Глава 27

1. Левиафана: См. комм. Иов.41:1; Пс.73:13.

В древней ханаанской мифологии левиафан представлялся в виде семиголового змея, борющегося против богов и сил добра, и, таким образом, он сам рассматривался как олицетворение сил зла. В древних ханаанских текстах Рас Шамрах говорится о некоем чудовище под названием «лотан», которое считают синонимом имени, выраженному библейским словом «левиафан». В древнем месопотамском мире относительно сотворения мира обычно упоминалось о первоначальной борьбе между богами и драконом хаоса.

Эти и другие языческие легенды ясно указывают на несколько искаженное, но в то же время широко распространенное и устоявшееся представление о сатане как о змее, вступившем в смертельную борьбу с Семенем жены (Быт.3:15; ср.Откр.12:3-4).

Левиафан Иова, как видно из контекста, является животным в буквальном смысле (Иов. 41 гл.), многие считают, что здесь подразумевается крокодил. Псалмист вспоминает истребление египетского войска в водах Чермного моря, говоря, что Господь «сокрушил голову Левиафана» (Пс.73:13-14). Многоголовый крокодил служил символическим чудовищем, вполне соответствующим в качестве определения для Египта.

Крокодил обитал в реке Ниле. Египет неоднократно упоминается в Ис.27-й, 30-й и 31-й главах, и это позволяет утверждать, что «левиафан» используется здесь прежде всего как символ Египта. Сравни чудовище в Ис.27:1, с чудовищем в Иез.32:2,4; и 29:3).

Откровение представляет сатану в виде большого красного дракона с семью головами (Откр.12:3) и сообщает, что «Михаил и ангелы его воевали против дракона» и что «низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную» (Откр.12:7,9).

«Тот день», в который Господь поразит левиафана, по-видимому, является днем, когда Господь выйдет «из жилища своего наказать обитателей земли за их беззаконие» (Ис.26:21). Могут ли данные слова относиться к сатане, сказать трудно.

2. О возлюбленном винограднике: В главе 5-й (с 1-7 ст.) Исаия воспевает плачевную песнь об Израиле, изображенном в виде бесплодного виноградника. Здесь же песнь приобретает намного более веселый характер, ибо этот виноградник со временем наполнит всю вселенную плодами (Ис.27:6).

3. Я, Господь, хранитель его: Различие между этим и предыдущим виноградником огромное. В Ис.5: 1-7 Господь отнял у виноградника ограду, опустошил его и повелел облакам не проливать на него дождя. В первом случае так прямо и сказано, что виноградник «есть дом Израилев, и мужи Иуды» (Ис.5:7). Видимо, это же верно и здесь (см.Ис.27:6). Подобным же образом Христос сравнивает Своих учеников с ветвями виноградной лозы (Иоан.15:1-8).

4. Гнева нет во Мне: Бог не гневается на Свой виноградник.

Волчцы и терны: В предыдущем винограднике волчцы и терны заменили собой подлинную виноградную лозу и Господь вынес Израилю справедливый приговор (Ис.5:6). Волчцы и терны указывают на работу врага, Бог уничтожит их огнем (см. Матф. 13:30).

5. Прибегнет к защите Моей: Во время борьбы, когда враг направляет все свои силы против народа Божьего, церкви советуется искать защиты у Бога. И если церковь так и будет делать, то старания врага не увенчаются успехом.

Дети Божьи заключили с Господом мир, и они узнают, что Он для них друг, а не враг.

Они могут взирать на Него с твердой уверенностью, и среди самых тяжелых испытаний души их будут покоиться в мире. Эти слова особенно относятся ко времени скорби, когда сатана приложит максимум усилий, чтобы погубить святых.

6. Иаков: Т.е. «Израиль»,см.комм.Быт.32:28.

Наполнится плодами: Ср. комм. Ис.5:2; Иоан.15:2-3. Бог желал, чтобы Израиль принес всему миру весть о спасении. Когда природный израиль не сумел этого сделать, тогда эта обязанность была возложена на духовный Израиль, христианскую церковь, состоящую из язычников и иудеев, представленную в виде ветвей, привитых вместо отверженных природных ветвей израильского дерева (Рим.11:11-12,15-23).

7. Так ли Он поражал его: Так ли Бог поражал Свой избранный народ, как Он поражал тех, кто враждовал с ним? Исаия показывает разницу между отношением Бога к Своим избранным детям и Его отношением к их врагам. Народ Божий может подвергаться различным испытаниям и бедствиям, но он не будет уничтожен полностью. Бог поражает Свой народ для его же блага (см.Евр.12:5-11; Откр.3:19), чтобы исправить недостатки в его характере, а не истребить его.

8. Мерою: Или, возможно, «двойной мерой».

Относительно значения контекста см. комм. 7 ст. Наш небесный Отец с большой осторожностью наказывает Своих детей, только в такой мере, чтобы это послужило им на пользу, но не больше. Он хочет не погубить, а исцелить (см.Иер.10:24). небесные суды для народа Божьего смягчаются Его долготерпением и милостью.

Когда отвергал его: Дословно эта фраза звучит так: «далеко отсылая его, Ты состязался с ним». Точное значение данных слов Исаии не совсем ясно.

Он мог намекать здесь на приближающийся вавилонский плен, являвшийся исправительной мерой наказания (см.Ис.48.10; Иер.30:11-17; Ос.2:6-23; Мих.4:10-12).

Выбросил его сильным дуновением: Или «направил Свое сильное дыхание». Значение этой фразы не вполне ясно. Восточный ветер был жарким, сухим и удушливым, дующим со стороны пустыни, он служил символом смерти и уничтожения (Быт.41:6; Иов.27:21; Пс.47:8; Иер.18:17; Ос.13:15).

Образно этот ветер означает суды, которым Бог допускает изливаться на его народ.

«Восточный ветер», как здесь сказано, есть дуновение Бога. Казалось, что наказание исходило из каких-то естественных причин, однако в действительности оно было предопределено и допущено Богом.

9. Беззаконие Иакова: Бог желает очистить Свой народ, но не уничтожить его (см.комм.Ис.27:7-8). Наказание, о котором говорится в 9-м стихе, есть орудие очищения.

Плодом: То есть результатом. Плодом исправительной меры наказания, раскаяния и прощения, явится устранение всяких следов идолослужения. Вавилонский плен излечил иудеев от идолослужения.

Куски извести: Камни жертвенников будут сокрушены и раздроблены подобно извести, и дубравы и истуканы будут повержены и уничтожены. Бог допускает, чтобы Его народ переносил испытания, желая через них очистить его от беззакония.

10. Укрепленный город: То есть Иерусалим, символически означающий народ Божий. То что ныне является цветущим городом, вскоре превратится в пустыню. Где сейчас стоят дома, там будут пастбища (см.Ис.7:23-25). Это предсказание исполнилось через сто лет, в 586 году до н.э, (см.Дан.9:16-17).

11. Сожгут их: Здесь мы видим продолжение заключительной картины предыдущего стиха. Дерево, ветки которого остались без листьев (ст.10), засыхает и погибает. Вся роща становится сухой. Ветки теперь обрубают и используют на дрова.

Данное образное описание подобно описанию в Иез.31:1-13, где падение Ассирии сравнивается с деревом, ветви которого упали в долины.

Иоанн Креститель и Иисус, оба уподобляли нечестивых деревьям, срубленным и брошенным в огонь (Матф.3:10; Иоан.15:6). Павел сравнивал буквальных иудеев с природными ветвями, которые были отсечены и заменены привитыми ветвями церкви (Рим.11:12-20).

12. В тот день: См.комм.Ис.26:1-2.

Потрясет: То есть «обмолотит» (зерно), чтобы отделить его от мякины.

Это великий день суда, в который пшеница будет собрана в небесную житницу, а плевелы будут брошены в огонь (Иоиль.3:13; Матф. 3:12; 13:39-40; Откр.14:14-19).

От великой реки: то есть Евфрата.

До реки Египетской: Земля, обещанная Израилю простиралась от реки Евфрата до реки египетской (см. комм. Быт.15:18: 3Цар.4:21; 8:65). Племена, живущие в пределах этих границ, будут «потрясены», а земля их отдана избранному народу Божьему.

Один к другому: Бог собирает праведников по одному, не группами, а поодиночке.

13. В тот день: См.комм.Ис.26:1. Ис.11:16.