Глава 63

1. Едом: здесь Едом символизирует врагов Бога и Его народа (Ис.34:5). Едомляне были потомками Исава (Быт.25:30). Они постоянно враждовали с Израилем (Быт.27:41; Числ.20:14-21). Позже, при царствовании Ахаза, во дни Исаии, едомляне вторглись в Иудею и увели многих в плен (2Пар.28:17).

В Амос.1:6-11 Едом обвиняется за свою солидарность с Газой и Тиром в бесчеловечном отношении к пленным.

В Ис.63:1-6 пророк говорит о полной победе Мессии над всеми врагами.

От Восора: Восор — важный город Едома, расположенный приблизительно в 20 милях южнее Мертвого моря. Исаия уже упоминал о жертве в Восоре (Ис.34:5-6).

Чтобы спасать: Исаия указывает на действенный характер работы, совершаемой Мессией. Он явится в полноте силы Своей, чтобы истребить Своих врагов, будучи в то же время «сильным, чтобы спасать Своих детей».

2. В точиле: в древности виноградные гроздья помещали в большие чаны или цистерны, где люди топтали их ногами, выжимая таким образом сок. Одежда этих людей становилась красной от сока, этот же самый символ использует Иоанн (Откр. 14:19-20; 19:15).

3. Один: или «сам». Будучи на земле, Мессия прошел один через мучительные страдания в Гефсимании. Его ученики, которые должны были утешать Его, уснули (Мф. 26:36-45). Его человеческая плоть содрогалась от тех мук, которые уже вскоре Ему суждено было перенести. Видя неминуемую гибель обреченного мира, Он принял крещение крови, чтобы через Него миллионы потерянных душ могли получить вечную жизнь («Жел.век») На кресте, окутанный сверхъестественной тьмою, Он чувствовал Себя еще более одиноким (Мф.27:46; «Жел.век.»).

И Я топтал их во гневе Моем: относительно гнева Божьего см. комм. 4Цар.13:3. Мессия с радостью даровал бы всем людям спасение, но они отвергли Его божественное предложение и этим избрали смерть («Вел.бор.»).

4. День: см.комм.Ис.34:2-10; 35:10.

Год: ср.Ис.34:8. Время истребления нечестивых будет временем спасения праведников.

5. Не было помощника: в рукописи Мертвого моря 1Г-Ис-а вместо этой фразы написано:»Не было человека».

Дивился: это же самое слово в Дан.8:27 переведено:»Изумлен был». Образность языка подчеркивает здесь безвыходность создавшегося положения. Мессия видит, в каком жалком положении оказался человек, и решает Сам лично спасти его (Ис.40:10; 51:9; 52:10).

Ярость: соответствующее еврейское слово, часто встречающееся в Ветхом Завете, употреблено 81 раз для выражения Божьего негодования. Относительно Божьего гнева см.комм.4Цар.13:3.

6. Попрал: нечестивые представлены здесь в виде виноградных гроздьев, которые надлежит топтать в точиле гнева Божьего.

Сокрушил: в других переводах «опьянил».

Народы часто показаны пьющими чашу гнева, приготовленную Господом (Иов. 21:20; Пс.74:9; Ис.51:17,22; Иер.25:15; Откр.14:10).

7. Вспомяну: этот стих начинает новый раздел, продолжающийся до конца главы 64. Данный раздел представляет молитву хвалы и благодарения. Сион вспоминает нежную любовь и великие милости, проявленные Богом, несмотря на неблагодарность и отступничество Израиля. Поэма начинается выражением решения поразмыслить о доброте и благости Бога и рассказать о Его милостях другим (ср.Пс.88).

8. Он сказал: здесь, несомненно, подразумевается то время, когда Бог вступился за Израиль и освободил его от египетского рабства.

Не солгут: конечно, мы сейчас думаем, как было бы хорошо, если бы Израиль сохранил завет Божий. Трудно даже поверить, что нашелся бы такой человек, который был бы настолько неразумен, что стал бы нарушать условия такого завета и этим отверг бы обещанные благословения.В Соф.3:7 высказывается подобное же заверение в руководстве Израилем и где он вновь оказался непослушным.

Спасителем: соответствующее еврейское слово образовано от корня со значением «помогать», «спасать»; от этого корня происходит имя Иисус (Мф.1:21). Христос был Спасителем Своего народа как в ветхозаветные, так и новозаветние времена («Патр.и пр.»). Несмотря на многократные согрешения Израиля, Христос вновь и вновь вступался, чтобы защитить его.

9. Он не оставлял: в других переводах:»Он скорбел», дословно:»Он не был противником», или «Он не причинял страдание». Перевод «Он скорбел» основывается на целом ряде еврейских рукописей и на масоретском тексте. Как добрый любящий родитель страдает, когда переносят страдания его дети, так страдает и Бог. Господь увидел бедствие Своего народа в Египте (Исх. 3:16) и спас его, когда он в тесноте взывал к Нему.

Ныне Он есть наш великий Первосвященник, Который может сострадать нам в немощах наших (Евр.4:15).

Ангел лица Его: это был Ангел, в котором пребывало присутствие Бога (Исх.14:19,24; 23:20-23; 32:34; 33:14-15; Втор.1:32-33), и Он был никто иной, как Сам Христос («Патр.и пр.»).

Это был Христос, Который всегда пребывает со Своим народом, руководя им днем, ограждая его ночью и ведя его в обетованную землю вопреки всем противодействиям врагов.

Когда была поставлена скиния, Христос являл Свое присутствие во святом святых над крышкою ковчега между двумя херувимами (Числ.7:89).

Взял: или «поднял». Христос показал здесь, как Отец нежно заботится о Своих любимых детях (Исх.32:11-12; Ис.46:4).

10. Но они возмутились: неверность Израиля противопоставлена нежной любви и верности Бога (Пс.105).

Огорчили Святого Духа Его: Святой Дух был известен и совершал Свою работу в ветхозаветние времена. Павел увещевал церковь «не оскорблять Святого Духа» (Ефес.4:30). Во дни Ноя Бог сказал, что Дух Его «не вечно будет пренебрегаем человеком» (Быт.6:3).

Ропот и жалобы Израиля в пустыне были направлены не столько на Моисея, сколько против Самого Бога (Числ.16 гл; 20:1-5).

И неприятеля их: то есть Он казался как бы их неприятелем. На самом же деле все суды, постигавшие народ, исходили из милостивых намерений.

Бог заботился о спасении каждого человека.

11. Тогда народ Его вспомнил: дословно «когда он вспомнил». Не вполне ясно, к кому относится слово «он». Некоторые думают, что это Бог вспоминает, что Он сделал в древние времена и намеревается снова совершить свои славные чудеса. Другие же думают. что это народ вспоминает великие события прошлого.

Где Тот? Здесь говорит народ. Это становится особенно ясно, если заимствовать данную фразу из рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а. В Септуагинте читаем:» Где Тот, Который вывел из моря пастырей овец Своих?». Вместо «пастырей» в нескольких рукописях написано: «пастыря». В единственном числе это слово относится к Моисею,а во множественном, очевидно, — к Моисею, Аарону и другим известным вождям.

В сердце Его: подразумевается или Моисей с его особым духовным даром (Числ.12:1-8), или народ (Неем.9:20).

12. За правую руку: правая рука считалась сильной и действенной рукою (Пс.19:7).

Величественою мышцею Своею: ср.Ис.40:10, 53:1. Это была мышца, которою Бог совершал такие великие чудеса для избавления Своего народа из Египта (Исх.6:6; 15:6,12; Втор.4:34, 7:8).

Разделил пред ними воды: имеется в виду чудесное разделение вод Чермного моря (Исх.14:21, Пс. 105:9).

Вечное имя: слава имени Иеговы стала известна по всему древнему Востоку благодаря Его великим чудесам в избавлении народа от египетского рабства (Ис.Нав.2:10, 2Цар.7:23).

13. Чрез бездны: то есть через воды (Пс.105:9).

Как коня: по тому пространству, которое обычно покрывалось водой, евреи прошли так легко, как конь беспрепятственно пересекает широкую равнину.

14. Как стадо: как стадо приводят в тихую плодородную долину, где оно может найти злачные пастбища и приятный отдых после долгого путешествия по пустыне, так они были введены в Ханаанскую землю, их обетованную родину.

15. Призри с небес: это молитва к Богу о помощи. В древние времена Бог чудесно вел и избавлял Свой народ. Неужели Он ныне забыл их? Где ныне та ревность и могущество, которые в прежние дни столь чудесно были проялены над Его детьми? Благоутробие Твое: утроба, или внутренность живота считалась сосредоточием чувств и сострадания (см. комм. Быт.43:30; 3Цар.3:26; Ис.16:11; Иер.4:19; Пл.Иер.1:20). Последняя часть этого стиха дословно звучит так: «Где ревность Твоя, и могущество Твое и милости Твои ко мне? Разве они удалились?» 16. Только: дословно «ибо». Поскольку Бог был отцом Израиля, народ мог обращаться к Нему за помощью и руководством. Основанием для этих прошений было то, что Бог как их Отец чувствует Свою ответственность за них и что сердце Его, несомненно, тоскует о них. Авраам — их земной отец, и теперь он не может помочь им, но ведь Бог не таков.

Отец наш: ср.1Пар.29:10; Ис.64:8. Относительно других случаев употребления выражения «отец наш» в ветхозаветней молитве о Боге как Отце см.Втор.32:6; Иер.3:4; Мал.1:6; 2:10; см.1Кор.8:6; Гал. 4:4-6; Ефес.4:6.

Искупитель наш: от древних времен Бог был известен Своему народу как Тот, Который сокрушил узы его.

17. Попустил нам совратиться: на Библейском языке о Боге часто говорится, как о делающем то, что Он не предотвращает (1Цар.16:14). Поскольку Бог никогда не навязывает Свою волю, Он не препятствует людям следовать путями зла, которые они сами избирают. Фактически, в прямом смысле слова, люди никогда не получают позволения от Бога делать зло. Бог повелевает им делать добро (Втор.30:19). Однако поскольку им предоставлена свобода действия в нравственной жизни, Бог не препятствует им следовать путем нечестия, если они этого желают. Едва ли мы могли бы сказать о своих детях, если некоторые из них выросли и оставили путь высокой нравственности, что именно мы позволяем им это зло.

Они уже стали вполне взрослыми людьми и поэтому мы просто больше не вмешиваемся в их выбор.

Просьбу в Господней молитве «Не введи нас в искушение» следует понимать точно так же. Бог не искушает людей грешить (Иак.1:13), но допускает испытания, если это служит к нашему благу (Мф.6:13). Эти слова служат образцом выражения просьбы к нам о том, чтобы мы не впали в нечестие.

Ожесточиться: см.комм.Исх.4:21.

Обратись: ср.Пс.79:15; 89:13.

18. Короткое время: Авраам получил обетование, что земля Ханаанская будет дана ему и его семени на вечное пользование (Быт.13:14,15; 17:8). В сравнении с вечностью период от Иисуса Навина до Исаии был всего лишь коротким временем.

Обетования Бога являюся условными. Вследствие своего нечестия иудеи лишились обетований, дарованных Аврааму.

Попрали святилище Твое: во дни Исаии ассирийцы опустошили почти всю территорию Святой земли (гл.36-37), однако отказались от попытки захватить Иерусалим. Столетием позже вавилоняне под предводительством Навуходоносора положили конец иудейской нации и разрушили Иерусалим вместе с его храмом и стенами (4Цар.25:8-16). Когда Исаия произносил эти слова, храм еще стоял. Однако он пророчески уже предвидел то время, когда храм перестанет существовать (Ис.64:11).

19. Мы сделались: в своей просьбе Израиль исходит из того, что он как бы опустился до уровня язычников, которые никогда не знали Бога. Разве это правильно, чтобы дети Авраама, которые признавали Его своим Отцом (ст.16), были в таком же положении, как и другие, которых Он никогда не избирал? Исповедь Исаии, высказываемая от имени всего своего народа (см.комм. Ис.59:12,13), достигает здесь наибольшей глубины душевного страдания.

Иудеи чувствовали себя крайне униженными тем, что Бог, как им казалось, отверг их, и они в смирении умоляют, чтобы им не быть совсем оставленными. Именно этот дух тяжкого уныния и отчаяния побуждает их поднять свой взор к небу в молитве, которой и начинается следующая глава.

Более подробно относительно создавшейся обстановки см.комм.Ис.40:1.