Глава 33

1. Горе тебе: Эта глава, несомненно, была написана под впечатлением суда, который должен был свершиться над полчищем Сеннахирима (Ис.37:36). Захватчики опустошили всю Иудею, но Господь вскоре избавит страну от могущества ее притеснителей. В главе то высказывается утешение для верных, то выносится строгое порицание для нечестивых. В своем пророческом видении Исаия также созерцает славный мессианский век (см. комм.Ис.32:1).

Который не был опустошаем: Ассирия вела многочисленные агрессивные войны с соседними странами.

Главным для нее была добыча, поэтому она посылала свои войска с целью грабежа. Однако в конце концов Ассирия должна была претерпеть то же самое возмездие (см.Матф.7:2; ср.Иер.50:15,29; 51;24; Откр.13:10).

2. На Тебя уповаем мы: См.комм.Ис.25:8-9.

Будь нашею мышцею: Здесь Исаия просит у Бога помощи для своего народа, возможно, особенно для защитников города. Следующая фраза «спасением нашим» ясно указывает на тех, кто был с ним в Иерусалиме.

3. Побегут народы: Здесь подразумевается поражение полчищ Сеннахирима (Ис.37:36-37), при котором великое смятение вызовет ужас в сердцах ассирийцев.

4. Собирать добычу вашу: Эти слова относятся к ограблению ассирийского лагеря после истребления захватчиков и поспешного бегства уцелевших из них. Подобно тому, как гусеница и саранча истребляют всю зеленую растительность, так евреи в свое время полностью ограбят надменных ассирийцев.

5. Высок Господь: Чудесное поражение ассирийских полчищ (Ис.37:36) принесет честь и славу истинному Богу.

Он наполнит Сион: Урок, относящийся к нападению Сеннахирима, должен был привести к возрождению жителей Иерусалима и других городов Иудеи.

Судом: Или «правосудием», то есть среди людей.

6. Безопасные времена: Иудея обретет силу и безопасность не в военном могуществе, а в Боге и в точном исполнении Его открытой воли (см.Иов.28:28; Пс.110:10; Пр.1:7).

7. Послы для мира: Послам Езекии были предложены слишком тяжелые условия соглашения (4Цар.18:14-16), которые заставили их горько плакать. Когда еврейские делегаты встретились с посланным в Иерусалим Рабсаком, они услышали от него такие непомерно суровые условия капитуляции, что возвратились к Езекии «в разодранных одеждах (4Цар.18:37).

8. Опустели дороги: Дороги в Иудее не были больше спокойными для путешествия. Войска Сеннахирима ввели страну в столь бедственное положение, что люди не осмеливались уже путешествовать по большакам.

Города: В рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а вместо города написано «свидетелей».

9. Земля сетует: Вся иудейская земля была подвержена страшному разрушению во время ассирийского нападения.

Эта же печальная участь постигла и другие районы Палестины.

10. Ныне Я восстану: Крайне безвыходное положение человека является благоприятной возможностью для проявления силы Божьей. Когда казалось, что положение народа было уже совершенно безвыходным и что последние усилия иудейского сопротивления вскоре будут окончательно подавлены жестокими завоевателями, тогда Господь восстал, чтобы спасти остаток в Иерусалиме.

11. Беременны сеном: Этот стих подчеркивает пустоту и ничтожность претензий ассирийцев. За все свои труды и старания они смогут произвести лишь солому.

Их смелые планы обратятся, чтобы поглотить тех самых людей, которые их составили.

12. Горшечная известь: Они будут совершенно истреблены подобно тому, как известняк превращается в известь или как терновник сгорает в огне.

13. Познайте могущество Мое: Совершением суда над Ассирией Бог желал показать всем людям ничтожность всей человеческой мудрости и силы.

Он часто позволяет обстоятельствам достигать особо критического момента, чтобы, когда Он вступится Сам, люди могли признать Его авторитет и силу.

14. При огне пожирающем: Бог является как бы пожирающим огнем для нечестивых (Евр.12:29). Только «чистые сердцем» узрят Бога (Матф.5:8) и будут жить. Задаваемые здесь вопросы сходны с вопросами, поставленными в Пс.14:1; 23:3.

Ответ Исаия дает в следующем стихе.

15. Ходит в правде: Сравни данные здесь ответы с ответами в Пс. 14:2-5; 23:4. Несомненно, праведность является основным принципом сердца и разума, но человек должен также ходить и во «свете» (Иоан.1:7). Правильное духовное положение должно отражаться в праведных словах и поступках.

Корысть от притеснения: Ассирия накопила свои богатства за счет притеснения слабых народов. Однако многие жители Иерусалима и Иудеи приобрели себе состояние подобным же образом (см. комм. Ис.5:7).

Затыкает уши свои: То есть отказывается участвовать в заговорах против невинных людей.

Закрывает глаза свои: Чистым очам Господа не свойственно глядеть на злодеяния (Ав.1:13). Ни один человек, служащий Богу, не станет поддерживать зло ни в какой его форме.

16. Тот будет обитать на высотах: То есть в безопасном месте. Древние города строились на высоте в целях защиты от нападения. высокая местность всегда является выгодной при сражении.

Неприступные скалы: Для любящих и служащих Ему Господь дарует защиту и поддержку во всякое скорбное время. Данное здесь обетование окажется особо ценным утешением для народа Божьего в последние дни, когда им будут предоставлены безопасные места, недоступные для тех, кто жаждет погубить их (см.Пс.60:3-4; 90:1-2).

В то время как нечестивые будут страдать от недостатка пищи и воды (см.Откр.16:4-9), святые будут иметь все необходимое для жизни.

17. Увидят Царя: Во время испытаний и скорби последних дней дети Божьи будут утешаться мыслью о том, что вскоре придет Христос. Они увидят Его во всей славе (см.комм.Ис.25:8-9), и обетованная земля, которая все время была перед их взором веры как бы «отдаленная», станет тогда действительностью.

18. Будет только вспоминать об ужасах: Освобожденные от своих врагов, дети Божьи размышляют об ужасных сценах, через которые им пришлось пройти. Испытания в прошлом кажутся им теперь лишь сном. Это пророчество сбылось, когда Иерусалим был освобожден от полчищ Сеннахирима, и оно еще раз сбудется при Втором пришествии Христа.

Делавший перепись…весивший дань: Где были теперь ассирийские писари, отмечающие размеры дани, взыскиваемой с каждой несчастной жертвы? Где были теперь приемщики дани и опытные ветераны осады? Никого из них уже не стало, и земля покоилась в мире. Подобным же образом при Втором пришествии Христа верные возрадуются, получив избавление от руки тех, которые совсем недавно искали их смерти.

19. Народа свирепого: Наглых ассирийских захватчиков с их непонятным языком и свирепыми обычаями уже больше не будет. Вместо ассирийцев они увидят «Царя в красоте Его» (ст.17; ср. Исх. 14:13).

20. Взгляни на Сион: Жестоких оккупантов не стало, исчезла всякая опасность. Святой город теперь пребывает в полном мире (ср.Иоиль.3:16-18).

21. Вместо рек, вместо широких каналов: Описания плодородия и красоты возвращенной земли обетования. Здесь текут река и каналы, которые «веселят град Божий» (Пс.45:5; ср.Иез.47:1-13).

Ни одно весельное судно: Ни один вражеский корабль не будет бороздить воды их каналов (Иез.47:1; Иоиль.3:18; Зах.14:8; Откр.22:1).

23. Веревки твои: Продолжается мысль стиха 21-го. Враг уподобляется кораблю, на котором ослабли веревки, качаются незакрепленные мачты и паруса сделались совершенно бесполезными, то есть уподобляется кораблю, брошенному за негодностью.

День победы святых есть день позора и поражения их врагов. «Хромые», которые обычно не проходят военной службы, станут победителями и будут вместе со всеми грабить своих врагов.

24. Я болен: На обновленной земле не будет уже никакой болезни ни тела, ни души (см.Иер.31:34). Исцеление недугов и прощение грехов упоминается также и в Пс. 102:3; Матф.9:2,6. Христос есть Целитель всех физических и духовных болезней человека.