Глава 40

1. Утешайте народ мой: Эта глава начинает третий и последний раздел книги пророка Исаии. Относительно рассуждения по так называемому вопросу о вере Исаии смотри «Предисловие к комментарию».

Главы с 40-ой по 66-ую представляют собою самую важную часть в пророчестве Исаии.

Главы с 1-ой по 35-ую содержат в основном целую серию обличений беззакония и разъяснения судов, которые неминуемо должны последовать за этим.

В главах с 36-ой по 39-ую мы находим изложение событий, связанных с нападением Сеннахирима, с болезнью и выздоровлением Езекии и с посещением вавилонских послов.

В последующих же главах весть пророка приобретает совершенно иной тон и тему.

Произнесение суда и гибели остаются далеко в прошлом, и заключительная часть книги касается обетований об излитии на праведных благодати Божьей. Именно главы 40 — 66 послужили основанием тому, что Исаию стали называть «Евангельским пророком».

Здесь в самых возвышенных словах, которые когда-либо удостаивали уста вдохновенного оратора, Исаия открывает славное будущее для Израиля как верного раба Божьего, предсказывает его освобождение от всех врагов, пришествие Мессии и утверждение мессианского царства.

Мысль пророка устремляется вперед к тем временам, когда Бог смилуется над Своим народом и изольет на него обильные благословения праведности и мира. Здесь высказывается целый ряд предопределений относительно пришествия Мессии, Его характера и деяний, Его жизни и самоотверженного служения и смерти.

Пророк неоднократно говорит об умножении церкви и собирании язычников. Перед нами также открываются чарующие картины обновленной земли, вновь приобретшей мир и красоту Едема. На протяжении всего этого раздела Израиль, т.е. иудейский народ (ибо северного царства уже больше не существует) представлен как народ Божий, как раб Его, «избранный» Его, к которому «благоволит душа» Его (Ис.42:1).

Все угрозы Ассирии — главного врага Иудеи (в главах с 1-ой по 39-ую) — остались теперь далеко позади, и через пророка Исаию Бог ныне приготавливает Свой народ к еще более великому бедствию — вавилонскому плену (столетием позже).

В новом разделе, начинающемся с 40-ой главы, Бог видит Израиль лишенным мужества и уверенности вследствие кажущегося неисполнения Его намерений относительно их нации и повелевает им взирать с верою вперед, на славное будущее, ожидающее их после возвращения из плена. В первой части своей книги Исаия провозглашает весть порицания, теперь же он обращается к иудеям со словами надежды и утешения. Предыдущий раздел повествует большей частью о нечестии народа, данный же раздел — о праведности Бога.

В главах 1 — 39 говорится в основном об успехе врага, уводящего детей Божьих от их высоких идеалов, в главах 40 — 66 — об успехе Господа, возвращающего Израиль вновь на Его положение в качестве света и надежды мира! Здесь дается яркое изображение Мессии как раба Божьего, а также говорится о следовании людей по Его стопам и их служении в качестве Его свидетелей. Перед нами рисуются величественные картины Бога как надежды Его последователей и Его народа, возвращающегося к Нему и занимающего свое предопределенное положение в качестве Его последователей на земле. Здесь дети Его уже освобождены от власти Вавилона, они вновь заселяют землю, и все пустыни делаются «как сад Господа» (Ис.51:3).

2. Говорите к сердцу: Книга Исаии начинается вестью строгого порицания Иерусалима (Ис.1:2-10). Тогда он был «осажденным городом», нечистым городом, как Содом и Гоморра (Ис.1:8-10). Теперь же Исаия предвидит то время, когда борьба его будет окончена и Бог пошлет ему весть утешения. Все наказания за свои грехи он уже перенес, и ныне ему предлагается прощение и восстановление.

Борьбы его: Борьба, о которой здесь упоминается, включает в себя вражеские нападения во дни самого Исаии, завоевание Вавилона при Навуходоносоре более чем столетием позже и образно великую борьбу церкви с силами тьмы во все века.

Взирая в пророческом видении вперед на дни восстановления после вавилонского плена, Исаия говорит уверенно, как будто бы все враги Израиля уже окончательно истреблены.

3. Приготовьте: Бог желал, чтобы после возвращения из вавилонского плена израильская нация тщательно готовилась сама и способствовала приготовлению окружающих народов к пришествию Мессии.

Славное будущее ожидало избранную нацию, по мере того, как Божий план должен был осуществляться: быстро и без всяких препятствий вплоть до пришествия Мессии и утверждения Его царства. Процесс приготовления должен был достичь своего высшего предела при жизни и служении Иоанна Крестителя, на чью работу особенно указывали эти слова (см.комм.Матф.3:3). Подобным же образом церковь наших дней имеет большое преимущество приготовить путь Господу, чтобы Он мог возвратиться на землю в силе и славе.

Как и во времена древнего Израиля, эта работа приготовления имеет двойное значение и заключается, во-первых, в преобразовании характера и, во-вторых, в провозглашении Евангельской вести всему человечеству (сравните Ис.62:10-12; Мал.3:2).

Стези: Дословно «большая дорога». Относительно символического значения данных слов см. комм. Матф.3:3.

4. Всякий дол: Приготовления к приезду земного монарха включает в себя выравнивание пути, по которому он должен проезжать, чтобы его продвижение не было затруднено никакими препятствиями. Будучи применены к пришествию Мессии, эти слова приобретают духовное значение (см.комм. Матф.3:3). Обязанностью Иоанна Крестителя было призывать людей приготовить свое сердце и жизнь к пришествию Христа (Матф.3: 5-12; Лук.3:3-17). Божьи вестники последних дней должны провозглашать ту же самую весть.

5. Слава Господня: Явленная в жизни и служении нашего Господа (Иоан.1:14; 2:11; 2Петр.1:16; см.комм. Лук. 2:52). При Втором пришествии Христа люди воочию увидят Его славу (Матф.16:27; 25:31; Откр.1:7).

6. Что мне возвещать: Вестник Господень оказался в затруднительном положении. О чем он мог возвещать? Какие слова могли быть подходящими для такого времени, когда народ претерпевал страшные бедствия за свои грехи? Какая весть провозглашалась «Содому» и «Гоморре» (Ис.1:9-10) в день суда? Всякая плоть — трава: Сравните Иов.14:2; Пс.89:6; 101:12; 102:15; Иак.1:10; 1Петр.1:24.

7. Дунет на него дуновение Господа: Подобно несущемуся ветру дуновение Божьего недовольства сводит на нет советы нечестивых. То, что не свято, не может пребывать в Его присутствии. Бог посылает Свой Дух для того, чтобы люди, не обладающие чистотой и святостью могли быть возрождены и преображены по образу своего Творца, если же они противятся этому, то они погибнут, как полевой цветок.

8. Трава засыхает: Человек смертен. Что касается элемента жизни, то в этом отношении человек ничуть не превосходит полевую траву.

Слово Бога нашего: Явленная воля Божья служит духовной пищей, которой должен жить человек (Матф.4:4; Иоан.6:48-63). Всякий приходящий к Нему с целью подкрепить и напитать свою душу, никогда не будет алкать (Иоан.6:35) и «не будет жаждать вовек» (Иоан.4:14).

9. Сион: Смотри комм. Пс.47:3. Его благовествование — это весть о Божьей доброте и прощении. В опасные и мрачные времена Сиону возвещались слова надежды и света.

Вот — Бог ваш: Снова и снова в этом разделе книги Исаия указывает на очевидные доказательства непреходящей силы Бога, ободряя нечестивых жителей Иудеи и побуждая их верить, что славные обетования могут быть исполнены для них (см.Ис.гл.40;45:8-10,15,17-18; 41:20,26-29; 42:13-14; 43:13-19; 44:7 и др.).

Величайшей ошибкой избранных детей Божьих было то, что они перестали взирать на своего Господа и Создателя, а вместо этого стали взирать на самих себя. Они особо нуждались в том, чтобы видеть Бога, видеть Его милосердие и справедливость. Подобное видение было дано Исаии при его призыве к пророческому служению (Ис.6:1-3).

Получив возможность самому видеть Бога, он отныне должен был помогать народу тоже видеть Бога, ибо только в этом случае они могли иметь жизнь и надежду. Величайшей обязанностью, возлагаемой на смертного человека, является призыв погибающего человечества воззреть на своего Искупителя! 10. Бог грядет: Здесь Исаия изображает пришествие Господа с судом (Ис.25:9; 62:11-12; Откр.22:12). Рука Божья простерта в милосердии к праведным и в суде к нечестивым (Ис.51:5; 52:10, сравните Матф. 25:33-34,46).

Воздаяние: То есть вознаграждение, которое должно быть выплачено за совершенную работу (см.Ис.49:4; 62:11).

11. Как пастырь: Искренняя забота о Своем народе, обеспечение его и защита от всякого зла часто сравнивается с действиями нежного и верного пастыря, заботящегося о своем стаде (см.Пс.22:1; 76:21; 94:7; 99:3; Иер.13:17; Иез.34:11-16; 37:24; Мф.9:36; 18:12; Лук.15:4; Иоан.10:11;1Петр.

2:25).Как пастырь собирает своих овец, неся на руках тех из них, которые очень ослабели и не могут ходить, и нежно погоняя стадо (см.Быт.33:13), так и Христос непрестанно печется о Своей пастве. Бог — это не бесчинствующий хозяин или жестокий тиран, но само воплощение чуткости и любви.

12. Кто исчерпал: Величественная картина, которую Исаия рисует здесь, говоря о мудрости, силе и вечном величии Бога, является непревзойденной во всем Писании (см.Иов.38:4-37).

Снова в Ис.40:26-28; 41:19-20 пророк указывает на силу Бога, явленную при творении (ср.Пс.35:10, см. комм. Ис.41:19-21).

Бог есть великий Деятель Вселенной. Он Тот, Который сотворил небеса и землю. Для Него нет слишком большой задачи и нет слишком малой обязанности. То, что для человека кажется слишком грандиозным и непостижимым, является ничтожным для Бога. Мы имеем большое преимущество уповать на Бога, столь великого, мудрого и доброго. Вся Его мудрость и сила находятся в распоряжении тех, кто верит в Него и уповает на Него (Пс.58:17).

13. Кто уразумел: Встав перед трудной задачей, человек обычно обращается за мудростью и советом к более опытным людям. Бог никогда не просит и не нуждается в чьей-либо помощи. Нет никого более мудрого и более способного, чем Он. Павел упоминает этот текст Исаии в Рим.11:33-34, говоря также о бесконечной мудрости и ведении Бога (см.1Кор.2:16).

14. Путь мудрости: Целый ряд вопросов, поставленных здесь, касается ведения, понимания и мудрости, вновь повторяющаяся тема книги Притчей. Бог есть воплощение и олицетворение мудрости и всякого ведения и познания, исходящих от Него (см. комм. Прит.1:7).

15. Народы: Во дни Исаии Ассирия была самой великой державой на земле, перед которой трепетали все остальные страны.

Однако Господь желал довести до сведения Своего народа, что эта великая держава была как ничто перед Ним. Когда люди боятся Бога, тогда им нечего бояться так называемых великих властей земли. невзирая на планы и намерения человечества, Бог осуществляет Свою собственную волю (Ис.14:1-5,27; см. комм. Дан.4:14).

16. И Ливана недостаточно: Сравните Пс. 49:10-12. Евреи приносили множество жертв во время своих богослужений, но если бы даже все деревья огромных ливанских лесов были использованы как топливо для великого жертвоприношения, устроенного из всех живущих в этих лесах животных, то и такая жертва была бы недостаточной, чтобы соответствовать величию и могуществу Бога.

18. Итак кому: См.комм. 9 стиха. Сознание величия и бесконечности Бога открывает полное безрассудство идолопоклонства.Многие из евреев последовали язычникам, переняв у них служение идолам, и Исаия всячески стремился возвратить их вновь к поклонению и служению истинному Богу.

19. Художник: Идолы делаются руками человеческими, люди же в свою очередь, сами являются творением рук Божьих.

Во дни Исаии люди проявляли величайшую изобретательность и применяли самые драгоценные металлы для изготовления идолов, но даже при этом они оставались всего лишь изделием рук человеческих. Какая польза могла быть в учреждении предметов поклонения этих вещей, которые сами сделаны человеком? Исаия призывает людей поклониться истинному Богу, потому что Он сотворил их. Как глупо со стороны людей поклоняться вместо этого предметам, которые они сами сделали своими руками? Точно также может ли Творец поклоняться Своему творению? 20. Дерево: Бедный человек, который не может себе сделать идола из драгоценного металла, делает его из дерева. Но сделав себе такого идола, он имеет ничуть не более обыкновенного дерева. Сколько времени просуществует такой бог? Пока не сгниет дерево. Исаия указывает своему народу, сколь безрассудно поклоняться богам, сделанным человеческими руками.

21. Разве не знаете: Неужели вы лишены абсолютно всякого знания? Неужели здравый смысл не подсказывает вам безрассудство вашего поведения? Исаия взывает здесь к интуиции человека, не говоря уже о Божественном повелении или откровении. Даже без преимущества Божьего откровения люди обладают достаточным разумом, если только обращаться к нему, чтобы понять, что идолы, сделанные человеческими руками, не могут служить предметами поклонения (см. Рим.1:18-23).

22. Над кругом: Употребленное здесь еврейское слово означает или «великий небесный свод», или, возможно, «горизонт», как в Иов.22:14, Прит.8:27. Это же самое еврейское слово, переведенное как «круговая черта», относится к горизонту.

Господь владычествует над великой сотворенной Им Вселенной, будучи превыше всего. некоторые усматривают в данном стихе доказательства того, что Исаии было известно, по-видимому, благодаря откровению свыше о шарообразной форме земли. Ему действительно могло быть известно об этом. Однако употребленное здесь еврейское слово, кажется более указывает на круг или окружность, нежели на шар, Доказательство того, что он знал о сферичности или шарообразности земли должно исходить из других источников. Здесь по-видимому, рисуется картина, изображающая Бога, восседающего над огромным сводом небес. Даже самые великие люди есть ничто в сравнении с Ним. Бог обитает в небе небес как бы в крытом шатре (см.3Цар.8:27; Пс. 103:2; Ис.66:1).

23. Князей: Бог смещает царей и полагает конец народам, земные правители остаются на своих местах лишь столько времени, сколько Он позволяет им (см.Пс.74:8; Иер.27:5; Дан.2:21; 4:14,22; Деян.17:26; Рим.13:1). К чему страшиться царей Вавилона, Ассирии, Египта или любой другой страны, если Бог есть Бог? 24. Едва они посажены: Люди, почитаемые всеми как великие земли, едва ли лучше травы, которая засыхает, или цветка, который увядает (ст.8). Они исчезают, когда Господь как бы дунет на них (ст.7).

25. Говорит Святый: Характерной особенностью Бога является не столько Его великая мудрость или сила, сколько Его совершенная святость. В этом секрет Его мудрости и силы.

Праведность есть основание Его престола.

Ваал, Молох, Астарта и др. — это низкие, отвратительные существа, обоготворенные человеческие пороки и страсти.

26. Поднимите глаза ваши: Стоит людям только лишь поднять свой взор к небесам, и они получат возможность видеть неоспоримые свидетельства о Творце и Вседержителе всей вселенной (см. Пс.18:2-4; Деян.14:17; Рим.1:19-23). Он как бы восседает над всем звездным воинством небес, мудро управляя сотворенной им вселенной. Когда мы созерцаем бесчисленное множество звезд, их точный порядок и их славу и красоту, мы не можем не проникнуться сознанием нашей собственной ничтожности и превосходящей славы Божьей. Все небесные тела движутся точно своим установленным путем, каждое из них имеет свое имя и место и выполняет какую-то определенную роль в великом движении космического пространства.

27. Путь мой сокрыт: Многим в Иудее казалось, что Бог забыл их и что Он поступает с ними несправедливо.

Но они сами многого не понимали. Восседая на Своем престоле в небесах, Бог все видит, все знает и ничего не оставляет без внимания. Он тщательно взвешивает каждый момент, прошедший равно как и настоящий, будущий равно как и прошедший. Он ничего не упускает, ни одна мелочь не ускользает от Его внимания. Все, что Он делает, мудро, правильно, справедливо и хорошо. Кто такой человек, что ему кажется, будто Бог оставляет его без внимания или поступает с ним несправедливо? 28. Разве ты не знаешь: Смотри комм. ст.21.

Вечный Господь Бог: Сколько лет самым старым и мудрым людям по сравнению с вечным Богом? Наш мир существует всего лишь какой-то момент в сравнении с вечностью. Мудрейшие из мудрейших среди людей являются в лучшем случае воплощением слабости и безрассудства, будучи сопоставлены с вечным Богом. Ни один человек не может постигнуть глубины Божьего провидения и мудрости (Пс.144:3; Рим.11: 33). Тот, Кто «исчисляет количество звезд» и разум Которого «неизмерим», достаточно благ и добр, чтобы восполнить все нужды людей (Пс.146:3-5; см. Деян.14:17).

29. Он дает утомленному силу: Бог никогда не утомляется Сам, но дает силу утомленным сердцем. Каковы бы ни были нужды человека, Бог силен выполнить их все (см.Пс.103:27; 144:15). Всякий, кто в кротости и смирении души сознает свою бренность и ничтожность души, сможет быть вполне уверен в том, что нужды его будут восполнены (Ис.57:15; Матф.5:3-6). Ухо Божье всегда слышит вопль тех, кто чувствует себя неспособным для выполнения стоящих перед ними задач и кто жаждет получить помощь свыше. Именно в немощи человеческой совершается сила Божья (2Кор.12:9). Это нашло свое подтверждение в жизни многих тысяч людей.

30. Юноши: Юноши в расцвете своих сил становятся утомленными и изнуренными, даже молодежь во цвете лет достигает предела, когда сила ее иссякает. Как часто сражение проигрывается вследствие слабости тела или духа даже в жизни самых сильных и мужественных людей.

31. Надеющиеся на Господа: То есть искренне и смиренно обращающиеся к Господу за мудростью и силой, а затем терпеливо ожидающие Его руководства (см. комм. Ис.30:21, сравните Ис.57:15).

Обновятся в силе: Христианская жизнь это непрерывный процесс получения от Бога и отдача Богу. Сила расходуется в служении для Господа (ср.Мр.

5:30) и в то же время Им, незнающим усталости, всегда даруется новый приток благости и жизненных сил. Тот, кто не пожелает получать силу от Бога, вскоре окажется в таком положении, когда он уже делается неспособным служить Богу.

Как орлы: Одно из самых великолепных зрелищ в пустынной местности представляет орел, стремительно взвивающийся все выше и выше в небо без особых видимых усилий. Подобным же образом дитя Божье, почерпывающее силу свыше, делается способным продвигаться постоянно вперед и вверх, достигая новых высот (Пс.102:5). День за днем христианин упорно продолжает идти дальше от благодати к благодати и от победы к победе (см.1Кор.15:57; 2Кор.2:14).

Сила прилагается к силе и прогресс становится непрерывным. Все более и более высокие цели открываются перед взором христианина, и он, наконец, достигает «почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил.3:14).