Глава 8

1. И: То есть «затем» или «снова». Этот союз соединяет главу 8-ю с 7-ой и делает ее продолжением предшествующего повествования. Другими словами, восьмая глава должна рассматриваться как продолжение седьмой, а следовательно, как объяснение или пояснение к ней. В связи с этим все описанное в 8-й главе, следует понимать как относящееся непосредственно к содержанию 7-й главы. Время произнесения данного пророчества приблизительно соответствует времени предыдущей главы, концу 735-го, началу 734 годов до н.э. (см.комм.Ис.7:1,16). Само по себе это пророчество также тесно связано со сказанным в предыдущей главе, и его следует рассматривать на фоне этой главы.

Свиток: Дословно «дощечка» для надписи.

Человеческим письмом: Это буквальный перевод употребленного здесь еврейского выражения, означающего «обычную палочку для написания» или иголочку, которая специально использовалась с этой целью.

Магер-шелал-хаш-баз: Дословно «спешит грабеж, ускоряет добыча». Это имя, будучи записанным на дощечке, должно было означать близость нашествия ассирийцев, предсказанного в Ис.7: 17-25. Почти за год до рождения младенца, это имя уже служило для жителей Иерусалима безгласным символическим свидетельством, дающим им прекрасную возможность хорошо подумать о его значении (см.комм.Ис.8:8).

2. Взял себе верных свидетелей: Чтобы они подтвердили подлинность факта и важность данного свидетельства. Урия был священником, позже призванным Ахазом для постройки нового жертвенника для храма по образу одного из жертвенников, который он видел в Дамаске (4Цар.16: 10-11). Личность Захарии неизвестна.

3. К пророчице: Это говорит о том, что жена Исаии также имела пророческий дар и оказывала ему содействие в служении. Женщины, обладающие этим даром, обычно назывались «пророчицами» (Суд.4:4; 4Цар.22: 14; 2Пар.34:12; Лук.2:36). С другой стороны, ее могли так называть просто потому, что она была женой пророка. Магер-шелал-хаш-баз был вторым сыном Исаии (см.Ис. 7:3). Подобно тому как первый сын Исаии был знамением, указывающим народу, что «остаток возвратится», его второй сын должен был служить знамением близости грядущего суда.

4. Отец мой: Обычно к году ребенок начинает говорить «папа» или «мама».

Прежде чем младенцу исполнится год, ассирийцы должны будут уничтожить как Израиль, так и Сирию. Это пророчество исполнилось в 732 году до н.э, когда Факей и Рецин лишились своих престолов, а позже и жизни (Ис.7:16; ср.4Цар.15:30; 16:9). Таким образом, написанное на дощечке имя Магер-шелал-хаш-баз было знамением скорого нападения ассирийцев, которые совершат грабеж Самарии и сделают Сирию своей добычей (см.комм.Ис.8:1).

Так Израиль и Сирия были покорены Ассирией. Иудея же была еще на данный момент пощажена. Бог сказал Ахазу, чтобы он не боялся (Ис.7:4), и предсказал о рождении ребенка, предзнаменованного младенца Еммануила, заверив таким путем, что Господь будет с Иудеей и избавит ее от той страшной участи, которая постигла ее северных соседей.

На одной глиняной дощечке Феглаффелласар сообщает, что жители Израиля свергли своего царя и что он затем посадил на престол Осию. Согласно 4Цар,15:29-30 именно в дни Факея Феглаффелласар захватил «Галаад, и Галлилею, всю землю Неффалимову и переселил их в Ассирию», а затем Осия поразил Факея и воцарился вместо него. Согласно 4Цар.16:7-9 именно в это время, когда Ахаз обратился за помощью к ассирийцам, Феглаффелласар взял Дамаск, переселил жителей его в Кир и умертвил Рецина.

Вместо того чтобы уповать на помощь Бога, Ахаз стал просить Феглаффелласара спасти его от руки царей Израиля и Сирии (4Цар. 16:7). Поступая так, Ахаз лишь накликал суды на Иудею. Летописец сообщает, что своим беззаконием Ахаз «развратил Иудею» и что хотя Феглаффелласар и пришел, «но был в тягость ему, вместо того чтобы помочь ему» (2Пар.28:19-20).

6. Пренебрегает водами Силоама: Этот водопровод шел от источника Геона в одной из пещер восточного холма Иерусалима, воды которого образовали поток, впадавший в древний Силоамский пруд. Позже построенный Езекией подземный канал направил воды Геона в новый Силоамский пруд, расположенный в самом городе.

Эти спокойные воды Силоама символически заключали в себе слова заверения, содержащиеся в имени Еммануил, означающего «с нами Бог». Пренебречь мирно текущими водами Силоама означало пренебречь советом Божьим.

Обращением за помощью к Ассирии Ахаз навлек на Иудею «воды реки бурные и большие», ибо река — царь ассирийский, «выступит из всех берегов своих» и затопит всю широту Иудеи (Ис.8:7-8).

Восхищается Рецином: Значение последней части шестого стиха не совсем ясно в его контексте. Ахаз и весь иудейский народ страшно боялись Рецина и Факея, сына Ремалиина (Ис.7:1-2). Внося исправление в еврейский текст, некоторые переводят последнюю фразу так: «замирает от страха перед Рецином и сыном Ремалииным».

Согласуясь как будто с контекстом, этот перевод вносит довольно неправдоподобное исправление (изменение) еврейского подлинника.

Другие же, считая эту фразу ранней редакционной вставкой, говорят, что если ее опустить, то седьмой стих явится естественным продолжением шестого стиха, и ход мыслей между ними не будет нарушаться. Следует заметить однако, что рукопись Мертвого моря IГ-Ис-а подтверждает вариант массоретского текста (т.е. словом «восхищается»).

7. Воды реки: Для изображения Ассирии здесь используется символ реки Евфрата (см.комм. И.Нав.24:2; ср.Иер.47:2). И приближающееся нападение ассирийцев образно представлено рекой, выходящей из своих берегов и затопляющей всю окрестность. Эти воды вначале должны будут поглотить Израиль, а затем наводнить Иудею (ст.8). Сами ассирийцы называли свои войска сокрушающими и непреодолимыми, сравнивая их с потоком.

8. Пойдет по Иудее: За неповиновение и неверие иудеев земля их не останется совершенно подверженной ассирийскому нашествию. Израиль будет уничтожен полностью, Иудея же не подвергнется окончательному разрушению. Вначале небольшой, поток будет постепенно увеличиваться, пока воды его не дойдут до «шеи» (Ис.30:28), Иудеи. История повествует, что в конце концов вся Иудея, за исключением города Иерусалима, временно попала в руки ассирийцев (см.ком.4Цар.18:13).

Распростертие крыльев ее: Имеются в виду воды разлившейся реки, вышедшей из своих берегов. Несомненно, что под самой рекой подразумевается ассирийский царь (ст.7).

Во всю широту: См.комм. выше.

Еммануил: Относительно этого имени см. комм.Ис.7:14. Упоминание имени Еммануил служит напоминанием того, что Бог мог бы пребывать с Израильтянами. Они были совершенно лишены присутствия Божьего, и Иудея уже была близка к тому же. Многие из вождей и народа иудейского оставили Господа, и вследствие этого Он не мог пребывать с ними. Другие же, малочисленный остаток, были по-прежнему верны, и они должны были спастись. Для них главным образом и была дана эта весть.

9. Враждуйте: Соответствующее еврейское слово происходит от корня, означающего «быть плохим» или «разбивать», «разрушать». Следовательно, само слово должно означать «негодуйте» или «разрушайте». Переводчики латинской «Вульгаты», очевидно, восприняли данное слово происходящим от корня со значением «обращаться друг с другом», «иметь дружеские отношения» и соответственно перевели его как «собирайтесь». Переводчики «Септуагинты», вероятно, пользовались еврейским текстом, в котором соответствующее слово было заменено другим словом, и поэтому они перевели его на греческий язык как «знайте». Эти слова очень схожи по написанию, и их легко можно принимать одно за другое (перевод «знайте» более согласуется с контекстом).

Народы: Здесь Исаия обращается к язычникам, которые будут пытаться «замышлять замыслы» (ст.10) против Бога, и предупреждает их, что «с нами Бог».

10. Замышляйте замыслы: Бог силен разрушить все замыслы нечестивых людей, стремящихся воспрепятствовать исполнению Его намерений. Это Он делал во дни Ахаза, это Он делает и сегодня.

С нами Бог: То же, что Еммануил в ст.8.

Стихи 9-10 поясняют значение вести об Еммануиле, которую Бог желал донести до сознания Своего народа. В конечном итоге замыслы ассирийцев будут бессильны превозмочь детей Божьих, ибо Он был с ними (см.гл.10:5-12). Исаия ревностно проповедует эту весть всему иудейскому народу, и, несомненно, многие возложили свое упование на Бога. Царь Езекия, сын Ахаза, был одним из таковых. Когда Сеннахирим выступил против Иудеи, Езекия ободрял Свой народ следующими словами ободрения: «Будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним; потому что с нами более, нежели с ним: с ним мышца плотская, а с нами Господь, Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших» (2Пар.32:7-8). Бог был с Езекией, потому что он уповал на Господа, и в результате 185 000 воинов из полчища Сеннахирима были в одну ночь поражены Ангелом Господним (4Цар.19:35).

11. Не ходить путем сего народа: Исаия не должен был следовать за народом, удаляющимся от Бога.

Это повеление Бог высказал с особой силой, «держа крепкую руку», так что Исаии не приходилось сомневаться относительно того, какой путь был правильным.

12. Не называйте: Хотя Бог обращается лично к Исаии, Он говорит в адрес «всего народа» (ст.11). Бог продолжает говорить народу включительно по 15-й стих.

В 16 стихе Он вновь обращается к Исаии.

Заговором: дословно «конфедерацией», образованной с целью тайно действовать против кого-то. Ныне это слово обычно употребляется в благоприятном смысле «союза», хотя оно по-прежнему может означать также «объединение людей для противозаконных целей». Именно в этом значении употреблено здесь данное слово.

Сирия и Израиль тайно сговорились, или составили Федерацию против Иудеи (гл.7:2, 5-6), а Ахаз со своей стороны объединился в союзе с Ассирией против Израиля и Сирии (4Цар.16:7-9). Ахаз и весь народ боялись тайного Израило-Сирийского сговора, или объединения, и соединились с язычниками, намереваясь противодействовать ему. Ахаз более надеялся на помощь язычников, нежели уповал на Бога, за что и был порицаем Господом. Это было бесчестием для небесного Бога, что Его избранный народ вступил в союз с идолопоклонниками. Бог желал, чтобы Его народ был мужественным, отделенным от мира.Мы должны советоваться только с Богом и в Нем искать силу. Лишь в таком случае Господь будет пребывать с нами, и лишь в таком случае мы можем выполнить Его дело по Его изволению.

Когда народ Божий вступает в какой бы то ни было союз с людьми, не знающими Бога, тогда человеческие действия и соображения неизбежно заменят собою небесные принципы и дело господне потерпит урон. Наша сила не в тесном единении с миром, а, наоборот, в полном отделении от него.

13. Господа Саваофа — Его чтите свято: Точнее: «Господа Саваофа — Его чтите, как Святого».

Исаия видел в видении святость Бога (гл.6: 1-4), и ныне он призывает иудейский народ осознать святость Господню. Пока Иудеи не видели бесконечной святости Бога, они не могли достигнуть святости сами.

Он — страх наш: см. Втор.4:10; 6:2. Народ, боящийся Бога, не станет страшиться человека. Ахаз трепетал перед Факеем и Рецином, потому что он не имел страха перед Господом (4Цар.16:5-9).

Страх Божий — это нечто очень далекое от страха человеческого. Бояться Господа вовсе не означает ужасаться Его, это значит испытывать благоговейный страх трепет перед Ним, уповать на Него, любить Его, с радостью являться пред лице Его.

14. Будет Он освящением: Соответствующее еврейское слово означает «святое место», «святилище», или «убежище». Всякий истинно боящийся Господа (см. комм.ст.13) найдет в нем убежище от опасности (см. Пс.90). Исаия стремился обратить народ от всего земного к Богу. Христос был и является на сегодня истинным «святилищем» и «убежищем» для Израиля.

Камнем преткновения: Иисус называет Себя «камнем» (Матф.21: 42-44), и Павел приводит текст Писания Ис.8:14 как относящийся ко Христу (Рим.9: 33), а Петр дает еще более подробное толкование его (1Петр.2:6-8).

Во время строительства храма Соломонова никак не могли найти место для одного огромного камня, вытесанного в каменоломне и привезенного на место строительства. Долгое время он лежал в бездействии и пренебрежении, мешая строителям. Но затем выяснилось, что это был самый ценный камень во всей постройке, «краеугольный камень», и он наконец был положен на свое место. Иисус есть долго отвергаемый камень иудаизма.

Для незнающих Христа, Он был камнем преткновением и соблазна. Он постоянно был на их пути, удерживая их от выполнения их собственных эгоистичных планов, препятствуя им осуществлять их нечестивые намерения.

Тот самый камень, о который они претыкались, был ничем иным, как краеугольным Камнем самого неба, Тем, без Которого всякая жизнь, радость и мир на земле и во всей вселенной вообще невозможны.

Для обоих домов Израиля: Это выражение делает очевидным, что Исаия обращается не только к Иудее, но также и к Израилю.

Как Израиль, так и Иудея отступили от Господа и отвергли Его закон, видя в Нем скорее камень преткновения, нежели прибежище жизни и упования, чем Он обещал быть для них.

Сетью: Символ камня заменяется символом западни с тем, чтобы обратить внимание на другую сторону вопроса. Христос и его весть должна сделаться как бы западней или сетью для жителей Иерусалима. Тот, который должен стать жизнью, надеждою и защитою для всего человечества, окажется сетью для отказавшихся ходить Его путями, Только в таком случае жизнь может сохраниться на земле. Если бы нечестивым было позволено свободно ходить своими путями зля, тогда они вскоре уничтожили бы и себя и всех живущих на земле. Лишь благодаря приостановлению действий нечестивых и постановке определенных ограничений, за которые им не разрешается входить, продолжение жизни на земле делается возможным. Каждый живой человек может благодарить Бога за то, что Он является петлей и сетью для нечестивых, ибо иначе ни один из живущих на земле не имел бы мира, радости, свободы, надежды.

15. Преткнутся и упадут: Здесь Господь главным образом обращается к народу, живущему непосредственно во дни Исаии. Однако во все века люди, идущие против Бога и Его закона, также претыкаются и падают, если они не принимают обличений святого Слова Божьего. Кто из-за недостатка духовного видения не способен понять истинное значение вестей Слова Божьего, тот часто заставляет эти вести делаться преткновением для всех подпадающих под их влияние. Ни один человек не будет уловлен в сеть, если он обладает духовной проницательностью и любит истину.

16. Завяжи свидетельство: Такова была задача Исаии. Эти слова указывают на древний восточный обычай связывания документа и прикладывания к нему печати. Еврейские и арамейские папирусы пятого столетия до н.э, обнаруженные в Элефантине, в Египте, так и были найдены связанные веревкой. Узел же был опечатан глиной, оттиск которой напоминает нарезную печать. Благодаря этому документ сохраняет подлинность и остается ненарушенным. Это же следует сделать и со Словом Божьим и Его законом. Исаия провозглашал народу весть исключительной важности, от принятия которой зависит жизнь всей нации. И эту весть нужно было бережно принять и сохранить.

Бог даровал Израилю Святой закон, повиновение этому закону несло жизнь всему человечеству. Поэтому было очень важно сохранить этот закон неизменным на протяжении всех веков, чтобы ни одна черта, ни йота не могла быть нарушена или каким-либо другим путем сделана бездейственной (см.Матф.5: 17-18).

17. Я надеюсь: Здесь вновь говорит Исаия.

Это его личный ответ на весть Божью в ст. 12-16. Как бы не поступали другие, а он сам подтверждает свое намерение строго повиноваться Богу и обрести в Нем уверенность и силу.

Сокрывшего лицо Свое: Бог никогда по собственному произволу не скрывает лица Своего от какого-то человека и народа. Только когда сами люди оставляют Бога, Он отвращает Свое лицо (Ис.59:1-2). Он никогда не продолжает говорить тем, кто не желает Его слушать. Лишь потому что израильтяне отвратились от слушания Слова Господня и от исполнения Его закона, Он как бы сокрыл от них лицо Свое.

Положение нации в целом было подобно положению Саула, когда Господь больше не отвечал ему (1Цар.28:6).

Уповаю: Каково бы ни было положение других, Исаия твердо решил уповать на Бога, внимать Его словам и ходить Его путями (И.Нав.24:15).

18. Я и дети: Как указывают сами их имена, Исаия и его сыновья были предопределены Богом служить живым знамением для иудейского народа. Через них Бог провозглашал Своему народу особо серьезную весть. Имя «Исаия» означает «Иегова спасет». Это имя в сущности и является основной темой книги, которая его носит. В отношении ближайших событий оно означает спасение от Израиля, Сирии и Ассирии. Имя первенца Исаии «Шеарясув» означает «остаток возвратится», и своим именем этот сын свидетельствовал народу, что остаток будет спасен. На данный момент Бог не собирался окончательно истреблять Иудею, как это Он намеревался сделать с Израилем. Имя второго сына: «Магер-шелал-хаш-баз» означает «спешит грабеж, ускоряет добыча». Этот сын должен был постоянно напоминать о том, что суд очень близок, и что вскоре погибель постигнет тех, кто отвергает благодать Божью. Для оставшихся все же верными и истинными перед Ним младенец Еммануил служил заверением постоянного пребывания Бога среди Них.

19. Когда скажут вам: Здесь Исаия осуждает те действия, к которым Ахаз и многие Иудеи прибегали, ища совет и руководство.

К вызывателям умерших: См. Лев.19:31; Втор.18:10-12.

Своими беззакониями дети Израиля сами отдалили себя от Бога, как это было с Саулом, и поэтому Господь не отвечал более им (1Цар. 28:6). Подобно Саулу народ теперь обратился к злым духам за руководством и помощью.

Спиритизм был широко распространен, тогда, как и ныне, народ испрашивал руководство у духов.

К шептунам: См. Лев.19:31. Медиумы, или так называемые посредники между духами и людьми, говорят обычно шепотом. Есть что-то насмешливое и презрительное в этих словах. Слуги дьявола, устанавливающие связь с духами, зачастую прибегают к самым бессмысленным и низким предметам.

Обращаясь за советом к злым духам, люди неизбежно сами уподобляются им в характере и поступках. Сатана оказывает практически неограниченное влияние на тех, кто отвергает «закон и откровение» (Ис.8:20), предпочитая им более привлекательные советы злых духов.

Обращаться к своему Богу: Вместо того чтобы спрашивать совета у спиритических медиумов. Это было верхом безрассудства Израиля — оставить Бога, Создателя жизни, и отдать себя во власть виновника всех бедствий и смерти.

Спрашивают ли мертвых о живых: Так как мертвые ничего не знают (Еккл.9:5), то ясно, что они не могут дать никакого совета и что всякое заверение, будто они способны сделать это, есть ничто иное, как обман. Для человека невозможно проявить большее безрассудство, чем то, на которое он идет, когда оставляет живого Бога и поддается влиянию виновника смерти. Люди, отвергающие истину лишь потому, что она неприятна им, делают себя беззащитными, не могущими устоять против дьявольской лжи (2Фес.2:10-11).

21. К закону: Употребленное здесь еврейское слово означает всякое откровение воли Божьей. Это распространенный библейский термин, используемый обычно для вдохновения Писаний, в особенности принадлежащих перу Моисея (см. Числ.19:14; Втор. 4:44; 30:10; 31:9; Прит.3:1). Исаия уводит людей от слов и мудрости сатаны и человека, направляя их к явленной мудрости Бога. Пророки Божьи были Его свидетелями, или «глашатаями», и «откровение», о котором они свидетельствовали, было Его вестью мудрости и жизни.

Исаия здесь указывает на слово Божье как на знамя истины и руководства в праведной жизни. Бог явил Себя в Своем Слове. Чтобы ни говорили люди, если их слова не согласуются с Его словами, то «нет в них света» (см. комм.гл.50:10-11).

21. Жестоко угнетенные и голодные: Здесь Исаия говорит о тех, кто отверг Бога и свет Его Слова, в особенности о тех, кто отверг пророческую весть, записанную в главах 7-8.

Все таковые будут блуждать как бы в земле мрака, недоумевая и страдая, жаждущие чего-то, сами не знающие чего, ищущие чего-то и не могущие найти, вдали от Бога. Унылые и смущенные, без всякой надежды, крайне недовольные безрадостным положением, они укоряют своих руководителей за те затруднения, в которых они теперь оказались, и ропщут на Бога за то, что им теперь приходится пожинать горькие плоды неповиновения. Пророк правдиво описывает здесь положение упрямых и своенравных людей всех столетий. В гл. 9: 1-8 его вдохновенный взор устремляется вперед, ко времени Первого пришествия Христа, того Света, Который рассеет мрак человеческой души яркими лучами Солнца Праведности (Мал.4:2; Матф.1:23).

22. Взглянут: Эти люди пристально вглядываются в небо, но не видят ни Бога, ни света. Тогда они смотрят на землю, но и здесь находят лишь страдающие души и смятение.Без Бога мир представляет собой сложный лабиринт неизвестности и страданий.

Мессия, пришествие Которого со страстным желанием предвкушает пророк (9:1-2), — вот тот единственный свет во тьме нынешнего человечества и его единственная надежда на светлое будущее.