Глава 54

1. Возвеселись,неплодная: Чувство возвышенной радости характеризует главы 54-62, описывающие славную победу Евангелия во всей земле. Израиль, оказавшийся, таким образом, «неплодным», не давшим ожидаемых от него результатов (ср. Ис.5:1-7; Ин.3:3,5; Гал.5:22-23), должен был все же выполнить поставленную перед ним задачу. Его сыновья и дочери будут обращены (Ис.56:6), и храм в Иерусалиме сделается «домом молитвы для всех народов» (ст.7).

2. Распространи место: образно говоря, земля Ханаанская была «местом» израильского «шатра». Однако по мере возрастания своей численности Израиль должен был постепенно расширять свои границы, пока царство его не охватило бы собою весь мир («Нагл.ур.Хр.») и Иерусалим был бы утвержден как величественная столица земли («Жел.век.»).

Не стесняйся: или же не удерживай. Израиль должен был с верою продвигаться вперед и проводить подготовку к обещанному здесь собиранию душ. Сегодня народ Божий должен был ожидать великие дела от Него и одновременно должен был совершать великие дела для Него. Бог никогда не будет удовлетворен и Его работа на земле никогда не будет окончена, если церковь не восстанет с верою, чтобы объединиться с небесными жителями в проповедовании миру вести о Спасителе, который был распят, воскрес и теперь вскоре вновь придет на землю.

3. Распространишься: если бы только Израиль взялся за выполнение поставленной перед ним задачи, успех превзошел бы все его ожидания.Так будет и в наши дни, если народ Божий готов принять ту силу, которую Бог желает излить на него.

Завладеет народами: см.комм.ст.2.

Опустошение города: города Израильские, превращенные в руины в те дни, когда жители их были убиты мечом и уведены в плен, должны были вновь вместить в себя увеличившееся население.

4. Посрамление юности твоей: Иегова вывел Израильскую нацию из Египта, чтобы сделать ее Своею невестою, но она поступила как блудница, служа иным богам (Иер.3:1-11; Иез.16:6-18; Осии 2:5,13). Это было ее бесчестием и позором. Все же ее отвратительное прошлое будет прощено и забыто, и она вновь получит те преимущества и славу, которые вначале были обещаны ей.

Вдовства твоего: дается намек на плен в Вавилоне, из-за неверности своему Мужу израильской нации было допущено жить в изгнании (Пл.Иер.1:1; 2:5-6 ср.Осии 2:6-13).

5. Супруг твой: хотя дочь Израильская оставила своего «Супруга», Он возвратит ее к Себе и вновь будет ее Мужем (см.Иез.16:8; Осии 2:14-20; 3:1-5).

Богом всей земли: смотри комм.Ис.56:7.

Должно было настать время, когда все жители земли подчинятся Его мудрости и справедливому правлению, и вся земля снова станет сферой Его полномочий (см.комм.Ис.45:23). Все, отказавшиеся принять зависимость от Небесного Бога, погибнут (см.Зах.14:9-19). Иегова не есть Бог только одних иудеев, но Он Бог и язычников (см.Римл.3:29). Исаия уже видит все землю, наполнившуюся «славой Его» (Ис.6:3). Аввакум говорит о времени, «когда вся земля наполнится познанием славы Его, как воды наполняют море» (Авв.2:14).

6. Призывает тебя Господь: когда Израильская нация оставила Господа, Бог по-прежнему любит ее и призывает вернуться. Сравни отношения Осии с его неверной женой Гомерью (Ос.2:2-23; 3:1-5).

Была отвержена: то есть как жена.

7. На малое время: в течение 70-ти лет Вавилонского пленения Израиль оказался покинутым и забытым. В действительности же Господь допустил Своему народу испытания лишь для того, чтобы показать ему безрассудство его путей и убедить его в благоразумии быть верным Богу (Ос.

2:5). Часто среди затруднений и разочарований в жизни нам представляется преимущество внять нежному голосу Бога, призывающего нас оставить злые пути нашего своенравия и вновь ходить с Ним.

Восприму тебя: собирание Израиля — это одна из излюбленных тем Исаии (см.Ис.11:12; 27:12; 43:5,6; 56:8; 60:4; 66:18). Предсказанное здесь буквальное возвращение иудеев в из землю после вавилонского плена прообразно указывает на еще более великое собирание всего Божьего народа в небесный Ханаан.

8. В жару гнева: этот стих повторяет мысль ст.7. Относительно гнева Бога см.комм.4Цар.13:3.

9. Для Меня, как воды Ноя: в целом ряде древних рукописей и переводов написано: «Для меня дни Ноя». После потопа Бог пообещал не опустошать больше землю водою (Быт.9:11,15). Подобное обетование давалось ныне иудеям, если они только останутся верными Богу после того, как Он возвратит их в родную землю.

10. Горы сдвинутся: через Исаию Бог подтверждает верность Своих обетований. Сравни подтверждение Христом непоколебимости верности Бога, как об этом сообщалось в Писаниях (Мф.5:18).

Завет мира Моего: то есть Его завет, ведущий к миру (см.Числ. 25:12; Иез.34:25; 37:26). Когда Мессия пришел на эту землю, сонмы ангелов провозгласили эту весть Божью, несущую «мир, в человеках благоволение» (Лк.2:14). И когда Он возвратился к Отцу, Он также оставил обетование мира (Ин.14:27).

11. На рубине: см.комм.4Цар.9:30, где то же самое еврейское слово переводится как «нарумянила».

Сделаю основание: Господь предсказывает о том, как будет выглядеть Иерусалим после восстановления. Сравни описание Нового Иерусалима, данное Иоанном (см.Откр.21:14-20).

Из сапфиров: см.комм.Иова 28:6.

12. Окна: в Септуагинте написано: «зубцы стен». В новейшем английском переводе: «башенки».

Всю ограду твою — из драгоценных камней: см.Откр.21:18.

13. Сыновья: обычное еврейское выражение в значении «потомки» независимо от возраста. Оно включает и тех, кто молод годами, но не подразумевает исключительно таковых. В данном случае оно относится ко всем иудеям как детям одной матери — Иерусалима.

Научены Господом: До этого иудеи, будучи своенравны и непослушны, отказываются внимать наставлениям Господа (см.комм.Ис.1:2) Впредь же после восстановления они будут с радостью поучаться от Бога. В Ин.6:45 Христос относит эти слова Исаии к Себе Самому и к Своему учению.

Согласно Новому Завету Бог напишет принципы Своего закона на сердцах людей (см.Иер.31:33,34; Ин.14:26,27; 1Фес.4:9; Евр.8:10,11; 1Ин.2:27). Относительно важности исполнения открытой воли Бога см. комм. Мф.7:21-27).

Мир: то есть полное благополучие: сердца разума, тела и окружающей обстановки.

14. Правдою: только то, что есть правда может быть постоянным. Единственно верным из того, что известно этому миру, является открытая воля Бога.

Не приблизится к тебе: см.Пс.45:2-8 ср. комм.Пс.90:7.

15. Вооружаться: нечестивые часто объединяются против народа Божьего, однако все их попытки обречены на провал. Если бы после своего возвращения из плена иудеи оказались верными перед Богом, тогда на них были бы излиты чудесные благословения. Враги их сговаривались отнять у них эти благословения силой, но при этом все пали бы (см.Иез.38:8-23; Зах.12:2-9; 14:2,3). В последние дни все полчища зла направят свои объединенные, но безуспешные усилия на то, чтобы уничтожить святых (см. Откр.16:14-16; 19:11-21).

16. Губителя: то есть того, кто опустошает или разоряет. Бог имеет полновластный контроль над земными властями.

Никакая сила не может делать чего-либо более того,чем Он позволил (см. комм. Дан.4: 14). Ни один враг не сможет перейти границы, которые Бог поставил ему.

17. Ни одно орудие: см.комм.ст.16. Бог будет заботиться о детях Своих и оправдывать их перед врагами. Ни нечестивые люди, ни злые ангелы не смогут преодолеть их (см.Ис.50:8,9; Зах.3:1,2).

Рабов Господа: то есть народа Израильского (см.комм.Ис.41:8).

Оправдание их: Бог оправдывает дело рабов Своих. Когда враг будет обвинять их и сражаться против них, Он объявит их невинными и освободит их.

Находясь в трудных обстоятельствах, когда приходится переносить различные страдания и обиды от руки злоумышленников, верный христианин может сказать вместе с псалмистом: «Господь за меня, не устрашусь: что сделает мне человек?» (Пс.117:6).