Глава 37

1. Пошел в дом Господень: См.комм. 4Цар.19: 1. Посещение Езекией дома Господня было в полном соответствии с советом пророка Иоиля (1:8-14), данным в другой критический момент.

2. К пророку Исаии: Царь стоял перед очень трудной задачей, и выход из создавшегося положения мог указать лишь пророк истинного Бога.

3. День скорби: См.комм.4Цар.19:3. Как Бог отвечал на искренние молитвы Своего народа во дни Исаии, так Он будет слышать и избавлять его всегда (см. Пс.45: 6,12; 90).

4. Услышит Господь: См.комм.4Цар.19:4. Бог может всегда спасать всех приходящих к Нему, «будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр.7:25).

6. Не бойся: См.комм.4Цар.19:6.

7. Я пошлю в него дух: См.комм.4Цар.19:7.

8. Ливны: См.комм.4Цар.19:8.

9. Тиграке: См. комм.4Цар.19:9. Приближение Тиграка (Тахарки) сделало вполне целесообразным для Сеннахирима вновь попытаться добиться от Езекии немедленного подчинения.

Он послал послов: В рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а написано «он снова послал послов».

10. Не обманывает тебя: См.комм.4Цар.19:10.

Не сумев взять Иерусалим силой, Сеннахирим делал отчаянную попытку добиться этого словами. Его послание в этот второй раз было во многом сходным с убеждениями в предыдущий раз (Ис. 36:15,18-20), только было более безрассудным и вызывающим.

11. Со всеми землями: См. комм. 4Цар.19:11.

Ассирийские цари были бессердечны и жестоки, и они гордились этой своей жестокостью. Своим по истине ужаснейшим кровопролитием они надеялись вселить страх в сердца людей различных народов и таким образом установить свой контроль над всем миром.

12. Гозан и Харан: См.комм.4Цар.19:12.

13. Царь Емафа: См.комм.4Цар.19:13. Этот же самый вопрос уже был задан относительно богов Емафа и Арпада (Ис. 36:19), теперь же он задается относительно царей этих городов. Подразумеваемый ответ подчеркивает, что ужасная участь постигла всех тех, кто осмеливался сопротивляться ассирийской армии. В рукописи мертвого моря IГ-Ис-а после города Иввы добавлена еще и Самария.

14. Взял Езекия письмо: См.комм.4Цар.19:14.

16.Седящий на херувимах: См.комм.4Цар.19:15.

17. Поносить: См. комм. 4Цар.19:16. Езекия рассматривал слова Сеннахирима как относящиеся не столько к нему самому, сколько к Богу. Езекия царствовал как представитель Бога на земле.

18. Опустошили все страны: Ассирия была теперь на самой высоте своего могущества. Феглаффелласар III (745-727), СалманассарV (727-722), СаргонII (722-705) и Сеннахирим (705-681) были самыми великими царями во всей истории Ассирии, во время правления которых народы западной Азии были разгромлены и оставлены в полном опустошении. Если Сеннахирим и хвастался, то Езекия мог теперь честно признать, что его хвастовство не было лишено основания. В рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а опущены слова «и земли их».

19. Не боги: См.комм.4Цар.19:18.

20. Все царства: См.комм.4Цар.19:19.

21. Так говорит Господь: По-видимому, Исаия не присутствовал в тот момент, когда Езекия возносил свою горячую молитву, но Господь сообщил Своему пророку об этой молитве и о радостном ответе, который он должен передать. Во время национального бедствия Бог не мог оставить Свой народ без надежды. См.комм.4Цар.19:20.

22. Девствующая дочь: Подобно девственнице дочь Сиона выслушивала угрозы со стороны Сеннахирима, который твердо решил уничтожить ее перед всем миром. Однако дочь Сиона смело отказалась покориться ассирийскому игу, и Бог непременно вознаградит ее за верность Ему. См. комм. 4Цар.19:21.

23.На Святого Израилева: См. комм. 4Цар.19: 22. Именно с Богом была обручена дочь Сиона, и, позоря ее, ассирийцы тем самым бесчестили Бога. Ради славы Своего собственного имени Бог встает на защиту Сиона.

24. Сказал: См.комм.4Цар.19:23. Человек тем противопоставлял себя и свою ничтожную силу против могущества великого Бога. Сеннахирим, как и Люцифер, стремился к самопрославлению. Он особенно выставлял свое собственное «я»: «со множеством колесниц моих я взошел», я «срубил», я «пришел» (ср.Ис.14:13-14). Надписи Сеннахирима полны подобных хвастливых сообщений. Однако еще раз надлежало продемонстрировать, что «погибели предшествует гордость» (Прит.16:18), и что «Бог гордым противится» (Иак.4:6).

25. Откапывал я и пил воду: Сеннахирим продолжает говорить о своей силе и непобедимости. Ничего не может остановить его. Ему ни по чем те трудности, которые обычно парализуют силы остальных смертных. См.комм.4Цар.19:24.

Воду: В рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а написано «воду чужую», как в параллельном тексте 4Цар.19:24.

26.Я издавна сделал это: См. комм. 4Цар.19: 25. Если бы Бог не отнял Своей защиты от отдельных людей и народов, то оружие Ассирии было бы бессильным против них.

27. Маломощны: См.комм.4Цар.19:26.

28. Я знаю все: См.комм.Пл.Иер.3:63. Бог предупреждает Сеннахирима, что Ему хорошо известны все его действия и намерения. Выражения «сядешь ли», «выйдешь ли», «войдешь ли» включают вообще все жизненные занятия (см. Пс.120:8; 138: 2-3).

29. Кольцо Мое в ноздри твои: См.комм.4Цар. 19:28. Ассирийцы нередко доходили до крайней жестокости в обращении со своими жертвами. С Сеннахиримом поступят также, как и он поступал с другими. Эта же образность используется, когда речь идет о воздаянии, которое в конце концов ожидает всех делателей беззакония (Ис.30:28; Иез.38:4).

30. Знамение: См. комм. 4Цар.19:29. Пророк заверяет Езекию и народ в том, что Бог даст им знамение, как Он часто это делал (Ис.7:11,14; 38:8), в подтверждение исполнения высказанного здесь предсказания. Ассирийское нашествие приостановило все обычные сельскохозяйственные работы, однако пророк утверждает, что народ будет иметь достаточное количество пищи. Следующий год, вероятно, был субботним годом, в течение которого достаточное количество плодов произрастало само по себе. Третий же год принесет возобновление обычной жизни и занятий. Исполнение этого предопределения в период указанного времени будет служить знамением точности исполнения более отдаленного обетования в стихах 31-м и 32-м.

31. Остаток: См.комм.4Цар.19:30.

232. Ревность Господа: См. комм. 4Цар.19:31.

Только Божье вмешательство может спасти Иудею. Без Бога не было бы никакой надежды. Израиль уже был уничтожен, и теперь, казалось, ничто не могло избавить Иудею от подобной же участи.

33. Не насыплет против него вала: См. комм. 4Цар.19: 32. Воины Сеннахирима уже расположились лагерем вокруг города, но им не придется совершать обычные во время осады операции, чтобы ближе разместить осадные орудия и стрелков, и ни одному врагу не удастся вступить в город. Казалось, что Иерусалим был уже на грани безнадежной осады, однако осада эта не осуществится.

35. Ради Себя: Вступая в защиту Иерусалима, Бог тем самым ограждал Свое собственное величие и честь от бесстыдного богохульства Сеннахирима (см. комм. Ис.37: 24).

36. Ангел Господень: См.комм.4Цар.19:35. Ангелы чаще посылаются для того, чтобы спасать, нежели истреблять.

Нам ничего не известно относительно того метода, который был использован в данном случае, однако каким бы ни был этот метод, ясно, что посещение ангела было внезапным и принесло полное уничтожение осаждающей армии. Согласно распространенному в древности нежеланию вносить неприятные сообщения в национальные летописи, ассирийские хроники нигде не упоминают об этом ужасном событии.

Всевозможные же легенды, существующие на этот счет, не представляют никакой ценности.

37. Сеннахирим: Очень важно заметить, что сам Сеннахирим был пощажен.

По-видимому, он находился с той частью войска, которая была послана против Тиграка (ст.9; см.4Цар.19:9). Возможно, Господь предполагал возвратить его на родину с позором, как наглядный урок того, что случается с человеком, восстающим против Бога (см.комм.4Цар.19:36).

38. Сыновья его, убили его мечем: См.комм. 4Цар.19: 37. Хотя Сеннахириму и было позволено возвратиться в Ассирию, но все же он не избежал насильственной смерти. Ассирийские и вавилонские летописи подтверждают библейское сообщение относительно его гибели от рук собственных сыновей.

Сеннахирим был убит в 686 году до н.э, и после него стал царствовать Асардан. Через какой промежуток времени это совершилось после его возвращения, неизвестно.