Глава 44

1. Израиль, которого я избрал: См.комм. Ис. 43:10. Высказав упрек Своему народу за его грехи (Ис.43:22-28), Господь теперь говорит слова утешения и ободрения. Они должны всегда помнить, что Он есть Тот, Который избрал их, Который проявляет к ним Свое милосердие и спасает их.

2. Израиль: Дословно «Иисурин», поэтическое имя Израиля, означающее: «честный», «прямой» (см. комм. Втор.32:15). Бог напоминает Израилю, что Он избрал его быть святым народом, повинующимся Его голосу.

3. На жаждущее: Или на жаждущую землю. Первая часть данного стиха имеет символическое значение, раскрываемое во второй его части. Излитие Святого Духа Божьего сравнивается с освежающими потоками дождя (Иоиль.2:23,28-29). Жаждущее — это те, кто жаждет Бога и Его праведности (Пс. 41:2-3; Матф.5:6; Иоан.4:13-14).

4. Как ивы: Народ, на который изольется Дух Божий, будет цвести подобно деревьям, растущим по берегам журчащих рек (Пс. 1:3; Иер. 17:8; Иез. 47:12).

6. Царь Израиля: Здесь изложены некоторые из более существенных качеств Бога. Он есть Господь, Царь Израиля, Искупитель Израиля, Вождь небесных воинств, Вечный «первый и последний», Единый Истинный Бог. В стихах с 9 по 20 Исаия противопоставляет Бога идолам.

7. Ибо кто как Я? Или кто подобен Мне? Бог управляет и руководит всеми делами земли; Он знает прошедшее и объявляет будущее. Он избрал Израиля быть праведным и верным народом. Все это служит доказательством того, что Он есть истинный Бог. Идолы не могут делать того, что сделал Он (см. комм. Ис.41:4,21-26).

С того времени, как Я устроил: В настоящем англ. переводе в результате перефразирования еврейского текста данного и следующего предложения написано: «Кто возвестил от древности то, что произойдет в будущем?» Значение мысли от этого не изменяется.

8. Не бойтесь: См. комм. Ис.41:10.

Нет другой твердыни: Еврейское слово «твердыня», часто встречаемое в Писании название Бога, указывающее на Его постоянство и силу (см. Втор. 32:4; 2Цар.22:3; 23:3; Пс.17:3; ср.Ис. 26:4). С Богом Израилю нечего бояться, ибо Он был их сила и защита.

9. Вожделеннейшие их: Т.е. предметы, которые вызывают в них восхищение; главным образом, предметы, связанные с идолопоклонством.

Сами себе свидетели: Глупые бесчувственные идолы сами красноречиво свидетельствуют о том, что они слепы и ничего не знают.

14. Дождь: Люди могут посадить семя, из которого произрастет дерево, однако, только Бог может вырастить его. Без силы Божьей не было бы ни одного дерева, из которого можно было бы сделать идола.

15. Из того же делает бога: Это просто дело случая, какой кусок дерева используется для топлива, а какой для идола.

16. Часть дерева сожигают: Безрассудно делать бога из того, что человек силен уничтожить.

Жарит жаркое: В рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а написано: «сидит на своих углях».

17. Спаси меня: Дерево это не могло спасти себя от огня, если бы человек захотел сжечь его вместо того, чтобы поклоняться ему. Как безрассуден тот человек, который большую часть дерева использует в качестве топлива, а одному из оставшихся кусков придает форму идола и верит, что он обладает силой и разумом и может спасти ему жизнь.

18. Не знают: Люди, поклоняющиеся идолам, имеют слишком ничтожное познание. Их бессмысленные сердца омрачены, и хотя они считают себя мудрыми, в действительности они очень неразумны (Рим.1: 21-23).

Закрыл глаза их: См. комм. Ис.6:9-10.

19. Куску дерева: Дословно: «сухой древесине дерева». Поклоняющийся идолу оказывает почтение обыкновенному деревянному чурбану. Человек говорит с ним и поклоняется ему, вовсе не думая о том, что он мог бы с таким же успехом обращаться со своими просьбами к любой палке или дверному косяку.

20. Он гоняется за пылью: Дословно: «он питается пылью».

Каким бы глупым выглядел тот человек, который приготовил бы пищу из пыли, надеясь насытиться ею. Также глупо думать, что идол может принести человеку какую-либо пользу.

21. Помни это: Бог призывает Израиля обратить внимание на то, что Он уже ранее говорил о безрассудстве поклонения идолам. Израиль принадлежит Богу, и он должен служить Ему.

22. Как туман: Как солнце и ветер разгоняют облака, так Бог уничтожит беззакония Своего народа.

23. Торжествуйте, небеса: И «небеса» и «глубины земли» образно обозначают весь мир (см. комм. Ис. 40:22). Не только Израиль, но и вся земля должна радоваться познанию Божьей любви и благодати.

24. Который сотворил все: См.комм.Ис.40:12, 22,26,28.

Небеса: См.комм. Ис.34:4; 40:22.

25. Знамения: Соответствующее еврейское слово означает «знаки», «признаки», «предзнаменования». Здесь говорится о знамениях, совершаемых языческими мудрецами с целью придать вес своим притязаниям. Бог посрамит мудрость этих язычников и покажет, что слова их не являются истинными.

Безумие: Или глупость. Поскольку предсказания их не осуществляются, они предстанут пред всеми как глупцы.

26. Утверждает слово: Как Бог открывает безрассудство ложных пророков, так Он утверждает достоверность истинных пророков. Их предсказания точно исполняются (см. комм. Иер. 28:9).

Раба Своего: В данном случае, по всей вероятности, пророка Исаии (см. комм. Ис.41:8).

Ты будешь населен: Еще более чем за столетие до того, как Иерусалим был взят Навуходоносором и его народ был уведен в чужую землю, Бог предсказал о его восстановлении. Это одно из самых чудесных предсказаний, составляющее резкий контраст с пророчеством о падении Вавилона, который будет уничтожен полностью, как Содом и Гоморра, и никогда вновь не будет заселен (см. Ис.13:19,20).

27. Бездне: Дословно: «глубине океана» или реки. Это единственное использование соответствующего еврейского слова в Ветхом Завете. Кир направил воды Евфрата по другому руслу, чтобы его воины могли беспрепятственно войти в Вавилон. Иеремия высказывает подобные же предсказания о падении Вавилона, сравнивая это событие с высыханием реки Евфрата (см.комм. Иер.50:38; 51:36; ср. Откр.16:12).

28. О Кире: Это пророчество особо замечательно тем, что в нем Кир называется по имени еще за полтора столетия до его рождения, и тем, что предсказывает ту удивительную роль, которую предстояло выполнить ему в освобождении иудеев. Кир должно быть был крайне удивлен, узнав, что еще за полтора столетия до его рождения иудейское пророчество называло его по имени, описывало взятие им Вавилона и предсказывало, какую политику он проведет в отношении пленных иудеев (см. «Пророки и цари»).

Пастырь Мой: В разрушении Вавилона и освобождении иудеев Кир выполнил для буквального Израиля то дело, которое Христос совершит для всех избранных Своих, уничтожив духовный Вавилон и избавив Свой народ от его владычества (Откр.18:2-4, 20; 19:1-2).

Ты будешь построен: Вскоре после захвата Вавилона Кир издал указ, позволяющий пленным иудеям возвратиться в свою землю и приступить к восстановлению храма (2Пар.36:22-23; см. комм. Ездр.1:1-4).