15 глава

Христос — истинная виноградная лоза

(Ин. 15:1-17)

1

Я есмь. Одно из славных высказываний Иисуса о Самом Себе (см. на 6:20. ср. 8:12. 10:7, 11. 11:25. 14:6). О значении Я есмь без местоимения Он — см. на 8:24.

Истинная. Гр. алетсенос — подлинный. В Библии Израиль представленный виноградной лозой (Пс. 79:8-16. Ис. 5:1-7. 27:2, 3. Иер. 2:21. 12:1-10). Искусно сделанная из золота Лоза украшала вход в храм Ирода (см. Мишна Миддах 3, 8 в Талмуде изд. Санкина стр. 15), и изображение листьев лозы или кистей винограда свисали на углах и в архитектурном оформлении. Спасение Израиля зависело от его тесной связи и Истинной Лозой. Но Израиль проявил неверность к своим духовным преимуществам и отверг своего истинного Царя — Иисуса. Теперь Иисус представил Себя как истинную виноградную Лозу. Только через жизненную связь с Ним люди могут быть спасены.

Виноградарь. Гр. георгос — труженик земли, здесь — виноградарь. Ср. применение георгос в Лк. 20:9. 2Тим 2:6. Иак. 5:7. Сначала Бог взял лозу из Египта (Пс. 79:9) и посадил её в земле ханаанской. Теперь Он взял другую Лозу — Своего Собственного Сына и посадил Его в земле Израильской (см. ЖВ 675).

2

Всякую у Меня ветвь. Ученики представлены как ветви лозы. Как жизнь ветвей и принесение плода зависит от связи с главным стволом Лозы, так и духовная жизнь христиан и принесение плода зависит от их связи со Христом.

Не приносящую плода. Заявляющие, что они пребывают во Христе, должны приносить плоды согласно своему исповеданию. Эти плоды в другом месте Св. Писания названы Плод Духа (Гал. 5:22. Еф. 5:9) или плоды праведности (Фил. 1:11. ср. Евр. 12:11), т. е. плоды, которые являются праведностью. Эти плоды, очевидны в характере и в жизни. Когда эти добрые плоды (Иак. 3:17) отсутствуют, возникает необходимость отсечь бесплодные ветви.

Отсекает. Гр. аиро (см. ниже очищает).

Очищает. Гр. катхаиро — очищать, в данном случае удаляя лишние прорастания. Характер очищается посредством испытаний и опытов жизни. Отец, как небесный виноградарь наблюдает за этим процессом. И хотя наказание вначале кажется печалью, но после, наученным через него доставляет мирный плод праведности (Евр. 12:11).

Чтобы более принесла плода. Без роста нет жизни. Жизнь требует постоянного развития. Совершенствование характера — суть работа всей жизни (см. НУХ 63-66, см. на Мф. 5:48).

3

Уже. Гр. еде — уже, теперь.

Вы… очищены. См. на 13:10.

Через слово. Лучше посредством Слова. Ученики отозвались на слово спасения, которое принёс им Иисус (ср. на 12:48).

4

Пребудьте во Мне. Постоянное пребывание в живой связи со Христом — главное условие возрастания и принесения плодов. Случайное внимание к делам религии — недостаточно. Один день усердствуя, а другой — пренебрегая духовными вопросами — такое действие не приносит духовной силы. Пребывать во Христе означает, что душа ежедневно общается с Иисусом Христом и живёт Его жизнью (Гал. 2:20). Невозможно, чтобы одна ветвь жизненно зависела от другой; каждая ветвь самостоятельно должна иметь связь с Лозой. Каждый член должен приносить свои собственные плоды.

6

Кто не пребудет во Мне. Обман, что однажды в благодати — всегда в благодати устраняется этим условием. Тем, кто пребывает во Христе, возможно отпасть от Него и быть погибшим (см. на Евр. 6:4-6). Спасение покоится на условии — пребывать во Христе до конца.

Засохнет. Христианин, представленный отсечённой ветвью может выполнять форму религии, но не иметь жизненной силы (2Тим. 3:5). При испытаниях и переживаниях обнаруживается его поверхностное исповедание. Подобно тому, как отсечённые ветви, в конце концов, будут собраны и сожжены, так и неверные христиане вместе с нечестивыми будут окончательно истреблены (Мф. 10:28. 13:38-40. 25:41, 46). Здесь говорится не о явном, открытом непослушании, но просто о грехе небрежности. Сравни притчу об овцах и козлах (Мф. 25:31-46). Находившиеся по левую сторону царя — суть те, которые пренебрегли практической христианской обязанностью и были исключены из царства Божьего.

7

Если пребудете во Мне. Пребывание взаимное, как выражено в ст. 4. Человек становится причастником Божеского естества только тогда, когда пребывает во Христе, и Христос в нём (2Пет. 1:4). Его мысли становятся настолько подобны Божественной воле, что он совершает только такие просьбы, которые согласуются с волей Бога (см. 1Ин. 5:14. ЖВ 668). Кроме того, никакой грех не должен вторгаться в нашу жизнь, чтобы не воспрепятствовать благосклонному ответу.

Слова Мои в вас пребудут. Эти слова показывают, что пребывание Христа в сердце не является совершенно таинственным, необъяснимым опытом. Принимая Его слово, люди принимают Христа. По мере питания этим словом просвещается разум. И как только они сделают разумный выбор, чтобы последовать этому слову и быть послушными ему безоговорочно через подкрепляющую силу неба, Христос — упование славы, сформируется в них (Кол 1:27). Однако, чтобы пережить такой опыт, необходимо ежедневно питаться Словом Божиим (см. Ин. 6:53).

8

Если вы принесёте много плода. Виноградарь славится, когда его плантации плодоносят хорошо. Таким же образом слава приходит к Богу, когда Его образ отражается в жизни Его последователей. Сатана заявляет, что требования Божии слишком суровы, и что человек не может достичь идеала христианского совершенства. Таким образом, когда человек через Божественную благодать становится причастником Божеского естества, оправдывается характер Бога.

И будете Моими учениками. Проявление христианских добродетелей — доказательство истинного следования за Христом, истинности ученичества. Без жизненной связи со Христом невозможно приносить плоды праведности (ст. 5, ср. 13:15).

9

Так возлюбил Меня Отец. Ср. 3:35. 5:20. 10:17. 17:24.

В любви Моей. Пребывать во Христе, означает пребывать под покровом Его любви. Для нас утешительно знать, что любовь Христа к нам подобна пребывающей любви Отца к Его Сыну. Более того, Сам Отец любит вас (16:27) той же любовью, как Он возлюбил Сына (ЕГВ. Review and Herald. 4 ноября 1890 г.).

10

Заповеди Мои. См. на 14:15.

Заповеди Отца. Обозревая прожитую жизнь, Иисус мог с уверенностью сказать: Я исполнил заповеди Отца Моего. Он всегда делал то, что было угодно Его Отцу (8:29). Он не сделал никакого греха и не было лести в устах Его (1Пет. 2:22). Его безгрешная жизнь доказала, что с Божьей помощью людям возможно исполнить заповеди Божии (ЖВ 24 стр.).

11

Радость Моя. Радость Христа заключалась в сознательном, успешном выполнении Его миссии. Спаситель имел радость, терпеливо выполняя Божий план искупления, ради искупления человека. Цель Его жизни — прославить Отца Своего.

Радость ваша. Радость — это вторая и добродетелей Духа, перечисленных ап. Павлом (Гал. 5:22). Истинная радость не находится среди шумного смеха или пустого возбуждения мирских удовольствий. Истинное удовольствие христианина в любви Христовой, в достижении побед и в бескорыстном служении человечеству. Радость в её наивысшем значении будет достигнута в будущем мире; но уже здесь в настоящее время, тот, кто пребывает во Христе, может пережить радости в её высшей степени.

12

Заповедь Моя. См. на 13:34.

13

Нет больше той любви. Эта новая заповедь (13:34, ср. 15:12) предписывает ученикам такую же любовь друг ко другу, как Иисус проявил к ним. Иисус открыл теперь перед ними меру этой любви. Эта любовь склонила Его положить за них Свою жизнь. Однако Его любовь превзошла то, что Он теперь повелел: Когда мы были ещё грешниками, — Он умер за нас (Рим. 5:6-8).

Друзей. См. на ст. 14.

14

Друзья. Гр. филои, ед. число филос, родственное глаголу филео — любить (см. на Мф. 5:43, 44). Филос означает возлюбленный или дорогой, или тот, кто любит и относится дружественно. В настоящей дружбе — взаимная любовь. Ученики должны проявить свою любовь через смиренное послушание (14:15).

15

Рабами. Гр. доулои, ед. доулос часто означающее раб, здесь возможно раб в ограниченном смысле. От такого раба в данном случае можно ожидать слепого повиновения, которые не вникают в планы и намерения своего хозяина. Иисус доверил и открыл Своим ученикам многое, а Св. Дух должен был ещё более осветить их и они должны будут трудиться без Него, без Его личного присутствия (14:26). Иисус должен был вскоре оставить их и они должны будут трудиться без Него, без Его личного присутствия. На них ложилась тяжёлая ответственность. Он желал, чтобы они осознали, что их отношения с Ним — отношения друзей. Прежде Он подразумевал, что они были слугами (см. на 13:16), но теперь они были Его друзьями.

16

Не вы Меня избрали. Ученики сами решились следовать за Христом, но Иисус из Своих многих последователей избрал 12 апостолов (Лк. 6:13, см. на Мк. 3:14). Все могут решить, следовать ли им за Христом; но только Он избирает людей, которые должны занять ответственное положение и быть руководителями в Его деле (1Кор. 12:7-11, 28).

Приносили плод. Т. е. были успешными в своём служении.

Чтобы плод ваш пребывал. Ср. 4:36.

Чего ни попросите. Ср. 14:13. Определённое, главное условие услышанной молитвы — пребывание во Христе.

Во имя Моё. См. на 14:13.

17

Да любите друг друга. См. на 13:34, ср. 15:12.

Предостережение о гонениях

(Ин. 15:18-16:4)

18

Если мир вас ненавидит. Со стороны мира будет ненависть, но среди вас — должна быть любовь (ст. 17). Со стороны мира они будут переносить много нападок, испытаний, но пусть среди них не будет соперничества (Лк. 22:24). Мир ненавидит тех, чьи симпатии и интересы не соответствуют ему (см. 7:7).

Меня прежде вас возненавидел. Ученики уже видели всю ярость мирской ненависти.

19

Если бы вы были. Это условие согласно конструкции гр. языка не выполнимо. Они были в мире, но поспешили согласно призыву Иисуса, выйти из мира. Иисус сказал о Своих братьях, сыновьях Иосифа (Мф. 12:46) Вас мир не может ненавидеть (Ин. 7:7, см. на 15:18).

Ненавидит вас. Причины ненависти, отмеченные в предшествующих стихах:

1) Пребывание во Христе (ст. 4).

2) Принесение плодов праведности (5 ст.).

3) И проявление их (16 ст.).

Праведная жизнь, открытое свидетельство христиан, являются прямым укором делам мира (Ин. 7:7. 1Ин. 3:13). Робертсон задаёт многозначительный вопрос: Ненавидит ли вас мир? Если нет, то почему? Стал ли мир более христианским, или христиане стали более мирскими?

20

Помните слово. См. Ин. 13:16, ср. Мф. 10:24. Лк. 6:10.

Будут гнать вас. Об этом Иисус уже раньше предостерегал (см. Мф. 10:17-23). Он не делал, чтобы ученики впали в уныние, когда преследования в полной мере обрушатся на них. Каким действенным был этот урок, когда впоследствии их неустрашимое мужество встретилось лицом к лицу с побоями, тюремными заключениями, пытками и смертью (Деяния 5:41. 16:22-25). Перед лицом беспримерного преследования (2Кор. 4:8-12. 11:23-28) Павел мог сказать: Ибо кратковременное лёгкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу (2Кор. 4:17). Страх и ужас предстоящих преследований должен был потрясти молодую церковь в Фессалонике. Поэтому Павел писал верующим: Чтобы никто не поколебался в скорбях сих; ибо вы сами знаете, что нам так суждено (1Фес. 3:3, ср. Флп. 1:29. 2Тим. 3:12. 8 т. 127-129).

Моё слово соблюдали. Несмотря на то, что большинство отвергнет, всё же некоторые поверят слову Христа. Так будет и в отношении учеников. Некоторые примут слово и будут спасены. Их труд будет вознаграждён.

21

За имя Моё. Т. е. ради Меня или на Мой счёт. Имя часто олицетворяет личность или характер (см. Мф. 10:22. 12:21).

Не знают пославшего Меня. Они говорят, что знают Бога и поклоняются Ему, но они находятся в неведении относительно Его характера и извращают Его слово (ср. 14:7. 16:3. 17:3).

22

Не имели бы греха. См. на 9:41. Итак, оставляя времена неведения (Деяния 17:30). Бог повелевает всем… Теперь, когда Иисус пришёл открыл им путь спасения, — они оставались без извинения. Какое ещё большее откровение мог представить Бог о Самом Себе? Их грех заключался в непринятии Иисуса, Который был для них путь истина и жизнь (14:6). Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех (Иак. 4:17). На Суде человек будет осуждён не потому, что находился в заблуждении, но потому, что пренебрёг посланными небом преимуществами, чтобы уразуметь, что есть истина (ЖВ 490).

Извинения. Гр. профазис — предлог, отговорка.

23

Ненавидит и Отца Моего. Ср. 13:20. 14:7, 9-11.

24

Дел. В ст. 22 призыв был направлен на слова, высказанные Иисусом. Здесь внимание обращено на Его дела. И то и другое является вполне достаточным, чтобы обосновать веру в Него как Спасителя мира.

Не имели бы греха. См. на ст. 22.

25

Но да сбудется Слово. В гр. языке эта часть предложения может быть истолкована как выражающая скорее результат, чем цель (см. на 9:3, ср. на Мф. 1:22).

В законе их. См. на 10:34.

Возненавидели Меня. Цитировано, вероятно, из Пс. 68:5. Однако, ср. Пс. 34:19.

26

Утешитель. См. на 14:16.

Я пошлю. Снова в 16:17 Иисус представлен как Тот, Который посылает Духа Святого, в то время, как в 14:26, ср. ст. 16 — Отец посылает Духа. В этом нет противоречия. Отец и Сын сотрудничают в полном согласии (см. на 10:30).

27

А также и вы. См. Деяния 5:32.

Сначала. Они были избраны быть свидетелями (см. Деяния 21:22). Сравни употребление фразы от начала в 1Ин. 2:7. 3:11. 2Ин. 5:6.

Комментарий Е. Уайт на 15 главу

Иоанна 15:1-2

Принесение плодов свидетельствует о пребывании Христа.

Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает. У Меня… Это не означает, что те, которые действительно находятся во Христе, не приносят никакого плода. Бог купил нас через Христа, Который стал умилостивлением за наши грехи. Мы в сфере Его милости; ибо Его благодатные руки обнимают всё человечество. Поскольку Христос уплатил цену за всё служение, которое мы должны совершить для Него — мы являемся Его слугами через искупление. Хотя мы находимся во Христе Иисусе через Его завет обетования, всё же, если мы находимся в равнодушном состоянии, не назначая Его нашим личным Спасителем, мы не приносим плода. Если мы падаем, будучи причастниками Его Божественного естества, мы не приносим плода и будем отсечены. Мирские влияния отдаляют нас от Христа, и наша участь тогда соответствует ветвям, не приносящим плода — и будем отсечены. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает. А всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Наше принесение плодов свидетельствует — действительно ли мы пребываем во Христе…

Мы являемся собственностью Христа: Вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою. Пребываете ли вы в Нём, через живую веру? Если мы не приносим какого-либо плода, силы тьмы овладеют нашими мыслями, нашими чувствами, нашим служением, и мы будем принадлежать миру, хотя и признаём себя детьми Божиими. Это опасное и неприятное состояние, ибо мы теряем всякую красоту, славу, и удовлетворение, и всё это мы могли бы иметь как наше преимущество. Пребывая во Христе, мы можем иметь Его сладость, Его аромат, Его свет. Христос — свет миру. Он сияет в наших сердцах. Его свет, пребывающий в наших сердцах, отражается на наших лицах. Созерцая красоту и славу Христа, мы изменяемся в тот же образ. (Рукопись 85. 1901 г.)

Иоанна 15:1-5

Необходимо иметь тождество со Христом.

Ветви истинной Лозы — суть верующие, которые приходят в единство посредством связи с Лозой. Связь ветвей друг с другом и с Лозой составляет их единство, но это единство не означает единообразие во всём. Единство в разнообразии — суть принцип, который охватывает все творения. В природе наблюдается как индивидуальность и разновидность, так и единство в своём разнообразии; ибо воспринимает свою полезность и красоту от одного и того же источника. Господь как великий Художник написал Своё имя на всей Своей творческой работе, начиная от самого высокого кедра на Ливане, до иссопа, растущего на стене. Всё говорит о делах Его рук — от высоких гор и величественных океанов — до самой крошечной раковины на морском берегу.

Ветви Лозы не смешиваются одна с другой; они лично отдельны; всё же каждая ветвь находится в общении с каждой другой, поскольку они соединены в одном и том же главном родительском стволе. Все они питаются от одного и того же источника; они пьют одни и те же жизнедательные соки. Таким образом, каждая ветвь истинной Лозы является отдельной и отличительной, однако все они между собой соединены в родительском главном стволе. В таком состоянии не может быть никакого разделения. Все они соединены посредством Его воли, чтобы приносить плод в любом месте и при любых обстоятельствах. Но чтобы достигнуть этого, работник должен скрыть себя. Он не должен выражать свои собственные мысли и желания. Он должен выражать мысли и желания Христа. Человеческая семья зависит от Бога относительно жизни, дыхания и средств к существованию. Бог замыслил ткань, а все являются отдельными нитями, чтобы составить образец. Творец является Творцом и Он открывает Себя как великий источник всего, что является необходимым для каждой отдельной жизни.

Христианское единство заключается в ветвях, соединённых с одним и тем же главным родительским стволом, из которого, как из центра оживляющая сила поддерживает черенки, которые присоединены к Лозе. В мыслях и желаниях, в словах и действиях, они должны быть тождественными со Христом. Постоянно участвуя в Его духовной жизни. Вера должна возрастать посредством упражнения. Все, кто живёт в тесной связи с Богом, будут ясно сознавать, Кем Иисус является для них, и они — для Иисуса. По мере того, как общение с Богом запечатлится в их душе, оно отразится на лице как озаряющий свет; твёрдые принципы святого характера Христа будут отражены в человеческой природе. (Review and Herald. 9 ноября 1897 г.)

Иоанна 15:1-8 — см. ЕГВ на 13:2.

Иоанна 15:4

Отделение также хорошо, как и присоединение.

Союз со Христом посредством Его дел — прочный и постоянный; всякий другой союз — разрушится. Христос прежде избрал нас, уплатил безграничную цену за наше искупление и истинный верующий изберёт Христа, как Первого и Последнего, Наилучшего. Но такой союз кое-что да стоит. Это отношение к полной, абсолютной зависимости, которое входит в некогда гордую личность. Все, кто образует этот союз, должны чувствовать свою нужду в искупительной крови Христа. Они должны иметь изменённое сердце. Они должны подчинить свою волю воле Божией. Таковые будут иметь борьбу с внутренними и внешними препятствиями. В них должно произойти мучительное дело отделения и в такой же мере — дело присоединения. Гордость, эгоизм, житейские заботы, светскость — т. е. грех во всех его видах должен быть побеждён, если мы желаем войти в союз со Христом. Причина, почему многие находят христианскую жизнь так прискорбно трудной, почему они так непостоянны, так изменчивы заключается в том, что они пытаются присоединиться ко Христу, не отделившись от этих лелеемых идолов…

Верующие должны стать одно во Христе; но одна ветвь не может питать другую. Питание можно получить лишь через жизненную связь с Лозой. Мы должны чувствовать нашу абсолютную зависимость от Христа. Мы должны жить верой в Сына Божия. В этом заключается повеление: Пребудьте во Мне. Наша жизнь во плоти должна совершаться не по воле человеческой, не для радости наших врагов, но чтобы служить и почитать Того, Кто возлюбил нас и отдал Себя за нас. А простое согласие с этим союзом, в то время как чувства не отделились от мира, его удовольствий и легкомысленных развлечений, лишь поощряет сердце к непослушанию. (Знамение времени. 29 ноября 1910 г.)

Бог не проявил никакого компромисса.

До тех пор, пока сердце не преданно вполне Богу, человек не может пребывать в истинной Лозе, не сможет преуспевать и приносить обильные плоды. Бог не проявил даже ни малейшего компромисса по отношению ко греху. Если бы Он мог сделать это, Христу не было бы нужды приходить к нам в мир, страдать и умереть. Посему и обращение до тех пор не является истинным, пока не переменится как характер, так и поведение тех, кто принял истину. Истина проявится в любви и очистит душу. (Письмо 31 а. 1894 г.)

Иоанна 15:4-5 — См. ЕГВ на Мф. 11:29.

Иоанна 15:5

Циркуляция жизни.

(См. ЕГВ на 2Кор. 4:3-6)

Только Христос может помочь нам и дать нам победу. Христос должен стать для нас всем, пребывать в нашем сердце, Его жизнь должна циркулировать в нас, как кровь циркулирует в венах. Его Дух должен быть жизненной силой, которая побудит нас влиять на других, чтобы они стали Христоподобными и святыми. (Письмо 43. 1895 г.)

Иоанна 15:8

Ежедневный опыт.

Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. (Ин. 15:8)

Что значит — приносить плоды? Это не заключается в посещении собраний однажды в неделю, когда мы проявляем наше свидетельство в молитве или в общественном собрании. Мы должны ежедневно пребывать в истинной Лозе и с терпением приносить плод — в нашем доме, в наших занятиях, и в каждом аспекте жизни, проявить Дух Христа. Многие полагают и действуют так, как будто бы случайная связь со Христом составляет для них всё необходимое и что они считают себя живыми ветвями, поскольку временами они признают Христа. Но это ложный взгляд! Ветвь должна быть привита к Лозе и пребывать на ней, присоединившись к Лозе — волокно с волокном, получая свой ежедневный запас сока и питания от корня и полноты Лозы до тех пор, пока не станет одно с родительским стволом. Сок, который питает Лозу, должен питать и ветвь, и это станет очевидным в жизни того, кто пребывает во Христе; ибо радость наполнит того, кто ходит не по плоти, но по Духу. Наше исповедание ничего не значит, если мы не пребываем во Христе; ибо мы не можем быть живыми ветвями, если жизненные свойства Лозы не изобилуют в нас. В истинном христианине проявятся характерные черты его Учителя, и когда мы отражаем качества Христа в нашей жизни и характере — Отец любит нас как Своего Сына. Когда это условие исполнится в тех, которые заявляют, что верят настоящей истине, — мы увидим процветающую церковь; ибо её члены не будут жить для себя, но для Того, Кто умер за них и они будут преуспевающими ветвями живой Лозы. (Знамение времени. 18 апреля 1892 г.)

Иоанна 15:10 — См. ЕГВ на Мф. 24:23-24.

Иоанна 15:11

Свет приносит довольство и радость.

(Деяния 2:28)

Когда небесный свет озарит человека, его лицо отразит радость, свидетельствующую о пребывании в нём Господа. Когда Христос отсутствует, душа исполняется печалью и сомнением. Именно при отсутствии Христа (сердце) лицо человека становится печальным, и его жизнь издаёт вздохи странников. Радость — суть основанная мысль слова Божия для всех, которые принимают Его. Почему? Ибо они имеют свет жизни, свет приносит довольство и радость, и эта радость отражена в жизни и характере. (Рукопись 96. 1898 г.)

Иоанна 15:12 — См. ЕГВ на 13:34.

Иоанна 15:22

Никакого извинения для преднамеренной слепоты.

(Ин. 5:40. Лк. 12:48)

Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. (Ин. 15:22)

Те, кто имеет возможность слышать истину и не применяет никаких усилий, чтобы услышать или понять её и при сём рассуждает, что если бы они не слышали, им не пришлось бы давать отчёт, — будут виновны перед Богом, как те, которые слышали истину и отвергли её. Людям, которые имели возможность принять истину, не будет никакого извинения, что они решились принять заблуждение. В Своих страданиях и смерти Иисус совершил искупление за все грехи неведения, но Он не сделал никакого обеспечения за грех преднамеренной слепоты…

Мы не будем держать отчёт за свет, который не достиг нашего восприятия, но за тот, которому мы противились и отвергли. Человек не может понять истину, которая никогда не была представлена ему, и поэтому не может быть осуждён за свет, которого он никогда не имел. Но если он имел возможность услышать весть и познакомиться с истиной, и всё же не воспользовался этим случаем, он будет среди тех, о которых Христос сказал: Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь. Те, которые преднамеренно ставят себя в такое положение, чтобы им не иметь возможности слышать истины, будут причислены к тем, кто слушал истину и упорно противился её доказательствам. (Review and Herald. 25 апреля 1893 г.)

Свет, сияющий для нас — будет судить нас.

Никто не будет осуждён за свет, о котором он никогда не слышал, никогда не имел, и не мог получить его. Но многие отказывались принять истину, представленную им посланниками Христа, ибо они желали соответствовать мирским нормам; и поэтому истина, достигшая их понимания, свет, озаривший их душу — осудит их на суде. (Review and Herald. 25 ноября 1884 г.)

Будем судимы согласно полученному свету.

Люди не будут судимы за свет, которого никогда не имели. Но те, кто соблюдает воскресенье, чьё внимание обращено на это заблуждение, но которые не раскрыли своих глаз, чтобы увидеть чудеса закона, будут судимы согласно света, который пришёл к ним. (Review and Herald. 13 сентября 1898 г.)

Иоанна 15:26-27 — См. ЕГВ на Деяния 1:8.