Глава 3

1. У Иерусалима и у Иуды: Иерусалим и Иуда символизируют собой так называемый народ Божий, который во время Исаии далеко ушел от Бога и тем не менее громко и твердо заявлял о своем вероисповедании. Такое же положение наблюдается и сегодня в мире. Поэтому в эти последние дни необходима та же весть для народа, который устами своими исповедует Бога, но сердце которого далеко отстоит от Него (см.Матф.15:7-9).

Посох и трость: Господь собирается отнять у Иуды хлеб и воду, это две основные опоры, поддерживающие жизнь (см.Лев.26:26; Пс.104:16; Иез.4:16; 14:13). Здесь Исаия, несомненно, имеет в виду буквальный голод, однако контекст, кажется, относит это изображение буквального голода к недостатку способных руководителей. Иудея будет страдать от недостатка руководства точно также, как тело страдает от недостатка пищи. Когда государственные деятели были смещены, тогда вся ответственность правления легла на плечи слабых людей, простолюдинов, и неизбежным следствием этого был полный упадок нации (см.Ис.3: 2-5).

2. Судью и пророка: Стихи 2-й и 3-й перечисляют различные классы людей, которые являлись оплотом нации.

Без этих руководителей ни одно государство не может долго существовать. Но именно такие люди и будут отняты у Иуды, вследствие чего наступит бессилие и распад нации.

Господь не говорит однако, что Он умышленно, по Своему произволу отнимет у страны этих людей, а только призывает обратить внимание на неотвратимое действие причины и следствия. Он позволил Израилю иметь таких руководителей, которые были им по душе, которые управляли так, как этого хотелось народу.

3. Вельможу: Или «почетного человека». Этот стих продолжает перечень талантливых руководителей, которые вскоре будут отняты от Иуды. Здесь имеются в виду офицеры армии и люди, занимающие высокое положение на государственной и гражданской службе, наличие которых также необходимо для укрепления и процветания нации. Именно люди этого класса были уведены Навуходоносором в Вавилон (см.4Цар.24:14; ср.Иер.24: 1; Дан.1:3-3).

4. Дам им отроков: Руководство делами нации перейдет в руки людей, имеющих детский ум. Для управления народом будут избраны люди, неспособные к этому, не обладающие нужными данными. В стране будет резко ощущаться недостаток в талантливых, одаренных руководителях, и вследствие этого, дела народа будут становиться все хуже и хуже. Дети — капризные личности; люди, лишенные ясности мысли и обдуманности действий, будут принимать решения и ведать делами страны. При таком положении гибель нации будет неизбежной и очень скорой.

5. Будет угнетаем: Народы, имеющие мудрых и способных руководителей, не страдают от несправедливости и угнетения. Решительные действия со стороны руководителей народа, направленные на поддержание равенства и справедливости, предотвратят всякие злоупотребления, неизбежно приводящие к гибели цивилизации. Когда граждане какой-то страны постоянно угнетаются своими ближними, их уверенность уменьшается и благосостояние заметно ухудшается. Народ, в среде которого распространены несправедливость и обман, насилие и угнетение, стоит на пути, ведущем вниз, и для него недалек день расплаты. Так было во все века, так было и с Иудеей во дни Исаии, так обстоит дело и сегодня. Развращение прокладывает путь к полному беспорядку и гибели.

Юноша будет нагло превозноситься: Люди, молодые годами и опытом, будут с презрением относиться к совету старцев. Как указывается во Второзаконии, первой обязанностью человека по отношению к ближним, является почитание своих родителей (Исх.20:12; ср.Лев. 19:32). Бедствия, предсказанные для последних дней, включает в себя то, что «дети будут родителям непокорны» и люди будут «наглы, напыщенны», «не любящие добра» (2Тим.3: 1-4).

6. У тебя есть одежда: Будут делаться попытки возложить руководство на состоятельных людей, не принимая во внимание тот факт, что обладание материальными преимуществами вовсе не служит доказательством способности управлять.

Да будут эти развалины: Под словами «эти развалины» говорящий подразумевает народ, представляя его как бы полуразрушенным жилищем. Дни процветания будут слишком далеки от него.

7. Не могу исцелить ран общества: Это ответ брата, которого настоятельно просят стать правителем над «развалинами» (ст.6). Однако все убеждения напрасны, место «исцеления ран общества» по-прежнему остается свободным.

Не его задача перевязывать раны других людей. Если необходимо совершить восстановительную работу, то пусть кто-то другой возьмет на себя эту ответственность. Он отказывается от руководства, независимо от того, обладает он или нет необходимыми для этого данными.

8. Так рушился Иерусалим: В дни нашествия Сеннахирима Иудейское царство было сильно разорено. Царь Езекия вынужден был согласиться выплатить непомерно огромную дань, требуемую ассирийским царем. Хотя Сеннахириму не удалось войти в Иерусалим, однако вся остальная часть страны находилась в его руках.

Язык их и дела их: Здесь Исаия указывает на причину такого унижения, выпавшего на долю народа и полного разорения, которое неизбежно последует за этим; народ оставил Господа, и поэтому Он не мог больше благословлять и защищать их. Как в словах, так и в делах некогда избранные дети Божьи открыто выступили против Него.

Оскорбительны для очей славы Его: Дословно «восстают пред очами славы Его», т.е, в Его личном присутствии (см.9 ст). Бог долготерпелив и милостив, Он долго медлит, прежде чем совершить суд над виновными. Однако день расплаты все равно придет, как бы долго он не откладывался.

9. Выражение лиц их: Дословно «их пристрастное отношение к лицам», т.е, их лицемерие (см.Деян.10:34).

Правда и неправда были безразличны для этих нечестивых людей. Они делали все так, как им хотелось. Справедливость не принималась во внимание, важна была лишь выгода. Их отношения и поступки свидетельствовали в очах Божьих против них.

О грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне: Содомляне открыто грешили, город их пользовался дурной репутацией за ужасное беззаконие, и люди, погрязшие во зле, заслуживали восхищения в их глазах. О справедливости не было даже и речи — одно лишь вопиющее нечестие горделиво выставлялось напоказ перед миром. Этот класс грешников открыто не повиновался Богу, даже не пытаясь скрывать этого. На данной стадии порочности они даже не принимали вид благочестия, чтобы хотя бы этим отдать должное добродетели. Это была открытая демонстрация порока и нечестия, полное бесстыдство в совершении зла. В своем распутстве города Израиля были подобны городам равнины, и они вполне созрели для окончательного разрушения.

Навлекают зло: Грех сеет семена своего собственного разрушения.

Беззаконие грешника приносит с собой чашу горечи и бедствий, которые опалят его душу и разрушат все его естество. Каждый, делающий беззаконие, сам навлекает на себя зло, а не добро.

10. Скажите праведнику: Каждый человек пожинает то, что он посеял. Праведник сеет доброе семя, которое принесет добрый плод. Великая истина, которую следует понять всем людям, заключается в следующем, что они сеют, то и пожнут. Нет большей ошибки, которую могут допустить родители и учителя, чем позволять молодежи думать, что, сея зло, им удастся пожать добро. Неумолимый рок произносит проклятие на грешника. Поэтому пусть ни один человек не говорит грешнику в Сионе, что его ждет счастливое будущее. Этого не может быть, потому что сам Бог произнес проклятие.

Только тот, кто оставил грех и делает добро, может ожидать благословений от Бога.

11. Беззаконнику горе: Это не есть произвольное постановление со стороны Бога, но утверждение основного принципа. В мире нет ничего более непреклонного, чем действие закона, что сеяние зла приносит зло. Когда люди сеют беззаконие, они сами и окружающее их общество неизбежно пожнут горе. Своим нечестием Израиль сам себя разрушил. Необходимо было глубоко запечатлеть этот факт в сердцах всех, чтобы Израильтяне могли еще обратиться от греха и этим спасти свою нацию. Нет более великого патриота или достойного жителя, чем проповедник праведности. С самого начала и до конца Исаия постоянно указывал это своему народу и небезуспешно. Именно его проповедь сыграла немалую роль в проведении реформы в стране, благодаря чему народ был спасен от той страшной участи, которой в противном случае подверглась бы вся страна.

Будет ему возмездие: В недавно найденной рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а написано: «возмездие возвратится к нему».

12. Притеснители народа Моего — дети: Некоторые предполагают, что эти слова относятся к возрасту иудейских царей того времени.

Однако вряд ли это могло быть действительно так, потому что цари, правящие во дни Исаии, не были уж слишком молодыми, когда вступали на престол. Иоафаму было 25 лет, когда он пришел к власти (4Цар.15:33), Ахазу — 20 лет (4Цар.16:2) и Езекии 25 лет (4Цар.18:2). Правда, Азарии (Озии) было всего лишь 16 лет, когда он вступил на престол (4Цар.15:2). Однако служение Исаии, по всей вероятности, началось уже почти в конце царствования Озии (см.Ис.6:1). Манассии было 12 лет (4Цар.21:1), а Иосии всего лишь 8 лет (4Цар.22:1), когда они начали править. Ввиду того, что цари времени Исаии не были в полном смысле слова детьми, вряд ли можно считать эти слова, относящимися буквально к поставленным правителям страны.

Здесь скорее подразумевается, что руководители того времени были детьми по своим умственным способностям и кругозору. Ощущалось отсутствие опытного руководства и на троне, и дома, и вообще везде. Это конечно, особенно относилось к Ахазу, который начал царствовать спустя несколько лет после призвания Исаии и преемником которого был благочестивый царь Езекия.

Женщины господствуют над ним: Здесь снова имеется в виду, что страна управлялась людьми неспособными к руководству. Хотя слова «дети» и «женщины» не следует понимать буквально, однако влияние надменных и распущенных «дочерей Сиона», изображенных в стихах с 16-го по 24-й, должно было косвенно сказаться на делах страны через руководителей. Вместо того, чтобы помогать своим мужьям, такие женщины были препятствием для них, вместо того, чтобы учить своих детей путям праведности, они вели их на путь зла.

Вожди твои: Всякий руководитель несет на себе большую ответственность, ибо куда он идет, туда идет за ним народ. Когда руководители идут в неверном направлении, тогда целые народности уводятся с правильного пути. Гражданские и духовные вожди времен Исаии вели так называемый народ Божий по пути нечестия и погибели. И сегодня мир испытывает на себе влияние зла, постепенно и неотвратимо уводящее людей на путь нечестия, конец которого вечная гибель. Никогда на протяжении всех столетий правильное руководство не было столь важно и необходимо, как в наши дни.

13. Восстал Господь: Когда зло достигнет определенного предела, предназначенного Господом, тогда Он восстанет на суд («Прор.и цари»; Свид.т.5). Ходатайство прекратится и начнется выполнение судебного постановления. Поэтому ныне, пока еще не слишком поздно, Бог призывает Свой народ покаяться и обратиться от злых дел своих.

14. В суд со старейшинами: Старейшины — это руководители, осуществляющие власть в стране. Они были «слепые вожди слепых» (Матф.15:14). Люди, обращавшиеся к ним за руководством и мудростью, уводились на путь зла и безрассудства.

Опустошили виноградник: Виноградник символизирует Израильский народ (Ис.5:7; 1:8; 27:2-3). Гражданские и духовные вожди являлись виноградарями. Вместо того, чтобы заботиться о винограднике, они разорили его. Они заботились больше о самих себе, нежели о благополучии управляемого ими народа.

Награбленное у бедного: Правящие круги обманывали бедное население страны. Причиной обнищания народа служила алчность людей, обладающих влиянием и властью.

15. Вы тесните народ Мой: Израильский народ был народом Божьим. Бедные и несчастные из среды Его были также детьми Божьими, и они были столь же дороги в очах небесного Вседержителя, как и богатые. Бог замечает каждую несправедливость, и Он потребует у каждого притеснителя ответ за все неправильные поступки. В своей немощи и нужде слабые и нуждающиеся в праве обращаться за помощью ко всякому человеку, называющему себя слугой Божьим.

Притеснять бедных, значит нарушать основные принципы небесного царства. Бог не будет с одобрением смотреть на тех, кто копит богатство за счет ограбления бедных и затем, пытаясь успокоить свою совесть, дает Господу пожертвования из полученной нечестным путем прибыли.

16. Дочери Сиона: Закончив говорить о князьях и старейшинах Израиля, Исаия теперь обращается к их женам и дочерям, ставшим настоящими выродками рода человеческого. Ни в каком другом месте Библии не высказывается столь подробного обличения погрязшим в грехах женщинам, как здесь.

Женщины времен Исаии изображены точно такими, какими они были: тщеславными, надменными, высокомерными, гордыми, думающими больше о самих себе, нежели о Господе и нуждах своих ближних. Полным контрастом служит описание идеальной христианки данное Петром (1Петр.3:1-5). Надменность была основной характерной чертой «дочерей Сиона», тогда как Бог желал бы, чтобы в их жизни более всего отражался «кроткий и молчаливый дух».

Ходят женщины Сиона, желая привлечь мужчин, в своей походке подражая блудницам.

Подняв шею и строя глазки с величавою поступью и томным взглядом, они ходили по улицам, стараясь обратить на себя внимание других и завладеть своими жертвами (см.Прит. 7:6-21).

Гремят цепочками: В некоторых восточных странах был обычай привешивать у щиколоток маленькие серебряные колокольчики, которые позванивали во время ходьбы. На ногах, также как и на руках носили еще браслеты, которые также звенели, когда они шли по улицам. «Дочери Сиона» переняли это у окружающих их развращенных народов.

17. Оголит Господь темя дочерей Сиона: В других переводах читаем: «Поразит Господь паршою темя дочерей Сиона». Женщины будут поражены различного рода болезнями и станут жертвами жестоких захватчиков, которые отберут у них дорогие одеяния.

18. Звездочки: В других переводах «чепчики». Дословно «сетка для волос» или повязка на голове, сделанная из золота или серебра и одеваемая на голове от одного уха до другого.

Луночки: Или «маленькие луны». Вероятно, это были особые серповидные подвески, имеющие форму полумесяца, которые носили как ожерелье. В древности на Востоке были широко распространены различного рода шейные украшения из золота и серебра или драгоценных камней.

19. Серьги: вероятно, подвески, свисавшие с ушей.

Ожерелья: В других переводах «браслеты».

Браслеты до сих пор являются излюбленным украшением в восточных странах.

Их обычно делали большими и яркими и часто носили по несколько штук.

Опахала: Дословно «покрывала», т.е. шарфы или длинно ниспадающие на плечи свободными складками покрывала.

Увясла: Употребленное здесь еврейское слово означает различного рода головные уборы, включающие, вероятно, венцы, ленты, шляпы и особенно нарядные шпильки. См.Исх.39:29, где это же слово употреблено в значении священнических головных повязок (см.Иез.44:18).

Запястья: В других переводах «украшения на ногах». Соответствующее еврейское слово означает «браслеты», которые носили на ногах, а возможно, и на руках.

Восточные женщины часто украшали свои ноги не меньше, чем руки.

Пояса: В других переводах «головные повязки». В еврейском языке употребленное здесь слово означает специальные ленты, носимые на голове или груди. Это было особо нарядное украшение в одеянии на Востоке, предназначенное главным образом для невест. Ср.Иер.2:32, где это же слово переведено как «наряд».

Привески волшебные: Дословно «амулеты», содержащие, по всей вероятности, волшебные слова, и носимые с целью обеспечить какое-либо магическое действие.

20. Перстни: Дословно «кольца» на пальцах и ушах, а также кольца с печатью (см.Быт.41:42; Исх.35:22; Числ.31:50; Есфирь 8:2).

Кольца в носу: Очень распространенный вид ювелирного искусства на Востоке в наши дни, как и в древние времена.

21. Верхнюю одежду: В других переводах «сменные нарядные облачения». Точнее «платья, одеваемые на торжествах». См.Зах.3:4, одежды торжественные.

Здесь говорится об одежде, которая одевалась только лишь в исключительных случаях, и снималась прежде чем ее владелец приступал к занятиям обыденной жизни.

И нижнюю: Дословно «туника», нечто вроде длинной юбки, перехваченной поясом, или «мантия»- своеобразный плащ, представляющий собой большой квадратный кусок ткани.

Платки: Или большие шали, одеваемые как плащ поверх туники (см.Руфь.3: 15, где это слово употребляется в значении «верхняя одежда», носимая Руфью). В недавно найденной рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а, опущено слово «платки».

Кошельки: Или «сумки», «мешки» (см.4Цар. 5:23).

22. Светлые тонкие: Дословно «из высококачественного льна».

Изящные льняные одежды, порой не уступающие изделиям из чистого шелка или из полупрозрачной газовой ткани, были высоко ценимы в древнем Востоке.

Повязки: Или «тюрбаны», «чалмы», которые завершали наряд и поверх которых набрасывалась шаль или покрывало.

23. Благовоние: Т.е. «духи», получаемые, по всей вероятности из бальзамового масла.

Зловоние: Или «тухлый запах». Многие, живущие в роскоши, будут лишены земных богатств и уведены в качестве пленников в чужие земли. Ассирийцы были очень жестокими властелинами. В 701 году Сеннахирим увел в плен в Ассирию 200 150 человек из иудейского народа. Среди пленников он особенно упоминает о дочерях царского рода, царских наложницах и музыкантах.

Многие из «дочерей Сиона», Иерусалима, которые горделиво облачались в свои пышные наряды в те дни, когда Исаия предупреждал о страшных бедствиях, угрожающих народу, были, несомненно, среди этих ограбленных и уведенных в Ассирию пленников, безжалостно униженных и опозоренных. Вместо ароматного запаха их ожидало зловоние запущенной нечистоты, различных эпидемий и смерти.

Вместо пояса будет веревка: Вместо разукрашенного пояса и дорогой красивой ленты на чреслах будет веревка.

Вместо завитых волос: Дословно «вместо красивых, со вкусом уложенных волос» будут коротко остриженные волосы раба.

Вместо широкой епанчи: Имеется в виду, искусно сделанная одежда из высококачественной ткани.

Вместо такой одежды будет лишь кусок простого холста, прикрывающий бедра.

Вместо красоты клеймо: Этот перевод основывается на еврейском массоретском тексте. В переводе Семидесяти и в Вульгате (латинском переводе Библии IV века) эта фраза совсем отсутствует, хотя в пересмотренном издании перевода Семидесяти, подготовленным Люцианом, она передается как «все это будет тебе вместо украшения». Такое толкование делает последнюю фразу 23-го стиха скорее кратким обобщением данного текста, чем заключительным обобщением в перечне всех бедствий. Перевод «вместо красоты клеймо» основывается на предположении, что соответствующее еврейское слово происходит от глагола «жечь», «обжигать», «выжигать клеймо».

Никакого другого основания для данного перевода мы не находим, и сомнительно, чтобы здесь могло быть именно такое значение.

Современные переводчики и комментаторы придерживались этого предположительного толкования, полагая, что женщинам Иерусалима, уведенным в рабство, должны выжечь клеймо, как выжигают скоту клеймо раскаленным железом.

Недавно обнаруженная рукопись IГ-Ис-а датируется приблизительно 125 годом до н.э, и, следовательно, является на тысячу лет старше самого древнего массоретского текста книги Исаии, окончательно разрешает эту проблему следующей передачей данной фразы: «так вместо красоты — позор». Это место служит прекрасной иллюстрацией к тому, насколько ценна обнаруженная рукопись книги Исаии в восстановлении первоначального значения еврейского текста.

24. Падут от меча: В грядущих судах иудейские мужи должны будут пасть от меча захватнических армий. Мы не можем сказать, сколько именно тысяч иудеев погибло от рук ассирийцев во дни Исаии. Если во время нашествия Сеннахирима в 701 году было уведено в плен 200 000 мужчин и женщин, то, возможно, число убитых в этом его походе, было даже больше (см.4Цар.18:13).

Следует заметить однако, что о Сеннахириме часто сообщаются преувеличенные данные.

Храбрые твои — на войне: Сеннахирим упоминает, что он захватил отборные войска Езекии. Несомненно, многие храбрые воины при этом погибли, а многие другие были уведены в плен в далекую ассирийскую страну.

25. И будет она: Иерусалим здесь представлен в виде убитой горем женщины, которая сидит на земле одинокая, глубоко скорбящая и горько рыдает, видя, какие бедствия обрушились на нее.

Переживания древнего Израиля были записаны в наставление нам (Рим.15:4; см.1Кор. 10:1-11), чтобы мы старались избежать тех же самых ошибок и смогли понять, какие славные намерения Бог имеет о Своем народе сегодня (см.Евр.3:7-8, 12-15; 4:1-3).