Глава 56

1. Так говорит Господь: основная мысль пятьдесят шестой главы — обращение язычников. Этому радостному событию противопоставляется мрачная картина неготовности Израиля принять их.

Необходимо совершить великую преобразовательную работу прежде, чем Бог сможет привести к дружбе со Своим народом этих людей, которые были отчуждены от общества Израильского (Еф.2:12). Центром этой преобразовательной работы должно стать возвращение к истинному соблюдению субботы. Весть данной главы имеет большое значение для церкви наших дней.

Сохраняйте суд и делайте правду: лучше: «Сохраняйте правосудие и делайте справедливость». Сравните с серьезным увещанием (Мих. 6:8). Религия — это не просто теория, это прежде всего практика. Народ Божий должен быть одинаково последователен как в поведении, так и в учении прежде, чем Бог сможет осуществить через них обращение других (см.комм.Мф.7:21-27).

Близко: если бы Израиль полностью выполнял требования Бога, тогда бы Его обетования не замедлили исполниться. То же самое можно сказать и о церкви сегодня.

Откровение: то есть откровение того, чтобы в исполнении славных обетований сделать Израиль Своим мощным орудием для обращения мира. Евангелие предназначалось не только для одних иудеев, но и для всего человечества.

2. Хранит субботу: для обращения язычников исполнение субботы (ст. 6) было столь же важно, как и для иудеев.

Истинное соблюдение субботы свидетельствует о том, что люди признают Бога, как Своего Творца и Искупителя и желают во всем беспрекословно повиноваться Ему (см.комм.Ис. 58:13; Иез.20:12). Для язычников признание этих принципов ничуть не менее важно, чем оно было для иудеев. Бог создал и тех и других. Он сделал все для спасения как тех, так и других (Римл.1:16,17) и одинаково требует от них полного повиновения. Принципы, затрагиваемые в отношениях человека к Богу как Своему Творцу и искупителю, ничем не отличаются в христианские века от тех принципов, которые были в иудейские времена, и ныне исполнение субботы ничуть не менее важно, нежели оно было тогда.

3. Сын иноплеменника: то есть язычник, обращенный в иудейскую веру.

Отделил меня: обращенный язычник не должен был чувствовать себя в какой-то степени ниже тех, которые были рождены иудеями. Как те, так и другие должны были одинаково разделять преимущества и обязанности, которые входили в отношения, связанные с заветом.

Сухое дерево: сухое дерево не может приносить плоды. Согласно закону евнухи не должны были входить в «общество Господне» (см.комм.Втор.23:1), то есть принимать участие служения в храме.

Здесь же Исаия заверяет таковых в беспристрастной любви Бога и принятии их. Они не должны были чувствовать себя оставленными Богом или отверженными и забытыми в Израиле.

4. Которые хранят: см.комм.ст.2. Невзирая на те обстоятельства, которые вовсе не зависят от них самих, все любящие Бога и искренно служащие Ему, будут приняты Им (Деян.10:34,35).

5. Имя лучшее, нежели: согласно еврейскому понятию самое полное счастье человека на земле заключается в том, чтобы иметь одного или несколько сыновей, через которых сохранилось бы имя и наследство рода (см.комм.Мф.1:1). Не оставляя потомства, евнух мог бояться, что его имя и наследство забудутся в Израиле. Однако, Бог обещал таким людям, остающимся верными Ему, дать нечто намного лучшее, нежели дети, а именно: новое имя (Откр.2:17), и заверяет, что их имена будут записаны в книгу жизни (Откр.3:5). Физические недостатки ни в какой мере не влияют на верность человека Богу. Ведь вопрос идет лишь о его характере и о его верности принципам справедливости и истины.

Вечное имя: то есть имя, не подверженное физическим недостаткам или другим обстоятельствам, не зависящим от самого человека.

6. Сыновей иноплеменников: см.комм.ст.3.

Язычники должны были пользоваться теми же правами и преимуществами, что иудеи. Единственным условием для этого было повиновение требованиям Господа.

Любить: в рукописи Мертвого моря 1Г-Ис-а написано «благословлять».

Субботу: см.комм.ст.2. Этот стих является убедительным ответом всем тем, кто утверждает, что суббота не для язычников.

7. На святую гору Мою: то есть в царство Христа (Ис.11:3; 57:13; Иоиль 3:17; ср.Пс.47:3). Исаия вновь возвращается к славному собиранию язычников.

Дом Мой: Бог желал, чтобы храм был домом молитвы (3Цар.8:30,41-43). Иудеи же сделали его «вертепом разбойников» (Иер.7:11 ср.Лк.19:46).

Для всех народов: если бы Израиль был верным, тогда бы люди из всех народов приходили в Иерусалим на поклонение Богу. Однако вследствие беззакония иудеи были, в конце концов, отвергнуты, и храм их разорен (Иер.7:11-25; Мф.23:37, 38; 24:1,2). Благословения, которые могли бы принадлежать им, были отданы язычникам.

8. Рассеянных Израильтян: см. комм. ст.2.

Очевидно подразумеваются иудеи, которые своим поведением сами отвергли себя от Бога, возможно, также имеются в виду иудеи-изгнанники (см.Втор. 30: 1-3; Пс.105:43-45; 146:2-3; Иер.29: 10-14).

Собирать других: то есть язычников (см. Ин.10:16).

9. Все звери: сцена меняется. «Звери полевые» — это другие народы, которые должны были вскоре съесть народ Израильский за его грехи. В противоположность той радостной картине, которая должна была явиться результатом послушания. Исаия ( ст. 9-12) описывает жалкое духовное положение вождей и народа, а также его последствия (см.комм.ст.1).

10. Стражи их: люди, на которых лежала ответственность наставлять других, их вожди, сами были слепы и не видели нависшей над ними опасности (см.Иер. 6:17 см.комм.Мф.15:14; 23:16).

Невежды: то есть в отношении путей Божиих.

Немые псы: израильские псы были лишены даже понятливости сторожевого пса. Они спали в момент приближения опасности и не смогли дать сигнала предостережения.

11. Псы, жадные душою: вместо того, чтобы заботиться о благосостоянии вверенной им паствы, вожди израильские были подобны псам, пожирающим овец, которых они должны были охранять (Иер. 12:10,11; Иез. 34:8). Страшная ответственность лежала на этих пастырях, думающих лишь о самих себе. Бог взыщет с них за потерю стада (Иер.13:20; Иез.34:9,10).

12. Приходите: в момент нависшей угрозы, когда уже дан клич диким зверям «идти есть» (ст.9), неверные предлагают своим ближним приходить и пить вино (ср.Мф.24:49; Лк.12:19).

Завтра: они вели себя так, как будто время не было ограничено, как будто суд не был уже близок (см.ст.1).

Пьянство и веселие было у них постоянным, обычным явлением. Когда Бог явит Свою правду, все они будут уничтожены, а не спасены. Мысль, начатая в ст.9-12, продолжается не прерываясь вплоть до Ис.57:12.

.