Глава 6

1. В год: По всей вероятности, это был 740739 год до н.э. Данная дата, несомненно, является в истории весьма важной.

В тот год, когда Озия закончил свое продолжительное царствование, длившееся ровно 52 года, Господь дал молодому Исаии видение, которое утверждало его призвание к пророческой деятельности и сообщало ему весть порицания для Израиля.

Это было тяжелое критическое время. Великий ассирийский царь ФеглаффеласарIII вступил на престол в 745 году и почти сразу же предпринял целый ряд походов, приведших к покорению значительной части западной Азии. В 745 году он выступил против Вавилон, в 744 году он воевал со страной, находившейся к северо-востоку от Ассирии, а между 743 и 738 годами он совершал ежегодные походы на северо-запад.

В своих летописях Феглаффеласар часто упоминает об Азарии из Лауды, являющимся, по мнению всех, Азарией (Озией), царем Иудеи, который, видимо, был главным организатором сопротивления ассирийской агрессии среди азиатских стран бассейна Средиземного моря. Он также упоминает о Менаиме, царе Израильском.

Озия умер в самом разгаре походов Феглаффеласара на запад. Человек, оказавший столь упорное сопротивление Ассирии, скончался. Что теперь ожидало Иудею? Неужели весь мир станет жертвой ассирийских захватчиков? За свои грехи избранные дети Божьи были лишены небесной защиты. Мощь Ассирии представлялась несокрушимой, и теперь казалось, что был лишь вопрос времени, когда Иудея будет покорена, и Ассирия станет господствовать над всем миром.

Видел я Господа, сидящего на престоле: Это видение Божественной славы произошло в одно из посещений Исаией святых покоев храма. Бог желал, чтобы перед взором Исаии открылось намного больше, чем он обычно видел происходившим вокруг себя. Бог желал показать Исаии, что несмотря на всю мощь Ассирии, Он по-прежнему был высок на своем престоле и руководил всем ходом событий на земле.

Моисею было дано подобное видение о Боге (Исх.24:10). Более чем за столетие до жизни Исаии пророк Михей видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем (3Цар.22:19). В первые годы царствования Озии Амос также видел Господа, стоящим над жертвенником во дворе храма (Амос.9:1). Позже, в годы Вавилонского порабощения, два пророка, Даниил (Дан.7:9) и Иезекииль (Иез.1:1; 10:1-5), видели Господа на престоле Своем подобно тому, как видел Его Иоанн на острове Патмос (Откр.4:1-6).

«Когда опасности окружают детей Божьих и силы тьмы, казалось бы, уже преодолевают их, Бог призывает их взирать на Него, сидящего на престоле Своем и управляющего всеми событиями на небе и на земле, чтобы они могли обрести для себя надежду и мужество» («Воспитание»).

Края риз Его наполняли весь храм: В тот час, когда Исаии было дано это видение, он стоял во дворе храма и молился («Прор.и цари»).

Вдруг перед ним отворились двери храма, и он увидел во Святом святых самого Бога, сидящего на престоле Своем. «Ризы»- это одеяния непреходящей славы Божьей, Иоанн относит это видение ко Христу (Иоан.12:41).

2. Серафимы: Дословно «блистающие» или «сияющие» существа.

У каждого из них по шести крыл: Ср.Откр. 4:8, где живые существа, которых Иоанн видел вокруг престола, также имели по шести крыл. Однако живые существа, видимые Иезекиилем, показаны лишь с четырьмя крыльями (Иез.1:6). Исаия видел, что Ангелы двумя крыльями закрывали свои лица в знак уважения и поклонения Богу, двумя крыльями закрывали ноги и двумя крыльями летали. Иезекииль же видел, что живые существа двумя крыльями своими закрывали свои тела, а два других у них простирались вверх (Иез.1:11).

3. Свят, свят, свят: Ангелы, стоящие вокруг престола Божьего, поражены Его наиглавнейшим качеством и совершенной святостью характера. Живые существа, которых видел Иоанн вокруг престола, точно также восклицали: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель» (Откр.4:8).

Бог желал запечатлеть в сознании Исаии представление о Своей святости, с тем, чтобы пророк постоянно указывал народу на это качество Божественного характера, а они в свою очередь были бы побуждаемы оставить свои грехи и стремиться к святости. В рукописи Мертвого моря IГ-Ис-а опущены слова «и говорили», а слово «свят» повторяется только два раза.

Полна славы Его: Ср.Ис.40:5. Сознание славы и святости Бога побудит людей стоять в смирении перед Ним.

В те дни, когда тьма покрывала землю и мрак народы (Ис.60:2), Исаия устремлял свой взор в будущее, когда вся земля наполнится славой Божьей.

4. Верхи врат: Дословно «оси предверий», т.е. углубления, в которых держатся створки дверей. Казалось, само основание храма поколебалось от голоса Божьего.

Дом наполнился курениями: т.е. «дымом» как бы от фимиама, отражающего сияние славы Божьей.

Ср.Исх.19::18, где сказано, что «гора Синай вся дымилась… и сильно колебалась», а также Откр.15:8, где храм показан наполнившимся дымом от славы Божьей.

5. Горе мне: Исаия перед этим объявлял горе грешникам среди народа Божьего (Ис.5:8-30). Теперь же, видя себя в непосредственном присутствии святого Бога и будучи охвачен благоговейным страхом, он сознает все несовершенство собственного характера. То же ощущение испытываем мы, когда искренне приближаемся к Богу.

Глаза мои видели: Это видение Господа в Его святости и славе, внушило Исаии сознание греховности и ничтожности человека. Смотря на Бога, а затем на себя самого, он видел всю свою ничтожность в сравнении с Вечносущим, видел всю свою виновность в присутствии «Святого Израилева» (Ис.5:24). Моисей закрыл лицо свое, когда вошел в присутствие Бога (Исх. 3:6). И Иов стал отрекаться от своих вопросов и раскаиваться в прахе и пепле (Иов. 42:6).

6. С жертвенника: Здесь имеется в виду жертвенник для приношения курений (см.Исх.30:1-8), по существу «жертвенник ходатайства». Иоанн видел, что молитвы, исходящие из сердец раскаявшихся грешников, были со множеством фимиама вознесены к престолу благодати (Откр.8:3-4).

7. Это коснулось уст твоих: Горящий уголь с жертвенника символизирует очищающую и облагораживающую силу благодати Божьей. Это также указывает на преобразование характера. Поэтому Исаия искренне желал, чтобы его народ тоже мог подвергнуться этому действию очищения и преобразования. Ныне же мы более всего нуждаемся в том, чтобы иметь уста, которых коснулся бы святой огонь с жертвенника.

8. Пошли меня: Ответ Исаии был прямым и безотлагательным. Подобно Павлу Исаия был исполнен лишь одним желанием, чтобы Израиль мог спастись (Рим.10:1). Он знал, что суды Божьи вскоре постигнут виновных, и страстно желал видеть их оставившими свои грехи. Поэтому единственной целью жизни Исаии было возвещать израильтянам Божьи слова предостережения и надежды, чтобы и они могли видеть любовь и святость Бога и таким образом были бы спасены.

9. Слухом услышите: Как и многие другие пророки, Исаия встретился с трудной задачей. Бог предупреждал его, что возвещаемые им слова большей частью будут оставаться без внимания,что несмотря на все его старания народ будет по-прежнему следовать своими путями зла.

Кажущаяся неудача должна быть его безрадостным уделом, но, конечно, не в большей степени, чем это было в служении Иисуса (Матф.13:14-15; Иоан.12:37-41) и Павла (Деян.28:26-27). Эти слова Исаии неоднократно повторяются, будучи верны также и в новозаветнее время. Исаия однако получил заверение в том, что труд его не будет совершенно напрасным, Бог указал ему на остаток, который все же спасется (Ис.1:9; 6:13; 10:21).

Тем не менее Павел видел, что в его дни иудеи окончательно решили свою судьбу и были отвержены как народ Божий (Деян.28:26-28; Рим.11:9-11).

10. Огрубело сердце: Духовное непонимание Израиля оказалось настолько притупленным, что они не были способны внимать волнующим вестям, посылаемым с небес. В подобном же положении был в свое время и фараон, когда сердце его ожесточилось и он отказался поступать согласно повелению Господа, данному через Моисея (Исх.4:21). Во дни Исаии не Господь ослеплял и ожесточал их сердца, но они сами поставили себя в такое положение путем отвержения посылаемых им от Бога предостережений. С каждым отвержением истины сердце все более и более ожесточается и духовное понимание все более притупляется, пока наконец не наступает полная неспособность воспринимать духовные факты. Бог не радуется смерти беззаконника. Со своей стороны Он делает все возможное, чтобы отвратить их от злых путей. Он хочет, чтобы они жили, а не умирали (Иез.18:23-32; 33:11; 1Тим.2:4; 2Петр.3:9).

11. На долго ли, Господи? Перед взором Исаии предстало мрачное зрелище. Ему даже не верилось, что изображенное Богом положение могло действительно продолжаться в течение какого-то времени. Ведь несомненно, народ должен вскоре образумиться и принять Божью весть спасения и избавления. Поэтому Исаия задает такой вопрос.

Доколе не опустеют города: Печальный ответ Господа открыл Исаии, что такое положение будет оставаться до тех пор, пока Иудея не уничтожит себя окончательно. Не было никакой надежды на покаяние, никакой надежды на избавление, однако остаток будет спасен. И ради этой малочисленной группы верных Исаия должен был провозгласить весть спасения, все же нация в целом откажется оставить свой путь беззакония. И этот отказ в конце концов принесет полную и неотвратимую гибель. Города останутся без жителей, а земля совершенно опустошенной и оставленной. Грех принесет несчастье и горе, а не процветание, разрушение, не жизнь, а смерть.

Вот та великая истина, которую глашатаи Божьи снова и снова возвещали миру см.Лев. 26:31-33; Ис.1:20; 5:9; Иер.4:7,20,23-27; 7:34; 9:11; 26:6,18; Мих.3:12, и др).

12. Удалит Господь людей: Это относится к приближающимся дням рабства. Сначала ассирийцы при жизни Исаии, а затем столетием позже вавилоняне уведут народ далеко в чужую землю. Об этом же предсказывал и Моисей, как об условном наказании, еще до вступления Израиля в обетованную землю (Лев.26:33; Втор.4:26-28; 28:64).

Великое запустение: Земля, которую Бог желал видеть процветающей как роза, превратится в пустыню и будет оставлена без жителей. Вместо процветания будет разрушение.

13. Десятая часть: Ввиду неполного уяснения отдельных выражений 13-го стиха в еврейском подлиннике перевод и толкование его несколько затруднены. Дословный перевод звучит так «И однако на ней, т.е. на земле (см.12 ст) будет десятая часть, и она (земля или десятая часть) будет как для уничтожения огнем, как теревинф или как дуб, при рубке которых пень остается в ней (в земле или десятой части, или в них, имея в виду теревинф или дуб) и святое семя ее во Мне». Основное значение стиха понятно. Стихи 11-12 описывают опустошение Иудеи в годы Вавилонского порабощения. Однако, хотя земля и будет совершенно опустошенной, это событие не явится признаком полного уничтожения израильской нации (см. Иер.4:27; 5:10,18; 30:11). Она вновь воспрянет. Мрачная картина упорства народа в своем беззаконии, слепого и глухого к словам, возвещаемым Исаией вплоть до того дня, когда они будут уведены в рабство, сменяется здесь радостным заверением, что земля не будет навсегда оставаться полностью опустошенной и что Божьи намерения о ней будут в конце концов исполнены.

Обратите внимание на имя первого сына Исаии «Шеарясув», которое буквально означает «остаток возвратится» или обратится.

Мысль о том, что остаток возвратится, вновь и вновь повторяется на протяжении всей книги (Ис.4:2-3; 10:21; и др). Не следует придавать особого значения тому, что остаток именуется «десятой частью» в еврейском подлиннике. В Библии десять — это небольшое, порой даже неопределенное число, и десятая часть здесь просто означает малочисленность.

Как от теревинфа: Теревинф — это дерево, из сока которого вырабатывают скипидар. Дерево может быть срублено и от него ничего не останется, кроме пня. Но из этого пня вырастет новое дерево.

Поэтому Исаия должен был возвещать слова ободрения и надежды.

Труд его не должен оставаться тщетным, остаток все же будет спасен.

Святое семя: Во пне все же остается жизнь, и он со временем снова разрастается и становится новым деревом. В Ветхом Завете дерево обычно символизирует народ Божий (см.Ис.65:22; Иер. 17:8; ср. Дан.4:14-23). От этого «святого семени» произойдет новый, святой Израиль.