Глава 25

1. Превознесу: Эта глава, особенно стихи с 1-го по 5-й являются хвалебной песнью. Пророк возвышает голос и благодарит за то, что Он положил конец господству греха и воздвиг Свое славное царство, как об этом сообщается в Ис.24:23.

Предопределения древние: План спасения человека не был какой-то запоздавшей мыслью. Еще задолго до сотворения этого мира, Бог совещался со Христом относительно плана, который следовало бы привести в исполнение в случае грехопадения человека. Тогда же Христос предложил Себя в жертву за грех и стал Агнцем, закланным от создания мира (Откр.13:8). Уже тогда между Отцом и Сыном был начат «совет мира» по поводу погибающего человека. Желанием Бога было то, чтобы человек наслаждался жизнью, и для осуществления этого были использованы все средства и возможности Бога (см.Ис.46:10).

2. Город: Очевидно, имеется ввиду Вавилон (см.ком.Ис.14:4; 24:10), символический центр зла во дни Исаии. Буквальный Вавилон поднялся против Иерусалима и сатана стремился через этот языческий центр управлять всем миром, но вскоре он должен был превратиться в груду развалин. Относительно исполнения этого пророчества см.ком.Ис.13: 19-22; 14:4. Перед самым Вторым пришествием Христа духовный Вавилон будет уничтожен (Откр.18:10,21). Уничтожение Вавилона типично уничтожению силы и власти сатаны (см. ком. Ис.14:4-23; см. Иер.51:24-26,41, 55-64).

3. Народы сильные: Когда Господь уничтожит Вавилон (см.комм.2 ст.), другие народы признают Его могущество и силу Сравни Откр.11:8,13, где суд, постигший нечестивый город, который духовно называется «Содом и Египет», привел к тому, что прочие были объяты страхом и «воздали славу Богу Небесному»; Псалом 75:10-11, где совершение Господом суда, для того чтобы спасти всех «угнетенных земли», приведет к тому, что гнев человеческий обратится во славу Богу.

4. Был убежищем: Или «был крепостью». Утверждаемая здесь истина касается любого и каждого освобождения, которое Господь дарует бедному и нуждающемуся от их угнетателей. Во дни Исаии эти слова относились к поражению войска Сеннахирима, выступившего против Иудеи. Во дни Даниила они относились к падению Вавилона (см.комм. Ис.14:4-6), а во время Второго пришествия Христа они относятся к уничтожению всех сил зла.

Подобно буре: Свирепость и неистовость сил зла сравнивается с сильным порывом разыгравшегося шторма, яростно обрушившегося на стену.

5. Буйство врагов: Дословно «чужестранцев», «пришельцев» (см. комм. Исх.12:19). Продолжается мысль Исаии 25:4 с изменением лишь наглядных образов, используемых пророком. Угнетение чужестранцев сравнивается здесь с сильным зноем длительной засухи, опаляющим пастбища и иссушающим землю.

Тению облака: Зной будет рассеян охлаждающим облаком, которое Бог ниспошлет, чтобы укрыть им Свой народ.

Ликование: Или «песнь», как это слово переводится во всех других местах (Пс.118:54; Ис.24:16, и др). Когда вступится Господь, тогда замолкнет песнь этих свирепых врагов народа Божьего.

6. На горе сей: То есть на горе Сионе (см. комм.Пс.47:3; ср.Ис.24:23).

Трапезу из тучных яств: Имеется ввиду пир, устроенный по случаю коронации Христа (см.комм. Откр. 19:7-9). Исаия предвидит то время, когда духовный Вавилон (см. комм. 2 ст.) будет уничтожен (Откр.19:2) и когда Новый Иерусалим станет столицей вновь сотворенной земли (Откр.21:1-3). Бог призывает людей принять его приглашение на пир (Матф.22:2-4,9-10; ср.Лук.14:16-17). Относительно двоякого понимания пророчества Исаии см.комм.Ис.24:1; Втор.18:15).

7. Покрывало: В этом мире люди ходят как бы в тени мрака, имея покрывало на своих глазах. Это может быть покрывало скорби и плача или покрывало неведения и невежества (Ис.29:10; 1Кор.13:12; 2Кор. 3:12-18; Ефес.4:18).

Такое покрывало лежит ныне на всем мире, будучи снято лишь для немногих людей, тех, кто принимают Христа. Однако никакого покрывала не будет в тот блаженный день, когда «земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море», и когда вся земля будет «полна славы Его» (Ис.11:9; 6:3).

Все народы: Это обетование включает народ Божий всех поколений и всех племен.

8. Поглощена будет смерть: Исаия изображает славную картину воскресения, избавления от смерти, которое совершится в тот день, когда Иисус возвратится, чтобы царствовать. Эта же мысль повторяется апостолом Павлом (1Кор.15:54-55) и Иоанном (Откр.7:17; 21:4).

Отрет Господь Бог слезы: Ср.Откр.21:4.

Поношение: То есть бесчестье и порицание, которым подвергались праведники всех времен в продолжение всего своего земного странствования. Теперь уже никогда больше не повторится насмешливый вопрос язычников: «Где Бог их?» (Пс.78:10).

Больше уже никто не станет угнетать и притеснять их, и причинять им страдания. Отныне они будут стоять как победители, увенчанные праведностью, и воспевать гимны непреходящей радости.

9. Вот Он, Бог наш: Этот радостный возглас победы исходит из уст рассеянных святых в тот момент, когда Христос появляется на облаках небесных. Их горячая мольба об освобождении сменяется теперь благодарственными гимнами.

Мы уповали: После появления многих лжехристов (см.Матф.24:24) и после высшей степени обольщений и обмана сатаны — его выступления в виде Христа,святые теперь радостно признают Господа как Того, Которого они терпеливо ожидали столь длительное время. Нечестивые шумно приветствовали сатану, как Христа и как спасителя мира, святые же не проявили своей верности к сатане, а сохранили ее для Иисуса.

10. На горе сей: см.комм.Ис.25:6.

Моав: В этом торжественном гимне славословия Моав символизирует всех врагов народа Божьего. Веками моавитяне были мучительным жалом в плоти Израиля, но теперь они, как и все остальные враги, должны быть уничтожены. Относительно других пророчеств о суде над Моавом смотри Ис.15,16 гл. Иер.48 гл. Иез.25:8-11.

Как попирается солома, смешанная с навозом под ногами скота. Сравни изображение Господа, топтавшего точило Ис.63:1; Откр.14:20.

11. И хотя он распрострет: Дословно «он распрострет».

Как плавающий: Эти слова относятся к Моаву, как бы барахтающемуся в неспокойных водах бедствия и тщетно пытающемуся спастись. Сравни молитву псалмиста об избавлении из пучины скорбей, в которой он оказался (Пс.68:2-3,15-16). Некоторые понимают, что это Господь «распростер» Свои руки во время разбрасывания «соломы» (Ис.25:10).

Но Бог: Дословно «и Он».

Гордость его: Дословно «гордость свою».

Рук его: Дословно «рук своих».

12. Высоких стен: Моав изображен здесь в виде высокой и сильной крепости, которая будет уничтожена Господом. В данном тексте моавитяне вновь символизируют собой вообще всех врагов народа Божьего (см.комм.6 ст.). Так Господь предсказывает, что Он свергнет всякий оплот полчищ тьмы и разрушит всякую твердыню зла.

Все язычники будут повержены в прах, и один лишь народ Божий будет превозносится в великий день гнева Божьего (см.Дан.7:27).