Глава 24

1. Опустошает землю: Подобно всем пророческим вестям Исаии пророчество 24-й главы было первоначально адресовано буквальному Израилю. Оно указывает каким путем Бог намеревался опустошить землю и поразить врагов Израиля, если последний остался бы верным. Вследствие же неверности последнего это пророчество, как и другие, предсказанные вначале специально для этой нации, будет исполнено для народа Божьего сегодня. В Откровении (20-й главе) Иоанн относит описание земли, данное здесь, к ее запустению в течение тысячи лет.

До сих пор Исаия подробно говорил об излитии судов Божьих на отдельные народы (13-23 гл.). Теперь же его пророческое видение поднимается к широкому горизонту истории в целом, и в главах 24-28 он изображает великие заключительные сцены, когда народ Божий будет освобожден и враги его истребятся.

В 24-й главе Исаия рисует наглядную картину состояния земли после того, как цари ее будут наказаны (ст.21-22) и перед тем, как Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме (ст.23).

Изменяет вид ее: Здесь дается яркое описание страшных ударов, которые потрясут мир при Втором пришествии Христа(Пс.45:2-4,7-9; Откр.6:16; 16:18-20).

2. Что будет с народом: При возвращении Христа не будет каких-то привилегированных классов, всех постигнет одно и то же бедствие. Богатые и бедные, высокие и низкие, люди всех классов, цвета кожи и занятий будут подвергнуты всеобщему уничтожению (Откр.6:15; 19:18).

3. Опустошена в конец: Когда Христос придет во второй раз, все живущие нечестивые будут истреблены, а все праведники будут вознесены с Ним на небо (см.Иер.25:30-33; Лук.17:26,29-30; 1Фес. 5:3; Откр.19:11-21; 20:4-6). Таким образом земля останется без жителей (Иер.4:25).

4. Возвышавшиеся над народом: Все величавшиеся из народа — те, которые сами себя возвышали над своими ближними, теперь унижены Господом.

5. И земля осквернена: Бог свят. Он дал Свой закон, чтобы сохранить людей чистыми и мир неоскверненным. Путем же отвержения этого закона люди оскверняют как сами себя, так и мир, в котором они живут. Инфекция греха заразила даже почву под нашими ногами, пищу, которую мы едим, воду, которую мы пьем, и воздух, которым мы дышим (см.Быт.3:17; Числ.35:33; Пс.106:34). С каждым годом земля становится все более испорченной. Если бы Бог не предусмотрел лично вмешаться, то в конце концов настало бы такое время, когда осквернение греха настолько исказило человеческую расу, что жизнь была бы совершенно невозможной (см.Быт.6:5,11-12).

Вечный завет: См. комм. Иер. 31:31-33; Иез.16:60.

6. Проклятие поедает: Не Бог, а сатана, виновник греха, ответственен за проклятие, вызванное грехом. Повсюду силы зла активно совершают свою работу, и повсюду видны действия сатаны. В болезнях и смерти, землетрясениях и бурях, пожарах и наводнениях проявляется работа злого искусителя. Нарушение законов Божьих принесло не мир и процветание, а скорбь, болезни, страдания и смерть.

Сожжены: Вероятно, во время излития четвертой язвы (Откр.16:8-9).

Немного осталось людей: Очевидно, имеется в виду остаток праведников, которые не погибли при совершении судов Божьих.

7. Плачет сок грозда: Виноградники истреблены, и плоды земли уничтожены в жгучем зное четвертой язвы (Откр.16:8-9). Песни веселящихся сборщиков урожая смолкли, ибо вся земля опустошена.

8. Звуки гуслей: Или звуки «арф». Когда люди подвергнутся ужасным бедствиям последних дней, они не станут более думать о торжестве и веселии (см. Иер. 7:34; 16:9; 25:10; Откр.18:22; ср. Иез. 26:13; Ос.2:11).

9. С песнями: Пьянство обычно сопровождается пиршеством и развлечениями. В тот день Господь превратит пиршества в сетование и песни в плач (Амос.8:10; ср. Дан.5:1-6).

10. Опустевший город: Или «хаотический город», «тщеславный город». В Быт.1:2 данное слово переведено как «безвидный». Не вполне ясно, подразумевается ли под городом Вавилон, и слово «хаотический» указывает на его аморальное, безнравственное состояние (см. 1Цар.12:21; Ис.41:29), или же «город» и его хаотичность символизируют весь мир вообще. И то и другое вполне соответствует контексту и общему смыслу Писания. Мир вновь возвратится к своему первоначальному хаотичному состоянию.

11. Плачут о вине: Люди жаждут опьянения, надеясь таким образом избежать бедствий.

Изгнано всякое веселие: Солнце веселья зашло, и над землей сгустились тени вечной ночи (см.Иер. 8:20). Люди наконец поняли, что путем устранения из своей жизни Того, Кто является светом жизни, они окутали себя нескончаемой ночью.

12. Запустение: «Город» (ст.10) лежит в руинах. Весь мир превращен в безлюдную пустыню, лишенную света и жизни.

13. При обивании маслин: См. комм. Ис.17:6.

Среди обозреваемого разрушения земли Исаия улавливает яркий проблеск спасения остатка (см. Ис.1:9; 10:20-22; 11:11). Они будут подобны тем немногим маслинам, которые останутся на дереве, потрясенном сильным ветром (Откр. 6:13), или же тем немногим виноградным гроздям, которые остаются после уборки урожая.

14. Восторжествуют в веселии: Дословно «воспоют в величии». В то время как повсюду слышатся вопли и скрежет зубов в связи с теми ужасами, которые постигли мир, праведники увидят, что печаль обращена в радость и что настал наконец рассвет счастливого утра вечности (см.Ис.25:8-9).

15. Славьте Господа: Для праведников есть за что воздать славу Господу. Без Его спасающей благодати они погибли бы вместе со всем миром.

На востоке: То есть откуда начинается рассвет. Выражение «на островах морских» может относиться к островам в Средиземном море и быть поэтическим названием «запада». Слово «море» часто употребляется в значении «запад» и в этом смысле встречается в Быт.28:14; Числ.34:6 и.т.д. Если здесь именно такое значение, то подразумевается, что повсюду будут слышны благодарственные песнопения Богу (ст.16).

16. Слава Праведному: Слышны гимны, воспеваемые Христу, Праведному. Слишком невероятным может показаться, чтобы в такое время «слава» возносилась людям, какими бы праведными они ни были. Сравни пение многочисленного народа, восхваляющего Бога именно в это время, как об этом говорится в Откровении 19:1-6.

Беда мне: Значение еврейского текста здесь не совсем ясно. Пророк как будто на мгновение обращается от славы будущих событий к позору и страданиям настоящего времени, говоря об опустошении и печали как результате судов Божьих (Пс. 105:15; Ис.10:16; 17:4). После краткого обозрения радостей народа Божьего в час их избавления Исаия обращается к скорби и разочарованию нечестивых и вновь продолжает описание страшных судов, грядущих на землю.

Злодействуют: Когда будет слишком поздно, люди поймут. что они сами своим злодейским отношением к Богу навлекли на себя все эти бедствия. В Исх. 21:8 то же самое слово переведено как «пренебрегать». Под ним подразумевается такой образ действий человека, который является совершенно противоположным понятию добра.

17. Яма и петля: Здесь в быстрой последовательности описываются ужасы и бедствия, которые должны постигнуть нечестивых. В Иер.48:44 мы видим ту же самую последовательность неотвратимых судов.

Никто из нечестивых не избежит (Ис.24:18) мучений семи последних язв. Спасшийся от одной язвы будет поражен другой, спасшийся от второй будет поражен третьей.

18. Окна с небесной высоты: Гибель рано или поздно станет всеобщей, ибо смерть и разрушение надвигаются со всех сторон. Нарушен весь нормальный порядок природы (ср.Быт.7:11; 8:2).

Вместо воды небеса будут теперь извергать потоки огня (Пс.49:3; 2Петр.3:7,10,12).

Основания: Вся земля будет потрясена как бы силою голоса Божьего (Пс. 45:3-4; Ис.2:19; Евр.12:26-27).

19. Распадется: Дословно «заставляет себя быть бросаемой из стороны в сторону». В Иов.16:12 это слово переведено «потряс».

Сильно потрясена: Дословно «подвергает себя сотрясению» или «разрушению».

20. Качается как колыбель: Буквально «качается, как балаган». «Балаган» был временным сооружением, где человек мог провести ночь, сторожа созревшие виноградные грозды в винограднике (Ис.1:8). Еврейский текст не дает никакого основания для предположения о том, что в великий день Господень земля выйдет из своей орбиты. Данное здесь описание относится к землетрясению при пришествии Христа, которое, несомненно, будет самым ужасным колебанием земли за все время ее существования (Откр.16:18-20).

Даже сами очертания земной поверхности будут тогда совершенно изменены. Горы сдвинутся со своих оснований, острова будут смещены со своего прежнего основания, и поверхность земли будет вздыматься подобно волнам разбушевавшегося моря (Пс.45:3-4,7).

Ап. Петр (2Петр.3:7,10-13) изображает другую столь же яркую картину полного разрушения, в процессе которого будет истреблен этот существующий мир, и из его руин Господь создаст «новое небо и новую землю», на которых обитает правда.

21. Выспреннее: В стихе 4-ом данное слово переведено как «возвышавшиеся» над народом, которые обитают на земле.

Однако это же выражение в ст. 18-ом вновь переводится как «высота», несомненно, подразумевая «небеса» (Быт.7:11). В Ис.24:21 выражение «царей земных на земле» намекает на то, что «воинство выспреннее на высоте» означает сатану и его злых ангелов. Павел называет сатану «князем», господствующим в воздухе (Ефес.2:2), а невидимых предводителей зла мироправителями тьмы века сего, которые являются поднебесными обитателями (Ефес.6:12). В 1Кор.15:24-25 Павел говорит об их покорении Христом.

Исаия предвидел то время, когда злые ангелы и нечестивые люди будут все подвергнуты наказанию (см.Матф.25:41; 2Петр.2:4,9; Откр.20:10-15).

22. Как узники: Сатана и его легионы злых ангелов, воинство «выспреннее» стиха 21-го, а также «цари земные» ныне собраны вместе как узники. Первые содержаться на этой земле, которая в ее хаотическом состоянии (ст.1,3,19-20) станет их темницей на 1000 лет (см. комм. Откр. 20: 1-2,7), а последние содержатся в темничном подземелье могилы (см.комм.Откр.20:3).

В ров: Употребленное здесь еврейское слово означает «резервуар», или «водоем», выкопанный в земле для хранения воды. В засушливое время года или тогда, когда он не используется в качестве водоема, такой «ров» представляет подходящее место для содержания узников (Быт.37:20; Иер.38:6-13; Зах.9:11, и др). «Ров» употребляется как синоним слова «могила» (Пс. 29:4; 87:4-5; Ис.14:15; 38:18).

После многих дней: То есть после тысячи лет (см.Откр.20:2-7).

По окончании этого периода времени сатана будет освобожден из своей темницы на малый срок и мертвые нечестивые воскреснут, чтобы вскоре ополчиться для взятия Нового Иерусалима (см.комм.Откр.20:7-9).

23. Устыдится солнце: Самый мощный источник света, известный ныне, будет ничем по сравнению со славой Христа (Ис.60:19-20; Откр.21:23; 22:5).

Господь Саваоф воцарится: Это указывает на славный день триумфа, когда святые будут царствовать со Христом в вечной радости и славе.

Новый Иерусалим сделается тогда столицей земли и Христос будет царствовать в нем во веки веков (Иер.3:17; Дан.2:44; 7:14; Зах. 14:4,9; Откр.11:15; 21:2-5,7,15-17).