Глава 38

1. В те дни: См.комм.4Цар.20:1.

2. Молился: См.комм.4Цар.20:2.

3. С преданным Тебе сердцем: См.комм. 4Цар. 20:3. В это скорбное время Езекия, возможно, чувствовал, что иудейская нация очень нуждалась в его умных советах и действиях и что он имел полное право указать на свою благочестивую жизнь как на причину, почему ему должно быть позволено жить.

5. Так говорит Господь: См.комм. 4Цар.20:45. Слезы Езекии тронули сердце Бога, и Он послал ему ответ.

6. Спасу тебя: Спасение должно было оказаться двойным: от смерти и от руки Сеннахирима. Сатана намеревался осуществить и смерть Езекии и падение Иерусалима, рассуждая, несомненно, что если Езекию убрать с пути, то все его старания по проведению реформации прекратятся и падение Иерусалима сможет произойти намного легче и быстрей.

В рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а еще добавлено к стиху «ради Себя и ради раба Моего Давида» (см.4Цар.20:6).

7. Знамение: См. комм. 4Цар.20:8. Как бы ни казалось безнадежным состояние Езекии, все же он будет исцелен. Знамение, предшествующее исцелению было дано с целью укрепить веру в нем самом и в его народе.

(см.комм.Ис.37:30).

8. Я возвращу назад: Как написано в 4Цар. 20:9-10, Езекии было предложено самому выбрать, отступить ли солнечной тени назад или продвинуться вперед. Он избрал более трудный вариант. Здесь повествование дается в сокращенном виде (см.комм.4Цар.20:10-11).

9. Молитва Езекии: Этот псалом Езекии не записан в параллельном повествовании в четвертой книге царств.

Стихи 20 и 21, видимо, первоначально следовали за восьмым стихом, но при изложении записи в ее настоящем виде поэма Езекии была скорее вписана в общее повествование, нежели добавлена к нему.

Данный стих (9) представляет собой пояснительную надпись к псалму и напоминает целый ряд заголовков, встречаемых в книге «Псалтырь». Подобно многим из Псалмов эта поэма является описанием переживаний из жизни одного человека, и в то же время она изложена в такой форме, что может быть использована во время служения в храме. Тема поэмы — переживания человека, смотрящего в лицо смерти, горячо молящего себе жизнь и получившего ответ на свою молитву. Возможно, с целью сделать этот псалом годным для использования на богослужении, моменты, носящие более личный характер, не упоминаются в нем.

10. В преполовение: Дословно «в середине».

В это время Езекии было, очевидно, сорок лет (см.4Цар.18:2,13).

11. Не увижу я Господа: Смерть не приведет его в присутствие Бога, но прервет всякую связь с Ним, равно как и лишит его общения с человеком (см. Иов.14:21; 17:13; Пс.6:6; 113:25; 145:4; Екл.9:5-6; Ис.38:18).

12. Жилище мое: Очевидно, «шатер» странников, который можно легко переносить с места на место. Здесь образно говорится о том, что место пребывание Езекии должно как бы перенестись из земли живых в землю мертвых.

Отрезать: Дословно «свертывать». Езекия как бы ткал ткань жизни, но теперь следует изменить рисунок, и поэтому он должен свернуть ткань до того, как рисунок закончен, и отрезать ее с ткацкого станка. В этом образном описании Езекия выражает свое разочарование и крушение надежд, видя преждевременное окончание того, что кажется ему выполненным только наполовину.

13. Я ждал: Дословно «я успокаивал себя».

Ср. Пс.130:2, где то же самое еврейское выражение переведено «успокаивал ли души моей». Видя, что он всецело находится во власти безжалостного врага-болезни, перед которым он чувствует себя совершенно бессильным, Езекии ничего не остается делать, как примириться с тем, что кажется теперь неминуемым.

Этот стих полностью опущен в рукописи Мертвого моря IГ-Ис-б, но встречается в рукописи IГ-Ис-а.

14. Как журавль: Езекия сравнивает свои стоны от боли с жалобными криками упоминаемых здесь птиц. Порой он стонал громко, а порой лишь про себя, внутренне и беззвучно. Он едва находил в себе силы поднять глаза к Богу и взывать о избавлении от смерти, которая уже стояла над ним, как палач с поднятым мечем.

Спаси меня: Дословно «поручись за меня», или «вступись за меня». Слова как бы должника, находящегося в руках неумолимого кредитора. Смерть требует от Езекии неотложной уплаты, и он обращается к Богу с просьбой спасти его.

15. Он и сделал: Значение этого стиха не совсем ясно. Некоторые предполагают, что здесь изображается удивление больного, получившего неожиданное выздоровление и не находящего даже слов, чтобы выразить свою благодарность Богу.

Другие же считают, что этот человек видит себя как бы лишившимся дара речи от ужаса тех ударов, которые исходят, как это кажется, от Бога. Если Господь, которого он считает своим другом, допустил ему приблизиться к вратам смерти, что он может на это сказать? Ему ничего не остается делать, как глубоко печалиться и оплакивать свою судьбу, проводить дни свои в горести души.

16. Так живут: Человек живет словами, исходящими из уст Божьих (Втор. 8:3; Матф.4:4), будь это жизнь тела или души. Когда Езекия обрел физическую жизнь и исцеление, он также обрел и духовное восстановление. В оздоровлении тела царя Господь даровал намного больше, чем тот просил (см.Ис.38:17; Матф.9:1-7).

17. Во благо: Болезнь, принесшая Езекии столько страданий, была допущена не во вред ему, а только во благо.

Бог смотрел на него с нежной любовью и поднял его из рва погибели. Именно сила любви Божьей спасла его от силы смерти.

Все грехи мои: Исцеление тела больного служило явным подтверждением исцеления его души. Небесное прощение не есть просто юридическое урегулирование отношений путем согласия сторон, которое освобождает человека от наказания за прошлые оскорбления. Это есть преобразующая сила, которая восстанавливает и укрепляет естество духовного человека, пересоздавая его в соответствии с нравственным образом Самого Творца.

18. Преисподняя: Смерть приносит полное прекращение всякого мышления и деятельности (Пс.113:25; 145:4; Екл.

9:5). Езекию особенно огорчало то, что после смерти он не сможет больше благодарить и славить Бога (Пс.6:6; 29:10; 87:11-12; 113:25).

19. Возвестит…истину Твою: Чувство благодарности побуждало Езекию рассказывать другим о верности и доброте Бога.

20. Спасет меня: Божья готовность спасти Езекию поддерживала в нем чувство радости, выраженное в этом псалме (см.комм.9 ст).

Будем воспевать: Последняя часть двадцатого стиха изложена в форме постскриптума, или приписки в конце, сообщающей о желании царя написать этот псалом и о его намерении относительно того, как следует его использовать.

21. Пласт смокв: То есть припарки из смокв (см.комм.4Цар.20:7). Господь мог бы исцелить Езекию и без этой припарки, однако там, где существуют естественные средства лечения, Бог желает, чтобы они были использованы людьми. Применение их вовсе не свидетельствует об отсутствии веры, напротив, нежелание применить их говорит о самонадеянности и недостатке здравого суждения.

22. Знамение: См.комм.4Цар.20:8. Через Исаию Господь уже сказал Езекии, что он будет исцелен и что на третий день сможет пойти в дом Господень (4Цар.20:5).

Относительно самой сущности этого знамения см.комм.Ис.38:7-8.