Глава 57

1. Праведник умирает: эта глава продолжает мысль, начатую в главе 56:9. Некоторые указывают, что данный раздел, вероятно, описывает обстановку, характеризовавшую собой начало царствования Манасии. Была ли эта весть дана именно в это время, чтобы ободрить страдающих, или в какое-то другое время, неизвестно.

Мужи благочестивые: см. комм. Иов.10:12; Пс. 35:9.

Восхищаются: Исаия утешает мыслью о том, что в тяжелые времена, подобные описанным в данной главе, смерть праведников избавляет их от еще больших бед, которые могли бы постигнуть их, если бы они были живы.

2. Покоиться на ложах своих: праведники обретут мир и покой в смерти. Могила для них будет лелеянным избавлением от скорбей и переживаний в трудное время (ср.Ис.26:20; Откр.7:13-14; см.комм.Ис.57:1).

3. Семя: Исаия призывает делателей нечестия приблизиться и послушать слово Господа. В Библии обычно говорится о людях, как о «детях» тех, чьи дела они продолжают (Ин.8:39,41,44).

4. Глумитесь: нечестивые насмехались и издевались над праведниками.

5. Разжигаемые похотию к идолам: дословно «разжигаемые похотью среди дубов». Это сыновья «чародейки», «семя прелюбодеяния и блудницы», о которых говорится в ст.3. Здесь Исаия дает красочное описание того разгула, который царил в то время при отправлении религиозных обрядов, связанных с культом плодородия. В Римл.1:24-32 Павел, по-видимому, имеет в виду именно эти безнравственные обычаи, совершаемые во имя религии.

Закалающие детей: иудеи отступили. Те, к которым здесь обращается Исаия, были также виновны в принесении человеческих жертв (см. комм. Лев.18:21; 20:2; Иер.19:6; Иез.16:20). Эти ужасные злодеяния нередко совершались в долине Енном, расположенной возле южной окраины Иерусалима (4Цар.23:10; Иер.7:31; 19:5,6).

6. В гладких камнях ручьев: еврейское слово, переведенное здесь как «ручей» сможет относиться к самому ручью или узкой долине, по которой он течет. Исаия порицает отступивших иудеев еще за один обряд идолопоклонства — почитание каменных столпов, наподобие тех, которым поклонялись язычники, и на эти камни возливался елей, и на них смотрели как на божества (см.комм.Быт.28:18).

Жертвы: то есть хлебные приношения (см. комм.Лев.2:1).

Быть доволен: или «сжалиться», «смягчиться». Эти идолопоклоннические обряды вызывали гнев Божий, как же Он теперь может быть ими умилостивлен (ср.Иер.5:7,9).

7. Ставишь ложе твое: это образное выражение вполне приемлемо здесь, ибо идолопоклонство рассматривалось как духовное прелюбодеяние, и самые гнусные формы безнравственности были неотъемлемой частью считавшихся святыми ритуалов языческой религии (см.Иез.16:15-36).

8. Памяти твои: или «символы твои», обычно фаллический символ, почитавшийся при отправлении культа плодородия.

Израилю было дано повеление записать слова Божии на косяках своих дверей в домах и воротах, чтобы лучше помнить об обязательствах, которые они имели перед Ним (Втор. 6:5-9;11:13,18-20). Однако отступивший Израиль стер эти памятные слова Господа, и вместо них поставил символы идолопоклонства.

Ты обнажаешься: оставив Господа и подчиняясь другим хозяевам, Израиль совершал духовное прелюбодеяние (Ис.1:21; Иер.2:20; 3:1-14,20; Иез.16: 15-32; 23:13-19; Ос.1:2; 2:2-13).

9. К царю: в еврейском тексте употребленное здесь слово означает также «Молох», который как многие комментаторы предполагают именно и подразумевается в этом стихе. Другие, же однако, считают, что здесь речь идет об Ассирийском царе (4Цар. 16:7-13). Контекст подтверждает первое предположение. Последующее описание рисует блудницу, украшающую себя с целью соблазнить и увлечь свою жертву. Этими словами Исаия характеризует Израиль, предавшийся духовному прелюбодеянию (см.комм.ст.5,7-8).

До преисподней: образное изображение царства мертвых (см. комм. Прит.15:11).

10. Не говорила: иудейские вожди упорствовали в своем отступничестве, не желая признавать своей роковой ошибки.

Живость в руке твоей: точное значение этого еврейского идиоматического выражения неизвестно. Однако, несомненно, речь идет о том, что иудейский царь находил средства поддержания своей развращенной политики, несмотря на все трудности, которые приходилось ему испытать при ее проведении.

11. Кого: страх перед людьми заставил Израиля не повиноваться Богу. Такой образ действий как бы подсказывал, что якобы важнее было избегать немилости человека, нежели немилости и судов Божих. Этот страх привел к союзу с Ассирией (4Цар. 16:6-7) и Египтом (Ис.36:6), а также к дружеским отношениям с известной вавилонской группировкой (Ис.39:1-3).

12. Покажу правду твою: Бог покажет всему миру пустоту и низость иудейского самодовольства.

13. Сборище твое: то есть «твои идолы».

Пусть Иудея ищет у них помощи и избавления во дни скорби.

14. Поднимайте: в рукописи Мертвого моря 1Г-Ис-а добавляется «дорогу» (см.Ис.62:10). Необходимо было подготовить дорогу для облегчения путешествия на «святую гору» Господню (Ис.57:13 см. комм. Ис.35:8; 40;3-4). Этим Исаия образно призывает вождей Израильских устранить препятствия, мешавшие исполнению Божиих намерений об Израиле.

15. Вечно Живущий: эти возвышенные слова характеризуют Иегову как вечного Бога. От слова, переведенного здесь «Живущий», происходит еврейское слово «Шекина», употребляемое в значении «Славного света», святого присутствия, пребывающего над ковчегом завета («Нагл.ур.Хр.» см.комм. Быт.3:24).

И также: утешительная мысль о том, что некто столь великий, как Бог, заботится о нас и удостаивает нас Он Своим пребыванием в наших сердцах верою (Еф.3:17 ср.Гал.2:20; «Жел.век.»).

Как бы низки мы ни были в своих собственных глазах, мы имеем преимущество пользоваться величайшим даром небес. Каковы бы ни были наши нужды, Бог всегда готов удовлетворить их.

С сокрушенными: сокрушение и смирение дух искреннего раскаяния в грехах, сочетающегося с сознанием полнейшей неспособности своими силами заслужить спасение (см.Римл.7:18). Это два величайшие качества, без которых человек не может быть принят Богом (см.Мих.6:8.см.комм. Пс.50:12; Мф.11:29). Сокрушение приготавливает путь к оправданию, равно, как смирение приготавливает путь к освящению. Бог едва ли может сделать что-либо для такого человека, который не чувствует своей острой нужды и не стремится получить силы свыше (см.комм. Лк.15:2).

16. Вести тяжбу: бывают времена, когда Бог в своей бесконечной мудрости и благости допускает Своему народу переносить различные бедствия и наказания.

Так, например, Он допустил иудеям подпасть под иго Вавилона, однако через 70 лет (2Пар.36:21; Иер.25:11,12; 29:10; Дан.9:2) Он помог им возвратиться в Иудею (ср. Пс. 102:9).

Изнеможет дух: если бы Бог стал враждебно относиться к людям за их злые пути и «вечно вести тяжбу» с ними, тогда жизнь, которую Он дал, вскоре бы угасла и души, которые Он сотворил (см. комм. Быт.2:7), перестали бы существовать.

Однако это противоречило бы целям сотворения их.

17. Корыстолюбия его: корыстолюбие — это одна из форм эгоизма.

И этот главный порок Израиля был корнем всех зол (Иер.6:13; Иез.33:31; 1Тим.6:10 см. комм.Лк.12:15).

Скрывая лицо: Богу не свойственно поражать и истреблять. На какой-то период, в целях достижения определенной цели, Он может лишь сокрыть Свое лицо (Пс.29:8; 88:47; Иез.39:29; см. комм.Ис. 54:8) и показаться как бы оставившим тех, кого Он столь горячо любил (см. комм. Евр.12:6-11).

Отвратившись: или «отступив»(см. комм. Иер.8:50; Ос.4:16). Суды, которым Бог допустил совершиться над евреями, нисколько не исправили их. Они упорно продолжали идти своими путями. Так и многие сегодня предпочитают делать то, что им нравится, нежели жить согласно принципам Божиим.

18. Сетующих его: все комментаторы сходятся во мнении, что это выражение следует соединить с начальным словом ст.19 (отсутствующим в русском переводе),читая дословно так: «И для сетующих его сотворю плод уст». Израильтянам, которые печалились о своих злых путях и о бедствии, постигшем их народ, было дано обетование милости и избавления (Ис.61:2; 66:10; Иер.13:17; Иез.9:4; см.комм. Мф.5:4). Они будут славословить Бога за Его милосердие и благодать (Ос.14:3; Евр.13:15).

19. Мир: Божия весть о мире — это благая весть спасения (см.комм.Ис.52:7).

Евангелие дано для всех: близких и далеких, иудеев и язычников. Оно дается всем, желающим слышать (Деян.2:39) о болезни греха, каждому, кто желает оставить грех и следовать за Ним.

20. Нечестивые: мир и исцеление (ст.19) приходит только к тем, кто внимает вести спасения. Нечестивые не могут обрести мир, поскольку они отвергают то единственное средство, с помощью которого он может быть достигнут.

21. Нет мира: мир — это плод праведности (см.комм.Ис.32:17). К делам плоти относятся: «вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси (Гал. 5:19,20). Тогда как любовь, радость, мир относятся к плодам духа (Гал.5:22). Нечестивые не могут надеяться обрести внутренний мир души или внешнее спокойствие.Где игнорируются небесные принципы, там неизбежно возникают разногласия, ссоры, распри. Тогда нужно прежде всего оставить грех — причину этих распрей. Только праведность внутри может принести мир извне.