Глава 60

1. Восстань, светись: Исаия продолжает здесь описывать ту славную работу, которую должен был совершить Израиль, в случае если бы была проведена реформация, изображенная в Ис.58:6-14.

Главы 60-62 характеризуют эту великую работу. Таков был план Божий в отношении древнего Израиля. Однако сыны Израилевы не сумели совершить дело преобразования внутри себя, а поэтому и Бог не мог их избавить от внешних врагов и сделать их своими представителями в даровании спасения язычникам. В связи с этим преимущества и обязательства Завета были переданы духовному Израилю.

Следовательно, красочная картина славного триумфа Евангелия, изображенная в главах 60-62, полностью относится к народу наших дней.

Свет твой: свет всегда был символом Божьего присутствия («Жел. век», см.комм.Быт.3:24). Христос пришел на землю как свет жизни (Ин.1:4-5; 3:19; 8:12; 9:5; 12:35-36,46 см.комм.Ис.9:2). Принявшие Его и уверовавшие во имя Его (Ин. 1:9,12) должны излучать свет свой во славу Божью (см. комм. Мф.5:14-16; 1Петр.2:9). Перед возвращением Христа Евангельская весть должна проповедоваться с такой силой, что вся земля будет озарена светом истины (Откр. 18:1).

2. Тьма: то есть духовная тьма (см.комм.Ис. 9:2). Люди были склонны всегда более любить тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин.3:19). Мир окутан мраком неправильного понятия о Боге и Его любви. Злые люди не могут видеть добро в других. Они не способны ощущать небесный свет, когда он озаряет их (Ин.1:5,10,11).

Слава Его: на Божьем народе должно явиться отражение света славы Божьей. Когда люди ищут чести себе, они тем самым затмевают славу Бога. Когда же они затушевывают свое «я», позволяя Богу занять первое место в их сердцах и жизни, тогда Его слава может явиться в их жизни.

3. Придут народы: отражение Божьего характера через Израиль наряду с видным небесным благословением на нем как народе должно было привлечь внимание язычников и убедить их в превосходстве поклонения и служения Иегове (ср.Ис.49:6-22). В провидении Бога данное обетование должно было быть исполнено для церкви в наши дни (см.комм.стиха 1).

И цари: слава Божья, явленная в Его народе и церкви, привлечет внимание не только смиренных, но и великих людей мира сего. Даже цари обратятся к свету, мощным потоком излучаемому с Сиона (Ис.49:23; 52:12).

4. Возведи очи твои: Бог призывает Израиль обратить свое внимание на славную картину, изображенную в стихах 1-3. Церковь сегодня должна поднять взор от обычного круга своих занятий, чтобы уловить проблеск часа приближающего великого события и затем всецело заняться приготовлением к нему.

Дочерей твоих: последнее предложение стиха 4 звучит так:» И дочери твои заботливо вскармливаются на твоем боку».

5. Затрепещет: то есть от радости (Иер. 33:9). Израиль будет глубоко взволнован при виде славного предопределения, исполняющегося в нем. В рукописи Мертвого моря 1Г-Ис-а отсутствует слово, переведенное как «трепещет».

Богатство моря: намек на международную морскую торговлю во дни Исаии, которая приносила богатство всем, кто принимал в ней участие.

Достояние: обращенные язычники внесут большие пожертвования, чтобы продвинуть вперед и тем самым ускорить возвещение Евангелия.

6. Множество верблюдов: предыдущий стих говорит «о богатствах», идущих по морю. Здесь же идет речь о караванах верблюдов, то есть о земной торговле.

Из Мадиама: Мадиам, или Мадиан, один из районов в аравийской пустыне (Исх.2:15).

И Ефы: Ефа — мадиамское колено (Быт.25:4; 1Пар.1:33) и здесь земля, которую они населяли.

Из Савы: очевидно, имеется в виду район в Южной Аравии (Быт.10:7,28, ср.приезд царицы Савской к Соломону 3Цар. 10:1-10). В Мф.12:42 она названа «царицей южной». Псалмист предсказывает о том времени, когда цари Савы принесут дары славному царю Израильскому (Пс.71:10,11).

7. Кидарские: Кидар (Кедар) и Неваиоф (Наваиоф) были сыновьями Измаила, жившего в Аравийской пустыне (Быт. 25:13). Народы упомянутых здесь районов славились своими стадами скота и верблюдами (Суд.6:5).

На алтарь Мой жертвою: дары язычников будут приняты Господом в знак того, что Он также примет и их самих. Исаия вновь говорит о великом собирании душ из других стран (ср. комм. Ис.60:1).

8. Летят, как облака: образ меняется, и теперь язычники, собираемые в Иерусалиме, представлены в виде огромных стай птиц.

9. Острова: то есть «прибрежные земли». Отдаленные племена признают весть благодати Божьей (см.Ис.42:4). Сегодня огромные массы людей во всех уголках земли с тоской взирают вверх, страстно желая той надежды и того мира, которые только Евангелие может принести их обеспокоенным сердцам.

Корабли Фарсисские: это были большие морские суда (см. комм.Ис.2:16). Псалмист предсказывает то время, когда «цари Фарсиса и островов поднесут дань» Израильскому царю (Пс.71:10).

Серебро их: говоря о пришествии «желаемого всеми народами», Аггей заявляет, что все серебро и золото принадлежит Господу (Агг.2:8). Псалмист предвидел, что цари принесут свои дары в храм (Пс.67:30-32; см.комм.Ис.60:5). Истинно обращенные люди принесут Богу свои самые сокровенные богатства.

10. Сыновья иноземцев: то есть язычники (см.комм.Ис.56:6).

Строить стены твои: в древние времена городские стены служили защитой и свидетельствовали о силе города. Поэтому строить стены Сиона значило умножать силу города. Язычники будут помогать Иудеям в возвещении Евангелия.

Я поражал тебя: упоминание о Вавилонском плене (см.комм.Ис.54:7).

11. Всегда отверсты: в целях предостережения городские ворота на ночь закрывались, поэтому открытые на ночь ворота указывали на полный мир и безопасность. Однако как явствует из данного стиха, главной причиной того, что они будут на ночь оставлены открытыми, послужит необходимость дать пристанище бесконечным процессиям язычников, приходящих в Иерусалим, чтобы принести свои дары Господу в знак любви и верности.

Достояние: см.комм.5 стиха.

Приводимы: языческие монархи будут приходить в Иерусалим во всем своем царском великолепии, сопровождаемые слугами и придворными.

12. Народ: народы, отвергшие поклонение и служение истинному Богу, должны были лишиться своего права владения. По мере возрастания своей численности Израиль должен был постоянно расширять свои границы, пока царство его не захватило бы собою весь мир («Нагл.ур.Хр.»). Неспособность Израиля действовать в соответствии с Божьим планом, предусмотренным для него как народа, сделала невозможным исполнение этой радостной картины. Однако, в принципе она будет осуществлена нынешней церковью в славной победе Евангелия и возвращении Иисуса на нашу землю. В конце концов Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится и которое «сокрушит и разрушит все царства» (Дан.2:44 ср. Дан.7:22; Откр. 11:15).

13. Слава Ливана: Ливан славился своей красотой, особенно своими высокими кедрами. Ливанские кедры были использованы при постройке храма Соломонова (3Цар.5:6-10). Однако Исаия предвидит строительство нового храма, который должен был превзойти его своею славою. Иезекиилю были даны подробные указания относительно сооружения этого нового храма, который, впрочем, так и не был построен (Иез.гл.40-44).

Кипарис: относительно упоминаемых здесь деревьев см.комм.Ис.41:19.

Подножие ног Моих: Сион, сказано, есть подножие Господа (1Пар.28:2; Пс.98:5).

14. Придут к тебе с покорностью: то есть в добровольной покорности народы признают безграничное превосходство тех, кто любит истинного Бога и служит Ему (Ис.62:4-5,11).

15. Ты был оставлен: см.комм.Ис.54:7-8. Подобно оставленной жене Сион стал предметом насмешек и презрения у всех соседних народов (Пл.Иер.2:15). Однако он вновь займет свое прежнее положение и будет вновь благословением Господа (Пс.62:4). Если бы Израиль остался верным Господу, тогда Иерусалим стоял бы вечно как величественная столица земли («Жел.век.» и «Вел.бор.»).

16. Молоком: Исаия вводит еще один символ описания тех богатств и сокровищ язычников, которые мощным потоком устремятся в Иерусалим (см. комм. ст.6,7-11, сравни Ис.49:23; 61:6; 66:12). При выходе из Египта дети Израилевы должны были получить дары от своих прежних хозяев (Исх.3:22). При возвращении из Вавилонского плена иудеи получили доброхотные даяния серебра и золота от своих соседей и друзей, а также из царской казны (Ездр.1:6,7-11; 7:16,21-22).

И узнаешь: см.комм. Иез.6:7.

17. Вместо меди: как золото намного ценнее меди и серебро драгоценнее железа, так Господь умножит богатства Израиля. Все, что они пожертвовали Ему, будет, в конце концов, сполна возвращено им. Равно и то, что мы посвящаем на служение Богу, будет возвращено нам даже сверх наших ожиданий (Еккл.11:1; Мф.19:29).

Правителем твоим: вожди Израильские будут «мужами мира».

Слово «мир», несомненно, употреблено здесь в широком смысле общего благословения. Вожди Израиля приведут народ к успеху и процветанию.

Правду: употребленное здесь еврейское слово иногда означает «успех».

Политика правительства будет полностью согласована с Божьими принципами, а поэтому будет успешной.

18. Насилия: продолжается мысль стиха 17.

Вместо притеснения, жестокости и раздоров (Ис.59:3-15) будут господствовать принципы братской любви, благожелательности и взаимного уважения.

Стены твои спасением: присутствие и благословения Божьи будут лучшими стенами и оградою Иерусалима (Зах.2:5). Возгласы хвалы м благодарности заменяют ворота и засовы (Ис.26:1-3).

19. Не будет: солнце не прекратит своего существования на новой земле, но в его свете не будут больше нуждаться (Откр.21:23; 22:5).

Вечным светом: все еврейские слова, следующие за этой фразой до конца стиха, включая эти же слова в стихе 20, опущены в рукописи Мертвого моря 1Г-Ис-а. Это явный случай одной из ошибок, допущенных при переписывании. Взгляд писавшего непроизвольно перескакивал с первого упоминания этой повторяющейся фразы на второе, пропуская таким образом все остальные промежуточные слова. В рукописи Мертвого моря 1Г-Ис-б этот отрывок есть.

20. Для тебя вечным светом: пока человек живет в этом мире, он является свидетелем постоянной смены солнечного сияния и тени, света и тьмы, смеха и слез. В грядущем же мире Бог будет вечным светом и радостью для Своего народа (см.комм.ст.1).

Дни сетования твоего: см.комм.Ис.59:9-11.

21. Весь будет праведный: праведность — это личная цель каждого из народа Божьего. На новой земле осуществится высший идеал жизни, описываемый в Пс.14; 23:3-5, это будет мир, в котором обитает правда (2Петр.3:13), потому что все жители его будут праведны, всякая печаль удалится, ибо больше уже не будет греха (Откр.21:27 ср. Ис.52:1; Зах.14:16).

Наследует землю: обетования, данные отцам, будут исполнены в свое время (Быт.12:7; Дан.7:18; Мф.5:5; Откр.21:3-4,7).

Отрасль: «мужи Иуды» были любимым насаждением Бога (Ис.5:2-7 ср. Ис. 29:23; Еф.2:10). Образ Его был передан детям его, и Закон Его вложен в сердца их (Иер.31:33-34). Они должны были постепенно возрастать в Его подобие и быть подобными Ему (1Ин.3:2 ср.Еф.4:15). Соответствующее еврейское слово, означающее «отрасль», «отросток», «росток», опущено в рукописи Мертвого моря 1Г-Ис-а.

22. От малого: имеется в виду от «незначительного человека».

Произойдет тысяча: то есть произойдет род, насчитывающий тысячу человек (ср.Ис.54:1-3). Христос уподобляет небесное царство горчичному зерну, из которого вырастает большое дерево (Мк.4:30-32).