Глава 41

1. Умолкните: Народам дальних стран повелевается слушать в безмолвии голос Бога, обращающегося к ним. Относительно сложившейся к этому времени обстановке смотрите комм. Ис.40:1.

2. Обновят свои силы: См. комм.Ис.40:31. В этой и последующих главах Исаия изображает Господа как друга Израиля и его Избавителя от власти Вавилона (см.Ис.43:14; 44:26-28; 45:1-6; 46:1-4; 47; 48:14-20). Вавилон, столь полагающийся на своих идолов и превозносящийся перед Богом и Его народом, предопределен в качестве орудия наказания, однако святым будет даровано славное избавление. Освобождение Израиля из Вавилонского плена и его возвращение в Иерусалим есть прообраз освобождения народа Божьего от силы сатаны в последние дни, перед самым вступлением его в небесный Иерусалим (см. Откр.18:1-4; 22:14).

2. Муж правды: То есть Кир (см.комм.Ис.45: 1). Персидский царь, который разрушил Вавилонскую империю и освободил иудеев (2Пар.36:22-23; Ездр.1:1-4; 5:13-15; 6:3-5). Кир был воздвигнут «в правде» для того, чтобы построить город Его и отпустить пленных Его (Ис.45:13). Кир был прообразом Христа, который был также призван «в правду» (Ис.42:6) и задачей которого было «проповедывать пленным освобождение» (Ис.61: 1-2). Как Кир вынес приговор древнему Вавилону, так Христос вынесет приговор современному духовному Вавилону (Откр.16:19; 17:1-5; 18:2-21). Кир был высоко почитаем в древние времена как честный и мужественный человек, он выделялся среди древних восточных завоевателей своим благородным характером, а также справедливостью и мудростью своих указов. Сам Бог воздвиг Своего слугу Кира и положил перед ним народы земли (Ис. 44:28; 45:1-5; см.комм.Ис.41:4-8).

Первая половина Ис.41:2 дословно звучит так:»Кто побудил восстать мужа от Востока, справедливость, или победа, или оправдание встретит его у ног его». Исаия изображает здесь победоносное шествие Кира, когда враги его один за другим в покорности повергаются перед ним.

3. Дорогою: Кир вписал новую страницу в историю Востока. Его завоевания простирались от берегов Эгейского моря на западе до Парфии, районов реки Яксарт (Сырдарья) и великих порогов за Каспийским морем на востоке. Быстрота и огромная протяженность его завоеваний принесли ему славу как самому великому из всех восточных монархов, существовавших до его дней. Слава его была столь велика, что даже сегодня его имя является повседневным словом на Востоке. В отличие от предшествующих ему завоевателей он был благородным и сравнительно гуманным по отношению к покоренным им врагам. Ни один полководец до него не был таким замечательным стратегом и организатором масс,как он.

4. Кто сделал: Сам ли Кир сумел подняться до великого завоевателя античного мира, или это рука Божья управляла великими событиями, происходящими тогда на Востоке? Один Бог управлял и руководил всеми делами земли, как и делами неба. Это Он возлагает задачи на людей, которые они должны выполнить для Бога, и указывает Своим слугам, в какое именно время им следует привести в исполнение Его повеления; намерения Божьи предопределены от начала, и из столетия в столетие Бог призывает людей исполнять Его волю.

5. Концы земли: Даже отдельные районы земли были удивлены и охвачены трепетом при виде стремительных завоеваний Кира (см.комм.Дан.8:4). Казалось, сверхъестественная сила сопровождала его и управляла им в достижении каждой его цели.

6. Каждый помогает: Народы совещались между собой, пытаясь воспрепятствовать продолжению завоеваний Кира.

Лидия заключила союз с Египтом и Вавилоном против Кира.

7. Кузнец: Дословно: «плотник». Ремесленники трудились совместно над изготовлением идолов, один мастер поощрял и помогал другому в размножении идолов, которые, как они думали, послужат избавлению их от руки Кира. Народы земли, как изображает пророк, обращаются к своим ложным богам, намереваясь воспрепятствовать совершению событий, предусмотренных и направляемых Самим Небесным Богом.

8. А ты, Израиль: Для земных народов Кир пришел как завоеватель, а для Израиля он пришел как освободитель.

Призывая Кира Себе на служение Бог тем самым вовсе не отверг Израиля? Бог вновь подтверждает завет, который Он заключил с их отцами (Исх.19:5-6). Относительно связи имен Израиля и Иакова см. комм. Быт.32:28.

Эти два имени равнозначны по своему значению, они оба относятся к Иакову и его потомкам.

Раб Мой: Слово «раб» является характерным для всего этого раздела книги Исаии (гл.40-66) и вместе с мыслью об освобождении через Великого Избавителя составляет его основную тему (см.комм.Руфь.2: 20). Данное слово объединяет понятие «поклонение» с понятием «служение». Раб не только служил своему господину, но также по-видимому, и почитал его. Таким образом, слово это означает значительно больше, чем просто служение за плату, подразумевая, что совершаемое служение было внешним проявлением внутреннего отношения. Такое отношение не было принудительным, но совершалось добровольно (см.Исх.21:5-6). Служение делом и служение сердцем шло вместе. Содействующая рука свидетельствовала о любящем сердце.

Подобным же образом «раб Господень» — это тот, который любит Его и служит Ему, тот, который оказывает услугу из любви. В значении, примененном в данном разделе книги Исаии, это слово иногда относится к Израилю, как «рабу» Господню. В этом значении оно здесь употребляется в главах Ис.41:9; 42:10; 44:1-2,21; 45:4; 48:20; 49:3-5; 54: 17; 63:17; 65:8-9,13-15; 66:14. Применение данного слова к Израилю подразумевает взаимоотношения, связанные с заветом, благодаря которому Израиль стал «рабом» Иеговы (см. Исх.19:3-9; 24:3-8). При таком связанном заветом взаимоотношении Израиль должен был поклоняться и служить Господу, повинуясь во всем Его повелениям, и как Его представитель должен был привести все остальные народы к служению и повиновению Ему. В этом смысл связанных заветом взаимоотношений, в котором Исаия применяет слово «раб» к Израилю, оно имеет значение обычно забываемое читателем. Гораздо реже оно обозначает Мессию как «раба» Господня для спасения человечества (см.Ис.42:1; 49:6; 50:10; 52:13; 53:11). Так в 53-й главе Мессия представлен как страждущий «раб» Иеговы (Ис.52:13; 53: 2,11).

До пришествия Иисуса иудейские толкователи были твердо убеждены в том, что 53-я глава говорит о Мессии, однако, позже они стали отрицать ее мессианистическое значение и выдвигать объяснение, что здесь, как и во всех других местах, «раб» обозначает или одного какого-то человека тех времен или Израиля как народ в целом.

В Ис.56:6 слово «раб» относится к иудейским прозелитам, т.е. язычникам, обращенным в иудейскую веру. В Ис.65:15 слово «раб» можно рассматривать, как относящееся непосредственно к христианам, тем более, что упоминаемые здесь «рабы» Господни должны быть названы иным именем (см. 1Петр.2: 9-10). В Ис.44:26 слово «раб», по всей видимости, относится к самому пророку Исаии.

9. От концов земли: Бог призвал Авраама из Ура Халдейского быть Его представителем и родоначальником народа Израильского. Через 430 лет после того, как Авраам вошел в обетованную землю (Исх.12: 40-41; Гал.3:17), Израиль был выведен из Египта, чтобы вновь войти в обетованную землю, но теперь уже как «царство священников и народ святой» (Исх.19:5-6). Здесь же Исаия, очевидно, имеет в виду и собирание священников из тех земель, куда они были рассеяны (см. Ис.11:16; 56:8).

Я избрал тебя: Израиль принадлежал Богу по праву Божественного избрания, чтобы быть Его избранным представителем на земле. Он не оставлял их, несмотря на их грехи и рассеяние северных колен Ассирией, а также изгнание иудеев, которое вскоре должен был совершить Навуходоносор. Эту мысль Исаия подчеркивает вновь и вновь (см.Ис.42:1; 44:8,21; 45:4; 55:3-4; 65:8-9,22). Причина упадочного настроения израильтян ясно подразумеваемого в Ис.40:12 была боязнь, что Бог оставил их (см.комм. 4Цар.19:30; Ис.37:31; 40:1-5,9-11 сравните Ис.5:1-7).

10. Не бойся: Внешне было не мало причин,почему избранный народ мог бояться во дни Исаии. Северное царство, Израиль было стерто с лица земли военной мощью Ассирии, и, казалось, что Иудея также не может долго продолжать свое существование. Народ особенно нуждался в вести утешения и надежды, и Исаия стремился воодушевить его, вдохнуть в него мужество и бодрость (см.Ис.40:1-2; 41:13-14; 43:5; 44:2).

Я — с тобою: Обетование, заключенное в имени Еммануил (см.комм.Ис. 7:14), что Бог будет со Своим народом, будет особенно необходимо для Израиля во дни самого Исаии.

11. В стыде и посрамлении: Это обетование было с особой силой исполнено в истреблении армии Сеннахирима, кто сражается против народа Божьего, тот сражается против Самого Бога. С помощью Господа самое слабое Его дитя становится самым сильным и более, чем огнепроводом для всех сил тьмы. Всякий борющийся против Бога или Его народа, непременно погибнет, а все кроткие и верные Его последователи наследуют землю (Пс.36:9-11,20,29,37-38; Матф.5: 5). Вместо слова «погибнут» в рукописи Мертвого моря IГ-Ис-б написано «высохнут».

12. Как ничто: Полное уничтожение будет окончательной судьбой врагов Божьих (Пс.36:9-10,20; Пр.10:25; Авдий 16; Мал.4:1). В рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а опущена фраза «будешь искать их, и не найдешь их».

13. Держу тебя за правую руку твою: Знак согласия и дружбы (см.комм.Амос.3:3), здесь символ взаимоотношений, связанных заветом.

Израиль принадлежал Богу и мог получать от Него руководство, силу и защиту.

14. Червь Иаков: Бог напоминает израильтянам, что сами по себе они не имеют никакой ценности или силы. Без Бога они слабый, беспомощный и ничего незначащий народ, всеми презираемый и попираемый (см. Иов.25:6; Пс.21:7).

Искупитель твой: Святой Израилев был Искупителем Своего народа. Они терпели бедствия и, казалось, что не имели никакой надежды, однако вскоре Он должен был совершить выкуп, как их близкий родственник (Лев.25:47-49; см.комм.Руфь.2: 20). Исаия часто представляет Бога как Искупителя Своего народа (Ис.35:9-10; 43: 1-14; 44:6,22-24; 47:4; 48:17-20; 49:26; 52:9; 54:5). Иов также называл Бога своим Искупителем (Иов.19:25).

Святый Израилев: См. комм. Ис.40:25.

15. Растирать горы: В древности на Востоке тяжелые молотила, снабженные острыми шипами, проводились по зерну, чтобы вымолотить пшеницу (Амос.1:3).

Израиль был безжалостно вымолочен Ассирией, подобным же образом Вавилон должен был поступить с Иудеей. В конце концов вымолачиваемый сам станет молотильщиком (Иер.51:2,33; ср.Дан.7:21,25,27; Мих.4:13). «Горы» символизируют собой нечестивые силы земли (Иер. 51:25; Дан.2:35).

16. Веять их: После молотьбы зерно веяли, чтобы отделить от него мякину. В день Божьего суда, когда Он встанет, чтобы обмолотить зерно, нечестивые окажутся мякиной (Пс.1:4; Дан.2:35; Мал.4:1; см. комм. Матф.3:12; 13:41-42).

17. Ищут воды: Когда суды Божьи постигнут нечестивых, они окажутся без пищи и воды, в то время как потребности народа Божьего будут удовлетворены (см. комм.Ис.33:16), точно таким же образом будет утолен духовный голод и духовная жажда народа земли (Ис.55:1; Матф.5:6).

18. Сделаю озером: Те части земли, к которым благословения Евангелия еще не дошли, Исаия часто изображает в виде сухих и безводных районов, нуждающихся в жизненной влаге Божьей благодати (Ис.12:3; 35:6-7; 43:19-20; 44:3). Здесь он предсказывает о том, что ожидает израильскую нацию, если она возвратится к Господу, и говорит, какие чудесные преобразования могут произойти вокруг через возвещение Евангелия (см. комм. Иез.47:1-12). Христос есть вода жизни для жаждущего мира (Иоан.4: 14-15; 7:37; Откр.22:1-3; ср.Зах.13:1).

Также является буквально верным и тот факт, что этот некогда прекрасный мир стал во многих местах выжженным и бесплодным.

19. Кедр: Этот стих продолжает мысль 18-го стиха. Районы, некогда лишенные благодати Божьей, будут цвести, как роза.

Прекрасные сады праведности зацветут там, где истины Слова Божьего были прежде неизвестны. Вся земля совершенно преобразится, когда она услышит и примет весть служения о любви Христа (см. комм. Ис.35:1; ср.55: 12-13).

Ситтим: Дословно «акация». «Ситтим» является простой передачей соответствующего еврейского слова буквами русского алфавита.

Маслина: Или «оливковое дерево» — основной источник масла для различного использования в древней Палестине.

Кипарис: В английском переводе «пихта», финикийский можжевельник.

Явор: В английском переводе «сосна», подлинность данного вида дерева не установлена.

Бук: В английском переводе» самшит».

Очевидно, ливанский кипарис.

20. Рука Господня: Усилия человека недостаточны для преобразования этого грешного мира. Если нашей нечестивой земле предстоит измениться, то это должно случится только через влияние Святого Духа.

Человек же должен понять необходимость сотрудничества с Богом, если он желает видеть лучший мир. Бог сотворил человека праведным, и Он один лишь может пересоздать его праведным существом (2Кор.5:17). Сам Бог вселяет в человеческое сердце стремление к святости (Филп.2:13). Всякий мир и красота, праведность и чистота, встречаемые нами на этой земле, являются результатом действия Божьего Духа.

21. Представьте дело ваше: Бог предлагает почитателям ложных богов представить убедительные доказательства их силы. Здесь в стихах 21-26 способность предсказывать будущее выставляется в качестве испытательного средства Божественной силы. В данном разделе своей книги Исаия неоднократно указывает на предсказанное пророчество, как на доказательство того, что истинный Бог действительно является таким, каким Он Себя выставляет (см.Ис.41: 4; 42:9; 44:7; 45:11,21; 46:9-10; 48:3-7, 16). Другим веским доказательством истинности Бога служит Его созидательная творческая сила (см.комм.Ис.40:12,26; сравните Пс.95:5).

22. Что-либо прежде: Пусть идолы сами защищают свое дело в этом суде. Пусть они покажут, что они сделали для мира. Сделали ли они что-либо с целью улучшить его как место для жительства? Внесли ли они в него праведность, милосердие, справедливость или истину? Что они могут открыть из тайн далекого прошлого? Могут ли они рассказать, как возник мир? Как стал существовать человек? О будущем: Пусть идолы подскажут, если они могут, характер будущих событий. Пусть они попытаются приоткрыть будущее, как если бы это была книга. Бог может сделать это, а они нет. Он знает будущее также, как и прошлое. Сатане известно кое-что из того, что еще должно совершиться, но то, что ему известно, он узнал лишь из того, что открыл ему Бог. Он также частично может предсказывать те действия, которые люди предпримут под его контролем.

Однако только Бог может предсказать будущее.

Бросив вызов почитателям ложных богов, Господь начинает излагать целый ряд удивительных предсказаний относительно будущего.

Мы читаем пророчество о Кире — Ис.44:28; 45:1; о пришествии Мессии, отдавшем Свою жизнь за человека — 53гл.; об Его Божественном поручении — 61:1-3; о даровании Евангелия миру — 54:1-3; 60:1-5; об уничтожении Вавилона и его идолов — 46:1-2; 47:1-5; 48:14; об освобождении иудеев из вавилонского плена — 51:11, о восстановлении земли в ее едемской красоте — 65:17,19, 25; 66:22-23; и о суде над нечестивыми 66:14-16,24. Исполнение этих предсказаний служит убедительным доказательством того, что Иегова есть истинный Бог! 23. Доброе ли, худое ли: Язычники верили в добрых и злых духов, поклонялись и тем и другим. Добрым духам они поклонялись с целью получить от них доброе, а злых духов они умилостивляли с целью отвратить их гнев.

24. Но вы — ничто: Это мнение самого Исаии относительно идолов (см. 1Кор.8:4). Люди, делающие таких богов и поклоняющиеся им, вызывают к себе отвращение со стороны мира. Они несут своим ближним зло, а не добро. Сами опускаются все ниже и ниже, ведя за собой и других (см. Втор.7:25-26).

25. От севера: См.комм.2-го стиха. О Кире говорится, как о идущем и с севера и с востока. Вавилония расположена к востоку от Иудеи, но выход в Палестину из Месопотамии всегда был с севера возле Кархемиса, на берегу реки Евфрата. Поэтому о Вавилоне и об Ассирии часто упоминается, как о имеющих непосредственную связь с севером (см.комм.Иер.1:14; 3:18; 4:6 и т.д.).

Будет призывать имя Мое: Из 2Пар.36:23 и Ездр.1:2 становится ясно, что по крайней мере до некоторой степени Кир пришел к познанию небесного Бога.

Топтать… глину: Глину месили, топча ее ногами (Наум.3:14). С помощью Бога Кир был способен попирать всех врагов (см.Ис.41:2; 45:1-2), смог завоевать весь Восток.

26. Кто возвестил: См.комм.Ис.41:21-23.Исаия предсказывает о завоеваниях Кира, который стал одним из талантливых и прославленных завоевателей в истории. Однако какой из вавилонских богов предсказал что-либо о нем? Какая прекрасная возможность была для любого знаменитого бога Востока предсказать о Кире, чтобы почитатели этого бога могли сказать:»Он прав, его предвидение и божественность служат доказательством этого».

27. Я первый сказал Сиону: Контекст 26-го стиха и вторая часть параллелизма этого стиха делают очевидным, что здесь Сам Бог обращается к Сиону. Языческие боги не могли предвозвестить о Кире — ст.26. Это сделал истинный Бог, причем задолго до рождения Кира. Все могут видеть это, если только пожелают.

28. Не нашлось советника: Не было никого среди всех мудрецов и правителей Востока, кто бы мог предсказать будущее. Никто не мог ответить на вызов Иеговы.

29. Ничто: Дословно: «пустота». (см.комм. Быт.1:2).