Глава 29

1. Ариилу: Символическое название, относящееся здесь к Иерусалиму или к одному какому-то его району. Происхождение и значение данного слова неизвестны, возможно, оно было создано самим Исаией. Можно предположить, что это было таинственное слово Сесах (Иер.25:26), символизирующее Вавилон (см.комм.Иер.51:41). Вполне возможно, что название это означало «жертвенник Божий» (см.Иез.43:15-16), где данное слово переводится как «жертвенник». Другие же предполагают, что правильнее было перевести как «лев Божий». Эта и следующие главы, по-видимому, относятся к нападению Сеннахирима на Иудею и его безуспешной осаде Иерусалима. Перед нападением ассирийцев Бог неоднократно посылал вести предостережения о предстоящих ужасах. Он порицал Иудею за их лицемерие, упрямство и неспособность понимать важность грядущих событий.

Приложите год к году: Люди были поглощены своими земными делами, совершенно не задумываясь над тем, что их ждет впереди: один год как бы следовал за другим без всякого изменения их однообразной жизни, которая им очень нравилась. Они строго выполняли годовой круг праздников и продолжали совершать богослужения в храме, в то же время не переставая творить злодеяния, которые вели нацию к падению и уничтожению (Ис.1:4,10-13,21-23).

Пусть закалают жертвы: Дословно «праздники идут своим чередом».

2. У Меня, как Ариил: Господь вынес приговор Иерусалиму, и этот город будет для Него, как «Ариил», то есть возможно, как «жертвенник» (см. комм. Ис.29:1), на котором жители его сделаются жертвой (см.Иез.11:3-7).

3. Я расположусь станом вокруг тебя: Пророк показывает Иерусалим как бы находящийся в осаде. Сцены, подобные той, которая здесь представлена, нередко приходится видеть изображенными на ассирийских скульптурах (см.комм.Иез.4:2). Вокруг стен города был насыпан вал и расставлены стенобитные орудия, чтобы ими разрушить оборонительные сооружения (см.Иер.33:4; Иез.4:2). Это удачное описание того метода, которым Сеннахирим намеревался взять Иерусалим (4Цар.19: 32).

4. Будешь унижен: Иерусалим, хотя ему и не было суждено впасть в руки неприятеля, должен был претерпеть крайнее унижение. В полном раболепии Езекия послал своих послов к ассирийскому царю с выражением признания того, что он был в заблуждении, а также высказывая свое благорасположение и изъявляя свою готовность выполнить любые требования, которые могут быть предъявлены к нему (4Цар.18:14).

Иерусалим сравнивается здесь с захваченным в плен врагом, который лежит ниц перед своим победителем, касаясь лицом земли, и бормочет клятвы повиновения в надежде спасти свою жизнь.

5. В одно мгновение: Относительно внезапного и неожиданного избавления Иерусалима см.Ис.37:36.

6. Посетит тебя: Иерусалим должны были посетить суды Божьи. Подобные же выражения нередко используются при описании тех случаев, когда Бог являл себя человеку (Исх.19:16; Пс.76:19; Евр.12: 18-19; Откр.8:5; 11:19; 16:18).

Здесь эти слова могут служить образным представлением ужасов войны или же могут быть буквальным описанием некоторых страшных потрясений сил природы, обрушившихся на ассирийские полчища (см.комм.4Цар.19:35).

7. Сон: Сон быстро приходит и уходит. Ассирийские войска исчезнут, как сон (Пс.72:19-20).

8. Как голодному: В своем воображении ассирийцы уже захватили Иерусалим. Сеннахирим был полностью уверен в своей победе. Но Бог внезапно разрушил все его надежды, уничтожив осаждающую Иерусалим ассирийскую армию, отослал его домой с пустыми руками (см.Ис.37:36-37).

9. Изумляйтесь: Дословно «остановитесь».

Исаия призывает жителей Иерусалима остановиться, прервать свой круг ежедневных занятий, чтобы увидеть свое истинное положение.

Дивитесь: Дословно «смотрите в изумлении друг на друга».

Они ослепили других,и сами ослепли: Дословно «оглянитесь с тревогой» и посмотрите.

Они пьяны, но не от вина: Исаия вновь направляет свой взор от ассирийских полчищ к жителям Иерусалима. Он уже сообщил им весть, которая могла бы заставить их трепетать, но они как будто остолбенели, не будучи в состоянии осознать исключительную важность данного им предостережения. Они утратили здравый смысл, но не потому, что были пьяны, а потому, что были слишком заняты земными делами и не могли уразуметь небесную весть (см.комм.1 ст.).

10. Сомкнул глаза ваши: См.комм. Ис.6:9-10.

Жители Иудеи двигались ощупью, как слепые, как в остолбенении (см.комм.Ис.29:9). Очи их понимания были затуманены. Их вожди, на которых лежала обязанность управлять государственными делами, потеряли всякое представление о правильном направлении. Их прозорливцы пророчествовали за деньги, они были слепы. Бог посылал им одну весть за другой, и с каждым отвержением небесного света они все более и более ослепляли сами себя, и их понимание истины становилось все более омраченным.

Именно в этом смысле Господь сомкнул им глаза (см.комм.Исх.4:21).

11. Всякое пророчество: То есть все то, что Исаия говорил им.

В запечатанной книге: В древние времена документы обычно сворачивались и запечатывались (см. комм. Неем.9:38). Важные вести Исаии оказались для жителей Иерусалима ничуть не более ценными, чем если бы пророк записал и запечатал их так, чтобы никто не мог их прочесть.

Неверие и неповиновение загородили собой небесный свет, как будто он вообще никогда не был явлен. Библия является запечатанной книгой для тех людей, которые не желают ее изучать, или которые не желают верить ее важным предостережениям. Пророки передали миру вдохновенные вести света и надежды, но ныне, как и тогда, люди продолжают двигаться во тьме, потому что не желают видеть (см.комм.Ос.5:6).

12. Кто читать не умеет: То есть, кто не умеет распознавать путей Божьих, подобно пророкам в стихе 10-ом. Человек может быть мудрым в земных путях, но совершенно невежественным в делах Божьих. В то же самое время человек может иметь лишь самые начатки земных познаний и однако быть мудрым в путях Божьих. Предрассудки и неверие закрывают глаза духовного понимания человеком того, что Бог явил для просвещения и благословения мира.

13. Устами своими: Жители Иерусалима делали неимоверные усилия, чтобы казаться религиозными людьми, но в своем сердце они даже не знали Бога.

Так было и во дни Христа (см.комм. Матф. 7:21-23; 15:8-9; 23:4; Марк.7:6-9). Люди были исполнены лицемерия (см.комм.Матф.6: 2). Их богопочитание состояло исключительно из исполнения обрядов, абсолютно лишенных истинного общения с Ним (см.2Тим.3:5). Они смотрели на свое наружное совершение ритуалов, как на исполнение требований Божьих, и думали этим заслужить благоволение в Его очах (см.комм.Мих.6:6-8).

14. Мудрость мудрецов его: Когда люди забывают Бога, мудрость их обращается в безумие. Они не любят свет, а потому им предоставлено ходить во тьме (см.2Фес.2:12; ср.Ос.4:6). Так было и в жизни иудейских вождей. Они омрачили провидение «словами без смысла» (Иов.38:2), и свет нации должен был поэтому обратиться во тьму.

15. Кто увидит: Они старались скрыть свои лицемерные мнения, побуждения и поступки, надеясь, что ни люди, ни Бог не могут обнаружить их истинный характер.

16. Какое безрассудство: Дословно два первых предложения звучат так: «Воистину превратное (или обратное, перевернутое) представление вещей может рассматриваться как глина горшечника». Люди пытались заставить как бы горшечника подчиниться приказанию глины. Они полагали, что их мудрость превышала мудрость Творца. Эти духовные вожди фактически были безбожниками, скрывающимися под маской религии.

17. Еще немного, очень немного: Исаия был как пророком бедствий, так и пророком надежды. Он был подлинным оптимистом. Он видел не только мрак настоящего, но и славный свет будущего (см.комм.Ис.9:2). Иудея могла погибнуть и ее поля могли превратиться в пустыню, но несмотря на это приближалось время, когда земля вновь станет заселенной, когда пустыня сделается садом, а сад будет считаться лесом (Ис.32:15; 35:1; 41:17-19; 55:13).

18. Прозрят…глаза слепых: См. комм. Ис.6: 9-10. Исаия предвидит время, когда обстоятельства, описываемые в Ис.29:10-12, переменятся. Сравни Ис.35:5-6; 42:7; 52:15; 60:1-5; Лук.1:79; 4:18; Иоан.8:12; Деян.26:17-18; 2Кор.4:4; Ефес.1:18).

19. И страждущие: Дословно «И смиренные».

Придет время, когда Евангелие достигнет всех народов земли, как малых, так и великих, как бедных, так и богатых.

20. Не будет более обидчика: То есть врага Бога и Его народа. Вероятно, имеется в виду Сеннахирим и его богохульное письмо (см.5 ст; ср.Ис.25: 4-5). Слова, высказываемые здесь, относятся к любому врагу, препятствующему уверенному продвижению вперед дела Божьего.

21. Запутывают человека в словах: Дословно «делают человека оскорбителем» или «правонарушителем». Возможно, Исаию обвиняли за его, якобы не патриотический дух, выражающийся в его вестях порицания и предупреждения. Порицаемые выступали против тех, кто их порицал, и старались придумать различные способы, пусть самые коварные, чтобы запутать, уловить этих представителей Бога, желая этим привести их к падению и таким образом заставить умолкнуть их голос порицания.

Отталкивают правого: Они намереваются умышленно совершить судебную ошибку (см. Исх.23:6; Амос.5:12; Мал.3:5). Обвинения, высказываемые с целью представить порицающего как правонарушителя, не имеют фактически никакого основания.

22. Не будет в стыде: Авраам и Иаков символизируют здесь весь истинный народ Божий. Как Господь избавил отцов нации, так Он избавит и их потомков от всех врагов. Нападение Сеннахирима принесет позор и ужас, но Исаия предвидел более светлый день, на который верные могли взирать с надеждой.

23. Благоговеть перед Богом Израилевым: Здесь говорится об окончательном триумфе добра. Обидчика (ст.20) уже не станет, Иаков не будет более в стыде (ст.22), и его так долго блуждающие дети будут вновь собраны, чтобы вместе с ним поклоняться и служить Господу.

24. Непокорные: Или «ропотники», выражавшие свое недовольство во дни Исаии, как и в пустыне (см. Исх.17:2,7; Числ.14:22; 20:3; Втор.1:27; 6:16; Пс.94: 10-11; 105:25). Исаия говорит, что даже для самых ожесточенных и непокорных все же есть надежда на спасение.

Научатся послушанию: Многие из согрешивших (см. Ис.28:7; 29:10-13) избежат тьмы (Ис.29:18) и извлекут для себя полезный урок из тех переживаний, которые им пришлось испытать. Хотя огромное большинство людей останется глухо к вестям увещания и предостережения, неоднократно посылаемым им через вестников Господних, все же сохранится небольшой «остаток» (см.Ис.1:9; 11:11,16 и др), чьи сердца откликнутся и обратятся к Господу.