Глава 50

1. Разводное письмо вашей матери: Мать это Иудея, дети — это иудеи, а отец — это Бог.

Никакого свидетельства о разводе не было, поскольку Бог не расторгал брак с Иудеей (см. Втор.24:1-4). Это она оставила Его…

Сравни притчу Осии, современника Исаии (Ос.1-3 гл. ср. Иез.16:8,15). Бог никогда не отказывался от Своих прав как законного супруга Иудеи и всячески старался побудить ее возвратиться. Сравни описание Осии и Гомери, описываемое в Ос.2-й гл. Моих взаимодавцев: Образ меняется. Иудея в вавилонском плену увидит себя на положении рабыни и будет считать, что ее хозяин продал ее с целью удовлетворить требования своих заимодавцев (см. Лев.25:39; Втор.15:12). Однако у Бога нет заимодавцев. Избрав пути нечестия, Иудея сама продала себя и сделалась рабой греха (Ис.52:3; ср. Рим.6:16). Вот почему они подпали под иго язычников.

2. Разве рука Моя коротка стала: Объяснялось ли подпадение Иудеи под зависимость от язычников неспособностью Бога освободить ее? Нет! Он освободил Израиль от египетского рабства и спас их от Ассирии и в будущем избавит от Вавилона.

Рыбы в них гниют: Намек на первую из десяти язв египетских (Исх.7:17-21).

3. Мраком: Намек на девятую казнь (Исх.10: 21-23).

4. Мудрых: Дословно: «учащихся» или «учеников». Этот стих служит началом нового раздела. Иисус «раб» (см.комм.Ис.41: 8) Иеговы, здесь объясняет преданность тому делу, которое предстает ему совершить Своей земной миссией. Он идет учить людей, будучи в свою очередь наставляем Отцом (Иоан.3:2; 5:18; 8:28).

Чтоб Я мог: Еще до того, как Христос пришел на нашу землю, был составлен план Его жизни, совершенный во всех подробностях. Тем не менее, живя как человек, Христос оставил предвидение этих событий и был руководим волей Отца, открывавшейся ему день ото дня («Жел.век»). Это делает еще многозначительнее те частые случаи, на основании которых записано, что Иисус проводил целые ночи в молитве (см.комм. Лук.6:12).

Словом подкреплять: Мессия должен был прийти в мир как живое «Слово» (Иоан.1:1), или представитель Бога, и его миссия заключалась в том, чтобы постоянно направлять и утешать находящихся под бременем греха (Матф.11:28). Без спасения, столь милостиво предлагаемого Христом, неспокойные сердца грешников никогда не могут обрести мир.

5. Бог открыл Мне ухо: «Ухо» Христа всегда было готово внимать повелениям Своего Отца (см.комм. Ис.50:4).

Он никогда не стремился действовать по своей собственной воле, но всегда исполнял волю Отца, пославшего Его (Пс.39:7-9; Иоан.5: 30; см.комм.Лук.2:49). Даже в час страшного борения в Гефсиманском саду Он не отказался от «чаши», подносимой к Его дрожащим устам (Матф.26:42; Фил.2:8).

6. Хребет Мой: Предсказание стиха 6-го исполнилось при бичевании Иисуса (Марк.15:15).

Поражающим: Дословно: «рвавшим волосы».

Новый Завет не сообщает об этом виде истязаний Иисуса на суде. Рвать волосы считалось у иудеев величайшим оскорблением (см.Ездр.9:3; Неем.13:25). В рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а вместо «рвали волосы» написано «ударяющим», как написано и в Септуагинте.

Лица Моего: См. Марк.14:65; 15:19.

7. Как кремень: Образное выражение, подчеркивающее твердую решимость (Иез.3:7-9).

8. Близок оправдывающий: Когда Христос висел на кресте, Отец был совсем рядом с Ним, хотя Иисус не знал этого («Жел.век»).

Кто хочет судиться со Мною: Дословно: «кто Мой противник?» Сатана,»клеветник» (Откр.12:10; ср. Зах.3:1), обвиняя Христа, по сути дела не мог предъявить Ему ни одного обоснованного обвинения, и он знал, что Его противнику тоже было хорошо известно об этом.

Ложные обвинения, предъявляемые Иисусу, обнаруживали злобу Его обвинителей.

9. Помогает Мне: В последней схватке с силами тьмы Спасителя поддерживало твердое упование на любовь Своего Отца и беспрекословное выполнение Его воли.

Относительно упования, которое мы можем иметь в час испытания см. Пс.36:3-20,32-40.

Обветшают: Т.е, погибнут (см. комм. Пс. 101:27.

Моль: Ср.Ис.51:8; см.комм. Матф.6:19-20.

10. Раба Его: См. комм. Ис.41:8.

Ходит во мраке: Даже у тех, кто стремится внимать голосу Господа, бывают времена мрака и недоумения.

Враг всячески пытается смутить человека и привести его в состояние растерянности. Так было с Иовом, а позже с Иоанном Крестителем. Пусть всякий, оказавшийся в подобных обстоятельствах, возложит твердое упование на Бога. В свое время Он пошлет таковым свет, которого они столь жаждут.

11. Зажигательными стрелами: Для тех, кто заявляет, что служит Господу, всегда существует опасность оставить небесный путь и вступить на свои собственные стези. Вместо небесного света они обращаются к свету, изобретенному ими самими. Подобно Надаву и Авиуду они приносят «огонь чуждый» пред Господом (Лев.10: 1-2; см.комм. Матф.6:22-23).