Глава 59

1. Рука Господа: многие в Израиле отнесли трудности, постигшие их народ, к неспособностьи Бога избавить их.

Они стали смотреть на Него так же, как язычники смотрели на своих богов. Они думали об Иегове, как о местном божестве, сила которого была ограничена и которое, казалось, было даже не в состоянии защитить Израиль от богов и армий окружающих народов.

Они обвиняли Его за все свои бедствия. Ныне Господь отвечает на ох обвинения: «Вина лежит не на Нем, а на них самих. Бог по-прежнему силен и благ, Его рука по-прежнему могущественна, Его ухо по-прежнему внимательно к воплям Его детей. Он может помочь им и непременно поможет, когда будут устранены препятствия.

Ухо Его не отяжелело: трудности заключались в духовном понимании самого Израиля, а вовсе не в Боге (см.Ис.6:9-10).

2. Беззакония ваши: грех создает барьер или преграду между человеком и Богом. Если небо кажется далеким от земли, то это лишь потому, что грех повесил завесу между человеком и Богом.

3. Руки ваши: Исаия повторяет здесь обвинения, высказанные в Ис.1: 15 ст. Хотя иудеи выставляли себя истинными приверженцами религии, их слова и дела были постоянно исполнены зла.

4. Никто не возвышает голоса за правду: контекст поясняет, что Исаия говорит здесь об отправлении правосудия; смысл таков, что, когда люди подают в суд, они делают это не с целью добиться правосудия, а с целью добиться утверждения судом несправедливых и деспотических актов.

Не вступается за истину: дословно: «Не ведет свое судебное дело в истине», то есть честно. На судебном процессе каждый пытается незаконно обмануть,перехитрить своего противника (Ос.

4:1-2; Ис.1:17,23; Ам.2:6-8; 4:1; 5:11,12; 8:4,6; Мих.3:11; 6:10-12; 7:2,3).

5. Змеиные яйца: вожди народа постоянно были исполненными злых умыслов, которые затем выливались в нечестивые поступки.

Паутину: они ткут обманчивые сети, чтобы в них поймать своих ближних.

Паутина вовсе не является орудием смерти, тем не менее она с успехом применяется для уловления жертвы.

Если раздавит: видимое крушение злых планов не могло отвратить зло. Враги правосудия все еще были в состоянии осуществлять свои намерения.

6. Паутины их: паутина не годится для одежды, и кто пытается ею одеться, тот просто открывает свой позор и безрассудство. Люди, ткущие паутину, теряют свое время на изготовление того, что не только совершенно бесполезно, но и вредно.

7. Ноги их бегут: слова «бегут» и «спешат» указывают на пыл и рвение, с которыми эти люди совершают зло. Их совесть не спешит, она вообще мертва. Закончив одно незаконное дело, они с нетерпением приступают к другому (ср. Прит. 1:16; 6:17-18; Мих.7:3).

Пролитие невинной крови: Манасия пролил «весьма много невинной крови» (4Цар.21:16). Бог сказал: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» (Быт.9:6). Когда иудеи были на краю гибели, их вожди стремились лишь к корысти и пролитию невинной крови, к тому, чтобы делать притеснение и насилие (см.Иер.22:17). Одним из условий, при котором Бог обещал отвратить гибель Иерусалима, было то, чтобы люди «не притесняли иноземца, сироты и вдовы» и не проливали невинной крови (Иер.7:6).

Мысли нечестивые: во дни Ноя Бог увидел «развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердец их были зло во всякое время» (Быт. 6:5). Точно также и сегодня — помышления злых людей предвещают бедствия для нашего поколения (см.комм.Мф.24:37-39).

На стезях их: то есть «на дорогах их».

Путешествие теперь было далеко не безопасным.

8. Пути мира: каждый, стремящийся к миру, должен прежде всего иметь миролюбивые мысли. Мир — это плод правильных мыслей и праведных дел (см.Ис.32:17).

Дети Божьи живут в мире в своих сердцах (Ис.32:18). Вот в чем заключается целебное свойство от страданий и бедствий человечества.

9. Суд: то есть «правосудие». В ст.1-8 Бог обращался к сынам Израилевым.Теперь же отвечают они, признавая справедливость Его обвинения против них.

Правосудие: дословно «справедливость».

Тьма: Израильтяне ожидали исполнение завета без исполнения обязательств завета. Они желали воспользоваться его преимуществом без признания его обязанностей.

За то они пожали проклятия неповиновения.

Израиль не стремился к правосудию, честности, доброте и милости, а потому Бог не станет защищать их от притеснителей. К своему великому разочарованию, они обнаружили, что мера, какою они другим мерили, теперь должна была сполна отмериться им (см.комм.Мф. 7:2). Они пожинали, что посеяли. Они взывали о помощи к Богу, однако небеса над ними, казалось, сделались медью и земля под ними железом (Втор.28:23).

10. Осязаем: ст.10-15 дают яркую картину последствий беззакония. Когда люди отказываются ходить путем добра и правосудия, Бог допускает слепоту (Ис. 6:10 ср.Римл.11:25). Он разрешает им ходить своими собственными путями, неизбежно ведущим к скорбям и затруднениям. Люди видят себя как бы запертыми в стенах бедствия. Тщетно они ощупью ходят вокруг, ища спасительный выход. Это были те самые последствия, о которых предсказывал Моисей (Втор.28:20,29).

11. Мы ревем: несчастье вызывает различную ответную реакцию, иногда мучения и страдания (см.комм.ст.9).»Нет мира нечестивым» (см.комм.Ис.57:21).

12. Преступления наши: от имени народа иудейского, Исаия теперь открыто признает их преступления (см. комм.ст.3). Пусть они более не пытаются оправдываться. Они уже начали получать возмездие за грех (см.комм.Римл.6:23 ср.Иак.

1:15).

13. Отступили: грех всегда уводит от Бога, а не приводит к Нему, путь который Израиль избрал, все дальше и дальше уводит от идеалов, поставленных перед ними Богом. Здесь Израиль (см.комм.ст.12) как бы открыто признает свою вину (см.комм.ст.9) и, поступая так, делает первый шаг назад к Господу. О последовательных шагах, необходимых для проведения реформ, говорится в главе 58:5-14. В этом была единственная для Израиля надежда отвращения дальнейших бедствий.

14. Суд: то есть правосудие.Исаия описывает печальное положение дел, наблюдающихся в судебных органах и в частных взаимоотношениях между иудеями. Правосудие здесь поэтически олицетворено и показано как бы убегающим для своей собственной безопасности, оно боится быть обнаруженным.

Правда: дословно «справедливость». Она тоже оставлена и теперь бежит от преследования людей. Истина подвергалась штурмовой атаке и ныне лежит подобно павшему воину, попираемая ногами, не будучи в состоянии подняться. Беспристрастность и честность отвержены, и они уже не в состоянии возвратиться. Таковы неотвратимые последствия оставления Бога и святого закона (см.»Вел.борьба.»).

15. Подвергается оскорблению: этими словами заканчивается раздел со ст.9. Время наступило крайне бедственное, так что даже праведник видит свою жизнь в опасности. Таково было положение в Иудее в период царствования Манасии, который пролил «весьма много невинной крови» (4Цар.21:16).

Господь увидел это: этими словами начинается новый раздел.

Небесное обвинение уже вынесено Иудее (ст. 9-15). Ныне Господь смотрит на кажущееся безнадежным положение Иудеи и предлагает Себя в качестве Спасителя и Ходатая (см. комм.Ис.53:12). Как радостно слышать о том, что, когда положение кажется людям мрачным и безвыходным, Господь не только знает все об этом, но и всегда готов принять соответствующие меры для оказания помощи.

16. Нет человека: в этот критический момент не было никого, кто бы мог принести облегчение (см.Иез.22:30). Некому было отвратить нависшее над народом бедствие, как в свое время это сделали Моисей и Аарон (Числ.16:47-48) или Финеес (Числ.25:7-8). С человеческой точки зрения положение казалось совершенно безнадежным.

Помощь должна прийти только от Бога. как это было в Египте, у Чермного моря, а также многократно во время путешествия по пустыне и овладения обетованной землей. Бог совершит великое дело ради имени Своего и ради Своего страждущего народа.

Нет заступника: то есть «некому вступиться» за Израиль. Они были недалеко от Небесного Отца и крайне нуждались в помощи (см.комм.ст.1-9).

Правда Его: безграничная милость побуждает Всемогущего Бога вступиться за Свой народ. Бедствия, постигшие Иудею во дни Исаии и позже, угрожали полностью уничтожить нацию. Но как об этом часто говорится в Исаии, вдохновение извлекает из наиболее критического положения важный урок, касающийся великой борьбы между добром и злом. Это относится не столько к одной Иудее, но вообще ко всему человечеству. Полная беспомощность Иудеи перед ее врагами показана как пример беспомощности всего человечества в борьбе с грехом и силами зла. Без Божественного вмешательства человек не имеет никакой надежды, поэтому Христос предлагает Себя в качестве выкупа за многих и вступает на трудный путь борьбы, который в конечном итоге приведет Его ко кресту.

17. Как броню: Исаия изображает Христа, как вооруженного воина, вступающего в борьбу за спасение человека. Это воистину великая борьба, но сражение ведется не с помощью плотского оружия.

Броня и шлем — это защитное орудие, предназначенное для ограждения головы и груди, двух самых уязвимых частей тела (Ефес. 6:14-17).

В ризу: Христос должен был перенести сражение к воротам врагов Своего народа.

18. По мере возмездия: дословно «согласно их дел». Чтобы быть справедливым, наказание должно соответствовать вине. Когда Христос возвратится, будет воздано каждому по делам его (Откр.22:12).

Господь «долготерпелив», но придет время, когда Он отомстит «врагам Своим» и не оставит без наказания (см.комм.Наум 1:2,3).

Островам: то есть дальним народам, угнетавшим народ Божий (см.комм. Ис.42:4).

19. Убоятся имени: подобно Египту в древности все народы будут вынуждены признать силу и величие Бога, когда Он восстанет на защиту Своего народа (см.Ис.45:23). Когда суды Божьи совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде (Ис.26:9). Заключительное проявление силы Бога ради Своего народа побудит всех признать Его, от края и до края земли (Пс.49:1-6;Мал.1:11;Откр.5:13;15:3,4) Придет как река: данный еврейский текст может быть переведен так «ибо он придет, как стремительный поток, подгоняемый дуновением Господа». Еврейский синтаксис и глагольная форма, по-видимому, вполне подтверждают такой перевод. Слово, переведенное как «враг» означает также «несчастье» или «ужас». Если данное слово является подлежащим, то оно должно быть именем существительным «враг».

Если же оно выступает в качестве частицы, определяющей слово «поток», что подтверждает ее положение, тогда дословный перевод этого предложения будет следующий: «Он придет, как поражающая река».

Прогонит: если этот глагол происходит от еврейского слова «несас», тогда данный перевод является правильным, а если же он происходит от слова «нус», что означает «гнать» или «обращать в бегство», тогда его следует перевести, как «нестись» или «быстро двигаться». Выражение «обрати его в бегство» логически вытекает из более распространенного перевода масоретского текста. Оба перевода соответствуют контексту, согласно первому переводу народ Божий терпит большое бедствие (см.комм.Ис.59: 9-15) и Он поднимается, чтобы избавить их (см.комм. Ис.59:15-16). Согласно второму переводу, последняя часть стиха 19 служит продолжением описания Бога, поражающего врагов Своего народа, о которых говорится в стихах 16-18. Поэтому вполне очевидно, что ни контекст, ни еврейский текст не могут точно решить в пользу одного из этих переводов. Когда враг приходит, казалось бы, с непреодолимой силой и уже ничего не может воспрепятствовать ему излить свою ярость на праведников, Бог являет Свое всемогущество (ст.16). Снова и снова на протяжении истории Бог чудесным путем вступался за Свой народ, и в критический момент при окончании времени, когда нечестивые жители земли будут думать, что святые полностью находятся в их власти, Господь явит Себя, истребит их врагов, а самих святых возьмет с Собой, чтобы дать им наследие.

20. Придет Искупитель: это пророчество исполнится при втором пришествии Христа. Господь возвратиться чтобы спасти народ Свой — тех, которые обратились от нечестия и приняли Его как Своего Спасителя (Римл.11:26,27). Павел говорит подобными же словами о том времени, «когда весь Израиль спасется».

21. Завет Мой: см.комм.Быт.17:4,7-8; Иер. 31:31-34; Евр.8:10-11; 10:16.