Глава 19

1. Пророчество о Египте: Это заглавие 19-й главы. Данную главу можно рассматривать как продолжение 18-й главы, потому что в то время Эфиопия (Нубия) и Египет составляли одно государство, управляемое целым рядом эфиопских царей (см.комм. Ис.18:1). Однако изображаемая здесь картина представляет собой полный контраст с той, которую мы видели в 18-й главе. Здесь Бог показан восседающим «на облаке легком» и совершающим суд над той несчастной землей. Образно говоря, даже боги египетские будут трепетать перед небесным Богом.

2. Египтян против: Это точное описание своеобразного разгрома, столь часто приносившего египтянам полное поражение. Если бы египтяне были сплоченными, то ни один народ в древности не мог бы одолеть их. На юге они были защищены водопадами Нила, на западе и востоке — песками пустыни, на севере — морями. Естественные ограждения их были исключительны. Но сами египтяне оказались своими собственными злейшими врагами,- внутренние смуты и волнения вели к ослаблению и гибели.

Когда египтяне вооружались против египтян, как это нередко случалось, в различных частях страны появлялись местные правители, пытающиеся закрепить свое господство над другими; неизменным следствием была анархия и хаос, а нередко и покорение чужеземным врагом. Позже египетские правители стали подкупать иностранных наемников, чтобы они защищали их от других египтян, и это привело к тому, что греки начали оказывать значительное влияние на внутренние дела Египта. В конце концов в 525 году до н.э, персидский царь Камбиз вторгся в Египет, где был коронован в качестве первого фараона двадцать седьмой династии. Так окончились годы величия и независимости Египта.

3. Разрушу совет его: Разрушая планы египтян, Господь тем самым подавлял их. Они обращались к своим идолам за руководством и мудростью, но это приводило к еще большим смутам и безрассудству и лишь ускорило гибель всей нации.

4. В руки властителя жестокого: Эти слова могут вовсе не относиться к какому-то одному правителю, потому что было много правителей с подобной характеристикой; они могут скорее относиться ко всему ассирийскому народу, чем к какому-то определенному царю, а позже к вавилонскому, персидскому, македонскому, римскому, арабскому или британскому господству. В своей гордости и великолепии египтяне пренебрегли советом Господа, Который ныне допустил им подпасть под гнет тиранов.

5. В море: Очевидно, здесь имеется в виду Нил (см.комм.Ис.18:2). От Нила зависело само существование Египта. Когда уровень Нила понижался настолько, что воды его не могли течь по оросительным каналам, страна испытывала засуху и голод (см.комм. Быт.41:34). Крайне низкий уровень воды в Ниле приводил к полному засыханию артерий всей оросительной системы.

6. Оскудеют реки: Дословно первая фраза звучит так: «и воссмердят реки», очевидно, дельта Нила и оросительные каналы.

7. Засохнет: Нил образовал Египет. Геродот поясняет, что «Египет был даром Нила». Когда уровень Нила понижался, тогда вся растительность вдоль его берегов, засыхала (см. 6 ст.) и хлеба, посеянные вдоль реки или ее оросительных каналов, погибали.

8. Рыбаки: Ловля рыбы была одним из важных занятий Египта. С понижением уровня воды обеспечение рыбой будет ограничено и египтяне будут лишены одного из главных пунктов, от которого зависело их питание.

Уду: Дословно «рыболовный крючок».

9. Лен: Производство льна было также одним из важных занятий Египта. Здесь изображается застой льнообрабатывающей промышленности, которая, видимо, символически включает в себя вообще всю промышленность страны.

Белых полотен: Вероятно, имеются в виду белые хлопчатобумажные ткани (см.комм.Есф.1:6). Сравни употребление слова «пурпуровый», или «багряница», в значении «пурпуровая одежда» (см.комм. Есф. 1:6; Деян.16:14).

10. Содержат садки: То есть водоемы для живой рыбы. Данный перевод стиха основывается на арамейском переводе Таргумиме и латинской Вульгате. Дословно в еврейском тексте оно звучит так: «Все нанятые работники будут обеспокоены».

В духе: В Псалмах это же самое слово переведено как «основания». Если именно таково здесь его значение, то пророк хочет этим сказать, что «основания» всей египетской жизни и промышленности должны рухнуть, имея в виду, что все, являющееся столпами страны, будет сокрушено. Все классы будут страдать от сильной засухи. Здесь представлена картина ужасного суда, который обрушится на весь город.

11. Князья Цоанские: Греки называли Цоан Танисом. Этот город был основан через семь лет после постройки Хеврона (Числ.13:23). Расположен он был в дельте, на одном из восточных рукавов Нила.

В тринадцатом веке до н.э, этот город сделался столицей РамзесаII. Через сто лет после дней Исаии Иезекииль изрек тяжкий суд на этот город (Иез.30:14).

12. Определил: В то время, как поклоняющиеся идолам советники фараона планировали и предсказывали Египту великие и славные события, Исаия предвозвестил намерения Господа уничтожить страну. Если бы так называемые мудрецы Египта были действительно мудрыми, то они стремились бы познать волю Господа и советовали бы народу следовать Его путями (см.Ис.47:13-15).

13. Князья Мемфисские: Мемфис — то же,что и Нов. См.Иер.46:19 и Иез.30:13, где Господь объявляет суд над этой египетской столицей и ее идолами. Это был один из важнейших царских городов в Нижнем Египте и первое главное место сражения, когда ассирийские войска вторглись в страну.

14. Дух опьянения: Дословно «дух колебания», т.е, нерешительности, неблагоразумия. Всякая истинная мудрость исходит от Бога. Вожди египетские сделались безрассудными и оказались в состоянии полного замешательства. Их упрямство и замешательство исходили не от Бога, а от их личного нежелания следовать Его путями.

В своей нерешительности и колебании они стали подобны шатающимся пьяницам, на которых невозможно смотреть без отвращения и сострадания.

15. Голова и хвост: То есть все классы народа, как гордые вожди, так и жалкие бедняки. Они ничего не смогут совершить в своем замешательстве и страдании.

16. Подобны женщинам: Перед нами картина страха и ужаса, бессилия и паники. Все мужское население Египта слабеет, и люди сделаются робкими и боязливыми, как женщины.

17. Ужасом для Египта: Иудея была одной из самых слабых стран древнего Востока, а Египет одной из самых сильных стран. Однако когда Господь совершит Свои суды над египетской державой, вся самоуверенность ее исчезнет. Она отвергла совет Господа и за это народ ее будет в благоговении и страхе стоять перед теми, кто почитает Его и служит Ему. Обстоятельства сложатся так, что нечестивые будут вынуждены признать руку Божью, простертую на них за их беззаконие.

18. В тот день: То есть тогда, когда Египет увидит безрассудство и тщетность противления воле Божьей (ст.17).

Сравни то же самое выражение в Ис.2:11,17; 4:2; 26:1; 29:18; 52:6; Иоиль.3:18; Зах.2: 11; 9:16; 12:8; 13:1; 14:4; Мал.3:17.

По-видимому, «в тот день» было обычным выражением пророков, указывающим на время, когда Бог явит Себя народам и воздвигнет новое царство.

Последняя часть 19-ой главы (18-25 ст.) содержит условное пророчество о том времени, когда согласно первоначальному плану Божьему относительно евангелизации мира египтяне познают истинного Бога и будут служить Ему подобно еврейскому народу (см.25 ст.).

Пять городов: Или пять определенных, но не названных здесь городов (имеется в виду Гелиополь, Леонтополь, Элефантина, Дафне и Мемфис) или же просто округленное их число. Из среды языческих египтян, столь долго отвергающих весть благодати Божьей, многие обратятся к Господу и узнают «язык» и пути Божьего народа. Подобная же картина изображается в Соф.3:8-10; (см.также Зах.14:16-19).

Клясться Господом: Дословно «клясться Господу», то есть клясться в верности Господу, признавая Его за истинного Бога.

Городом солнца: Дословно «городом разрушения». В пятнадцати еврейских рукописях, свитке Мертвого моря IГ-Ис-а, переиздании Септуагинты Симмахом, Вульгате и арабском тексте написано «городом солнца».

Название египетского города Гелиополя означает «город солнца». Гелиополь — это греческое название города, он Илиополь, упомянутый в Быт.41:45,50. Расположен он был на восточном берегу Нила, в девятнадцати милях севернее Мемфиса и почти прямо на запад от северного края Суэцкого канала.

Иеремия (Иер.43:13) называет этот город Бефсамисом, что по-еврейски значит «дом солнца». Данный город был центром поклонения солнцу. Именно это значение подразумевается в тексте, здесь Исаия хочет указать, что из «пяти городов», клянущихся Господу Саваофу, один будет городом солнца, бывши некогда центром поклонения египетскому солнцу.

19. Жертвенник Господу: Позже в Египте были сооружены два еврейских храма: один в Элефантине, построенный ранее 525 года до н.э, а другой в Лентополе, в дельте около Мемфиса, построенный в ответ на прошение Ани к Птоломею, Филометру и Клеопатре приблизительно в 150 году до н.э. Однако очень сомнительно, чтобы здесь имелся в виду именно один из этих храмов. Предсказание стихов с 18-го по 25-й является лишь условным (см.комм.Ис.19:18).

В действительности же никогда не наступало время, когда египтяне клялись бы в верности истинному Богу (ст.18) и сделались бы Его народом (ст.25). Это предсказание так никогда и не было исполнено, отчасти потому, что Израиль оказался неспособным выполнить возложенную на него обязанность.

Если бы Израиль был верным, тогда бы люди всех наций, в том числе и египтяне, обратились к Господу (см.Зах.14:16-19). Центры поклонения истинному Богу заменили бы те места, в которых поклонялись языческим богам.

Пророк предвидел то время, когда весь мир обратится к Господу и станет служить Ему. Однако вследствие неверности Израиля это условное пророчество так никогда и не было исполнено. Лишь на обновленной земле спасенные из всех народов будут поклоняться Господу (Ис.11:9-10; 45:22-23; Дан.7:27).

20. Пошлет им спасителя: Продолжается условное пророчество (смотри комментарий Ис.19:18).

Заступника: Дословно «великого». В рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а соответствующее слово происходит или от глагола «управлять», «господствовать» или «опускаться», «сходить». В первом случае последнюю часть стиха следовало бы читать: «Он будет управлять и избавит их». А во втором случае: «Он снизойдет и избавит их».

Последний перевод более соответствует контексту.

21. Познают Господа: «В тот день» (ст.18) благословения Евангелия не будут лишь исключительно достоянием Израиля.

22. Поразит и исцелит: Весть Исаии для Египта начинается с суда и гибели (ст.1-17). Однако Господь есть Бог милосердия. Он поражает для того, чтобы Он мог исцелить. Посылая суды, Бог предусматривает не разрушение, а восстановление как для Египта, так и для Иудеи.

23. Из Египта в Ассирию: Исаия предвидел то время, когда Египет и Ассирия будут поклоняться Господу (см.комм.Ис.19:18). Народы будут жить вместе в мире и братстве с радостью служа Господу. Это пророчество найдет свое исполнение лишь на обетованной земле, когда все будут знать Его «от малого до большого» (Иер.31:34: ср. Ис.11:16; 35:8).

24. Народ Мой — Египтяне: Израильтяне привыкли считать одних себя народом Господа. Они забыли, что ОН был Богом всей земли и что Он желал, чтобы все народы были спасены.

Исаия указывает здесь народу израильскому на их возможность и обязанность. Он видел, что должно было настать такое время, когда языческая Ассирия точно также, как и Египет, познает Бога. Аналогичное видение было дано Осии (Ос.1:10).