17 глава

Посредническая молитва Иисуса

(Ин. 17:1-26)

1

После этих слов. Эта молитва заканчивает различные наставления Иисуса, своего рода напутствия перед разлукой, начатые в верхней горнице и продолжавшиеся по пути в Гефсиманию. Эта молитва — наиболее длинная из всех отмеченных молитв Христа. Бенгель сказал относительно 17 главы, что из всех глав Св. Писания она является самой лёгкой, что касается слов; но наиболее глубокой — что касается идей. Сама по себе молитва естественно делится на три части.

1) Молитва Иисуса о Себе (1-5 ст.).

2) Молитва за учеников (6-19).

3) Молитва за всех верующих (20-26).

Возвёл очи Свои. См. на 11:41.

Отче. См. на 11:41.

Прославь. См. на 13:31, ср. 12:16, 23. Иисус должен был быть прославлен, будучи возвышен через победоносную смерть, которая являлась необходимым вступлением Его славному воскресению (17:2).

2

Власть. Гр. ексоузия — авторитет (см. на Мф. 28:18).

Плотью. Т. е. человеческими существами (ср. Мк. 13:20. Лк. 3:6).

Жизнь вечную. См. на 1:4. 3:16. 8:51. 10:10, ср. Рим. 6:23.

Ты дал. См. на 6:37.

3

Да знают Тебя. Пережитое на опыте живое познание ведёт к вечной жизни. В одном познании нет спасения, так как нет спасения без познания. Спасительное познание здесь определено как сосредоточенное на истинном Боге, в противоположность ложным богам, и на Иисусе Христе. В религии иудеев очень ярко выделялось отсутствие познания Иисуса Христа. В последний день люди будут отвергнуты, ибо они отвергли самое необходимое познание (см. на Осии 4:6). О важности познания в развитии христианского характера — см. на 17:17, ср. 5 т. 743 с.

4

Я прославил Тебя. Вторая часть предложения освещает первую. Бог прославлен в завершении работы, которую Иисус пришёл совершить для спасения человека.

5

Прославь Меня Ты. Ср. ст. 1. Иисус молит Отца, чтобы Он возвратил Его прежнюю славу. О предсуществовании Христа — см. на 1:1, 14, ср. 8:58. Павел описывает исполнение этой молитвы: Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени.

6

Имя Твоё. Здесь имя, как часто случается, символизирует характер. Об Иисусе, как личном откровении характера Своего Отца — см. 1:14, 18.

Ты дал. См. на 6:37. Подчёркивается единство Отца и Сына (см. на 10:3).

Они сохранили Слово Твоё. Равнозначно выражению сохранили твои заповеди. Это выражение не заключает в себе совершенного послушания, но отмечает, что в противоположность большинству иудеев, ученики разделили свой жребий с Иисусом и стремились выполнять требования ученичества.

7

Уразумели они. Т. е. согласно гр. подлинника, они познали и теперь осознают. Взаимоотношения Христа с Отцом т. е. с Богом, Которому иудеи поклонялись — суть тема, которую Иисус старался выделить в Своём учении (гл. 8 и гл. 10). Иудеи обвиняли Его в богохульстве и позорили Его как самозванца, претендующего, что Бог был Его Отцом, но ученики были убеждены в Его истинном происхождении и тождественности.

8

Ты дал Мне. Дальнейшее подчёркивание на зависимость Христа в период Его воплощения от Своего Отца (1:14. 5:19, 30).

Они приняли. См. на ст. 7.

9

Я о них молю. Ученики уже были представлены (см. ст. 6-8), теперь о них начинается молитва.

Не о всём мире молю. Т. е. в настоящее время. В данный момент Иисус сосредоточил внимание на Своих учениках. Иисус не представляет мир, как лежащий вне Его или Его Отца. Нет, Бог любит мир и свободно предлагает всем спасение (3:16. Отк. 22:17). Далее Иисус включил в Свою молитву верующих в Меня по слову их (17:20).

Которых Ты дал Мне. См. на 6:37.

10

И всё Моё — Твоё. Общее владение ещё более подчёркивает единство Отца и Сына (см. ст. 6).

Прославился. Отец был прославлен через послушание Христа (ст. 4). Подобно этому прославляется Христос через послушание учеников, особенно через выполнение их миссии — проповеди Евангелия (17:11).

11

Я уже не в мире. Непосредственно будущее рассматривается как настоящее. Согласно иудейскому счёту времени день распятия уже наступил.

Я к Тебе иду. Предвкушение будущего в настоящем, ссылка на возвращение Иисуса к Отцу, но не Его приближение к Богу в молитве.

Отче Святый. Этот титул встречается в Новом Завете только здесь. В ст. 1, 5 форма обращения — Отец и в ст. 25 — Отче Праведный. Этот термин, несомненно, избран в виду последующих просьб. Тема 17-19 ст. — освящение. Гр. слово для освящать (ст. 17) — хагиазо — сделать святым, и гр. слово для святый в титуле Отче святый — хагиоз. Именно Святого Отца умолял Христос сделать Его учеников святыми. О святости Божией — см. Лев. 11:44, ср. 1Пет. 1:16. Титул в Отче Святый также встречается в благодарственной молитве в Дидаче 10:2.

Соблюди их. Иисус вскоре должен был оставить их; поэтому Он вверил учеников заботе Своего Отца (см. ст. 11, 12). Они должны будут оставаться в этом злом мире, и в своей борьбе против греха будут нуждаться в особой благодати. Каждый христианин может рассчитывать на эту сохраняющую силу. Бог не допустит, чтобы христианин был искушаем сверх того, что он может перенести (1Кор. 10:13). Он будет непоколебим к нападкам сатаны до тех пор, пока он будет бороться в силе и свете небес. Однако, Бог сохранит только тех, кто решился быть сохранённым. Но когда человек, вопреки Божественному совету, добровольно и преднамеренно становится на сторону врага, он не может надеяться на защиту силы Божией.

Которых. Очевидность самого текста склонна к чтению которое, т. е. имя. В русском тексте эта часть предложения будет звучать следующим образом: Соблюди их во имя Твоё, которое Ты дал Мне. Это чтение выражает мысль, что Бог дал Своё Имя Сыну. Эту мысль можно ещё лучше уразуметь в свете 1:18, 14:9. Иисус пришёл представить имя или характер Своего Отца и действовал в период Своего воплощения под авторитетом Своего Отца.

12

Я соблюдал их. См. на ст. 11.

Которых Ты дал Мне. См. на 6:37.

Кроме сына погибели. Т. е. Иуды Искариота. Это выражение изображает того, кто определён к погибели, или к уничтожению. Этот титул сын погибели в 2Фес 2:3 применяется к антихристу. Гр. слово для определения погибели (аполеиа) встречается многократно и часто изображает заключительное уничтожение нечестивых (см. Мф. 7:13. Рим. 9:22. Флп. 3:19. Евр. 10:19. Отк. 17:8, 11). По своему собственному избранию Иуда стал человеком, обречённым на погибель (см. на Ин. 3:17-20).

Да сбудется Писание. Эта часть предложения, несомненно, может быть понята скорее как результат, чем намерение. Гр. фраза может быть понята любым образом (см. на Мф. 1:22. Ин. 9:3). Иуда не был предопределён предать Иисуса (см. на Ин. 6:71. 10:18). Его гнусный поступок — суть плод его собственного выбора. Это место вероятно намекает на Пс. 40:9, место упомянутое в Ин. 13:18.

13

Ныне же к Тебе иду. Ссылка на возвращение Иисуса к Отцу, как в ст. 11.

Имели в себе радость Мою. См. на 15:11. Ср. 16:24.

14

Я передал им. Ср. 8:17. Ученики сохранили вверенное им слово (ст. 6).

Мир возненавидел их. См. на 15:18-21.

Они не от мира. Они были в мире (ст. 11, 15), но не были участниками его духа. Они были посланы в мир (ст. 18), чтобы побудить других выйти из мира (Мк. 16:15).

15

Взял их от мира. Более сильная мысль — это сохранить от мирского зла. Но ученики должны были трудиться в этом мире подобно тому, как Иисус пришёл в мир выполнить Свою миссию.

Зла. Это слово в гр. подлиннике можно понять двояко: или как ссылку на зло как принцип, или на зло в смысле греха (см. на Мф. 7:13). Для контекста приемлемо любое из вышеуказанных значений. Это же самое выражение встречается в 1Ин. 5:18, но здесь имеется в виду грамматическое отличие, отождествляющее прилагательное, как слово мужского рода, и таким образом более определённо ссылается на делающего грех.

16

Они не от мира. См. на ст. 14.

17

Освяти. Гр. хагиазо, буквально обходиться свято, освящать, посвящать. Ученики должны были посвятиться их задаче. Святость является одним из качеств характера Божьего (1Пет. 1:16), следовательно, быть святым — стать подобным Богу. В этом заключается работа плана спасения (2Пет. 1:4. Восп. 125 стр.).

Истиною Твоею. Относительно определения истины — см. на 8:32. Слово Божие представлено, как истина. Св. Писания открывают нам характер Бога и Иисуса Христа. Если мы сделаем истины Слова Божия частью нашей жизни — мы станем новым творением.

18

Послал Меня. См. на 3:17.

Так и Я послал их. Уже раньше Он послал их (Лк. 9:1, 2) и снова перед уходом из этого мира Он дал им поручение (20, 21, 22).

19

Я посвящаю Себя. Иисус посвятил Себя завершению того дела, которое Он пришёл в этот мир исполнить. Пред Ним был крест и, принесши Себя в жертву, Он предоставил возможность для освящения всех верующих (см. Евр. 10:10).

20

Но и о верующих. Здесь начинается молитва за всех верующих (см. на ст. 1) до конца времени.

По слову их. Т. е. через их проповедь, учение, послания.

21

Да будут все едино. В дарах может быть разнообразие (1Кор. 12), но в духе, целях и взглядах должно быть полное единство. В таком духовном состоянии единства не может быть никаких споров за первенство, что ещё так недавно тревожило 12 учеников (Лк. 22:24-30). Единство, вытекающее из согласованной жизни христиан должно запечатлеть в сознании мира, что христианская церковь — Божественного происхождения.

22

Славу. Здесь вероятно слава воплощённого Христа. Эта слава должна отразиться в верующих. Бенгель замечает: Как прекрасно величие христиан! (ср. Рим. 8:30).

23

Я в них. Здесь ещё более подчёркивается тесное единство между верующим и лицами Божества.

Да будут совершенны. См. на Мф. 5:48. Достижение совершенства возможно посредством пребывания верующего во Христе (см. на 15:1-5).

Да познает мир. См. на ст. 21.

24

Были со Мною. Т. е. в небесах. Христос молит о достижении высшей точки плана спасения, т. е. о прославлении церкви при втором пришествии Христа. Человеческая семья долго пребывала в чужой земле (Евр. 11:13, 14) вдали от отцовского дома (Отк. 14:2, 3). Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне… ожидая усыновления, искупления тела нашего (Рим. 8:22, 23). Искупление придёт, когда Господь снизойдёт с неба в конце веков и соберёт Своих детей от четырёх концов земли (Мф. 24:31. 1Фес 4:16). В это время верные будут восхищены, чтобы всегда быть с Господом (1Фес 4:17). Именно, о наступлении этого радостного момента — воссоединения, молился Иисус. Каждый христианин должен молиться о скорейшем исполнении этого обетования (Отк. 22:20).

Прежде основания мира. Такая же фраза встречается в Еф. 1:4. 1Пет. 1:20. См. на Ин. 1:1, 14.

25

Отче праведный. Сравни обращение Отче Святый (ст. 11). Мир не признал Отца, вопреки тому, что Иисус вполне открыл Его миру.

26

Я открыл. См. на 1:18.

Имя. Т. е. характер.

И открою. Чрез последующие откровения Духа Святого (см. на 14:26. 16:13).

Комментарий Е. Уайт на 17 главу

Иллюстрация посредничества Иисуса в Небесном святилище.

Эта глава содержит посредническую молитву, вознесённую Христом Своему Отцу как раз перед Его осуждением и распятием. Эта молитва является уроком представляющим посредничество, которое Спаситель будет совершать в первом отделении Святилища, когда Его великая жертва ради людей — жертва Самого Себя будет принесена. Наш посредник дал своим ученикам эту иллюстрацию Своего служения в небесном святилище для блага всех, которые придут к Нему в кротости и смирении, освободившись от всякого себялюбия и веруя в Его силу спасать. (Рукопись 29. 1906 г.)

Иоанна 17:1-6

Молитва перед Гефсиманией.

После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. (Ин. 17:1-6)

Это последняя молитва Христа со Своими учениками. Она была произнесена как раз перед входом в Гефсиманский сад, где Он был предан и взят. Достигнув Гефсимании, Он простёрся на земле в агонии страданий. Что было причиной Его агонии? Бремя грехов всего мира лежало на Его душе. Изучая эту молитву, будем помнить, что эти слова были произнесены как раз перед этим переживанием, как раз перед Его предательством и осуждением. (Рукопись 52. 1904 г.)

Иоанна 17:2-3

Отношение Отца и Сына.

17 глава Иоанна ясно говорит о личности Бога и Христа и их взаимоотношениях. Отче! Пришёл час сказал Христос, -Прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя. (17:23. 3:5-11 — цитировать). Здесь они представлены лично и индивидуально. (Рукопись 124. 1903 г.)

Иоанна 17:3

Познать Христа — означает применять Его слова.

(См. ЕГВ на 1:4. Рим. 11:33)

Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. (Ин. 17:3)

Эти слова имеют большое значение. Только чрез познание Христа мы можем познать Бога. Посланный Богом призывает всех прислушаться к этим словам. Эти слова Божии, и все должны прислушаться к ним, ибо чрез них будут они судимы. Познать Христа, чтобы получить спасение — значит быть обновлённым чрез духовное познание, исполнять Его слова. Без этого всё другое не имеет ценности. (Знамение времени. 27 января 1898 г.)

Иоанна 17:4-10

Христос прославлен в верующих.

В посреднической молитве Иисуса к Своему Отцу, Он просит об исполнении условий со стороны Отца, условий договора, заключенного на небесах относительно павшего человека. Он молился: Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. Т. е. Он проявил на земле праведный характер, как пример, которому люди могут подражать. И ныне, прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Далее, в этой молитве Он продолжает излагать, что включает в себя работа, которую Он совершает, и которая дала Ему всех тех, которые верят в Его имя. Он ценит это вознаграждение так, что забыл о муках, ценой которых Он искупил павшего человека. Он заявляет: Я прославился в них, верующих в Него. Эта церковь во имя Его должна привести к славному завершению работу, которую Он начал; и тогда эта церковь в конце концов получит искупление в раю Божием, — Он будет взирать на муки Своей души и будет доволен. На протяжении всей вечности искупленные сонмы будут Его главной славой. (Дух пророчества т. 3. 260, 261)

Иоанна 17:5

Устраните покрывало.

После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. (Ин. 17:1-5)

Христос не молился о проявлении славы человеческой природы, ибо её не было в Его предсуществовании. Он молился Своему Отцу относительно славы, которой Он обладал в Своей тождественности с Богом. Его молитва — молитва Посредника; суть Его прошения — проявление той Божественной славы, которой Он обладал, будучи одно с Богом. Устраните покрывало, — сказал Он, — и пусть проявится Моя слава, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. (Знамение времени. 10 мая 1899 г.)

Иоанна 17:5, 24

Публичное восстановление Христа в небесах.

(Евр. 1:6. 1Ин. 2:1. См. ЕГВ на Ин. 20:16, 17. Евр. 1:1-3)

Молитва Христа получила своё исполнение. Он был прославлен славою, которую имел у Отца прежде бытия мира. Но среди этой славы, Христос не потерял из виду Своих детей, усиленно трудящихся, переносящих борьбу на земле. Он обратился с просьбой к Своему Отцу. Он попросил небесные сонмы, удалиться на время, пока не встретится лично с Иеговой. И тогда Он представил Свою просьбу ради Своих избранных…

Отче — сказал Он — которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я и они были со Мною. И затем Отец провозгласил: И да поклонятся Ему все ангелы Божии. Небесные воинства склонились перед Ним и прославили Его в торжественном, радостном пении. Слава окружала царя небес и все небесные разумные существа видели её. Нет слов, чтобы изобразить сцену, которая имела место, когда Сын Божий был публично восстановлен на место чести и славы, добровольно оставленное Им, когда Он стал человеком. И сегодня Христос — прославленный, но, тем не менее, наш брат, наш Ходатай находится во дворах неба. (Знамение времени. 10 мая 1899 г.)

Иоанна 17:6

Великая честь.

Какая чудесная похвала: Они сохранили Слово Твоё. Великая честь — чтобы эти слова были сказаны о нас. Но слишком часто самолюбие овладевает нами; эгоистичные споры за господство и власть. (Рукопись 52. 1904 г.)

Иоанна 17:17

Самодовольство не является самоосвящением.

Освяти их Истиною Твоею; Слово Твоё есть истина. Приятное, самодовольное чувство не является доказательством освящения. Обо всех делах сынов человеческих сохраняется верный отчёт. Ничто не может быть скрыто от взора превознесённого и святого, который пребывает вечно. Некоторые позорят Христа своим направлением замыслов, планов, проектов. Бог не одобряет их поведение, ибо их дух и дела не приносят чести для Господа Иисуса. Они забыли слова апостола: Потому, что мы сделались позорищем (зрелищем) для мира, для ангелов и человеков. (Рукопись 159. 1903 г.)

Испытание Адама придёт ко всем.

Закон Божий является единственным великим мерилом, согласно которого в великий день Божий будет измерен характер человека. Молитва Христа была: Слово Твоё есть истина. Поэтому если сердце будет освящено Духом Божиим, такой человек будет ходить путём заповедей Божиих. Исключительное испытание, которому Бог подверг Адама в Едеме, постигнет каждого члена человеческой семьи. От Адама требовалось послушание Богу, и мы находимся в таком же положении как он во втором испытании, чтобы увидеть, будем ли мы послушны голосу сатаны и не послушны Богу, или послушны слову Божию. (Review and Herald. 10 июня 1890 г.)

Руководство или учебник для освящения.

(1Фес. 4:3. 2Тим. 3:16)

Библия является мерилом, согласно которой будут проверены претензии всех заявляющих, что имеют освящение. Иисус молился, чтобы Его ученики могли быть освящены истиной, и Он сказал: Слово Твоё есть истина, и в то же время псалмист провозглашает: И закон Твой — есть истина. Все водимые Богом проявят высокое уважение к Св. Писаниям, в которых слышен Его голос. Библия будет для них полезной для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен человек, ко всякому доброму делу приготовлен. По плодам их узнаете их. Мы не нуждаемся ни в каком другом доказательстве, чтобы судить об освящении людей, если они страшатся, чтобы им быть непослушными всей воле Божией; если они внимательно прислушиваются к Его голосу, доверяя Его мудрости, и сделают Его слово своим советом, тогда, если у них при этом не проявится хвастовство в превосходстве их доброты — мы можем быть уверены, что они стараются достигнуть совершенства христианского характера. Но если претендующие на святость объявляют, что они больше не нуждаются в исследовании Св. Писания, мы не должны спешить провозглашать их освящение подлинным. Они полагаются на своё собственное понимание, вместо согласования с волей Божьей. (Review and Herald. 5 октября 1886 г.)

Послушание требованиям Божьим.

Истина, как она явлена в Иисусе, требует послушания каждому предписанию Иеговы — в этом сущность дела. Библейское освящение — неподдельное освящение наших дней, отказывающееся от исследования Св. Писания, доверяющееся благим чувствам и побуждениям, скорее, чем искать истину, как скрытое сокровище. Библейское освящение — знать требования Божии и исполнять их. Чистое и святое небо готово для тех, которые соблюдают заповеди Божии. Это достойные, упорные, неутомимые усилия, прилагаемые на протяжении всей жизни. Сатана — справа и слева; он позади и впереди; он имеет блюдо лжи и басней, приготовленное для каждой души, которая не стремится хранить истину, как она есть — в Иисусе. Губитель наблюдает за вами, чтобы парализовать каждое ваше усилие, но венец жизни будет дан победителю. Жизнь, которая измеряется жизнью Бога. (Рукопись 58. 1897 г.)

Принятая истина способна постоянно расширяться и получать новое развитие. Она увеличится в яркости по мере её созерцания и возрастёт в высоте и глубине, по мере нашего стремления постигнуть её. Таким образом она поднимет нас к высотам совершенства и даст нам веру и доверие к Богу, как к нашей силе, чтобы совершать предстоящую перед нами работу. (Рукопись 153. 1898 г.)

Не должно быть неустойчивости.

(Евр. 4:12)

Истина есть истина. Она не должна быть облечена в прекрасные украшения, восхищающие своим внешним видом. Учитель должен представить истину ясно и убедительно для понимания и сознания. Слово подобно обоюдоострому мечу, рассекающему два пути. Оно не подобно поступи в мягких комнатных туфлях. Было много случаев, когда люди, защищавшие христианство против скептиков, впоследствии потеряли свои собственные души в лабиринтах скептицизма. Они заразились духовной лихорадкой и умерли духовно. Они имели сильные аргументы, говорящие в пользу истины и много видимых доказательств, но не имели пребывающей веры во Христа. О, есть тысячи и тысячи исповедующих имя Христа, которые никогда не изучают Библии! Изучайте Слово Божье тщательно с молитвой, ради блага ваших собственных душ! Когда вы слышите слово живого проповедника, если он имеет живую связь с Богом, вы найдёте, что Дух и Слово находятся в полном согласии.

Ветхий и Новый Завет соединены вместе золотыми Божиими связями. Мы нуждаемся в том, чтобы лучше понять Писания Ветхого Завета. Мы должны ясно увидеть неизменность Бога; сходство Его отношений с Его народом в прошедшие времена, с настоящим временем — должно быть изучено…

Через работу Святого Духа истина отражается в уме и запечатлевается в сердце прилежного, богобоязненного исследователя Слова Божьего. И не только он получает благословение от такого вида работы; души, которым он сообщает истину и за которых он однажды должен дать отчёт, также получат великие благословения. Те, которые изберут Бога Своим Советником, соберут наиболее обильный урожай, собирая золотые зёрна истины из Слова Божьего; ибо небесный Наставник находится рядом с ними. Тот, кто получает свою способность для служения именно таким образом, будет иметь право на благословения, обещанные тому, кто обратит многих в правде. (Review and Herald. 20 апреля 1897 г.)

Иоанна 17:20, 21

Единство в разнообразии.

(Мф. 25:14, 15. Мк. 13:34)

Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. (Ин. 17:20, 21)

О каком роде единства сказано в этих словах? О единстве при разнообразии. Наши умы мыслят разнообразно, и потому не всем может быть предложена одна и та же работа. Бог даёт каждому человеку работу согласно его особой индивидуальной способности. Предстоит различная работа, которую необходимо сделать, и соответственно необходимы работники с самыми различными способностями. Если наши сердца смиренны, если мы научились в школе Христа, чтобы быть кроткими и смиренными, мы можем всё преодолеть совместно на узком пути, отмеченном для нас. (Рукопись 52. 1904 г.)

Иоанна 17:20-23

Не уничтожать личность.

Христос является одно с Отцом, но Христос и Бог — две отдельных личности. Читайте молитву Христа в 17 главе Иоанна, и вы найдёте этот вопрос ясно представленным. Как серьёзно Спаситель молился, чтобы Его ученики могли быть так едины с Ним, как Он с Отцом. Но единство, которое должно существовать между Христом и Его последователями — не должно лишать какую-либо личность её индивидуальности. Они должны быть едины с Ним, как Он был един с Отцом. (Review and Herald. 1 июня 1905 г.)

Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. (Ин. 17:20-23)

Какое удивительное заявление! Единство, которое существует между Христом и Его учениками, не лишает личности её индивидуальности, в мыслях, намерениях; в характере они едины, но не в личности. Через участие Духа Божия, сообразуясь с законом Божиим, человек становится причастником Божеского естества. Христос привёл Своих учеников в живой союз с Самим Собою и с Отцом. Через действие Святого Духа на человеческий ум, человек становится совершенным во Христе Иисусе. Единство со Христом в свою очередь укрепляет связи единства друг с другом. Это единство — наиболее убедительное доказательство миру о величии и достоинстве Христа и Его силе удалить грех. (Рукопись 111. 1903 г.)

Иоанна 17:24

Соответственно завету обетования.

(См. ЕГВ на 20:16, 17)

О, как Божественный Глава страстно желает, чтобы Его церковь была с Ним! Они имели общение с Ним в Его страдании и унижении, и Его наивысшая радость, чтобы они были соучастниками с Ним Его славы. Христос претендует на преимущество — иметь Свою церковь вместе с Собой: Хочу, чтобы там, где Я и они были со Мною. Чтобы они пребывали с Ним — это соответствует завету обетования и находится в согласии с Его Отцом. (Review and Herald. 17 октября 1893 г.)