Глава 2

1. Об Иудее и Иерусалиме: см.комм.Ис.1:1.

2. И будет: Существуют различные толкования слов, записанных в стихах со 2-го по 4-й.

1) Что они относятся к периоду какого-то тысячелетия, когда на земле будет мир, когда иудеи вновь возвратятся в свои наследственные владения и обретут свое прежнее положение как избранный народ Божий, когда они будут господствовать на земле и завершат окончательное обращение мира.

2) Что они описывают мнимое духовное оживление, которое будет наблюдаться при окончании истории земли и которое будет поддерживаться отступившим христианством, предлагающим таким путем обратить мир, как на это намекается в 1Фес.5:1-5; Откр.13:117; и.т.д.

3) Что они указывают на первоначальный план Бога сделать природный Израиль Своим орудием для спасения мира, но ввиду падения и отказа Израиля данное здесь предсказание будет выполнено избранным народом Божьим сегодня через распространение Евангельской вести до самых отдаленных концов земли.

Чтобы выяснить истинный смысл слов в Ис.2:2-4 ст, как и любого другого текста Писания, а также их значение для церкви, в настоящие дни существует лишь один метод: изучить их в контексте, т.е. в смысловом значении и связи со всем Писанием, принимая во внимание, что сама Библия говорит по этому вопросу. Следует заметить что Мих.4: 1-3 ст, практически совпадает слово в слово с Ис.2:2-4 ст. Изучение контекста в книге Михея будет полезно для уяснения параллельного отрывка в книге Исаии. Исаия и Михей были современниками в течение целого ряда лет.

В последние дни: Еврейское слово «последний» означает окончание какого-либо периода времени, который говорящий имеет в виду, независимо от того, длинный ли этот период или короткий. Слово это употребляется при упоминании: 1). Об окончании 430 лет угнетения (см.Быт. 15:13-16), когда Израиль должен был наследовать землю Ханаанскую.

2). Об окончании будущего периода бедствий и изгнаний (Втор.4:30; Ос.3:5).

3). Об окончании периода истории (Втор.4:30).

4). Об окончательных последствиях того или иного образа действий (Пр.14:12; 23:32; Ис.47:7).

5). О «конце года» (Втор.11:12).

6). Об окончании времени испытания и проверки человеческой жизни (Иов.42:11-12).

В библейском пророчестве это слово употребляется, когда речь идет: 1). О конце могущества Греции (Дан. 8:21-22).

2). Об окончании 1260 и 2300 дней (Дан.7:25; 8:14-19).

3). О собирании язычников в конце века (Ис.2:2; Мих.4:1).

4). О войне Гога и Магога перед самым установлением Царства Христа (Иез.38:2,16; Откр.20:7).

5). О великом дне последнего суда (Иер.23:20; 30:24).

6). О будущности или конце нечестивых (Пс.36:38). В переводе «семидесяти» это еврейское слово обычно переводится как «последний», «конец». Оно противоположно по своему значению слову «начало» (см.Быт. 1:1), как это видно из Ис.41:22; 46:10, где слова «прежде» и «от начала» противопоставляются словам «кончилось» и «в конце».

Библейское употребление этого еврейского слова делает очевидным, что в каждом случае контекст должен указывать, к какому именно периоду в будущем «конец» относится. Контекст «последних дней» в Ис.2:2 относится к явлению «величия» Бога (ст.10) и к тому дню, когда «один Господь будет высок» (ст.11-17), ко «дню Господа» (ст.12), ко времени «когда Он восстанет сокрушать землю» (ст.19). Ср. Ис.2:10-21; Откр.6:14-17).

Контекст параллельного отрывка в Мих.4: 1-4 упоминает о времени, когда «Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века» (Мих.4:7), и относится к периоду возвращения прежнего владычества (Мих.4:8) после вавилонского рабства (Мих. 4:10). Отсюда следует, что «последние дни» в Ис.2:2 предшествуют непосредственному установлению Христова царства.

Первое пришествие Мессии в первоначальном плане Божьем об Израиле должно было явиться высшей точкой периода восстановления, наступившего после вавилонского плена (см.»Пророки и цари»). Однако Израиль оказался неспособным выполнить те условия, при которых Бог мог бы исполнить многие обетования, касающиеся национальной славы и всемирного господства Израиля, и поэтому предсказание Ис.2:1-4 так и не было исполнено для природного Израиля.

Гора дома Господня: В переводе «семидесяти» эти слова Ис. 2:2 звучат так:»Гора Господня и дом Божий».

«Дом Господень», или «Дом Господа»,- это обычное выражение в Ветхом Завете, обозначающее храм (3Цар.8:63), который был расположен на горе Мориа (см.2Пар.3:1; ср.Иер. 26:18; Мих.3:12). Это «место», которое Господь избрал центром поклонения (Втор.12: 5-6,14; 16:16), сделалось центром и символом иудейской религии (3Цар.8:29-30).

Иудейская религиозная система была так неразрывно связана с храмом и служением в нем, что его разрушение в 586 г. до н.э. и затем в 70 году новой эры привело в значительной степени к омертвению всей системы.

Когда Иеремия предсказал о разрушении храма, духовные вожди народа стали требовать его смерти (см.Иер.26:1-9). Ложное обвинение, возводимое на Иисуса, что Он якобы обещал разрушить храм, было самым веским доводом, который лжесвидетели могли представить против Него (Марк.14:58; 15:29; ср. Иоан.2:19). Внутренние дворы храма служили единственным местом в Иерусалиме, откуда язычников изгоняли под страхом смертной казни (см.Деян.21:28-31).

Следовательно, утверждение, что «гора дома Господня будет поставлена во главе гор», равносильно словам, что Бог Израилев будет превознесен выше всех остальных религий и богов. В подтверждение того, что «гора» есть символ власти, и, следовательно, национальной власти см. Иер.51:25; Иез.6:2-3; 36:1-4; Зах.4:7; Откр.17:9-10.

Даниил говорит о царстве Божьем, сделавшемся великою горою, которая наполнила «всю землю» (Дан.2: 35). Другие иллюстрации к тому, что язычники придут к «святой горе» Божьей, смотри также в Ис.11:1-10; 56:6-8.

Во главу гор: Еврейское выражение, употребленное здесь, может быть также переведено: «на вершину гор» или как «глава гор». В любом случае значение выражения не изменяется. Если «гора дома Господня» служит образным выражением, обозначающим религию Израиля, то «горы» должны быть обозначением прочих религий. Будучи абсолютно равнозначным иудаизму как религиозному вероисповеданию, Израиль как нация должен быть «поставлен» выше остальных народов земли (см.»Патр. и прор»).

И потекут к ней все народы: Согласно первоначальному плану Божьему об Израиле, как Его избранном орудии, предназначенном осуществить спасение мира, народы земли признают превосходство и главенство Израиля как нации. Прекрасная картина превознесения Израильской нации вновь и вновь повторяется на страницах Писания ветхозаветних пророков, особенно в пророческих вестях Исаии.

Он говорит о том, что язычники поспешат к Израилю ради Господа, Бога их (Ис.55:5), что народы придут издалека (Ис.49:5-8,12, 22), чтобы присоединиться к Израилю (Ис.14: 1) и к Господу (Ис.56:6), что Бог Сам приведет их на «святую гору» Свою, которая сделается «домом молитвы для всех народов» (Ис.56:7-8), и язычники принесут свои богатства Иерусалиму (Ис.60:3-11).

Иеремия говорит, что все языческие народы придут «от краев земли» (Иер.16:19) и ради имени Господа соберутся в Иерусалиме (Иер.3:17). Захария предвидел время, когда многие народы прибегнут к Господу и будут его народом (Зах.2:11), и «многие племена и сильные народы» придут «взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме» (Зах.8:21-22; ср.Зах. 2:11). Таким образом Израильское царство в конце концов охватит всю землю (Зах.9:910). Народы, отказывающиеся поступать в соответствии с планом Божьим соединиться с Израилем, должны были погибнуть (Ис.60:12; ср.Ис.54:3) и лишиться наследия.

Эта величественная картина окончательного торжества истины не была исполнена во дни плотского Израиля, но она исполнится для духовного Израиля. Следовательно, слова в Ис.2:1-4 рисуют картину главного триумфа Евангелия через Божье избранное орудие, именно в наши дни, т.е. через Его церковь.

3. И пойдут многие народы, и скажут: Здесь, как и в утверждении стиха 2-го о всех народах, которые потекут к Иерусалиму, ветхозаветние пророки неоднократно, подчас в одних и тех же словах, поясняют, что именно «многие народы скажут» это, признавая явное превосходство израильской нации (Втор.4:6-7; 28: 10; Ис.61:8-10; 62:1-2; Иер.33:9; Мал.3:12) и подтверждая, что «только ложь наследовали их отцы» (Иер.16:19). Языческие народы скажут один другому: «Пойдем молиться лицу Господа и взыщем Господа Саваофа» (Зах.8: 21-22), и скажут Израилю: «Мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог» (Зах. 8:23). Это обетование, утверждающее, что народы соберутся для поклонения истинному Богу, так и не было исполнено в жизни плотского Израиля, ввиду его неспособности выполнить требуемые условия, но оно исполнится духовно в жизни народа Божьего нынешнего поколения.

Придите, и взойдем: Если бы Израиль был верен Богу, эти слова были бы действительно в устах язычников, поскольку люди других национальностей проявляли желание поклоняться Богу (ср.Зах.8: 21-23).

На гору Господню: «Гора Господня»- то же, что и «гора дома Господня» во 2-м стихе. В недавно найденной рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а это выражение звучит: «Пойдем в Иерусалим», в ней пропущены слова «на гору Господню».

Дом: Т.е.Храм в Иерусалиме.см.комм.2 ст. Бога Иаковлева: То же, что и «Бог Израилев». Израиль — было имя Иакова, данное ему по завету (см.Быт.32: 28). Тот факт, что язычники говорили не просто «взойдем в Иерусалим», но именно «взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева», указывает на правильное понимание того обстоятельства, что величие Израиля обусловлено его сотрудничеством в осуществлении небесного плана и что израильтяне поклоняются истинному Богу.

Научит Он нас путям Своим: в главе 55, стихе 5-м Исаия говорит, что народы поспешат к Иерусалиму «ради Господа, Бога твоего». Когда же они присоединятся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа (Ис.56:6-8), тогда храм в буквальном смысле станет «домом молитвы для всех народов».

И будем ходить по стезям Его: Из всех народов придут люди, чтобы соединить свои интересы с интересами Израиля, говоря: «Мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами — Бог» (Зах.8:23). В конечном итоге тот, кто останется верным из всех народов земли, «достанется Богу нашему» (Зах.9:7), и все племена «будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу» (Зах.14:16). Это должно было совершиться после того, как все народы, приходившие «против Иерусалима», подвергнуться небесному поражению (Зах. 14:12-19) и Господь воцариться над землею (ст.9; ср. Иез.38:8,18,20-23; Зах.12:2,3, 8-9; 14:1-3).

От Сиона: Иерусалим должен был с достоинством возвышаться в своем великолепии и преуспевании, как царь царств он должен был сделаться столицей всей земли. Как храм, так и сам город должен был стоять вечно. Народы земли превозносили бы иудеев и признавали бы их хранителями и толкователями Божьего закона для всего человечества (Втор.4:7-8; Рим.3:1-2). Принципы, явленные через Израиля, должны были сделаться средством восстановления в человеке нравственного образа Божьего. По мере увеличения численности Израиля он должен был все более расширять свои границы, пока царство его не охватило весь мир (Ж.В., «Прор. и цари», В.Б., «Нагл.ур.ХР»).

4. И будет Он судить: Не все народы земли пожелают повиноваться слову Господню из Иерусалима (ст.3). Отказавшиеся признать и подчиниться авторитету Бога, явленного через иудеев как Его избранный народ, будут собраны вместе, чтобы силой и с помощью оружия добиться того, чего они не желали сами достичь путем приведения своих характеров в полную гармонию с законом Божьим (Иер.25:32; Иез.38:8-23; Иоиль.3:1,12; Зах. 12:2-9; 14:12). Подойдя к Иерусалиму и осадив его, они с ужасом увидят, что вступили в борьбу с Самим Богом небес (Иер.25:31- 33), что Он произведет суд над ними (Иоиль. 3:7-17) и уничтожит их там (Ис.34:1-8; 60: 12; 63:1-6; 66:15-18), когда язычники соберутся в окрестностях долины Иосафата (Иоиль. 3:2,12), расположенной к востоку от Иерусалима. Бог воссядет, «чтобы судить все народы отовсюду». Слово «Иосафата» буквально означает «Иегова будет судить».

Обличит многие племена: «Все народы земли» соберутся против Иерусалима (Зах.12:3). Но Бог будет защищать жителей Иерусалима (Зах.12:8) и истребит все народы, нападающие на Иерусалим (Зах.12:9). Описываемые здесь события не были исполнены в жизни плотского Израиля, ввиду их неспособности выполнить возложенные на них обязанности. Однако, как указывает Иоанн в Откр.20:7-15, пророчество это найдет в какой-то степени свое исполнение в те дни, когда при окончании тысячелетия сатана станет обольщать народы земли, «Гога и Магога, и собирать их на брань» (ст.7), чтобы окружить стан святых (ст.8).

Нечестивые будут стоять перед Богом и будут судимы по написанному в книгах, сообразно с делами своими (ст.12) и узнают все народы земли, что Господь есть Бог (Иез.38:23).

Орала: Употребленное здесь еврейское слово обозначает своеобразное земледельческое орудие труда, вероятно, также как «лемех» или «мотыга».

Контраст очевиден — военное оружие переделывается на орудие мира. Когда враги Израиля будут побеждены, тогда оставшиеся (см.Зах.14:16) обратят свои оружия в орудия мира. Таков был план Божий, который не был осуществлен для природного Израиля.

Не поднимет народ: После истребления врагов Израиля все оставшиеся народы добровольно подчиняться верховенству Израиля. От стен Иерусалима ко всем народам направляется «голубь мира», Иерусалим стоит безопасно (Зах.14:11).

Иноплеменники уже не проходят через него (Иоиль.3:17-18). Город соответствует своему назначению, «владение мира», или «основание мира». Этот первоначальный план Божий для Израиля опять не был выполнен из-за его отступничества.

Не будут более учиться воевать: Ср.Ос.2: 18; Пс. 46:10. Те, кто верит, что буквальное возвращение иудеев в Палестину предзнаменует их восстановление в первоначальном положении ветхозаветних времен, предусмотренных по завету, истолковывает слова в Ис.2:1-4 и их параллельный текст в Мих.4:1-3, как предсказание о тысячилетнем мире, когда иудеи будут господствовать на земле и обратят к Богу всех ее жителей. Подобное толкование этих слов, конечно, лишено всякого духовного основания.

Писания относят изображаемую здесь картину к тому положению, которое было бы достигнуто в случае, если бы Израиль был верен Богу, т.е. имеется в виду собирание язычников. Но неверность природного Израиля сделала невозможным осуществление этого намерения. Поэтому оно будет исполнено для духовного Израиля в заключительном возвещении Евангелия всем народам земли (Откр. 14:9-11; 18:1-4).

В книге «Советы родителям, учителям, студентам» относительно христианского воспитания часть параллельного текста в Мих. 4:1-3 рассматривается наряду с Ис.54:1114 и Иер.31:33-34 как один из многих практических уроков в Слове Божьем, которые Христос желал бы, чтобы учителя и родители преподносили детям в школе и дома, а также как один из текстов Писания, «содержащий в себе великое ободрение и являющийся сокровищницей, наполненной драгоценными жемчужинами». Если это практический урок, который содержит в себе «великое ободрение» для народа Божьего в наши дни, то он едва ли может служить описанием мнимого духовного оживления. Только рассматриваемый как описание славного успеха евангельской вести, он может быть практическим уроком для нас сегодня и источником «великого ободрения».

Следует также заметить следующее: 1) Исаия конкретно заявляет, что пророческие слова в стихах 2-5 касаются Иудеи и Иерусалима (Ис.2:1; Мих.4:8), избранного народа Божьего. В ветхозаветних Писаниях Иудея и Иерусалим всегда представляют собой детей Божьих, как бы несовершенны и порочны они ни были, и Бог признает их таковыми.

Кого же Бог признает Своим народом, о тех всегда говорится как о Иудее и Иерусалиме.

Он никогда не обращается к Вавилону, или Египту, или Едому, как к Иудее или Иерусалиму. Заметьте такие обращения к дому Иакова в стихе 5-м. Величественная панорама благословений, являющихся последствием верного служения Богу, должна была вызвать в Израиле сильное побуждение «ходить во свете Господнем» («Советы родителям»).

2) Иногда особое ударение ставится на словах «пойдут многие народы, и скажут» (ст.3) как бы в доказательство того, что сказанное ими противоречит сказанному Господом. Однако, следует заметить, что все сказанное здесь «народами» полностью совпадает с волей и намерением Бога, как они явлены повсюду в Его Слове и были бы наиболее уместны в устах всех, кто искренне любит Господа. Более того, те же самые мысли, часто даже слово в слово, звучат в устах обращенных в иудейскую религию язычников на протяжении всего Ветхого Завета.

Сравните, например, Зах.8:21-23, «пойдем молиться лицу Господа и взыщем Господа Саваофа»… «И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа». Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами — Бог». Здесь выражения «племена» и «народы» говорят то же самое, что и в Ис.2:3. И Бог подтверждает сказанные ими слова, как характерные для собирания народов к Израилю. Едва ли можно было бы истолковывать слова в Ис.2:2-4 как представляющие ложное оживление, а в Зах.8: 21-23 представляющие истинное оживление (см. также Втор.4:6-7; Ис.45:14; 49:6-12, 18,22; 55:5; 56:6-8; 61:3-11; Иер.3:17; 16: 19; Зах.2:11; 14:16; Мал.3:12).

3) Слова в Ис.2:2 — это слова Господа, а не слова «многих народов» (ст.3). Сам Бог провозглашает во 2 стихе истину о том, что «потекут к ней (к горе дома Господня) все народы». Представлять ложным то духовное оживление, к которому призывает Бог, значит отрицать, что Бог знал, о чем говорил. Во 2-ом стихе Бог сообщает, что все народы потекут к горе дома Господня, а в 3-ем стихе многие народы говорят: «взойдем на гору Господню». Слова народов явно находятся более в согласии, нежели в противоречии.

4) Если слова народов, высказанные в стихе 3-ем, символизируют ложное духовное оживление, то и все подобные выражения, встречаемые сплошь и рядом в Ветхом Завете, должны пониматься в том же смысле.

5) Приравнивать слова в Ис.2:3 к словам 1Фес.5:3 значит не замечать важности таких ветхозаветних текстов, как Пс.46:10; Осия.

2:18. Дополнительное обетование в Мих.4:4, высказанное устами самого Господа, вместе с контекстом (Мих.4:5-8) делает ясным, что эти слова относятся к вечному миру Христова царства (см.Ис.32:15-18).

То, что в последние дни будет наблюдаться великое мнимое духовное оживление бесспорно, на это указывает дух пророчества. Но что Исаия вовсе не говорил об этом, становится понятным из исследования следующего факта, касающегося этого ложного оживления.

Христос предсказал, что учение руководителей этого ложного духовного оживления будет носить такой характер, что они будут стремиться прельстить «если возможно, и избранных» (Матф.24:24).

«Эта подделка будет иметь столь поразительное сходство, что распознать ее будет просто невозможно, если не руководствоваться Писанием» («Вел.борьба»).

Когда наступит это время, тогда только подлинная любовь к истине и самое строгое следование указаниям, данным в Библии и Духе Пророчества, защитят нас от обмана врага, от духов обольстителей и учений бесовских (Ос.4:8; 2Фес.2:9-12).

Эти обольщения совратят весь мир, за исключением тех, кто знает и любит истину (см.Откр.13:1-15; «Вел.борьба»); когда так называемые христианские церкви объединятся, общепризнанные духовные вожди увидят в этом объединении мощное движение по евангелизации мира, и они станут повсюду учить, что весь мир будет обращен (В.Б. Оп.и вид).

Это мнимое пробуждение непосредственно предшествует провозглашению последней великой вести — вести милости и предостережения, записанной в Откр.18:1-4, и имеет своей целью воспрепятствовать провозглашение и принятие людьми этой Божьей вести. Это и есть клич «мира и безопасности», посредством которого сатана будет стремиться внушить людям сознание великого спокойствия и надежности, и когда они наконец, пробудятся от него, будет уже слишком поздно (1Фес.5: 1-5; ср.Иер.6:14; 8:11). В этом великом лжедуховном движении объединятся все люди, имеющие лишь вид благочестия, «силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:1-5). Страшный конец ожидает всех совращенных и поэтому слугам Божьим дается повеление провозгласить одно из самых серьезных предостережений, данных Богом (Откр.14:9-11; 18:1-5). Когда мы сообщаем миру об этом крайне важном предостережении, мы должны, как того требует мудрость, использовать только такие тексты Писания, которые точно и безошибочно указывают на это ложное духовное оживление. В тексте Ис.2:2-4 мы не находим ничего, что определяло бы это пророчество как изображающее ложное оживление, не находим мы и в Духе Пророчества подтверждения на этот счет.

При отсутствии каких бы то ни было данных в контексте, в новозаветних Писаниях или книгах Духа Пророчества, которые служили бы оправданием подобного рода толкований, заявлять, что слова в Ис.2:2-4 изображают мнимое духовное оживление — значит представлять всем, превратно истолковывающим другие тексты ветхозаветних пророчеств, возможность делать то, что кажется правильным на их взгляд. Образ мыслей приводящий к пониманию в Ис.2:2-4 мнимого духовного оживления, ничуть не отличается от того образа мыслей, на котором основываются такие не подтверждаемые Писанием представления, как восстановление природного Израиля в качестве избранного народа Божьего и приход всего остатка народа Божьего в Иерусалим перед пришествием Христа.

Если мнимое оживление будет иметь большое сходство с истинным, то естественно Библейские описания истинного оживления в какой-то степени характерны и для ложного потому, что в таких местах Писания, как Откр.14:6-11; 18:1-4; Ис.2:2-4; Мих.4:2-3; и другие, которые Дух Пророчества ясно признает характеризующими истинное оживление благочестия, знаменующее окончание евангельского дела, несомненно можно найти те явления, которым сатана будет стараться подражать.

Мы должны со всей серьезностью и вниманием тщательно изучить все, что дух пророчества говорит относительно этих двух событий, чтобы приготовиться к тому великому испытанию, которое ожидает церковь в недалеком будущем. Но рассматривать текст Ис.2: 2-4 и другие подобные тексты Писания в том свете, будто бы они предусмотрены Богом для описания скорее ложного оживления, чем истинного, значит неверно истолковывать Священное Писание.

Нужно быть способными опровергнуть искаженные толкования Библии и ложные утверждения сионизма и других течений, которые смешивают и неверно применяют ветхозаветние пророчества, давая им фантастические объяснения.

«Мы никогда не должны позволять себе приводить такие доводы, которые являются не вполне объяснимыми. Мы должны представлять лишь обоснованные доводы, которые не только заставят замолчать наших противников, но и смогут выдержать самый строгий и тщательный анализ» (Свид.т.5).

Относительно мнимого духовного оживления Дух Пророчества дает очень много пояснений, и, обсуждая этот важный вопрос, мы должны строго ограничиваться лишь теми текстами Писания, которые ясно указывают на это событие.

5. Будем ходить: Славная картина будущего для Израиля, представленная в стихах со 2-го по 4-й, вдохновила пророка обратиться с пламенным призывом «ходить во свете Господнем». Тот, кому было показано в видении, что Бог приготовил для любящих Его, не может более довольствоваться обычными достижениями.

6. Отринул народ Твой: Вместо того, чтобы стремиться понять, какое славное будущее Бог приготовил для них, они практически сделались отступниками. Теперь они уже больше не являются истинными, верными и послушными Господу, они оставлены и отринуты за свое вопиющее нечестие. Бог не с ними и не за них, против них, потому что они возмутились против Него. Такова была реальная действительность полная противоположность той славной картине, которую только что описывал Исаия. Стихи с 6-го по 9-й описывают действительное положение Израиля на данный момент, в то время как стихи с 10-го по 22-й рисуют последствия — их переживания в «день Господа» (ст.12). Из-за отступничества Израиля день тот должен принести мрак и ужас «дому Иакова», считающему себя народом Божьим, а также и всему остальному миру.

Переняли от востока: К востоку от Палестины находился Вавилон, славившийся своими тайноведцами, гадателями и чародеями (Дан.2:2,27; 4:4; 5:7,11). Именно за то, что Израильтяне оставили Господа и обратились к ложным религиям Востока, они лишились Его благословений.

Как у Филистимлян: Жители Палестины были изгнаны перед Израилем за их многочисленные мерзости, за то, что они слушали гадателей и прорицателей (Втор.18:10-14). Подобно вавилонянам филистимляне имели своих жрецов и прорицателей (1Цар.6:2). И теперь избранные дети Божьи стали следовать их примеру: вместо того, чтобы обратиться за советом к Богу, они шли к вождям, пребывающим в союзе с князем тьмы.

Они в общении: Значение еврейского выражения здесь не совсем ясно. Некоторые предлагают его понимать как «они ударяют по рукам», т.е. заключают сделку. В любом случае значение остается одним и тем же: Израильтяне стали поддерживать общение с иноземцами, «ударяя по рукам» с ними, в смысле вступления в согласие и объединяясь с ними ради общего дела. Израильтяне уже больше не были обособленным, отдельным народом, они были заодно с миром в политике и торговле, религии и беззаконии.

7.Наполнилась земля его серебром и золотом: Иудеи сделались торговцами, и главным интересом в их жизни была теперь материальная выгода. Они были богаты золотом и серебром, но бедны праведностью и верой. Царствование Озии отличалось продолжительностью и особым процветанием. Он одержал победу над филистимлянами и аравитянами и получал дань с аммонитян (2Пар.26:7-8). Вместе с подъемом благосостояния пришли роскошь и нравственный упадок. Некоторое представление о богатстве Иудеи во дни Исаии могут дать размеры дани, которую Сеннахирим требовал от Езекии, она включала в себя 30 талантов золота (около 829 080 руб), 300 талантов серебра (около 507 928 руб), различные драгоценные камни и многие дорогие вещи (4Цар. 18:14).

Наполнилась земля его конями: Через Моисея Господь предупреждал не умножать себе коней (Втор.17:16), и через Самуила Он указывал, что назначение царя приведет к необходимости заиметь коней и колесниц (1Цар.8:11-12).

У Соломона было много коней и колесниц (3Цар.10:26-29), и Озия, несомненно, в этом отношении следовал его примеру. В ветхозаветние времена кони главным образом использовались на войне. Умножение коней и колесниц могло бы обратить взоры народа от упования на Бога к упованию на материальные предметы. Михей (5:10-13) сообщает, что Господь истребит коней и колесницы вместе с идолами, чародеями и гадателями.

8. Наполнилась земля его идолами: Царствование Ахаза охарактеризовалось значительным нравственным упадком, при котором царь и народ забыли истинного Бога и обратились к поклонению идолам. Они сделали литые статуи Ваала, приносили людей в жертву языческим богам, возводили жертвенники в Иерусалиме, устраивали по всей стране высоты для каждения идолам и поставили языческий жертвенник во дворе храма, где стоял медный жертвенник Соломона (2Пар.28:2-4,23-25; 4Цар. 16:10-14).

9. Поклонялся человек: Слова «человек» и «муж» употреблены здесь переводчиками с той целью, чтобы провести различие между еврейским словом «человек», как человеческое существо, и словом «муж», как отличительное от женщин. Считалось более почетным быть «мужем», нежели просто «человеком», как на это ясно указывает еврейский текст Пс.44:3. Здесь имеется в виду, что мужчины смирят себя и унизят пред Господом. Они не смиряют себя — они горды и высокомерны, но смирятся в пришествие Господа (Ис.2:10-12).

Не простишь их: Когда придет «день Господа», тогда окончится время испытания для грешников, и раскаяния уже больше не будет (см.Осия.13:14; ср.Евр. 9:28). Господь не может простить их, потому что они не просят Его об этом.

10. Иди в скалу: В Палестине было много пещер и ущелий, которые служили естественным укрытием в дни опасности (см.Суд.6:2; 15:8; 1Цар.13:6; 14:11; 24:3; 3Цар.18:4). В великий день Господа люди в ужасе будут спешить ко всякому месту, могущему служить убежищем, ища, где бы им укрыться от бедствия, которое обрушится на землю (см.Откр.6:15). В рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а отсутствует последнее предложение в тексте Ис.2:9 и весь стих 10-й.

11. Гордые взгляды: Человек стал открыто не повиноваться небесному Богу. Он превознес свое личное мнение выше уставов Божьих. Но в великий день суда все эти гордые и надменные мужи будут уничтожены перед Господом небес (см.Ис.13:11).

Один Господь: Ср. Пс.45:11. Когда Господь придет в силе и славе, всякая плоть будет как трава перед Ним.

В тот день Господь в своем величии и могуществе будет признан всеми как Создатель и Вседержитель не только земли, но и всей Вселенной. Он воссядет, возвеличенный на престоле Своей славы, Судья всех народов земли и правитель Вселенной.

В тот день: «Тот день» — это «день Господа» (ст.12), когда Иисус вновь возвратится, чтобы избавить Свой народ и истребить нечестивых (Ис.13:9; 34:8).

12. День Господа: «День Господа»- это день гнева Божьего, изливаемого на отдельные народы и на весь мир. Когда какой-то народ настолько далеко заходит в своем нечестии, что судьба его становится решена и Господь произносит над ним окончательный приговор,- это и есть «день Господа» для того народа. Такие строго определенные, индивидуальные дни Господа для Израиля (Амос.5:18), Иудеи и Иерусалима (Пл.

Иер.2:22; Иез.13:5; Соф.1:7,14,18; 2:2-3; Зах.14:1), Вавилона (Ис.13:5-9), Египта (Иер.46:10; Иез.30:3), Едома и язычников вообще (Авдий.15) символически указывали на еще более великий день Господа, который придет для всего мира (1Фес.5:2; 2Петр.3: 10; Ис.34:8; Иоиль.1:15; 2:1; 3:14; Зах.14: 1; Мал.4:5). Пророчества, касающиеся «дня Господа» для какого-то одного народа, являются характерными для всеобщего «дня Господа» в конце мира. Подобным же образом Иисус переплетал предсказания о падении Иерусалима с предсказанием о Его Втором пришествии.

Гордое и высокомерное: «Погибели предшествует гордость, и падению надменность» (Прит.16:18).

Гордость настраивает людей против Бога и приводит их к угнетению своих ближних. Гордость побуждает людей идти против Бога, заставляя Его делаться их врагом, и в результате все могущество неба ополчается против них. Это уже только вопрос времени, когда они будут истреблены вместе со своими делами. Исаия видел, как некогда избранный народ Божий хвастался и гордился своими личными достижениями, он также видел, как они в прахе унизятся перед Создателем в великий день Господа.

13. Кедры Ливанские: В своей гордости и славе народы и отдельные личности часто сравниваются с величавыми деревьями (Ис.14:8; Иез.31:3-16; Дан.4: 10-28; Зах.11:1-2), которые могут быть срублены и лишены своей славы.

14. Высокие Горы: Горы в Священном Писании часто символизируют собой царства. Как ярость Божья в великий день гнева изольется на все гордое и высокомерное среди людей, так она будет излита и на гордые народы. Все племена и нации, которые превозносят себя и восстают против Господа Саваофа, будут уничтожены и истреблены.

15. На всякую высокую башню: «Высокие башни» — это оборонительные укрепления, изобретенные человеком в противоположность той защите, которую Бог дарует Своим избранным. Озия сильно укрепил оборонительные сооружения Иудеи, построив крепкие башни в Иерусалиме, подняв стены столицы, и возвел башни в окрестностях ее. Эти мероприятия продолжали проводить и его преемники (2Пар.26:9-10; 27:3-4; 32:2- 6; Ис.22:8-11; Осия.8:14). Однако ни одно из этих укреплений не устоит в день гнева Господня.

16. Корабли Фарсисские: Это были большие суда дальнего плавания, используемые как на Средиземном море, так и на Чермном море. Они предназначались для торговли с дальними странами (см. 3Цар.10:22; 22:48; 2Пар.20:36). Небесный приговор коснется и этих коммерческих сделок, ибо все они исходили из алчности и эгоизма.

Все вожделенные украшения: Еврейское звучание этой фразы прежде считалось не вполне ясным. Однако последние исследования установили, что еврейское слово, означающее, как прежде полагали, «украшение», «картина» или «изображение», на самом деле значит «корабль». Поэтому эта фраза должна быть переведена так: «все вожделенные корабли» или «все желанные корабли». Контекст первой части стиха подтверждает такое определение.

В переводе Семидесяти также написано «корабли». Соответствующее египетское слово тоже означает корабль.

17. Величие человеческое: См. 11 ст. Здесь снова повторяется весть осуждения всего гордого и высокомерного. Унижение и стыд придавит в конечном итоге тех, кто мыслит и действует вопреки намерениям Господа небес.

19. Расселины скал: См.комм. Ис.2:10. Здесь снова говорится о мучительных поисках убежища в бесчисленных естественных пещерах и горных расселинах Палестины, которые нередко служили надежным средством избавления и защиты во время опасности (ср.Осия.10:8; Откр.6:15-16).

Сокрушить: В еврейском языке это слово означает «испытывать сотрясение», «трястись» или «содрогаться». Сильное землетрясение будет сопровождать возвращение Христа (ср.Ис.2:21; Откр.11:19; 16:18).

Оно принесет опустошение всей земле, поглощая целые города, смещая острова и срывая горы с их основания. Голос Бога вызовет это сокрушение земли (см.»Вел.борьба»).

20. Бросит кротам: Кроты — это существа,живущие под землей, в норах, развалинах и заброшенных строениях.

Именно в такие места побегут люди в надежде найти убежище (см.Ис.2:10,19,21).

Серебряных своих идолов: Люди, спешащие в пещеры, чтобы в них укрыться от лица Бога, бросают своих идолов, которые, как они теперь убедились, не способны помочь им. Это вовсе не обязательно идолы в буквальном смысле слова, ими могут быть и богатства, золото и серебро, накопленные за годы жизни. Все они оказались теперь совершенно бесполезными и неспособными даровать какое-либо облегчение, поэтому их бросают за ненадобностью.

21. Ущелия скал: Здесь Исаия повторяет картину стиха 19-го, только с некоторыми добавлениями. Это самое страшное зрелище в видениях Исаии, относящееся к тем ужасным сценам, которые должны еще совершиться на земле. Уже недалек тот час, когда это пророчество исполнится (см.Свид.т.7), и Господь явится для того, чтобы сокрушить землю и совершить справедливый суд над теми, кто сознательно отвергал Его милость и нарушал Его закон.

22. Перестаньте вы надеяться на человека: Если судьба нечестивых людей будет такой, то стоит ли полагаться на них? Дети Божьи полагались на свои собственные силы и на помощь своих языческих соседей. Однако им следовало бы обратиться к Богу и в Нем найти для себя силу и помощь.

По своему значению слова «перестаньте вы надеяться на человека» однородны с увещанием Христа, записанным в Матф.10:17, «Остерегайтесь же людей». Снова и снова Бог предупреждал Израильтян не полагаться на человеческую силу соседних народов, таких как Египет и Ассирия, а лучше довериться Тому, Кто мог и желал сделать это для них, если они будут верны Ему. Как некогда на Чермном море, так и в Иерихоне и у ворот Иерусалима во дни Сеннахирима Бог показал достоверность Своей небесной силы.

Которого дыхание: Эти слова подчеркивают ничтожность человеческой жизни (см.Быт.2:7; 7:22; Псал.145:3-4).

Бог дал человеку дыхание жизни, когда же дыхание покидает его, жизнь прекращается.

Поэтому стоит ли надеяться на помощь бренного смертного существа, если Бог Сам обещает послать руководство и силу? Что он значит? Или «что пользы в нем», «какая от него польза?» Что такое человек и что он может делать, чтобы на него стоило так полагаться? Люди гордятся своими достижениями и открыто бросают вызов великому небесному Богу, отвергая Его слова и отказываясь ходить Его путями. Эти люди будут истреблены вместе со всем сделанным ими, тогда как Бог и истина будут пребывать вечно. Зачем обращаться к людям, которые обратились против Бога? Ничто в восхваляемой цивилизации, которую создал человек и которой он так гордиться не заслуживает того, чтобы быть сохраненным.

Его высокие башни и стены, его Фарсисские корабли, богатства золота и серебра истребятся в тот день, когда Господь восстанет сокрушить землю (ст.19). Все гордое и высокомерное унизится, и один Господь будет высок в тот день.