Глава 61

1. Дух: эта одна из самых выразительных глав Исаии. Каждому христианину ясно, что это мессианское пророчество Иисус отнес его именно к Себе, находясь в Своем родном городе Назарете (Лк.4:16-21). Говорящий здесь — Сам Христос, выступающий в роли раба Божьего (см.комм.Ис.41:8). Древнеиудейские толкователи не отрицали значения этого и многих других отрывков в книге Исаии. В стихах с 1 по 3 образно говорится о том, что должен был совершить Мессия для Израиля как отдельных личностей, так и целого народа. Однако вследствие отвержения Иисуса как Мессии Израильский народ лишился права на служение и благословение Мессии.

Помазал Меня: от употребленного здесь еврейского слова происходит существительное со значением «помазанник» или «Мессия» (см.комм. Пс.2:2; Мф.1:1; Лк.4:18). Поэтому данное слово может быть вполне переведено как «сделал Меня Мессией». При совершении обряда помазания данный человек определялся для какого-то определенного служения как Мессия. Аарон был помазан Моисеем, чтобы стать первосвященником (Исх.40:13), Саул и Давид — оба были помазаны Самуилом (1Цар.10:1; 16:13), Илия должен был помазать Ииуя в цари, а Елисея — в пророки (3Цар.19:16). Христу надлежало быть помазанным Богом Отцом (Пс.44:8) через Святого Духа (Деян.10:38) во время Его крещения (Мк.1:10; Лк.3:21-22).

Благовествовать: великая работа Христа на земле заключалась в проповеди «благой вести», или «Евангелия спасения» (Мк.1:1). После помазания Иисус ходил повсюду, проповедуя весть примирения и принятия Богом (Лк.4:14-15,18-21,31,34, 43-44; 5:32; 6:20; 8:1).

Нищим: в других переводах «кротким» (Лк. 4:18; Мф.11:5). Весть Христова предназначалась для нищих и кротких духом (Мф.5:3-5). Иисус Сам был кроток и смирен сердцем (Мф.11:29), а поэтому м приходящие к Нему должны быть подобными Ему (1Ин.3:1-3).

Исцелять: Иисус пришел, чтобы облегчить страдания опечаленных и изнемогших под бременем греха (Мф.5:3; 11:28-30; Лк.4:18). Христос — Великий Врач, Который пришел для того, чтобы исцелять сердца и души людей.

Проповедывать пленным освобождение: люди, поддающиеся греху, становятся его пленниками и рабами (Ин.8:34; Римл.6:16). Христос пришел избавить людей от рабства и сделать их свободными в Нем (Ин.8:36; Римл.6:1-23).

Сама эта фраза и мысль, которую она выражает, взяты из воззвания, обращенного к народу в юбилейный год (Лев.25:10; Иер. 34:8; Иез.46:17; Лк.4:18).

Открытие темницы: дословно «слепым прозрение», как написано в Септуагинте и в Лк.4:18. Соответствующий еврейский глагол никогда не употребляется в значении открывать дверь, а лишь исключительно в значении открывать глаза и уши глухим (Ис.35:5; 42:7). В Ис.42:1-7 Раб Господень — Мессия — должен был совершить именно эту работу, о которой здесь предсказывается.

2. Лето Господне благоприятное: дословно «год благословения», проявляемого Богом к людям.

Это относится к проявлению Божьей спасительной благодати, наблюдаемой в жизни и служении нашего Спасителя (Лк.4:19).

День мщения: резко выражена противоположность между «благословением» для принявших Мессию и «мщением» для отвергших Его. В синагоге Назарета Христос закончил чтение текста Исаии словами, предшествующими данному предложению (Лк.4:18).

Иерусалим воистину должен был увидеть «дни отмщения» (Лк.21:21-23), и именно за то, что иудеи отвергли Христа и его весть спасения (Мф.21:43-44; 23:36-38). Разрушение Иерусалима было прообразом великого окончательного дня мщения (Мф.24:3).

Всех сетующих: то есть о своих грехах (Мф.5:4) и о грехах ближних (Пс.118:53,136; Иер.13:17; Иез.9:4; 2Петр.2:8; 2Кор.2:1; 12:21).

3. Сетующим: см.комм.ст.2.

Украшение: дословно «нарядный головной убор», «корона», «диадема» или «венец», такой, какой надевает жених или доблестный победитель. Венец радости заменит пепел, посыпанный на голову в знак раскаяния и печали (Ис.58:5).

Елей радости: ср.Пс.44:8, где подобные же слова относятся ко Христу. В дни плача и поста евреи не употребляли благовонные масти (Дан.10:3; Мф. 6:17). Ныне всякие признаки печали должны быть удалены, и народ Божий должен украсить себя, как в дни торжества и радости. Их траурные наряды должны смениться красивыми нарядами. одеваемыми обычно по случаю какого-нибудь празднества (Зах.3:3-5; Лк.15:22).

Сильными правдою: дословно «деревьями праведности». В Ветхом Завете деревья нередко символизируют людей (Пс.1:3), в частности, здесь Божьих искупленных детей. Они будут праведными потому, что приняли подобие Его и пересозданы по образу Его (Ис.60:1).

Насаждением: см.комм.Ис.60:21.

Во славу Его: Бог прославляется, когда дети Его приносят плоды праведности и отражают в своей жизни черты Его характера (Ин. 15:8; Гал.5:22-23).

4. Застроят пустыни вековые: см. комм. Ис. 58:12.

5. Иноземцы: то есть язычники (см.комм.Ис. 56:6). Те, которые некогда были врагами Израиля, станут друзьями. Те, которые некогда опустошали землю, будут вместе с Израилем восстанавливать ее (Ис. 14:1-2). Израильтяне будут руководить работами, а обращенные язычники будут им помогать (Ис.14:1-2; 56:6-8; 60:3-10).

6. Священниками: сыновья Аарона были посвящены на служение Господу (Исх.40:13-15). Исаия предсказывает здесь о служении всего народа Божьего как «царственного священства» в великом деле приведения язычников к познанию истинного Бога (Ис.19:5-6; 1Петр.2:5-9).

Достоянием: см.комм.Ис.60:5; Римл.15:27; 1Кор.9:9-11.

Славою их: или «богатствами их». Богатства язычников окажут честь делу Божьему (Ис.60:5-6,16; Откр.21:24).

7. Вдвое: после тяжких страданий Иова Бог вознаградил его вдвое больше того, что он имел прежде (Иов.42:10). Дети Божьи переносили страдания, как им казалось, вдвое тяжелее, чем они заслуживали, однако Бог сполна вознаградит их за это (Ис.40:2; Зах.14:9-12; ср.Иер.16:18; Откр. 18:6).

Поношение: вместо поношения и позора дарует им радость. Положение коренным образом меняется. Некогда подверженные презрению и угнетению, они будут ныне возвеличены и превознесены. В стихах с 7 по 9 Исаия говорит более об Израиле, нежели Израилю, как в стихах 5 и 6.

8. Ненавижу грабительство: Исаия,по-видимому, вновь возвращается к мысли главы 1 стихи с 11 по 17.

Бог одобряет справедливость, милосердие и любовь (Пс.10:7; Мих. 6:8), но Он совершенно отвергает формальное служение (Ис.1:11; 2Тим.3:5; Ин.4:23-24). Только тот, у которого «руки неповинны и сердце чисто, кто ходит непорочно, делает правду и говорит истину в сердце своем, взойдет на гору Господню» (Пс.23:3-5; 14:1-5; см.комм. Мф.7: 21-27).

Награду: Бог воздает каждому по заслугам (Мф.20:1-16) Завет: см.комм.Ис.55:3; Иер.31:31,33.

9. Известно: то есть известно хорошо, и они в почтении. Люди признают, что народ Божий пользуется особым благословением и благосклонностью неба (Втор.4:6-8; 28:10).

Семя их: то есть «потомство их».

10. Радостью буду радоваться: Сион воздает благодарение и хвалу Господу за чудесные благословения, излитые на него. Бог милостиво снял с него позор и представил его перед миром в полном великолепии и славе (Ис.49:13-23; 54:1-8; см.комм.Ис.54:5-7; 61:7).

Ризы спасения: эти «ризы» представляют совершенный характер Христа («Свид.»т.4), в которые Его народ должен облечься уже здесь, в этой жизни («Нагл.ур.Хр.»; Мф.22:1-14). Они резко отличаются от нашей собственной «запачканной одежды» (Ис.64:6).

Венец: это слово переведено в стихе 3 как «украшение».

Как невесту: см.комм.Ис.49:18.

11. Растения свои: грех сделал землю опустошенной и разрушенной.

Но не вечно она будет такой. Евангелие благодати Божьей повелело пустыням пышно расцвести и принести плоды праведности во славу Божью (Ис.61:3; Гал.5:22-23; см.комм. Ис.5: 1-7; ср.Ис.32:15-16; 35:1-2; 41:18-19; 43:19-21; 44:3-4; 55:12-13).