Предисловие

1. Заглавие.

В еврейских рукописях и в «переводе Семидесяти» книга пророка Исаии значится под названием «Исаия». (Перевод Семидесяти, или Септуагинта, — греческий перевод Библии, сделанный 70 или 72 учеными в Египте во 2-3 веках до н.э).

В Лук.4:17 эта книга названа «книгой пророка Исаии», а в Деян.8:30 она именуется «пророком Исаией». В еврейских Библиях эта книга помещена в разделе, называемом «пророки», идущим непосредственно за объединенной книгой Царств; после этого раздела следуют книги Иеремии, Иезекииля и двенадцати так называемых «малых пророков».

2. Автор.

Пророк Исаия был автором книги, названной его именем, будучи сыном Амоса и потомком царственной линии, он был призван к служению пророка еще в юности, незадолго до окончания царствования Озии (Азарии 790-739 гг. до н.э.) при одновременном правлении царя Иоафама (см.»Пророки и цари»). Это позволяет установить, что Исаия был призван к служению между 750 и 759 гг. до н.э. Служение его продолжалось по крайней мере 60 лет (см.»Прор. и цари»), охватывая собою дни царствования Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии (Ис.1:1).

Тот факт,что Исаия ни разу не упоминает о Манассии, чье царствование началось в 686 году до н.э., и что он был в числе первых пострадавших от руки Манассии, который преследовал всех, кто оставался верным Богу (4Цар.21:16), позволяет предположить, что служение его окончилось вскоре после смерти царя Езекии в 686 году до н.э. Если это так, то оно должно было начаться не позднее 745 г. до н.э.

Вполне вероятно,что пророческие вести в Ис. с 1-5ст.были даны между 745 и 739 годами, очевидно, в последний год царствования Озии, однако, до видения, записанного в 6-ой главе /»Пророки и цари»/. Именно тогда, когда Исаия собирался отказаться от своей пророческой миссии, зная, какое сопротивление ему предстояло встретить на пути /сравни Иер.20:7-9/, он получил это видение Божьей славы /»Пророки и цари»/. В нем он нашел ободрение и подкрепление небесного поручения, которое к этому времени уже было дано ему. Исаия был женат и имел двух сыновей. Имя первого — Шеарясув, имя второго Магер-шелал-хаш-баз /Ис.7:3,8:3/.

В Иерусалиме, являющемся основным местом его деятельности, он был проповедником при царском дворе и считался весьма влиятельным лицом. В течение многих лет он являлся политическим и духовным советником своего народа. Его пророческое служение, наряду со служением Михея, а возможно, посвященным влиянием Осии в северном царстве в огромной мере содействовало проведению реформ Езекией. Однако Манассия, следуя нечестивым путем своего дедушки Ахаза, упразднил реформы своего отца Езекии и умертвил многих евреев, призывавших поклоняться истинному Богу.

Согласно Вавилонскому талмуду Исаия был убит Манассией /см.»Пророки и Цари»/. Дух Пророчества подтверждает слова из послания Евреям 11:37 о том, что некоторые были «перепиливаемы», как относящиеся непосредственно к судьбе Исаии.

В продолжение примерно двадцати пяти столетий ни у кого даже не возникало вопроса относительно того, кто написал книгу Исаии. Однако в 19-ом столетии некоторые критики в Германии начали сомневаться в подлинности ее автора. Мнение этих людей продолжало все больше распространяться, и наконец чуть ли не весь мир признал справедливым предположение о том, что эту книгу написали по крайней мере два автора — первый, так называемый Исаия, написавший с первой по тридцать девятую главы в конце восьмого столетия до н.э., и второй Исаия, написавший с сороковой по шестьдесят шестую главы незадолго до окончания вавилонского плена. Существует много разновидностей этой теории. Некоторые критики относят более половины книги Исаии к периоду Маккавейской независимости, т.е. ко второму веку до н.э.

Одним из основных доводов этих критиков, утверждающих, что книга Исаии была написана несколькими авторами, служит тот факт, что главы с 40-ой по 66-ю кажутся им написанными с точки зрения человека, не жившего в конце 8-го века до н.э. перед окончанием Вавилонского пленения. Упоминание имени Кира (Ис.44:28; 45:1), рассматривается ими как убедительное доказательство того, что эти главы были написаны во дни Кира, т.е. во второй половине 6-го столетия до н.э.

Несомненно, это утверждение основывается на отрицании пророческого провидения.

Упоминание Исаией о Кире вовсе не служит доказательством позднего написания книги, скорее это свидетельствует о мудрости и провидении Бога. Вся эта книга от начала до конца полна предсказаний, относящихся к будущему. Среди них мы находим пророчества о падении царей Израиля и Сирии (Ис.7:7-8, 16), о разрушении Тира (гл.23), о поражении Ассирии (Ис.14:25,31; 37:6,7,29,33-35), о падении Вавилона (Ис.14:4-23), о бесполезности упования на помощь Египта (Ис.30:1-3; 31:1-3), о действиях Кира (Ис.44:28; 45: 1-4). Несомненно, Исаия указывает на Божье провидение как на красноречивое доказательство Его мудрости и силы (Ис.41:22-23; 42:9; 44:7-8; 45:11-21; 46:8-9; 48:3,5-8).

Множество фактов свидетельствуют о связи мыслей и выражений между первой и последней частями этой книги. Так, например, одной из характерных особенностей книги Исаии служит употребление выражения «Святой Израилев» в качестве имени Бога. Это выражение встречается 25 раз в книге Исаии и всего лишь шесть раз в остальных книгах Ветхого Завета. Оно однако не является исключением для какой-то отдельной части книги Исаии, но встречается 12 раз с 1-ой по 39-ую главы и 13 раз с 40-й по 66-ю главы. Выражение «Сильный Израилев» (как Иаковлев) мы относим только к книге Исаии (1:24; 49:26; 60:16). Сходство в языке и стиле между первой и второй частями книги Исаии является намного более выразительным, чем кажущееся их различие.

Хотя тема повествования и литературный стиль в главах 40-66 значительно отличается от темы повествования и литературного стиля в главах с 1-й по 39-ю, однако через обе эти части проходит одна особенная мысль освобождение от политических и духовных врагов и от порабощения тела и души. В первом разделе книги Исаии, чье имя означает «Господь есть помощь», или «Господь есть спасение», говорится об освобождении от греха, Сирии и Ассирии и других врагов через покаяние, исправление и веру в Бога. Во втором разделе книги говорится об освобождении из Вавилона и в конечном счете от власти греха и вере в грядущего Избавителя.

Таким образом единство мысли и цели пронизывает всю книгу, несмотря на кажущееся различие в теме повествования.

Первый раздел книги достигает своей кульминации в освобождении от войска Ассирийского, выступающего под предводительством Сенахирима. В последнем разделе пророческое видение указывает на будущее освобождение из Вавилонского плена. Подобный же переход мыслей встречается в книге Иезекииля, когда речь идет о падении Иерусалима в 586 году до н.э, об ожидании плена до освобождения от него. Первые главы книги Исаии содержат в себе вести, данные Исаии еще в юности. Последние же главы книги отражают характерную для умудренного старца зрелость пророческой проницательности и литературного стиля и представляют собой шедевр, превосходящий по глубине мысли и величественности выражений даже самые прекрасные отрывки в первой части книги.

Первые главы книги Исаии повествуют о нашествии Ассирийцев на Иудею, а в последних главах говорится о будущем освобождении из Вавилона. Миссия Исаии заключалась в том, чтобы удержать непоколебимым Иудейское государство, в то время как северное царство распалось в Ассирийском пленении.

Через Исаию еврейские вожди имели возможность понять причину и значение совершившихся событий. Бог желал, чтобы иудеи извлекли для себя урок из печальной судьбы северного царства и обратились к Нему с искренним раскаянием. Поток ассирийского вторжения едва не затопил маленькое иудейское царство, и мощь Ассирии была обращена вспять лишь у самых ворот Иерусалима всесильной рукой Бога. Однако мужи иудейские не вняли предостережению истории и еще более ясным предостережениям Иеремии о том, что их ожидает та же судьба, если они не исправят своих нечестивых путей.

Соответственно начиная с 40-й главы Исаия предсказывает о приближении Вавилонского пленения, но тут же дает заверение, что окончательное освобождение из Вавилона будет столь же несомненным, как было только что происшедшее освобождение из Ассирийского плена.(или от Асс.войска?) Кроме того освобождение от национальных врагов служит для уповающих на Бога обетованием об окончательном избавлении от власти греха. Все различия, имеющиеся между двумя разделами этой книги, могут быть легко и полностью объяснены, если принять во внимание изменение исторических событий, а также изменение в связи с этим темы повествования пророчества и, возможно, изменение с годами литературного стиля Исаии.

Хотя некоторые критики и относят написание значительной части книги Исаии к эпохе Маккавеев, однако мы имеем точное доказательство, что к этому времени вся эта книга уже существовала как единое целое. В своей книге премудрости (48:22-28) Иисус, сын Сирахов, писавший приблизительно в 180 году до н.э, приписывает различные тексты из книги Исаии пророку, чье имя она носит.

Однако самое неопровержимое доказательство того, что книга Исаии рассматривалась как единое целое на протяжении всех столетий до рождения Христа, мы находим в древних Библейских рукописях, относящихся к тому периоду и найденных в 1947 году в одной из пещер на побережье Мертвого моря. Среди них есть два свитка книги Исаии, известных как IГ-Ис-а, IГ-Ис-б, в которых мы не встречаем никакого указания на то, чтобы главы с 1-й по 39-ю существовали когда-либо отдельно, как самостоятельный материал, не связанный с главами 40-66.

Все доказательства дают полное основание верить, что пророк Исаия был автором всей книги, носящей его имя.

В Новом Завете часто приводятся тексты из книги Исаии, но при этом не дается никакого разграничения между главами 1-39 и 40-66. Наиболее пространными текстами из книги Исаии, приведенными в Новом Завете, являются следующие:

Тексты в кн.Исаии

Тексты в Новом Завете

Ис.1:9.
Ис.6:9-10.
Ис.6:9-10.
Ис.6:9-10.
Ис.9:1-2.
Ис.10:22-23
Ис.11:10.
Ис.29:13.
Ис.29:13.
Ис.40:3.
Ис.40:3.
Ис.40:3.
Ис.40:3-5.
Ис.42:1-4.
Ис.53:1.
Ис.53:1.
Ис.53:4.
Ис.53:7-8.
Ис.61:1-2.
Ис.65:1-2.

Рим.9:29.
Матф.13:14-15.
Ин.12:40-41
Деян.28.25-27.
Матф.4:14-16.
Рим.9:27-28.
Рим.15:12.
Матф.15:7-9.
Марк.7:6-7.
Матф.3:3.
Марк.1:3.
Иоан.1:23.
Лук.3:4-6.
Матф.12:17-21.
Иоан.12:38.
Рим.10:16.
Матф.8:17.
Деян.8:32-33.
Лук.4:18-19.
Рим.10:20-21.

Это говорит о том, что Христос и апостолы признавали книгу Исаии единым цельным томом, написанным пророком Исаией, и мы не ошибемся, если поступим также. Особое внимание обратите на тексты из Исаии 6:9-10 и 53:1, приведенные Христом в Ев.Иоанна 12:38,41, в которых он указывает на пророка как на автора обоих разделов его книги, а также места в Рим.9:27,29,33; 10:15-16, 20-21, где Павел подтверждает то же самое.

Комментатор книги Исаии пользуется теперь большим преимуществом, получив в свое распоряжение две еврейские рукописи этой книги Ветхого Завета, которые являются старше на целую тысячу лет любой другой из известных до сих пор еврейских рукописей Библии. Эти бесценные документы на берегу Мертвого моря требуют поэтому к себе особого внимания.

Оба свитка Исаии были обнаружены в первой пещере вблизи Хирбет Кумрана и соответственно получили в качестве официальных наименований условные обозначения IГ-Ис-а, и IГ-Ис-б. Полностью сохранившийся свиток, прежде являвшийся собственностью сирийского монастыря в Иерусалиме, а в 1954 году перешедший во владение правительства Израиля, имеет условное обозначение IГ-Ис-а. Второй, найденный в отрывках свиток Исаии, владельцем которого является еврейский университет, получил официальное обозначение IГ-Ис-б.

Обе рукописи являются частью библиотеки, принадлежащей общине, которая некогда проживала на пустынных берегах Мертвого моря.

Эти книги были спрятаны в пещере, вероятно, с целью лучшего их сохранения перед самым концом первой иудейской войны 66-70 гг.н.э, о чем свидетельствуют научные раскопки, проводящиеся в пещере и во всей окрестности Хирбет Кумрана. Однако написаны они были намного раньше, на что указывает целый ряд обстоятельств во втором или в первом веке до н.э.

Рукопись IГ-Ис-а кажется несколько более древней, чем рукопись IГ-Ис-б. Ввиду того, что наиболее важные расхождения с массоретским текстом, встречаемые в обоих свитках, упоминаются в данном комментарии при обсуждении стихов, в которых эти разночтения допущены, мы считаем целесообразным дать здесь краткое описание характеристики рукописей IГ-Ис-а и IГ-Ис-б (Массореты, или хранители традиций — это ученые-богословы, которые в 7-9 веке н.э. провели очень большую филологическую и редакторскую работу над текстом Библии. Ими был зафиксирован не подлежащий изменению Библейский текст, который в этом виде и сохранился до наших дней под названием массоретского текста).

Рукопись IГ-Ис-а содержит полный текст книги Исаии от первого до последнего стиха.

Она была опубликована в точном воспроизведении с передачей текста буквами современного еврейского алфавита Мелларом Бэрроузом в книге «Рукописи Мертвого моря» принадлежала монастырю св.Марка. (Новая гавань.

Американская школа восточных исследований 1950 г).

С того времени в печати появилось множество научных трудов, посвященных исследованию этой рукописи, что позволяет оценить ее несколько более точно, нежели рукопись IГ-Ис-б, которая была опубликована лишь в конце 1954 г.

В целом рукопись, известная под условным названием IГ-Ис-а, показывает большое сходство с существующим массоретским текстом книги Исаии. Однако писавший ее человек не был хорошим писарем, и почерк его не столь совершенен, как в рукописи IГ-Ис-б.

При переписывании он допустил множество ошибок. Создается впечатление, что некоторые его ошибки сделаны по причине недослышания, так как отдельные отрывки писались им под диктовку. Несомненно также, что в тексте, с которого переписывался этот свиток, был ряд пропусков или пробелов, и поэтому, когда писарь доходил до недостающего отрывка, он оставлял в своей рукописи свободное место, а позже вписывал недостающий текст из другой, возможно, более совершенной рукописи. Порой писарь предполагал, что объем пропущенного отрывка будет меньше, чем на самом деле, и оставленного для этого места оказывалось недостаточно. В результате вставленные тексты нередко приходилось писать на полях.

В рукописи заметно и несколько таких упущений, где взгляд писавшего или диктовавшего перескакивал с какого-то слова на то же самое немного ниже, пропуская все остальные слова между ними. Эта довольно обычная ошибка, допускаемая при переписывании, проскальзывает и в рукописях Нового Завета. Добавлений к тексту встречается очень мало, и они незначительны — никогда не превышают нескольких слов. В рукописи есть много текстовых опечаток, однако все они в основном очень несущественны и в большинстве случаев не влияют на смысловые значения текста. Встречается и масса орфографических разночтений (разночтений в написании слова), которые можно было бы надеяться встретить в рукописи лет на тысячу древнее, чем эта столь давняя еврейская рукопись той же самой книги.

Свиток IГ-Ис-б сохранился немного хуже остальных рукописей. Когда профессор еврейского университета в Иерусалиме Э.Л.Сукеник приобрел его у торговцев или бедуинов, нашедших его, он был в весьма жалком состоянии. После того, как его развернули оказалось, что остатки этого свитка сохранили для нас отдельные отрывки из следующих глав книги Исаии: 10,13,16,19,22,26,28-30, 35,37-41,43-66. Фрагменты, содержащие в себе текстовой материал до 38-й главы, очень небольшие и поэтому дают намного меньше сведений, нежели последняя часть книги, которая довольно неплохо сохранилась, хотя на каждой странице встречаются большие или маленькие порывы кожи и, следовательно, пропуски в тексте. Столь низкая степень сохранности этого свитка заслуживает особого сожаления, так как оставшаяся его часть намного превосходит по своему достоинству свиток IГ-Ис-а.

Рукописный материал этого свитка свидетельствует о том, что он является продуктом опытного писаря, овладевшего прекрасным почерком и едва ли допустившего какие-либо ошибки при переписывании. Даже сохранившейся части этого свитка вполне достаточно, чтобы подтвердить, что недостающие его разделы находились в столь же поразительной согласованности с массоретским текстом, как и эти дошедшие до нас отрывки.

Во всем свитке IГ-Ис-б только восемь выражений, отличающихся от массоретского текста, признаны наиболее существенными и заслуживающими объяснения в данном комментарии, но даже и они сравнительно малозначимы (см. разъяснение текстов Ис.38:13,41, 11; 43,6,54. 11:60,19-21. 63.5.66.17) или 21:63; 5:66,18), остальные разночтения еще менее значимы.

Сохранившиеся фрагменты имеют столь незначительные расхождения с массоретским текстом, что некоторые ученые критики вначале даже отказывались поверить в древность свитка, обладающего такими текстовыми особенностями, которые, как полагали эти ученые, относились к намного более позднему периоду. Этот второй свиток Исаии, таким образом, показывает, что весь текст книги дошел до нас практически не изменившимся со дней Христа. Одновременное существование некоторых менее старательно переписанных рукописей подтверждается наличием другого свитка Исаии (IГ-Ис-а), находившегося в той же первоначальной библиотеке кумранской общины. Рукопись Исаии, принадлежащая Иерусалимскому университету (IГ-Ис-б), была опубликована уже после смерти Э.Л.Сукеника под редакцией Н.Авигада (Иерусалим: Биаликский институт и еврейский университет 1954 г).

3. Историческая обстановка.

В книге Исаии указывается точная дата ее написания, эпоха, из которой она дошла до нас, хорошо известна в истории Ближнего Востока. Исаия был призван к служению пророка до того времени, когда ему было показано видение Божьей славы, описанное в 6-й главе, и это служение продолжалось во дни царствования Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии (Ис.1:1). Согласно предполагаемой хронологии, используемой в данном комментарии, Озия умер приблизительно в 739 году, а Езекия умер в 686 году, и после него царствовал его сын Манасия. Ассирийскими царями в течение этого времени были следующие: Феглаффелласар III 745-727 гг, СалманассарV 727-722 гг, СаргонII 722-705 гг, Сеннахирим 705-681 гг, и Асардан 681-669 гг.

Эти цари были самыми могущественными правителями Ассирии. Следовательно, деятельность Исаии относится к периоду наибольшего расцвета и могущества Ассирийского царства, когда, казалось, Ассирия могла уже получить полный контроль над всем восточным миром. Феглаффелласар III совершил целый ряд завоевательных походов на соседние земли, в результате которых все больше и больше народов Ближнего Востока попадало под зависимость ассирийского монарха. На Ассирию уже смотрели как на великий бич мира, и казалось, что ни одна другая страна не была достаточно сильна, чтобы противостоять ее могуществу.

В 745 году Феглаффелласар вторгся в пределы Вавилона, в 744 году он двинулся в северо-восточные земли, а с 743-го по 738-й гг, предпринял кровавые походы в северо-западные страны, что привело его к столкновению с Израильским царем Мнеаимом и «Азарией из Лауды» (возможно, Азарией — Озией, царем Иудеи). Азария был, видимо основным инициатором в главной коалиции стран востока, стремившихся воспрепятствовать Ассирии добиться контроля над бассейном Средиземного моря. В 737 году Феглаффелласар вновь предпринял поход на северо-восток, в пределы Мидии. А в 736 году он еще раз вернулся в северо-западные земли, где в течение пяти лет отчаянно сражался, стремясь полностью покорить себе всю западную Азию. В 735 году он направил свои войска в Урартское государство, в район северной Армении. В 734 году он воевал в земле филистимской, а в 733-732 годах в Дамаске. В 731 году он был еще раз в Вавилоне, а в 730 году согласно летописи оставался дома. Но в 729 году он вновь вел войну с Вавилонским государством, во время которой взял «Руки Бела» и вследствие этого сам стал вавилонским царем, приняв царственный титул фул. В 727 году он вторично предпринял поход против Дамаска.

Хотя сведения о СалманассареV очень скудны, нам все же известно, что самые главные войны свои он вел с народом израильским. В течение трех лет с 725 по 723 год включительно он подвергал осаде Самарию, в результате город был взят (723-722 гг) и Израильская нация исчезла навсегда.

СаргонII, возможно, был главнокомандующим ассирийской армией, взявшей Самарию в 723- 722 гг. Он начал царствовать в 722-721 годах и стал, вероятно, самым великим монархом в истории Ассирии. Им был предпринят целый ряд военных походов на северо-восток, против Вавилонского царства, на северо-запад и в страны, расположенные на побережье Средиземного моря. В 720 году он подавил восстания, вспыхнувшие в северо-западных и западных районах, а в 715 году он покорил некоторые арабские племена и получил дань от многих малоизвестных египетских правителей. В 711 году он послал Тартана (см.объяснение теста 4Цар.17-18 гл) для подавления восстания в Азоте (ср. Ис.20:1). В 709 году Саргон стал Вавилонским царем.

Сеннахирим начал свое царствование в 705 году и в 703 нанес поражение Вавилонскому царю Меродах Валадану. В 701 году он начал свой знаменитый третий поход, который привел его к войне с Деникией, землей филистимской и Иудеей. Практически все азиатские страны в бассейне Средиземного моря, включая Моав, Амон и Едом, были покорены и вынуждены платить подать. Поход этот однако не увенчался абсолютным успехом, так как Иерусалим не был взят. Очевидно, Сеннахирим еще раз возвращался на запад во время следующего своего похода, не упомянутого в ассирийских летописях (см.объяснение текста 4Цар.18:13), в котором он вновь угрожал Иерусалиму, но после поражения его стана Ангелом Господним вынужден был вернуться в Ассирию (Ис.37:36-37).

Египет и Вавилон были в этот период сравнительно слабыми государствами, тем не менее они не раз оказывали сопротивление ассирийским агрессорам. Вавилонский царь Меродах Валадан был особенно деятельным во дни правления Саргона и Сеннахирима, и Тирчак, царь Египетский, выходил со своим войском против Сеннахирима при его втором нападении на Иудею (см.объяснение текста 4Цар. 18:13; 19:9).

4. Тема повествования.

Исаия жил в тревожное время. Как для Иудеи, так и для Израиля это была эпоха разрушения и постоянных волнений. Народ Божий низко пал, следуя путем греха. Во дни царствования Азарии (Осии) в Иудее и ИеровоамаII в Израиле обе нации отличались своим могуществом и процветанием, однако подъем их материального состояния привел их к духовному падению. Народ оставил Бога и его пути праведности. Социальные и моральные условия в обеих нациях были во многом сходны. Повсюду ощущалось отсутствие справедливости, ибо судьи вершили суд с целью получить для себя наживу и правители помышляли лишь об удовольствиях и личной выгоде.

Алчность, скупость и порочность были основными чертами того времени. По мере того, как богатые все больше богатели, а бедные все больше беднели, многие были доведены до крайней нищеты и низведены чуть ли не до положения раба. Социальное и моральное состояние тех дней наглядно изображено Исаией и его современниками — Михеем, Амосом и Осией. Многие из народа оставили служение Иеговы и стали поклоняться языческим богам.

Другие же строго придерживались внешних форм служения, но ничего не знали о его истинном значении и силе.

Исаия предупреждал, что такое положение не может продолжаться долго. Иегова оставит народ, который хотя и почитал себя стремящимся к правде, но на самом деле шел путем зла. В видении ему была показана святость Божья и указано на особую нужду в том, чтобы познать Бога, познать Его пути праведности, справедливости и любви. Он видел Бога, сидящего на престоле, великого и всемогущего и тем не менее интересующегося положением на земле, призывающего людей к покаянию, всегда готового простить, но вынужденного в силу Своей собственной справедливости строго осуждать тех, кто упорно следовал путями нечестия.

Исаия указывал, что путь справедливости — это путь жизни, мира и процветания, тогда как путь беззакония преисполнен горестей и скорбей. Он пытался объяснить народу истинное значение религии и истинный характер живого Бога. Он направлял их взоры к лучшему, более чистому миру. Люди слышали его предупреждения о том, что их упорное нежелание оставить путь зла приведет очень скоро к полному уничтожению. Бог использует ассирийцев как Свое орудие, чтобы совершить определенное возмездие над лицемерным народом, который принимает несправедливые постановления, отнимает суд у нуждающегося, лишает прав бедного, притесняет вдову и грабит сироту. Близок и неотвратим для него день посещения и разрушения. Исаия говорит о том, что весь мир управляется единым Богом — Богом, который требует справедливости не только от евреев, но и от всех народов земли и который будет судить каждого, кто не желает оставить пути зла. Суды Господни посетят Ассирию и Вавилон, землю филистимскую и Египет, Моав, Сирию и Тир. В конце концов вся земля будет разрушена полностью за свое нечестие. Бог один будет высок, и народ будет служить Ему на новой земле, где будет вечно царить совершенная радость и мир.

Исаия был не только пророком, но и государственным деятелем. Он глубоко любил свой народ и осуждал смело и решительно всякий ход действий, который не отвечал их национальным интересам, он видел, сколь бессмысленно было полагаться на помощь Египта, и указывал иудейским вождям на то, что советы их мудрецов не состоятся, и что Египет сам будет разделен, что в нем город будет сражаться с городом и каждый житель будет сражаться с ближним своим. Исаия советует не полагаться на силу земных союзников, он подчеркивает, что советы людей — ничто, и только возлагающие свое упование на Бога в конце концов восторжествуют. Дети Божьи могли бы обрести великую силу, если бы среди них присутствовал Сам Бог. Но они отказались воспользоваться предлагаемой им небесной милостью и защитой.

Несмотря на предстоящее неминуемое разрушение Исаия постоянно упоминает об остатке, который будет по-прежнему верен Господу и поэтому спасется. За исключением этого остатка весь так называемый народ Божий будет совершенно истреблен подобно Содому и Гоморре. Остаток же, всецело возложив свое упование на Святого Израилева, будет ходить Его путями.

Обращаясь к Господу, Исаия все время называет Его «Святым Израилевым». Будучи Сам свят, Бог требовал, чтобы и его народ был также свят, и будучи Сам праведен, Он не мог терпеть беззаконие. Взор Исаии направляется к новым небесам и новой земле, к Новому Иерусалиму, который будет «городом правды» (Ис.1:26). В Понятии Исаии святость включает в себя нечто большее, чем пунктуальное соблюдение всех церемоний и обрядов служения, которые фактически противны Богу, потому что соблюдение их не сопровождалось возрождением характера и святой непорочной жизнью.

Говоря об Израиле, Исаия говорит, что в нем только некоторые личности спасутся от грядущего бедствия. Что же касается Иудеи, то он высказывает надежду, что жителям ее удастся избежать грядущей опасности. Однако он еще раз подчеркивает, что единственный путь спасения есть возвращение к Богу и Его стезям праведности и святости.

В последней части своей книги, в главах 40-66, Исаия изображает одну из самых замечательных картин об Израиле и Боге Израилевом, встречаемых в Библии. Здесь дается самое скорбное пророческое описание Христа, как страдающего Спасителя (Ис.53 гл). Здесь рисуется одна из наиболее ярких картин, изображенных на страницах Библии, картина величия и бесконечной благости Божьей.

Здесь же говорится и о великой миссии церкви, Исаия ясно видел, что Христос придет как «свет народов» и что Его весть о спасении дойдет «до концов земли» (Ис.49:6).

Он призывал Сион пробудиться и облечься в одежды величия своего (Ис.52:1), распространить место шатра своего и расширить покровы жилищ своих, чтобы приготовиться к тому славному часу, когда он завладеет народами и населит опустошенные города (Ис.54:2-3). Он призывает Сион восстать и светиться, ибо слава Господня взойдет над ним и придут народы к свету его и цари к восходящему над ним сиянию (Ис.60:1-3).

Исаию справедливо называют пророком, свидетельствующим о Христе. Никто другой, кажется, не представлял себе так ясно святость и величие Бога, личность и миссию Христа и Божьи славные намерения, которые Он имел к Своей церкви. Исаия по праву считается царем прославленных пророков Израиля, а написанные им строки — шедевром всех пророческих произведений.

5. План.

Исаия призывал бороться с отступничеством своего народа 1-6 гл.

Вступление: пророческое служение Исаии 1 гл. 1 ст.
Призыв возвратиться к Богу 1:2-31 ст.

1. Возмущение Израиля и Божьи исправительные меры наказания 1:1-9 ст.

2.Тщетность формального служения 1:10-15.

3. Благословение в случае повиновения, наказание в случае дальнейшего отступничества 1:16-31 ст.

Божий план в отношении Иуды, невозможность его осуществления 2-5 гл.

1. Собирание народов 2:1-5 ст.

2. Отпадение Иудеи 2:6-9 ст.

3. Великий день Божий 2:10-22 ст.

4. Нечестие иудейских старейшин 3:1-15.

5. Положение народов 3:16 — 4:1 ст.

6. Избавление и восстановление праведного остатка 4:2-6 ст.

7. Печаль Бога о падении Иуды 5:1-7 ст.

8. Перечень преступлений Израиля 5:8-25.

9. Божье возмездие 5:26-30 ст.

Исаия — вестник Божий, посланный к отпавшему народу 6 гл.

1. Видение о величии Бога 6:1-7 ст.

2. Призыв и поручение Исаии 6:8-13 ст.

Освобождение от Сирии и Ассирии 7-12гл.

Весть Исаии для Ахаза 7 глава.

1. Освобождение, обещанное от Израиля и Сирии 7:1-9.

2. Знамение избавления 7:10-25 ст.

Предсказанное нашествие Ассирийцев на Иудею 8-10 гл.

1. Знамение вторжения 8:1-8 ст.

2. Совет Иудее полагаться на Божественную, а не на человеческую силу 8:9-22 ст.

3. Будущее избавление через пришествие Мессии 9:1-7 ст.

4. Упорное нежелание покаяться и исправительные меры наказания 9:8 — 10:4 ст.

5. Падение Ассирии, жезла гнева Господня 10:5-34 ст.

Царство Христа 11-12 гл.

1. Избавление и восстановление через пришествие Мессии 11:1-9 ст.

2. Собирание язычников и еврейских изгнанников 11:10-16 ст.

3. Песнь избавления 12:1-6 ст.

Пророчество о Вавилоне 13:1 — 14:23 ст.

1. Опустошение Вавилона 13:1-22 ст.

2. Избавление Израиля от Вавилонского плена 14:1-3 ст.

3. Ниспровержение царя Вавилонского 14:4-23 ст.

Избавление от других народов 14 — 23 гл.

1. Пророчество об Ассирии 14:24-28 ст.

2. Пророчество о земле филистимской 14:29-32 ст.

3. Пророчество о Моаве 15-16 гл.

4. Пророчество о Дамаске (Сирии) 17 гл.

5. Пророчество о Ефиопии 18 гл.

6. Пророчество о Египте 19-20 гл.

7. Пророчество о Вавилоне 21:1-10 ст.

8. Пророчество о Думе (Сеире) 21:11-12.

9. Пророчество о Аравии 21:13-17 ст.

10.Пророчество о Иудее и Иерусалиме 22гл.

11.Пророчество о Тире 23 гл.

Избавление от власти сатаны, великий день Божий 24-35 гл.

1. Опустошение земли 24 гл.

Избавление народа Божьего 25-27 гл.

1. Песнь хвалы и победы 25 гл.

2. Песнь об уповании на Бога 26:1 — 27:1.

3. Песнь о Господнем винограднике 27:2-6.

4. Собирание остатка Израиля 27:7-13 ст.

Предупреждение Израилю и Иудее 28-29 гл.

1. Горе Ефрему (Израилю) 28:1-6 ст.

2. Предупреждение правителям Иерусалима 28:7-29 ст.

3. Предупреждение городу Давидову (Ариилу) Иерусалиму 29:1-17 ст.

4. Искупление и восстановление Иакова 29:18-24 ст.

Тщетность упования на Египет 30-31 гл.

1. Горе надеющимся на Египет 30:1-14 ст.

2. Милость для полагающихся на Господа 30:15-38 ст.

3. Поражение Египта И Ассирии 31 гл.

Царство Христово 32-35 гл.

1. Царь царствует по правде 32-33 гл.

2. День гнева Господа 34 гл.

3. Песнь о новой земле 35 гл.

Промежуточный исторический эпизод 36-39 главы.

Нашествие Ассирийцев на Иудею 36-37 гл.

1.Первое обращение Рабсака к Езекии 36:137:7 ст.

2.Второе обращение Рабсака к Езекии 37:813 ст.

3. Молитва Езекии 37:14-20 ст.

4. Предсказание об освобождении и исполнение 37:21-38 ст.

Болезнь и исцеление Езекии 38-39 гл.

1. Болезнь и выздоровление 38 гл.

2.Посланники царя Меродах и Валадан 39гл.

Торжество Божьего плана, искупление и Искупитель 40-53 гл.

Полное основание для непоколебимой веры и намерения Божьи 40-47 гл.

1. Упование на Бога, Слово Его пребывает вовек 40-41 гл.

2. «Раб» Божий Христос 42 гл.

3. «Раб» Божий Израиль 43:1 — 44:23 ст.

4. «Раб» Божий Кир 44:24 — 46:13 ст.

5. Падение Вавилона 47 гл.

Призыв Израиля исполнить свою миссионерскую обязанность 48:1 — 52:12 ст.

1. Призыв извлечь урок из пленения 48 гл.

2. Призыв явить Бога перед народами 49гл.

3. Призыв не следовать советам человеческой мудрости 50 гл.

4. Призыв смело откликнуться на зов Божий 51:1 — 52:12 ст.

Видение страданий Христа 52:13 — 53:12.

Собирание народов 54-62 гл.

Роль Израиля в Божьем плане 54-56 гл.

1. Наследие Израиля: приобрести мир для Бога 54 гл.

2. Весть спасения, обращенная ко всему человечеству 55 гл.

3. Дом молитвы для всех народов 56 гл.

Призыв к возрождению 57-59 гл.

1. Серьезное увещание Израиля возвратиться к Богу 57 гл.

2. Истинный дух личного служения 58 гл.

3. Серьезное увещание оставить грех 59гл.

Израиль должен быть светом для народов 60 — 62 гл.

1. Славный час величия Израиля 60 гл.

2. Израиль призван провозгласить благую весть спасения 61 гл.

3. Награда Израиля за верное служение 62 гл.

Утверждение Христова Царства 63-66 гл.

Великий день Божий 63:1 — 65:16 ст.

1. День мщения 63:1-6 ст.

2. Милости Господни к своему народу 63:7-19 ст.

3. Молитва о возрождении и избавлении 64 гл.

4. Бог порицает и принимает Своих избранных рабов 65:1-16 ст.

Бог обновляет землю 65:17 — 66:24 ст.

1. Новая земля 65:17-25 ст.

2. Милость к рабам Божьим, страдание для Его врагов 66:1-21 ст.

3. Бог оправдан перед всей Вселенной, все человечество поклоняется Ему 66:22-24 ст.