Глава 23

1. Пророчество о Тире: См.комм.Ис.13:1. Тир и Сидон были главными городами великой приморской страны Финикии, и поэтому данная весть является одним из предсказаний о суде Божьем над финикийской землей. Сидон и Тир нередко служили мишенью для нападения великих держав Ближнего Востока, а также для завоевательных походов Ассирии и Вавилона,а также для завоевательных походов Александра Великого. О котором из этих нападений говорит Исаия? Вероятно, обо всех.

Конечно, Господь предусмотрел послать весть осуждения для Финикии и во дни Исаии, и, следовательно, пророчество это включает различные походы, предпринятые ФеглаффелласаромIII, СаргономII и Сенахиримом против Тира. Однако данное пророчество носит более объясняющий характер и относится к более поздним временам, когда предсказанное наказание оказалось в действительности еще более тяжким, как это было во дни Навуходоносора и Александра Великого. Смотри параллельное пророчество в Иез. с 26-й по 28-ю главы. Для исследования параллельной образности в книге Откровения сравни Ис.28:2,8, 11,15,17; с Откр.17:2,5; 18:2-3,5,11,23; см. комм. Ис.47:1; Иер.25:12; 50:1; Иез. 26:13).

Корабли Фарсиса: Фарсис,по общераспространенному мнению, был финикийской колонией в Испании (см. комм. Быт.10:4). Корабли фарсиские были огромными океанскими судами (см.комм.Пс.47:8). Иногда данное название, кажется, более подчеркивает размеры кораблей, чем их назначение.

Здесь изображены эти корабли во время их обратного плавания из Фарсиса. Пророчество Исаии представляет огромные фарсиские корабли, нагруженные богатством. Они плывут по Средиземному морю, направляясь в свой родной город Тир, и перед самым прибытием в него узнают, что город их взят неприятелем.

Нет домов, и некому входить в домы: Дословно «нет места и некуда войти». Для кораблей теперь нет порта на родине, в который они могли бы причалить.

Из земли Китийской: То есть из Кипра.

См.комм. Числ.24:24.

Кипр должен быть последним портом для захода фарсиских кораблей в их плавании из Испании в Тир. И здесь экипажи этих возвращающихся домой судов должны узнать о страшном бедствии, постигшем их родной город.

2. Умолкните: То есть сделайтесь как бы онемевшими от удивления, горя и ужаса.

Обитатели острова: Или «обитатели побережья», Финикии.

Купцы Сидонские: Под словом «Сидон» часто подразумевается вся Финикия. В древние времена город Сидон был более значительным, чем город Тир. Греки и ассирийцы использовали порой название Сидон именно в этом смысле. Тир был известен как столица сидонян и резиденция тирского царя, или «царя сидонского» (см.комм.3Цар.16:31).

3. Семена Сихора: По мнению многих комментаторов, «Сихор» был вторым названием реки Нила. Другие же предполагают, что это было название «реки египетской», которую принято считать юго-восточной границей Палестины (см. комм. 1Цар. 13:5). Под «семенами Сихора», очевидно, подразумевается египетское зерно. Финикия ввозила зерно из Египта, и, несомненно, финикийские суда вели оживленную торговлю египетским зерном.

Большой реки: То есть Нила (см. комм. Ис.19:5-6).

4. Устыдись: Быть без детей считалось большим позором (см.комм.Быт.16:4; 30:23). Сидон изображен здесь в виде женщины, сетующей, что она бездетна. Она сидит одинокая и несчастная, горько оплакивая свое безутешное одиночество и свою беспомощность (см.Ис.47:7-9; Откр.18:7).

5. Когда весть дойдет до египтян: После того, как египтяне получат известие о бедствии Финикии, они сами будут испытывать тяжкие страдания. Когда ассирийцы безжалостно мстили Тиру и Сидону, они уже готовились к нападению на Египет. Во дни Навуходоносора и Александра Великого взятие Тира непосредственно предшествовало вторжению захватнических войск в Египет (см.Иез.29:18-20).

6. Рыдайте: Разорение Тира должно было принести несчастье всей прибрежной полосе Финикии (см.комм.2 ст.), а также многим другим областям, зависящим от финикийской торговли. Жителям Тира, которым удастся бежать, придется искать убежище в таких отдаленных местах, как Фарсис.

7. Ваш ликующий город: Пророк явно насмехался над городом, видя его близкую гибель. Ср. эти слова с насмешливой песнью о Вавилоне (Ис.14:4-23).

Финикийские колонии сплошь усеяли берега Средиземного и Черного моря, а также Атлантическое побережье Европы.

8. Кто определил это: Кто посылает или от кого исходит это бедствие, которое вскоре уничтожит Тир? Тир стоит во всем могуществе и славе, однако некая сила, намного превышающая его, уже объявила приговор ему.

Которого купцы: Сравни Откр.18:23.

9. Господь Саваоф: Исаия дает ответ на вопрос, поставленный в 8-м стихе. Тир гордо величается перед Господом небес, превознося себя даже выше самого Бога (Иез.28:2-3), но Господь вскоре уничтожит и посрамит его (см.Ис.13:11; 14:24, 26-27). Разрушение Тира явится для всех наглядным примером того, как Господь смиряет гордость и высокомерие человека.

10. Ходи по земле твоей: В рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а написано «служи земле твоей». Этот же вариант повторяется и в переводе Семидесяти.

Точное значение этого стиха остается неясным, и относительно его имеются самые разные толкования. Слова эти обращены к «дочери Фарсиса», т.е, к самому Фарсису или его жителям. Им предстоит покинуть свой город подобно реке, выходящей из своих берегов, и бежать куда глаза глядят.

Нет более препоны: Теперь они могут делать, что хотят. Тир не станет более препятствовать им. После разрушения Тира финикийские колонии получили самостоятельность и некоторые из них, как, например, Карфаген, сделались даже более могущественными, чем был сам Тир.

11. Потряс царства: Рука Господня была «простерта» на многие народы, и они были потрясены до самого основания. Образно говоря, Бог потряс весь мир, чтобы исполнить Свою волю (см.Ис.2:19; ср. Аггей.2:6-7; Евр.12:26-27). При этом многие царства были истреблены, а на их место воздвигнуты другие народы.

О Ханаане: Именем «Ханаан» финикийцы обычно называли сами себя.

12. Не будешь более ликовать: Здесь изображается полное экономическое поражение финикийцев. Какие бы действия они не предпринимали, у них не будет успеха. До сих пор дочь Сидона была неоскверненной — она была способна отражать нападение врагов.

Теперь же с нее будет снята одежда девственности, и сама она будет оставлена на позор и порицание всего мира. Если финикийцы побегут даже в Киттим (см.комм.1 ст.), они и там не найдут себе покоя, ибо там также их настигнет рука их врагов. Нигде не будет для них спасения.

13. Этого народа прежде не было: Еврейский текст 13-го стиха неясен и трудно понимаем. Во дни Исаии Ассирия нападала на Тир, но не смогла его победить. Позже Навуходоносор осаждал его в течение тринадцати тяжелых лет. Возможно, именно об этой осаде Навуходоносора предсказывается в данном стихе.

14. Рыдайте: См.комм.1 ст. Пророчество о Тире заканчивается теми же словами, какими и начинается. Финикийские корабли будут рыдать, потому что Тир, их твердыня, превращен в развалины.

15. Семьдесят лет: Трудно сказать, на что именно указывает это пророчество, так как история Тира для нас мало известна. Сейчас невозможно назвать какой-то определенный год, с которого должны были начаться указанные здесь семьдесят лет и в котором они должны были окончиться.

Некоторые предполагают, что данный период был приблизительно параллельным семидесяти годам вавилонского пленения евреев (2Пар.36:21; Иер.25:11; 29:10; Дан.9:2; Зах.1:12; 7:5), которое началось со времени первого взятия Иерусалима Навуходоносором и окончилось во время возвращения евреев и восстановления Иерусалима при Кире и Дарии, царях персидских. Навуходоносор начал свою тринадцатилетнюю осаду Тира вскоре после взятия и разрушения Иерусалима в 586 году до н.э. В продолжение персидского периода Тир сделался одним из важных городов и был снова взят Александром в 332 году до н.э.

В мере дней одного царя: Слово «царь», вероятно, употреблено здесь в значении «царство», точно также как в Дан.2:44; 7:17; 8:21).

Это выражение, следовательно, может указывать на период вавилонской оккупации.

С Тиром будет то же: Тир стремился добиться превосходства в коммерческих делах. Он был согласен на все ради приобретения прибыли. В этом отношении Тир был подобен Вавилону, великой блуднице, предавшей себя с целью получить наживу (Ис.47:15; Откр.17:2; 18:3).

16. Возьми цитру: Тир должен был еще раз прибегнуть к своей хитрости, вовлекая купцов в торговлю с ним, чтобы за счет них получить прибыль. Он сравнивается с порочной женщиной, поющей и играющей, которая делает это с целью соблазнить неосторожных, опрометчивых мужчин (см.Прит.7:7-21). Вавилон также прибегал ко множеству «чародейств», чтобы повсюду распространить свое влияние (Ис.47:9,12; Откр. 17:4; 18:3).

17. Блудодействовать: То есть вступать в недозволенные отношения с другими народами земли ради получения легкого дохода. Честь, верность, справедливость и благопристойность — все было забыто Тиром в погоне за наживой. Это же самое выражение используется в пророчестве о Вавилоне (Откр.17:2; 18:3). Тогдашний мир ничем не отличался от мира сегодняшнего. Осуждение Вавилона и Тира — это осуждение нашего современного века.

18. Будут посвящаемы: Здесь предсказывается гибель Тира и окончательный триумф Сиона. Несмотря на всю хитрость и обман Тиру не удастся все же вечно обольщать и вводить в заблуждение людей. Он падет, а Иерусалим восторжествует. Вавилон, великую блудницу, ждет та же участь (Иер. 51:7-8; Откр.17:1,5,16; 18:2,7,23).