Глава 48

1. Слушайте это: Исаия обращается к лицемерным жителям Израиля, к тем, которые заверяют что служат Богу, а в действительности поступают как им вздумается (см. комм. Матф.6:2).

От источника Иудина: В Таргумиме написано: «от семени Иудина».

Исповедующие: Дословно:»побуждающие помнить».

2. От святого города: Эти отступники считают себя жителями Сиона, но они только называются этим именем (см. Ис.29:13; Иер.7:4,9,11; Мих.3:11; Матф.3:9; 15:8; Иоан.8:33,39; Рим.4:1-2; 9:6). Они жаждут воспользоваться теми благами, которые несет с собой верность Богу, но не желают платить цену повиновения (см. комм.Матф.7:21-27). Они стремятся иметь все привилегии, обещанные верным детям Божьим, но отказываются нести обязанности, возлагаемые на них при этом.

3. Я задолго объявлял: См.комм. Ис.41:4,23.

42:9. Не язычники, а неверные жители Иудеи ныне призываются признать предречения Бога.

Внезапно: Или неожиданно Бог уже предсказывал об этих событиях, однако для неверных лицемеров все совершаемое вызывало крайнее удивление (см.Матф.24:39).

Относительно подобного совета ожидающим пришествия Господа см. 1Фес.5:1-8.

4. Упорен: Когда Бог призывал детей Израиля, он знал, какими они будут.

Им были даны специальные предостережения не ступать на путь беззакония, ибо Господь знал, какие опасности ожидают их впереди и как легко они могут впасть в искушение (см. комм. Втор.9:6; Исх.4:21).

5. Идол мой: Едва израильтяне вышли из Египта, как они уже стали приписывать свое избавление идолу (Исх. 32:4). Во время пленения в 586 году до н.э, Иеремия также порицает Израиль за их упрямство и закостенелость сердец (Иер.44 гл).

6. Ты слышал: Все, что Господь предсказал, исполнилось, и они видели это своими глазами. Неужели они открыто не признают Его провидение? Новое: Ныне Господь дает дальнейшие сообщения о событиях, которые должны еще совершиться. Ни люди, ни идолы не могут приписывать себе честь за предсказание этих явлений.

8. Вероломно: См. комм.Ис.48:1. Бог хорошо знал упрямый характер народа Израильского. Он знал, что они не хотят верить и что до самого конца они будут оправдывать себя в своем отступничестве. Поэтому ныне Он представляет им крайне необычную цепь предсказаний, включая их приближающийся плен, миссию Кира за полтора века до его рождения, избавление Вавилона и другие события, достигающие наивысшего момента в пришествии Христа.

Отступником: См. Втор.29:4; 31:27.

9. Ради имени Моего: Ввиду своего упрямства (см. комм. Ис.48:1-2) жители Иудеи не заслуживали более милосердия Божьего. Однако их падение принесло бы нарекание Его святому имени, ибо люди считали бы Его непостоянным, мстительным и неспособным приводить в исполнение Свои собственные планы и намерения. Имя Его служило подтверждением Его характера как Бога человеколюбивого и милосердного, долготерпеливого, многомилостивого и истинного (Исх.34:6). Поэтому Бог будет по-прежнему проявлять доброту и милость по отношению к ним, несмотря на их упрямство. Они были Его народом, и с ними был связан в древние времена Его план спасения мира.

10. Не как серебро: Израиль не будет очищаться при такой степени жара, которая необходима для очищения серебра, ибо тогда бы он был совершенно уничтожен. Израиль должен был исправляться только в «мере» (Иер.30:11; Ос.11:9) т.е, только в такой степени, которая необходима для очищения скверн и изгари (см. Иез.22: 15-22).

Испытал тебя: См. комм. Ис.48:9. Если бы Господь не искупил Израиль, Его имя было бы оскверняемо среди язычников. Бог восстановит сынов Израилевых не за их заслуги, а из милости к ним, чтобы прославилось святое имя.

12. Призванный Мой: В первых стихах Бог обращается к Израилю как народу, носящему имя Господне скорее лицемерно, нежели искренне. Теперь же Бог напоминает им об этом первоначальном их призвании как Его народа (см. Втор.7:6-16; 10:15; 14:2; Пс.134:4; Ис.41:8; 43:1; 44:1-2). Напоминая им о Своей любви, Бог стремился вновь привлечь их к Себе (см. Иез.16:1-14; Ос.11:1-8).

Я первый: См. Ис.41:4; ср.Откр.1:5,8,17; 22:13. Быть избранным Богом наподобие Израилю было одновременно и честью и обязанностью.

13. Основала: См.комм. Ис.40:12,26,28. Бог, сотворивший вселенную, есть тот же Бог, который призвал Израиль как особый народ и дал им право быть Его избранным представителем здесь, на земле.

14. Соберитесь все: Еще раз Бог обращается к тем, кто поклоняется идолам (см. комм. Ис.48:5).

Господь возлюбил его: Это относится или к Киру (ср. Ис.48: 14-15, с 44:26; 45:4), или к Израилю (ср. Ис.45:4; 48:12-13). Данные слова применимы и к тому и к другому.

15. Призвал его: См.комм. Ис.48:14. Как Кир (Ис.45:1-4), так и Израиль (Ис.43:1) были призваны Богом.

16. Приступите ко Мне: Т.е, к Господу. Бог призывает народ обратить особое внимание на то, что Он собирается сейчас сказать.

Говорил не тайно: См. Ис.48:3-7.

Послал Меня: Судя по контексту, говорящим здесь является Сам Христос. Бог послал Иисуса для выполнения святой миссии. С самого начала Иисус был вместе с Отцом (см. Иоан.1:1-3), но когда Отец поручил Ему совершить особую работу в этом греховном мире, Он оставил небо, чтобы приступить к выполнению Своей миссии (Иоан. 1:14; 3:34; 6:29,57; 17:3-4).

Когда Иисус пришел в мир как Мессия, Бог ниспослал на Него Святой Дух (Ис.11:2; 42:1; 61:1-3; Матф.3:16; Иоан.1:32-33; Деян.10:38). Здесь упоминается три личности Божества (см. комм. Ис.42:1).

17. Научающий тебя полезному: Т.е, научающий тебя тому, что служит для твоего блага. Христос пришел научить людей, в чем заключается секрет мира и благословения (Матф.6:33; 16:24-26; Иоан.6:33; 10:9-10; 17:3), и указать им путь к жизни вечной (Иоан.10:9; 14:6; Евр.10:19-20).

18. Заповедям Моим: Божьи заповеди были даны для того, чтобы указать людям путь мира и праведности (Пс.118: 1-2,6,9,16; Прит.3:1-2). Все законы Божьи служат во благо человеку, направляя его на пути правды, защищая его от греха и страдания.

19. Как песок: См. Быт.22:17; 32:12. Следствием повиновения будет многочисленное потомство, неповиновение же приведет к вымиранию (Ис.1:19-20).

20. Выходите: Пророк предвидит то время, когда Бог будет призывать Свой народ выйти из Вавилона, чтобы не подвергнуться его участи (Иер.50:8; 51:6,45).

В последние дни этот настойчивый призыв посылается народу Божьему, находящемуся в духовном Вавилоне (Откр.18:4).

21. Не жаждут они: Израиль уже пережил это на пути из Египта в обетованную землю (Исх.17:6; Пс.104:41). Относительно символического применения этих слов см. комм. Ис.41:17-19; 43:19-20; Иоан. 4:10-14.

22. Нет мира: Ср. Ис.57:20-21. Серьезные увещания и порицания данной главы (ст. 1,4,8,10,17-18) достигают наивысшей точки этим прямым заявлением о плачевных последствиях беззакония. Мир является неизбежным следствием праведности (см. комм. Ис.32:17), и он совершенно невозможен для тех, кто ходит путями зла.

В 18-м стихе мир неразрывно связан с повиновением Божьим заповедям. Как бы искренне люди ни стремились к миру, они не могут достичь его иначе, чем только на Божьих условиях.