Глава 30

1. Горе непокорным сынам: Исаия по-прежнему имеет ввиду нападение Сеннахирима, те дни, когда Рабсак насмехался над Езекией за то, что он надеялся на помощь Египта (4Цар.18:19,21; Ис. 36:4-6). Настоящая глава ясно свидетельствует о том, что в Иудее была довольно большая группа людей, одобряющих союз с Египтом. Вместо того, чтобы обратиться к Богу и возложить на Него свое упование, эти трусливые люди отступили от Бога и обратились за помощью к язычникам.

Прилагать грех ко греху: Именно за грехи Иудеи ассирийским войскам было позволено выступить против нее. Теперь же Иудея еще добавила к своему греху, обратившись к Египту за помощью в ее борьбе с Ассирией.

2. Подкрепить: То есть найти убежище в посторонней защите и поддержке.

Под тению Египта: Египет — это страна с почти незаходящим солнцем и очень незначительной тенью. В то время Египет был слабым и неспособным оказать должную помощь в борьбе с Ассирией.

Прошло всего лишь несколько лет после этого, и Египет сам был подвержен наказанию армией Асардана и Ашурбанипала (Аснафара).

Группа сторонников союза с Египтом, пославшая в Египет за помощью, не вопросила совета у Бога, так как знала, что действовала вопреки Его воле. После того, как израильтяне вступили в обетованную землю, им было запрещено заключать союз с жителями той страны (Исх.23:32-33; Втор.7:2; Суд.

2:2). Когда Иисус Навин заключил мир с жителями Гаваона, он сделал это, не вопросив Бога (И.Нав.9:14).

3. Для вас стыдом: В это время Египет был слабой страной (см.комм. 2 ст.). Сеннахирим насмехался над иудеями за то, что они ожидали помощи от народа, который был бессилен помочь им, и заявил, что «трость надломленная» египетская проколет руку тому, кто задумает опереться на нее (Ис.36:6; 4Цар.18:21).

4. В Цоане: Цоан — это город на Танинском протоке Нила, на месте которого стоит современная деревня Сан-Эл-Хагар в восточной части района дельты. Поскольку дельта Нила постоянно застраивается, так что устье Нила находится ныне немного севернее, нежели в библейские времена, то во дни Исаии Цоан, очевидно, был портом в устье реки.

Этот город был построен через семь лет после Хеврона (Числ.13:23). Гиксы (см. комм. Быт.39:1; 45:10) сделали этот город своей столицей, назвав его Аварис. Позже ему было дано название Танис. Столетие спустя после Исаии, во дни Иезекииля, город этот, кажется, по-прежнему играл главную роль (Иез. 30:14).

Ханеса: Или Гераклеполь в восточной дельте или Гераклеполь на западном берегу Нила, приблизительно в 70-ти милях южнее Мемфиса.

5. Из-за народа: Союз с Египтом нес лишь позор. Когда обещание о реальной помощи на самом деле оказались хуже, чем ничего нестоящее, он навлек на Иудею гнев Ассирии. Именно союз Осии с Египтом и его отказ выплатить дань Ассирии побудили Салманассара всего лишь несколько лет перед этим выступить против Самарии (4Цар.17:4-6).

6. На животных, идущих на юг: В этой важной вести пророк наглядно изображает бесстыдное путешествие посланников с множеством ослов и верблюдов, навьюченных подарками, направляющихся через Негеб и египетскую пустыню для того, чтобы заручиться помощью того народа, от которого Бог однажды избавил их. Земля, по которой они шли, была пустынной, кишащей дикими зверями, гадюками и ядовитыми змеями.

7. Сила их — сидеть спокойно: Возможно,»Раава»(см.комм. Пс.86:4; ср.Ис.51:9) — бездеятельный Египет только обещал оказать поддержку, но в действительности не делал ничего, когда его помощь была необходима.

8. Впиши это в книгу: Истина, которую Исаия собирается высказать, была чрезвычайно важна для отдаленного времени. Это был урок для будущих поколений (см.1Кор.10:11). Раава (см.комм.Ис.30:7) крокодил или дракон (см.Ис.51:9) — символизировал никого другого как сатану, великого обольстителя (Откр.12:9).

Те люди, которые оставили Господа и пошли за помощью в Египет, фактически обратились к сатане. Поступая так, они напрасно надеялись получить помощь в тяжелую минуту, ибо сатана был врагом, потерпевшим поражение, не могущим даже спасти самого себя.

Тут же непосредственно излагается и сама весть, которую следовало бы начертать на доске.

На будущее время: В Таргумиме, в древне-сирийском переводе и Вульгате написано «для свидетельства».

9. Народ мятежный: Израиль последовал примеру сатаны в своем мятеже и вражде против Бога. Как и отцы их прежде (Иоан.8:44), они сделали ложь убежищем для себя (см.комм.Ис.28:15).

10. Предсказывайте приятное: Когда сатана был низвержен с неба, его главной целью было обольстить весь мир (Откр.12:9). Жители Иудеи, идя на хитрость и обман следовали своему отцу дьяволу. Они отвергли пророков Божьих, чьи вести были всегда для них неприятны. Эти люди так далеко ушли от истины, что их вполне удовлетворяла ложь, и они требовали вестей, которые, как им хорошо было известно, являлись ложными.

11. Устраните: Они знали, что Исаия был истинным пророком, но не желали иметь никакого дела ни с ним, ни с Богом. Даже сама мысль о святости возбуждала в них чувство ненависти и негодования.

12. Посему: Бог выносит приговор в ответ на те действия, которые описаны в стихах с 1-го по 5-й. Иудеи, вернее большинство из них, не захотят слушать, однако слова Исаии будут свидетельствовать против них в день суда.

На обман и неправду: В рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а написано «будешь радоваться о неправде». Эти нечестивые люди притесняют слабого, а потом хвалятся тем, что они делают. Справедливость и готовность прислушаться к голосу рассудка являются характерными особенностями истинных детей Божьих. Эти же коснеющие во грехе слушатели своим высокомерным отказом внимать словам Исаии сами предоставили доказательство справедливости вынесенного им ныне приговора.

13. Угрожающая падением трещина: Образовавшаяся выпуклость в высокой стене предупреждает о приближении разрушения. Здание, которое эти люди построили, стояло на песчаном основании и, несомненно, должно было вскоре обвалиться (см.комм.Матф.7:26-27).

14. Глиняный сосуд: Будучи разбитым, глиняный сосуд никогда уже не может быть использован в каких-либо практических целях. Так будет и с невозрожденными жителями Иерусалима. Их ждет полное истребление.

Без пощады: То есть без всякой жалости и сострадания.

15. Оставаясь на месте и в покое: Единственной надеждой Иудеи было опять возвратиться от зла к Богу. Поступив так, они обрели бы уверенность, покой и мир. Надеясь на человеческую силу, они повсюду встречали разочарования, беспокойство и поражение.

16. На конях: Египет славился своими конями, и иудеи надеялись получить из Египта достаточное количество этих животных, которые, как они думали, были необходимы им, чтобы оказать достаточное сопротивление Ассирии. Исаия объясняет, что кони, приобретенные таким путем, будут содействовать лишь их отступлению. В древние времена кони использовались почти исключительно только в сражениях.

17. От угрозы одного: Бог обещал своему народу, что если они будут верны Ему, то пятеро из них прогонят сто, и сто из них прогонят тьму, или десять тысяч (Лев.26:8).

Однако вследствие упрямства иудеев обещанное благословение не могло быть дано им.

Во дни Исаии Пианхи, фараон египетский, с гордостью заявил, что с помощью его бога многие обратятся в бегство от нескольких, а один обратит в бегство тысячи. Однако Исаия с насмешкой и упреком провозгласил, что бегущими будут сами египетские войска, на которые так надеялись коснеющие во грехе иудеи.

Как веха: Иудеи будут тогда покинуты, подобно одинокому дереву на вершине горы или подобно флагштоку или стоящему шесту для флага на высоком холме.

Всякий, проходящий мимо, сможет видеть ужасные плоды беззакония.

18. И потому: Богу очень не хотелось совершать над Своими согрешившими детьми те суды, которыми Он угрожал им, и Он милостиво предлагал им всякую возможность для покаяния и спасения.

19. Жить на Сионе: Эти слова утешения, адресованные жителям Иерусалима, кажутся особенно подходящими к тревожным и скорбным дням, наступившим после падения Самарии и пленения Израиля. Жителям Сиона дается ныне заверение в том, что их не ожидает та же участь, которая выпала на долю их северных соседей. Бог услышит их вопли и спасет их, а также их город (см. Ис.37:21-36).

20. Хлеб в горести: Это предсказание сбылось во время нападения Сеннахирима на Иудею, когда один лишь Иерусалим оставался не оккупированным вражескими войсками.

Скрываться: Суды, готовые уже обрушиться на землю, заставляют думать, что Бог оставил Свой народ (Пс. 12:2; 82:2, и др.). В конце концов верные учителя Иудеи, Исаия и его сподвижники, получат общее признание и вера их будет вознаграждена.

Они сами и их вести будут оправданы, когда Бог избавит Иерусалим.

21. Слышать слово: Бог ниспошлет им руководство Святого Духа, который будет вести их правым путем и будет указывать им, если они стали бы уклоняться в сторону. Всякий может услышать этот нежный голос, это «веяние тихого ветра» (3Цар. 19:12), если только он пожелает слушать.

22. Идолов: В своем ревностном стремлении к Богу, Езекия и благочестивые жители Иудеи уничтожат своих идолов и разобьют все статуи идолопоклонства (см.2Пар.

32:1). Эти предметы поклонения будут выброшены как никому не нужные. Подобно тому, как упорствующие жители Иерусалима не хотели иметь ничего общего со Святым Израилевым (Ис.30:11), так верный остаток не пожелает иметь ничего общего с идолопоклонством.

23. Даст дождь: Дождь после посева семян был «поздним дождем» (см. комм.Иоиль.2:23), и шел он всегда осенью.

Данное здесь обетование включает как временные, так и духовные благословения. Народ будет иметь благословения в житницах и кладовых, в плодах земли и умножении голов скота и овец (Втор.28:3-5; Иоиль.2:24-26).

Вдобавок он получит излитие Святого Духа Божьего (Иоиль.2:28-29; Деян.2:17-18).

24. Корм соленый: Дословно «смешанный корм» или «смоченный корм», то есть «пойло вымешанное». Мешанина, по-видимому, лучший корм для скота. Самые простые домашние животные — волы и ослы, возделывающие поле, будут иметь самый хороший корм.

Обычно их кормили ячменем, смешанным с сеном или соломой, но в тот день (ст.23), как говорит Исаия, даже ничтожные ослы будут питаться лучшим зерном, смешанным, возможно, с солью или с содержащими соль травами.

Пророк хочет этим сказать, что данный факт будет свидетельствовать об исключительном изобилии. Люди, как ни трудно себе представить, будут питаться несравненно лучше.

Веялом: То есть вилами, которыми веют зерно (см.комм.Матф.3:12).

25. Потоки вод: Исаия видит горы и холмы, обычно выжженные солнцем и бесплодные, испещренными потоками вод. Даже самые необычные места дадут обильный урожай. Пророк предвидит золотой век, в который земле вновь будет возвращено первоначальное плодородие и красота. Подобным же образом Бог одождит землю обилием небесной благодати, превращая засушливые и бесплодные пустыни в прекрасные поля и цветущие сады (см. Ис.35:1-2; 41:17-20; 44:2-4; 55:1; Иоан.4:10,13-14; 7:37-39).

В день: То есть в день, когда Бог поразит всех своих врагов (см. Ис. 66:14; Иер.25:33; Зах.14:1-3,8-9; и др).

Упадут башни: То есть укрепленные башни, защищающие стены вражеских городов. Сравни падение духовного Вавилона (Иер.51:8,29; Откр.16:19; 18:21; см. комм. Ис.13:1-18).

26. Свет солнца: Исаия изображает мир, в котором нет мешающей завесы, загораживающей свет луны или солнца (см.Зах.14:6-7; Откр.21:23).

Всемеро: Невозможно установить, означает ли это действительно увеличение всемеро видимого света, или же «всемеро» просто означает мощное увеличение света, или совершенство скорее качественное, нежели количественное.

27. Имя Господа: Господь выходит, чтобы вступиться за дело Своего осажденного народа (см.Откр.19:11-21). Имя Бога носит один лишь Христос.

Исполнены негодования: Час Божьего негодования будет временным излитием семи последних язв (Откр.15:1-7; 16:1). Когда Христос придет во второй раз, Он поразит нечестивых «духом уст Своих» (Ис.11:4), огнем поедающим (Пс. 49:3; 96:3; 2Петр.3:10).

28. Разлившийся поток: Гнев Христа изображен изливающимся с силой потока, смывающего все перед собой (см.Ис.8:8).

Развеять народы: Пшеница должна быть отделена от бесполезной мякины (см.комм.Матф.3:12; 13:38-40). Будучи сожженной, мякина превращается в ничто.

Узда: Вновь образ меняется, и теперь народы показаны как бы находящимися под контролем такой силы, которая направляет их к разрушению против их воли.

29. Священного праздника: Священный праздник, на который намекает здесь пророк, очевидно, был праздником кущей, отмечаемым осенью после сбора плодов (Лев.23:34,39-43; Неем.8:14-18). Это были дни великой радости, позже данный праздник стал включать в себя также ночной ритуал, когда двор храма освещался большими светильниками, подвешенными на верхушке высоко поднятых шестов и испускающими свои лучи далеко через весь город. Праздник кущей часто называется просто праздником (3Цар.8:2; 2Пар.7:8-9). Обряд освящения служил напоминанием огненного столпа, который направлял Израиль во время их путешествия по пустыне и указывал вперед на грядущего Мессию как на свет мира. По случаю данного праздника люди стекались в Иерусалим в веселом, приподнятом настроении, воспевая священные гимны и играя на свирелях.

30. Величественным гласом Своим: Живым образным языком Исаия описывает поражение ассирийских полчищ (см.Ис.30:31). Эта же образность языка используется всякий раз, когда изображаются важные события, относящиеся ко Второму пришествию Христа (Откр.16:18-21; 19:15).

В наводнении: Дословно «в разрывах облаков».

31. Ассур: Во дни Исаии Ассирия была самым большим врагом Иудеи. Высказанное здесь предсказание указывает на поражение армии Сеннахирима (Ис.37:36). Как Ассур поражал жезлом, так и сам он будет поражен жезлом гнева Божьего. Подобным же образом все нечестивые будут в свое время поражены «жезлом железным» (Пс.2:9; Откр. 2:27; 12:5).

32. Определенного ему жезла: В еврейском тексте значение первого предложения 32-го стиха не совсем ясно. В целом ряде древних рукописей написано «всякий удар жезла наказания».

Согласно этому написанию каждый удар Божественного суда над Ассирией будет встречаться победными песнями и ликованием народа Божьего.

33. Тофет: Вновь имеется в виду истребление войска Сеннахирима, описанное здесь особо выраженным красочным языком (см.комм.30 ст.). Это название было дано долине Хинном, расположенной к югу от Иерусалима, на которой приносили людей, в особенности детей, в жертву богу Молоху (см.комм. 4Цар.16:13; 23:10; Иер.7:31; ср. Иер.19:6, 11-13).

Долина эта стала символом поедающего огня, который в последний день истребит все нечистое. Греческое написание еврейского слова «долина Хинном»- Геена и переводится всегда в Новом Завете как «ад» (см. комм. Матф.5:22). Здесь Тофет изображается в виде определенного места, где враги Господа будут истреблены огнем (см. Ис.33:14; Евр. 12:29; Откр.20:9).