Глава 42

1. Отрок Мой: Относительно общего значения главы 42 см. комм. Ис.40:1.

Слово «Отрок» относится здесь ко Христу (см.комм.Ис.41:8; Матф.12:18). Это пророчество прямо свидетельствует о Христе.

Действительно, многие выражения, встречающиеся в этой главе, нельзя применить больше ни к кому другому. Иисус неоднократно говорил о Себе, что Он послан Отцом для выполнения определенной миссии (Иоан.4:34; 6:38; 14:31). Указывая на характер Своей работы, Иисус заявлял, что Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Матф.20:28), а также, что Он среди людей был как «служащий» (Лук.22:27).

В этой и последующих главах Исаия дает самую полную картину о Мессии и Его земной миссии, не встречаемую больше нигде во всем Ветхом Завете. В основном благодаря именно этим пророчествам Исаия известен как «евангельский пророк».

Благоволит: См. комм. Матф.3:17.

Дух Мой на Него: Здесь Исаия ясно указывает на три личности Божества: Я (Отец) положу дух Мой (Дух Святой) на Него (Отрока, Мессию) — Матф.12:18.

Дух Святой в особом смысле снизошел на Христа при Его крещении (см.комм.Матф.3:16; Лук.4:18; Иоан.1:32-33; Деян.9:38).

Суд: Или «правосудие». В этом разделе книги Исаии в основном говорится о служении Христа среди язычников (см.Ис. 45:22; 49:6-7,12,22; 54:3-8; 60:3-5; 62:2).

То, что Божественная весть благодати предназначалась не только исключительно для иудеев, но и для всего человечества, является одной из важных истин единственно высказываемых пророком Исаией.

2. Услышать его на улицах: Мессии предстояло совершить великую работу тихим и скромным путем без всякой показной пышности и лишнего шума.

3. Трости надломленной: См.комм.Матф.12:20.

Мессия будет с нежностью и любовью служить слабым, изможденным и угнетенным. Он друг смиренного, сокрушенного грешника, друг каждого нуждающегося человека. Люди, которые кажутся себе и другим совсем безнадежными, обретут в Нем утешение, силу и мужество, столь необходимые для них! Льна курящегося: Т.е. льна слабо тлеющего и вот-вот готового погаснуть.

4. Суда: Или «правосудия». Несмотря на все трудности, которые могут встретиться на Его пути, Мессия будет непреклонно добиваться Своей цели: восстановления справедливого закона Вселенной на этой земле.

Острова: Или «прибрежные земли», распространенное ветхозаветнее название для всех стран, расположенных на побережье Средиземного моря, в данном случае употребленное в отношении язычников.

На закон Его будут уповать: В рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а написано: «Он даст силу овладеть Его законом», или «наследовать Его закон». Еврейское слово «закон» включает вообще, всю открытую волю Божью (см.комм.Пс. 18:8; Пр.3:1). Здесь Исаия имеет в виду обращение язычников.

5. Сотворивший небеса: План спасения включает в себя не только избавление людей от греха, но также подтверждение праведного характера Бога перед всей Вселенной (см.комм.Иоан.17:4,6).

6. Держать Тебя за руку: Относительно того, каким образом Христос был ежедневно руководим в исполнении плана Его миссии на земле, см. разъяснение в кн.» Желание Веков»).

Завет: Христос должен был стать не только посредником завета, но и самим Заветом, Он был центром и сущностью его. Он должен был не только принести с собою мир, но и быть нашим миром, чтобы мы, бывшие некогда чуждыми заветам обетования, могли стать близкими к Богу Его драгоценной кровью (Ефес.2:12-14; Мих.5:5).

Свет: Без Христа люди движутся ощупью и спотыкаются в темноте. Во Христе же самые несчастные люди, окутанные мраком, могут найти свет жизни (см.комм. Ис.49:6; Лук.2:32; Иоан.1:4-9; Деян.13:47).

7. Чтобы открыть: См.комм.Лук.4:18. Восстановление физического зрения во многих случаях свидетельствовало о том, что Христос имел силу давать зрение человеческим душам (см.Иоан.9:1-9; ср. Ис.6:1-3).

8. Мое имя: Относительно имени Иеговы,»Господь», см. комм. Исх.3: 14-15.

9. Предсказанное прежде: Предсказания, данные через Исаию и других пророков несколько раньше, уже были исполнены. Исполнение этих предыдущих пророчеств увеличивало значение и важность предсказаний, ныне излагаемых перед народом (см. Иер.28:9).

Произойдет: Пророчества подобны семени.

Когда Исаия высказывал их, не было ни малейшего доказательства того, что его слова будут когда-либо исполнены.

Однако, семь столетий спустя, предсказания, записанные в этом разделе, нашли свое славное исполнение во Христе.

10. Пойте Господу: Дни мрака и бедствий настали для Иудеи, и еще более мрачные дни ожидали ее впереди, однако Исаия проповедовал весть утешения и надежды (Ис.40:1-2). Взирая вперед на славное будущее, народ мог даже ныне радоваться, воспевать и благодарить Бога за Его чудесную милость и любовь! 11. Кидар: Одно из арабских племен, являющихся потомками Измаила (Быт. 25:13; см.Ис.21:13,16; Иез.27:21). У них были черные шатры (П.Песн.1:4), и они имели большие стада овец и верблюдов (Ис.60:7; Иер.49:28-29). Здесь они упоминаются вместе с «живущими на скалах», т.е. с жителями Селы (см.комм. 4Цар.14:7.) как представители дальних народов, которые услышат весть благодати Божьей и обратятся к Нему с хвалою и песнопением.

12. На островах: Т.е, прибрежных землях, расположенных у Средиземного моря (см. комм. Ис.42:4).

13. Ревность: Или рвение за честь. Господь ревнует за честь и неприкосновенность Своего имени (см.Ис.42:8).

14. Долго: Дословно «в течение века» или «вечности» (см. комм. Исх.21:6).

Слово «вечно», несомненно, указывает здесь на какой-то ограниченный период времени, который ныне приходит к концу.

Молчал: Час Божьего гнева, наконец, настал. В течение долгого времени Господь позволял нечестивым ходить их злыми путями (см.Екл.8:11). Теперь же Он призовет их к ответу, теперь Он совершит свое «необычное дело» (Ис.28:21). Теперь Он воздаст злым людям по их делам.

Разрушать и поглощать: Дословно «часто и сильно дышать».

Здесь образным языком пророк изображает конец Божьего долготерпения.

15. Опустошу горы: Здесь образно изображен гнев Божий на тех, кто упорно отвергал Его милость. Относительно буквальных землетрясений, которые произойдут при пришествии Христа, см.Откр.6:14-17; 16:17-21; ср. Ис.24:1-3; 5:19-21.

16. Слепых: Т.е, тех, кто был духовно слеп (см.комм.Ис.42:7). Божественное возмездие постигнет тех людей, которые умышленно отвергли свет (ст.13-15). В то же время все искренние люди, хотя и окруженные мраком, придут к свету и получат возможность принять милость Божью.

Кривые пути — прямыми: см.комм. Ис.40:4.

17. Великим стыдом покроются: Когда Господь проявит Свою силу (ст.14), тогда все уповающие на ложных богов увидят неопровержимое доказательство безрассудства своих путей. Их боги окажутся бессильными помочь им.

18. Слушайте, глухие: См. комм. Ис.6:9-10; 42:7,16. Эти слова адресованы так называемому народу Божьему (см. Ис.42:19), многие в среде которого были глухими и слепыми духовно. Исаия обращается к тем, кто призывает имя Господа, но чье духовное понимание ослаблено, и призывает их открыть свои глаза и уши, чтобы постичь явленную волю Божью.

19. Кто так слеп, как раб Мой? Не вполне ясно, относится здесь слово «раб» к Мессии, как может намекать на это контекст всей главы (Ис.42: 1), или к Израилю, как подсказывает более близкий контекст (Ис.42:16,18,20; см. комм. Ис.41:8). В книге Исаии слепота обычно указывает на духовную слепоту так называемого народа Божьего (см. Ис.6:9-10), в том же значении говорится о слепых в Ис.42:16. Некоторые высказывают предположение, что стих 19 говорит о Мессии, как бы не замечающем ошибки Своих последователей (ср. Свидетельства т.1, где слова этого текста взяты для выражения другой мысли).

Однако ст. 18 и 20 указывают на то, что «слепой» раб в ст. 19 виновен в своей неспособности видеть и что Бог призывает его исправить свои пути. Поэтому «слепой», «глухой» раб ст. 19, по всей вероятности, символизирует собой народ Божий (см. Откр. 3:17-20).

20. Не замечал: См.Ис.43:8; комм.Ис.6:9-10; Ис.42:7.

21. Возвеличить закон: Христос «возвеличил закон» (по-еврейски «тора», см. комм. Пс.18:8; Прит.3:1) как словом, так и делом, доказав, что он мудр и справедлив.

Повиновение явленной воле Божьей всегда несет праведность, счастье и мир среди людей. В своей нагорной проповеди Христос возвеличил закон, применив его принципы как к сердечным побуждениям, так и к внешним действиям (см.комм.Матф.5:17,20-22). Жизнь Христа характеризуется полным соответствием с каждым требованием закона, подтверждает все сказанное им относительно этого закона (Иоан.15:10; 17:4; Рим.8:3-4).

22. Народ разоренный и разграбленный: Бог еще раньше предупреждал Свой народ, что результатом неповиновения будут горе и бедствия (Втор.28:15-68). И ныне эти предупреждения как раз нашли свое исполнение. Десять колен Израиля перестали существовать. Иудея была опустошена, многие из ее народа были взяты в плен к ассирийцам, а другим приходилось скрываться по ущельям и пещерам. Еще более скорбная участь постигла страну столетие спустя, во время неоднократных нападений Навуходоносора…

23. Кто…вникнул? Бог допустил это бедствие с тем, чтобы образумить народ и пробудить в нем желание слушать Его. Будут ли они теперь внимать Его словам мудрости и жизни? Или они будут следовать своим собственным соображениям, как делали их отцы в прошлые века.

24. Кто предал Иакова? Бог допустил вторжение ассирийцев (см. комм. Ис.8:7-8; 10:5-6). Своим упорным нежеланием повиноваться народ иудейский подвергал себя страданиям. Когда они отказывались служить Господу, Он отнимал от них Свою ограждающую руку и позволял врагу нападать на них и опустошать их землю.

25. Не уразумели этого сердцем: Суды, совершающиеся над народами, почти не принесли никакой пользы. Несмотря на тяжкие страдания, народ упорно не желал осознать ужасную природу греха и причину своих бедствий. Такое положение предвещало для них новые скорби. Суды Сеннахирима должны были смениться более тяжкими испытаниями, которые постигли народ во дни Навуходоносора.