «ещё очень далеко» от их исполнения, не должны ли мы, которые стоим нака­нуне их исполнения, — быть также терпеливыми и верными?

осуществление:Греч, kupostasis, «реальная сущность», «сущность», «фактически существующая реальность», и в более широком смысле как здесь «осуществление ожидаемого». Сравните слово аггаЬбп, «залог» (см. на 2Кор. 1:22). Здесь не имеется в виду слепая вера. Истинная вера всегда основывается на твёрдой «реальности» (русское — «осуществлении») достаточного доказатель­ства, чтобы гарантировать уверенность в том, что ещё невидимо. Hupostasis употреблялось в древних папирусах — в юридических документах, которыми личность удостоверяла своё право собственности. Документы не были ещё имуществом, но они удостоверяли очевидность о его существовании и право на него. Соответственно, hupostasis здесь можно перевести; «документ, устанав­ливающий право собственности» — «вера является документом, устанавливаю­щим право собственности…».

Верой христианин уже рассматривает себя обладателем того, что обещано ему. Он имеет полное доверие, что Тот, Кто дал обетования, не оставил никакой неопределённости к их исполнению в должное время. Таким образом, вера не только в состоянии предоставить христианину обещанные благословения, но получить и наслаждаться ими теперь. В таком смысле обещанное наследие ста­новится обладанием в настоящее время. Для глаз веры то, что другим образом невидимо — становится видимым.

ожидаемого: — Т.е., обещанного наследства, в которое должны войти свя­тые в пришествие Христа.

уверенность:Греч, elegchos, здесь в значении «доказательство», «убеж­дённость». Вера — не абстрактное понятие, что очевидность существует, но оп­ределённая уверенность, основанная на доверии, что Бог исполнит Свои обеща­ния. Мы не в состоянии видеть, как генератор вырабатывает электричество, которое мы употребляем в наших домах, но само наличие электричества являет­ся достаточным доказательством о существовании генератора. Подобным обра­зом, мы верим, что наши физические, умственные и духовные силы свидетель­ствуют о существовании сверхъестественного Источника жизни и силы. С дру­гой стороны, веру нельзя смешивать с доверчивостью (легковерием), ибо вера в большей степени укрепляется через доказательства (см. на гл. 12:1).

невидимом:: «Ожидаемое» — обещанное наследство.

2. свидетельствованы: — Буквально, «были засвидетельствованы о чём-либо», «были одобрены». Вера «древних» вела к верному поведению, которое в свою очередь свидетельствовало о реальности их веры. Именно вера даровала им Божественное одобрение. Мы можем удивляться, как некоторые из перечис­ленных в этой главе всегда могли иметь «доброе свидетельство». Но если здесь перечислены только безупречные герои, в таком случае очень мало ободрения для обычного человека. Были люди, которые были «подобны нам» Иак. 5:17 могли получить «доброе свидетельство» — в этом покоится основание, чтобы верить, что даже самый слабый из детей Божиих сегодня может поступить подобным образом.

древние:Греч, presbuteroi, здесь в значении «люди древности» (RSV),; но не обязательно пожилые люди.

3 Верою: — Или, «через веру» (KJV). Так везде выражено в этой главе.

веки:Греч, aidnes, буквально, «веки» (как в Синодальной Библии), но здесь значение «миры» — рассматриваются с точки зрения времени. Ссылка не обязательно на другие миры, чем наш мир.

словом Божиим: — См. на Быт. 1:3; ср. Пс. 32:6, 9. Относительно дискуссии о творении в сравнении с эволюцией (см. I том, 46-63 стр.).

видимое: — Т.е., естественный натуральный мир земли, моря и неба совместно с их разнообразными формами жизни.

невидимого: — Бог не зависел от предсуществовавшей материи. Бог вызвал материю к существованию Своей могущественной силой и затем этой же силой сообщил жизнь живым существам, созданным из неё. До наступления так называемого «Атомного века», одним из основных догматов науки было, что материя вечна и что она не может быть создана, ни разрушена. Но теперь ученые провозгласили, что материя и энергия взаимозаменяемы. Почему тогда должна казаться странной мысль, что Всемогущий Бог мог создать материю, которая существовала до этого?

произошло: — Мир и всё, что в нём, было создано из ничего, проявлением безграничной силы.

4. Верого: См. на 1, 3 см.

Авель: — Относительно записи об этом случае (см. Быт, 4:3-10).

получил свидетельство: — Буквально, «было засвидетельствовано». Эту часть предложения можно перевести: «Которой он признан праведным» (см. на 2 ст.). Верой Авель ухватился за обетование Спасителя. Сама по себе его жертва не имела ценности, но вера в обетование привела его к тому, что он принёс жертву, предназначенную Богом. Бог принял его «дары» как доказательство его веры.

засвидетельствовал Бог: — Бог принял «дар» Авеля, но не принял от Каи­на. Различие не просто в характере самих даров, но особенно в характере и от­ношении дарителей, отраженные в принесённых ими дарах (см. ПП 71, 72).

говорит еще:: Вера Авеля несёт живое свидетельство на протяжении всех столетий. В вере Авеля заключалась сила, направляющая его поступать согласно предписанному Богом курсу действий и могущественное влияние его веры продолжается доныне — оно «говорит еще».

5. Верою: См. на 1, 3 ст.

Енох: См. на Быт. 5:22.

переселен: — Автор не имеет в виду, что Енох имел веру, которой Бог пе­реселил его, но что переселение было результатом его веры и верности — «он угодил Богу». Вдохновение говорит только о Енохе и Илии, как переселённых на небо, не вкусивших смерти.

В Еврейском тексте Быт. 5 гл., если рассматривать последовательность со­бытий, переселение Еноха произошло через несколько лет после смерти Адама (см. I том, 185 стр.). Для верных Богу смерть Адама бросила тень неуверенности относительно будущего, ибо, несмотря на раскаяние и благочестивую жизнь, он умер точно так, как и всякий грешник.

Чтобы рассеять тучи сомнений, нависших над будущим и дать Своему вер­ному народу уверенность, что жизнь веры будет вознаграждена, Бог переселил Еноха, седьмого от Адама. Как Бог продемонстрировал на примере Адама, что «возмездие за грех — смерть», так на примере Еноха — он показал, что «дар Бо­жий — жизнь вечная» Рим. 6:23. Переселение Еноха доказало, что хотя грех отделил человека от Бога, был предусмотрен путь, на основании которого мож­но было положить конец отделению, и человек мог возвратиться к Богу. Этот путь — путь веры.

Енох — прообраз переселённых из последнего поколения, из среды живых. Енох стал другом Богу, ходил с Ним, и, наконец, пришёл с Ним домой. Поэтому все должны ободриться. Кто бы ни служил Богу сердцем, исполненным веры, и ходил с Ним ежедневно в изменяющихся опытах жизни, — будет иметь свобод­ный вход в рай Божий.

не видел смерти: — Т.е., не испытал смерти.

не стало его: — Эти слова подразумевают попытку найти Еноха после его исчезновения. Такая же попытка последовала после переселения Илии (см. 4Цар. 2:16-18).

прежде переселения: — Благочестивый путь жизни Еноха был хорошо из­вестен его современникам.

получил он свидетельство: — Буквально, «о нём было засвидетельствова­но». Через Еноха Бог представил миру проявление доброго характера, который встретил Его одобрение. И тогда не было необходимости, чтобы люди спраши­вали после переселения столь благочестивого святого: «Как мог Бог принять такого человека?».

угодил Богу: — Вера и верность Еноха Богу встретили Божественное одобрение. Бог желает, чтобы все люди имели такую жизнь и характер, как у Еноха.

6. без веры: — Или, «кроме веры», или «кроме верности» (см. на 1 ст.). В то время как Творец — безграничен, Его творения ограничены и соот­ветственно, имеется нечто, что им необходимо воспринять верой. В самом деле,понять Бога в Его слове является наиболее возвышенным осуществлением, ко­торое человеческий ум в состоянии постигнуть. Действительно, он должен по­нять Бога в Его слове, если вполне соответствует месту, определенному для него в совершенной вселенной, чтобы осознать любовь Божию, кульминацион­ная точка которой покоится в вере. В Божественно-человеческой личности Спа­сителя, Божественная любовь и человеческая вера сочетались вместе.

Угодить Богу невозможно: — Т.е., невозможно ответить Его требованиям. В совершенной вселенной нет места для сотворённого существа, которое поте­ряло веру в Правителя вселенной. Но если мы изберём не верить в Бога, придут и последствия: страх, возмущение и в конце концов — отчаяние.

приходящий к Богу: — Т.е., открыто заявляющий о верности Ему.

веровал, что Он есть: — Вера о существовании Бога, в конечном счёте, является основанием христианской веры. Через природу, Своё Слово и Своё предопределенное водительство, Бог со всей очевидностью представил людям доказательства о Своем существовании, в котором разумные существа нужда­ются и могут применить его (ср. Рим. 1:20). Автор здесь исключает такие из­вращающие понятия о Боге, которых придерживаются пантеисты (Пантеизм —религиозное воззрение, отождествляющее Бога с природой — толковый словарь Ожегова —прим. переводчика).

ищущим Его: — Или, «искать», «разыскивать». «Искать» Бога — стараться понять более совершенно Его безграничный характер и Его волю относительно людей. Автор не подразумевает, что Бог умышленно затруднил путь познания Себя, но подчёркивает нужду в искреннем желании понять Бога и стать подоб­ным Ему как в мыслях, так и в характере.

воздает: — Здесь автор исключает такие понятия о Боге, которых придер­живается Деизм и универсализм (Деизм — религиозно-философское учение, допус­кавшее существование Бога только как первопричину мира и отвергавшее его дальнейшее влияние на природу, и общество — прим, переводчика). Это выражение определяет различие, ответят ли люди на любовь Божию и будут ли согласны с Его откры­той волей. «Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселен­ную» Деян. 17:31, день, когда Он «воздаст каждому по делам его» Рим. 2:6. Величественная, внушающая страх панорама — однажды находиться перед вели­ким Судьёй вселенной — несомненно, сильное побуждение, чтобы поступать справедливо. Можно с уверенностью сказать: — великий страх огней ада никогда не спасёт какого-либо человека, но он может быть фактором — могущественным, убедительным фактором — в пробуждении его от летаргического сна. Безгранич­ная любовь Божия, как она открыта во Христе Иисусе, представила человеку окончательное и исключительно эффективное побуждение ко спасению.

7. Верою: См. на 1, 3 ст.

Ной: — Об упоминаемом здесь опыте (см. Быт 6:13-22).

не было видимо: — Не было никакой очевидности, что такая катастрофа, как потоп должна или может случиться. Приготовление к такому событию -действие веры со стороны Ноя.

благоговея: — Ной через откровение был глубоко убеждён, что Бог решил уничтожить землю потопом, и дал ему необходимое наставление. Однако, не страх перед потопом привёл Ноя к постройке ковчега, но вера, посредством которой Бог открыл ему о наступающей катастрофе.

осудил… мир: — Построение ковчега свидетельствовало о приговоре Ноя «миру», то есть безнравственным, беззаконным людям и их греховному образу жизни. Его отречение от мира свидетельствовало о вере в Бога.

наследником праведности: — Вера Ноя, как она отражена его верностью в действии, соответствует той вере, которая дала ему право посредством благода­ти Божией — считаться праведным. Относительно комментария о праведности через веру (см. на Рим. 1:17).

8. Верою: См. на 1, 3 ст.

Авраам: — Об упоминаемом здесь опыте (см. на Быт, 12:1-5).

повиновался: — Он верил тому, что Бог сказал ему и согласно этому по­ступал. Его вера нашла своё отражение в верном послушании.

не зная, куда: — Согласно Быт. 12:5 Авраам и его семья направились «в землю Ханаанскую». Это не говорит о том, что он знал во время своего отшествия место назначения своего путешествия. Он просто «направился, чтобы идти [как оказалось] в землю Ханаанскую». Очевидно, Бог сообщил ему направле­ние, которым он должен был следовать и путь, которым должен идти.

9. обитал: — На протяжении периода 215 лет (см. I том, 184 стр.) события, встретившиеся Аврааму во время обитания в «земле обетованной», отмечены в Быт. 12 по 25 гл.

земле обетованной: — Т.е., земле, которую Бог обещал Аврааму.

как на чужой: — Или, «чужестранной земле». Авраам, Исаак и Иаков — все жили как чужестранцы, странники, в земле, которую Бог обещал им. Бог не дал Аврааму наследства в Ханаане «ни на стопу ноги» Деян. 7:5.

сонаследниками: – Первоначально обетование включало потомков Ав­раама, но Бог повторил обетование завета Исааку и впоследствии Иакову.

10. города: — Здесь очевидно не имеется в виду какой-либо город букваль­ной обетованной земли. Конечная цель Авраама — вечное наследие, которое Бог предусмотрел для тех, которые любят и служат Ему. Сравните гл. 12:22; 13:14.

основание: — Основание предполагает нечто постоянное. Шатры 9 ст. не имели оснований или фундаментов.

11. Верою:-: См. на 7ст.

Сарра: — Об упоминаемом здесь опыте (см. Быт. 17:15-21; 18:9-15; 21:1-5).

получила силу: — Сарре было 90 лет, когда она родила Исаака. Её состоя­ние бездетности до такого возраста, очень ярко сделало рождение ребенка яв­ным чудом.

верен: — С человеческой точки зрения, не было основания поверить обето­ванию Бога, что она родит дитя. Вера — вот единственный путь чтобы воспри­нять обетование. И Сарра приняла его, потому что верила Богу и принятие обе­тования свидетельствовало о её вере.

12. И потому … родилось: — О рождении Исаака (см. Быт. 21:1-5).

притом омертвелого: — Аврааму было 100 лет, когда родился Исаак. Каж­дый, кто читает описание событий, которые привели к рождению ребёнка, бы­вает поражен, какое неверие порой проявлял Авраам Быт. 15:2-4; 16:1-3; 17:16,17 и Сарра Быт. 18:9-15. Но оба, в конце концов, победили свои естест­венные сомнения, и Исаак стал, с обеих сторон семейства — дитем веры.

как много звезд: См. Быт. 15:5; 22:17.

13. Все сии: — Т.е., верные от Авеля 4 ст. до Авраама 8-12 ст. Несомнен­но, много других на протяжении этого долгого периода времени получили одобрение Бога, но выдающиеся личности, названные здесь, являются исключительно яркими примерами принципа, что вера — решающий фактор в благочес­тивой жизни.

умерли в вере: — Они видели обетования издали — верой. Они убедились в действительности обещанного наследства. На основании этих обетований, они отказались от настоящего, и жили исключительно для будущего. Они не всту­пили в обладание наследством в обещанном земном Ханаане и в вечном царст­ве.

радовались: — Или, «приветствовали», «радушно принимали», «встречали». Сравните Ин. 8:56.

говорили о себе: — Или, «признавались».

пришельцы на земле:: Хотя они находились в мире, но осознавали, что не принадлежали ему. Они имели в виду другую, более величественную цель. Они осознавали преходящие свойства вещей настоящей жизни и неизменность вещей, которые они видели только «издали» верой. Они жили для будущего, а не для настоящего.

14. Ибо те, которые так говорят: — Т.е., «провозглашают себя «странни­ками и пришельцами на земле».

отечества:: Или, «родную землю» (RSV), буквально, «родину». Провоз­глашая себя «странниками и пришельцами на земле», выдающиеся мужи древ­ности этим ясно подчёркивают, что они не рассматривали этот настоящий мир своей родиной. Они осознавали, что там имеется больше того, что настоящий мир может предложить.

15. в мыслях имели: — Буквально, «сохраняли в уме», «размышляли [внимательно] о чём-либо».

имели бы время возвратиться: — Несомненно, Авраам имел хороший дом в Харране, как и прежде в Уре Халдейском. Когда в Ханаанской земле на­ступил голод (см. Быт. 12:10), он мог, проявив благоразумие, возвратиться в Харран, где он имел друзей и близких родственников. Но Авраам не возвратил­ся в землю, которую Господь повелел ему оставить.

16. стремились:Греч, oregotnai, «домогаться», «стремиться к [чему-либо]», «желать». Мужи веры жили, обращая свой взор на нечто лучшее, чем на то, что этот мир мог предложить. Только вечное было достойно их стремления. Они видели временное и вечное в их истинном свете (см. на Матф. 6:24-34).

Бог не стыдится: — Он не «стыдился» называться их Богом, ибо они отра­жали Его характер. Христос предупреждал, что в последний великий день Он «постыдится» всякого человека, который пытается «спасти душу свою» приоб­ретением того, что мир может предложить (см. Мк 8:34-38). С другой сторо­ны, человек, который готов «потерять» — отдать свою жизнь Христу, на самом деле, спасёт ее.

Он приготовил: — Сравните Ин. 14:1-3; Откр. 21:2.

город:: Небесный Иерусалим (см. гл. 12:22; 13:14).

17. Верою: — См. на 1, 3 ст.

Авраам: — Об упоминаемом здесь переживаний (см. Быт. 22:1-9).

будучи искушаем: — Или, «испытываем». Сообщение об этом переживании в книге Бытие начинается с заявления, что: «Бог искушал [испытывал] Авраама» Быт. 22:1. Можно с уверенностью сказать, Бог знал заранее, как поступит Ав­раам, и испытание не было с целью со стороны Бога, получить сведения как поступит Авраам. Но сам Авраам нуждался в том, чтобы пройти такое очи­щающее переживание для созревания своей веры. Это был венчающий опыт его жизни.

принес в жертву Исаака: — См. Быт. 22:1-19.

единородного:Греч, monogenes, буквально, «единственного в своем ро­де» (см. на Ин. 1:14). В числовом отношении, Исаак не был «единородным» сыном Авраама и даже не был его первым сыном. Исаак был «единственным» сыном Авраама в исключительном смысле, что он был единственным из детей Авраама, могущим быть избранным наследником завета (см. на 18 ст.).

18. «в Исааке: — В виду повторения и подчеркивания провозглашений Бо­га, что Исаак был тем, через которого исполнилось обетование завета, — это бы­ло наиболее чрезвычайным проявлением веры со стороны Авраама — охотно согласиться с предписаниями Бога, представить Исаака в жертву. Это должно показаться для Авраама, что Бог ставил вопрос исполнения Своих обетований в совершенно невыполнимое положение.

Включение этого цитирования из Быт 21:12 в этом вопросе, согласно комментария автора о вере Авраама, объясняет смысл, в котором он ссылается на Исаака, как «единородного» в Евр. 11:17. Исаак был единственным сыном Авраама, который мог рассматриваться как наследник обетовании завета, дан­ного Аврааму.

19. он думал: — Или, «полагал». Здесь выражена вера в силу Бога — воскре­сить Исаака; вера, которая дала Аврааму мужество представить в жертву своего сына. Только таким образом престарелый патриарх мог совместить обетование Божие, что Исаак будет его наследником с повелением Бога — отнять жизнь Исаака. Иметь веру в честность личности, давшей обетование и наряду с этим требующей того, что кажется взаимно исключающим, — является окончательной целью в совершенстве веры. Авраам должен был осознать, что Бог испытывал его и вывести заключение, что Бог, если будет необходимым, воскресит Исаака от смерти. Принимая во внимание, что ещё ни одна человеческая личность не была воскрешена от смерти, это была вера высшего порядка.

почему и получил его: — в такой мере, как Авраам придавал этому значе­ние, его сын Исаак был мертв. И когда Бог остановил испытание и возвратил Исаака его отцу, это выглядело, таким образом, как если бы Исаак, в самом де­ле, возвратился от смерти,

в предзнаменование: — Или, «образно говоря».

20. Верою: См. на 1, 3 ст.

в будущее: — Для Исаака, когда он осознал обман, свершённый над ним, будущее его семьи казалось, в самом деле, чрезвычайно тёмным. Его планы об Исаве были разрушены. Он был физически слеп, но он поднял глаза веры и уви­дел очертания «будущего», путь, согласно которому должно исполниться опре­делённое намерение Бога.

Исаак благословил Иакова: — Относительно записи об этом событии (см.Быт. 27:1-40).

21. Верою: — См. на 1, 3 ст.

Иаков:: Относительно записи об упоминаемом здесь случае (см. Быт. 49:1-22). Иаков временно пребывал, и, в конце концов, умер в земле изгнания. Таким образом, он проявил веру в Божественное обетование, когда произносил благословение своим сынам.

22. Верою: См. на 1, 3 ст.

Иосиф: — Относительно упоминаемого здесь случая (см. Быт. 50:24, 25; ср. Исх. 13:19). Иосиф не имел конкретного доказательства, чтобы основать свою надежду, что его род должен возвратится в Ханаан и занять землю. Его просьба о погребении в обетованной земле, когда его род возвратится чтобы жить там, была основана на вере в обетование Божие.

Моисей: — Относительно упоминаемого здесь случая (см. Исх. 2:1-10). В детском возрасте Моисея, именно вера его родителей восторжествовала над «царским повелением». Именно вера в более высокое призвание, чем рабство в Египте, побудило Амрама и Иохаведу поступить вопреки царскому повелению. Когда Моисей достиг зрелости, он проявлял такую же веру, со своей стороны, как автор послания к Евреям говорит далее (см. Евр. 11:24-29).

24. Верою: См. на 1, 3 ст.

Моисей: — Относительно случаев, упоминаемых в 24-29 ст. (см. Исх. 2:11-25; 12:18-36; 14:10-31).

отказался: — Моисей отказался от представленной чести, положения и вла­сти, из-за своего доверия к высокому уделу, который Бог предназначил ему и его народу. Судя по всему, ничто не могло быть более бесполезным, чем наде­яться на эти факторы, поскольку Еврейский народ находился в жалком порабо­щении самого сильного народа на земле. Только вера в обетования Божии могла руководить им, чтобы отказаться от Египетского трона.

сыном дочери фараоновой: — См. на Исх. 2:5,10,15; ср. I том, 192 стр.

25. И лучше захотел: — Он должен был избрать или трон величайшей империи мира, или связь с расой рабов.

страдать: — Даже как вождь Еврейского народа, он был подвержен «стра­даниям». Они были неисправимыми, упрямыми, мятежными и постоянными ропотниками. Из любой точки зрения, судьба которую он избрал, была мало­привлекательной в сравнении с мирской властью, славой и известностью.

греховное наслаждение: — Моисей мог рассуждать, что, будучи царём Египта, он мог быть в идеальном положении, чтобы освободить свой народ. Но правитель Египта был также первосвященником в своей идолопоклоннической системе религии. Кроме того, он постоянно подвергался бы развращённым влияниям дворцовой жизни. См. на Исх. 2:11.

26. поношение Христово: — Т.е., позор страданий для Христа или из-за Христа. Моисей понял обетование о Мессии и осознал, что оно включало более, чем освобождение Еврейского народа из Египта, оно включало более, чем они или Египтяне осознавали в это время. Издали его глаза веры видели пришествие семени, обещанного Аврааму, в котором благословятся все народы земли (см. Быт. 22:18; ср. Гал. 3:8,16).

Египетские сокровища:: Они включали страну со всеми её богатствами, служение всех её людей, честь её двора, обладание троном и армией.

взирал: — Буквально, «надеялся на». Его глаза были устремлены на обето­вания и преимущества, вытекающие из отношений завета. Подобно Павлу 15-ть столетий спустя (см. Флп. 3:7, 8), Моисей добровольно поменял впечатлительную, пышную славу и власть настоящего на менее очевидные, даже невидимые обетования и преимущества завета.

воздаяние:Греч, misthapodosia, просто, «награда». Более отдалённая на­града, которая могла быть видима только глазами веры, казалась для Моисея более сильной, чем непосредственные вознаграждения, которые сопровождали обладание троном Египта.

27. Верою: См. на 1,3 ст.

оставил он Египет: См. Исx. 2:15.

не убоявшись: — Отмеченные обстоятельства бегства Моисея из Египта в Мадиамскую землю в возрасте 40 лет, некоторые приписывают отправной точке в 27 ст., к Исходу в возрасте 80 лет. Верно, что переведенное слово «оставить» (kataleipo) может просто означать «покидать» без выражения более чем просто­го факта отправления или отправной точки. Также истинным является, что Моисей смело, противостоял гневному правителю Египта на протяжении всего времени язв, и что само по себе в 27 ст. не может быть взято как применимое к Исходу. Однако, в этом кратком обзоре событий из жизни Моисея, которые отражают его веру, кажется, что 28, 29 ст. относится к Исходу. Повторение выражения «верой» в 27 ст., кажется, подразумевает, что автор рассматривал представленный случай в последовательном порядке событий веры Моисея (ср. 23,24, 28, 29 ст.)..

Из рассказа Исx. 2:11-15 (ср. Исх. 4:19) кажется, что страх о своей личной безопасности играл не меньшую роль в решении Моисея убежать из земли Еги­петской. Однако, прежде всего, в его мыслях была судьба своего народа и роль, предвиденная им, благодаря обетованию, данному Аврааму. В самом деле, это была лишь его преждевременная попытка — начать ряд событий, с по­мощью которых он надеялся освободить их. Но эта попытка стала причиной его бегства (см. Деян. 7:25). Несмотря на свою ошибку, он, очевидно, имел веру, с помощью которой Бог ещё сможет употребить его для достижения их избавле­ния. Поэтому, он искал временное убежище, где он мог приготовиться к даль­нейшим событиям.

Даже прежде случая с Египтянином — надсмотрщиком, он обладал великой верой, полагая, что обетования завета должны исполниться среди обстоя­тельств, в которых они находились. Теперь, когда ошибка суждения совершенно изгнала его из Египта, Моисей нуждался в ещё большей вере, чтобы поверить исполнению обетований. Как мог несчастный, одинокий изгнанник в Мадиамской земле, обречённый на смерть царским декретом ещё надеяться на освобо­ждение рабов монарха, который искал его жизни? Здесь как никогда, были бла­гоприятные возможности для проявления веры!

28. Верою: См. на 1, 3 ст.

совершил он пасху: — Относительно записи событий, упомянутых в этом стихе (см. Исх. 12:1-36). После девятой язвы фараон под угрозой смерти запре­тил Моисею являться в царское присутствие (см. Исх. 10:28). Со стороны Моисея должна быть великая вера, чтобы произвести указания относительно деся­той язвы, Пасхи и Исхода. Во время первых девяти язв, фараон упрямо отверг предложение, чтобы отпустить Израиля. По человеческому рассуждению, не было основания верить, что фараон сделает это при десятой язве.

29. Верою: — См. на 1,3 ст.

перешли они Чермное море: — Относительно записи об упомянутом здесь случае (см. Исх. 14:10-31). Избавление избранного народа Божия у Чермного моря упоминается в ВЗ более часто, чем какое-либо проявление Божественной заботы о них во всей истории Израильского народа. Величие избавления отра­жено в величине кризиса, а величина кризиса измеряет степень веры, в которой нуждался определённый Богом представитель — Моисей.

30. Верою: — См. на 1, 3 ст.

стены Иерихонские: — Относительно записи об упоминаемом случае (см. Ис. Нав. 6:1-24). С военной точки зрения, образ действий Иисуса Навина, чтобы покорить Иерихон, был явной глупостью, но изданный им приказ находился в полном согласии с наставлениями Бога. Как опытный генерал, он мог легко заменить то, что ему казалось более приемлемым замыслом. Но Иисус Навин был в такой же мере человеком великой веры, как и великого военного опыта и был готов положиться более на открытую волю Бога, чем на свой военный опыт. Его верность в исполнении плана битвы, который Бог открыл ему, крас­норечиво свидетельствует о его доблести как человека веры.

31: Верою: — См. на 1, 3 ст.

Раав: — Относительно записи об упоминаемом здесь случае (см. Ис. Нав. 2:1-24; 6:23-25). С первого взгляда имя Раав может казаться неуместным в этом списке героев веры, ибо она была язычницей и притом блудницей. Но этот ис­ключительный факт представляет её дело веры ещё более выдающимся. Отно­сительно проникновенности её мышления (см. Ис. Нав. 2:8-13). Её имя также встречается в родословной евангелиста Матфея (см. на Матф. 1:5), как одной из наиболее почитаемых предшественниц Христа.

32. И что еще скажу?: — Этот список можно продолжить до бесконечно­сти, но приведённых иллюстраций достаточно для доказательства принципа, что вера и верность, являются сущностью благочестивой жизни.

Недостанет мне времени: — Цель автора не заключается в том, чтобы приготовить перечень всех верных детей Божиих на протяжении всех столетий, но лишь проиллюстрировать свою точку зрения, что вера и верность неотъем­лемы, чтобы терпеливо ожидать пришествия Господа и исполнения Его обето­ваний. Волнующее изложение фактов возможно уже заняло больше места, чем он вначале предполагал и он осознаёт, что место не позволяет простираться далее того, что было предусмотрено, как соответствующая кульминационная точка темы этой книги. Он положил цель — доказать, что мы имеем великого Первосвященника, служащего ради нас в небесном святилище и призвать всех христиан войти в Его присутствие кровью (см. гл. 4:14,16). В 11 гл. он подразумевает, что выдающиеся мужи древности действительно жили верой, в самом присутствии Бога. Как они наслаждались этим преимуществом и могли оста­ваться верными, в такой же мере можем и мы.

Гедеоне: — Или, Гидеон (см. Суд. 6 и 7 гл.).

Вараке: См. Суд. 4 и 5 гл.

Самсоне: См. Суд. 13 по 16 гл.

Иеффае: — Или, Иеффай (см. Суд. 11 гл.).

Давиде: — Подвиги Давида занимает большую часть исторических книг 2Цар. и других книг.

Самуиле: — Служение Самуила, как священника, пророка и судьи записа­но в 1Цар, 2 по 25 гл.

И(других ) пророках: — Почти каждый из пророков страдал из-за своего верного свидетельства о Боге (см. Деян. 7:52).

33. верою: — См. на 1, 3 ст. Автор неустанно упоминает о вере, как суще­ственном элементе победы над всяким препятствием. Можно составить длин­ный список героев для почти каждой категории подвигов, перечисленных в 33-37 ст., но достаточно сказать, что каждый отдельный случай является ярким примером победы через веру.

побеждали царства: — Подобно Иисусу Навину и Давиду.

творили правду: — Подобно Самуилу и Илии. Это выражение может быть также переведено «поступали справедливо», или «проводили в жизнь справед­ливость» (RSV). Многочисленные судьи и цари могут быть причислены к по­следней категории.

получали обетования: — Подобно Аврааму, Иисусу Навину и Даниилу.

заграждали уста львов: — Подобно Самсону, Давиду и Даниилу.

34. Угашали силу огня: — Подобно трём Еврейским юношам в Вавилоне.

избегали … меча: — Подобно двум соглядатаям в Иерихоне, и подобно Да­виду перед Саулом.

укреплялись от немощи: — Подобно царям Езекии и Иосафату.

были крепки на войне: — Подобно Самсону.

прогоняли полки чужих:— Подобно Иисусу Навину, Деворе , Вараку и Гедеону.

35. получали умерших: — Подобно женщине Сонамитянке и вдове из Сарепты.

замучены были: — Подобно пророку Иеремии.

Не принявши освобождения: — Т.е., избежать мучений ценой неверности принципам.

дабы получить: — В самих, себе эти выдающиеся мужи древности прояв­ляли мужество и верность перед лицом трудностей и опасностей, ибо в их серд­цах была вера, через которую Бог исполняет Свои обетования. Они верили, что будущее наследие праведных достойно всякой жертвы и всякого страдания, которое они могли встретить и перенести в этой настоящей жизни.

36. поругания и побои: — Эти опыты вместе с «узами и темницей», пере­жили такие люди как Иосиф, Иеремия и Павел.

37. побиваемы камнями: — Подобно Навуфею Изреельтянину и Стефану. перепиливаемы: — Согласно преданию, такой была участь Исайи.

подвергаемы пытке: — Или, «подвергаемы испытанию». Можно привести большой список благородных мужчин и женщин, которые успешно выдержали великие испытания своей жизни.

умирали от меча: — Подобно Годолии, священнику Номвы и Иакову, бра­ту Иоанна.

скитались в милотях: — Подобно Илии и Давиду.

38. весь мир не был достоин: — Мир не представлял себе, как много он должен этим выдающимся людям, которые в действительности были «солью земли» (см. на Матф. 5:13). Мир и сегодня не оценивает вклада, вносимого ради благосостояния человечества людьми, которые стараются применить хри­стианские принципы для разрешения его проблем.

скитались: См. на 37 ст.

39. свидетельствованные: — Или, «получившие одобрение» (RSV). См. на1, 4 ст.

в_вере: См. на 1, 3 ст.

не получили обещанного: — Их верность в моменты кризиса часто взыва­ла о помощи или избавлении, но они не вошли в наследство, обещанное Авраа­му и отцам. Относительно комментария (см. на 13 ст.).

40. предусмотрел:Греч. ргоеро, «предвидеть». Английское слово «пре­дусматривать» также означает буквально «предвидеть», как происходящее от Латинского pro, «прежде», и videre, «видеть». Бог предвидел конец от начала. Он знал, что в грядущих веках будет в последующих поколениях множество верных людей, женщин, юношей и детей. В силу Своей безграничной мудрости, Он предопределил, что верные всех веков войдут вместе в вечное наследие (см. на 1Kop. 15:51, 52; 1Фес. 4:16,17; 2Тим. 4:7, 8).Относительно того, что каса­ется великого дара — вечной жизни, никто не должен иметь преимущество или превосходство по отношению к другому.

нечто лучшее: — Не имеется в виду что-то нечто лучшее, чем то, что Он обещал дать верным из прошлых веков, но скорее то, исходя из нашей точки зрения, оно является лучшим, что Бог предоставил нам возможность присоеди­ниться к их рядам.

без нас: — Согласно провидению Божию, нам было предоставлено время, чтобы развить характер и приготовиться к вхождению в вечное наследие святых. Наши возможности такие же, как и их. Во вступительных стихах гл. 12 автор выводит свое заключение: «свергнем с себя всякое бремя … и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще».

достигли совершенства:Греч, teleioo, здесь в страдательном залоге, «быть совершенным», «быть приведенным к совершенству». Относительно комментария на родственное прилагательное teleios (см. на Матф. 5:48). Здесь «достигнуть совершенства» — войти в вечное наследство, обещанное Аврааму и отцам (см. на Евр. 10:35-38),

Комментарий Е. Г. Уайт к 11 главе Евреям.

1 ОХВ 341; СЕ 260; МС 227; ВМ 106; ПП 126; ИС 129; 4СЦ

28; 5СЦ69; 6СЦ473; 7СЦ41; 9СЦ273.

1-40 7СЦ 40.

3 Вос. 134; СИ 414; 8СЦ259.

4 ПП 72.

5 СЕ 54; ИС 59; 8СЦ331. 5,6 ПП 88.

6 НУХ 59; ЖВ 126; Ев. 287; РП 115; ВБ 74, 436; МЖС 8, 96; ВМ 102, 261; ПЦ157; ПХ 96; СП 149; 1СЦ310, 645; ЗСЦ 415; ЗСЦ 437, 651.

ПП95; 7СЦ36.

8 НУХЗ6; ЖВ60; ОХВ 505; СЕ26,112; СИ 478; 4СЦ523.

8,9 ПП 126.

9,Ю ПП170.

10 РУУ63,455; Ев. 559; ПЦ274; СП 131; 8СЦ 125.

13 СУ38; РП113; ПЦ699; ПП81,170; СП 131; 6СЦ452; 7СЦ

19; 8СЦ215.

13-16 ОХВ 328; 2СЦ 194; 5СЦ 188.

14-16 ВБ675; ИС431.

15,16 МЖС 354.

16 ПП81.170; 4СЦ484; 5СЦ152,465; 7СЦ 19.

19 ПП 152.

23 СИ 372; ПП 243.

24-26 Вос. 62; ПП246; 1СЦ656; ЗСЦ 89,406; 4СЦ345.

25 ПП472; 1СЦ 78.

25.26 2СЦ101.

26 НУХ 398; Вос. 68; Ев. 220, 244; ВБ460; МС51; 4СЦ345.

26.27 5СЦ651.

27 ДА 363; РУУ 103; СА 19; ЖВ 237; Вое. 63; ОХВ 346; НПХ 32; СИ 136, 504; ЗСЦ 651,652; 8СЦ45,188

29 ПП 290; 4СЦ 27.

30 ПП 493

31 НУХ 290; ПЦ369. 32-40 Вос. 158.

33,34 НУХ 172; ПЦ 157; ПП 513.

34 ХС 97; Ев. 297; НПХ 62.

35 ВБ41.

35.36 НПХ 32.

36 ИС321.

36.37 1СЦ657.

36-38 ДА597; ВБ40; ПЦ382.

39 4СЦ15.

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ