Глава 1

1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,

2 В последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил на­следником всего, чрез Которого и веки сотворил.

3 Сей, будучи сияние славы и об­раз ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте,

4 Будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.

5 Ибо кому когда из Ангелов ска­зал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? И еще: «Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сы­ном»?

6 Также, когда вводит Первородно­го во вселенную, говорит: «и да поклонятся Ему все Ангелы Бо­жии».

7 Об Ангелах сказано: «Ты творишь Ангелами Своими духов и слу­жителями Своими пламенеющий огонь».

8 А о Сыне: «престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего -жезл правоты.

9 Ты возлюбил правду и возненави­дел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радо­сти более соучастников Твоих».

10 И: «в начале Ты, Господи, осно­вал землю, и небеса — дело рук Твоих;

11 Они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,

12 И как одежду свернешь их, и из­менятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся».

13 Кому когда из Ангелов сказал Бог: «седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»?

14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследо­вать спасение?

1. Бог: — Послание начинается сразу с обсуждения доктринальной темы без обычных вступительных приветствий (см. вступительные стихи к другим посланиям НЗ; см. введение к Евреям 387 стр.). В Греческом варианте слово «Бог» не стоит первым, но слово «многократно». См. ниже под «говорив­ший».

многократно:Греч, polumeros, «во многих частях», «многими путями». Полный свет от Божьего престола не проливается внезапно на людей одной великой вспышкой славы. В лучшем случае он приходит постепенно, по мере того, как люди могут постигнуть его.

многообразно:Греч, polutropos, «различными путями». Бог говорил че­рез пророков, посредством сказанной и написанной вести, притчами и с помо­щью наглядных пособий. Какие бы средства не применялись, через всех их го­ворил Бог (см. ниже под «говоривший»).

говоривший: — Писатель подчеркивает факт, что именно Бог говорил че­рез пророков. Книга может носить имя Исайи, Амоса или Даниила, но действи­тельный её автор — Бог (ср. Ин. 5:46, 47). Факт, что Бог дал откровения через пророков в ВЗ времена, не препятствует Ему давать последующие и ещё боль­шие откровения по мере их необходимости. Во времена ВЗ было подходящим проявлять веру в грядущего Искупителя, принесением в жертву агнца на жерт­венник. Но после пришествия Христа было бы неуместным продолжать такие жертвоприношения, так поступая, не проявлялась бы вера, но неверие. Была необходимость — отказаться от обрядовых церемоний, которые указывали на грядущего Христа и заменить другими, которые должны предвещать веру во Христа, Который пришёл. Чтобы верующий в Бога мог поступать так, — требо­вались новые откровения с неба. Прекратить веками освящаемые церемонии и обычаи, как христианство тре­бовало от Израиля, и принять новые, которые во внешнем проявлении не срав­нимы со старыми, разорвать связи с величественным служением храма — всё это, несомненно, для многих казалось не только отречением от всех прошлых опытов и откровений, но концом всей религии. Иудеи первого столетия и их отцы всегда приносили жертвы, и Бог принимал их поклонение. Могло ли быть какое-либо зло в продолжении того, что Небо таким блестящим образом благо­словило? Они вспоминали, как Бог наставил Моисея построить святилище, и как Сам Бог почтил его при посвящении — послал огонь с неба, зажёг дрова на жертвеннике. Религия, которая была вполне достаточной для Авраама, Моисея, Илии, как полагали они, должна быть вполне достаточной и для них.

Это всегда трудная и почти невозможная задача — изменить вековые обычаи и преобразовать привычки народов в течение нескольких лет. В случае перехода от Иудаизма к христианству это было особенно трудным, ибо перемена выпол­нялась людьми руководителями, которые в оценке большинства народа не за­нимали высокого положения наравне с теми, которые учредили обычаи. Поэто­му переходный период был особенно трудным. Много мудрости и благоразум­ных советов было необходимо. Несомненно, снова и снова постоянно звучал вопрос, если Бог не требует теперь принесения жертв, если они, в самом деле, были неугодны Ему, как, понимать тогда великих и добрых людей древности, которые сами приносили жертвы и учили этому Израиль? Неужели эти люди не следовали особым указаниям Бога? И кто были Павел и другие апостолы, что они осмеливаются изменить древние обычаи и установления? Они могли много­значительно спросить апостолов, не рассматривают ли те себя более великими, чем пророки и древние патриархи (ср. Ин. 4:12).

На эти вопросы последовал ответ в первых словах послания. Великие руко­водители прошлого времени не заблуждались. Они были водимы Богом. Они были Божьими людьми. Когда они говорили, — говорил Бог. Они не последовали хитросплетенным басням. В принятии этого положения автор книги должен естественно получить доверие людей, которые верили, что великие люди и про­роки древности были руководимы Богом.

издревле:Греч, слово palai, «давным давно», «прежде». Ссылка, несо­мненно, на все ВЗ откровения.

отцам: — Здесь в значении «праотцам» или «предкам».

пророках:cм. на Матф. 11:9.

2. последние дни: — Это равнозначно выражению «в наше время». Писате­ли Библии иногда говорят о событиях, связанных с первым пришествием Хри­ста, как происшедшим в «последние дни» (см. Деян. 2:17; 1Пет. 1:5; Евр. 9:26)

в Сыне: — В других переводах «через Своего Сына». В таких случаях сло­во «Своего» прибавлено. В переводе RSV эта фраза переведена «посредством Сына» (с неопределённым артиклем). Этот перевод, хотя грамматически допус­тим, но неверный, ибо может быть понят, как подчёркивающий, что Бог имел более чем одного Сына. Лучше рассматривать здесь отсутствие неопреде­ленного артикля, как скрытие выразительности свойств существительного, как в Дан. 7:13; Откр. 1:13 (см. соответствующий комментарий; ср. на Ин. 1:1). Значение фразы тогда должно быть «единственного, Который является Сыном». Подразумевается контраст между откровением через пророков и откровением через «Сына».

поставил: — Трудно определить это событие к какому-либо определенному периоду в истории, ибо намерения Бога — вечны. Тем не менее, назначение здесь ссылается на вероятное вступление в силу действия во время вознесения, когда Христос «воссел одесную престола величия на высоте» 3 ст.

Первый стих представляет Отца, второй — Сына. В представлении Сына ав­тор послания к Евреям подходит к кульминационному моменту своей темы. Если Христос заменяет священство Аароново, учреждённое Моисеем, Он дол­жен быть представлен превосходящим Моисея или же Он не должен иметь силы отменить то, что Моисей постановил. Поэтому Христос представлен, как Бог (см. на Евр. 1:3; ср. на Ин. 1:1),

наследником всего:: Когда Иисус пришёл на землю, Он «снял с Себя Свои царские одежды и венец» (9СЦ 68). Он «предпочел отдать Свой скипетр в руки Отца и сойти с престола на землю» (ЖВ 22, 23). После Своего вознесения Он снова занял положение, которое занимал с Отцом прежде воплощения (см. ДА 38, 39; ср. 8СЦ 268, 269). Это было очень важным, чтобы евреи поняли истинное положение Сына. Писатели ВЗ не делали ясного различия между лич­ностями Божества. Израиль был научен: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» Втор. 6:4. Была необходимость, чтобы они поняли, что Мессия — соучастник престола вселенной вместе с Отцом. См. Дополнительное Примечание к Ин. 1 гл.; ср. на 1Кор. 15:24-27.

Чрез которого и …сотворил: — Так представлен Сын, как соединённый с Отцом, действующее лицо в творении (см. на Ин. 1:3; Кол. 1:16,17).

веки:Греч, atones (см. на Матф. 13:39) миры — англ. Форма множест­венного числа, возможно, предполагает полную систему вещей, приведённых к существованию посредством Христа в своё время «всего» Евр, 1:3 всего «видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли» Кол. 1:16,17.

Бог создал миры чрез Христа. Бог употребил Его не как орудие, но как соработника. Здесь мы видим разделение деятельности между личностями Божества. Тот, Кто должен быть Искупителем человека, был его Творцом. И в самом деле, поскольку Он Творец, Он в состоянии сотворить человека «новую тварь» 2Кор. 5:17.

Когда мы рассматриваем величины Божьего творения, бесчисленные мил­лионы миров, окружающие престол Божества, мы не только получаем более широкое понятие о Боге; мы восхищаемся вместе с псалмистом: «То что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» Пс. 8:5. Наш Бог должен быть удивительным в мудрости, познании и силе и вместе с тем, удивительной должна быть Его любовь, которая создала и содержит всё и приглашает человека — стать соучастником с Ним в славе.

3. будучи:Греч, on, выражение означающее вечное существование (см. на Откр. 1:4). Родственная глагольная форма ёп встречается с таким же смыс­лом в выражении в Ин. 1:1; «В начале было [ёп] Слово» (см. соответствующий комментарий). Христос не стал существовать «в начале», — в начале Он уже был. Когда Он пришёл в этот мир, Он, Который уже существовал раньше, стал плотию. Прежде этого Он не обладал плотию (см. на Ин. 1:14).

сияние:Греч, apaugasma, «сияние», «отражение», «излучение», «яркое великолепие», «блеск». Отец и Сын — нераздельны. Сын, открывающий Отца, является ярким отражением Отца. Подобно тому, когда мы смотрим на солнце, мы не видим самого солнца, но его лучи; таким же образом мы видим не Отца, но Сына, Сам же Отец, будучи невидимым «обитает в неприступном свете, Ко­торого никто из человеков не видел и видеть не может» 1Тим. 6:16.

славы:Греч, doxa (см. на Рим. 3:23; 1Kop. 11:7). Слава Божия является сущностью всех Его свойств. По определённому поводу Моисей просил Бога: «Покажи мне славу Твою» Исх. 33:18. В ответ на просьбу Бог сказал: «Я про­веду пред тобою всю славу Мою» (Исх. 33:19; ср. Исх. 34:5-7).

Слава Божия представляет Его характер (см. ЖВ 20; ПЦ 312, 313; СЕ 417). Христос не стал сиянием славы Божией. Он уже был таковым и всегда имел её (см. на Ин. 1:1; см. V том, Дополнительное Примечание к Ин. 1 гл.; 917 стр.). Слава составляет неотъемлемое и вечное основание Его личности.

образ:Греч, charakter, первоначально обозначало орудие, или инстру­мент, употребляемый для гравирования или для того, чтобы поставить какой-нибудь знак или отметку. Впоследствии это слово стало означать лишь сам про­цесс наложения этого знака. Такое же двойственное значение можно заметить в некоторых английских (и русских) словах. Таким образом «печать» может обо­значать оттиск, сделанный на воспринимаемой среде и в такой же мере упот­ребляемый инструмент, и слово «штамп» — может обозначать, как употребляе­мый инструмент так и сделанный отпечаток — штамп. Как печать и штамп отра­жают их точный образ на воске, так Христос является точной копией Бога.

ипостаси:Греч, hupostasis, буквально, «то, что расположено под», следо­вательно «сущность», «реально существующий», «настоящий», «реальный». Это слово обозначает действительность в противоположность воображению или фантазии и употребляется для выражения существующего, какой-либо глубо­чайшей природы, действительной самой по себе. Оно также употребляется, что­бы указать на твердость, стойкость, уверенность, доверие.

Когда о Христе говорится, что Он является «образом» ипостаси Отца hupostasis, это означает более чем внешнее подобие. Он является точное и ис­тинное выражение исключительной, глубочайшей природы Бога. Каким являет­ся Отец, таким и Сын: един в сущности, един в характере, един в мыслях и на­мерениях. Они так подобны, что Христос мог сказать: «Видевший Меня видел Отца» Ин. 14:9, «Я и Отец — одно» Ин. 10:30. В самом деле, одним из вели­чайших намерений пришествия Христа на землю было — представить людям истинный образ Отца.

держа:Греч, phero, «нести», «носить», «поддерживать». Здесь возможно добавленное значение движения, цели, водительства; поступок с определённым намерением. Христос — Тот, Кто содержит всё во вселенной и Который сохраня­ет небесные тела в их определённых путях. Сравните фразу «все Им стоит», то есть, держится совместно Кол, 1:17. Phero более многозначно и более исчер­пывающе, чем английское слово «состоять», поскольку оно охватывает смысл намеренного действия, планирования. Это определение отличает понятие от той простой силы, поддерживающей материальную вселенную к интеллектуально­му, разумному Существу, которое имеет план и является в процессе исполнения его.

словом:Греч, rhema, «выражение», «слово», «команда». В гл. 11:3 ска­зано, что миры созданы [rhema словом] Божиим. Сравните употребление rhema в 1Пет. 1:25; Рим. 10:8,17,18; Ефес. 6:17.

силы:Греч, dunamis, «могущество», «сила», «способность исполнять».

Своей:: Т.е., Христа

совершив Собою: — Важное текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) может цитироваться с опущением этой фразы. Значение, однако, содержится в форме Греческого выражения, переведённого: «Совершив … очищение». Христос топ­тал точило Один Ис. 63:3.

очищение грехов: — Посредством Своего искупления Христос исполнил, как очищение греха в общем — это дело стало возможным посредством жертвы на кресте и будет наконец законченным в очищении вселенной от греха, — так и личное очищение человека от греха. Это последнее дело также сделалось воз­можным посредством креста и ещё продолжается и не будет закончено до тех пор, пока последняя душа не будет спасена.

На кресте Христос завершил Свою работу, как жертва и приношение. Он пролил Свою кровь и таким образом стал «источником … для омытия греха и нечистоты» Зах. 13:1. Но Его работа, как Ходатая, продолжается. Он — наш Защитник перед Отцом (см. Евр. 7:25).

Христос победил каждое искушение. Хотя грехи всего мира были возложе­ны на Него, Его собственная душа осталась незапятнанной. Он оказал сопро­тивление каждому побуждению ко злу. Сатана никогда не мог получить крепко­го основания в чём-либо. Он сделал тысячи атак против Христа, но ни одна из них не была успешной.

наших:: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к опущению этого слова. Поэтому будет читаться: «Собою очистил грехи», или скорее, «совершил очищение грехов». Безусловно истинно, что Христос очистил «наши» грехи, но автор здесь имел более всеобъемлющую точку зрения.

воссел: — Восседание Христа — официальное место пребывания, восстанов­ление в должности, торжественное вступление в должность, коронование. Оно заключалось в облечении властью, признании Его прав творить правосудие. Это было началом, а не концом Его деятельности, как специального посредника. Это событие — приложение печати Бога к Его посреднической работе. По­местив Христа одесную — по правую сторону — Бог выразил Своё одобрение работе Христа на земле и принял её, обращаясь к Нему, как к Первосвященнику и уполномочивая Его с этого времени выполнять функции, как посредника по чину Мелхиседека гл. 7:17.

Христос получил право — восседать одесную престола величия, ибо Он был чист от греха. Он достиг успеха там, где Адам пал. Он завоевал для Себя право говорить и действовать вместо человечества. Поэтому, далёкий от положения, чтобы сидеть и покоиться, Он находился теперь вначале Своей новой деятель­ности. Как судья на земле занимает своё место на скамье, как председатель соб­рания «занимает председательское место» и судопроизводство начинается, так Христос занял Своё место одесную Бога и таким образом принял официальное признание посредством назначения и воли Божией.

Священник в служении на земле приносил кровь жертв, которые народ при­водил к святилищу, кровь принесённых в жертву животных. Было необходимо, чтобы Христос как Первосвященник «также имел, что принесть» гл. 8:3. Это «что» не была кровь «тельцов и козлов, но Его собственная кровь» гл. 9:12. Эту кровь Он не мог принести, пока не пролил её на Голгофе. Но вскоре, как только она была пролита, Он мог начать Своё служение. Это Он начал совершать непо­средственно после официального вступления в служение. Он стал теперь свя­щенником навсегда и приготовился к ходатайству за человека в святом месте на небесах.

одесную: — Почетное, авторитетное место [с правой стороны]. Без всякого сомнения, здесь идёт параллель с Пс. 109:1.

величия:Греч, megalosune, буквально, «величие». Это слово встречается в НЗ только здесь и в Евр. 8:1; Иуд. 25. Здесь употреблено свойство Божест­венного имени, несомненно, из-за литературных целей.

на высоте: — Буквально, «в высотах», то есть, небесах (ср. Пс. 92:3).

4- Будучи: — Скорее, «став». При Своём воплощении Иисус «немного был унижен пред Ангелами» (см. на гл. 2:9); теперь Он чрезвычайно возвышен гл. 1:3.

столько превосходнее: — Остальная часть главы посвящена рассуждению о контрасте между Христом и ангелами. Автор намеревается представить, что Христос в самом возвышенном значении является Богом. Если Христос очища­ет людей от греха, Он должен быть Богом, ибо только Бог может прощать грехи. Ангелы занимают высокое и превосходное положение, как сами Иудеи рассмат­ривали их, но ангел не в состоянии быть Спасителем. Автор поэтому продолжа­ет показывать,что Христос «превосходнее» ангелов.

Божественность Христа была великим камнем преткновения на пути приня­тия христианства Иудеями. Израиль на протяжении столетий гордился поклоне­нием только одному Богу, в то время как язычники имели много богов. «Гос­подь, Бог наш, Господь един есть» Втор. 6:4, — было вызовом их языческим соседям. Иудеи нуждались, чтобы понять природу Божества, что фраза «Гос­подь един» включала Отца, Сына и Святого Духа.

славнейшее …имя: — Некоторые полагают, что это имя «Иисус». Это имя было дано Ему при рождении, как признание факта, что «Он спасет людей Сво­их от грехов их» Матф. 1:21; и поскольку ангел, который произносил имя, был лишь исполнителем Божьего повеления, поэтому фактически Бог Отец дал Ему это имя. Другие полагают, что здесь ссылка на титул «Сын». Они верят, что в ВЗ цитированиях особое внимание придается этому имени Евр. 1:5-8. Титул «Сын» особенно применим, принимая во внимание воплощение (см. на Лук. 1:35). Ангелы были просто «служебными духами» Евр. 1:23,14; Иисус же был единственным в Своём роде «Сыном».

наследовал: — Христос был «наследником всего» (см. на 2 ст.). Вместе с этим наследством Ему также дано «имя выше всякого имени» (см. на Флп. 2:9).

5. кому … из Ангелов: Теперь начинается перечень ВЗ цитирований, чтобы доказать превосходство Христа над ангелами. Предупредительный ответ на вопрос следующий: «Он никогда не говорил этого никакому ангелу в какое-либо время».

«Ты Сын Мой: — Цитирование из Пс. 2:7 (см. соответствующий коммен­тарий). Относительно рассуждения о титуле «Сын» применительно ко Христу (см. на Лук. 1:35; ср. на Рим. 1:4). Автор здесь устраняет претензию, выдви­гаемую некоторыми, что Христос является ангелом, возвышенным до более высокого положения. Если Христос действительно просто ангел, возвышенный до Его настоящего положения, тогда Бог мог сказать ангелу: «Ты Сын Мой». Но Бог не сказал этого какому-либо ангелу «в любое время».

Некоторые ссылаются на Иов. 1:6; 2:1; 38:7, как доказательство, что Свя­щенное Писание называет ангелов сынами Божьими (см. комментарии на эти стихи). Необходимо отметить, что все эти выражения находятся во множествен­ном числе. Нигде, однако, какой-либо ангел не назван Сыном Божиим; и, ко­нечно, ангелы являются сотворёнными существами Кол. 1:16.

Я ныне родил Тебя»?: — Относительно рассуждений, касающихся различ­ных истолкований, данных этому месту (см. на Деян. 13:33; ср. на Рим. 1:4).

«Я буду Ему Отцем: — Цитирование из 2Цар. 7:14 (см. соответствующий комментарий). Первоначальное пророчество применимо главным образом к Соломону, но здесь ему придан Мессианский смысл. Цель цитирования придать большое значение тому, что Христос является Сыном Божиим, и таким образом содействовать установлению Его превосходства над ангелами.

6. когда вводит: — Очевидно, ссылка относится к воплощению, хотя ника­кое подобное повеление, кажется, нигде в другом месте не отмечено. Некоторые утверждают, что элемент времени не должен затруднять. Христос был Богом прежде воплощения; Он также является Богом во время воплощения; и Он так­же является Богом после воплощения. В любом периоде поклонение было под­ходящим. Повеление поклониться выделяет верховную власть Сына. —

Первородного:Греч, prototokos (см. на Рим. 8:29).

все Ангелы: — Свободное цитирование из Втор. 32:43 перевода LXX, с элементами из Пс. 96:7. Эта цитата не обнаружена в Еврейской Библии. Цита­ты из перевода LXX характерны для этого послания (см. введение к Евреям 388 стр.). Повеление поклониться Христу — подтверждение Божественности Христа. Как высоко положение ангелов, но положение Христа намного выше, ибо они приглашены поклониться Ему. Поклонение может быть воздано только Богу Откр. 22:8, 9. Поэтому Христос является Богом.

7. духов:Греч, pneumata, «духи». Цитата взята из Пс. 103:4 (см. соот­ветствующий комментарий). Цель автора в цитировании этого текста — пока­зать, что ангелы — слуги и что Бог использует их как Своих служителей, в про­тивоположность Сыну, Который является Богом.

служителями:Греч, leitourgoi (см. на Рим. 13:6), В то время, как Сын является Богом и достоин поклонения, ангелы являются служителями, слугами, которые с удовольствием исполняют волю Божию. От самого начала они имели определённую часть в плане Божием, выполняя различные полномочия. После грехопадения человека они охраняли путь к дереву жизни Быт. 3:24. При воз­вращении Христа и заключительных событиях они придут, вместе с Ним Матф. 25:31, и Христос пошлет их «собрать избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» Матф. 24:31.

На протяжении всей истории ангелы были хранителями и защитниками лю­дей, «посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» Евр. 1:14. Ангелы часто сопровождали служение Христа на земле от первого возвещения о Его рождении до времени Его вознесения. Хотя мы не можем осознать постоянного присутствия ангелов в нашей жизни, но мы можем с уве­ренностью знать, что всегда находимся под их любящей внимательной заботой.

пламенеющий огонь»: — Сравните на Быт. 3:24.

8. о Сыне: — В противоположность «об ангелах» 7 ст.

«престол Твой. Боже: — Цитата взята из Пс. 44:7, 8 (см. соответствующий комментарий). Здесь Отец с почтительностью обращается к Сыну, называя Его Богом. Это выражение можно рассматривать, как наивысшую, кульминацион­ную точку в доказательстве относительно положения и достоинства Христа. Не может быть большего свидетельства о Божественности Иисуса, чем это обраще­ние Отца к Сыну. Божество Христа подтверждено наиболее торжественным образом и притом Самим Отцом.

Спасение человечества и весь план искупления основан на Божественности Христа. Если Христос не является Богом в самом высоком значении и в Своем праве, — наша вера является напрасной и спасение становится невозможным.

Многие Иудеи видели Иисуса во плоти. Для них было более трудным, чем для последующих поколений, верить в Божественность Христа. Разве они не знали Его предполагаемых отца и Его мать и не были некоторые из этого семей­ства ещё живы? Как мог этот человек быть Богом? Этот камень претыкания автор старается устранить. Следовательно, он собирает свидетельства Священ­ного Писания, чтобы подтвердить своё положение. Мало пользы представить жизненно важную тему, с которой Евреи имели дело, до тех пор, пока эта ис­ключительная точка зрения не была разрешена и вполне принята.

Рассматривая историю церкви со времени апостолов, мы видим необходимость подчёркивания Божественности Христа. Многие сегодня, которые почи­тают Христа и в своем образе жизни уважают Его весьма высоко, тем не менее, отказываются представить Ему место, по справедливости принадлежащее Ему. Они не сумели понять, что Божественность Христа является центральным фак­том в плане искупления и что «нет другого имени под небом, данного челове­кам, которым надлежало бы нам спастись» Деян. 4:12.

в век века: Сравните на Откр. 11:15; 14:11.

правоты:Греч, euthutes, «справедливость», «честность». Ссылка на пре­стол и скипетр — достойна внимания. Она подчёркивает действительное, а не просто возможное обладание властью. Она представляет царство не как буду­щее, но как настоящее и в активном действии. Престол и царство — вечны; и скипетр — символ действительного проявления власти, охарактеризован право­той и честностью.

9. правду:Греч, dikaiosune (см. на Матф.5:6). Это особенная ссылка на земную жизнь Христа. Это — основа, согласно которой Он был помазан, как упомянуто в последней части стиха.

Любить правду является более высоким качеством характера, чем просто поступать правдиво. Многие искренние христиане принимают активное участие в добрых различных предприятиях более из чувства обязанности, чем от прису­щей любви к делу. Миссионер может идти в нуждающиеся поля с высоким чув­ством обязанности и ответственности, покоящейся на нём и совершить великую работу. Однако это не произойдёт до тех пор, пока в нём не проявится любовь к работе, пока он искренне не начнёт любить народ, среди которого он трудится, чтобы он достиг образца, представленного Богом. Труд по обязанности, как побуждению — достоин хвалы. Труд по любви, как побудительной причине — ещё более высокий опыт.

Некоторые принимают учение церкви и приходят к послушанию заповедям Божиим из-за непреодолимой логики истины и искусного её представления. Однако до тех пор, пока они не примут «любви истины для своего спасения» 2Фес. 2:10, они могут наконец быть найдены нуждающимися.

Любовь побудила Бога к действиям. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного» Ин. 3:16. «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» Ефес. 5:25, Павел, который осознавал: «Я более всех их потрудил­ся» 1Кор. 15:10 свидетельствует: «любовь Христова объемлет нас» 2Кор. 5:14.

беззаконие:Греч, anomia, «беззаконие», «нарушение закона». Любовь -неотъемлемая христианская добродетель. Однако необходимо подчеркнуть так­же качество — ненависть. Бог одобряет Христа, что Он возлюбил правду, и так­же Он возненавидел грех.Возможно ли противостоять греху без реальной ненависти к нему? Потвор­ство в особенном грехе может не взывать к человеку и следовательно не может быть искушения для него. Другие грехи могут нравиться ему, но зная, что они являются грехом и также, что, возможно, он может быть обнаружен, — он удер­живается от совершения того, что он в действительности хотел сделать. Мы не делаем, зная, что долг будет записан в небесных книгах по отношению к такому человеку. Но мы знаем, что только простой страх иметь человеческую репута­цию погубит, если грех будет открыт, а поэтому страх не является удовлетвори­тельным побуждением для воздержания от греха. Только человек, который на самом деле научился ненавидеть грех, находится в безопасности. Человек, кото­рый воздерживается от греха и всё же страстно жаждет его и находит его очаро­вательным и интересным — находится в опасном положении. Ему необходимо научиться ненавидеть грех. Ефесская церковь одобрялась за ненависть к делам Николаитов Откр, 2:6. В Божьей книге отмечена не только наша любовь, но и наша ненависть.

помазал: — Здесь помазание елеем радости, то есть, елеем, который являет­ся — радость. Помазание является символом благословения и радости (см. Втор. 28:40; Пс. 22:5; 91:11).

соучастников: — В первоначальном пророчестве это были, несомненно, другие небесные выдающиеся личности. Применяя это место ко Христу, эти «соучастники» — в представлении некоторых суть все другие существа, по поня­тию других — они представляют соучастников Христа в плане спасения, то есть, спасённых, которые являются соединёнными наследниками с Ним.

10. Ты, Господи: — Стихи 10-12 цитированы из Пс. 101:24-28. Цитата за цитатой по переводу LXX расположены в определённом порядке, чтобы дока­зать Божественность Христа вне всякого сомнения. В 8 ст. Христос назван Богом. Здесь Он назван Господом. Иисус является и Господом и Богом (ср. на Деян. 2:36).

основал землю: — Факт, что Христос был действующей личностью при творении, — уже было упомянуто (см. на 2 ст.). Здесь ВЗ цитирование, которое Иудеи рассматривали как относящееся к Богу, выставлено, как особая ссылка на Христа.

11. Они погибнут: — Т.е., атмосферные небеса и земля будут подвергнуты основательному изменению (см. на Матф. 24:35; Откр, 21:1).

Ты пребываешь: — Здесь вечность — относится ко Христу. Он как Творец, Христос существовал прежде всего Кол. 1:17, и когда всё временное исчезнет, Он пребудет.

12. как одежду: — Поразительная картина разрушения и временной приро-

ды небес и земли (см. на 11 ст.).

Ты тот же: — Это заявление свидетельствует о неизменности Христа. Все свойства Бога — существенны. Мы подчеркнули Его любовь, Его доброту, Его справедливость. Но Его неизменность в такой же мере является важной, хотя мы не всегда оцениваем это. Мы можем полагаться на Христа всегда, ибо Он «вчера и сегодня и вовеки Тот же» гл. 13:8.

Вечность и неизменность представляют идею о стабильности, устойчивости, постоянстве. Они являются «для души … якорем безопасным и крепким» гл. 6:19. Во времена неопределенности хорошо иметь что-то прочное, на чём стро­ить своё основание, хорошо иметь якорь, который не снесёт течением.

13. Ангелов: — Предвосхищающим ответом на вопрос (ср. на 5 ст.) явля­ется: «Бог никогда не назвал ангела «Сын Мой», Он никогда не приглашал его — сесть одесную Его — быть соучастником с Ним в положении и преимуществах»,

«седи одесную: — Цитировано из Пс. 109:1. См. на Евр. 1:3.

врагов Твоих в подножие ног Твоих»?: — Ссылка на восточный обычай, согласно которому победитель ставил ногу на шею своих врагов, как знак их, подчинения. Сравните ссылку Иисуса на это заявление из псалма Лук. 20:42, 43.

14. служебные:Греч, leitourgikos, «исполнение [публичного] служения». Leitourgikos родственное leitourgos — множественное число которого, переведе­но «служители» в 7 ст. Относительно глагола leitourged (см. на Деян. 13:2).

на служение:Греч, eis diakonian, «для служения». Относительно diakonia (см. на Рим, 12:7).

Рассуждая о верховной власти Христа над ангелами, автор не имел в виду отзываться пренебрежительно об этих вестниках Бога. Они занимают высокое положение (см. на 7 ст.). Иудеи с высоким уважением относились к ангелам, следовательно, доказательство в этой главе производит глубокое впечатление.

Комментарий Е. Г. Уайт к 1 главе Евреям.

1-5 СИ 421; 8СЦ268.

2 ЖВ 668; РП 158.

3 НУХ115; ЖВ55; Вое. 132; Ев. 614; РП 77; НПХ 49; СИ 418; МС19; ПП34,45; 2СЦ200,345; 8СЦ265.

6 ЖВ 834; ВБ 502; 2СЦ 426.

8 ПП 34.

9 ЖВ 180, 734.

13 МЖС 304.

14 ДА 154; ХД 323, 405; НУХ 176, 389; СА 140; ЖВ 639, 832; Вое. 103; РП88, 262; ВБ 511, 551; СИ 253; МЖС 303, 304; ВМ 17, 27; ПП 65; ИС 154; 2СЦ 125, 453; ЗСЦ 198, 516; 5СЦ420; 6СЦ 40, 63, 161, 175, 316, 319, 433, 456; 7СЦ 17, 266.