Глава 45

1. Помазаннику Своему Киру: Продолжается мысль 44 главы (см. Ис.44:28). Название «помазанник»Мессия — применялось у евреев как к первосвященнику (Исх.30:30), так и к царю (1Цар. 24:7; см. комм. Пс.2:2). Христос был помазан Святым Духом для служения в деле спасения падшего человечества (Ис.61:1; Деян.10:38; см. комм. Матф.1:1). Древние писатели говорят о Кире, как о человеке исключительного благородства и честности.

Ворота: Греческий историк Геродот повествует, что в ночь захвата Киром Вавилона ворота вдоль реки Евфрата не были заперты. Пир в Вавилоне был в самом разгаре, и воинам ничто не воспрепятствовало попасть в город.

2. Горы уравняю: См. комм. Ис.40:3-4). Господь приготовит путь Киру, чтобы последний выполнил Его дело. Язык этого стиха образен.

3. Сокровища: Кир овладел несметными богатствами после того как взял Сардис в Малой Азии, столицу Креза, баснословно богатого царя Лидии, и после того, как захватил Вавилон. В своем успехе Кир должен был признать руку Господа.

4. Ради Иакова: Бог предусмотрел, чтобы после 70-ти лет иудеи возвратились в свою землю, но Вавилон явно не желал отпустить их. Поэтому Бог поднял персов и сделал Кира своим избранным орудием для освобождения иудеев.

5. Нет иного: Кир жил в стране, где лишь немногие, если только таковые были, признавали Господа. Бог же предусмотрел такой ход событий, который дал бы возможность Киру признать Его как верховного Правителя и как Того, Кто помазал его для выполнения его миссии (см.комм. Ездр.1:2).

6. Дабы узнали: Через влияние Кира люди повсюду услышат о Господе, помазавшем его.

7. Я образую свет: Приблизительно во дни Кира или несколько позже зороастризм стал религией Персии. Зороастризм — это религия древних народов Средней Азии. Для зороастризма характерно представление о борьбе двух начал — добра и зла, почитание огня, запрещение погребения покойников (их отдавали на растерзание хищным птицам и зверям). Главным божеством ее был Ахура-Мезда, бог света и жизни, который постоянно вел борьбу с нечестивыми полчищами тьмы, возглавляемыми Ахриманом. Бог открыл Киру, а через него всему миру, что Он есть Творец мира, истинный Бог света.

Мир: В рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а написано «добро».

Бедствия: «Злое», которое может означать нравственное зло, возникающее изнутри, или бедствие, постигающее извне.

Здесь оно употреблено во втором смысле (см. Ис.47:11; Амос.3:6). Бог — создатель света и мира. Он допускает зло нравственное и бедствия, чтобы люди и ангелы могли своими глазами видеть последствия отвержения вечных принципов справедливости (см. комм. Дан.4: 14). В Писании Бог часто показан как бы способствующим совершению того, чему Он не препятствует (см. комм. 2Пар.18:18).

8. Кропите: В рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а написано «разрывайтесь на части».

Проливают правду: Исаия изображает излитие правды или праведности с неба в виде легкого, тихого дождя, несущего жизнь и освежение сухой, бесплодной земле (см.Пс.71:6; Ос.6:3; Иоиль.2:23).

Да раскроется земля: В рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а вместо этого предложения написано: «говорящий земле: расцветай спасением»; в этой рукописи опущены слова «вместе правда. Я, Господь, творю это».

9. Препирается с Создателем своим: Контекст адресует это предупреждение Киру. Бог призвал его выполнить определенное поручение, и успех может сопутствовать ему лишь в том случае, если он будет поступать в соответствии с небесным планом.

Скажет ли глина: В рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а написано: «Горе тому, кто говорит…» И твое дело… «у него нет рук»: Кир, изображенный здесь в виде черепка, не должен был выражать недовольство той ролью, которую Бог предопределил для него. Бог воздвиг его для великой цели, и если бы не руководящая рука Божья, он никогда не стал бы таким великим вождем. Поскольку Бог сделал его таковым, Кир был обязан выполнить свою определенную миссию.

10. Зачем ты произвел меня на свет? Кир не должен был возмущаться или противиться той роли, которая была дана ему. Интересно представить, как Кир воспринял данный здесь совет, если эти слова Исаии были прочитаны ему Даниилом (см. «Прор. и цари»).

11. Вы спрашиваете Меня о будущем: Посторонний человек не имеет права вмешиваться в тот порядок, который хозяин установил в своем доме. Точно также непристойно Киру спрашивать Бога о взаимоотношениях со Своим народом Израилем. Бог не обязан отчитываться перед людьми в Своих действиях. Им следует знать лишь одно: все, что Он делает, служит для их же собственного блага.

Хотите Мне указывать: Кир должен был принять указания, данные ему Богом относительно того, чтобы он не пытался исполнить свои собственные желания, если они противоречили небесной воле. О принципах, которыми Бог руководствовался в Своих отношениях с Киром, см. комм. Исх.3:16; Дан.4:14).

12. Сотворил на ней человека: Бог сотворил как мир, так и его обитателей, и при этом Он, несомненно, имел благую цель. Киру, возможно, и не понятны Божественные намерения, но этот факт не может служить оправданием в невыполнении предопределенной ему роли.

Распростерли небеса: Т.е. атмосферу (см. комм. Ис.40:12).

13. Я воздвиг его: Т.е. Кира (см. комм. Ис. 44:28; 45:1). До этого текста Бог обращался к Киру (Ис.45:1-12) непосредственно, во втором лице, теперь же начинает говорить Своему народу о намерении возвратить его в Иудею, он говорит о Кире в третьем лице.

Отпустит пленных моих: Это и есть цель, ради которой Кир был возвеличен перед Богом (см. комм. Ездр.

1:1-4).

14. Труды Египтян: Т.е. продукция или плоды труда, благосостояние.

Бог ныне обращается к Своему народу, уже как бы видя его возвратившимся из плена (см. комм. Ис.45:13). Как стихи с 1 по 12 излагают волю Бога в отношении Кира, так стихи с 13 по 25 содержат в себе намерения Бога возвратить иудеев в их собственную землю.

К тебе перейдут: Иудеи не только должны были возвратиться в свою страну, но также должны были стать великим народом, почитаемым всеми остальными народами земли. Относительно роли Израиля по возвращении из вавилонского плена см. Пс.67:32; 71:11; Ис.60:1-11.

15. Сокровенный: Хотя пути Бога не всегда видимы для людей, Он иногда как бы скрывает Себя от них, в нужное время Он явит Себя в милосердии и благословении.

17. Израиль же будет спасен: Бог желал, чтобы после возвращения из Вавилона Израиль был верен Ему, способствуя этим исполнению всех славных обетований, данных еще в древности. Однако с течением времени Израиль вновь оставил Господа, лишился Его благословений, и его место в небесном плане было занято христианской церковью. Таким образом, все обетования, данные буквальному Израилю, принадлежат теперь церкви. Павел говорит: «весь Израиль спасется», подразумевая Израиль — церковь Христову (см. комм.Рим. 11:26).

18. Для жительства: См.комм. Ис.45:12. Земля не была сотворена напрасно (см. комм. Быт.1:1-2). Она была предназначена стать местом жительства человека. Независимо от того, каковы могут быть намерения врага и какие бедствия он может принести посредством греха, первоначальный Божий план будет выполнен. Сотворение было актом не просто законченным, а предусматривающим великую цель. Грех замедлил осуществление этого намерения, но и хотя замедленное на некоторое время, оно будет полностью осуществлено. Вечным намерениям Божьим чужды торопливость и отлагательство.

19. Не говорил Я: Не только сотворение было актом, предусматривающим великую цель (см. комм. Ис.45:18), но также и избрание Богом Израиля. Как Бог воздвиг Кира не только для того, чтобы он мог стать великим правителем, но и для того, чтобы он мог выполнить определенную роль в небесном плане, так Бог воздвиг и Израиля, и ныне освободит его из плена, чтобы через него могло осуществиться Его вечное намерение (см. комм. Исх.9:16; Дан.4:14).

20. Уцелевшие из народов: Иудеи, получившие от Кира разрешение вернуться в свои дома, должны были собраться вместе и возблагодарить Бога за избавление, видя явные доказательства Его любви и силы. Они должны были признать также и безрассудство идолопоклонства, несмотря на то что всего лишь сравнительно малое их количество возвратилось в Палестину.

21. Объявите: Этот вызов адресуется тем, кто поклоняется идолам. Пусть они, если смогут, представят убедительное доказательство их божественности (см. комм. Ис.41:22-23; 43:9; 44:7).

Бога праведного и спасающего: Справедливость и милосердие — это те принципы, которые определяют все действия Бога, принимаемые им в отношении человечества. Сатана заявляет, что эти качества несовместимы и что Бог не имеет ни милости к Своему народу в проявлении Божественной справедливости, ни справедливости в проявлении Своего милосердия.

План спасения имел одной из своих целей опровергнуть это ложное заявление (см. комм. Пс.84:11).

22. Ко Мне обратитесь: См.комм.Ис.56:7; ср. Чис.21:9; Иоан.3:14.

Нет иного: См. комм.Деян.4:12; ср. Иоан. 6:68.

23. Преклонится всякое колено: Все, в конпризнают справедливость и милосердие Бога (см. комм. Ис.45:21), относительно исполнения этих слов см. комм. Рим.14:11; Фил.2:10-11; Откр. 5:13; ср. Откр.15:3; 19:1-6.

24. У Господа: Без Христа ни один человек не может быть праведным, ибо сами по себе мы не имеем верности (Ис.64:6; Рим.7:18). В приобретении праведного характера мы целиком и полностью зависим от Него (см. комм. Рим.8:1-4; Гал.2:20).

25. Будет оправдано: Быть оправданным значит быть признанным невиновным (см. комм. Рим.5:1). Именно с этой целью Христос и умер, чтобы оправдание сделать для нас возможной действительностью.