Библиотека soteria.ru
Комментарий Адвентистов седьмого дня на послание Евреям
ГК АСД
Дата публикации: 28.03.13 Просмотров: 37278 Все тексты автора ГК АСД
Глава 7
1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, -тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,
2 Которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,
3 Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.
5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.
6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.
7 Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.
8 И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет.
9 И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину:
10 Ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.
11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?
12 Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.
13 Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.
14 Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.
15 И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной,
16 Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.
17 Ибо засвидетельствовано: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека».
18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,
19 Ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
20 И как сие было не без клятвы, —
21 Ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: «клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека»,
22 То лучшего завета поручителем соделался Иисус.
23 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;
24 А Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,
25 Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,
27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.
28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.
1. Мелхиседек: — Исторические факты, упомянутые в этом стихе, суммированы в Быт. 14:18-20 (см. соответствующий комментарий).
2. десятину отделил Авраам: — См. на Быт. 14:20. Авраам не должен бы давать десятину от всего Мелхиседеку, если бы он не знал его как первосвященника, следовательно, имевшего право принимать десятину.
Было много дискуссий о том, кто такой Мелхиседек. Сведения о нём очень скудные. Он упоминается в ВЗ только в Быт. 14:18-20; Пс, 109:4 и в НЗ в послании к Евреям. Некоторые полагают, что это был Христос; другие — Дух Святой, другие — Сим, ещё другие — сверхъестественная личность из других миров. При отсутствии веских доказательств для любого из этих положений, этот комментарий придерживается мнения, что Мелхиседек был одним из современников Авраама, царь одного из небольших государств того времени (см. на Быт. 14:18). Он представлен в послании к Евреям как прообраз Христа, изображение основанное на Мессианском предсказании в Пс. 109:4.
царь правды: — Внимание обращено на имя из-за его значения, когда применяется ко Христу (см. на Пс. 71:3; 84;11).
царь Салима:: См. на Быт. 14:18.
мира: — Выражение присущее Мессии (см. Ис. 9:5, 6; Зах. 9:10). См. Пс. 71:3; 84:11, где, правда и мир упомянуты совместно, как характерные черты царства Мессии.
3. Без отца, без матери:: Эти слова вызывали предположение, что Мелхиседек был каким-то сверхъестественным существом, каким он и должен быть, если он в действительности был без родителей, без начала дней и конца жизни. Такое утверждение в своей совокупности может без преувеличения быть истинным в отношении личностей Божества. Однако нет необходимости придерживаться этой точки зрения из-за формулировки. Автор мог просто иметь ввиду, что не было никаких записей, кто были отец и мать Мелхиседека.
без родословия: — Греч, agenealogetos, буквально, «без родословной». Иудеи очень тщательно отмечали и сохраняли свои родословные. Это было особенно важным относительно священников (см. Езд. 2:61-63). Никто не мог служить священником, если он не принадлежал к роду Ааронова, колену Левия и он мог это доказать, не оставляя никакого сомнения. Если родословная линия где-то была нарушена, он не считался более таковым и таким образом терял преимущества, принадлежащие священникам. По этой причине каждый Иудей, а особенно священники, тщательно сохранили свои родословные записи. О Мелхиседеке не осталось родословной.
начала дней: — Т.е., нет никакой записи о его рождении или смерти, как подчёркнуто фразой «ни конца жизни».
уподобляясь: — Или, «будучи похожим». Мелхиседек был прообразом Христа. Ничего не известно о рождении, или смерти, ибо об этом нет записей. Всё это соответствовало изображению Христа, который не имел начала, или конца дней (см. на Ин. 1:1-3).
пребывает священником: — Нет записи об окончании его первосвященнического служения.
4. как велик: — Иудеи очень высоко уважали Авраама (см. Ин. 8:52). Автор послания к Евреям теперь переходит к тому, чтобы доказать, что Мелхиседек был ещё большим. И если он был ещё большим, тогда священство Христа, которое было по чину Мелхиседека (см. на Евр. 5:6), было большим, чем священство Аароново.
и: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) раздвоено, как в пользу оставления этого союза, так и в пользу его опущения («даже» англ.)
патриарх: — Греч, patriarches, «отец нации». Авраам здесь назван «патриархом», чтобы увеличить эффект. Мелхиседек был настолько великим, что «даже патриарх» дал ему десятину. Так поступая, Авраам признал превосходство, первосвященнический авторитет Мелхиседека.
десятину: — См. 2 ст.
добыч: — Несомненно добыч недавней битвы Быт. 14:14-16.
5. заповедь — брать … десятину: — Левиты имели право брать десятину посредством Божественного повеления (см. Числ. 18:21). Однако они не были первыми в этом вопросе. Мелхиседек прежде них поступал так. Если они были посвящены Богом для служения, в такой же мере и Мелхиседек. А факт, что даже «патриарх Авраам» дал десятину Мелхиседеку, показывает, что Мелхиседек имел наивысшее подтверждение. Если Левиты были уполномочены Богом, принимать десятину, тем более имел на это право Мелхиседек.
6. не происходящий от рода их:: См. на 3 ст. Только Левиты могли принимать десятину. Мелхиседек не был Левитом, и всё же принял десятину от Авраама. Авраам встретился с человеком, большим, чем он. Авраам признал превосходство Мелхиседека и дал первосвященнику десятину.
благословил: — См. Быт. 14:19.
имевшего обетования: См. на гл. 6:13,15.
7. Без всякого же прекословия: — Или, «без всякого спора», («неопровержимо» англ.),
меньший … большим: — Вопрос превосходства обосновывается фактом, что Авраам уплатил десятину и принял благословение.
8: здесь: — Т.е., при Левитской системе.
там: — Т.е., ссылка на священство Мелхиседека.
он живет: — Это, конечно, не является буквально верным относительно Мелхиседека и также не отвечает требованиям объяснения, что в Библии не отмечена смерть Мелхиседека. Кажется, что эти слова относятся к Тому, Кто выше Мелхиседека, более великому, Кого Он представляет. О Христе подтверждено, что Он «будучи всегда жив» 25 ст. Священство Мелхиседека живёт в священстве Иисуса Христа.
9. Левий…. дал десятину: — Это высказывание представлено, чтобы дать дальнейшее доказательство, что священство Мелхиседека превосходило Левитское. Образ, в котором Левий дал десятину Мелхиседеку — представлен в 10 ст.
10. в чреслах: — Всё, что бы ни делал Авраам, — патриарх, — также поступали его последующие поколения. Таким образом, когда он давал десятину, Левий давал десятину. Этот факт автор цитирует как следующее доказательство величия Мелхиседека.
11. совершенство: — Левитское священство и церемониальный закон были временными и тенью, указывая вперед на работу, которую должен был исполнить Христос. Совершенство пришло не посредством закона, но через Христа, на Которого он указывал. Эта мысль более пространно изложена в гл. 9; 10.
закон: — Здесь полная Иудейская система, учреждённая на Синае (см. на Гал. 3:17).
какая бы еще нужда была: — Левитская система, сама по себе не подразумевала цели. Её цель — указывать людям на Христа, ибо лишь в Нём Одном — спасение. Если бы система могла обеспечить спасение независимо от работы Христа, тогда не было никакой нужды для служения Христа.
12. с переменою священства: — Т.е., от Левитского — к священству Мелхиседека.
перемене и закона: — Закон предусматривал, что только Левиты могли служить при скинии, и только сыновья Аарона могли быть священниками. Кроме того, закон регулировал служение священников, ссылаясь на распределение, в котором они служили. Если священников надо было избирать из других колен 13 ст. и таким образом ввести новый порядок гл. 8:13, необходимо быть перемене и закона.
13. Тот:: Т.е., Христос 14 ст.
к иному колену: См. на 14 ст.
приступал: — Или, «исполняя обязанности».
14. Иудина: — См. Мих. 5:2; Матф. 1:1; Марк 10:47, 48; Лук. 3:33;Рим. 1:3; Откр. 5:5.
Моисей ничего не сказал: — Законы, регулирующие вопросы, касающиеся священства были даны через Моисея Числ. 3; 4 гл.
15. яснее видно: — Это, кажется, ссылка на заявление, представленное в 12 ст., именно, о необходимости в перемене закона. Некоторые придерживаются мнения, что это ссылка на временный характер Левитского священства. Пророческое предсказание в 17 ст., предрекало, что новое священство должно быть отличного порядка, подчёркивая ещё более ясно необходимость в перемене закона относительно священства или что Левитское священство было временным.
16. заповеди плотской: — Несомненно, заповедь названа «плотской» в виду факта — особой последовательности или преемственности телесных (плотских) потомков Исх. 29:29, 30; Числ. 20:26, 28.
по силе: — Отмечен контраст этого слова с «законом».
непрестаюшей: — Греч, akatalutos, «неразрушимый», «не подлежащий исчезновению».
17. священник вовек: — Автор возвращается к этому заявлению из Пс: 109:4 снова и снова Евр. 5:6,10; 6:20; 7:21. На нём основывается его доказательства. Никакой простой человек не может быть священным вовек. Левитские священники служили только несколько лет. Поэтому, если кто-либо придёт, кто будет служить вовек, — он должен быть больше чем человек, более чем Левит. Следовательно, становится «еще яснее» 15 ст., что должно быть перемене закона относительно священства, если такого рода священник должен приступить к исполнению обязанностей.
18. Отменение: — Более сильное выражение, чем «перемена» 12 cm. Закон о Левитском священстве был действующим только до Иисуса Христа, великого Первосвященника, принявшего Своё служение. Тогда Левитское священство должно быть аннулировано.
прежде бывшей: — Или, «предшествующей», «прежде».
бывает: — Согласно Греческого текста, связь между 18 и 19 ст. можно представить следующим образом: «С одной стороны, отменяется заповедь … и с другой — вводится лучшая надежда».
немощи и бесполезности: — Левитскому священству не было соответственно такое состояние, ибо Сам Бог учредил его. Но оно не имело успеха из-за отношения народа к нему. Они поставили закон самоцелью и верили, что послушание ему, — должно принести им спасение. Им была проповедана благая весть, но не принесла пользы, не растворённая верою слышавших гл. 4:2,
19. закон ничего не довел до совершенства: — Т.е., закон сам по себе. Это не означает, что спасение было невозможным для людей в ВЗ времена. Было возможным и совершенство, но посредством тех же средств, которыми оно достигается и теперь — через веру в Иисуса Христа. «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, … По пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя» (см. на Гал. 3:24, 25).
вводится лучшая надежда: — Относительно связи этой фразы с ее контекстом (см. на 18 ст.). Лучшая надежда сосредоточена на Христе. Он занял место Левитского священства. Эта — «предлежащая надежда», наш «якорь», который «входит во внутреннейшее за завесу» гл. 6:18-20.
приближаемся к Богу: — Это была цель Левитского священства, но через недостаточное, повреждённое наставление и управление люди чувствовали, что Бог находится слишком далеко от них. Теперь Иисус Христос, Первосвященник, вошел «во внутреннейшее за завесу» гл. 6:19. Он «воссел одесную (престола) величия на высоте» гл. 1:3; поэтому люди могут «приступать с дерзновением к престолу благодати» гл. 4:16 и в полной уверенности приблизиться к Богу.
20. не без клятвы: — См. на гл. 6:17.
21. с клятвою: — Здесь представлен контраст, чтобы показать превосходство священства Мелхиседека. Относительно важности клятвы (см. на гл. 6:17).
раскается: — Греч, metamelomai, «изменить мысли», «раскаиваться» (см. на 2Кор. 7:8, 9).
по чину Мелхиседека»: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) раздвоено, как в пользу оставления, так и опущения этой фразы. Она вполне подтверждена в 17cm.
22. То: — Т.е., что это было подтверждено клятвой, в то время как Левитское священство основывалось на временном повелении.
завета: — Греч, diatheke (см. на Гал. 3:15). Это слово переводится как «завет» Матф. 26:28; 1Kop. 11:25; 2Кор. 3:6; и т.д. В Синодальной Библии во всех случаях переводится как «завет» или «завещание» Лук. 1:72; Гал. 3:15; Евр. 8:6-10. В тексте на данном рассмотрении предпочтителен перевод «завет», потому что автор говорит о новом завете (duttheke), теме, которую он развивает в гл. 8:6-13. DiathekS — слово, употребляемое повсюду для выражения «завет».
поручителем: — Греч, egguos, «поручительство», «ручательство». Здесь слово обозначает того, кто становится ответственным за [что-либо], или поручителем, выполняющим какое-либо соглашение — «лучшего завета».
Иисус: — Это имя подчеркивает Его человеческую сторону (см. на Матф. 1:1).
23. священников … много: — Здесь контраст между многими священниками при Левитской системе и одним священником по чину Мелхиседека.
24. непреходящее: — Греч, aparabatos, «постоянное», «неизменное». При Левитской системе священники не могли пребывать постоянно по причине смерти. Но Христос «всегда жив, чтобы ходатайствовать» (Евр. 7:25; ср. Откр. 1:18).
25. всегда: — Греч, panteles, «совершенно», «вполне», «полностью», «навсегда», «во всякое время». Мнение толкователей раздвоено — как и какое значение применить здесь. Оба значения — истинны, ибо Христос спасает совершенно и во всякое время.
Приходящих … к Богу::— См. на 19 ст.
будучи всегда жив: См. на 24 ст.
ходатайствовать: — Греч, entugchano (см. на Рим. 8:34).
26. должен быть: — Греч, ргерб, «удовлетворять требования», «быть пригодным», «годиться». Сравните употребление ргера в гл. 2:10. Это было подходящим, чтобы мы имели первосвященника, обладающего характером Христа.
святый: — Греч, hosios, «благочестивый», «набожный», «угодный Богу» (см. на Деян. 2:27).
непричастный злу: Греч, akakos, «простодушный», «невинный», «не мстительный».
непорочный: — Греч, amiantos, «чистый в религиозном и нравственном смысле». Сравните употребление этого слова в Иак. 1:27; 1Пет. 1:4; Евр. 13:4.
отделенный от грешников: — Или, «отделившийся от грешников». Некоторые полагают, что это ссылка на способность Христа соприкасаться с грешниками и всё же быть отделённым от них во время воплощения. Другие верят, что это описание Христа не в период Его воплощения, но в Его роли как первосвященника, и поэтому «отделенного от грешников», ссылаясь на завершение Его работы для грешников, относительно Его жертвенной смерти (см. гл. 9:28). Они полагают, что фраза должна быть истолкована в свете последующей фразы, которая указывает на удаление Христа от этого мира и таким образом от буквального контакта с грешниками, чтобы быть в личном присутствии Бога. Придерживающиеся второй точки зрения полагают, точно также как и придерживающиеся первой, что Христос всегда был «святый, непричастный злу, непорочный».
превознесенный выше небес: Христос, в Своём возвеличении сидит одесную Отца. Он — Первосвященник, подходящий для нас.
27. который не имеет нужды ежедневно: — Нет никакой записи относительно того, чтобы первосвященник ежедневно приносил жертву за грех. Было повеление, чтобы Аарон и его преемники ежедневно приносили жертвы, но это, кажется, были хлебные приношения, а не жертвы за грех Лев. 6:20-22. Трудность по этому в заявлении заключается в том, что первосвященник в древности приносил ежедневную жертву за грех и что Христос не имел нужды поступать так.
Трудность объясняется соображением, что какие бы служения ни исполняли священники, они исполняли их как уполномоченные первосвященником. Они совершали богослужения в своём месте и всё что они делали, рассматривалось, как если бы это совершал сам первосвященник. Они были просто помощниками и поскольку приносили жертвы за грехи ежедневно, — могло быть сказано в отношении первосвященника, что он ежедневно приносил жертвы.
за свои грехи: — В Судный день первосвященник, прежде всего, приносил жертву за свои грехи, и затем за грехи всего народа Лев. 16:11, 15. Это было необходимо. Будучи в грешном состоянии, он не мог являться перед Богом в наиболее святом месте до тех пор, пока не принёс жертву за себя. Христос не имел нужды поступать так. Он был безгрешен. Он совершил это однажды: — Возникает вопрос, что обозначено словом «это». Принёс ли Христос жертву однажды за Свои собственные грехи, как это делал первосвященник и затем за грехи народа? Христос не имел греха в Самом Себе. Он стал жертвою за грех 2Кор. 5:21. Поэтому, когда Он принёс Самого Себя в жертву однажды, Он предусмотрел все грехи и понёс их. Те грехи были нашими грехами, которые Он вознес телом Своим на древо. Это были Его грехи только в таком смысле, что Он взял на Себя ответственность за них. Он нёс их как замещающий другого.
принесши в жертву Себя Самого: — Христос был и священником, и жертвой одновременно.
28. закон: — См. 11,12,16cm.
поставляет ..человеков:— Или, «назначает людей».
немощи:: Или, «слабости» (ср. гл. 5:2).
клятвенное: — См. 20,21 ст.
после закона:: Церемониальная система прекратилась у креста (см. на Рим. 6:14; Ефес. 2:15; Кол. 2:14). Христос принял Своё первосвященническое служение по истечению срока действия закона, который регулировал Левитским священством.
поставило:Сына: — Или, «назначило Того, Кто является Сын». В Греческом оригинале определённый артикль отсутствует. Однако перевод «Сын» (без определённого артикля) вместо «Сын» (с определённым артиклем) — не точно передаёт силу Греческого выражения. Отсутствие определенного артикля ставит ударение на качество; следовательно, предпочтение даётся переводу: «Тот, Кто является Сыном» (ср. на Дан. 7:9,13).
на веки: — В противоположность временному служению Левитских священников. совершенного: — Греч, teteioo, «совершенствовать» (см. на гл. 2:10).
Комментарий Е. Г. Уайт к 7 главе Евреям.
1 ЖВ578; ПП 136,157,703; ЗСЦ393.
5 ДА 336.
24 ЖВ 52.
25 ХД 544; НУХ 149, 156; ССШ 111; ЖВ 166,751, 835; ОХВ 178,184; ВБ482; СЕ 155; НПХ 9; СИ 243, 424; МЖС 33; МСЗЗ, 181; ВМ407; ГГХ 102; Воз. 280; СП 20; 1СЦ 543; 2СЦ60.321; 5СЦ 200, 633, 741; 6СЦ 123, 231; 8СЦ287; СБ 193.
26 ДА 570; ЖВ25.