Глава 55

1. Жаждущие: то есть жаждущие лучшего понимания воли и путей Бога, жаждущие возможности быть в мире с Ним (Пс. 41:2,3; 62:2; Мф.5:6; Ин.7:37; Откр.21:6; 22:17). Человек был сотворен с врожденным внутренним стремлением к Богу, которое находит полное удовлетворение лишь в дружеском общении с Ним.

Поэтическая красота этой главы является непревзойденной во всем Писании. Более милостивого приглашения принять благословение спасения не может быть дано человеку. Никто не исключается — «каждый желающий» может прийти и брать «воду жизни даром» (см.Откр. 22:17). Эти слова лишают всякого основания ту теорию, которая утверждает, что якобы одни люди созданы для спасения, а другие для осуждения; одни для того, чтобы быть спасенными, а другие, чтобы погибнуть. Бог не препятствует человеку пользоваться правом свободного выбора (см.Иез.18:31,32; 33:11; 2Петр.3:9).

В этой главе особенно подчеркивается мысль о собирании язычников и об успешном выполнении вечного Божьего плана восстановления земли в ее первоначальном состоянии чистоты и совершенства (см.Ис.55:5,8-11).

Идите все к водам: Бог повсюду приглашает всех людей свободно пользоваться Его благодатью. Вода, вино, молоко и хлеб (ст.1-2) символизируют здесь собою все духовные благословения (см. Мф. 26:27-29; Ин.4:10,13,14; 1Петр.2:2; 1Кор. 11:25-27 ).

Без серебра: в образном представлении человек «без серебра»- это тот, кто сознает свою духовную нужду (см. комм.Мф.5,3). Он прекрасно понимает, что у него нет никакой заслуги, которую он мог бы предложить Богу в качестве цены за драгоценный дар спасения. Однако Бог приглашает всех таковых прийти, несмотря на их духовную нищету, цена их спасения уже уплачена Спасителем.

Идите, покупайте: люди, желающие иметь духовные благословения, должны не только «алкать» и «жаждать» их, но также прилагать все усилия к тому, чтобы их получить (см. комм. Мф.13:44-46).

Благословения спасения даются даром, однако они могут быть приобретены ценою всего того, что человек имеет. Бог никогда не обещал даровать спасение тем, кто безразличен к Нему и не желает прилагать усилия к его достижению.

Вино и молоко: благословения спасения представлены здесь в виде таких продуктов, которые в древности на востоке считались показателями всех благ жизни. Всякая нужда грешника будет восполнена во Христе Иисусе.

2. Отвешивать серебро: в этих словах звучит упрек людям за то, что они тратят время, силы и деньги на многое малоценное и совсем бесценное, оставляя без внимания более важные вопросы жизни (см.комм.Ин.6:27).

Не насыщает: люди, не пользующиеся теми духовными дарами, которые Бог предлагает им совсем бесплатно, будут страдать от духовного малокровия, смутно ощущая скрытый голод свой души, который никакие материальные блага земли никогда не могут удовлетворить.

Душа ваша да насладится: Бог побуждает людей заботиться более о духовном, нежели о земном (см. ком Мф.6:24-34 ср.Мф.23:23). Кто ставит на первое место самое важное, тот увидит, что его материальные нужды будут удовлетворены более легко и полно.

Туком: широко распространенное еврейское выражение, означающее изобилие и процветание, — здесь духовное благосостояние (см.Быт.27:28; 45:18).

3. Приклоните ухо ваше: то есть будьте внимательны к духовному. Будьте готовы внимать тому, что Бог может сказать вам (см.комм.Ис.30:21). Стремитесь узнать и исполнить то, что Он открывает вам.

Жива будет душа ваша: то есть вы будете живы (см. Пс. 15:10). Только тот, кто откликается на призыв,звучащий в стихах с 1 по 3, и пользуется небесными дарами, воистину войдет «в жизнь вечную» (Мф.19:17). Только во Христе люди могут иметь жизнь и иметь с избытком (Ин. 10:10).

Завет вечный: все, как иудеи, так и язычники (см.Гал.3:29; комм.Ис.55:1) приглашаются установить в своей жизни те отношения, которые требуются условиями завета. Это относится к «Новому» завету, согласно которого Бог обещал написать Свой закон на сердцах человеческих (см. комм.Иер.31:31-34; Евр.8:10,11). Этот завет включает все обетования, данные отцам (Быт.12:1-3; 17:1-8; Пс.88:4-5,29-30,37-38; 104:8-12).

Неизменные милости, обещанные Давиду: Давид был великим грешником, однако, когда ему было указано на его грехи, он искренно и полностью раскаялся (см.комм.Пс.50), и таким образом сделался объектом излития небесной милости. Эта милость столь же неизменна для нас сегодня, как она была неизменна в свое время для Давида.

4. Я дал его: то есть Давида (ст.3), который был прообразом Христа, и на его престоле Христос должен был восседать (Пс.88:4-5,21,36-38; Иез.34:23-24; Ос.3:5; см.комм.Втор.18:15; Мф.1:1).

Вождем: соответствующее еврейское слово означает «руководитель», «командир», «правитель», «князь» (см.1Цар.10:1; 13:14; 3Цар.1:35; 1Пар.5:2; 28:4; Дан. 9:25).

5. Народ: это относится к язычникам (Пс.17:44; 1Петр.2:9-10; Гал.2:9; Ефес.2:19). Иудеи были единственным народом, которого Бог «призвал… из всех племен земли»(Ам.3:2). Иудеи часто относились к язычникам, как к иноплеменникам (см.Ис. 56:6).

6. Ищите Господа: причиной падения Израиля и его изгнания было то, что он не стремился знать и исполнять волю Бога (см.Ис.55:6,9-12). Снова и снова Бог призывает его (см.Втор.4:29; Пс.104:4-6, Иер. 29:13-14). На протяжении всех веков Бог обращается к Своей церкви с подобными увещаниями (2Кор.6:2, Откр.22:17).

Когда Он близко: Бог в особом смысле был близок к Своему народу Израилю (Втор.4:7; Пс.148:14), но Он также близок и ко всем призывающим Его (Пс.45:2; 144:18).

Однако приближается время, когда упрямое отвержение Духа Божия закроет двери благодати и удалит присутствие Бога (Ис. 1:15; Ос.5:6; Мф.25:10-12 ср.Ин.7:34,8:21).

7. Да оставит нечестивый: как часто через Своих вестников Бог убеждает людей оставить их греховную жизнь и обещает даровать им прощение (Ис. 1:16-19; Иер.7.3-7; Иез.18:23,30-32; Мф. 11:28,29; Лк.24:47; Деян.3:19; 13:38).

8. Мои мысли: как часто человек не знает о безграничной доброте и милости Бога, о Его великих целях в отношении каждой души, спасенной небесной благодатью! Мысли человека слишком часто исполнены горечи и отчуждения, Божии же мысли всегда полны любвеобильного милосердия и всепрощающей благодати (Исх.34:6-7; Пс.102:8-14; Иер. 29:11-13).

9. Выше земли: человек мыслит о временном, а Бог — о вечном. Человек мыслит лишь о себе, а Бог — обо всем Своем творении. Человек думает о том, что он может приобрести, а Бог — о том, что Он может дать.

10. Как дождь: силы природы повинуются Богу, сотворившему их. Дождь служит Ему тем, что освежает землю и делает ее способной произращать зелень, аромат, красоту и пищу для радости и благополучия человека.

Не возвращается: дождь есть дар Божий для человека. Он остается здесь для того, чтобы достичь той благодетельной цели, ради которой он и был послан. Когда же цель его достигается, он возвращается на небо в виде пара, чтобы опять быть посланным на землю. Так происходит со всеми предопределенными Богом явлениями и в материальном, и в духовном мире.

11. Слово Мое: слово Бога открывает Его волю и обладает силой делать эту волю действенной. Оно имеет силу созидать (Быт.1:3; Пс.32:6,9), давать духовную энергию, жизнь и благословение (см.Втор. 8:3; Мф.4:4; Откр.1:3), судить и осуждать (Евр.4:12; Откр.19:15), воскрешать людей из мертвых (Иов.14:14-15; Ин.11:43,44; 1Фес.4: 16), а также исцелять и избавлять от грехов (Мф.9:2,6; Мк.2:5,9-12, Ин.5:24; 6:63).

То, что Мне: как дождь и снег (ст.10), так и Слово — все служит для достижения той благодетельной цели, которая способствует их существованию, так было и со Христом — живым Словом (Ин.1:1), рукою Которого «воля Господня» должна была благоуспешно… исполняться» (см. комм. Ис. 53:10).

12. Вы выйдите: исполнение воли Господа несет радость (ст.11). Стихи 12-13 изображают народ Божий, идущим в мир для выполнения своей миссии, чтобы нести жизнь и исцеление. Они идут, как сеятели, распространяя повсюду слова небесной жизни.

Природа, воспевающая хвалебные гимны, символизирует ту радость, которая наполняет сердца людей, когда они узнают о любви Бога и Его намерениях для них.

13. Вместо терновника: здесь Исаия вновь рисует свою излюбленную картину — превращение мира из бесплодной пустыни в цветущий сад (Ис.35:1-6; 41:18,19; 43:19; 44:3 ср.Иез.47:1-12).

В Библии праведные люди часто сравниваются с плодовитыми деревьями (Пс.1:3; Лк. 6:44,45), а нечестивые — с волчцами и тернами (Ис.9:18). Сила Божия может и непременно преобразует лицо земли, повелев прекрасным роскошным садам возникнуть на месте бесплодных засушливых пустынь. Добродетель и святость займут место порока и нечестия, а радость и мир займут место страха и волнений.