Глава 52

1. Восстань, восстань: сравни Ис.51:9-17 Одежды величия твоего: то есть одежды красоты и святости (см.Исх.28:2). Сион долго оставался в позоре и бесчестии. Теперь же должен был восстать и вновь занять свое положение чести и славы.

2. Прах: смотри разъяснение Ис.47:1. Сиону предстояло сменить пыльные груды на трон, жизнь изгнания — на жизнь царского великолепия.

3. Вы проданы: Иудеи сами продали себя в рабство греха и вследствие этого много пострадали от рук языческих соседей ассирийцев, во дни Исаии и позже должны были стать еще пленниками Вавилона.Сделка была поистине крайне невыгодной, ибо таким образом они сменили добродетель, честь, свободу и мир на беззаконие, бесчестие, рабство и кровопролитие.(Римл.6:16).

Без серебра: В освобождении Израиля от притеснения окружающими народами Исаия видит обетования окончательного избавления от власти греха. Как Кир должен был освободить Божий народ из Вавилона (Ис.44:28 — 45:13), так и Христос избавил его от греховного рабства (Римл. 3:24; 1Петр.1:18-19). Богу не нужно было платить выкуп за Свой народ ни князю тьмы, ни пленившим его народам.

4. В Египте, чтобы там пожить: Евреи поселились в Египте по приглашению фараона. Тяжкие переживания, которым подвергли их египтяне, ничем не были вызваны.

Ассур: Очевидно, такие слова указывают на таких ассирийских царей, как Феглаффелласар и Сеннахирим. Ассирийцы не имели никакого основания для столь бессердечного обращения с евреями. Всеми их поступками руководили жестокость и алчность.

Однако иногда библейские писатели используют названия «Ассур» и «ассирийцы» в более широком смысле, включая и вавилонян (см. комм. Езд.6:22).

5. Бесславится: оказавшись способными притеснять еврейский народ, язычники думали, что их боги должны быть сильнее Иеговы. Это побуждало их презирать и попрекать Его как истинного Бога.

6. Узнает имя Мое: Знать имя Бога — значит понимать Его волю и уповать на Него (Пс.9:11; 90:14).

7. Как прекрасны: нет более прекрасной вести, чем весть избавления и мира. Иудеям, изнывающим под чужим ярмом, ничто не могло принести более великого ликования, чем заверение в том, что час их избавления уже близок.

Павел относит эти слова Исаии к проповедыванию евангельской вести (Римл.10:15).

Предсказываемое здесь избавление было прежде всего избавлением буквального Израиля от притеснявших его народов (см.комм.Ис. 40:1; 44:28 — 45:13), а затем и более великое избавление от греха и зла через страдающего раба (см.комм. Ис.41:8; 42:1;53 гл.), т.е.через Мессию. Следует заметить, что глава 52:7-15 является вступлением 53 главы.

Воцарился Бог твой: Бог по-прежнему управляет всеми делами земли (см. комм. Дан.4:14), несмотря на представляемую видимость обратного. Силою Своею Он избавит Свой народ, и позже победа Евангелия подтвердит, что Он, а не сатана царствует во вселенной (см. комм. Откр. 11:15).

8. Сторожей твоих: духовные стражи на стенах Сиона все вместе ликуют при приближении посланца, несущего весть избавления.

Своими глазами: то есть лицом к лицу.

Так же это еврейское выражение переводится в Числ.14:14; ср.Числ. 12:8 («устами к устам» — смотри также 1Кор. 13:12).Со своих наблюдательных башен стражи видят Господа уже близко, возвращающегося, чтобы воцариться (Ис.52:8).

Возвращается в Сион: в Септуагинте и рукописи Мертвого моря написано: «с милостью».

9. Торжествуйте: см.разъяснение ст.7.

10. Обнажил: сила Бога стала явной,неся Его народу победу над врагами (см.Пс.97:1-2 ср.Иез.4:7).

11. Идите: то есть из Вавилона (см.комм.Ис. 48:20) Исаия снова взирает в будущее, на время освобождения от Вавилона (см.Откр.18:1-4).

Очистите себя: за свое нечестие Израиль много претерпел от ассирийцев и позже еще должен был пойти в плен. Возвращавшиеся изгнанники должны были предстать чистым народом. Без возрождения сердца и жизни физическое возвращение Израиля было бы очень ненадолго. Вышедшие из духовного Вавилона также должны быть чистыми (Откр.18:4; 21:27; ср.1Иоан.3:3).

Носящие сосуды: вождям израильским должно быть вверено перенесение священных сосудов храма из Вавилона в Иерусалим (Ездр.1:7-8; 5:14-15; 6:5). Обычно священники и левиты были ответственными за все предметы, относящиеся к храму (Числ.3:8,38). Они особенно должны были хранить себя от всякого рода осквернения (Лев.20:26; 21:1; 22:2,32 ). И сегодня руководители в церкви несут на себе чрезвычайно важную ответственность перед Богом быть примером в благочестивой жизни.

12. Неторопливо: израильтяне вынуждены были выйти из Египта с поспешностью (см.Исх.12:33,39). Однако при возвращении из Вавилона это должно быть совсем не так (см.2Пар.36:22-23; Ездр.1: 1-4). Разница заключалась в том, что фараон не желал отпускать евреев (см.Исх.4:21) тогда как Кир именно желал этого (см.Ис.44:28 — 45:13; ср.»Пророки и цари»).

Впереди вас пойдет: Господь подготовил сердце Кира, чтобы он издал указ о возвращении иудеев (Ис.44:28, 45:1-4,13, «Пр.и цари»). В рукописи Мертвого моря к стиху 12 добавляется: «И будет Он называться Богом всей земли».

Позади: см.комм. Ис.58:8.

13. Вот раб Мой: это вступительное слово к новому разделу, продолжающемуся до гл.53. Деление данной главы лучше было бы провести между стихами 12 и 13, чем после стиха 15, ибо первый стих главы 53 продолжает ту же самую мысль, не прерывая ее. В этом новом разделе Мессия представлен как страждущий раб (см.комм.Ис.41:8). Более ярко изображен характер смерти Христа, принятой за вину грешного человека. Бог желал, чтобы дело восстановления продолжало быстро развиваться и достигло наивысшего момента напряжения в пришествии Миссии, Который через посредство Своей жертвы на Голгофе дарует избавление из греховного плена. Освобождение от Вавилона,ставшее возможным благодаря Киру, нанесшему поражение Вавилону (см.комм.Ис.44:28,45:1), образно указывало на более великое освобождение от власти греха, ставшее возможным благодаря победе Христа над силами тьмы и смерти (см.Кол.

2:14-15, Откр.1:18). С течением времени иудеи стали делать ударение на тех пророчествах, которые указывали на победу Израиля над язычниками, пока, наконец, идея материального и буквального спасения израильской нации практически не заслонила собой вообще мысль, высказываемую здесь Исаией о Мессии как о том, который должен прежде избавить их индивидуально от власти греха и от наказания за грех (см.»Жел.век.», Луки 4:19).

Израиль не столько нуждался в великом военном Спасителе, Который принес бы им победу над внешними врагами, сколь в Мессии, чтобы Он даровал им победу над грехом.

Благоуспешен: Мессия — страдающий раб будет иметь успех в Своей миссии (см.Фил.2:10-11).

Возвысится и вознесется: Мессия уничижит Себя, но Бог возвысит Его (Фил.2:6-10, Лк.14:11). Великие мира сего будут удивляться, что человек столь незначительный, в их понимании, может иметь такое громадное влияние на мысли людей, на их жизнь и на ход истории (см.Ис. 52:14-15). Сегодня бесчисленные миллионы людей считают для себя великой честью быть известными как христиане.

14. Многие изумлялись: люди стоят в удивлении, видя что некто, высокопочитаемый Сын Божий, должен добровольно унизить Себя, как это сделал Христос при выполнении Своей миссии на земле. Иисус сокрыл Свою Божественность в человеческом облике (см.Лк.2:48-49),чтобы людей влекла к Нему не внешняя слава, а красота Его характера. Иудеи были явно в недоумении, с трудом веря, чтобы Тот, Который не требовал Себе никаких почестей и вел такую скромную жизнь, которая характеризовала Иисуса на земле, мог быть обетованным Мессией. Они не видели в Нем никакого «вида», никакой внешней славы, которая «привлекала бы их к Нему» (см.комм.Ис.53:2).

На Тебя: в Таргумиме и сирийском переводе написано:»На Него».

Лик Его: После сражения с сатаной в пустыне искушений и в часы еще более великого сражения с силами тьмы в Гефсимании («Жел.век.») внешний вид Иисуса был настолько изменен, что даже друзья с трудом узнавали Его.

15. Многие народы приведет Он в изумление: Мир будет удивлен, когда смиренный страдающий раб — Мессия- возвысится и вознесется (ст.13).

Закроют уста свои: великие мира сего, будут в благоговении и почтительности (см.Иов.29:9, Ис.40:6).