Глава 62

1. Ради Сиона: эта глава, не прерываясь, продолжает тему главы 61, тему славного будущего Израиля как избранного Богом вестника истины для мира при условии, если народ останется верным Ему. Израиль оказался недостойным своего блаженного преимущества, а поэтому обетования эти должны найти свое исполнение в церкви наших дней. Здесь по-прежнему говорящий — Христос. Как и в Ис.61:1 повествуется о том, что Он совершил для Сиона (см. комм. Пс.47: 3). Сион — это поэтическое название Иерусалима.

Не успокоюсь: Христос дает торжественное обещание не прекратить трудиться для Своего народа до тех пор, пока известная цель в отношении его народа не будет осуществлена (Ис.42:4).

2. Увидят народы: см.комм.Ис.60:3-5.

Новым именем: в древности новое имя давалось, как это нередко было, в память какого-нибудь события особой важности (Быт. 17:5; 32:28; Руфь 1:20; Ос.1:6,9; 2:1). Здесь народ Божий принимает новое имя, соответствующее его новой жизни, тому славному положению, которое он ныне достиг. Относительно сущности этого нового имени — см.комм.Ис.62:4,12; ср.Откр.2:17; 3:12; 19:12).

3. Венцем славы: в тот день, когда осуществятся славные намерения Бога об Израиле, имя его будет прославлено, ибо все люди увидят, какой великий успех и процветание Он даровал им в благословение.

Бог желает, чтобы и сегодня церковь подобным же образом сделалась в Его руке орудием хвалы и красоты.

4. Оставленным: см.комм.Ис.49:14; 54:6-7.

Мое благоволение к нему: по-еврейски «Хефциба».Это имя означает возвращение Божьей благосклонности. Хефциба было имя жены Езекии (4Цар. 21:1), а Азува — «оставленная» — имя матери Иосафата (2Пар.20:31).

Замужнею: см.Иез.16:8. Та, которая до этого была на положении одинокой вдовы, станет уважаемой женой Мессии! Сравни сына Осии, имя которого было изменено с Лоами -«не Мой народ»- на Ами — «Мой народ» (Ос.1:9-10; 2:1).

5. Как юноша: брачный союз часто используется в Библии для изображения союза, связанного с заветом между Богом и Его народом (Ис.54:5; Иер.3:14; Иез.16: 8-14; Ос.2:19; 2Кор.11:2; Еф.5:22-27; Откр.19:7; 21:2). Как новобрачная приносит радость своему мужу, так и церковь приносит радость сердцу Бога. Он будет заботиться о ней так же, как верный муж обеспечивает и защищает свою возлюбленную жену.

6. Сторожей: обязанностью сторожей на стенах Сиона является предупреждать свой народ об опасности. Жители древнего Востока находились под постоянной угрозой нападения врага, а поэтому сторожам приходилось всегда быть наготове. Всякий духовный руководитель есть сторож, и его долг стоять на часах Сиона (см. комм.Ис. 21:11).

Ни днем, ни ночью: труд верного служителя никогда не является законченным (2Тим.4:2). Когда другие спят, он должен оставаться на страже. Когда другие утомляются, он должен сохранять мужество и силу. Он должен быть бдительным, усердным, бескорыстным и всегда стоять наготове, ибо от его верности зависит безопасность церкви. Если он спит или действует нерешительно, враг может одержать победу и другие тогда погибнут.

Напоминающие о Господе: дословно » побуждение помнить о Господе». Духовный страж ответственен не только перед паствой, но и перед Богом. От должен всегда быть в тесном общении с Богом, искать у Него совета, получать у Него силу. Изо дня в день он обязан излагать перед Господом нужды своего народа, будучи удостоверен относительно личного примера Христа (Ис.50:4; Мк.3:13; Лк.2:49).

7. Не умолкайте перед Ним: в других переводах «не давайте Ему покоя». Слуги Божьи сами не должны иметь покоя и как бы не должны давать покоя Богу до тех пор, пока Его благие намерения о них не будут исполнены. Они должны сами проявлять живой интерес с своему делу не как наемники (см.комм.Ин.10:12-13), а как люди, которым придется давать отчет (см. комм.Евр.13:17). Сравни поучения Христа в притче о настойчивой вдове (Лк.18:1-8).

Доколе Он не восстановит: см.комм. ст.1.

8. Господь поклялся: давая клятву, человек должен был поднять правую руку в торжественном подтверждении своей правдивости и искренности (Втор. 32:40, Иез.20:5,15). Вследствие согрешения Израиля Бог лишил народ Своей защиты и покровительства, позволив врагам победить его и разорить всю страну (Ис.59:1-15). Отныне же Бог будет защищать Своих детей от врагов (см.комм.Ис.59:15-20). Он восполнит все их нужды и обильно благословит их.

9. Во дворах святилища Моего: левитский закон требовал принесения в храм мирных жертв и первых плодов в знак благодарности за небесное благословение (Втор.12:5,18; 14:23). Если бы израильтяне всегда были благодарными и верными Богу, тогда благословения не переставали бы изливаться на них, и враги никогда не смогли бы одержать над ними победы (см.комм.Римл.1:21).

10. Проходите в ворота: Исаия пророчески говорит о пришествии Мессии (Ис.40:3-4). Все преграды должны быть разрушены. Все, что может послужить преткновением, должно быть устранено.

Приготовляйте: см.комм.Ис.40:3; 57:14.

Равняйте: см.комм.Ис.57:14.

Поднимите знамя: знамя является символом власти и призывает людей быть верными этой власти. Закон Божий — это духовное знамя. Подобным же образом Писание носит печать неба и призывает человечество к истинному повиновению. Святой долг духовных стражей Божьих — высоко поднять знамя истины, доверенной им Богом.

11. До конца земли: то есть самым дальним уголкам ее. Весть спасения должна достичь наиболее отдаленных уголков земли. В наши дни перед церковью стоит великая задача: трудиться вместе с Богом для выполнения этих славных обетований.

Грядет Спаситель твой: при Своем Первом пришествии Христос предлагал спасение дочери Сиона (Зах.9:9; Мф.21:5-9; Ин.12:15), а при Втором Своем пришествии Он дарует вознаграждение Своему народу, каждому по его делам (Ис.40:10; Матф.16:27; Откр.22:12).

12. Народом святым: Христос сделает Свой народ «славною церковью», «святой и непорочной» (Еф.5:26-27).

Когда окончится срок испытания, освящающая работа Христа в отношении Его народа будет завершена и каждый кто свят, будет «освящаться еще» (Откр.22:11).

Искупленным от Господа: Исаия часто подчеркивает мысль о том, что именно Христос искупает или выкупает Свой народ (Ис.43:1).

Он говорит о святом пути, по которому возвратятся избавленные Господом и придут на Сион (Ис.35:8-10). Он утешает Израиль словами о том, что Тот, Который сотворил его, даровал также и искупление ему, а в Ис.51:10-11 он сообщает. что избавленные «придут на Сион с пением» (см. комм. Ис. 44:6,23; 52:3).

Городом неоставленным: см.комм. Ис.62:4.

Сион согрешил, и за грехи его Господь допустил, чтобы над ним совершились тяжкие суды. Народ считал себя оставленным и забытым Господом (Ис.49:14; 54:6-7). Однако Исаия несет ему ныне весть утешения и успокоения (см.комм. Ис.40:1).