Глава 7

1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, -тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающе­гося после поражения царей,

2 Которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь прав­ды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,

3 Без отца, без матери, без родо­словия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобля­ясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.

4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.

5 Получающие священство из сы­нов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с наро­да, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.

6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обето­вания.

7 Без всякого же прекословия меньший благословляется боль­шим.

8 И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о се­бе свидетельство, что он живет.

9 И, так сказать, сам Левий, при­нимающий десятины, в лице Ав­раама дал десятину:

10 Ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.

11 Итак, если бы совершенство дос­тигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать ино­му священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Ааро­на именоваться?

12 Потому что с переменою священ­ства необходимо быть перемене и закона.

13 Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному коле­ну, из которого никто не присту­пал к жертвеннику.

14 Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о ко­тором Моисей ничего не сказал относительно священства.

15 И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной,

16 Который таков не по закону за­поведи плотской, но по силе жизни непрестающей.

17 Ибо засвидетельствовано: «Ты священник вовек по чину Мелхи­седека».

18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,

19 Ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится луч­шая надежда, посредством кото­рой мы приближаемся к Богу.

20 И как сие было не без клятвы, —

21 Ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: «клялся Гос­подь, и не раскается: Ты священ­ник вовек по чину Мелхиседека»,

22 То лучшего завета поручителем соделался Иисус.

23 Притом тех священников было много, потому что смерть не до­пускала пребывать одному;

24 А Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходя­щее,

25 Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы хода­тайствовать за них.

26 Таков и должен быть у нас Пер­восвященник: святой, непричаст­ный злу, непорочный, отделен­ный от грешников и превознесенный выше небес,

27 Который не имеет нужды еже­дневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, при­неся в жертву Себя Самого.

28 Ибо закон поставляет первосвя­щенниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, по­сле закона, поставило Сына, на веки совершенного.

1. Мелхиседек: — Исторические факты, упомянутые в этом стихе, сумми­рованы в Быт. 14:18-20 (см. соответствующий комментарий).

2. десятину отделил Авраам: — См. на Быт. 14:20. Авраам не должен бы давать десятину от всего Мелхиседеку, если бы он не знал его как первосвящен­ника, следовательно, имевшего право принимать десятину.

Было много дискуссий о том, кто такой Мелхиседек. Сведения о нём очень скудные. Он упоминается в ВЗ только в Быт. 14:18-20; Пс, 109:4 и в НЗ в послании к Евреям. Некоторые полагают, что это был Христос; другие — Дух Святой, другие — Сим, ещё другие — сверхъестественная личность из других миров. При отсутствии веских доказательств для любого из этих положений, этот комментарий придерживается мнения, что Мелхиседек был одним из со­временников Авраама, царь одного из небольших государств того времени (см. на Быт. 14:18). Он представлен в послании к Евреям как прообраз Христа, изображение основанное на Мессианском предсказании в Пс. 109:4.

царь правды: — Внимание обращено на имя из-за его значения, когда при­меняется ко Христу (см. на Пс. 71:3; 84;11).

царь Салима:: См. на Быт. 14:18.

мира: — Выражение присущее Мессии (см. Ис. 9:5, 6; Зах. 9:10). См. Пс. 71:3; 84:11, где, правда и мир упомянуты совместно, как характерные черты царства Мессии.

3. Без отца, без матери:: Эти слова вызывали предположение, что Мел­хиседек был каким-то сверхъестественным существом, каким он и должен быть, если он в действительности был без родителей, без начала дней и конца жизни. Такое утверждение в своей совокупности может без преувеличения быть истин­ным в отношении личностей Божества. Однако нет необходимости придержи­ваться этой точки зрения из-за формулировки. Автор мог просто иметь ввиду, что не было никаких записей, кто были отец и мать Мелхиседека.

без родословия:Греч, agenealogetos, буквально, «без родословной». Иу­деи очень тщательно отмечали и сохраняли свои родословные. Это было осо­бенно важным относительно священников (см. Езд. 2:61-63). Никто не мог служить священником, если он не принадлежал к роду Ааронова, колену Левия и он мог это доказать, не оставляя никакого сомнения. Если родословная линия где-то была нарушена, он не считался более таковым и таким образом терял преимущества, принадлежащие священникам. По этой причине каждый Иудей, а особенно священники, тщательно сохранили свои родословные записи. О Мелхиседеке не осталось родословной.

начала дней: — Т.е., нет никакой записи о его рождении или смерти, как подчёркнуто фразой «ни конца жизни».

уподобляясь: — Или, «будучи похожим». Мелхиседек был прообразом Христа. Ничего не известно о рождении, или смерти, ибо об этом нет записей. Всё это соответствовало изображению Христа, который не имел начала, или конца дней (см. на Ин. 1:1-3).

пребывает священником: — Нет записи об окончании его первосвященнического служения.

4. как велик: — Иудеи очень высоко уважали Авраама (см. Ин. 8:52). Ав­тор послания к Евреям теперь переходит к тому, чтобы доказать, что Мелхисе­дек был ещё большим. И если он был ещё большим, тогда священство Христа, которое было по чину Мелхиседека (см. на Евр. 5:6), было большим, чем свя­щенство Аароново.

и: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) раздвоено, как в пользу остав­ления этого союза, так и в пользу его опущения («даже» англ.)

патриарх:Греч, patriarches, «отец нации». Авраам здесь назван «патри­архом», чтобы увеличить эффект. Мелхиседек был настолько великим, что «даже патриарх» дал ему десятину. Так поступая, Авраам признал превосход­ство, первосвященнический авторитет Мелхиседека.

десятину: — См. 2 ст.

добыч: — Несомненно добыч недавней битвы Быт. 14:14-16.

5. заповедь — брать … десятину: — Левиты имели право брать десятину посредством Божественного повеления (см. Числ. 18:21). Однако они не были первыми в этом вопросе. Мелхиседек прежде них поступал так. Если они были посвящены Богом для служения, в такой же мере и Мелхиседек. А факт, что даже «патриарх Авраам» дал десятину Мелхиседеку, показывает, что Мелхисе­дек имел наивысшее подтверждение. Если Левиты были уполномочены Богом, принимать десятину, тем более имел на это право Мелхиседек.

6. не происходящий от рода их:: См. на 3 ст. Только Левиты могли принимать десятину. Мелхиседек не был Левитом, и всё же принял десятину от Авраама. Авраам встретился с человеком, большим, чем он. Авраам признал превосходство Мелхиседека и дал первосвященнику десятину.

благословил: — См. Быт. 14:19.

имевшего обетования: См. на гл. 6:13,15.

7. Без всякого же прекословия: — Или, «без всякого спора», («неопровержимо» англ.),

меньший … большим: — Вопрос превосходства обосновывается фактом, что Авраам уплатил десятину и принял благословение.

8: здесь: — Т.е., при Левитской системе.

там: — Т.е., ссылка на священство Мелхиседека.

он живет: — Это, конечно, не является буквально верным относительно Мелхиседека и также не отвечает требованиям объяснения, что в Библии не отмечена смерть Мелхиседека. Кажется, что эти слова относятся к Тому, Кто выше Мелхиседека, более великому, Кого Он представляет. О Христе подтвер­ждено, что Он «будучи всегда жив» 25 ст. Священство Мелхиседека живёт в священстве Иисуса Христа.

9. Левий…. дал десятину: — Это высказывание представлено, чтобы дать дальнейшее доказательство, что священство Мелхиседека превосходило Левитское. Образ, в котором Левий дал десятину Мелхиседеку — представлен в 10 ст.

10. в чреслах: — Всё, что бы ни делал Авраам, — патриарх, — также поступа­ли его последующие поколения. Таким образом, когда он давал десятину, Левий давал десятину. Этот факт автор цитирует как следующее доказательство вели­чия Мелхиседека.

11. совершенство: — Левитское священство и церемониальный закон были временными и тенью, указывая вперед на работу, которую должен был испол­нить Христос. Совершенство пришло не посредством закона, но через Христа, на Которого он указывал. Эта мысль более пространно изложена в гл. 9; 10.

закон: — Здесь полная Иудейская система, учреждённая на Синае (см. на Гал. 3:17).

какая бы еще нужда была: — Левитская система, сама по себе не подразу­мевала цели. Её цель — указывать людям на Христа, ибо лишь в Нём Одном — спасение. Если бы система могла обеспечить спасение независимо от работы Христа, тогда не было никакой нужды для служения Христа.

12. с переменою священства: — Т.е., от Левитского — к священству Мелхиседека.

перемене и закона: — Закон предусматривал, что только Левиты могли служить при скинии, и только сыновья Аарона могли быть священниками. Кро­ме того, закон регулировал служение священников, ссылаясь на распределение, в котором они служили. Если священников надо было избирать из других колен 13 ст. и таким образом ввести новый порядок гл. 8:13, необходимо быть пере­мене и закона.

13. Тот:: Т.е., Христос 14 ст.

к иному колену: См. на 14 ст.

приступал: — Или, «исполняя обязанности».

14. Иудина: — См. Мих. 5:2; Матф. 1:1; Марк 10:47, 48; Лук. 3:33;Рим. 1:3; Откр. 5:5.

Моисей ничего не сказал: — Законы, регулирующие вопросы, касающиеся священства были даны через Моисея Числ. 3; 4 гл.

15. яснее видно: — Это, кажется, ссылка на заявление, представленное в 12 ст., именно, о необходимости в перемене закона. Некоторые придерживаются мнения, что это ссылка на временный характер Левитского священства. Проро­ческое предсказание в 17 ст., предрекало, что новое священство должно быть отличного порядка, подчёркивая ещё более ясно необходимость в перемене закона относительно священства или что Левитское священство было времен­ным.

16. заповеди плотской: — Несомненно, заповедь названа «плотской» в ви­ду факта — особой последовательности или преемственности телесных (плот­ских) потомков Исх. 29:29, 30; Числ. 20:26, 28.

по силе: — Отмечен контраст этого слова с «законом».

непрестаюшей:Греч, akatalutos, «неразрушимый», «не подлежащий исчезновению».

17. священник вовек: — Автор возвращается к этому заявлению из Пс: 109:4 снова и снова Евр. 5:6,10; 6:20; 7:21. На нём основывается его доказа­тельства. Никакой простой человек не может быть священным вовек. Левитские священники служили только несколько лет. Поэтому, если кто-либо придёт, кто будет служить вовек, — он должен быть больше чем человек, более чем Левит. Следовательно, становится «еще яснее» 15 ст., что должно быть перемене за­кона относительно священства, если такого рода священник должен приступить к исполнению обязанностей.

18. Отменение: — Более сильное выражение, чем «перемена» 12 cm. Закон о Левитском священстве был действующим только до Иисуса Христа, великого Первосвященника, принявшего Своё служение. Тогда Левитское священство должно быть аннулировано.

прежде бывшей: — Или, «предшествующей», «прежде».

бывает: — Согласно Греческого текста, связь между 18 и 19 ст. можно представить следующим образом: «С одной стороны, отменяется заповедь … и с другой — вводится лучшая надежда».

немощи и бесполезности: — Левитскому священству не было соответст­венно такое состояние, ибо Сам Бог учредил его. Но оно не имело успеха из-за отношения народа к нему. Они поставили закон самоцелью и верили, что послушание ему, — должно принести им спасение. Им была проповедана благая весть, но не принесла пользы, не растворённая верою слышавших гл. 4:2,

19. закон ничего не довел до совершенства: — Т.е., закон сам по себе. Это не означает, что спасение было невозможным для людей в ВЗ времена. Бы­ло возможным и совершенство, но посредством тех же средств, которыми оно достигается и теперь — через веру в Иисуса Христа. «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, … По пришествии же веры, мы уже не под руково­дством детоводителя» (см. на Гал. 3:24, 25).

вводится лучшая надежда: — Относительно связи этой фразы с ее контек­стом (см. на 18 ст.). Лучшая надежда сосредоточена на Христе. Он занял место Левитского священства. Эта — «предлежащая надежда», наш «якорь», который «входит во внутреннейшее за завесу» гл. 6:18-20.

приближаемся к Богу: — Это была цель Левитского священства, но через недостаточное, повреждённое наставление и управление люди чувствовали, что Бог находится слишком далеко от них. Теперь Иисус Христос, Первосвященник, вошел «во внутреннейшее за завесу» гл. 6:19. Он «воссел одесную (престола) величия на высоте» гл. 1:3; поэтому люди могут «приступать с дерзновением к престолу благодати» гл. 4:16 и в полной уверенности приблизиться к Богу.

20. не без клятвы: — См. на гл. 6:17.

21. с клятвою: — Здесь представлен контраст, чтобы показать превосход­ство священства Мелхиседека. Относительно важности клятвы (см. на гл. 6:17).

раскается:Греч, metamelomai, «изменить мысли», «раскаиваться» (см. на 2Кор. 7:8, 9).

по чину Мелхиседека»: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) раздвоено, как в пользу оставления, так и опущения этой фразы. Она вполне подтверждена в 17cm.

22. То: — Т.е., что это было подтверждено клятвой, в то время как Левитское священство основывалось на временном повелении.

завета:Греч, diatheke (см. на Гал. 3:15). Это слово переводится как «за­вет» Матф. 26:28; 1Kop. 11:25; 2Кор. 3:6; и т.д. В Синодальной Библии во всех случаях переводится как «завет» или «завещание» Лук. 1:72; Гал. 3:15; Евр. 8:6-10. В тексте на данном рассмотрении предпочтителен перевод «завет», потому что автор говорит о новом завете (duttheke), теме, которую он развивает в гл. 8:6-13. DiathekS — слово, употребляемое повсюду для выражения «завет».

поручителем:Греч, egguos, «поручительство», «ручательство». Здесь слово обозначает того, кто становится ответственным за [что-либо], или пору­чителем, выполняющим какое-либо соглашение — «лучшего завета».

Иисус: — Это имя подчеркивает Его человеческую сторону (см. на Матф. 1:1).

23. священников … много: — Здесь контраст между многими священни­ками при Левитской системе и одним священником по чину Мелхиседека.

24. непреходящее:Греч, aparabatos, «постоянное», «неизменное». При Левитской системе священники не могли пребывать постоянно по причине смерти. Но Христос «всегда жив, чтобы ходатайствовать» (Евр. 7:25; ср. Откр. 1:18).

25. всегда:Греч, panteles, «совершенно», «вполне», «полностью», «на­всегда», «во всякое время». Мнение толкователей раздвоено — как и какое зна­чение применить здесь. Оба значения — истинны, ибо Христос спасает совер­шенно и во всякое время.

Приходящих … к Богу::— См. на 19 ст.

будучи всегда жив: См. на 24 ст.

ходатайствовать:Греч, entugchano (см. на Рим. 8:34).

26. должен быть:Греч, ргерб, «удовлетворять требования», «быть при­годным», «годиться». Сравните употребление ргера в гл. 2:10. Это было подхо­дящим, чтобы мы имели первосвященника, обладающего характером Христа.

святый:Греч, hosios, «благочестивый», «набожный», «угодный Богу» (см. на Деян. 2:27).

непричастный злу: Греч, akakos, «простодушный», «невинный», «не мстительный».

непорочный:Греч, amiantos, «чистый в религиозном и нравственном смысле». Сравните употребление этого слова в Иак. 1:27; 1Пет. 1:4; Евр. 13:4.

отделенный от грешников: — Или, «отделившийся от грешников». Неко­торые полагают, что это ссылка на способность Христа соприкасаться с греш­никами и всё же быть отделённым от них во время воплощения. Другие верят, что это описание Христа не в период Его воплощения, но в Его роли как перво­священника, и поэтому «отделенного от грешников», ссылаясь на завершение Его работы для грешников, относительно Его жертвенной смерти (см. гл. 9:28). Они полагают, что фраза должна быть истолкована в свете последующей фразы, которая указывает на удаление Христа от этого мира и таким образом от бук­вального контакта с грешниками, чтобы быть в личном присутствии Бога. При­держивающиеся второй точки зрения полагают, точно также как и придержи­вающиеся первой, что Христос всегда был «святый, непричастный злу, непо­рочный».

превознесенный выше небес: Христос, в Своём возвеличении сидит одесную Отца. Он — Первосвященник, подходящий для нас.

27. который не имеет нужды ежедневно: — Нет никакой записи относи­тельно того, чтобы первосвященник ежедневно приносил жертву за грех. Было повеление, чтобы Аарон и его преемники ежедневно приносили жертвы, но это, кажется, были хлебные приношения, а не жертвы за грех Лев. 6:20-22. Труд­ность по этому в заявлении заключается в том, что первосвященник в древности приносил ежедневную жертву за грех и что Христос не имел нужды поступать так.

Трудность объясняется соображением, что какие бы служения ни исполняли священники, они исполняли их как уполномоченные первосвященником. Они совершали богослужения в своём месте и всё что они делали, рассматривалось, как если бы это совершал сам первосвященник. Они были просто помощниками и поскольку приносили жертвы за грехи ежедневно, — могло быть сказано в от­ношении первосвященника, что он ежедневно приносил жертвы.

за свои грехи: — В Судный день первосвященник, прежде всего, приносил жертву за свои грехи, и затем за грехи всего народа Лев. 16:11, 15. Это было необходимо. Будучи в грешном состоянии, он не мог являться перед Богом в наиболее святом месте до тех пор, пока не принёс жертву за себя. Христос не имел нужды поступать так. Он был безгрешен. Он совершил это однажды: — Возникает вопрос, что обозначено словом «это». Принёс ли Христос жертву однажды за Свои собственные грехи, как это делал первосвященник и затем за грехи народа? Христос не имел греха в Самом Себе. Он стал жертвою за грех 2Кор. 5:21. Поэтому, когда Он принёс Самого Себя в жертву однажды, Он предусмотрел все грехи и понёс их. Те грехи были нашими грехами, которые Он вознес телом Своим на древо. Это были Его грехи только в таком смысле, что Он взял на Себя ответственность за них. Он нёс их как замещающий другого.

принесши в жертву Себя Самого: — Христос был и священником, и жертвой одновременно.

28. закон: — См. 11,12,16cm.

поставляет ..человеков:— Или, «назначает людей».

немощи:: Или, «слабости» (ср. гл. 5:2).

клятвенное: — См. 20,21 ст.

после закона:: Церемониальная система прекратилась у креста (см. на Рим. 6:14; Ефес. 2:15; Кол. 2:14). Христос принял Своё первосвященническое служение по истечению срока действия закона, который регулировал Левитским священством.

поставило:Сына: — Или, «назначило Того, Кто является Сын». В Грече­ском оригинале определённый артикль отсутствует. Однако перевод «Сын» (без определённого артикля) вместо «Сын» (с определённым артиклем) — не точно передаёт силу Греческого выражения. Отсутствие определенного артикля ста­вит ударение на качество; следовательно, предпочтение даётся переводу: «Тот, Кто является Сыном» (ср. на Дан. 7:9,13).

на веки: — В противоположность временному служению Левитских свя­щенников. совершенного:Греч, teteioo, «совершенствовать» (см. на гл. 2:10).

Комментарий Е. Г. Уайт к 7 главе Евреям.

1 ЖВ578; ПП 136,157,703; ЗСЦ393.

5 ДА 336.

24 ЖВ 52.

25 ХД 544; НУХ 149, 156; ССШ 111; ЖВ 166,751, 835; ОХВ 178,184; ВБ482; СЕ 155; НПХ 9; СИ 243, 424; МЖС 33; МСЗЗ, 181; ВМ407; ГГХ 102; Воз. 280; СП 20; 1СЦ 543; 2СЦ60.321; 5СЦ 200, 633, 741; 6СЦ 123, 231; 8СЦ287; СБ 193.

26 ДА 570; ЖВ25.