Глава 32

1. Царствовать по правде: От приближающегося нападения ассирийцев на Иерусалим (Ис.31:8-9) Исаия обращается ко времени мира, которое должно было настать после этого. Вслед за отступлением Сеннахирима в 701-м году наступили годы мирного процветания при царствовании благочестивого Езекии. Подобным же образом после ниспровержения всех воинств сатаны наступит вечное царство Христово в праведности и славе. Как обычно пророческая картина мира и безопасности, следующая за бедствиями, переходит в описание славы и величия грядущего мира, мессианского века.

В этом мессианском царстве царем является Сам Христос.

2. Каждый: Дословно «царь». Мессия будет для своего народа источником утешения, довольства и покоя, защитой и убежищем. В засушливой, выжженной солнцем пустыне Он будет как живительный поток, как освежающая тень от высокой скалы.

3. Не будут закрываемы: Положение, о котором предсказывалось в Ис.6:9-10, должно совершенно измениться.

Очи духовного понимания человека будут открытыми, чтобы он мог постигать дела Божьи.

4. Легкомысленных: Сравни Ис.6:10. Легкомысленные — это те, кто не находит времени тщательно продумать те или иные факты, чтобы прийти к правильному заключению. В обетованное время восстановления люди будут иметь здравое суждение.

Благословленные ясным пониманием и точным познанием, они не будут принуждены произносить нерешительные слова или говорить на ломаном языке.

5. Невежду: Дословно этот стих звучит так: «Неразумного уже не будут называть почтенным и о мошеннике не скажут, что он чистый». Люди не будут ошибочно принимать невежество за мудрость или тьму за свет. Они не будут зло называть добром и добро злом (Ис.5:20).

6. Говорит глупое: Исаия наглядно описывает действия неразумного. В лучшие дни, которые должны еще настать, люди будут узнаваться по тому, какие они есть, а не по тому, какими они себя выставляют. Грешник будет определен, как таковой и получит заслуженное наказание.

8. Честный: Или «благородный» человек. Он уже не будет незаслужено терпеть за свое великодушие и благородство.

9. Женщины беспечные: Исаия обращается к привилегированным женщинам Иерусалима, которые, привыкнув к изнеженности и довольству в жизни, особенно тяжело переносят лишения в дни осады. Сравни обличения и осуждение надменных дочерей Сиона в Ис.3:16,25.

10. Еще несколько дней сверх года: Немногим более чем через год на «беспечных женщин» (ст.9) обрушится большое бедствие.

Не будет обирания винограда: Здесь может иметься в виду буквальный неурожай винограда и вследствие этого недостаток вина на торжественных пиршествах. Или же это может символически указывать на утрату всех видов удовольствия и радости.

Время жатвы: То есть сбора плодов.

11. Содрогнитесь беззаботные: Пророк призывает женщин к сетованию и покаянию, советуя одеть им вретище вместо их дорогих убранств. Молитва и пост необходимы для них сейчас, а не пирования и различные увеселения.

12. Бить себя в грудь: Восточный обычай выражения большого горя и печали. Благосостояние вскоре сменится опустошением и бедствием.

О виноградной лозе: См.комм.10 ст. 13. Терны и волчцы: Символ разорения и опустошения (см.комм. Ис.7:23-25).

Домах веселия: Роскошные виллы или дачи, в которых богачи устраивали свои банкеты и веселые пирушки. Предсказание стиха 13-го частично исполнилось во время нападения Сеннахирима, более полно оно нашло свое исполнение в годы опустошения страны Навуходоносором и еще позже в годы разорения земли римлянами.

14. Чертоги: Знаменитые человеческие достижения оставлены и превращены в развалины.

Офел и башня: Дословно «укрепления и башни».

Убежищем диких ослов: См.комм.Ис.7:25.

15. Изольется на нас Дух свыше: Частично эти слова были исполнены во время великой реформации, проведенной Езекией, а более полно в дни Пятидесятницы (Иоиль. 2:23,28; Зах. 10:1; Откр.18:1).

Сад: Эти слова нужно понимать большей частью в переносном смысле слова (Ис.32:16; ср.с Ис.5:1-7; Гал.5:22-23).

Придет время, когда Дух Святой изольется на весь мир, заставляя районы духовно бесплодные и опустошенные цвести, как розы. Это одна из любимых тем Исаии (Ис.29:17; 35:1; 41:17-20).

Будут считать лесом: То, что было уже садом, станет еще более плодовитым.

16. Суд: Справедливость будет пышно процветать там, где до этого была лишь безводная пустыня, и праведность этого «сада» ничуть не будет уступать плодоносному полю.

17. Делом правды: Праведность является результатом жизни, находящейся в полном соответствии с волей Божьей.

Бог есть любовь, и все заповеди Его «праведны» (Пс.118:172). Люди, любящие Бога всем сердцем своим и своих ближних, как самих себя, находятся в мире с Богом и со всеми окружающими. Прочный мир может пребывать только там, где имеется твердое основание праведности. Без справедливости не может быть мира (Ис.48:22). Люди, льнущие ко греху, никогда не обретут мира, как бы искренне они его ни искали. Величайшей нуждой нашей встревоженной земли является понимание этого важного основного принципа.

19. Град будет падать: В Таргумиме написано «лес совершенно уничтожается». В противоположность обителям мира (ст.18) разорение сделается неотвратимой участью нечестивых (см.Откр.16:19; 18:2,21).

20. Сеющие при всех водах: Каждому, кто ныне трудится добросовестно и честно, обещан богатый урожай.

Посылающие туда вола и осла: Евреи использовали в своих земледельческих занятиях как волов, так и ослов (Втор.22:10; Ис.30:24). Это были самые распространенные домашние животные на древнем Востоке.