Глава 5

1. Воспою: Исаия выступает то как пророк бедствий, то как пророк надежды.

Порой он произносит приятные, нежные слова, а порой негодующе изрекает слова гнева и ярости. В Ис.1:10 он называет предводителей Иерусалима «князьями Содомскими», а жителей города «народом Гоморрским». Теперь же он обращается к Израилю, как поэт или певец, воспевающий патриотическую песнь, услаждающую слух его народа. Сравни многие псалмы Давида и песни Соломона (см.Амос. 6:5).

Песнь Возлюбленного Моего: Подобно некоторым своим пророкам соплеменникам Исаия был прекрасным поэтом, и многие свои вести он высказывал в стихотворной форме, как песнь (см. Ис.6: 9-13; 9:2-21; 10:1-11,13,19,28-34; 11:1-9, 12-16; 12:1-6; 13:2-22; 14:4-21, 24-32; 15:1-9; 16:1-11; 17:1-6,12-14; 19:1-15; 21:1-15; 22:1-7; и.т.д. В русском синодальном переводе эти части не передаются в стихотворной форме, но уже существуют переводы на русский язык, в которых данные отрывки передаются стихами).

Возлюбленный, у которого был виноградник, — это Бог, а виноградником является Израильский народ (см.Пс.79:9-17; Матф.21: 33-41).

На вершине утучненной горы: «Утучненной горой» была земля Ханаанская с особым указанием на Иерусалим.

2. Он обнес его оградою: Еврейское слово, переведенное выражением «обнес оградою», буквально в еврейском языке означает «выстроил стены вокруг него». Перевод «обнес оградою» основывается на более позднем значении этого слова в еврейском языке. Контекст уясняет, что вокруг виноградника была ограда, или «стена» (Ис.5:5; ср.Матф.21:33). Бог положил ограждение вокруг Своего народа, чтобы охранять его. Поселение израильтян на центральных возвышенностях Палестины, вдали от непосредственного общения с соседними народами, служило для них ограждением. Божий закон и Его вести, посылаемые через пророков, являлись надежной оградой, предназначенной для того, чтобы удержать их от зла.

От камней: Камни, вероятно, символизируют собой местные народности той земли с их идолослужением и безнравственными обычаями.

Отборные виноградные лозы: Они символизируют израильский народ, тщательно отобранный Самим Богом (см.Ис.5:7).

Построил башню: Башня символизирует храм.

Точило: Им, как можно предположить, символически изображаются учебные заведения, наподобие пророческих школ, которые были предусмотрены Богом как средство для развития таких добродетелей, как праведность и справедливость, честность и чистота.

Грозды: Виноградник был насажден с той целью, чтобы приносить плоды, как и смоковница в притче Луки.13:6-9 ст. (см.Матф.21:19,34). Грозды символизируют плоды характера, отражение Божественного характера, который Израиль должен был явить миру.

Дикие ягоды: Вместо плодов Духа Израиль принес плоды плоти (см.Гал. 5:19-23). Жестокость и несправедливость, нечестность и обман, невоздержание, безнравственность, пренебрежение правами бедных и страдающих, притеснение сирот и вдов вот те пороки, которые пророки постоянно порицали. Это и есть «дикие ягоды», о которых здесь упоминается.

3. Мужи Иуды: Или «люди Иуды». Исаия продолжает обращаться к жителям Иудеи и Иерусалима (см.Ис.1:1-2), к тем, кто назывался народом Божьим. Песнь о винограднике здесь оканчивается, и Господь возлюбленный той песни — обращается через пророка к Своему народу.

Рассудите: Сиону предлагается самому вынести себе приговор (см.Матф. 21:40-41). Бог призывает Свой народ рассудить вместе с Ним (см.Ис.1:18). Его доводы верны, и израильтяне непременно признают Его справедливость и свою личную виновность, если они отнесутся к фактам без пристрастия.

4. Что еще надлежало бы сделать? Подобный вопрос служит наиболее эффективным средством для убеждения в неопровержимой истине. Этим испытующим вопросом Исаия поясняет, что Господь сделал все, что только можно было сделать для Израиля. Он предоставил им все необходимое для развития такого характера, который отражал бы Его собственный, и они должны были винить только самих себя за то, что не смогли достичь этого.

5. Отниму у него ограду: Бог намеревался отстранить Свою ограждающую руку от Своих детей и позволить их врагам грабить и рассеивать их. Вследствие беззакония виноградник должен был сделаться бесплодной пустыней.

6. Оставлю его в запустении: Бог Сам не опустошал Израиля, но лишив его Своей защиты, Он позволил врагам извне, ныне Ассирии, а позже Вавилону и Риму, исполнить Его волю. Ниже Исаия говорит о том, что Господь использовал Ассирию в качестве «жезла Его гнева и бича Его негодования» для наказания Израиля (см.Ис.10:5-7).

Ни вскапывать: Чтобы виноградник приносил обильные плоды за ним необходим соответствующий уход. Без надлежащей обработки и подрезки он наконец вырождается и превращается в бесплодную пустыню. Прекращение обрезания и вскапывания указывает на лишение народа тех средств нравственного и духовного развития, которые предусмотрел для них Сам Господь (см.Лук. 13:8; Иоан.15:2).

Заростет он тернами и волчицами: Некогда пышно цветущий виноградник сделается бесплодным и опустошенным. Вместо виноградных гроздей он будет приносить лишь одни тернии и волчцы.

Даже небо станет удерживать свои благословения, и земля сделается выжженной, бесплодной пустыней. Бог дарит жизнь и благословения (Иак.1:17). Удерживание Его благословений приводит к опустошению и смерти.

7. Виноградник: Бог не оставляет Свой народ в неведении относительно значения этой вести, с которой Он обращается к ним. Специальное предназначение этой вести для возмутившегося народа в некоторой степени напоминает тяжкий упрек Нафана, высказанный прямо Давиду: «Ты — тот человек» (2Цар.12:7), а также открытое обвинение Иисусом иудеев — «отнимется от вас Царство Божье и дано будет народу, приносящему плоды его» (Матф.21:43).

Дом Израилев: Хотя служение Исаии предназначалось главным образом для иудейского царства, некоторые из его вестей в той же мере относились и к израильскому царству. Притча о винограднике, несомненно, касалось в первую очередь Иудеи (Ис.5:3). Однако, слова упрека и предостережения о грядущих бедствиях были одинаково верны как для Иудеи, так и для Израиля.

Слово Израиль часто употреблялось для обозначения иудейского народа (см.Ис.1:3; 4:2; 8:18; 31:6; Мих.1:14; 3:1; 6:2).

Тот факт, что здесь упоминается и «дом Израилев» и «мужи Иуды», кажется подчеркивает, что весть эта относится к обеим нациям. Если «Израиль» обозначает здесь северное царство, то это пророчество было дано перед 722 годом до н.э, когда северное царство пало.

Учитывая приближение дня гибели израильской нации, мы едва ли станем отрицать, что пророк Господень, заботившийся прежде всего об Иудее, время от времени бросал пророческий взгляд и на соседнее северное царство в его критический момент.

Ждал Он правосудия: Бог смотрел на Свой народ, ожидая от него проявления справедливости, но вместо этого, всюду видел кровопролитие, несправедливость и притеснение.

Вопль: Вопль исходил от тех, кто был притесняем и чья кровь проливалась невинно (см.Быт.4:10; Втор.24:15; Иак.

5:4; Откр.6:9-10). Праведники не поступают друг с другом так, чтобы вопли о помощи восходили к Богу.

8. Горе вам: Здесь Исаия начинает перечислять целое множество бедствий, которые должны были постичь Израиль за все его преступления, конкретно изложенные в связи с «каждым горем».Эти преступления и есть «дикие ягоды» 2-го стиха. Невозможно перечислить все грехи народа, здесь названы только те из них, которые были наиболее характерны для того нечестивого поколения.

Прибавляющие дом к дому: Это наглядное описание указывает на грех алчности и скупости. Первоначально Бог желал, чтобы Израиль был народом, состоящим из мелких земледельцев. С целью воспрепятствовать им создавать большие владения Он установил юбилейный год (Лев.25:13; 27:24) и ввел закон об уделе наследниц (Числ.27:1-11; ср.Числ.33:54; 36 главу).

Однако израильтяне пренебрегли этими постановлениями, и в результате вместо множества мелких земледельцев в стране появился класс богатых владельцев и другой класс бедных, лишенных земли работников. Многие из народа были фактически низведены до положения рабов, другие же, не став еще рабами, были вынуждены платить непомерную подать. Михей, современник Исаии, также обличает это зло (Мих.2:2).

Одни поселены на земле: То есть устанавливаете монополию. Зажиточные классы вовсе не заботились об общем благосостоянии народа. Они были заняты исключительно своими интересами. Им было безразлично, если бы даже бедные были совсем стерты с лица земли. Создавалась такая обстановка, когда бедные должны были уже вскоре лишиться последнего клочка земли и богатым досталось бы право наслаждаться произведениями от земли.

9. Многочисленные домы: Те, кто лишает своих ближних законно принадлежащей им собственности, чтобы за счет этого расширить свои собственные владения, недолго будут пользоваться плодами своих деспотичных захватов. Вместо богатства и счастья, их неожиданно постигнет нищета и гибель всей нации. Создадутся такие обстоятельства, что их огромные и прекрасные владения останутся необитаемыми и никем не управляемыми.

10. Десять участков: Один участок составляет часть земли, которую можно было вспахать в течение одного дня парой запряженных волов.

«Бат»— приблизительно равняется 24 литрам. Иными словами, земля практически не будет приносить никакой прибыли.

Хомер: Десять еф составляли один хомер.

Хомер равнялся приблизительно 220 литрам, ефа — немногим более 20 литров.

Вместо того чтобы земля приносила соответствующий прирост, количество урожая будет даже меньше количества посеянных семян. Перед нами картина полного разрушения и гибели.

11. Ищут сикеры: Вторым указанным в перечне грехом является пьянство и невоздержание. Некогда избранные дети Божьи стали упиваться сикерой. Они вставали рано, чтобы искать выпивку, и до поздней ночи многие только и думали о вине (см.Ис. 22:13; 28:7; Осия.4:11; Амос.6,6).

12. Цитра: Музыка составляла неотъемлемую часть их пирушек (см.Амос.6: 5-6). Вместо того чтобы использоваться для славы Божьей, музыка сделалась мощным орудием в руках врага, принося гибель душе.

Они не взирают: На диких и распутных кутежах совесть этих ненасытных, прожорливых людей становилась усыпленной, истина и справедливость быстро забывались ими и сердца их делались открытыми для любой формы зла. Любовь заменялась похотью, а праведность — насилием и террором.

13. Непредвиденно: В других переводах «потому что у них не осталось знания». Грех — это безрассудство, недостаток мышления. Люди, предающиеся греху, показывают себя не мудрыми, а глупыми. Грех расплачивается дарами не благословения, мира и почести, а бесчестья, несчастья и смерти. Кто избирает грех, тот избирает и смерть. Бог неоднократно указывал, каковы будут последствия беззакония. Кроме того, опыты прошлых поколений нередко показывали, сколь ужасными являются плоды непослушания.

Ныне же израильтяне и иудеи обнаруживали в себе полное отсутствие «знания» и «ведения», упорствуя во зле и тем самым делая неизбежной свою гибель. Они были истреблены «за недостаток ведения», так как они отвергли ведение (Осия.4:6).

14. Преисподняя: Образное обозначение места пребывания мертвых.

Расширилась: То есть с той целью, чтобы вместить возросшее число новоприбывших из земли живых.

Шум их: Дословно «их великолепие», «пышность». Знатные люди Иерусалима, множество народа, все ныне торжествующие в своем великолепии и находящие удовольствие в своем нечестии тоже погибнут вместе с остальными.

15. Преклонится человек: Ср. Ис.2:9. Люди всех классов будут унижены, как малые, так и великие. Грядущее разрушение не пощадит никого.

16. Превознесется в суде: То есть будет почитаем, оправдан в своих делах правосудия. Грех неминуемо приводит к уничтожению, но в конце концов праведность и правосудие принесут честь и славу. Господь творит такие дела, которые принесут Ему честь и славу пред всей вселенной.

Явит святость свою в правде: Справедливое отношение Бога к человеку говорит о святости Его характера. Дети Божьи должны уподобиться Ему в своем характере. Израиль забыл о том, что Бог свят, и поэтому не мог понять ни важности, ни значения праведности. Глубоко сознавая сам возвышенный характер Бога, Исаия непрестанно указывал, что Израиль может тоже стать святым и праведным. Этот идеал совершенства он все время держит в поле зрения народа Божьего.

17. По своей воле: Можно также перевести «на своей пажити» (см. Иез.34:11-15). Восстановленный Израиль представлен в виде овец, мирно и счастливо пасущихся вместе.

Питаться оставленными жирными пажитями: Еврейский текст последней части 17-го стиха не ясен. Новый перевод:»Молодые агнцы и ягнята будут пастись среди развалин», основывается на переводе Семидесяти и вполне подтверждается контекстом. Согласно этому предложенному толкованию «оставленные земли» ныне переводятся как пажити, на которых будут мирно пастись домашние животные.

18. Влекут на себя беззаконие: Третье горе относится к тем, кто упорствуют в своих злых путях, вполне сознавая, что делают. Они как бы охотно привязывают себя веревками к своим беззакониям и упорно отвергают всякое действие или влияние, имеющее своей целью освободить их.

Как бы ремнями колесничными: Колесничный ремень толще и крепче обыкновенной веревки. Он указывает на более высокую степень отступничества, в котором нечестивые прикреплены к своим грехам такими крепкими оковами, что их уже невозможно разбить. Своим упорством во зле они сами предрешают свою судьбу.

19. Пусть Он поспешит: Эти грешники дерзко бросают вызов Богу, предлагая Ему не медлить с тем, что Он намеревается предпринять по причине их духа своеволия. Они открыто возмущаются против Него. Исаия постоянно указывает на неизбежность и близость грядущего опустошения. Имя его второго сына Магер-шелал-хаш-баз (Ис. 8:3) означает: «спешит грабеж, ускоряет добыча». Это имя должно было послужить для Израиля признаком близости бедствий, о которых так часто предсказывал Исаия (Ис. 8:18).

Но народ насмехался над небесными предостережениями. На высказываемые Исаией вести о неминуемом суде они с язвительной усмешкой отвечали:»Пусть Бог спешит творить суд Свой, о котором ты все время говоришь нам. Нам хотелось бы собственными глазами посмотреть это». Так они сами на себя накликали гибель (ср.Мал.2:17; 3:13).

20. Зло называют добром: Кто упорно отвергает предостережения,которые Бог посылает по Своей милости, тот в конце концов становится столь порочным в своих помышлениях, что он уже не может различать добро и зло. Он искренне принимает добро за зло, зло за добро. Когда порочность достигает этой границы, тогда гибель уже не может откладываться надолго.

21. Мудры в своих глазах: Будучи убеждены, что они знают лучше Бога, эти некающиеся упрямцы становятся осуетившимися «в умствованиях своих», и «несмысленное их сердце» уловляется во тьму (Рим.1:21). Их превознесенная мудрость на самом деле является безумием (Рим.1:22).

Мир полон людей, которые с презрением смотрят на тех, кто верит в Бога и повинуется Его Слову. Они придираются и выражают недовольство по поводу всего, что делает Бог и что Он намеревается еще сделать.

Именно люди этого класса навлекают на себя и на окружающий мир различные бедствия. Не мешало бы этим людям особенно внять величественным словам псалмиста:»Остановитесь и познайте, что Я Бог» (Пс.45:11).

22. Храбрый пить вино: Это горе подобно тому, которое высказано пьяницам в стихах 11-12. Однако там горе просто высказывается группе пирующих бражников, в то время как это горе указывает на связь между вином и несправедливостью, упомянутой в стихе 23-м, как являющейся следствием его употребления. Эти люди «храбры» в своем пьянстве и смелы в своем беззаконии.

23. Оправдывают виновного: Справедливость ничего не значит для этого класса людей. Они с готовностью снимают бремя вины с самых отъявленных преступников ради своей материальной наживы. За взятку они охотно объявляют праведного виновным, а нечестивого невинным.

Это нравственно падшие люди. Они привыкли жить в роскоши и не останавливаются ни перед чем ради получения желаемого богатства.

Когда подобные люди сидят на судейском месте, страна доходит до весьма печального положения.

24. Пламя истребляет сено: Дословно «как сгорает сухая трава, брошенная в пламя». В рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а написано: «Как пылающий огонь истребляется он». Этот же смысл передается в переводе Семидесяти: «Сжигаемых вместе в неугасимом огне».

Истлеет: Эти люди крайне испорчены, развращены, и в своем собственном развращении они и погибнут. Как сухая траве моментально воспламеняется и превращается в пепел, так будут истреблены и они.

Закон Господа: Ужасны последствия отвержения закона Господня, ибо без него невозможно распознать,что является добром и что злом. Именно отвержение закона Божьего послужило причиной того, что эти люди совершенно погрязли в беззаконии и стали участвовать во всех низких делах, описанных в стихах 8-23.

Презрели слово: Слово Божье всегда истинно и верно. Однако эти люди презрели Его Святое Слово (см. комм. Ис.5:21). Когда же человек занимает такую позицию, для него не остается почти никакой надежды.

25. Гнев Господа: См. Суд.2:20; 4Цар.13:3; 17:11. Вызвать гнев Господа очень страшно. «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх. 34:6). Он горячо любит грешника, но ненавидит грех. Бог не станет оправдывать виновного. Он не может делать это и оставаться последовательным в Своем характере, пока виновный не раскается в своих грехах. Когда нечестие достигает границы, за которой уже нет никакой надежды, тогда Божье долготерпение иссякает и начинает изливаться Его ярость. Во дни провозглашения этой вести Исаии нечестие Израиля почти достигло такой границы.

Содрогнутся горы: По всей вероятности, здесь имеется в виду какое-то сильное землетрясение, которое, должно быть, произвело огромные разрушения и рассматривалось как наказание от Бога.

Подобное землетрясение, видимо, имело место в годы царствования Озии, возможно, в последний период его правления, за несколько лет до его смерти. Можно предположить, что это было то самое землетрясение, незадолго перед которым был призван к служению пророк Амос (Амос.1:1). Ужасные события этого землетрясения были еще свежи в памяти народа, когда Исаия провозглашал эти слова.

Как помет: Дословно «как отбросы», «как мусор» или «как падаль». Во время землетрясения многие выбегали на улицу, где их настигала смерть, так что повсюду были разбросаны их тела.

Рука Его еще будет простерта: Т.е. в свершении суда (см.Ис.9:12,17,21; 10:4). О том, что Бог отвращает Свой гнев, смотри Пс.84:4; Ис.12:1, и о том, что Он простирает руку Свою, чтобы поражать и истреблять, смотри Исх.3:20; 9:15; Ис.14:27).

26. Знамя: соответствующее еврейское слово означает «сигнал», «знак», «знамение». В древние времена самым быстрым средством связи служили сигнальные огни или дым, передаваемые с вершины одной горы на другую.

Бог провозглашает, что подобным же образом Он пошлет весть народам. Это старинное средство сообщения послужило для Исаии символом, который он часто использовал в своих вестях (см.Ис.11:10-11; 13:2; 18:3; 49:22; 62:10).

Божьим знаменем могло быть какое-то знамение на земле или на небе. Им была любая весть, которую Господь мог передать через ангела или человека, посредством явления природы или любым другим способом, используемым Богом для того, чтобы воздействовать на сердца людей. Когда Бог скажет народам, они в ответ пошлют свои войска (см.Ис.5:2630). В данном случае Исаия, в частности, имеет в виду ассирийцев, которые вскоре должны вторгнуться в пределы Палестины (см. Ис.10: 5-7).

Даст знак: Дословно «свиснет». Как знамя было сигналом зрительным, так свист должен был служить сигналом слуховым.

Оба они должны быть понятны народам, которые вскоре должны были ответить на призыв Божий.

27. Не будет у него ни усталого: В стихах с 27-го по 30-й дается описание быстро наступающего войска (см.Ис.10:28-33). Войско спешит, тем самым в точности исполняя данное ему поручение. Ничто не препятствует ему. Сравни, каким образом Бог препятствовал египтянам, когда они действовали против Его воли (Исх. 14:23-25). Слова «у него» опущены как в рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а, так и в переводе Семидесяти.

28. Стрелы его заострены: Войско готово к сражению. Оружие его остро, кони его способны перенести длительное тяжелое путешествие, а колеса колесниц вращаются как будто со скоростью урагана.

29. Рев его: То есть его боевой клич. Войско приближается подобно льву свирепое, смелое, сильное и решительное.

Добыча не ускользает от него. Бог Сам дал этому войску приказ о наступлении, и Его намерение будет в точности исполнено.

30. Заревет на него: Здесь пророк обращается к другому образному выражению, сравнивая приближение ассирийцев с водами потока, который сносит все на своем пути, оставляя после себя одни лишь развалины и производя полное опустошение (см.Ис.8:7-8).

Вот тьма, горе: Образный рев моря сопровождается мраком и ужасом бури.