Глава 9

1. Прежнее время умалило: В еврейской Библии первый стих девятой главы является 23-м стихом восьмой главы. Стихи 1-7 девятой главы имеют непосредственную связь с заключительными стихами восьмой главы, рисующими картину тяжких страданий и непроглядной тьмы. Во дни Исаии войска Ассирии принесли несчастье и «тьму» (9:2) земле Завулоновой и Неффалимовой, двум самым северным коленам Израиля. Понимая, что эти бедствия явились следствием духовной тьмы, Исаия своим пророческим оком взирает вперед на великий свет (ст.2,6-7), который рассеет мрак человеческой души (Иоан.1:4-9; 8:12; 9:5). Те же самые земли, которые видели так много бедствий, увидят явление славы и света. Здесь говорится о пришествии Мессии с Его вестью жизни и упования. Над миром, покрытым тьмой, «взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Мал.4:2).

Землю Завулонову: Во дни, когда Исаия писал эти слова, земля Израильская испытывала большие бедствия, особенно ее пограничные области на севере и востоке, ибо Феглаффелласар III вторгся в страну и «взял Ион, Авел-Беф-Мааху,и Ианох,и Кедес, и Асор, и Галаад, и Галилею, всю землю Неффалимову, и переселил их в Ассирию (4Цар.15:29).

Приморский путь: В древности большие дороги носили названия описательного характера (см.Числ.20:17; 21: 22; Втор.2:27). Некоторые предполагают, что этим «приморским путем» была знаменитая караванная дорога, ведущая из Дамаска и заиорданских областей через Галлилею к Средиземному морю (Марк.2:1,13). Эта дорога проходила вблизи Капернаума и других городов Галлилеи. Другие же считают, что «приморским путем» была дорога, шедшая на север вдоль берега Средиземного моря к Тиру и Сидону.

Галилею языческую: Кедес, о котором говорится в 4Цар.15:29, был расположен в Галилее и являлся одним из городов убежищ (И.Нав.20:2,7; 21:32). А во дни Соломона территория Галилеи простиралась до области Тирской (3Цар.9:11). Название «Галилея» означает «круг» или «кругооборот». В новозаветние времена Галилея включала в себя несколько большую территорию, чем прежде. Она была названа «Галилеей языческой» потому, что в ней всегда находилось смешанное население, лишь небольшую часть которого составляли иудеи. Эту область соединяли с миром пути, ведущие к Дамаску, Евфрату, и Мессопотамии, к Тиру, Малой Азии, и Европе на севере, и к Самарии, Иудее, и Египту на юге. Именно в этой области, столь подверженной влиянию мира, Иисус провел большую часть времени в служении человечеству.

2. Свет великий: Для жителей Галилеи, пребывающим в столь непроглядной тьме, должен был засиять великий свет (Иоан.1:4-9). Мысли пророка направлены к будущему, ко времени пришествия в мир Мессии. Эти слова получили свое точное исполнение в начале общественного служения Христа в Галилее (Матф.4:12-16). Со времени пленения десяти колен в 723-722 гг. до н.э.

Галилея буквально пребывала во тьме до самого пришествия Мессии.

3. Увеличишь радость его: Пророк рисует картину более ясного и счастливого дня, когда Мессия придет к Своему народу, неся в себе мир и радость. Народ его увеличится численно (см. Ис.26:15; Иез.36:10-11), и счастье его преумножится.

Как веселятся во время жатвы: То есть веселятся подобно труженикам в период жатвы, который в земледельческих странах является самым счастливым временем года.

Осенью у евреев был праздник кущей, дни великой радости и благодарения (Неем.8:17).

Они радовались, ибо знали, что с ними был Бог (Фил.3:1; 4:4). Христос пришел, чтобы возвестить людям мир и радость (Ис.61:3; Лук.2:13-14).

4. Ярмо: Христос пришел в мир, чтобы сокрушить ярмо греха и снять с людей тяжкое бремя вины и забот, столь мучительно тяготеющее над ними (Ис.61:1-2; Лук.4:18-19; Матф.11:28-30).

В день Мадиама: Во дни судей Израиль нередко подпадал под тяжелую руку притеснителей и каждый раз был освобожден одним из своих национальных героев. Славную победу одержал Гедеон, над превозмогавшим его полчищем, сокрушив силу Мадианитян и принеся свободу своему народу (Суд.7:19-25).

5. Всякая обувь воина во время брани: Здесь представлена картина сражения и кровопролития, шума, крика, смятения и смерти, а затем окончательной победы и сожжения остатков, напоминающих о битве. Многовековая борьба между силами добра и зла достигает наивысшего предела в великой битве Армагеддона, которая возвестит о начале вечного царствования Христа (Откр.16:14-16; 19: 11-19 см. также Пс.45:7-10; 75:3-4; Ис.63: 1-6; Иез.38:21-22; 39:6-9; Иоиль 3:11-16; Зах.9:9-10; 14:12-13).

6. Младенец родился нам: Исаия завершает рисуемую им картину грядущей эры мира чудесным пророчеством о великом князе Мира. Мир никогда не может быть утвержден на нашей земле человеческими усилиями. В своем описании грядущего на землю Царя, Чье владычество будет в праведности и святости, Исаия использует такие термины, которые не могут относиться ни к одному земному правителю.

Существует лишь одна личность во всей вселенной, к которой данное здесь описание можно точно и полностью применить, этой личностью является Христос. Нигде в Библии мы не находим такого величия мысли, такой красоты выражения и напряженности чувств, как в этом описании Спасителя мира и грядущего Царя. Поистине, когда Исаия писал эти слова, он видел в видении Господа Славы.

Рука Бога была на нем, и ангел направлял его, как это было со всеми ветхозаветними писателями.

В Псалме 109-ом Христос показан как грядущий Царь, Который будет священником «вовек по чину Мелхиседека». В Псалме 2-ом о Нем говорится как о поражающем народы жезлом железным, а в Псалме 44-ом Он изображается въезжающим на колеснице в величии и славе.

Владычество: Христос будет царствовать над всем небом и землей (см. Дан.2:44-45; Матф.25:31; 28:18; Лук.1:32-33; 1Кор.15:25; ср. Пс.109:1; Фил.2:10; Откр.11:15).

Чудный, Советник: См. Ис.11:2-3; 25:1; 28:29. Это имя включает в себя наличие мудрости, доброты и рассудительности, имя, которое вызывает восторг и поклонение всех жителей неба и земли, а также всей вселенной (см.Фил.2:9-11; Откр.5:12-13).

Бог крепкий: Сын Иисус — столь же великий Бог, как и Отец. От дней вечных, Он был един с Отцом (см. Пс.89:3; Прит.8:22-30; Мих.5:2; Иоан.1:1; 14:9,11).

Отец вечности: Как вечен Бог Отец, так вечен и Христос. Исаия называет Его Отцом, потому что Он является Отцом всего человечества в особом смысле, будучи Творцом человека и мира (Иоан.1:3; Ефес.3:9; Кол.1:16; Евр.1:2; ср.Быт.1:16).

Никакое другое слово, кроме слова «Отец» не выражает в столь полной мере любовь и заботу о своих детях. Когда Христос воцарится, Он будет как бы Отцом для Своего народа (Ис.22:21-22; ср.Откр.3:7).

Князь мира: См. Зах.9:9-10; Ефес.2:14.

Мир приходит лишь с праведностью (Ис.32:7-8), а Иисус именно и есть праведный Царь (Иер.23:5-6; 33:15-16), вменяющий и дарующий людям Свою собственную праведность, Он пришел на землю, чтобы принести мир (Лук.2:14; Иоан.14:27; см.Фил. 4:7).

7. Умножению владычества Его: Даниил предсказывает, что царство Христа сокрушит все царства земные и разрушит их, а само будет стоять вечно (Дан.2:44; ср.Откр.11:15). Ангел Гавриил возвестил, что «Царству Его не будет конца» (Лук.1:33).

На престоле Давида: Давид был прообразом Христа и именно через Христа, престол Давида будет утвержден навеки (Быт.49:10; 2Цар.7:11-13; Пс.88:4-5, 37; 131:11-12; Иер.23:5; 33:17; Лук.1:32; см.ком.Втор.18:15; 1Цар.28:7; Матф.1:1).

Судом и правдою: Дословно «справедливостью и праведностью» (см.Ис.11:4-5; 16:5).

Ревность: Почему Господь сделает это? Он побуждаем святой и пылкой ревностью, движимый духом любви. Его любовь не может оставаться бездейственной, и всякий раз, когда Он думает о людях, погрязших во грехах, она побуждает Его к делам благости и славы. Нет более великой силы, чем любовь, ничего иного, что могло бы воодушевить человека на большую жертву или более доблестное служение. Всеобщая любовь Христа побуждает Его править в духе бескорыстного служения со «справедливостью и праведностью».

8. На Иакова: Как видно из контекста 9-11 стихов, следующая весть была «против Иакова» в том смысле, что она предсказывала о приближающихся Божьих судах. Данный стих является началом нового раздела, заканчивающегося гл.10, ст.4, в котором Господь высказывает упрек Израильской нации. Видение Царя, Который будет царствовать во славе, окончилось, и пророк теперь обращает внимание на проблемы, касающиеся положения народа непосредственно на данный момент. Время совершения событий то же, что и в предыдущей главах, ибо Рецин, царь сирийский, все еще жив (ст.11), и следовательно, эта весть должна была быть дана между 735 и 732 годом, в котором Рецин умер.

На Израиля: В 8 стихе упомянут и Иаков и Израиль. Весть записанная в Ис.9:8 — 10:4, обращена главным образом к отступившим 10 коленам, которые обычно называются Ефремом или Самарией (Ис.9:9-21).

Но в 14-м стихе название «Израиль» почти наверняка относится к северной нации. Не означает ли Израиль в ст.8-ом северное израильское царство, а Иаков иудейское царство? Если это так, то здесь имеется в виду, что Господь посылает данную весть Израилю через Иудею. Однако в более общем смысле, Исаия часто использует название «Иаков» и «Израиль» для обозначения всего Израильского народа Божьего (см.Ис.10:20-22; 27:6; 29:23; 40:27; 41:8,14; 43:1,22,28; 44:5; 46:3; 48:1,12; 49:6). После окончательного падения северного царства оба эти названия относятся к Иудее.

9. Ефрем: Господь заверил, что Ефрем и Сирия не будут преуспевать в своих намерениях против Иудеи (Ис.7:4-7). Они уже потерпели несколько поражений, однако Факей, царь израильский, был по-прежнему полон решимости продолжать свои нападения на Иудею.

Надменным сердцем: В своем упрямстве и высокомерии Факей отказался внять предостережениям, высказанным Исаией, будучи более готов принять свои собственные меры против Ахаза.

10. Построим: Здесь Исаия говорит о неудаче прежних попыток Факея и о его намерениях возместить прошлые потери (Ис. 7:1). Это как если бы разрушилось здание из кирпичей, Факей построил бы другое, на сей раз из камня вместо кирпича; или если бы сикоморы были вырублены (см.комм.Лук.17:6; 19:4), Факей насадил бы вместо них более ценные и прочные кедры (3Цар.10:27). Он открыто проявил упрямство и противление воле Божьей.

11. Против него врагов: Господь пошлет против Израиля ассирийцев, врагов Рецина. Относительно действий Феглаффелласара против Факея см. 4Цар. 15:29.

12. Сириян с востока: В это время Сирия находилась в союзе с Ефремом, заключенном против Иудеи (Ис.7: 1-2), однако Господь обещал направить сирийцев против Израиля, их давнего врага. На Востоке союзы между народами были недолговечны, и союзник сегодня, завтра мог стать злейшим врагом. Сирийцы нападут на Израиль с севера и востока, а филистимляне выступят против него с юга и запада. У евреев направления рассматривались с точки зрения человека, стоящего лицом к востоку (см. комм. Быт.29:1; Числ.3:23), следовательно, сирийцы были с востока, а филистимляне с запада.

Еще простерта: Ср. Исх.7:19; 8:5; Ис.5: 25, где то же самое выражение употреблено в связи с другими судами.

Господь поразил Израиль Своими судами, но рука Его еще простерта, как будто готовясь подвергнуть народ новым судам. Феглаффелласар III отнял у Израиля огромные области, однако не разрушил их; Осада СалманассараV, предстоящая впереди, должна была привести нацию к полному уничтожению.

13. Не обращается: Бог послал Свои суды не для того, чтобы уничтожить народ, а чтобы привести его к покаянию. Однако Израильтяне не приняли Его вестей порицания и продолжали упорствовать в своем нечестии и своеволии. За это их ожидали новые еще более тяжелые суды.

Биющему его: ср.комм.Ис.1:5-6.

14. Отсечет Господь у Израиля: Так как Израиль не желал раскаяться, Господь вынужден был посылать новые суды, которые должны были отсечь у народа «голову и хвост» (см.комм.Ис.9: 13). Израильскую нацию ожидало полное уничтожение, и особенно тяжелые суды должны были выпасть на долю тех, кто ввел народ в заблуждение (см.16 ст).

Пальму и трость: В других переводах «ветвь и трость».

Ветвь, вероятно, была от величавой пальмы, соответствующей знати и вождям страны.

«Трость», или тростник, может указывать на показное смирение (Ис.58:5) или же согласно Ис.9:14-15 на ложных пророков.

15. Старец: См. Ис.3:2-3. Князья, судьи, государственные деятели и военачальники были в числе выдающихся вождей народа. Вот для этих-то грядущие суды должны были оказаться особенно тяжкими.

Пророк-лжеучитель: Самым презренным классом в нации была группа людей, которые, неся на себе ответственность обеспечения народа духовным руководством, увели народ на путь заблуждения и безрассудства. Исаия не обходит их в своей вести порицания (Ис.28:7; 29:9-10).

16. Введут его в заблуждение: Народам необходимы вожди, но порой эти вожди ведут неверными путями.

Немало народа погибло только лишь из-за того, что вожди ввели их в заблуждение. Всякий, стремящийся к руководству, должен в полной мере осознать всю тяжесть своей ответственности. Судьба народов зависит от его личного совета и примера. Израиль пал, потому что его вожди увели народ на путь заблуждения.

17. Не порадуется: В рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а написано «не пожалеет», что кажется более соответствует контексту.

Лицемеры: См. комм. Матф.6:2; 7:5; 23: 3,13. Когда Израиль пал, народ полностью предался злу. Правда, они по-прежнему выставляли напоказ свою религиозность, но в то же время открыто творили беззаконие, находя в этом удовольствие. Все классы были вовлечены в грех и все классы должны были соответственно получить возмездие от малого до старого. Когда нечестие достигло такого предела, справедливость требовала, чтобы виновные понесли заслуженное наказание.

18. Как огонь разгорелось: Это образное изображение последствий нечестия. Грех поражает, но не врачует. Беззаконие сжигает, превращая все в пепел и принося полное опустошение, не восстанавливая и не созидая. Тернии и волчцы, которые ни к чему не пригодны и которые следует лишь уничтожить, символизируют нечестие, столь широко распространенное среди людей (Ис.5:6; 7:23-25; 10:17; 27:4; 32:13).

Когда земля покрылась густо заросшими кустами ежевики и терновника, вытеснившими собой ценные деревья, тогда беззаконие должно разгореться, как огонь, чтобы истребить само себя. Грех должен быть наказан, и фактически он должен сам себя истребить (см. Ис.33:11-12; Иер.21:14; Иоиль.1:19-20; Евр.6:8). Таким образом земля должна была очиститься, чтобы стать приготовленной для нового произрастания полезной растительности.

19. Опалит землю: Дословно «покроет мраком землю»(см.комм.Ис.9:1-2).

Перед взором пророка предстает картина хаоса и смятения. Люди ходят в полном недоумении, и вся земля покрыта густой тьмой.

Страсти и мучения, ненависть и порочность, несправедливость и жестокость столь надорвали человеческие сердца, и столь воспалили их дух, что каждый человек теперь восстает на своего ближнего. Таково будет в конце концов воздействие зла, когда «меч каждого человека будет против брата его» (Иез.38: 21), и тогда рука всякого человека «поднимется на руку ближнего его» (Зах.14:13).

20. Плоть мышцы своей: Наглядная картина последствий алчности и развращенности. Эгоизм в конце концов поглощает сам себя. Кто не заинтересован в благоденствии ближнего своего, тот фактически действует против своих собственных интересов. Ни один человек не может быть вполне счастливым и удачливым, если его ближний тоже не будет счастливым. Когда человек наживается за счет угнетения ближнего своего, он тем самым готовит путь для своего собственного уничтожения. Когда народы истребляют друг друга, желая достичь своих эгоистичных целей, они проявляют высшую степень безрассудства, ибо таким путем они уничтожат и самих себя и мир, в котором они живут.

Как в древности человек поражал человека, и народ истреблял народ в результате раздоров и алчности, так и ныне мир переживает процесс совершения своего собственного уничтожения.

21. Манассия Ефрема: Эти два колена были братьями, и они имели общие интересы. Но когда Ефрем выступил против Манассии, а Манассия против Ефрема, тогда их общее уничтожение стало неизбежным. И когда эти два колена стали сражаться со своим братом Иудой, они сделали совершенно очевидным тот факт, что настал день их окончательной гибели. Ни один народ не может пройти безнаказанно сквозь такой водоворот злодеяний, страстей и кровопролития, который наблюдался в северном царстве в ранние годы жизни Исаии и затем продолжался еще долгое время.

Еще простерта: Дальнейший перечень злодеяний, за которые наказывающая рука Господа была еще простерта на народ, дается в следующей главе, продолжающей без всякого разрыва ход мыслей данной главы.